Fokker Dr.I
Варианты:
Fokker - Dr.I - 1917 - Германия
Страна: Германия
Год: 1917


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Цветные фото (32)
Fokker F I и Dr I (V.4 и V.5)

   Воевавшие на Западном фронте германские пилоты быстро оценили высокую скороподъемность и выдающуюся маневренность британского истребителя Sopwith Triplane, поступившего на вооружение авиации Королевского ВМФ весной 1917 года. Поэтому германские авиационные фирмы в спешном порядке приступили к разработке экспериментальных истребителей-трипланов. Главный конструктор "Fokker" Мартин Кройтцер погиб при испытаниях 27 июня 1916 года, и на смену ему пришел Рейнхольд Платц, который и стал отвечать за разработку нового триплана. Создание V.4 (такое обозначение дали самолету) берет свое начало от заказа авиации Австро-Венгрии, размещенного в мае 1917 года. Первоначально оно предусматривало разработку одноместного истребителя-биплана, но затем схему изменили на триплан, свободнонесущие крылья которого не были связаны стойками. Другими особенностями прототипа были фюзеляж с плоскими бортами, подкрепленный подкосами стабилизатор треугольной формы с прямыми рулями высоты, руль направления - характерного вида ("запятая"), при полном отсутствии киля и шасси с хвостовым костылем, основные стойки которого были закрыты обтекателями.
   Первый полет V.4, оснащенного ротативным двигателем Le Rhone 9 мощностью 120 л. с. (90 кВт), состоялся во второй половине мая 1917 года и сразу выявил опасную вибрацию крыльев. Поэтому машину оснастили I-образными стойками с каждой стороны крыльевой коробки, а также элеронами и рулями высоты с роговой компенсацией. В таком виде первый V.4 был поставлен Австро-Венгрии в августе 1917 года.
   Между тем фирма "Fokker" получила германский заказ на еще один V.4, а также на два прототипа V.5, у которых размах увеличивался от нижнего крыла к верхнему, а в силовой установке использовался нелицензионный вариант двигателя Le Rhone мощностью 110 л.с. (82 кВт), выпускавшийся в Германии под обозначением Oberursel U.II.
   V.5 был запущен в серийное производство под обозначением F I, которое вскоре изменили на Dr I, отражавшее его схему триплана (Dreidecker). Dr I оснащался или ротативным двигателем Le Rhone, выпускавшимся по лицензии фирмой "Thulin", или его нелицензионной копией U.II.
   Вскоре Dr I приобрел несколько преувеличенную репутацию, во многом благодаря тому, что на нем летали многие известные асы, включая знаменитого Манфреда фон Рихтгофена, который любил эту машину за отличную маневренность и высокую скороподъемность. Но вот по максимальной скорости Dr I уступал современным ему истребителям противника, и много машин были потеряны из-за недостаточной прочности крыла. В конце 1917 года полеты этих истребителей были на время приостановлены, пока проводились мероприятия по усилению крыла. К моменту завершения серийного производства в мае 1918 года были построены около 320 машин этого типа, служивших в строевых частях до лета 1918 года.


Варианты

   V.6: заказанный в июле 1917 года и разрабатывавшийся параллельно с V.5; этот вариант был оснащен рядным двигателем водяного охлаждения Mercedes D.III мощностью 160 л. с. (119 кВт), большая масса которого вынудила Платца удлинить фюзеляж и увеличить площадь крыльев; также увеличили высоту фюзеляжа и расстояния между плоскостями крыльев; испытания показали, что по маневренности V.6 заметно уступает более легкому V.5
   V.7: обозначение для четырех опытных самолетов, оснащенных форсированными двигателями; один из них, с ротативным двигателем Oberursel U.III мощностью 145 л.с. (108 кВт), в январе 1918 года принимал участие в первом конкурсе на создание истребителя D; еще два самолета были поставлены в Австро-Венгрию, один из них с ротативным редукторным двигателем Siemens-Halske Sh.III в 160 л. с. (119 кВт), а второй - с двигателем Steyr-Le Rhone 9 в 145 л.с. (108 кВт); четвертая машина использовалась в Германии для испытаний ротативного двигателя Goebel Goe.III мощностью 170 л.с. (127 кВт)
   V.8: этот необычный прототип являлся дальнейшим развитием V.6 и был выполнен по схеме пятиплана с тандемным расположением крыльев; фюзеляж был значительно удлинен в носовой части, чтобы установить трипланную коробку, у которой верхнее и нижнее крыло находились над и под фюзеляжем, соответственно; позади кабины пилота располагалась бипланная коробка крыла; верхние плоскости каждой из коробок несли элероны с компенсацией, а хвостовое оперение имело обычную схему; Фоккер лично совершил первый полет на V.8 в октябре 1917 года, но дальнейшие работы над этой необычной машиной вскоре прекратили
   V.9: экспериментальный биплан, созданный осенью 1917 года, с использованием элементов конструкции Dr I и центропланом верхнего крыла, крепившегося к фюзеляжу с помощью двух трехстоечных кабанов; в качестве силовой установки использовался ротативный двигатель Oberursel U.0 мощностью 80 л.с. (60 кВт)
   V.10: стандартный Dr I, оснащенный двигателем Oberursel U.III мощностью 145 л.с. (108 кВт), которому удалось достичь небывалой для тех времен высоты 9500 м


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fokker Dr I

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ротативный двигатель Thulin-Le Rhone 9 или Oberursel U.II мощностью 110 л. с. (82 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость у земли 185 км/ч; время набора высоты 1000 м - 2 мин 54 с; потолок 6095 м; продолжительность полета 1 ч 30 мин
   Масса: пустого 406 кг; максимальная взлетная 586 кг
   Размеры: размах крыла 7,19 м; длина 5,77 м; высота 2,95 м; площадь крыльев 18,66 м2
   Вооружение: два 7,92-мм пулемета LMG 08/15 в носовой чаш фюзеляжа
One of the most popular display participants in the RAAF Museum's fleet is this Fokker Dr 1 replica, which is on loan from the Australian War Memorial in Canberra.
Популярность Fokker Dr.I столь велика, что было построено множество реплик (летающих копий) этой машины. Большинство из них окрашено как самолет Манфреда фон Рихтгофена.
Another of the Dr Is at Aerodrome ’92: the Replica Fighter Museum’s Eberle-built example has a Frank Ryder dummy rotary engine in front of its 180 h.p. Lycoming.
The red Fokker Dr I make low pass over the aerodrome.
Fokker Dr.l Triplane reproduction G-BEFR belonging to Leisure Sport. It is seen flying over Land’s End, piloted by Viv Bellamy.
The Fokker Triplane’s best rate of climb at 65mph was 1,000fpm. Both it and the Sopwith Camel had maximum speeds of 120mph with 130hp. The Camel had a slight edge in manoeuvrability, though the Triplane could fly more slowly.
Jean Salis’ Fokker DR.I triplane reproduction during its appearance at the 4th International Airshow at Bex, Switzerland, on August 20, 1978.
Replica Fokker Dr.l.
Aeroplane first reported from Old Rhinebeck, 80 miles north of New York, in October 1973. Since then Cole Palen's Fokker Dr I replica has been a Rhinebeck airshow stalwart; it was joined in 1983 by Bill Winter’s all-red, Warner-powered Dr I replica N2009R, on photo.
Photo, taken by Neville Parnell, is a close-up study of the Fokker Triplane reproduction N864DR. Since this photograph was taken the aircraft has become a static exhibit at the Australian War Memorial.
NEVILLE PARNELL’S dramatic picture of the Fokker Triplane N864DR was taken from a Caribou over the sea en route between Sydney and Amberley this year. Sadly the Triplane was on its last flight and has since been donated to the Australian War Memorial.
Palen’s dis­plays combine World War One nostalgia with American showmanship. The baddies strafe the hapless crew of a motorcycle and sidecar.
Fokker Dr I and Ryan NYP replicas in the first of the Luftfahrtmuseum Laatzen-Hannover's two exhibition halls, with a Stampe visible at lower right.
Cole Palen's Fokker Triplane replica, photographed by Jim Leggett, landing at the Old Rhinebeck aerodrome, New York.
A pair of Replica Fighter Museum Dr Is on dawn patrol during Aerodrome '92 at Guntersville.
Frank Ryder, who conceived and organised Aerodrome ’92, piloting Blue Max, one of his Replica Fighter Museum’s Dr Is. This one is powered by a 145 h.p. Warner Super Scarab radial.
Фоккер Dr.I
Flown at the show by John Lanham, Dr.I ZK-FOK was built by Stuart Tantrum of Blenheim in the mid-1980s to Watt Redfern plans.
Fred Murrin’s Dr I reproduction N1858F/"102117".
Aeroplane first reported from Old Rhinebeck, 80 miles north of New York, in October 1973. Since then Cole Palen's Fokker Dr I replica has been a Rhinebeck airshow stalwart;
Fokker Dr.I ZK-JOC which wa built in the USA as N4203K to Walt Redfern plans in the early 1980s by a group that included Walt himself.
Fokker Dr I replica ZK-FOK and S.E.5a replica ZK-SET in action over Manawatu province, New Zealand. The aircraft are operated by Stuart Tantrum and Wg Cdr John Lanham RNZAF as the Foxpine Flying Circus, based at Foxpine Airfield near Foxton, NZ. Tantrum built both machines; the Lycoming-powered S.E.Sa made its first flight in 1978, and the Continental-powered Dr I first flew in February 1985.
Fokker Dr I replica G-ATJM and Lindsay Collection S.E.5E G-BLXT outside Rendcomb's RFC-style hangars. The buildings' modern structures have been clad in wood for period effect.
Vic Norman's new hangars at Rendcomb pictured during the reopening of the aerodrome. The S.E.5 is an original (American built) now G-BLXT "B4863" whilst the Fokker Triplane replica G-ATJM carries the markings of the Red Baron "Fok DR.1 152/17".
Visitors to Rendcomb on September 15, 1991 included the North Weald-based Great War Combat Team's Fokker Dr I replica N152JS and a number of reduced-scale S.E.5a replicas.
A closer look at the business end of the Eberle-built Dr I, with its convincing glassfibre dummy rotary engine.
Murrin's Dr I is marred only by the lack of rotary cylinders to hide its modern engine - it looks as if it has taken its dentures out.