RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : International

Год : 1969

Одноместный ударный самолет

Варианты

SEPECAT Jaguar
  
   В середине 1960-х годов в Великобритании и Франции были сформулированы требования к тренировочному самолету и самолету непосредственной авиационной поддержки наземных войск. Эти требования совместили в едином техническом задании, в результате появился очень удачный англо-французский истребитель-бомбардировщик Jaguar.
   "Breguet" во Франции и "British Aircraft Corporation" в Великобритании были выбраны основными подрядчиками программы, для реализации которой во Франции в мае 1966 года основали совместное предприятие SEPECAT ("Societe Europeenne de Production de l'avion Ecole de Combat et d'Appui Tactique").
   Первым из восьми прототипов Jaguar стал двухместный французский Jaguar E (от Ecole - учебный), взлетевший 8 сентября 1968 года. Остальные прототипы строились с учетом специфических требований заказчиков.
   ВВС Великобритании и Франции планировали закупить по 200 самолетов Jaguar. Великобритания заказала 165 одноместных Jaguar S (от Strike - ударный) и Jaguar GR.Mk 1.
   GR.Mk 1 отличался лазерным дальномером, размещенным в носовой части, и килевым контейнером с приемником предупреждения о радиолокационном излучении. Самолеты для британских ВВС оснащались двигателями Adour Mk 102 тягой по 32,51 кН. Первая британская машина поднялась в воздух 12 октября 1969 года, поставки серийных самолетов выполнены в 1973-1978 годах.
   Разведчики несли на подфюзеляжном пилоне контейнер с пятью фотоаппаратами и инфракрасным сканером, а с 1991 года могли использовать контейнеры Vinten VICON 18 с фотоаппаратурой дальнего действия.
   Фюзеляж двухместного Jaguar на 90 см длиннее фюзеляжа одноместного варианта из-за установки кабины второго члена экипажа. Спарка оснащалась полным комплектом целевого оборудования, как одноместный "боевой" вариант, однако лазерный дальномер в носовой части фюзеляжа не монтировался, не был установлен топливоприемник системы дозаправки топливом в полете, а из двух пушек оставлена одна.
   Первый британский двухместный Jaguar выполнил первый полет 30 августа 1979 года, британские ВВС закупили 35 Jaguar T.Mk 2.
   В 1970-1990 годах британские самолеты постоянно модернизировались. Первую крупную модернизацию провели в 1978- 1984 годах, установив двигатели Adour Mk 104 тягой по 35,14 кН. С декабря 1984 года на Jaguar GR.Mk 1A ставилась прицельно-навигационная система FIN 1064. Доработке подверглись бортовые оборонительные системы, самолет получил возможность использовать УР "воздух-воздух" Sidewinder, которые подвешивались сначала на подкрыльевые, а затем на надкрыльевые пилоны.
   14 спарок доработали в Jaguar T.Mk 2A путем установки ПрНК FIN 1064 и двигателей Adour Mk 104. Далее девять Jaguar GR.Mk 1B и два Jaguar T.Mk 2B доработали в носители контейнеров TIALD с аппаратурой целеуказания.
   Позже самолеты получили навигационную систему TERPROM, нашлемные прицелы и новое приборное оборудование кабин (модернизацию прошло большинство боеспособных Jaguar GR.Mk 3 и Jaguar T.Mk 4). Контейнеры TIALD и УР AIM-132 ASRAAM интегрировали в СУВ Jaguar GR.Mk 3A и, возможно, Jaguar T.Mk 4A.
   В 1996-2005 годах модернизацию прошло 96 самолетов, на которые установили более экономичные двигатели Adour Mk 106.
   На вооружение британских ВВС Jaguar поступили в 1974 году. Значительная часть парка одноместных самолетов являлась носителями тактических атомных бомб WE.177. Самолеты базировались в ФРГ. В случае войны их планировалось использовать как тактические бомбардировщики и разведчики. Первым случаем боевого применения британских Jaguar стала операция "Буря в пустыне" 1991 года. Позже самолеты приняли участие в операции "Northern Watch" и операции 1995 года "Deliberate Force" на Балканах. С вооружения ВВС Великобритании Jaguar сняли в 2006 году.
   Франция закупила 160 одноместных и 40 двухместных самолетов. В сравнении с британским вариантом одноместный французский Jaguar A (от Appui - ударный) оснащался менее совершенным целевым оборудованием, но, тем не менее, являлся эффективным истребителем-бомбардировщиком.
   На последних 80 самолетах установили под носовой частью фюзеляжа лазерные дальномеры и улучшенные приемники предупреждения об облучении; не менее 30 самолетов могли нести лазерные целеуказатели ATLIS.
   Начиная со 113-го самолета, на Jaguar A монтировались панорамные фотоаппараты. За исключением первых десяти самолетов все Jaguar A оснащались двигателями Adour Mk 102.
   Французские двухместные Jaguar E оснащались упрощенным, в сравнении с одноместными машинами, БРЭО. Начиная с 270-го серийного самолета, на спарках монтировали неубираемые топливоприемники, предназначенные исключительно для отработки дозаправки в воздухе.
   Компания SEPECAT разработала Jaguar M авианосного базирования. Первый полет прототип выполнил в ноябре 1969 года, но в дальнейшем тема была закрыта.
   Поставки Jaguar ВВС Франции осуществлялись с января 1972 года по декабрь 1981 года. Самолетами вооружили девять эскадрилий, две из которых отрабатывали нанесение ядерных ударов 25-кт бомбами AN 52; эти бомбы сняли с вооружения в 1991 году. Подобно британским, французские Jaguar приняли участие в боевых действиях. Впервые они использовались для нанесения ударов в конце 1970-х годов в Северной и Центральной Африке, в 1980-х годах действовали над Мавританией, Чадом и Центрально-Африканской республикой. В 1991 году принимали участие в военных действиях в Персидском заливе, а позже - на Балканах. Франция сняла Jaguar с вооружения в июле 2005 года.
   Все экспортные Jaguar являются подвариантами Jaguar B/S. Первый полет прототип Jaguar International с двигателями Adour Mk 104, являвшийся британской машиной, выполнил в 1974 году. Тяга двигателя Mk 104 на 27% превосходила тягу двигателя Mk 102.
   Первым серийным Jaguar International стал двухместный Jaguar EB для ВВС Эквадора, который поднялся в воздух 19 августа 1976 года. Одно- и двухместные Jaguar поставили ВВС Эквадора в 1977 году; семь уцелевших самолетов в 1991 году дополнили тремя отремонтированными экс-британскими машинами. Эквадор использовал Jaguar в короткой войне в Перу в 1995 году; в начале 2000-х годов Jaguar с вооружения ВВС Эквадора сняли.

   С 1977 года Оман получил десять одноместных Jaguar OS и два двухместных Jaguar OB, вторая партия из такого же количества самолетов была поставлена в 1983 году. Все самолеты второй партии оснащались ТРДДФ Adour 811 тягой по 37,37 кН. 24 изначально заказанных Оманом Jaguar были дополнены двумя экс-британскими самолетами - одним одноместным и одним двухместным. В 1986-1989 годах 21 уцелевшая машина прошла модернизацию с установкой ПрНК FIN 1064. В 2013 году на вооружении ВВС Омана состояло восемь Jaguar.
   Главным покупателем Jaguar стала Индия, получавшая самолеты постройки "BAe" и собранные по лицензии концерном HAL. В ВВС Индии одноместные Jaguar IS и двухместные Jaguar IT именовались Shamser.
   На самолетах второй партии для ВВС Индии ставились ТРДДФ Adour Mk 804 тягой по 35,75 кН, была смонтирована система NAVWASS (Navigation и Weapons Aiming Sub System). Самолеты третьей партии собирались компанией HAL из машинокомплектов британского производства, но постепенно количество комплектующих, поставляемых Англией, сокращалось. Самолеты постройки HAL позднего выпуска получили двигатели Adour Mk 811.
   Партия из 17 спарок была укомплектована улучшенным ПрНК DARIN II, обеспечивающим круглосуточность боевого применения и использование боеприпасов с лазерным наведением. Для поражения морских целей HAL построила 12 Jaguar IM с РЛС Agave, установленной в носовой части фюзеляжа вместо лазерного дальномера; главным оружием этих самолетов являются ПКР BAe Sea Eagle.
   Индия использовала Jaguar в каргильской войне 1999 года с Пакистаном, с самолетов применялись обычные и корректируемые бомбы. Всего Индия закупила 168 Jaguar; серийное производство на HAL завершилось в 2008 году.
   Финальным покупателем Jaguar стала Нигерия - на вооружение ВВС в 1984 году поступили 13 одноместных Jaguar SN и пять двухместных Jaguar BN; самолеты сняты с вооружения в 1991 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   SEPECAT Jaguar International

   Тип: одноместный ударный самолет
   Силовая установка: два ТРДДФ Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 804 сухой тягой по 23,66 кН, тяга на форсаже 35,75 кН; или Adour Mk 811 тягой по 24,55 кН, тяга на форсаже 37,36 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость без внешних подвесок на высоте 10975 м - 1699 км/ч; время набора на высоте 9145 м - 1 мин 30 с; практический потолок 14 000 м; дальность с ПТБ 3524 км; боевой радиус по профилю полета "большая-малая-большая высота" без ПТБ 852 км
   Масса: пустого снаряженного 7700 кг; максимальная взлетная 15700 кг
   Размеры: размах крыла 8,69 м; длина с ПВД 16,83 м; высота 4,89 м; площадь крыла 24,18 м2
   Вооружение: две 30-мм пушки ADEN Mk 4, вооружение общей массой до 4763 кг на пяти внешних узлах подвески

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 28

    На снимке хорошо видно положение элеронов и дифференциально отклоняемого стабилизатора самолета Jaguar М.

  • Air Enthusiast 1972-09 / ??? - Ferocious Feline

    The sole navalised prototype, Jaguar M-05, during trials aboard Clemenceau.

  • Air Enthusiast 1972-09 / ??? - Ferocious Feline

    The first British Jaguar, the single-seat S-06, on an early test flight before the fin height had been extended and wing fences added.

  • Air Enthusiast 1971-07 / R.Braybrook - The Fight for the ground. Ground Attack /Fighter Spectrum/ (2)

    One of three of the most formidable close support fighters now in production are illustrated. The BAC/Breguet Jaguar (British single-seat Jaguar S-07)

  • Мировая Авиация 134

    JCT/226 OCU/16-я (резервная) эскадрилья. Подготовка летчиков на Jaguar начата в сентябре 1973 года в Лоссимуте - на базе Группы переучивания на самолеты Jaguar (Jaguar Conversion Team - JCT). После переучивания 54-й эскадрильи на Jaguar задача подготовки пилотов возложена на 226-ю группу переподготовки (226 Operational Conversion Unit; с 1 октября 1974 года), которая 11 ноября 1974 года разделена на 1-ю и 2-ю эскадрильи - первая вскоре была расформирована. Самолеты 2-й эскадрильи несли на носовой части изображение ягуара, а с 1981 года наряду с обозначениями 226-й группы несли также на киле клетчатую полосу - "шотландку". Применялся код из двух цифр (на фотографии).

  • История Авиации 2000-01 / А.Булах - Незавоеванная победа /Авиация в локальных войнах/ (2)

    Упорное сопротивление сербов вынудило ВВС Пятой республики подтянуть к району конфликта истребители-бомбардировщики "Ягуар" и увеличить общую численность своей группировки до 90 боевых машин, заняв второе место после ВВС и ВМС США.

  • Мировая Авиация 248

    Французские силы истребителей-бомбардировщиков, задействованные в 1999 году в операции "Allied Force", включали 12 Jaguar A из подразделений EC 1/7, EC 2/7 и EC 3/7. Они преимущественно использовались для нанесения высокоточных ударов бомбами с лазерным наведением. Этот самолет вооружен одной такой бомбой MATRA BGL-1000 и несет контейнер целеуказания ATLIS II на центральном пилоне под фюзеляжем.

  • Мировая Авиация 131

    В операции "Daguet" участвовали 28 самолетов Jaguar. Они совершили 615 боевых вылетов с общим налетом 1088 часов, в ходе которых было сделано 185 контактов с заправщиками CF-135FR.

  • Мировая Авиация 174

    Корпус аэродинамической формы 250-кг бомбы SAMP Type 25 изготовлен из стальной поковки. В носу характерной формы установлен стандартный взрыватель длиной 5 см. Бомбы подвешены на Jaguar ВВС Франции, снимок времен войны в Персидском заливе.

  • Air International 2005-09 / R.Francillon - Jaguar. The French Connection /Military/

    An EC 2/11 Jaguar A with an AS 37 Martel anti-radiation missile, on the centreline station, used for the suppression of enemy air defences. This role and the use of this weapon passed to the unit after EC 3/3 at Nancy-Ochey re-equipped with Mirage IIIEs in 1987.

  • Авиация и Время 2015-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - "Ягуар" - зверь, убивающий одним прыжком

    «Ягуар» A (per. 11-RH, cep. № A115) из эскадрильи EC.3/11«Корсика» Воздушных Сил Франции. Великобритания, авиабаза Уэддингтон, 23 апреля 1986 г.

  • Мировая Авиация 131

    13 февраля 1991 года самолет Jaguar из эскадрильи EC 2/11 "Vosges" с подвеской УР "воздух-воздух" Magic вместо контейнера дипольных отражателей Phimat вылетает из Аль-Ахсы для удара по бронетехнике республиканской гвардии Ирака.

  • Aviation Historian 20 / A.Delalande, T.Cooper - An eye for an eye

    Armee de I’Air Sepecat Jaguar “A 89” (coded 11-MM) of Escadron de chasse 2/11 "Vosges" at N’Djamena International Airport with a freshly applied coat of desert camouflage and carrying a pair of 125kg Societe des Ateliers Mecanique de Port-sur-Sambre (SAMP) bombs on the starboard underwing pylon.

  • Мировая Авиация 131

    Самолет Jaguar из эскадрильи EC 3/7 "Languedoc" без лазерного дальномера под носовой частью в Бангуе, Центральноафриканская республика. Там ВВС Франции держали регулярные части для военных операций в своих бывших колониях.

  • Air International 2005-09 / R.Francillon - Jaguar. The French Connection /Military/

    As they could be refuelled in the air, unlike other French tactical aircraft at the time jaguars became the Armee de l'Air ‘s 'weapon of choice' for overseas operations. For some of these the aircraft were painted in a desert camouflage as they type saw service in Africa and the Middle East.

  • Мировая Авиация 131

    Самолеты Jaguar из 11-й эскадры, включая эту машину из эскадрильи EC 4/11 Jura, прибыли в Аль-Ахсу в Саудовской Аравии в октябре 1990 года. Они добились неплохих успехов, применяя УР AS30L с лазерным наведением и достигнув при пусках 60 таких ракет 80% попаданий.

  • Мировая Авиация 248

    Иерусалимский крест на голубом вымпеле на киле указывает на принадлежность этого самолета к 2-й эскадрилье (подразделение Escadron de Chasse 1/7 "Provence", EC 1/7), базирующейся в Сен-Дизье. EC 1/7 в основном специализировалась на задачах прорыва ПВО с использованием противорадиолокационных ракет AS37 Martel.

  • Мировая Авиация 232

    Французский одноместный Jaguar A в полете над Балканами, снимок конца 1990-х годов. Самолет вооружен двумя УР "воздух-воздух" Magic 2.

  • Air International 2005-09 / R.Francillon - Jaguar. The French Connection /Military/

    A Jaguar A of EC 3/7 over the Adriatic Sea on an Operation Allied Force mission in 1999. This aircraft is carrying a Barracuda ECM pod on the outer port wing station, a Magic 2 air-to-air missile on the equivalent starboard pylon, two laser-guided bombs on the inner wing pylons and a fuel tank on the centreline.

  • Мировая Авиация 131

    В октябре 1998 года началась операция "Trident" по участию Франции в группировке союзников "Allied Force" с привлечением самолетов Jaguar из части EC 3/7, уже размещенных на базе Истрана для контроля ситуации в Боснии.

  • Мировая Авиация 22

    ВВС Франции разработали технические требования к Jaguar совместно с RAF, поэтому нет ничего удивительного в том, что они закупили эти самолеты в большом количестве. На пике карьеры Jaguar состоял на вооружении девяти эскадрилий французских ВВС.

    Другие самолёты на фотографии: SEPECAT Jaguar T / E - International - 1968

  • Air International 2005-09 / R.Francillon - Jaguar. The French Connection /Military/

    Two-seat Jaguars in French service were given the designation ‘E’, standing for Ecole (Training). Forty of this variant was purchased for the Armee de L'Air one of the distinguishing characteristics of the French two-seaters was their fixed refuelling probe on the nose. Single-seat Jaguar As (the aircraft in the background) had a retractable probe, which was stowed to starboard side below the cockpit.

    Другие самолёты на фотографии: SEPECAT Jaguar T / E - International - 1968

  • Air International 2005-09 / R.Francillon - Jaguar. The French Connection /Military/

    A pair of Armee de l'Air Jaguars.

    Другие самолёты на фотографии: SEPECAT Jaguar T / E - International - 1968

  • Мировая Авиация 248

    Этот Jaguar сфотографирован сразу после принятия топлива от заправщика C-135FR с выпущенной заправочной штангой по правому борту. Истребитель-бомбардировщик принимал участие в операции "Crecerelle" в Боснии в 1995 году. Вооружение состоит из пары ракет класса "воздух-воздух" Magic 2, двух четырехзарядных блоков НАР и контейнера РЭБ Barem.

  • Мировая Авиация 28

    Истребители-бомбардировщики Jaguar ВВС Франции применялись во время проведения операции "Буря в пустыне". Самолеты наносили высокоточные удары управляемым оружием, используя лазерные контейнеры ATLIS 2 и корректируемые 400-кг бомбы фирмы "MATRA" с лазерным наведением.

  • Мировая Авиация 131

    Истребитель Mirage F1CR из эскадрильи EC 1/33 летит в паре с истребителем-бомбардировщиком Jaguar из эскадрильи ЕС2/11 "Vosges" в ходе операции "Daguet". Оба самолета оснащены контейнерами системы РЭБ Barem на наружных пилонах под левыми консолями и грузом 250-кг бомб SAMP Type 25.

    Другие самолёты на фотографии: Dassault Mirage F.1 - Франция - 1966

  • Air International 2005-09 / R.Francillon - Jaguar. The French Connection /Military/

    An Armee de l'Air Jaguar of EC 1/7 at Saint-Dizier-Robinson undergoing maintenance on one of its 7,305lb st thrust Rolls-Royce Turbomeca Adour Mk 102 engines. Experience led the RAF to upgrade its Jaguars with more powerful engines, however the French stuck with the aforementioned powerplant which many considered left the aircraft under-powered.

  • Мировая Авиация 131

    17 января 1991 года в первом боевом вылете французских ВВС в операции "Daguet" 12 самолетов Jaguar нанесли удар с малых высот по предполагаемым складам ракет Scud и средствам связи на иракской авиабазе Ахмад-Аль-Джабер.

  • Мировая Авиация 22

    Майк Рондот (слева) и его ведомый флайт-лейтенант Майк Сире. Рисунки или надписи на бортах фюзеляжей были непременными атрибутами практически всех британских самолетов, участвовавших в иракском конфликте, не исключая и Jaguar GR.Mk 1 №XZ375 (код S), представленный на снимке. Надпись "The Guardian readers ("Читатель "Гардиан" - популярной английской газеты) позднее М. Рондот заменил на "The Avid Guardian Reader" ("Заядлый читатель "Гардиан").

  • Air Enthusiast 1972-09 / ??? - Ferocious Feline

    The second British Jaguar, S-07, after modification to the production configuration.

  • Авиация и Время 2015-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - "Ягуар" - зверь, убивающий одним прыжком

    «Ягуар» GR.1A (per. XZ112, cep. № S113) из 54-й эскадрильи RAF. Аэродром Брайз Нортон, 7 сентября 1991 г.

  • Мировая Авиация 134

    20-я эскадрилья перевооружалась на Jaguar с истребителей Harrier, новые машины начали прибывать в Брюгген в январе 1977 года. Одновременно эскадрилья продолжала выполнять полеты на Harrier с авиабазы Вильденрат. Перевооружение на новый тип самолета и передислокация на новую авиабазу были завершены к 1 марта, на эскадрилью были возложены ударные задачи. 24 июня 1984 года эксплуатация Jaguar в данном подразделении была прекращена, а на следующий день появилась 20-я эскадрилья самолетов Tornado GR.Mk 1 (эскадрилья была единственной в британских ВВС, летавшей на трех типах основных боевых самолетов).

  • Air Pictorial 1992-03 / M.Britton - Boss machines

    41 Squadron's flagship Jaguar XL363 'A' undergoing maintenance in the Squadron hangar at RAF Coltishall.

  • Мировая Авиация 28

    XX108 - самолет ранней постройки, который использовался для различных испытаний фирмой "BAe" и агентством DRA в Боскомб Дауне. В частности, на нем проверялись летные характеристики с подфюзеляжным топливным баком, асимметричной подвеской контейнера TIALD и корректируемой бомбой с лазерным наведением под крылом.

  • Air Pictorial 2000-05

    No 41 Sqn’s first Jaguar GR.3A is XX725, seen here when it was with the SAOEU.

  • Aeroplane Monthly 1976-12 / R.Baxter - Hot spot in a cool cat

    Laarbruch-based Jaguar GR.I XZ111 of No 2 Squadron on a mission low over Germany near the Dutch border showing the photographic pod hung on the centre-line pylon.

  • Air Pictorial 1976-10

    Sepecat Jaguar GR.1 XZ101 of No. 2 Squadron, R.A.F., based at Laarbruch, latest squadron to re-equip with the type in Germany. No. 2 specialises in photo-reconnaissance, while the other Jaguar squadrons have ground-attack as their primary task

  • Мировая Авиация 134

    14-я эскадрилья. Эскадрилья 7 апреля 1975 года стала первой в британских ВВС в ФРГ, перевооруженной с Phantom на Jaguar. Эскадрилья базировалась в Брюггене, она стала также последней из британских "немецких" эскадрилий, летавших на Jaguar - последний полет на данной машине выполнен 14 октября 1985 года. Новой ее машиной стал Tornado GR.Mk 1.

  • Мировая Авиация 134

    41-я эскадрилья. Эта разведывательная эскадрилья базировалась в мирное время в британском Колтисхолле, а в военное время планировалось ее развертывание в Норвегии. Первый Jaguar поступил в 1976 году, в 1977 году эскадрилья объявлена боеготовой. Участвовала в войне в Персидском заливе и в операциях в Боснии (1993-1995 годы), а в 2004 году - преобразована в подразделение эксплуатационной оценки средств поражения. Jaguar состояли на ее вооружении до 2006 года.

  • Мировая Авиация 22

    54-я эскадрилья RAF, базировавшаяся в Колтишелле, летала на Jaguar GR.Mk 1 с 1974 года и вплоть до расформирования в 2005 году. В последние годы эксплуатации принадлежавшие RAF Jaguar прошли модернизацию, но в 2007 году были сняты с вооружения из-за сокращения расходов на оборону.

  • Мировая Авиация 22

    RAF использовали этот снимок в своей вербовочной кампании в 1970-х годах. Хотя полет в такой плотной формации граничит с самоубийством, эта фотография демонстрирует мощь и маневренность SEPECAT Jaguar, несущихся строем над шотландскими озерами.

  • Air International 1978-09 / R.Baybrook - Combat Aircraft Spectrum

    The SEPECAT Jaguar has so far been sold to four air forces and has continuing export potential.

  • Мировая Авиация 134

    Британские ВВС в ФРГ располагали пятью эскадрильями, вооруженными Jaguar, - четыре из состава авиакрыла в Брюггене являлись носителями тактического ядерного оружия, а пятая, разведывательная, базировалась в Лаарбрюке вместе с ударными Buccaneer.

  • Мировая Авиация 134

    31-я эскадрилья. Это третья эскадрилья из Брюггена, получившая Jaguar. Новые машины начали поступать в январе 1976 года, но полностью боеготовой эскадрилья объявлена только 1 июля. В период с 13 июня по 1 ноября 1984 года эскадрилья была перевооружена с Jaguar на Tornado GR.Mk 1.

  • Мировая Авиация 31

    Phantom FGR.Mk 2 и F-4J (UK) Королевских ВВС Великобритании. После отказа от создания ударного самолета с укороченным/вертикальным взлетом и посадкой Hawker Siddeley Р.1154 британские ВВС сначала приобрели два прототипа YF-4M. а затем партию из 116 серийных F-4M Phantom FGR.Mk 2. Вначале британские F-4 использовались в качестве перехватчиков, ударных или разведывательных самолетов и могли нести широкую номенклатуру вооружения, включая ядерные боеприпасы. В середине 1970-х годов, когда в группировке британских ВВС в Германии задача поражения наземных целей была поручена самолетам SEPECAT Jaguar, "Фантомы" потеснили истребители Lightning в системе ПВО. Phantom FGR.Mk 2 несли службу во 2-й, 6-й (первое подразделение F-4 в британских ВВС), 14-й, 17-й, 19-й, 23-й, 29-й, 31-й, 41-й, 43-й, 54-й, 56-й, 64-й, 74-й, 92-й и 111 -й авиаэскадрильях. а также в составе 1435-го звена на Фолклендских островах. Кроме того, британские ВВС дополнительно закупили еще 15 F-4J у ВМС/КМП США. которые входили в состав 74-й авиаэскадрильи с августа 1984 по сентябрь 1992 года. Лишь 56-я эскадрилья, известная как "Firebirds". эксплуатировала F-4 дольше - до конца 1992 года.

    Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas Phantom FG.Mk I / FGR.Mk II - США - 1964

  • Мировая Авиация 134

    II эскадрилья (Army Co-operation). Эскадрилья дислоцировалась в ФРГ (Лаарбрюк) и решала задачи тактической разведки для Сухопутных войск. Сначала она летала на Phantom, а 26 февраля 1976 года получила свой первый Jaguar (на фото запечатлены оба самолета). Последний Phantom был снят с ее вооружения в июле, с новым типом самолетов эскадрилья была объявлена боеготовой в октябре. В большинстве случаев Jaguar несли под фюзеляжем разведывательный контейнер компании "BAe". В конце 1988 года эскадрилью перевооружили на Tornado GR.Mk 1A, последний полет Jaguar выполнили 16 декабря.

    Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas Phantom FG.Mk I / FGR.Mk II - США - 1964

  • Мировая Авиация 134

    17-я эскадрилья. Знаки 17-й эскадрильи появились на Jaguar в июне 1975 года, самолеты поступали на смену Phantom FGR.Mk 2. К февралю 1976 эскадрилья была полностью перевооружена на Jaguar.17-я эскадрилья входила в состав авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Брюгген, ее самолеты решали ударные задачи, в том числе предназначались для нанесения ударов с применением тактических ядерных боеприпасов. 16 августа 1984 года эскадрилья получила первый Tornado GR.Mk 1, перевооружение было завершено к 1 марта 1985 года. На фото - самолет 17-й эскадрильи в полете с немецким F-104G.

    Другие самолёты на фотографии: Lockheed F-104G Starfighter - США - 1959

  • Мировая Авиация 94

    Первый прототип MRCA британской постройки стал еще одним результатом кооперации европейской авиапромышленности после англо-французского SEPECAT Jaguar, который поступил на вооружение в 1973 году.

    Другие самолёты на фотографии: Panavia Tornado IDS (GR) - International - 1974

  • Авиация и Время 2015-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - "Ягуар" - зверь, убивающий одним прыжком

    «Ягуар». GR.3A (per. XX725, cep. № S22) из 41-й эскадрильи RAF. 11 февраля 2005 г.

  • Мировая Авиация 219

    Разведчики GR.Mk 1A британских ВВС несли на центральном узле подвески разведывательный контейнер EMI. Изображенная машина несет "арктический" камуфляж.

  • Air International 2007-11 / J.Lake - Jaguar Retirement - An RAF Capability Gap? /Military/

    To mark (no pun intended) the Jaguar's withdrawal from service, 6 Sqn GR.3A XX119 was painted to represent its spotted namesake. As a fitting tribute to the many units that operated the Jaguar, their crests are carried on the rudder.

  • Авиация и Время 2015-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - "Ягуар" - зверь, убивающий одним прыжком

    «Ягуар» GR.1A (per. XZ113, cep. № S114) из 41-й эскадрильи RAF. Авиабаза Колтишолл, 24 апреля 1991 г.

  • Air International 1990-10 / Airscene

    For operation in the Gulf, the RAF's Jaguar GR Mk 1As (based at Thumrait in Oman) and Tornado GR Mk Is (at Bahrain) have been given a temporary pink alkali finish, similar to that applied experimentally to a Hercules some time ago.

  • Мировая Авиация 22

    Надкрыльевые пилоны для ракет "воздух-воздух" были установлены на самолеты, чтобы избежать возможной угрозы со стороны иракских истребителей. Согласно М. Рондоту: "Мы установили пилоны над крылом для пары ракет Sidewinder. Было приятно видеть их (ракеты) в зеркало заднего вида. Через пару недель, когда стало ясно, что никакой угрозы в воздухе нет, нам предложили снять их. Мы ответили, что даже если никакой угрозы нет, пожалуйста, оставьте их на месте".

  • Мировая Авиация 60

    В британской части операции "Буря в пустыне", названной "Operation Granby", участвовали самолеты Jaguar эскадрильи из Колтисхолла (на снимке - разведчик Jaguar GR.Mk 1А в пустынной окраске). Они стали первыми самолетами британских ВВС, переброшенными в район Персидского залива.

  • Мировая Авиация 22

    "Быть под обстрелом - это такая вещь, которую невозможно описать. Попасть в сложную ситуацию и выскользнуть невредимым - это настоящий всплеск адреналина".

  • Мировая Авиация 22

    Первоначально точность поражения целей ударами Jaguar контролировалась лишь визуально. Позднее в ходе боевых действий Майк Рондот стал сам делать снимки целей после атаки, чтобы точнее оценить нанесенные повреждения.

  • Мировая Авиация 22

    Звездным часом для Jaguar стала война в Персидском заливе в 1991 году, во время которой он не раз продемонстрировал свои высокие боевые возможности. В ходе военных действий самолеты RAF выполнили 618 боевых вылетов, как на разведку, так и для изоляции поля боя.

  • Мировая Авиация 54

    Два самолета Jaguar GR.Mk 1А британских ВВС базировались в Бахрейне и участвовали в охоте на иракские "Скады" с 11 февраля 1991 года. Один самолет мог нести стандартный контейнер BAe (на снимке), а другой - контейнер LOROP (оба подвешивались под фюзеляжем).

  • Мировая Авиация 22

    Два британских SEPECAT Jaguar, вооруженные кассетными бомбами и ракетами AIM-9L Sidewinder, получают топливо от самолета-заправщика Handley Page Victor на пути к цели в Персидском заливе. Ракеты AIM-9L Jaguar несли для самообороны на всем протяжении войны, хотя они ни разу не встречались с иракскими истребителями.

    Другие самолёты на фотографии: Handley Page Victor / H.P.80 - Великобритания - 1952

  • Мировая Авиация 70

    В регион Персидского залива были переброшены самолеты-заправщики ВВС Великобритании трех типов. На снимке: Handley Page Victor K.Mk 2 из 55-й эскадрильи. Танкеры Victor выполняли дозаправку британских ударных самолетов Tornado и Jaguar (на фото), а также самолетов авиации ВМС США.

    Другие самолёты на фотографии: Handley Page Victor / H.P.80 - Великобритания - 1952

  • Мировая Авиация 134

    1 ноября 1991 года подразделению присвоили "серый" номер 16-й эскадрильи, позже оно было официально переименовано в 16-ю (резервную) эскадрилью (на фотографии), и все знаки 226-й группы с самолетов исчезли. Эскадрилья летала на Jaguar до 2005 года, а с 2008 года она получила на вооружение учебно-тренировочные самолеты Grob Tutor.

  • Air International 2007-11 / J.Lake - Jaguar Retirement - An RAF Capability Gap? /Military/

    For its medium-level reconnaissance role during Operation Warden (monitoring the Iraq northern no-fly zone) from 1991-1993, the Jaguars were equipped with a centre-line-mounted EO GP1 reconnaissance pod.

  • Мировая Авиация 136

    Jaguar с типовой для Балканского ТВД внешней подвеской - УР Sidewinder, две 454-кг бомбы, подвесные топливные баки и контейнер РЭБ.

  • Мировая Авиация 136

    Комбинация TIALD/Jaguar оказалась удачной. Доработка систем контейнера и самолета обеспечила лучшее использование аппаратуры TIALD на одноместном Jaguar, чем в комбинации TIALD/Tornado.

  • Air Pictorial 1995-04

    At first sight just another grey-painted RAF Jaguar, but XZ357 does have some measure of uniqueness in that it is the first aircraft of its type in a new, permanent darker shade of grey. This will replace the temporary finish used on Jaguars deployed on the Deny Flight operation and being polyurethane, should wear better in service. 'Foxtrot Kilo' was flown on this photo-sortie by Wg Cdr Tim Kerrs, OC No 54 Sqn, accompanied by the T.2 camera ship XX841 flown by Flt Lt John Sullivan, both based at RAF Coltishall. Contrasting with the wintry sea and sky of a February day, are the 'White Cliffs' near Dover.

  • Air International 2005-12 / ??? - RAF Squadrons Celebrate 90 Years /Military/

    Despite the fact that 16 (R) Squadron was disbanding on March 11, 2005, the Operational Conversion Unit commemorated its 90th anniversary by applying a special paint scheme to Sepecat Jaguar GR.3A, XX117.

  • Air International 2007-11 / J.Lake - Jaguar Retirement - An RAF Capability Gap? /Military/

    This view of a Jaguar at low-level clearly shows the overwing missile rails. This unconventional fit was originally conceived for the Jaguar International programme and was first applied to RAF Jaguars for their role in Operation Granby. It permits the outer underwing pylons to be used for other stores including Sidewinders, electronic warfare jamming pods or Phimat chaff/flare dispensers.

  • Air International 2007-11 / J.Lake - Jaguar Retirement - An RAF Capability Gap? /Military/

    RAF Coltishall, Norfolk, was the home of the Jaguar force for some 32 years. This 41 Sqn aircraft was photographed over the airfield shortly before the squadron left the station in April 2006.

  • Мировая Авиация 134

    54-я эскадрилья. Это первая боевая эскадрилья, перевооруженная на Jaguar, она официально объявлена боеготовой 1 июля 1974 года (авиабаза Лоссимут). 8 августа 1974 года передислоцирована на авиабазу Колтисхолл ("главная база" самолетов Jaguar), а в опасный период, согласно планам НАТО, она, как и 6-я эскадрилья, должна была передислоцироваться в Тирструп (Дания). Эскадрилья эксплуатировала самолеты Jaguar до 2005 года.

  • Авиация и Время 2009-06 / В.Ильин - "Крокодил" на фоне...

    Jaguar GR3A из 6-й АЭ Королевских ВВС Великобритании выполняет полет на малой высоте. Уэльс, район Мэчинллет Луп, 8 июня 2006 г.

  • Мировая Авиация 136

    Два Jaguar, разведчик (ведущий) и бомбардировщик над Адриатическим морем - в ожидании приема топлива от самолета-заправщика. Основным недостатком Jaguar оставалась недостаточная тяга двигателей.

  • Air International 2007-11 / J.Lake - Jaguar Retirement - An RAF Capability Gap? /Military/

    These two 6 Sqn aircraft illustrate a little of the Jaguar’s weapons and systems capabilities. The nearest aircraft is carrying a TIALD laser-designator pod under its starboard wing and the farthest has a load of two 1,000lb bombs on its centre-line station.

  • Мировая Авиация 28

    Три штурмовика Jaguar из трех эскадрилий авиакрыла, базирующегося в Колтишелле. Комбинация контейнеров TIALD и бомб с лазерным наведением делала эти машины отличным средством для нанесения ударов по наземным целям.

  • Air International 2006-08 / D.Carrara - CAOC Warriors /Military/

    Four 6 Squadron Jaguar GR.3As return in formation to RAF Coningsby from a Wycombe Warrior mission on May 25, 2006.

  • Мировая Авиация 136

    Взаимодействуя с оснащенными лазерной аппаратурой Jaguar, самолеты Harrier GR.Mk 7 наносили удары по сербским целям КАБ с лазерным наведением.

    Другие самолёты на фотографии: BAe Harrier GR Mk.5 - Великобритания - 1979

  • Мировая Авиация 219

    Британские GR.Mk 1 и T.Mk 2A несут обозначения 16-й (резервной) эскадрильи, осуществлявшей переподготовку летчиков. Британские ВВС изначально рассматривали данную задачу для Jaguar как приоритетную.

    Другие самолёты на фотографии: SEPECAT Jaguar T / E - International - 1968

  • Air International 2008-02 / J.Lake - RAF at 90 - A Gathering Storm? /Military/ (2)

    Jaguars were retired from RAF service in 2007 and in doing so the airforce lost what many viewed as the most versatile and deployable fast jet in the inventory.

  • Мировая Авиация 136

    Блоки НАР CRV-7 канадского производства также входили в ассортимент подвесного вооружения Jaguar. Здесь блок НАР виден на внутреннем подкрыльевом пилоне. Интеграция CRV-7 в СУВ самолета Jaguar была выполнена накануне операции "Буря в пустыне".

  • Мировая Авиация 134

    6-я эскадрилья. Эскадрилья перевооружалась с Phantom на Jaguar со 2 октября 1974 года, а через месяц перебазировалась из Лоссимута в Колтисхолл. Самолеты эскадрильи несли на киле символ Королевской артиллерии, а на воздухозаборниках - свой отличительный знак ("Flying Can-openers" - "Летающие консервные ножи"), В годы холодной войны эскадрилья в угрожаемый период должна была перебазироваться в Данию. Самолеты эскадрильи принимали участие в операции "Granby" (британская часть войны в Персидском заливе). 30 мая 2007 года ее Jaguar совершили последние вылеты, эскадрилья стала последней в британских ВВС, эксплуатировавшей данный тип самолета - 6 сентября 2010 года 6-я эскадрилья была воссоздана на авиабазе Льючарс, имея уже на вооружении самолеты Typhoon.

  • Air International 1988-12 / Talkback

    From West Germany, Peter Zundorf sends photographs of special finishes on a Jaguar GR Mk 1 XZ104 of No 2 Squadron, RAF Laarbruch, with a black tail and logo celebrating the unit's 70th anniversary.

  • Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY

    Royal Air Force Jaguar GR. Mk 1A specially marked for the type's 25th service anniversary (1999)

  • Мировая Авиация 136

    Под фюзеляжем Jaguar из 54-й эскадрильи подвешен контейнер TIALD с аппаратурой лазерного наведения, на правом внешнем подкрыльевом пилоне установлен контейнер Phimat. В такой конфигурации вооружение самолета ограничено бортовой пушкой и УР Sidewinder.

  • Мировая Авиация 22

    На заре своей карьеры Jaguar из RAF сформировали ядро британских тактических ядерных сил в Германии. Эти машины постоянно находились в состоянии повышенной боеготовности и их редко можно было увидеть вне бетонных укрытий.

  • Air Pictorial 1995-01

    Winning folio was from Sgt Rick Brewell, DPR, London, and 'Bomb Load’ showing armourers loading a Jaguar in Italy was one of the set that gained him the prize.

  • Мировая Авиация 219

    С сентября 1981 года по ноябрь 1984 года Jaguar ACT использовался для испытаний цифровой электродистанционной системы управления с четырехкратным резервированием (без "механического" резервирования).

  • Air International 1985-01

    The British Aerospace Jaguar ACT (active control technology) demonstrator, which has recently completed the final phase of its flight test programme, in wholly unstable configuration.

  • Мировая Авиация 22

    Нигерийское Тактическое авиационное командование получило две партии Jaguar, общим количеством 18 машин, поставки которых начались 30 октября 1984 года. Несмотря на отличные летные и эксплуатационные характеристики, эти самолеты были вскоре сняты с вооружения по экономическим соображениям.

  • Aviation Historian 23 / A.Delalande - Jaguar International in Nigeria

    The first Nigerian Air Force Jaguar International single-seat SN variant, serial NAF705, on a test flight from BAe Warton in January 1984, the month after it had made its first flight. It was delivered to Nigeria in August 1984, but, like its NAF companions, flew very little until it was grounded permanently at Markudi in 2014.

  • Aviation Historian 23 / A.Delalande - Jaguar International in Nigeria

    Another view of the first of the NAF’s single-seat Jaguars, NAF705, during a test flight in the UK. Following border clashes with Chad, Nigeria underwent a bloodless coup on December 31, 1983, although the deliveries of the Jaguars to Nigeria continued under the new leadership of Maj-Gen Buhari, all having been delivered by 1985.

  • Aviation Historian 23 / A.Delalande - Jaguar International in Nigeria

    The increasingly forlorn collection of NAF Jaguars, with flat tyres and faded paint, undergo a rare inspection at Makurdi in May 2015. Bizarrely, the Jaguars made an appearance in 2017 on UK television show Posh Pawn, in which the grounded fighters were offered for sale; sensibly, the pawnbroker declined!

  • Aviation Historian 23 / A.Delalande - Jaguar International in Nigeria

    During 2014-15 the late Claude Bertini, a former Armee de I’Air technician, was contracted as part of a team to refurbish the NAF’s Alpha Jet force. While at Makurdi, Bertini took the opportunity to photograph what was left of the Jaguars, including this single-seater which had been placed on jacks and tyres on a trolley.