Мировая Авиация 196
-
Большая часть из 1763 заказанных ВВС США истребителей должна заменить F-16 (справа), летящий на этом снимке вместе с X-35A. Остальные JSF должны заменить штурмовики A-10, хотя многие полагают, что F-35 не подходит для непосредственной поддержки войск.
He 177A-5/R2 Greif. Самолет из состава 4. Staffel II Gruppe Kampfgeschwader 100, в 1944 году базировавшейся в Бордо-Мериньяк во Франции.
Взлетающий третий предсерийный бомбардировщик He 177A-03 демонстрирует мощные основные стойки шасси. Раскачка самолета при взлете была обычным явлением.
Во время операции "Steinbock" опытные экипажи He 177 обнаружили, что вход во вражеское воздушное пространство на высоте 9000 м и последующая атака в пологом пикировании при полной мощности двигателей (скорость около 700 км/ч) с большой вероятностью помогают избежать перехвата.
Благодаря рискованной операции британцев, этот He 177A-5/R6 был захвачен на аэродроме Люфтваффе Бланьяк. Машина проходила испытания осенью 1944 года. He 177 был почти так же опасен для своего экипажа, как и для противника. Британские летчики-испытатели дали невысокую оценку этой машине.
Почти все варианты He 177 несли в носовой части гондолы пушку MG 151/20 и второе аналогичное орудие в хвостовой части, которым распоряжался стрелок, сидевший в кабине под рулем направления. Представленный на снимке A-3/R1 из подразделения KG 40 (I/KG 50 ???) во время транспортных перевозок в район Сталинграда оснащен пушкой MG FF в носовой части.
Не все UH-1N несут инфракрасную систему переднего обзора NTIS, как этот вертолет КМП на снимке, хотя она значительно расширяет возможности ночного применения машины. В турели размещен лазерный целеуказатель для использования вертолета в качестве передового авианаводчика.
Когда началась программа Twin Huey, компания "Bell" использовала стандартный армейский UH-1D, оснастив его силовой установкой из двух двигателей Continental XT-67-T-1. Этот опытный вертолет получил обозначение Model 208 и стал первой ступенью к созданию UH-1N.
P-47D-15-RA 42-23289 "Lady Ruth" из 19-й FS 318-й FG, построенный в Эвансвилле, готовится к пристрелке оружия после ремонта на базе в Иешиме, июль 1945 года. P-47D-15 имел ряд усовершенствований, включая пилоны для подвески ПТБ или 454-кг бомб и увеличенную емкость топливных баков.
P-47D раннего и позднего выпуска несли службу бок о бок до самого окончания войны в Европе. На снимке истребители-бомбардировщики из 373-й FG 9-й Воздушной Армии на аэродроме во Франции в августе 1944 года.
P-47 с гаргротом штурмует вражеский аэродром во Франции, повредив в процессе захваченный немцами бомбардировщик Liore-et-Olivier LeO 451 (транспортный самолет "люфтваффе" ЛеО-451Т ???). Thunderbolt в роли штурмовика был превосходен.
F-51H Mustang. На F-51H летали 18 подразделений ВВС Национальной Гвардии. Изображенный на рисунке самолет (44-64570) принадлежал командиру 131-й эскадрильи истребителей-перехватчиков Национальной Гвардии Массачусетса, в 1951 году базировавшейся в Бернес Филд. 131-я эскадрилья летала на F-51H до 1954 года.
Будучи легче P-51D, вариант H был длиннее, с более высоким в центре фюзеляжем и, начиная с 21-го самолета, получил более высокий киль. Самолет 44-64164 (на снимке) был пятой построенной машиной.
На этом снимке XP-51F 43-43333 хорошо виден большой фонарь кабины, новое шасси, доработанный воздухозаборник радиатора и модифицированное хвостовое оперение (без подфюзеляжного киля).
Третий XP-51F (43-43334), окрашенный в цвета RAF перед поставкой, был доставлен в Англию для испытаний. Самолету присвоили серийный номер FR409 и обозначение Mustang Mk V. Затем был получен второй P-51G, переименованный в Mustang Mk IV FR410, хотя это обозначение уже было присвоено обычному P-51D.
Когда после войны Боба Чилтона спросили, почему не сохранилось ни одной фотографии XP-51F, XP-51G и XP-51J в полете, тот ответил, что их просто не было. Пилоты и персонал были слишком заняты испытаниями, и времени на фотосессии просто не было. На снимке - XP-57G с пятилопастным винтом Rotol.
The North American XP-51G Mustang Experimental Long-range Escort Fighter (Rolls-Royce Merlin 145 engine and five-blade airscrew).
Заказы на P-51H. Заказы предусматривали изготовление 2000 P-51H в Инглвуде (на снимке 33-я из 555 построенных машин) и 1700 P-51L в Далласе (заказ позднее был отменен). Следующим вариантом из Инглвуда стал P-51M с двигателем V-1650-9A (со снятой системой впрыска водно-метаноловой смеси). Был построен один самолет (переделан из последнего P-51D), а от изготовления остальных 1628 отказались. В Англию был поставлен единственный P-51H A, получивший номер KN987.
The P-51H was the final series version of the Mustang produced by the parent company and embodied experience gained with its experimental lightweight predecessors.
Самолет 44-76027 был первым из двух XP-51J с двигателем Allison V-1710. Обратите внимание на отсутствие заборника карбюратора под коком винта. В отличие от прототипов с двигателями Merlin он был размещен в подфюзеляжном воздухозаборнике радиатора XP-51J.
История Skyraider началась во времена Второй мировой войны, когда основным палубным пикирующим бомбардировщиком ВМС США был SBD Dauntless. Разработанный главным конструктором "Douglas Aircraft Corporation" Эдом Хайнеманом, Dauntless широко использовался на Тихоокеанском ТВД, серьезно потрепав японские авианосные силы в сражении у Мидуэя. На снимке внизу хорошо видна двухместная кабина самолета, заднюю часть которой занимал стрелок-радист. На держателях под фюзеляжем можно было подвесить до 760 кг бомб, а еще 295 кг бомб могли быть подвешены под каждой консолью крыла.
На рисунке представлен вариант Ki-21-IIa. Бомбардировщики Ki-21 сыграли заметную роль на раннем этапе войны.
Mitsubishi Ki-21-IIb Императорской Армии Японии. Этот самолет считался устаревшим еще до начала войны, но продолжал исправно нести службу до 1945 года, приняв участие во многих известных операциях. Немало этих машин закончили свою жизнь в атаках камикадзе.
Первый прототип Ki-21 - с угловатой носовой частью, полусферической верхней турелью и сильно выраженным уступом внизу хвостовой части фюзеляжа.
Новинка 1938г. - японский дальний бомбардировщик Мицубиси Ки.21
Несмотря на постоянное старение, "Sally" служили в боевых подразделениях до самого конца войны.
Готовясь к первому полету X-35A, Том Моргенфилд гоняет ТРДДФ F119-611C на полной мощности. На серийных истребителях в качестве альтернативной силовой установки предлагается двигатель General Electric F120.
Том Моргенфилд подвел X-35A поближе к камере. Ветеран многих программ, включая F-117 и YF-22, Моргенфилд оценивает управляемость самолета как великолепную. Он особенно отметил четкую реакцию самолета на движения ручки управления и отсутствие колебаний после установки ручки в нейтральное положение.
Для полетов FCLP на авиабазе Эдвардс была установлена посадочная система с линзами Френеля, как на авианосце. Задержки с поставкой Lightning ВМС США могут привести к дополнительному заказу на F/A-18E/F. JSF должны заменить на палубе самолеты F/A-18C/D. В настоящее время планируется построить 480 самолетов CV.
Fokker V.3 (позднее D.VI) был первым прототипом истребителя-триплана, построенного самой компанией "Fokker". Самолет имел свободнонесущие крылья без стоек и расчалок. Он был окрашен в серебристый и серый цвета и не имел вооружения.
Второй F.I, 102/17, ставший первым трипланом аса фон Рихтгофена. В первом вылете на этой машине 1 сентября 1917 года он одержал свою 60-ю победу.
Механик поправляет привязной ремень пилоту самолета Fokker Dr.l из эскадры JG 1, готовящемуся к вылету. JG 1 отвечала за боевые испытания ранних трипланов компании "Fokker", хотя плохая погода зимой 1917-1918 года ограничивала действия авиации.
Не столь скоростной, как другие машины, триплан Dr.l отличался великолепной маневренностью и мощным вооружением из двух синхронных пулеметов Spandau - стрельбу можно было вести как одновременно, так и раздельно.
Designed with emphasis on manoeuvrability - the Fokker Triplane with Oberursel rotary.
Fokker Dr.l из истребительной эскадрильи Jasta 11 на стоянке, март 1918 года. Пилот с тростью - Манфред фон Рихтгофен, командир JG 1.
Хотя оригиналов Fokker Dr.l не сохранилось, было построено множество летающих копий - реплик этого самолета. Реплики Dr.l несут регистрационные номера Австралии, Британии, Германии, Новой Зеландии, Сингапура и США, где было построено как минимум 20 машин. Одна из самых популярных реплик Fokker Dr.l выпускалась серийно как в виде чертежей, так и наборов для домашней постройки фирмой "Ron Sands Inc". К концу 1980-х годов было продано около 120 комплектов чертежей и 10 наборов и в общей сложности в воздух поднялись 18 самолетов.
16 февраля 1955 года ВМС США выпустили документ MIL-C-18263 (AER), предписывающий всем подразделениям, имеющим самолеты Skyraider, сменить темно-синюю окраску своих машин на серый цвет на верхних поверхностях и белый - на нижних. Этот A-1H в новой окраске из эскадрильи VA-54 был сфотографирован на борту авианосца "Филиппин Си". После окончания Второй мировой войны большинство старых авианосцев было выведено в резерв из-за значительного сокращения расходов на ВМС. Но многие из них были расконсервированы всего несколько лет спустя, чтобы принять участие в войнах в Корее и Вьетнаме.
Пикирующий AD-2 Skyraider демонстрирует один из предлагавшихся (но так и не выбранных) вариантов вооружения для Skyraider. На внешних пилонах под крылом подвешено 12 НАР HVAR (High-Velocity Aircraft Rockets), а на внутренних - две 298-мм ракеты класса "воздух-поверхность" Tiny Tim.
Skyraider раннего выпуска без тактических обозначений и и характерных следов выхлопа за капотом двигателя во время испытательного полета. Он несет вторую схему камуфляжа, выбранную для семейства Skyraider - серый ("gull-grey") цвет на верхних поверхностях и белый - на нижних.
Ударные варианты Skyraider хорошо проявили себя во время войны в Корее, благодаря своей способности нести большую боевую нагрузку и часами находиться над полем боя. Способность Skyraider с высокой точностью наносить удары бомбами или ракетами (на снимке) позволила сохранить множество жизней американских военных.
A-1H Skyraider
На снимке хорошо заметно сходство J8M с Messerschmitt Me 163B Komet. Экспериментальный J8M не успел принять участия в боевых действиях.
78-я истребительная группа (FG) одной из первых в Европе получила на вооружение P-47. P-47D с каплевидным фонарем из 82-й истребительной эскадрильи (FS) в конце 1944 года; обратите внимание на остатки "полос вторжения" AEAF, наносившихся перед высадкой в Нормандии.
Персонал 19-й истребительной эскадрильи отмечает 70-ю победу своего подразделения, Иешима, июль 1945 года. 318-я FG стала первой группой, получившей в апреле 1945 года новые P-47N. Новый вариант был быстрее P-47D позднего выпуска и имел увеличенную дальность, благодаря интегрированным топливным бакам в крыле.
Пять диагональных синих полос были хорошо известными обозначениями 1-й Воздушно-десантной группы, к лету 1944 года вооруженной исключительно истребителями, в основном занимавшейся непосредственной поддержкой войск.
На рисунке представлен Skyraider AEW.Mk 1 из звена "C" 849-й эскадрильи авиации британских ВМС (FAA) с авианосца "Альбион", 1956 год. Созданные на базе американских AD-4W, британские машины прошли ремонт и были оснащены усовершенствованной РЛС AN/APS-20A. Этот радар значительно превосходил по дальности обнаружения РЛС, установленную на ранее использовавшихся британскими ВМС самолетах Grumman Avenger AD-3W. Этот AEW.Mk 1 полностью окрашен в темно-синий ("gloss sea-blue") цвет и несет черные и желтые опознавательные полосы на крыле и фюзеляже, использовавшиеся во время Суэцкого кризиса во избежание обстрела собственными средствами ПВО.
Skyraider, действовавшие во время кризиса совместно с французскими и израильскими самолетами, обеспечивали радиолокационное прикрытие атак на Египет. Позже Skyraider находились на борту "Альбиона" во время его заморского похода после кризиса, призванного продемонстрировать морскую мощь Великобритании. Поход продолжался три месяца, и во время его проведения самолеты участвовали в совместных учениях с ВМС Индии и Пакистана. По возвращении на родину 849-я эскадрилья оставалась на своей базе в Калдроузе, Корнуолл, до 1960 года, когда Skyraider сняли с вооружения и заменили самолетами Fairey Gannet AEW.Mk 3.
На рисунке представлен Mitsubishi J2M3 из 302-го кокутая авиации ВМС, базировавшегося в Японии в 1945 году. Задуманный как перехватчик с высокой скороподъемностью, J2M страдал от недостаточной надежности, но показал себя достаточно эффективным в боях против американских бомбардировщиков.
Истребители J2M испытывались после войны в Сингапуре подразделением технической разведки США, причем на них летали как американские, так и японские пилоты.
К моменту завершения выпуска (1941 год) было построено свыше 700 Ki-30, которые в основном передали в подразделения второй линии.
Ki-30 был первым японским легким бомбардировщиком, получившим внутренний бомбоотсек и разрезные посадочные щитки.
Этот Mitsubishi G4M1 "Betty" служил в подразделении Татао кокутай (позднее его переименовали в 753-й кокутай). В октябре 1942 года самолеты этой авиагруппы базировались на Рабауле (Папуа-Новая Гвинея). Пилоты США и их союзников прозвали этот бомбардировщик "Летающей зажигалкой"-за тенденцию быстро вспыхивать при попадании в него.
Mitsubishi G4M был самым массовым японским бомбардировщиком и использовался в операциях от Австралии до Алеутских островов на всем протяжении войны.
Mitsubishi G4M2 Model 24 "Betty"
Mitsubishi Ki-67-I Императорской Армии Японии. В последние месяцы войны в носовой части этих самолетов устанавливали заряд взрывчатки для использования в атаках камикадзе.
Ки.67-I-Оцу из 74-го полка.
Хотя Hiryu ("Летящий дракон") официально классифицировался как тяжелый бомбардировщик, он был скорее сравним со средним бомбардировщиком Martin B-26 Marauder. Полагают, что если бы на этих машинах не летали молодые неопытные экипажи, итоговые результаты войны на Тихом океане могли бы сильно измениться.
Mitsubishi Type 4 Heavy Bomber, Model Ib (Ki.67-Ib "Peggy").
Mitsubishi Ki-67 Hiryu
Mitsubishi Ki-15-I из 1 -го чу тая (эскадрильи) 15-го Хикосентая (полка) Императорской Армии Японии.
Этот самолет J-BAAL с названием "Камикадзе" ("Божественный ветер") принадлежал одной из ведущих японских газет - "Асахи Симбун".
Mitsubishi Karigane I, the civil version of the Ki-15.
MC-20-II в окраске авиакомпании "Dai Nippon Koku K.K.".
Mitsubishi Type 100 Transport, Model 2 (Ki.57-II "Topsy").
Бомбардировщики Тип 93 использовались в Маньчжурии и других частях Китая, но были слишком тяжеловесными и медленными, и не пользовались любовью у своих экипажей. Всего с марта 1933 по апрель 1936 года построили 118 самолетов этого типа.
Mitsubishi Ki-1-II.
В 1931 году на японцев произвел большое впечатление импортный Junkers K.37, применявшийся в Маньчжурии. Взяв за основу этот германский самолет, они разработали Ki-2.
Mitsubishi Ki-2-I.
Первым действительно массовым самолетом в семействе стал J-2 Cub, построенный в 1935-1938 годах в количестве 1216 машин. Первоначальную цену в 1470 долларов в дальнейшем снизили до 1270 долларов.
Маневренный, устойчивый и простой в пилотировании Piper Cub стал первым полноценным самолетом для массового рынка. Выпуск машин семейства Cub/Super Cub продолжался до ноября 1982 года.
Развитием J-3 стал J-4 Cub Coupe с полностью закрытым двигателем и шасси с обтекателями и тормозами. Самолеты хорошо продавались в США, и в годы войны некоторые из них использовались военными.
The Piper J4 Coupe Two-seat Light Cabin Monoplane (75 h.p. Continental engine).
J-3 Cub раннего выпуска демонстрирует элегантные обводы, присущие машинам семейства Piper Cub. На J-3 было установлено увеличенное вертикальное оперение и хвостовое колесо.
Варианты J-3 с поплавковым шасси получали в конце обозначения букву "S". На снимке: самолет с поплавками Edo (Edo - сокращение имени разработчика поплавков - Earl D. Osborn), окрашенный по стандартной схеме в желтый цвет с черными полосами и несущий на киле логотип Cub.
Штурмовик Ки.51-Оцу. Среди используемых камикадзе самолетов было немало устаревших Ки-79 и Ки-51
Штурмовик Ki-51 "Sonia" являлся уменьшенным вариантом Ki-30, он широко использовался на Тихоокеанском ТВД.
Ki-51 был дальнейшим развитием идей, заложенных в конструкцию самолета Ki-15. Этот специализированный штурмовик с бронезащитой и усиленным вооружением создавался на базе бомбардировщика Ki-30.
Бомбардировщик Ki-20 был создан на базе гражданского лайнера Junkers G 38. Самолет, обозначавшийся как "сверхтяжелый бомбардировщик Тип 92", так и не был принят на вооружение.
F4D-1 Skyray. Эскадрилья VF-162, базировавшаяся в Сесил Филд, была вооружена истребителями Skyray очень короткое время - с середины 1960 до конца 1961 года. В общей сложности построили 419 самолетов F4D-1 с производственными номерами 130740-130750, 134744-134973 и 139030-139207. Последний самолет был поставлен ВМС США 22 декабря 1958 года. Заказ еще на 230 машин был отменен.
Skyray был одним из первых истребителей, способных нести ракеты "воздух-воздух" Sidewinder (на снимке). Первые 100 самолетов F4D-1 были построены без этой возможности, но впоследствии их доработали.
Первой боевой истребительной эскадрильей, получившей на вооружение Skyray, была VF-74, эксплуатировавшая его в 1956-1961 годах. Вскоре после нее F4D поступил на вооружение первой эскадрильи КМП.
Четверка F4D-1 из VMF-115, первой из семи эскадрилий КМП, вооруженных Skyray. Морская пехота списала свои последние Skyray в 1964 году.
Эскадрилья VF-213 стала третьим подразделением ВМС, получившим Skyray. Самолеты часто летали с парой ПТБ.
Зная о недостатках проекта SBD Dauntless, ВМС США начали поиски его преемника еще до начала войны. В результате был создан самолет Destroyer, получивший обозначение XSB2D-1, сохранивший второго члена экипажа, несмотря на крайне ограниченный обзор из задней кабины. Destroyer был оснащен парой дистанционно-управляемых турелей, одна из которых размещалась снизу, непосредственно за бомбоотсеком. Из-за своей чрезмерной сложности Destroyer не был принят на вооружение, и лишь 28 машин несли службу в испытательной эскадрилье.
После неудачи с Destroyer, компания "Douglas" переработала проект, присвоив самолету имя Destroyer II. В связи с отказом от роли разведчика, обозначение изменили на BTD-1 и отказались от второго члена экипажа и турельных стрелковых установок. Для улучшения управляемости увеличили площадь вертикального оперения, установив форкиль. Но самолет испытывал проблемы с трехстоечным шасси и недостаточной устойчивостью в пикировании. Испытатели ВМС в Патаксент Ривер признали машину непригодной для использования в качестве штурмовика.
Еще один отвергнутый проект компании "Douglas" - XTB2D-1 Skypirate - был попыткой удовлетворить требования ВМС в новом бомбардировщике-торпедоносце. Skypirate, самый крупный из предложенных проектов, был оснащен одним 28-цилиндровым радиальным двигателем Pratt & Whitney XR-4360-8, приводившим два четырехлопастных винта противоположного вращения. Хотя прототип не имел вооружения, серийные самолеты предполагалось оснастить дистанционно-управляемыми турелями и пулеметами в крыле. Несмотря на впечатляющие характеристики Skypirate, его разработку прекратили сразу после завершения Второй мировой войны.
На протяжении войны K3M широко использовались в качестве учебных и, гораздо реже, транспортных самолетов, получив у США и их союзников кодовое обозначение "Pine". В общей сложности построили 624 самолета всех вариантов.
Легко узнаваемый по четырехлопастному несущему винту, Bell 412 стал настоящим многоцелевым вертолетом, задачами которого являются доставка десанта и непосредственная поддержка на поле боя. Его особенностями являются протектированные топливные баки и шасси, рассчитанное на поглощение мощных ударов. Машина на снимке принадлежит ВВС Зимбабве, которые располагают семью Bell 412 (включая два в VIP-варианте), сведенными в 8-ю эскадрилью.
Существуют три базовые модификации F-35: F-35A (на снимке) - вариант для ВВС США, КМП должен получить самолеты с укороченным взлетом и вертикальной посадкой - STOVL F-35B, а палубный F-35C с увеличенным крылом должен поступить как в КМП, так и в ВМС. Все зарубежные покупатели заказали F-35A, за исключением Израиля (желающего получить уникальный вариант F-35I), ВМС Италии (F-35B) и Великобритании (F-35C).
Самый красивый из всех вариантов истребителя - F-35C с большим крылом. В 2006 году F-35 получил имя Lightning II в честь истребителя Lockheed P-38.