RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : International

Год : 1968

Варианты

SEPECAT Jaguar
  
   В середине 1960-х годов в Великобритании и Франции были сформулированы требования к тренировочному самолету и самолету непосредственной авиационной поддержки наземных войск. Эти требования совместили в едином техническом задании, в результате появился очень удачный англо-французский истребитель-бомбардировщик Jaguar.
   "Breguet" во Франции и "British Aircraft Corporation" в Великобритании были выбраны основными подрядчиками программы, для реализации которой во Франции в мае 1966 года основали совместное предприятие SEPECAT ("Societe Europeenne de Production de l'avion Ecole de Combat et d'Appui Tactique").
   Первым из восьми прототипов Jaguar стал двухместный французский Jaguar E (от Ecole - учебный), взлетевший 8 сентября 1968 года. Остальные прототипы строились с учетом специфических требований заказчиков.
   ВВС Великобритании и Франции планировали закупить по 200 самолетов Jaguar. Великобритания заказала 165 одноместных Jaguar S (от Strike - ударный) и Jaguar GR.Mk 1.
   GR.Mk 1 отличался лазерным дальномером, размещенным в носовой части, и килевым контейнером с приемником предупреждения о радиолокационном излучении. Самолеты для британских ВВС оснащались двигателями Adour Mk 102 тягой по 32,51 кН. Первая британская машина поднялась в воздух 12 октября 1969 года, поставки серийных самолетов выполнены в 1973-1978 годах.
   Разведчики несли на подфюзеляжном пилоне контейнер с пятью фотоаппаратами и инфракрасным сканером, а с 1991 года могли использовать контейнеры Vinten VICON 18 с фотоаппаратурой дальнего действия.
   Фюзеляж двухместного Jaguar на 90 см длиннее фюзеляжа одноместного варианта из-за установки кабины второго члена экипажа. Спарка оснащалась полным комплектом целевого оборудования, как одноместный "боевой" вариант, однако лазерный дальномер в носовой части фюзеляжа не монтировался, не был установлен топливоприемник системы дозаправки топливом в полете, а из двух пушек оставлена одна.
   Первый британский двухместный Jaguar выполнил первый полет 30 августа 1979 года, британские ВВС закупили 35 Jaguar T.Mk 2.
   В 1970-1990 годах британские самолеты постоянно модернизировались. Первую крупную модернизацию провели в 1978- 1984 годах, установив двигатели Adour Mk 104 тягой по 35,14 кН. С декабря 1984 года на Jaguar GR.Mk 1A ставилась прицельно-навигационная система FIN 1064. Доработке подверглись бортовые оборонительные системы, самолет получил возможность использовать УР "воздух-воздух" Sidewinder, которые подвешивались сначала на подкрыльевые, а затем на надкрыльевые пилоны.
   14 спарок доработали в Jaguar T.Mk 2A путем установки ПрНК FIN 1064 и двигателей Adour Mk 104. Далее девять Jaguar GR.Mk 1B и два Jaguar T.Mk 2B доработали в носители контейнеров TIALD с аппаратурой целеуказания.
   Позже самолеты получили навигационную систему TERPROM, нашлемные прицелы и новое приборное оборудование кабин (модернизацию прошло большинство боеспособных Jaguar GR.Mk 3 и Jaguar T.Mk 4). Контейнеры TIALD и УР AIM-132 ASRAAM интегрировали в СУВ Jaguar GR.Mk 3A и, возможно, Jaguar T.Mk 4A.
   В 1996-2005 годах модернизацию прошло 96 самолетов, на которые установили более экономичные двигатели Adour Mk 106.
   На вооружение британских ВВС Jaguar поступили в 1974 году. Значительная часть парка одноместных самолетов являлась носителями тактических атомных бомб WE.177. Самолеты базировались в ФРГ. В случае войны их планировалось использовать как тактические бомбардировщики и разведчики. Первым случаем боевого применения британских Jaguar стала операция "Буря в пустыне" 1991 года. Позже самолеты приняли участие в операции "Northern Watch" и операции 1995 года "Deliberate Force" на Балканах. С вооружения ВВС Великобритании Jaguar сняли в 2006 году.
   Франция закупила 160 одноместных и 40 двухместных самолетов. В сравнении с британским вариантом одноместный французский Jaguar A (от Appui - ударный) оснащался менее совершенным целевым оборудованием, но, тем не менее, являлся эффективным истребителем-бомбардировщиком.
   На последних 80 самолетах установили под носовой частью фюзеляжа лазерные дальномеры и улучшенные приемники предупреждения об облучении; не менее 30 самолетов могли нести лазерные целеуказатели ATLIS.
   Начиная со 113-го самолета, на Jaguar A монтировались панорамные фотоаппараты. За исключением первых десяти самолетов все Jaguar A оснащались двигателями Adour Mk 102.
   Французские двухместные Jaguar E оснащались упрощенным, в сравнении с одноместными машинами, БРЭО. Начиная с 270-го серийного самолета, на спарках монтировали неубираемые топливоприемники, предназначенные исключительно для отработки дозаправки в воздухе.
   Компания SEPECAT разработала Jaguar M авианосного базирования. Первый полет прототип выполнил в ноябре 1969 года, но в дальнейшем тема была закрыта.
   Поставки Jaguar ВВС Франции осуществлялись с января 1972 года по декабрь 1981 года. Самолетами вооружили девять эскадрилий, две из которых отрабатывали нанесение ядерных ударов 25-кт бомбами AN 52; эти бомбы сняли с вооружения в 1991 году. Подобно британским, французские Jaguar приняли участие в боевых действиях. Впервые они использовались для нанесения ударов в конце 1970-х годов в Северной и Центральной Африке, в 1980-х годах действовали над Мавританией, Чадом и Центрально-Африканской республикой. В 1991 году принимали участие в военных действиях в Персидском заливе, а позже - на Балканах. Франция сняла Jaguar с вооружения в июле 2005 года.
   Все экспортные Jaguar являются подвариантами Jaguar B/S. Первый полет прототип Jaguar International с двигателями Adour Mk 104, являвшийся британской машиной, выполнил в 1974 году. Тяга двигателя Mk 104 на 27% превосходила тягу двигателя Mk 102.
   Первым серийным Jaguar International стал двухместный Jaguar EB для ВВС Эквадора, который поднялся в воздух 19 августа 1976 года. Одно- и двухместные Jaguar поставили ВВС Эквадора в 1977 году; семь уцелевших самолетов в 1991 году дополнили тремя отремонтированными экс-британскими машинами. Эквадор использовал Jaguar в короткой войне в Перу в 1995 году; в начале 2000-х годов Jaguar с вооружения ВВС Эквадора сняли.

   С 1977 года Оман получил десять одноместных Jaguar OS и два двухместных Jaguar OB, вторая партия из такого же количества самолетов была поставлена в 1983 году. Все самолеты второй партии оснащались ТРДДФ Adour 811 тягой по 37,37 кН. 24 изначально заказанных Оманом Jaguar были дополнены двумя экс-британскими самолетами - одним одноместным и одним двухместным. В 1986-1989 годах 21 уцелевшая машина прошла модернизацию с установкой ПрНК FIN 1064. В 2013 году на вооружении ВВС Омана состояло восемь Jaguar.
   Главным покупателем Jaguar стала Индия, получавшая самолеты постройки "BAe" и собранные по лицензии концерном HAL. В ВВС Индии одноместные Jaguar IS и двухместные Jaguar IT именовались Shamser.
   На самолетах второй партии для ВВС Индии ставились ТРДДФ Adour Mk 804 тягой по 35,75 кН, была смонтирована система NAVWASS (Navigation и Weapons Aiming Sub System). Самолеты третьей партии собирались компанией HAL из машинокомплектов британского производства, но постепенно количество комплектующих, поставляемых Англией, сокращалось. Самолеты постройки HAL позднего выпуска получили двигатели Adour Mk 811.
   Партия из 17 спарок была укомплектована улучшенным ПрНК DARIN II, обеспечивающим круглосуточность боевого применения и использование боеприпасов с лазерным наведением. Для поражения морских целей HAL построила 12 Jaguar IM с РЛС Agave, установленной в носовой части фюзеляжа вместо лазерного дальномера; главным оружием этих самолетов являются ПКР BAe Sea Eagle.
   Индия использовала Jaguar в каргильской войне 1999 года с Пакистаном, с самолетов применялись обычные и корректируемые бомбы. Всего Индия закупила 168 Jaguar; серийное производство на HAL завершилось в 2008 году.
   Финальным покупателем Jaguar стала Нигерия - на вооружение ВВС в 1984 году поступили 13 одноместных Jaguar SN и пять двухместных Jaguar BN; самолеты сняты с вооружения в 1991 году.

Показать полностью
  • Описание
  • Air Enthusiast 1971-07 / Model enthusiast

    One of four different versions of the BAC/Breguet Jaguar have flown in prototype form so far. The French version is shown: Jaguar E-02 two-seat trainer;

  • Мировая Авиация 22

    Франция. Jaguar ВВС Франции обычно несли стандартный камуфляж НАТО: темно-зеленые и темно-серые пятна на верхних и боковых поверхностях, нижние поверхности - серебристые. Однако использовались и другие сочетания цветов. Например, песочный и шоколадный - для действий в Чаде, два оттенка песочного - для войны в Персидском заливе и песочный и зеленый для учений Red Flag в США.

  • Мировая Авиация 232

    Двухместные Jaguar ВВС Великобритании могли использоваться в качестве ударных самолетов, по силовой установке и БРЭО они не отличались от одноместных истребителей-бомбардировщиков. Изображен самолет из 54-й эскадрильи с подвешенным под фюзеляжем контейнером с практическими бомбами.

  • Air International 1983-10 / Model enthusiast

    A Jaguar T Mk 2 in Indian Air Force colours - one of two two-seaters loaned from RAF stocks, together with 16 single-seaters, prior to delivery of the lAF’s own aircraft.

  • Air Enthusiast 1972-09 / ??? - Ferocious Feline

    The first Jaguar, E-01, after ventral fins had been fitted.

  • Мировая Авиация 88

    8 сентября 1968г.: после публичной демонстрации в апреле первый прототип ударного самолета SEPECAT Jaguar E-01 впервые взлетел в испытательном центре французских ВВС в Истре.

  • Мировая Авиация 219

    Первый прототип Jaguar - французский двухместный Jaguar E. Самолет был собран на заводе в Виллакубле и под управлением Бернара Витта совершил первый полет с аэродрома в Истре 8 сентября 1968 года.

  • Мировая Авиация 248
    Регистрационный номер: NAF703   [3]

    Нигерия заказала 18 Jaguar в 1983 году, разместив опцион еще на 18 машин. Первый самолет прибыл в 1984 году и был передан эскадрилье в Макурди. После покупки первой партии машин (включая эту двухместную) Нигерия предполагала приобрести еще дополнительные самолеты, в том числе шесть в противокорабельном варианте. Они должны были быть оснащены РЛС Agave, как на Super Etendard, и ракетами BAe Sea Eagle.

  • Aviation Historian 23 / A.Delalande - Jaguar International in Nigeria
    Регистрационный номер: NAF703   [3]

    Two-seat Jaguar BN serial NAF703 made its first flight on March 1, 1984, and was delivered to Nigeria that August. The trainer version sported a second cockpit, also fitted with a Martin-Baker 9B Mk II zero/zero ejection seat, which was raised 15in (38cm) higher than that of the front cockpit. Both cockpit canopies were bulletproof.

  • Aviation Historian 23 / A.Delalande - Jaguar International in Nigeria
    Регистрационный номер: NAF702

    Still on its own undercarriage but looking somewhat the worse for wear, two-seater BN serial NAF702, delivered in October 1984, sits alongside an NAF MiG-21 at Makurdi three decades later. The BNs did not have the rectangular fin-mounted electronic countermeasures housing fitted to the SNs.

    Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-21У - Россия - 1960

  • Aviation Historian 23 / A.Delalande - Jaguar International in Nigeria
    Регистрационный номер: NAF703   [3]

    Jaguar BN serial NAF703 has its covers pulled for an inspection at Makurdi. In 2012, at least one of the single-seaters was put on popular online auction site eBay by an American source, with a starting bid of $900,000 and valued at $2-7m. Unsurprisingly there were no bids and the aircraft remain deterioriating at Makurdi in 2018.

  • Мировая Авиация 248

    Наряду с Индией, Оман остается единственной страной, продолжающей использовать Jaguar в 2013 году. Традиционно закупающий самолеты британского производства, Оман заказал эскадрилью из 12 Jaguar в 1974 году и еще одну эскадрилью в середине 1980-х годов. Jaguar использовались для решения ударных задач и ПВО до получения Оманом в 2005 году самолетов F-16. Ныне Jaguar решают только ударные задачи и продолжают службу в 8-й и 20-й эскадрильях.

  • Авиация и Время 2015-04 / А.Котлобовский, А.Хаустов - "Ягуар" - зверь, убивающий одним прыжком

    «Ягуар» SO.1 (на переднем плане) и «Ягуар» ВО.2 из 20-й эскадрильи Королевских Оманских Воздушных Сил. Конец 1980-х годов

    Другие самолёты на фотографии: SEPECAT Jaguar - International - 1969

  • Air Pictorial 1977-04

    The first two Sepecat Jaguar Internationals, out of an order for twelve, were handed over to the Sultan of Oman's Air Force at BAC Warton on 4th March 1977 and set oft on delivery on the 7th. Shown here is the two-seater, B(O).1, serial 201, which was piloted by S/Ldr. Rod Dix with the S.O.A.F.'s Commander, Air Commodore E. P. Bennett, in the second seat

  • Фотографии