SPAD S.XIII
Варианты:
SPAD - S.XIII - 1917 - Франция
Страна: Франция
Год: 1917


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии
SPAD S.XI и S.XIII

<...>
  Совсем иным самолетом являлся S.XIII, превзошедший по популярности S.XI, - были построены 8472 аэроплана S.XIII. На S.XIII был установлен редукторный вариант 8Ba мотора Hispano-Suiza. К другим изменениям в конструкции относятся некоторое увеличение размаха крыла, установка новых элеронов и увеличение площади вертикального оперения.
  Прототип S.XIII выполнил первый полет 4 апреля 1917 года и сразу показал лучшие, чем предшественник, летные данные. Истребитель немедленно запустили в массовое производство. Первые S.XIII появились на Западном фронте в мае 1917 года, заменив во французских истребительных частях S.VII и Nieuport. Очень быстро S.XIII зарекомендовал себя как один из лучших истребителей в мире. На S.XIII воевали асы Фонк, Нунгессер и Гинемер.
  В последние 14 военных месяцев S.XIII поступили на вооружение минимум 81 французской эскадрильи, имелись такие истребители в бельгийских и итальянских частях, а также в 19-й и 23-й эскадрильях авиационного корпуса Великобритании.
  S.XIII использовались Американскими экспедиционными силами во Франции с июля 1918 году после возникновения сложностей с Nieuport 28. На S.XIII сражался капитан Эдди Рикенбекер из американской 94-й эскадрильи, одержавший в последние недели войны немало побед в воздушных боях и ставший лучшим асом США периода Первой мировой войны. Удачно воевал на S.XIII и Фрэнк Люк, сбивший 17 самолетов и один аэростат противника. Оба этих аса были удостоены медали Почета.
  На волне удачного боевого применения S.XIII была заказана фантастическая партия из 10000 самолетов, однако война закончилась раньше, чем заказ выполнили. В первые послевоенные годы S.XIII состояли на вооружении в Бельгии, Чехословакии, Японии и Польше.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  SPAD S.XIII

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один V-образный 8-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 8Be мощностью 220 л.с. (164 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 2000 м - 224 км/ч; время набора высоты 200 м - 6 мин 30 с; практический потолок 6650 м; продолжительность полета 2 ч
  Масса: пустого 565 кг; максимальная взлетная 845 кг
  Размеры: размах крыльев 8,10 м; длина 6,30 м; высота 2,35 м; площадь крыльев 21,00 м;
  Вооружение: два синхронных 7,7-мм пулемета Vickers в носовой части фюзеляжа
Истребитель SPAD SXIII французского аса Рене Фонка
"Спад"-13 из состава эскадрильи Spa89, 1918г.
Spad S.XIII B6732 of 23 Squadron RFC, was piloted by Lt Doyle on February 26, 1918, when it was shot down by Ob Lt Von Tutschek, north of Laon.
SPAD S.XIII C.1. На истребитель SPAD нанесены персональные обозначения капитана Эдварда "Эдди" Рикенбекера во время его командования 94-й эскадрильей. Рикенбекер выбрал эту машину после возвращения из госпиталя в июле 1918 года.
SPAD S.XIII из 94-й истребительной эскадрильи, на котором во Франции летал капитан Эдвард Рикенбакер. 94-я эскадрилья входила в состав 1-й истребительной группы, являвшейся частью Американских экспедиционных сил во Франции. Рикенбакер выбрал этот самолет в июле 1918 года в Орли при возвращении в свою часть из госпиталя. На борту фюзеляжа изображена эмблема 94-й эскадрильи - в окружности красного цвета шляпа-цилиндр цветов флага США.
Этот S.XIII C.1 (S7714) принадлежал капитану Роберту Субирану из 103-й эскадрильи авиакорпуса Армии США, Американские экспедиционные силы во Франции. Истребитель состоял на вооружении знаменитой эскадрильи "Лафайет", фюзеляж украшен эмблемой эскадрильи - изображением головы индейца племени сиу. На руль направления нанесены отметки о победах в воздушных боях.
"Спад-13" летчика 22-й эскадрильи ВВС США Жака Шваба, лето 1919г.

"Спад-13" командира 22-й эскадрильи ВВС США Роберта Уолша, лето 1919г.

SPAD S.XIII operational over Asia Minor in 1922 during the Graeco-Turkish War.
Наиболее известной из французских частей Первой мировой войны была авиагруппа "Аисты". Она состояла из пяти эскадрилий, на всех аэропланах была нарисована ее эмблема -летящий аист. Пилоты этой группы были общепризнанными героями. На машинах SPAD воевали французские асы - Рене Фонк, Жорж Гинемер и Шарль Нунжессер.
На этой реплике самолета SPAD S.XIII нанесены орлы - эмблемы 27-й американской эскадрильи и персональные знаки ее ведущего аса лейтенанта Фрэнка Люка. С начала 1918 года он летал на машинах Nieuport и сбивал аэростаты. Затем Люк пересел на S.XIII и всего сбил 21 летательный аппарат врага.
В Институте Смитсона хранится самолет SPAD S.XIII С.1 "Smith IV". На нем летали два летчика 22-й эскадрильи - лейтенанты Джоунз и Суэбб. На фюзеляже видны черные заплатки на пробоинах от вражеских пуль. По официальным сведениям на этой машине SPAD было сбито шесть вражеских аэропланов.
Эта хранящаяся в Даксфорде реплика истребителя SPAD S.XIII окрашена в цвета самолета капитана Эдди Рикенбекера из 94-й авиаэскадрильи экспедиционного корпуса США во Франции. Фюзеляж самолета украшен известной эмблемой этой эскадрильи - цилиндр, окрашенный в цвета флага США, в красном кольце.
SPAD XIIIC.1 N14574, another beautifully crafted reproduction.
"Спад"-13 из эскадрильи Spa89.
Spad XIII.
Майор Г. Хортни из 27-й истребительной эскадрильи ВВС США так отозвался о SPAD S. XIII: "Летает как чертов кирпич!". Планы американской фирмы "Curtiss" по выпуску 2000 S. XIII были аннулированы, а все 893 таких самолета, полученных американцами, были сделаны во Франции. После войны много машин отправили в США, где они использовались как учебные под обозначением SPAD 13E с двигателями Wright-Hispano.
Многие машины SPAD, как этот самолет из 94-й эскадрильи "Hat in the Ring", сразу после войны получили различную красочную окраску. В основном это были красные и синие пятна, или зеленые, черные и белые полосы, или черные и белые шашки.
A standard Spad built by Pierre Levasseur.
A Spad XIII in service with the famous 94th "Hat-in-the-ring" Aero Squadron, US Air Service. The USAS bought 893 Spads XIII, powered by Hispano-Suiza engines of 220 or 235 h.p.
На снимке хорошо виден двухлопастный деревянный пропеллер S.XIII и лобовой радиатор двигателя с поворотными створками, регулирующими охлаждение. Машины SPAD намного превосходили в скорости и скороподъемности современные им машины с относительно маломощными ротативными моторами.
Эдуард Рикенбекер - лучший американский ас Первой мировой войны
Однажды Рикенбакер по просьбе кинематографистов провел показательный воздушный бой на SPAD против трофейного Hanover. Отснятый ролик показывали в Париже и США.
Capt Edward V. Rickenbacker (25 September 1918).
Фрэнк Люк, скиталец и одиночка по натуре, сразу показал во Франции свой неуживчивый и самоуверенный характер. С ним отказались летать другие пилоты 27-й авиационной эскадрильи. Всего Люк одержал 18 подтвержденных побед в воздушных боях.
Фридрихс и Лёвенхартд (слева) перед трофейным "Спадом-13", июнь 1918 г. По иронии судьбы, оба охотника за аэростатами погибли "посредством парашюта", причем ни одни из них не был сбит ни зенитным огнем, ни в воздушном бою. Фридрихс в своем последнем вылете вынужден был покинуть самолет из-за начавшегося пожара, а Лёвенхардт - из-за столкновения с одним из ведомых.
В июле 1920 года авиация Армии США располагала 393 самолетами S.XIII, а всего США закупили у Франции 893 машины S.XIII. На фотографии - S.XIII из 2-й истребительной группы.
Один SPAD S.XIII остался в годном к полетам состоянии в составе коллекции Жана Салиса в Ля Ферте Але (Франция). Второй экземпляр с мотором Wright-Hispano летал в коллекции Коля Палена в Оулд Рейнбеке в США до 1980-х годов. Затем его передали в Музей ВВС США. На нем нанесены обозначения капитана Роберта Субирана из 103-й истребительной эскадрильи.
В 1917 году Баракка выбрал в качестве личной эмблемы "cavallino rampante" - вставшую на дыбы черную лошадь - в память о своей предыдущей службе в кавалерии.
Неважно, какого цвета знак. Главное - он круглый, в отличие от австро-венгерского креста
Cole Palen's restored French SPAD XIII C1 in original Lafayette markings, in 1958
The Paris-based Memorial Flight Association’s Spad XIII 4377 during final assembly at Chalais-Meudon on May 5, 1990. Now completed after a painstaking restoration to flying condition, the 1918 fighter was on display at La Ferte-Alais on June 2-3 and should have flown by the time this issue is published.
Another participant in the Salis Collection airshow at La Ferte-Alais on May 18-19, 1991 was the French Memorial Flight’s original Spad XIII 4377 which also made its maiden flight on May 4.
Стандартное вооружение истребителя SPAD XIII времен Первой Мировой войны - пара пулемётов «Виккерс».
Печальный конец французского SPAD. Этот истребитель хвалили за его прочность, но он был сложен в управлении на малых скоростях. Недостаточная маневренность с лихвой компенсировалась превосходством в скорости над любым самолетом с ротативным двигателем, а также хорошей скороподъемностью и разгонными характеристиками.
SPAD S.XIII. Известный американский ас капитан Эдди Рикенбекер назвал истребитель SPAD S.XIII конструкции Луи Бешеро "лучшей машиной из всех облетанных мною". S.XIII собирали на нескольких заводах, и всего сделали около 8500 штук. Они вели свое происхождение от гоночных самолетов компании "Deperdussin", ставшей затем фирмой SPAD. Истребители-бипланы этой фирмы отличались скоростью и скороподъемностью. К концу Первой мировой войны истребителями SPAD были вооружены 16 американских эскадрилий. Контракты на постройку в США еще 6000 машин аннулировали после окончания войны.
SPAD S.XIII
Spad XIII
Разновидности французского пятицветного камуфляжа на истребителях "Спад" S-13 различных фирм-производителей