Варианты
- Mitsubishi - Ki.21 - 1936 - Япония
- Mitsubishi - Ki.57/L4M - 1940 - Япония
Ki.21
Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 4 человека. Создан в КБ фирмы "Мицубиси дзюкоге" под руководством К.Одзавы. Совершил первый полет 18 декабря 1936 г. Серийное производство начато в марте 1938 г. Выпускался на заводах "Мицубиси" в Нагое и "Накадзима" в Ота. Всего построено 2064 экз.
Состоял на вооружении японской армии с августа 1938 г. (как "тип 97"), Таиланда - с 1940 г.
Основные серийные модификации:
- Ки.21-I с моторами Ха.5, вооружение варианта Ко - 3x7,69, Оцу - 5x7,69, Хей -6x7,69;
- Ки.21-II с моторами Ха. 101, с увеличенным горизонтальным оперением, полностью убранными колесами шасси, измененным крылом, вооружение варианта Ко -6x7,69, Оцу - 1x12,7+5x7,69.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 1000 кг.
Ки.21 впервые был опробован в боях под Чунцином в декабре 1938 г. С мая 1939 г. участвовал в боях на Халхин-Голе. С декабря 1941 г. воевал в Малайе и Бирме. Использовался как бомбардировщик и транспортный самолет до конца войны. Снят с производства в сентябре 1944 г.
Ки.21-I||
Размах:||22,5 м
Длина:||16,0 м
Моторы, количество х мощность:||2x950 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7900 кг
Максимальная скорость:||432 км/ч
Практический потолок:||8600 м
Дальность:||2700 км
Описание:
- Ki.21
- Mitsubishi Ki-21 (армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97)
Фотографии
-
АвиаПарк 2009-01 / А.Харук - Прицел на север /Монография/
Ки-21-I-Ko армейской летной школы "Хамамацу", 1939г.
-
Мировая Авиация 196
На рисунке представлен вариант Ki-21-IIa. Бомбардировщики Ki-21 сыграли заметную роль на раннем этапе войны.
-
АвиаПарк 2009-01 / А.Харук - Прицел на север /Монография/
Ки-21-II армейской летно школы "Хамамацу", 1944г.
-
АвиаПарк 2009-01 / А.Харук - Прицел на север /Монография/
Ки-21-IIb из состава 1-го чутая 12-го сентая японских императорских ВВС, 1943г.
-
Мировая Авиация 196
Mitsubishi Ki-21-IIb Императорской Армии Японии. Этот самолет считался устаревшим еще до начала войны, но продолжал исправно нести службу до 1945 года, приняв участие во многих известных операциях. Немало этих машин закончили свою жизнь в атаках камикадзе.
-
Air International 1986-08 / ??? - Mitsubishi Ki-21: Stalwart of the Imperial Army Air Force /Warbirds/
The first prototype Ki-21 with angular, turreted nose, a semi-hemispherical dorsal turret and a ventral rear-fuselage step. The second prototype differed essentially in having a lengthy dorsal greenhouse later adopted for the series model.
-
Мировая Авиация 196
Первый прототип Ki-21 - с угловатой носовой частью, полусферической верхней турелью и сильно выраженным уступом внизу хвостовой части фюзеляжа.
-
Моделист-Конструктор Бомбардировщики Второй мировой войны
Ki.21-I-Ko на аэродроме Тойока (Япония)
-
АвиаПарк 2009-01 / А.Харук - Прицел на север /Монография/
Ки-21 Ко на аэродроме летной школы "Хамамацу"
-
Air International 1986-08 / ??? - Mitsubishi Ki-21: Stalwart of the Imperial Army Air Force /Warbirds/
The third prototype of the Ki-21 which featured Ha-5 engines, a hemispherical glazed nose fundamentally similar to that of the Ki-19 and the dorsal greenhouse of the second prototype.
-
Aeroplane Monthly 1977-06 / Personal album
Seen bearing the Japanese surrender markings of white with green crosses (some aircraft simply had a green cross on a white square), this Mitsubishi Ki-21 lib heavy bomber was powered by two 825 h.p. Mitsubishi Ha-6 radials. Code-named Sally 3, this variant was the last of the Ki-21 line, the first of which were delivered in August 1938. Although successful in its time, the Ki-21 was an anachronism by the late war years, but it was popular with its crews. 688 Ki-21 IIbs were built.
-
Air International 1986-08 / ??? - Mitsubishi Ki-21: Stalwart of the Imperial Army Air Force /Warbirds/
Ki-21-I-Ko bomber assigned to the Hamamatsu Army Flying School for instructional tasks after withdrawal from first-line units and replacement by the Ki-21-I-Otsu from late 1939.
-
АвиаПарк 2009-01 / А.Харук - Прицел на север /Монография/
Ки-21 из 60-го тяжелобомбардировочного сентая ВВС Квантунской армии, Манчжурия, 1939г.
-
Авиация и Космонавтика 2015-07 / А.Демин - "Летающие тигры". P-40 в боях (1)
Ки-21 (на фото) и Ки-30 - основные японские бомбардировщики, применявшиеся в Китае
-
АвиаПарк 2009-01 / А.Харук - Прицел на север /Монография/
Ки-21 над священной горой Фудзи
-
Air International 1986-08 / ??? - Mitsubishi Ki-21: Stalwart of the Imperial Army Air Force /Warbirds/
Ki-21-I-Ko bomber assigned to the Hamamatsu Army Flying School for instructional tasks after withdrawal from first-line units and replacement by the Ki-21-I-Otsu from late 1939.
-
АвиаПарк 2009-01 / А.Харук - Прицел на север /Монография/
Бомбардировщики Ки-21 Ко в боевом строю
-
Авиация и Время 2011-01 / А.Демин - Воздушные драконы Поднебесной (12)
Японские бомбардировщики Ki-21 на подходе к цели. Китай, 1939 г.
-
Air International 1986-08 / ??? - Mitsubishi Ki-21: Stalwart of the Imperial Army Air Force /Warbirds/
Ki-21-I-Ko bombers assigned to the Hamamatsu Army Flying School for instructional tasks after withdrawal from first-line units and replacement by the Ki-21-I-Otsu from late 1939.
-
АвиаПарк 2009-01 / А.Харук - Прицел на север /Монография/
Ки-21 Ко в момент сброса бомбы
-
Авиация и Космонавтика 2022-03 / В.Морозов - "Битва" за Сингапур (3)
Японские бомбардировщики Ки-21 бомбят Сингапур, 1 февраля 1942 г.
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
Японцы и тайцы использовали в Индокитае бомбардировщики Ki-21
The Mitsubishi "Sally" 2 Army Bomber (two 1,450 h.p. Mitsubishi Type 100 engines). -
АвиаПарк 2009-01 / А.Харук - Прицел на север /Монография/
Ки-21 из школы "Хамамацу" в групповом полете
-
Авиация и Космонавтика 2015-07 / А.Демин - "Летающие тигры". P-40 в боях (1)
Одиночный P-40 из AVG атакует строй японских бомбардировщиков
Другие самолёты на фотографии: Curtiss P-40 Tomahawk - США - 1939
-
Air International 1986-08 / ??? - Mitsubishi Ki-21: Stalwart of the Imperial Army Air Force /Warbirds/
Ки.21-II-Оцу уходит от американских истребителей, 1943 г.
A Ki-21-II-Olsu photographed shortly before its destruction by a US fighter. The distinguishing feature of this type was its dorsal turret which was operated by bicycle pedals with a chain drive for gun traverse. -
Air International 1986-08 / ??? - Mitsubishi Ki-21: Stalwart of the Imperial Army Air Force /Warbirds/
The Ki-21-II-Ko possessed a significantly higher performance than preceding models of the Mitsubishi bomber as a result of die introduction of Ha-101 engines which were enclosed by aerodynamically cleaner engine nacelles, their increased size permitting the mainwheels to be fully enclosed for the first time.
-
Мировая Авиация 196
Новинка 1938г. - японский дальний бомбардировщик Мицубиси Ки.21
Несмотря на постоянное старение, "Sally" служили в боевых подразделениях до самого конца войны. -
Авиация и Время 2000-05 / А.Котлобовский - С эмблемой тигра на борту /Аэроархив/ (1)
Японский бомбардировщик Мицубиси Ки-21 над Бирмой
-
Air International 1986-08 / ??? - Mitsubishi Ki-21: Stalwart of the Imperial Army Air Force /Warbirds/
A Ki-21-II-Ko of the Hamamatsu Army Flying School.
-
АвиаПарк 2009-01 / А.Харук - Прицел на север /Монография/
Японский полевой аэродром на Новой Гвинее, 1944г. Под американские парашютные бомбы попал Ки-21 из 2-й эскадрильи 14-го сентая
-
Air Pictorial 1956-08 / R.Bueschel - Japanese Army aircraft (3)
Mitsubishi Type 97 Heavy Bomber, Model 2a (Ki.21-IIa "Sally").
-
Air International 1986-08 / ??? - Mitsubishi Ki-21: Stalwart of the Imperial Army Air Force /Warbirds/
The Ki-21-II-Ko possessed a significantly higher performance than preceding models of the Mitsubishi bomber as a result of die introduction of Ha-101 engines which were enclosed by aerodynamically cleaner engine nacelles, their increased size permitting the mainwheels to be fully enclosed for the first time.
-
Air International 1986-08 / ??? - Mitsubishi Ki-21: Stalwart of the Imperial Army Air Force /Warbirds/
Регистрационный номер: J-BFOW An MC-21-I transport conversion of the Ki-21-I assigned to the Dai Nippon Koku KK, and retaining the fully-glazed nose of the bomber. Most Dai Nippon Koku aircraft were used on military contract routes between the home islands, Manchuria and China.
-
Air International 1986-08 / ??? - Mitsubishi Ki-21: Stalwart of the Imperial Army Air Force /Warbirds/
An MC-21-I transport conversion of the Ki-21-I assigned to the Dai Nippon Koku KK
-
Air International 1986-08 / ??? - Mitsubishi Ki-21: Stalwart of the Imperial Army Air Force /Warbirds/
Регистрационный номер: J-BMOO An example of the MC-21-II transport (J-BMOO) converted from a Ki-21-II-Ko bomber.
-
АвиаПарк 2009-01 / А.Харук - Прицел на север /Монография/
Ки-21, доставивший 24 мая 1945г. группу диверсантов-смертников на американскую авиабазу "Йонтан"
-
Авиация и Время 2014-01 / В.Котельников - Трофейные японские самолеты в СССР
Красноармейцы осматривают обломки сбитого японского бомбардировщика Ки-21. Район реки Халхин-Гол, лето 1939 г.
-
АвиаПарк 2009-01 / А.Харук - Прицел на север /Монография/
Советские солдаты осматривают обломки Ки-21, сбитого в ходе боев на Халхин-Голе и упавшего на территории Монголии, лето 1939г.
-
Aeroplane Monthly 1981-09
Wreckage of the Mitsubishi Ki 21 "Sally" seen near Rabaul Airport, SW Pacific Islands, in 1975.
-
Flight 1939-03 / Flight
A standard type of Japanese bomber
-
Air International 1986-08 / ??? - Mitsubishi Ki-21: Stalwart of the Imperial Army Air Force /Warbirds/
Mitsubishi Ki.21-II-Ko Army Type 97 Heavy Bomber Model 2-ko
-
Моделист-Конструктор Бомбардировщики Второй мировой войны
Mitsubishi Ki.21-I
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Mitsubishi "Sally" 2 Army Bomber.
- Фотографии