SEPECAT Jaguar T / E
Варианты:
SEPECAT - Jaguar T / E - 1968 - International
Страна: International
Год: 1968


Описание
Фотографии
SEPECAT Jaguar
  
   В середине 1960-х годов в Великобритании и Франции были сформулированы требования к тренировочному самолету и самолету непосредственной авиационной поддержки наземных войск. Эти требования совместили в едином техническом задании, в результате появился очень удачный англо-французский истребитель-бомбардировщик Jaguar.
   "Breguet" во Франции и "British Aircraft Corporation" в Великобритании были выбраны основными подрядчиками программы, для реализации которой во Франции в мае 1966 года основали совместное предприятие SEPECAT ("Societe Europeenne de Production de l'avion Ecole de Combat et d'Appui Tactique").
   Первым из восьми прототипов Jaguar стал двухместный французский Jaguar E (от Ecole - учебный), взлетевший 8 сентября 1968 года. Остальные прототипы строились с учетом специфических требований заказчиков.
   ВВС Великобритании и Франции планировали закупить по 200 самолетов Jaguar. Великобритания заказала 165 одноместных Jaguar S (от Strike - ударный) и Jaguar GR.Mk 1.
   GR.Mk 1 отличался лазерным дальномером, размещенным в носовой части, и килевым контейнером с приемником предупреждения о радиолокационном излучении. Самолеты для британских ВВС оснащались двигателями Adour Mk 102 тягой по 32,51 кН. Первая британская машина поднялась в воздух 12 октября 1969 года, поставки серийных самолетов выполнены в 1973-1978 годах.
   Разведчики несли на подфюзеляжном пилоне контейнер с пятью фотоаппаратами и инфракрасным сканером, а с 1991 года могли использовать контейнеры Vinten VICON 18 с фотоаппаратурой дальнего действия.
   Фюзеляж двухместного Jaguar на 90 см длиннее фюзеляжа одноместного варианта из-за установки кабины второго члена экипажа. Спарка оснащалась полным комплектом целевого оборудования, как одноместный "боевой" вариант, однако лазерный дальномер в носовой части фюзеляжа не монтировался, не был установлен топливоприемник системы дозаправки топливом в полете, а из двух пушек оставлена одна.
   Первый британский двухместный Jaguar выполнил первый полет 30 августа 1979 года, британские ВВС закупили 35 Jaguar T.Mk 2.
   В 1970-1990 годах британские самолеты постоянно модернизировались. Первую крупную модернизацию провели в 1978- 1984 годах, установив двигатели Adour Mk 104 тягой по 35,14 кН. С декабря 1984 года на Jaguar GR.Mk 1A ставилась прицельно-навигационная система FIN 1064. Доработке подверглись бортовые оборонительные системы, самолет получил возможность использовать УР "воздух-воздух" Sidewinder, которые подвешивались сначала на подкрыльевые, а затем на надкрыльевые пилоны.
   14 спарок доработали в Jaguar T.Mk 2A путем установки ПрНК FIN 1064 и двигателей Adour Mk 104. Далее девять Jaguar GR.Mk 1B и два Jaguar T.Mk 2B доработали в носители контейнеров TIALD с аппаратурой целеуказания.
   Позже самолеты получили навигационную систему TERPROM, нашлемные прицелы и новое приборное оборудование кабин (модернизацию прошло большинство боеспособных Jaguar GR.Mk 3 и Jaguar T.Mk 4). Контейнеры TIALD и УР AIM-132 ASRAAM интегрировали в СУВ Jaguar GR.Mk 3A и, возможно, Jaguar T.Mk 4A.
   В 1996-2005 годах модернизацию прошло 96 самолетов, на которые установили более экономичные двигатели Adour Mk 106.
   На вооружение британских ВВС Jaguar поступили в 1974 году. Значительная часть парка одноместных самолетов являлась носителями тактических атомных бомб WE.177. Самолеты базировались в ФРГ. В случае войны их планировалось использовать как тактические бомбардировщики и разведчики. Первым случаем боевого применения британских Jaguar стала операция "Буря в пустыне" 1991 года. Позже самолеты приняли участие в операции "Northern Watch" и операции 1995 года "Deliberate Force" на Балканах. С вооружения ВВС Великобритании Jaguar сняли в 2006 году.
   Франция закупила 160 одноместных и 40 двухместных самолетов. В сравнении с британским вариантом одноместный французский Jaguar A (от Appui - ударный) оснащался менее совершенным целевым оборудованием, но, тем не менее, являлся эффективным истребителем-бомбардировщиком.
   На последних 80 самолетах установили под носовой частью фюзеляжа лазерные дальномеры и улучшенные приемники предупреждения об облучении; не менее 30 самолетов могли нести лазерные целеуказатели ATLIS.
   Начиная со 113-го самолета, на Jaguar A монтировались панорамные фотоаппараты. За исключением первых десяти самолетов все Jaguar A оснащались двигателями Adour Mk 102.
   Французские двухместные Jaguar E оснащались упрощенным, в сравнении с одноместными машинами, БРЭО. Начиная с 270-го серийного самолета, на спарках монтировали неубираемые топливоприемники, предназначенные исключительно для отработки дозаправки в воздухе.
   Компания SEPECAT разработала Jaguar M авианосного базирования. Первый полет прототип выполнил в ноябре 1969 года, но в дальнейшем тема была закрыта.
   Поставки Jaguar ВВС Франции осуществлялись с января 1972 года по декабрь 1981 года. Самолетами вооружили девять эскадрилий, две из которых отрабатывали нанесение ядерных ударов 25-кт бомбами AN 52; эти бомбы сняли с вооружения в 1991 году. Подобно британским, французские Jaguar приняли участие в боевых действиях. Впервые они использовались для нанесения ударов в конце 1970-х годов в Северной и Центральной Африке, в 1980-х годах действовали над Мавританией, Чадом и Центрально-Африканской республикой. В 1991 году принимали участие в военных действиях в Персидском заливе, а позже - на Балканах. Франция сняла Jaguar с вооружения в июле 2005 года.
   Все экспортные Jaguar являются подвариантами Jaguar B/S. Первый полет прототип Jaguar International с двигателями Adour Mk 104, являвшийся британской машиной, выполнил в 1974 году. Тяга двигателя Mk 104 на 27% превосходила тягу двигателя Mk 102.
   Первым серийным Jaguar International стал двухместный Jaguar EB для ВВС Эквадора, который поднялся в воздух 19 августа 1976 года. Одно- и двухместные Jaguar поставили ВВС Эквадора в 1977 году; семь уцелевших самолетов в 1991 году дополнили тремя отремонтированными экс-британскими машинами. Эквадор использовал Jaguar в короткой войне в Перу в 1995 году; в начале 2000-х годов Jaguar с вооружения ВВС Эквадора сняли.

   С 1977 года Оман получил десять одноместных Jaguar OS и два двухместных Jaguar OB, вторая партия из такого же количества самолетов была поставлена в 1983 году. Все самолеты второй партии оснащались ТРДДФ Adour 811 тягой по 37,37 кН. 24 изначально заказанных Оманом Jaguar были дополнены двумя экс-британскими самолетами - одним одноместным и одним двухместным. В 1986-1989 годах 21 уцелевшая машина прошла модернизацию с установкой ПрНК FIN 1064. В 2013 году на вооружении ВВС Омана состояло восемь Jaguar.
   Главным покупателем Jaguar стала Индия, получавшая самолеты постройки "BAe" и собранные по лицензии концерном HAL. В ВВС Индии одноместные Jaguar IS и двухместные Jaguar IT именовались Shamser.
   На самолетах второй партии для ВВС Индии ставились ТРДДФ Adour Mk 804 тягой по 35,75 кН, была смонтирована система NAVWASS (Navigation и Weapons Aiming Sub System). Самолеты третьей партии собирались компанией HAL из машинокомплектов британского производства, но постепенно количество комплектующих, поставляемых Англией, сокращалось. Самолеты постройки HAL позднего выпуска получили двигатели Adour Mk 811.
   Партия из 17 спарок была укомплектована улучшенным ПрНК DARIN II, обеспечивающим круглосуточность боевого применения и использование боеприпасов с лазерным наведением. Для поражения морских целей HAL построила 12 Jaguar IM с РЛС Agave, установленной в носовой части фюзеляжа вместо лазерного дальномера; главным оружием этих самолетов являются ПКР BAe Sea Eagle.
   Индия использовала Jaguar в каргильской войне 1999 года с Пакистаном, с самолетов применялись обычные и корректируемые бомбы. Всего Индия закупила 168 Jaguar; серийное производство на HAL завершилось в 2008 году.
   Финальным покупателем Jaguar стала Нигерия - на вооружение ВВС в 1984 году поступили 13 одноместных Jaguar SN и пять двухместных Jaguar BN; самолеты сняты с вооружения в 1991 году.
One of four different versions of the BAC/Breguet Jaguar have flown in prototype form so far. The French version is shown: Jaguar E-02 two-seat trainer;
Франция. Jaguar ВВС Франции обычно несли стандартный камуфляж НАТО: темно-зеленые и темно-серые пятна на верхних и боковых поверхностях, нижние поверхности - серебристые. Однако использовались и другие сочетания цветов. Например, песочный и шоколадный - для действий в Чаде, два оттенка песочного - для войны в Персидском заливе и песочный и зеленый для учений Red Flag в США.
Двухместные Jaguar ВВС Великобритании могли использоваться в качестве ударных самолетов, по силовой установке и БРЭО они не отличались от одноместных истребителей-бомбардировщиков. Изображен самолет из 54-й эскадрильи с подвешенным под фюзеляжем контейнером с практическими бомбами.
A Jaguar T Mk 2 in Indian Air Force colours - one of two two-seaters loaned from RAF stocks, together with 16 single-seaters, prior to delivery of the lAF’s own aircraft.
Prototypes
The first Jaguar, E-01, after ventral fins had been fitted.
8 сентября 1968г.: после публичной демонстрации в апреле первый прототип ударного самолета SEPECAT Jaguar E-01 впервые взлетел в испытательном центре французских ВВС в Истре.
Первый прототип Jaguar - французский двухместный Jaguar E. Самолет был собран на заводе в Виллакубле и под управлением Бернара Витта совершил первый полет с аэродрома в Истре 8 сентября 1968 года.
France
Jaguar Е из состава Escadron de Chasse (истребительной эскадрильи) 3/11 "Corse". Эта эскадрилья входила в состав второго авиакрыла французских ВВС, получившего Jaguar в феврале 1975 года. Его самолеты первыми попали за рубеж: они действовали с баз в Сенегале против мавританских мятежников. В январе 1984 года четыре Jaguar при поддержке самолетов-заправщиков совершили беспосадочный перелет в Бейрут и обратно, продемонстрировав свою способность оказать помощь силам ООН по поддержанию мира в Ливане.
ВВС Франции разработали технические требования к Jaguar совместно с RAF, поэтому нет ничего удивительного в том, что они закупили эти самолеты в большом количестве. На пике карьеры Jaguar состоял на вооружении девяти эскадрилий французских ВВС.
Two-seat Jaguars in French service were given the designation ‘E’, standing for Ecole (Training). Forty of this variant was purchased for the Armee de L'Air one of the distinguishing characteristics of the French two-seaters was their fixed refuelling probe on the nose. Single-seat Jaguar As (the aircraft in the background) had a retractable probe, which was stowed to starboard side below the cockpit.
A pair of Armee de l'Air Jaguars.
«Ягуар» E2 (сер. № E22) из состава эскадрильи EC.1/7 «Прованс» Воздушных Сил Франции. Аэродром Казо, 10 июня 2005 г.
A ceremony at the Armee de l'Air's last Jaguar base, Saint-Dizier-Robinson, on July 1, 2005 brought to a close 32 years of service. The last unit EC 01.007 painted Jaguar E, E22 '7-HB', in this special scheme.
UK
Британские GR.Mk 1 и T.Mk 2A несут обозначения 16-й (резервной) эскадрильи, осуществлявшей переподготовку летчиков. Британские ВВС изначально рассматривали данную задачу для Jaguar как приоритетную.
Хотя в последние годы службы британские Jaguar преимущественно действовали на средних высотах, не оставались без внимания и малые высоты. На снимке - самолет из 41-й эскадрильи - последнего подразделения RAF, вооруженного Jaguar.
QinetiQ Jaguar T.2B XX833 seen on December 20, 2007 during its final sortie from Boscombe Down, Wiltshire, where it has now been withdrawn from use.
QinetiQ operates the last Jaguar still flying in the UK, T.2B XX833. It is seen here taking off from RAF Fairford, where it was displayed at the Royal International Air Tattoo in July this year. The logo 'IX' on the nose is the name of a department within QinetiQ. This aircraft is scheduled for retirement in December 2007.
6-я эскадрилья ВВС Великобритании дольше всех сохраняла на вооружении истребители-бомбардировщики Jaguar. На фотографии: посадка самолета T.Mk 4.
Изображен Jaguar T.Mk 2: XX145 принадлежал ETPS. Подразделение ныне располагается в Боскомб-Дауне.
Изображен Jaguar T.Mk 2: ZB615 принадлежал DERA. Подразделение ныне располагается в Боскомб-Дауне.
Великобритания закупила три дополнительных Jaguar для школы летчиков-испытателей и один Royal Aircraft Establishment для испытаний и тренировок летчиков. На снимке: один из двух T.Mk 2 школы летчиков-испытателей.
«Ягуар» T.2 (per. XX145, сер. № B10) из состава школы летчиков-испытателей RAF над Уэльсом. 26 мая 2005 г.
The five aircraft that departed Farnborough on March 24, 1994 for Boscombe Down made a single formation flypast shortly after take-off. They are, from right to left, BAe (BAC) 1-11 Srs 402AP XX919, Hawk T.1 XX327, Hunter T.7 WV383, Tornado GR.I ZA449 and Jaguar T.2A ZB615.
Jaguar B XW566 was retired from flying duties with the RAE at Farnborough some time ago and is now in use with the Avionic Systems Department. It is seen here during December 1989 mounted on an entirely non-metallic wooden plinth for electromagnetic trials.
Nigeria
Нигерия заказала 18 Jaguar в 1983 году, разместив опцион еще на 18 машин. Первый самолет прибыл в 1984 году и был передан эскадрилье в Макурди. После покупки первой партии машин (включая эту двухместную) Нигерия предполагала приобрести еще дополнительные самолеты, в том числе шесть в противокорабельном варианте. Они должны были быть оснащены РЛС Agave, как на Super Etendard, и ракетами BAe Sea Eagle.
Two-seat Jaguar BN serial NAF703 made its first flight on March 1, 1984, and was delivered to Nigeria that August. The trainer version sported a second cockpit, also fitted with a Martin-Baker 9B Mk II zero/zero ejection seat, which was raised 15in (38cm) higher than that of the front cockpit. Both cockpit canopies were bulletproof.
Still on its own undercarriage but looking somewhat the worse for wear, two-seater BN serial NAF702, delivered in October 1984, sits alongside an NAF MiG-21 at Makurdi three decades later. The BNs did not have the rectangular fin-mounted electronic countermeasures housing fitted to the SNs.
Jaguar BN serial NAF703 has its covers pulled for an inspection at Makurdi. In 2012, at least one of the single-seaters was put on popular online auction site eBay by an American source, with a starting bid of $900,000 and valued at $2-7m. Unsurprisingly there were no bids and the aircraft remain deterioriating at Makurdi in 2018.
Oman
Наряду с Индией, Оман остается единственной страной, продолжающей использовать Jaguar в 2013 году. Традиционно закупающий самолеты британского производства, Оман заказал эскадрилью из 12 Jaguar в 1974 году и еще одну эскадрилью в середине 1980-х годов. Jaguar использовались для решения ударных задач и ПВО до получения Оманом в 2005 году самолетов F-16. Ныне Jaguar решают только ударные задачи и продолжают службу в 8-й и 20-й эскадрильях.
«Ягуар» SO.1 (на переднем плане) и «Ягуар» ВО.2 из 20-й эскадрильи Королевских Оманских Воздушных Сил. Конец 1980-х годов
Prototypes
Выкатка первого прототипа E.01. 17 апреля 1968 г.
Доработанный прототип E.01 в очередном полете. Осень 1968 г.
Built in France, the first prototype, E.01,of the SEPECAT Jaguar was assembled by Breguet Aviation and flew on September 8, 1968.
Breguet/BAC Jaguar two-seat prototypes E-01 and E-02 formating on single-seater A-03.
Apart from the lenghtening of the fuselage to accomodate the second cockpit, the Jaguar trainer is identical in structure to the single-seat fighter (farthest from camera).
E-01, the first prototype two-seater Jaguar.
Британская опытная «спарка» B.08. 1971 г.
Registered G-BETB especially for its Paris Salon appearance, this BAC Jaguar T.Mk 11 is actually B-08 G27-279, powered by a pair of uprated Adour Dash 26 engines.
Eighth and last of the Jaguar prototypes is B-08, the British two-seat variant. It has the same operational capability as the single-seater but is without one of the 30-mm cannon and the laser rangefinder.
The Paris Air Show Jaguar T.2 demonstrator G-BETB
Ресурсные испытания специально построенного для этого экземпляра
France
Двухместный «Ягуар» E (сер. № E4) ранних серий, дооснащенный штангой дозаправки. Аэродром Мон-де-Марсан (Франция), июль 1998 г.
Jaguar E two-seat advanced training aircraft, in service with the French Air Force
Подготовка к вылету самолетов «Ягуар» E из французской эскадрильи EC.2/7 "Аргонь". На ближней у машине открыты люки пушечных отсеков. Аэродром Колтишолл (Англия), 2 октября 1998 г.
Двухместный "Ягуар E" французских ВВС
SEPECAT Jaguar E.
Three French Air Force Jaguar Es of the 1st Squadron of the 7th Escadre de Chasse.
The French Air Force took part in Red Flag exercises for the first time in 1984. Here, a two-seat Jaguar E of EC2/11 and a single-seat Jaguar A from EC1/11 take off from Nellis for a mission, carrying AAMs, bombs and drop tanks.
SEPECAT Jaguar Es and (far right) a Jaguar A of the 7e Escadre de Chasse of the French Armee de l'Air
Сброс с «Ягуара» E двух 400-кг корректируемых бомб GBU-12B
UK
A production Jaguar T.Mk 2 trainer takes off from RAC’s Warton aerodrome.
Two-seat Jaguar XX137.
A two-seat Jaguar takes off carrying two 1,200lit fuel tanks and four 1,000lb bombs.
Jaguar T Mk 2 XX915 is one of two specially acquired for ETPS use, and therefore sporting the MoD PE colour scheme.
Production Jaguar XX136 was exhibited with Jaguar S.1 representing its international variant. Orders for Jaguar worth £80m were announced during the show, including 12 aircraft for the Sultan of Oman's air force.
The forward section of the specially modified centreline fuel tank on two-seat Jaguar XW566 contains a Thomson-CSF Agave radar. It is planned to fit nose radar to export Jaguars, and several suitable systems are undergoing comparative tests.
The first Sepecat Jaguar International flew at BAC Warton on 19th August, 1976. The 168th Jaguar assembled by BAC, it is temporarily registered G27-266. Ecuador and Oman have each ordered twelve "Internationals"
Tornado, Jaguar, Harrier and Hawk in a get-together formation to illustrate the four major military aircraft types produced by British Aerospace
1. A No. 17 Squadron Jaguar GR.1 encountered during the sortie. 2. Crossing the Rhine on the homeward leg.
Jaguar's STOL performance - typified by a landing and take-off run at normal loads of only 1,600 ft - allows it to fly close-support operations from grass-strip airfields of no higher standard than those associated with aero-club flying.
Jaguar has proved its ability to turn major roads into advanced bases for defensive strike operations with weapon loads up to 10,000 lb. On stretches of British motorway and German autobahn and on rough unprepared grass surfaces. Jaguar has demonstrated that its purpose-designed undercarriage, with its rugged, trailing-link suspension, provides a combination of operational flexibility, high weapon load, long range and supersonic performance denied to other aircraft in its class. When the threat of attack may come from any direction, Jaguar International provides defenders with unique counter-attack capability by freeing them from dependence on permanent airfields.
Учебно-боевой самолет «Ягуар»T.4 (сер. № B28, per. XX840) с двумя 1200-л подвесными баками. Аэродром Колтишолл (Англия), апрель 2007 г.
Jaguar's STOL performance - typified by a landing and take-off run at normal loads of only 1,600 ft - allows it to fly close-support operations from grass-strip airfields of no higher standard than those associated with aero-club flying.
Dagmar Heller raises the rear canopy of the Jaguar T.2 as it taxies in after the flight. Aircraft is equipped with 1,200-litre drop tanks and a CBLS (Carrier bombs light store).
Discussing the sortie with W/Cdr. Terry Nash, C.O. of No. 31 Squadron
Our author (Raymond Baxter) displaying either pre-flight nerves or post-flight relief.
Сборка "Ягуаров" на заводе фирмы BAC в Уортоне
The Jaguar final assembly line, Warton.
A two-seat Jaguar surrounded by armament in the final assembly hangar at BAC’s Warton aerodrome.
Oman
The first two Sepecat Jaguar Internationals, out of an order for twelve, were handed over to the Sultan of Oman's Air Force at BAC Warton on 4th March 1977 and set oft on delivery on the 7th. Shown here is the two-seater, B(O).1, serial 201, which was piloted by S/Ldr. Rod Dix with the S.O.A.F.'s Commander, Air Commodore E. P. Bennett, in the second seat
 
The exceptional field of vision provided for the instructor in the rear cockpit is clearly demonstrated by the photograph.
“Through the combining glass”, the pilot s view ahead from the back seat of a Jaguar equipped with a Smiths Industries head-up display and weapon-aiming system (HUDWAS).
Basic structure and flight controls
Operational equipment
Проект Бреге Br.121
Jaguar prototypes: E-01 as first flown; A-03 with pitot intakes and ventral fins; M-05 with ventral fins added; S-07 in latest form; B-08 as now flying.
Jaguar E (первый прототип); Jaguar T.Mk 2
Single- and two-seat versions of Breguet BAC Br 121 Jaguar lightweight strike/training aircraft
SEPECAT Jaguar S single-seat strike aircraft, with additional side view (top) of Jaguar B two-seat operational training version
SEPECAT Jaguar S single-seat strike aircraft, with additional side view (top) of Jaguar B two-seat operational training version
Jaguar E