Мировая Авиация 136
-
Взаимодействуя с оснащенными лазерной аппаратурой Jaguar, самолеты Harrier GR.Mk 7 наносили удары по сербским целям КАБ с лазерным наведением.
F-16CJ/DJ Block 50D/52D является основным самолетом подавления ПВО в ВВС США. Нормальная боевая нагрузка включает две ракеты HARM, но проводились испытания с боевой нагрузкой из четырех таких ракет.
HARM - это большая ракета, уникальная для F-16 ВВС США. Ее дальность более 48 км, а масса 360 кг.
Два Jaguar, разведчик (ведущий) и бомбардировщик над Адриатическим морем - в ожидании приема топлива от самолета-заправщика. Основным недостатком Jaguar оставалась недостаточная тяга двигателей.
Jaguar с типовой для Балканского ТВД внешней подвеской - УР Sidewinder, две 454-кг бомбы, подвесные топливные баки и контейнер РЭБ.
Под фюзеляжем Jaguar из 54-й эскадрильи подвешен контейнер TIALD с аппаратурой лазерного наведения, на правом внешнем подкрыльевом пилоне установлен контейнер Phimat. В такой конфигурации вооружение самолета ограничено бортовой пушкой и УР Sidewinder.
Взаимодействуя с оснащенными лазерной аппаратурой Jaguar, самолеты Harrier GR.Mk 7 наносили удары по сербским целям КАБ с лазерным наведением.
Блоки НАР CRV-7 канадского производства также входили в ассортимент подвесного вооружения Jaguar. Здесь блок НАР виден на внутреннем подкрыльевом пилоне. Интеграция CRV-7 в СУВ самолета Jaguar была выполнена накануне операции "Буря в пустыне".
Комбинация TIALD/Jaguar оказалась удачной. Доработка систем контейнера и самолета обеспечила лучшее использование аппаратуры TIALD на одноместном Jaguar, чем в комбинации TIALD/Tornado.
SPAD S.XIII из 94-й истребительной эскадрильи, на котором во Франции летал капитан Эдвард Рикенбакер. 94-я эскадрилья входила в состав 1-й истребительной группы, являвшейся частью Американских экспедиционных сил во Франции. Рикенбакер выбрал этот самолет в июле 1918 года в Орли при возвращении в свою часть из госпиталя. На борту фюзеляжа изображена эмблема 94-й эскадрильи - в окружности красного цвета шляпа-цилиндр цветов флага США.
Фрэнк Люк, скиталец и одиночка по натуре, сразу показал во Франции свой неуживчивый и самоуверенный характер. С ним отказались летать другие пилоты 27-й авиационной эскадрильи. Всего Люк одержал 18 подтвержденных побед в воздушных боях.
Стандартное вооружение Tornado ECR состоит из четырех HARM.
Sea Hawk FGA.Mk 6 с подвешенными ракетами из 300-й эскадрильи "White Tiger" ВМС Индии на авианосце "Викрант". Также в кадр попали вертолет Alouette III и несколько противолодочных самолетов Alize. Mk 6 с авианосца "Викрант" принимали участие в индо-пакистанской войне 1971 года.
Самолету Sea Hawk сопутствовал ограниченный экспортный успех. С 1958 года ФРГ получила 68 Mk 100 и Mk 101, оснащенных РЛС. VA-229 - противокорабельный Mk 100.
Sea Hawk FGA.Mk 6 с подвешенными ракетами из 300-й эскадрильи "White Tiger" ВМС Индии на авианосце "Викрант". Также в кадр попали вертолет Alouette III и несколько противолодочных самолетов Alize. Mk 6 с авианосца "Викрант" принимали участие в индо-пакистанской войне 1971 года.
Этот Sea Hawk FGA.Mk 6(№ WV908), снятый с вооружения в 1960 году, восстановили до летного состояния в середине 1970-х годов. Вновь самолет поднялся в воздух в 1978 году в окраске 806-й эскадрильи британских ВМС. Истребитель включили в состав Исторического звена британских ВМС. В 1990-е годы WV908 прошел ремонт на "British Aerospace", но в июле 1997 года из-за повреждения двигателя его полеты были прекращены. Изначально восстановление аппарата до летного состояния не планировалось, но в 1998 году было объявлено о ремонте. Самолет выполнил очередной свой первый полет в 2004 году и ныне является единственным летающим Sea Hawk.
Самолет с бортовым номером VP401 - прототип P.1040, разработанный в последние военные месяцы. Первый полет машина выполнила 2 сентября 1947 года. Самолет стал основой для создания двух прототипов по спецификации N.7/46 Королевского ВМФ.
Количество Sea Hawk в авиации британского флота достигло своего пика к моменту Суэцкого кризиса 1956 году. Снимок палубы авианосца "Арк Ройал" сделан в 1957 или 1958 году. На переднем плане - FGA.Mk 6 из 804-й эскадрильи, дальше стоят FB.Mk 5 из 802-й эскадрильи. Справа - de Havilland Sea Venom FAW.Mk 21 из 893-й эскадрильи.
Sea Hawk FGA.Mk 6 с подвешенными ракетами из 300-й эскадрильи "White Tiger" ВМС Индии на авианосце "Викрант". Также в кадр попали вертолет Alouette III и несколько противолодочных самолетов Alize. Mk 6 с авианосца "Викрант" принимали участие в индо-пакистанской войне 1971 года.
Количество Sea Hawk в авиации британского флота достигло своего пика к моменту Суэцкого кризиса 1956 году. Снимок палубы авианосца "Арк Ройал" сделан в 1957 или 1958 году. На переднем плане - FGA.Mk 6 из 804-й эскадрильи, дальше стоят FB.Mk 5 из 802-й эскадрильи. Справа - de Havilland Sea Venom FAW.Mk 21 из 893-й эскадрильи.
B5N2 "Kate". В начале войны на Тихом океане "Kate" считался самым совершенным торпедоносцем-бомбардировщиком в мире. За 12 месяцев боев эти самолеты потопили три американских авианосца и обеспечили множество японских десантов. В 1944 году техническое управление признало самолет устаревшим, после чего его карьере в частях первой линии был положен конец.
Аэродинамически вылизанный B5N являлся самым красивым торпедоносцем-бомбардировщиком начального периода Тихом океане.
B5N2 с авианосца "Дзуйкаку" атаковал Перл-Харбор 7 декабря 1941 года во второй волне ударных самолетов. Внизу виден густой дым от пылающих американских кораблей, горят в числе прочих линкоры "Калифорния" и "Аризона".
В вооружение самолета B5N2 в варианте бомбардировщика входил морской 356-мм бронебойный снаряд, переделанный в авиабомбу, в то время как торпедоносцы B5N2 несли 450-мм торпеды Тип 91 Модель 1. Они предназначались для использования на глубинах менее 12 м, поскольку в Перл-Харборе корабли стояли на якорях на мелководье.
Санта Крус - японский "Накадзима" B5N2 прошел между двумя американскими крейсерами к более "лакомой" цели - авианосцу "Хорнет". Снимок сделан 26 октября 1942 года во время сражения при Санта-Крузе.
B5N2 сражались большую часть войны на Тихом океане, но установка более мощного мотора не избавила самолет от свойственных B5N1 недостатков - отсутствия пассивной защиты и слабости оборонительного вооружения.
Два B5N2 поздней постройки с пустыми бомбодержателями под крыльями. Пара проходит над якорной стоянкой кораблей японского флота.
Японские палубные бомбардировщики "Накадзима" B5N2 сыграли важнейшую роль в налете на Дарвин 19 февраля 1942г.
"Kate" были захвачены союзниками в качестве трофеев на позднем этапе войны. Этот самолет в 1945 году доставили в США для проведения оценочных испытаний.
"Kate" в белой окраске "пленного" с крестами зеленого цвета, такие кресты наносили на японские самолеты после капитуляции Японии.
J-10B - еще более решительный дракон. В конце 2008 года появилась информация о новом варианте J-10, выполнившем первый полет 27 декабря, а вскоре появились и первые фотографии. J-10B существенно отличается от предшественника. Наиболее важным отличием стал сверхзвуковой воздухозаборник, улучшивший летные данные самолета и снизивший его эффективную поверхность рассеивания (ЭПР) во фронтальной плоскости за счет экранирования лопаток двигателя. Под увеличенным носовым конусом установлена новая РЛС. Судя по угловому сопряжению конуса и фюзеляжа, РЛС имеет активную фазированную антенную решетку. На самолете установлены большие по размерам внутренние подкрыльевые пилоны, изменено вертикальное оперение, в верхней части которого смонтирована аппаратура РЭБ. J-10B оснащен лазерным дальномером и тепловизором, установленными на турели перед фонарем кабины.
J-10A. Изображен самолет, который, судя по бортовому номеру, принадлежит 131 авиаполку. Это типичный J-10A "средних" производственных серий. В стандартном варианте вооружения ПВО самолет несет две УР PL-8, две УР PL-11, два подкрыльевых топливных бака и один подфюзеляжный бак.
Истребители J-10A из 131 -го авиационного полка 44-й авиадивизии ВВС КНР, снимок сделан во время церемонии по случаю перевооружения полка на новую технику. 131-й полк первым в китайских ВВС получил J-10A.
J-10AS из 131-го авиаполка. Иногда в некоторых источниках эти самолеты версии J-10AS обозначаются J-10B. Спарки используют для обучения и тренировок летчиков, хотя в будущем вероятна разработка на основе двухместной машины более эффективного боевого самолета.
J-10B в полете, на киле смонтирована аппаратура РЭБ, по бокам отсека тормозного парашюта смонтированы датчики системы предупреждения о пусках ракет.
Новейшие серийные J-10A оборудованы системой дозаправки в воздухе и стационарными приемниками спутниковой навигационной системы (белая каплеобразная антенна на фюзеляже за фонарем кабины).
Семь Chinook из SFS 7-й эскадрильи в ходе "Бури в пустыне" работали в интересах SAS и другого спецназа. Вертолеты были окрашены в "ночной" камуфляж.
Во время операции "Буря в пустыне" песок негативно влиял на динамические системы вертолетов, тем не менее, Chinook надежно отработали всю кампанию. Взлет двух CH-47D Армии США с грузовыми поддонами вызвал настоящую песчаную бурю.
CH-47D Армии США доставил гуманитарный груз - операция "Provide Comfort" проводилась с целью оказания помощи курдам, укрывшимся в горах Северного Ирака.
"Боснийский" комплект доработок британских Chinook HC.Mk 2 включал устройства отстрела ложных целей ALE-40. На снимке - демонстрационный отстрел тепловых ловушек с вертолета 1310-го звена, дислоцированного в Сплите.
Chinook нескольких стран принимали участие в косовской кампании, обеспечивая действия миротворцев. Помимо британских и американских CH-47, здесь работали Chinook из Италии и Голландии (на снимке). Греческие CH-47 действовали в Албании.
В Косово находился 1-й батальон парашютно-десантного полка британской армии. На снимке - четыре Chinook британских ВВС над Приштиной. Они доставили десантников на КДП аэропорта сразу после того, как его покинули сербы.
F.VIIa авиакомпании KLM, которая приступила к эксплуатации F.VIIa в июле 1924 года. На этом гражданском самолете впервые была установлена радиостанция, и имелся туалет. Со временем H-NADK продали британскому авиаперевозчику, где он получил собственное имя "Princess Xenia".
OO-AIH - один из многих самолетов, построенных по лицензии в Бельгии фирмой SABCA для авиаперевозчика "SABENA". На рисунке хорошо виден установленный под крылом мотор, такая схема с тремя моторами была предложена самим Энтони Фоккером.
Один из первых пяти F.VII, поставленных авиакомпании KLM. Один такой самолет был выставлен в голландском национальном музее, но сгорел при бомбардировке в мае 1940 года.
На F.VII использованы неубираемые основные опоры шасси с широкой колеей, жесткость опор обеспечивалась подкосами.
Пара самолетов из 58-й эскадрильи, на переднем плане PR.Mk 9, дальше - PR.Mk 7. На Canberra PR.Mk 9 установлены фонарь кабины, как на B(I).Mk 8, крыло большей хорды и увеличенного размаха и более мощные двигатели серии Avon 200.
В то время как первые бомбардировщики B.Mk 2 снизу окрашивались в черный цвет, нижние поверхности разведчиков PR.Mk 3 красились в лазурный цвет или цвет "PRU blue". Такую окраску нашли эффективной и для бомбардировщиков, однако бомбардировщики сохранили камуфлированную окраску верхних поверхностей.
Экипажи из 101-й эскадрильи идут от ветерана Lincoln, доставившего их для знакомства с новой техникой на завод в Сэмлисбери. Canberra стал первым реактивным бомбардировщиком британских ВВС, с его принятием на вооружение Бомбардировочное командование вступило в новую эру.
Увеличенные мотогондолы позволяют легко идентифицировать самолет как летающую лабораторию для испытаний двигателей Olympus. На самолете установлены двигатели B.011/2B тягой по 36 кН.
Несколько Canberra использовались для испытаний ракетного оружия, зачастую класса "воздух-воздух", которое на Canberra никогда не применялось. WH967 был задействован в программе испытаний французских УР "воздух-поверхность" Nord AS30. Такие ракеты применялись на Canberra B.Mk 15 и B.Mk 16 Ближневосточных (NEAF) и Дальневосточных (FEAF) ВВС Великобритании.
Canberra test aircraft fitted by Boulton Paul with Nord AS.30 missiles
Компания "Bristol Siddeley" использовала Canberra с двигателями Sapphire для испытаний ТРД Viper, которые никогда не использовались на серийных English Electric Canberra, но применялись на вариантах для ВВС третьих стран.
VN813 - один из четырех оригинальных прототипов A.Mk 1, самолет был задействован в различных программах летных испытаний. На фотографии - самолет с ракетным двигателем Napier Spectre, установленным в бомбоотсеке. В этот период самолет выполнял испытания в интересах "de Havilland Propellers Ltd". Позже самолет использовался для испытаний ракет.
Принадлежавший гражданским организациям, WK163 имел долгую испытательную карьеру. С установленным в бомбоотсеке ракетным двигателем Napier Double Scorpion самолет установил мировой рекорд высоты.
WH793 - прототип разведчика PR.Mk 9, однако носовая часть фюзеляжа была выполнена как у PR.Mk 7.
Данный самолет использовался "de Havilland" для испытаний УР "воздух-воздух" Firestreak в 1956 году в Эберпорте. С этой же машины производились пуски УР "воздух-воздух" Red Тор.
WH793 недолго эксплуатировался как Canberra PR.Mk 7, прежде чем был модернизирован в прототип PR.Mk 9. Позже самолет использовался в различных метеорологических исследованиях, в том числе исследованиях муссонов в Индии; был задействован как самолет сопровождения в ходе испытаний Concorde.
Canberra B.Mk 2
Этот F27 Mk 600 был поставлен компании "Swift Aire" в 1980 году. В дальнейшем он сменил ряд владельцев, и карьера самолета завершилась аварией 22 декабря 1994 года в Боливии.
Три испанских Fokker F27-200MAR (местное обозначение D.2) состоят на вооружении 802-й эскадрильи ВВС и используются для выполнения поисково-спасательных заданий, эскадрилья дислоцирована в Гандо, Гран Канария.
Fokker/Conair F27 Friendship, противопожарный вариант самолета
Палубный самолет РЭБ Grumman EA-6B Prowler с появлением HARM приобрел способность автономно поражать PЛC.
Авиакомпания "Air Gabon" получила этот F28 Mk 2000 в 1974 году в рамках партии из четырех самолетов. В 2000 году в парке авиакомпании еще числился единственный Mk 2000.
Замена четырех поршневых моторов на два ТВД Rolls-Royce Dart сделала Herald привлекательным для авиакомпаний, но потенциальные покупатели уже сделали выбор в пользу Fokker F27.
Прототип H.P.R.3 получил окраску "Queensland Airlines" - одной из авиакомпаний, заказавших самолет. Позже заказ был аннулирован.
В 1990-е годы Herald также эксплуатировали компании "Janes Aviation", "BAC Express", "BAC Charter", колумбийская LACOL и "Aerovias of Guatemala" (фото). Последний пассажирский Herald прекратил полеты в 1995 году.
Последние Herald. Самолет получил второе рождение в 1980-е годы на рынке лизинга подержанных авиалайнеров. Высокая надежность и низкая стоимость привлекали эксплуатантов, и Herald летали до 1990-х годов. К числу основных операторов этих машин относится "Channel Express" (фото), базировавшаяся в международном аэропорту Борнмута. Эта компания использовала в 1990-е годы не менее 11 Herald разных вариантов, главным образом для перевозок грузов на острова в проливе Ла-Манш. Последний самолет сняли с эксплуатации в 1999 году.
Второй Herald получил окраску "British European Airways". Британский авиаперевозчик стал первым эксплуатантом этих машин, взяв в лизинг три самолета Series 101 для использования на шотландских линиях.
Второй H.P.R.3, модернизированный в Series 200, сменил регистрацию на G-ARTC. Снимок выполнен во время показательного десантирования парашютистов, самолет окрашен в цвета "Maritime Central Airways".
Herald Series 202 канадской "Nordair" оснащен подкрыльевыми топливными баками. Такие же баки могли подвешиваться на Herald ВВС Малайзии.
Экипажи из 101-й эскадрильи идут от ветерана Lincoln, доставившего их для знакомства с новой техникой на завод в Сэмлисбери. Canberra стал первым реактивным бомбардировщиком британских ВВС, с его принятием на вооружение Бомбардировочное командование вступило в новую эру.
После поражения Голландии испытания G.I продолжались под германским контролем. Подобно другим трофейным самолетам, G.I использовались в Люфтваффе в качестве учебных.
На момент вторжения германских войск в голландской авиации имелись 23 самолета: 12 - на вооружении 4-й истребительной группы (Алкмаар) и 11 - на вооружении 3-й истребительной группы (Роттердам/Ваалхавен).
Двухместный биплан S.IX/1 предназначался не только для первоначального обучения летчиков, но также мог выполнять высший пилотаж в ограниченном объеме.
Авиалайнеры Fokker пользовались репутацией очень надежных самолетов. На фотографии - пользующийся популярностью у пассажиров Fokker F.XI Universal из-за возможности без помех любоваться проплывающим пейзажем, благодаря увеличенной площади остекления салона и высокорасположенному крылу.
Массогабаритный макет AGM-88E, подвешенный на двухместный Super Hornet, демонстрировался на Парижском авиасалоне 2007 года. За счет использования ГСН миллиметрового диапазона ракета AGM-88E способна поражать РЛС даже после прекращения работы радиолокатора на излучение.
H-NAED - первый серийный F.VIII для компании KLM - был построен с моторами Gnome-Rhone, оснащенными двухлопастными металлическими винтами. Последний F.VIII авиакомпании KLM разбился в мае 1940 года.
Оранжевый Canberra (с черно-желтой маркировкой буксировщиков на нижних поверхностях) - один из последних самолетов данного типа, использовавшихся ВВС Индии в качестве буксировщика мишеней. Скорее всего, на снимке Canberra B(I).Mk 58, поставленный Индии с завода "English Electric", или бывший B(I).Mk 12 ВВС Новой Зеландии.
Пара самолетов из 58-й эскадрильи, на переднем плане PR.Mk 9, дальше - PR.Mk 7. На Canberra PR.Mk 9 установлены фонарь кабины, как на B(I).Mk 8, крыло большей хорды и увеличенного размаха и более мощные двигатели серии Avon 200.
Отретушированная фотография ASTOR (Airborne Stand-Off Radar) Canberra. Требованиям ASTOR в полной мере удовлетворяет Global Express.
Canberra принимала участие во многих военных конфликтах - от Аргентины до Вьетнама и от Северной Ирландии до Южной Африки. B(l).Mk 12 ВВС ЮАР сфотографирован в полете на малой высоте во время операции "войны в буше". В ходе этих боевых действий ВВС ЮАР потеряли один самолет с экипажем.
Canberra вели разведку во многих горячих точках мира. На самолете под крылом подвешены контейнеры с ложными целями. Снимок сделан в Уганде во время конфликта в Руанде, самолет выполнял фоторазведку позиций местных партизан. Canberra действовали над Адриатикой в ходе операции НАТО "Allied Force" в Косово. Последние разведчики PR.Mk 9 британских ВВС сняли с вооружения в 2006 году, ранее самолеты прошли серьезную модернизацию.
После использования B.Mk 2, взятых в лизинг у британских ВВС, ВВС Новой Зеландии заказали новые B(I).Mk 12, представляющие собой экспортный вариант B(l).Mk 8; такие же самолеты поставлялись ВВС ЮАР. Со временем Canberra ВВС Новой Зеландии были проданы Индии, окончательно их сняли с вооружения в мае 2007 года.
B.Mk 2 с носовой частью фюзеляжа, как у B(I).Mk 80, и обтекателем РЛС. Самолет использовался для испытаний РЛС AIRPASS AI перехватчика Lightning.
Один из первых четырех прототипов, VN828, со временем получил носовую часть фюзеляжа по типу B(l).Mk 8.
Canberra B(I).Mk 8. В 1972 году на самолетах Canberra 16-й эскадрильи начали рисовать акульи пасти, эта эскадрилья последней в британских ВВС использовала Canberra по исходному предназначению - как бомбардировщики. Самолет предназначался для нанесения ядерных ударов с малой высоты американскими бомбами B43. Индийские Interdictor Canberra неоднократно принимали участие в боевых действиях, но пушки Canberra B(I) из 16-й эскадрильи в бою прозвучали лишь однажды. Инцидент случился в 1965 году во время временного базирования отряда из восьми самолетов на Борнео, где подразделение действовало против индонезийских войск.
Успех F.IX - самого большого на тот период трехмоторного самолета фирмы "Fokker" был очень незначительным, и машину построили в небольшом количестве.
На европейских линиях F.XII летали с экипажем из двух человек и перевозили 16 пассажиров, на Дальний Восток они летали всего с четырьмя пассажирами на борту.
В авиакомпании KLM каждый из пяти F.XVIII получил собственное имя. PH-AIS - "Snip" (бекас), PH-AIO - "Oehoe" (ушастая сова), PH-AIQ - "Kwartel" (перепел), PH-AIR- "Rijstvogel" (рисовый трупиал, боболинк). После снятия с эксплуатации в KLM самолеты рассеялись по Европе, Южной Америке и Голландской Индии.
К 1 мая 1937 года, еще перед началом эксплуатации в Испании, F.XX получил камуфляжную окраску. Створки с основных опор шасси позже сняли.
"Arend"(орел) - единственный F.XXXVI, который летал на линии компании KLM Берлин - Лондон через Амстердам. Первую посадку в Британии самолет выполнил 28 сентября 1934 года, в 1939 году получил британскую регистрацию G-AFZR.
Конструкция F.XXII типична для "Fokker", каркас фюзеляжа овального сечения изготовлен из стальных труб и обтянут полотном.
Существовал единственный санитарный S.IIA. Самолет с опознавательными знаками в виде красного креста эксплуатировался с 1932 года по 1940-й.
Боевой дебют комбинации HARM и F/A-18 Hornet состоялся в Ливии в 1986 году. Через пять лет в ходе операции "Буря в пустыне" AGM-88 применялись более широко и с большим эффектом.
AGM-88 позволяет превратить практически любой самолет в самолет подавления ПВО. Основным самолетом подавления ПВО в ВМС и КМП США является F/A-18C/D Hornet.
F-4G Phantom II был одним из первых носителей HARM, эти самолеты применяли HARM в операции "Буря в пустыне" в 1991 году.