RU

/

EN
burger-menu
airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1916

Одноместный истребитель

Sopwith Camel

   Вслед за самолетами Pup и Triplane Герберт Смит спроектировал Camel, который ныне считают классикой истребителей-бипланов. Camel не обладал грацией своих предшественников, но являлся настоящим самолетом для воздушного боя. Сменив на Западным фронте Pup, Camel заслужил право называться лучшим британским истребителем Первой мировой войны.
   Camel продолжил линию развития истребителя Pup, получив более мощный мотор и вооружение из двух пулеметов в носовой части фюзеляжа. Характерные слегка изогнутые обводы фюзеляжа в немалой степени способствовали тому, что самолет получил наименование "Camel" (верблюд).
   Из-за сильного гироскопического момента, создаваемого мощным мотором, самолет имел тенденцию к развороту вправо. Однако это было допустимой платой за уникальные маневренность и управляемость.
   На Camel устанавливали различные моторы: 130- и 140-сильные Clerget, 110-сильные Le Rhone, 150-сильные Bentley B.R.1, 100-150-сильные Gnome Monosoupape. Построили экспериментальные Camel с моторами Le Rhone мощностью 150 л. с. и Gnome Monosoupape мощностью 180 л. с.
   Три из четырех прототипов Biplane F.1 были оснащены моторами Clerget мощностью 110 л. с., первый из них поднялся в воздух в январе 1917 года. Camel строились как для Королевского авиационного корпуса, так и для морской авиации Великобритании. Первые две эскадрильи Авиакорпуса перевооружили на Camel в июле 1917 года. До конца войны было построено 1325 истребителей Camel, большинство с моторами Clerget или Le Rhone.
   Летчики Королевского авиационного корпуса (позже ВВС Великобритании) и британских ВМС одержали на Camel 1294 победы в воздушных боях. Таким образом Camel стал самым результативным истребителем Первой мировой войны. На нем сражались многие легендарные летчики, включая Коллишоу, Макларена, Баркера и Вуллета, каждый из которых одержал в воздушных боях более 50 побед.
   В качестве дневного и ночного истребителя Camel применялся в ПВО Великобритании и внес ощутимый вклад в борьбу с германскими бомбардировщиками Gotha.
   На основе базовой модели разработали самолет F.1/1, крылья которого имели прямые законцовки, и T.F.1 (Trench Fighter), вооруженный двумя пулеметами Lewis, установленными стволами вниз; ни один из них в серию не пошел.
   Несколько F.1 Camel базировалось на кораблях, а последний серийный вариант 2F.1 Camel спроектировали как палубный. Его фюзеляж состоял из двух секций, а крылья были меньшего размаха. Вариант 2F.1 Camel поступил на вооружение в начале 1918 года и эксплуатировался в течение нескольких лет после окончания войны.
   Camel воевали на Западном фронте, в Италии, Палестине, а также на Адриатическом и Эгейском морях. Эти истребители имелись в составе контингента британских ВВС и славяно-британской авиагруппы, действовавших в 1918 году в районе Архангельска.
   Также Camel состояли на вооружении 17-й и 41-й авиационных эскадрилий экспедиционных сил США во Франции, ВВС Бельгии, Канады и Греции.
   Комплектующие для Camel изготавливали по всей Великобритании. Всего было построено 5490 самолетов.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Sopwith F.1 Camel

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один ротативный мотор Clerget мощностью 130 л. с. (97 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1980 м - 185 км/ч; практический потолок 1980 м; продолжительность полета 2 ч 30 мин
   Масса: пустого 421 кг; максимальная взлетная 659 кг
   Размеры: размах крыльев 8,53 м; длина 5,72 м; высота 2,59 м; площадь крыльев 21,46 м2
   Вооружение: два синхронных 7,7-мм пулемета Vickers, до четырех держателей для 9,1-кг бомб Cooper или бомб калибра 11 кг под фюзеляжем

Показать полностью
  • Описание
  • АвиаМастер 2001-06 / А.Сергиенко - Артур Браун - победитель "Красного барона" /Авиация в лицах/
    Регистрационный номер: B7270   [2]

    "Сопвич Кэмел" B7270 из 209-й эскадрильи, на котором капитан Браун 21 апреля 1918г. атаковал "красного барона".

  • История Авиации 34 / С.Спичак - Фридрих Фридрихс /Асы мира/ (1)
    Регистрационный номер: C1576   [2]

    "Кэмэл" (сер. N C1576) из состава 54-й эскадрильи Королевских канадских ВВС, сбиты1 18 марта 1918г. в ходе рейда к Бюзиньи. Его пилот - 2-й лейтенант Эдвард Ли - попал в плен

  • АвиаМастер 1999-03 / В.Куликов - Славяно-британский авиакорпус на севере России /Белое дело/ (2)
    Регистрационный номер: F4055

    Сопвич "Кэмел", подбитый и захваченный красноармейцами 29 августа 1919г. в районе Петрозаводска.

  • Мировая Авиация 9
    Регистрационный номер: F6314   [5]

    F.1 Camel. F6314 - один из самолетов Camel 210-й эскадрильи, сформированной в 1918 году в Королевских военно-воздушных силах. Эскадрилья принимала участие в ожесточенных боях весной 1918 года, отражая наступление германских войск на Западном фронте.

  • Мировая Авиация 240

    Один из 143 самолетов F.1 Camel экспедиционных сил США (AEF, American Expeditionary Force). Истребитель принадлежал 41-й авиационной эскадрилье, одной из двух эскадрилий, вооруженных Camel и действовавших во Франции в 1918 году. В руках американских летчиков Camel оказался не столь эффективен, как SPAD XIII.

  • Мировая Авиация 39
    Регистрационный номер: N6616

    На службе эстонских ВВС. На этом Camel N-6616 летал капитан Клод Эмери, в 1919 году откомандированный в эстонскую авиаэскадрилью. Самолет был получен с авианосца "Виндиктив" и использовался эстонскими ВВС совместно с другими поставленными Британией машинами, в том числе Avro 504K, D.H.9 и Short 184.

  • Мир Авиации 1996-02 / М.Хайрулин - Из истории авиации независимой Латвии 1919 - 1940гг. /Архив/ (1)
    Регистрационный номер: N8187

    Sopwith 2.F1 Camel N 8187 ст.л-та Якубова. Латгальский фронт, апрель-май 1920г.

  • Мировая Авиация 39

    В Бельгии. Самолет Camel, на котором в конце войны летал в составе 9-й эскадрильи бельгийской истребительной авиагруппы пилот Йан Олейслагерс (шесть побед). Всегда утверждалось, что он сбил больше немецких самолетов, чем официально зафиксировано в его послужном списке, хотя ни одной сбитой им машины над занятой немцами территорией не зафиксировано.

  • Aeroplane Monthly 1979-12 / R.Brett - Schoolboy Memoires

    Harry Hawker about to test a brand new Camel.

  • Мировая Авиация 131
    Регистрационный номер: D3417

    Улыбающийся канадский пилот майор Рэй Коллишоу (Раймонд Кэлшоу ) сидит в кабине своего истребителя Sopwith Camel (номер D3417) после 21-й воздушной победы, 10 июня 1918 года. К тому моменту 24-летнего командира 203-й эскадрильи уже два раза сбивали, но он уцелел и сам сбил 47 (???) вражеских аэропланов. Всего он сбил 60 немецких самолетов, летая во Франции в составе 203-й эскадрильи на самолете Camel с номером D3417. В августе 1918 года Кэлшоу был награжден орденом "За боевые заслуги". Во время Второй мировой войны он командовал 12-й истребительной группой.

  • Aeroplane Monthly 1988-10 / Personal album. Military

    This RNAS lieutenant is possibly Charles F. A. Wagstaffe, from whose album this selection has been made. The pilot is in an F.1 Camel built by Ruston, Proctor & Co Ltd, whose emblem can be seen in the small circle on the fuselage flank fairing.

  • Aeroplane Monthly 1982-09 / T.Harold - A Camel for Biggles
    Регистрационный номер: C1701   [11]

    The actor James Fox tries the Camel's cockpit for his role as Biggles in the film, Biggles sweeps the skies. The film was never made.

  • Авиация и Космонавтика 2024-12 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (2)

    Зеркало заднего обзора установлено непосредственно в лобовом стекле отреставрированного музейного экземпляра Sopwith F-1 "Camel". Также сквозь лобовой ветровой щиток проходит труба оптического прицела, размещенная по оси самолета чуть выше пулеметов.

  • Мировая Авиация 39
    Регистрационный номер: E4389

    Sopwith Camel, сбитый 12 августа 1918 года немецкими истребителями и упавший под Виллерс-ле-Роем, Франция.
    Clayton and Shuttleworth-built Camel E4389 being examined by inquisitive poilus after an unsuccessful landing. The painted-out white areas of the wing roundels indicate that this Camel was probably used as a night fighter.

  • Авиация и Космонавтика 2019-09 / С.Дроздов - Авиация силовых ведомств Грузии

    Авария истребителя Сопвич «Кэмел» под Тифлисом, 1920 г.

  • Aeroplane Monthly 1976-04 / Personal album
    Регистрационный номер: C99

    Sopwith Camel C99 in the hands of a salvage party. It was one of 200 (C1-C200) built by the British Nieuport & General Aircraft Company Ltd, of Cricklewood, for which the 130 h.p. Clerget engine was specified.

  • Aeroplane Monthly 1977-02 / Personal album
    Регистрационный номер: D3333

    Sopwith 1F1 Camel D.3333, probably serving with the RNAS, upside down, with another Camel in right background. Built by Clayton & Shuttleworth Ltd at Lincoln, it was one of 575 Camels licence-built by the company. The photograph was possibly taken in Belgium.

  • Air International 1996-06 / R.Whitford - Fundamentals of Fighter Design (1)
    Регистрационный номер: B5402

    Far more RFC aircraft were lost in accidents during the War than were shot down. In spite of the simple mechanical flying controls fitted to contemporary fighters, Sopwith F.1 Camel B5402 of 66 Sqn came to grief, in October 1917, when the controls jammed during take-off.

  • История Авиации 34 / С.Спичак - Фридрих Фридрихс /Асы мира/ (1)
    Регистрационный номер: C1576   [2]

    Второй лейтенант Эдвард Ли и какой-то немецкий летчик в окружении нескольких солдат. Канадский пилот явно не испытывает никаких сожалений относительно своего пленения, и его хорошее настроение можно отлично понять при первом же взгляде на состояние его "Кэмела".

Тип фотографий

  • Все фото (146)
  • Боковые проекции (8)
  • Цветные фото (14)
  • Ч/б фото (95)
  • Кабина (5)
  • Обломки (6)
  • Модели, рисунки, схемы (18)