RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1972

Двухместный учебно-боевой самолет

British Aerospace (BAE Systems/Hawker Siddeley) Hawk

В 1964 году штаб британских ВВС подготовил требования к новому учебно-тренировочному самолету (Air Staff Target 362), который должен был заменить состоявшие на вооружении Hawker Siddeley Gnat. Однако было найдено лишь временное решение проблемы в виде двухместной модификации сверхзвукового SEPECAT Jaguar, и только в 1968 году компания "Hawker Siddeley" приступила к проектированию перспективного учебно-тренировочного самолета, имевшего дозвуковую скорость полета и получившего рабочее обозначение Р.1182 (затем HS.1182). Окончательно тактико-технические требования к перспективному самолету были утверждены в январе 1970 года (спецификация AST 397), причем уже предусматривалось, что он будет использоваться не только для подготовки летчиков, но и в качестве легкого штурмовика.
   1 октября 1971 года британские ВВС выбрали проект компании "Hawker Siddeley" как наиболее соответствующий этим требованиям, а 2 марта 1972 года был выдан первый контракт на поставку 175 самолетов. Прототипы или предсерийные машины не строились, а первый серийный самолет, Hawker Siddeley Hawk T.Mk 1, поднялся в воздух 21 августа 1971 года.
   Новый учебно-боевой самолет (УБС) представлял собой двухместный моноплан с низкорасположенным крылом небольшой стреловидности (26° по передней кромке), с однокилевым хвостовым оперением с управляемым стабилизатором и трехстоечным шасси с передней стойкой. В качестве силовой установки был выбран один турбореактивный двигатель Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 151-01 тягой 23,13 кН. Кабина была расположена в передней части фюзеляжа и оснащалась катапультными креслами модели Martin-Baker Mk 10В класса "0-0". Расположение членов экипажа - по схеме тандем: впереди - курсант, за ним, несколько выше, - инструктор. Максимальная эксплуатационная перегрузка -4/+9 g.
   Крыло самолета было оснащено двухщелевыми закрылками, обеспечившими хорошую управляемость на малых скоростях полета, а в интегральном крыльевом топливном баке размещалось 836 л топлива. В варианте учебно-боевого самолета Hawk имеет один подфюзеляжный и два подкрыльевых узла подвески, а в варианте легкого штурмовика - пять внешних узлов подвески (подфюзеляжный и четыре подкрыльевых). В центральной части фюзеляжа располагается второй топливный бак емкостью 823 л, а по бокам находятся два воздухозаборника двигателя.
   Hawk T.Mk 1 начал поступать на вооружение британских ВВС в апреле 1976 года, первой новый самолет получила 4-я летная школа на авиабазе Вэлли. Переход на учебно-боевой самолет Hawk позволил сэкономить 10 ч в курсе усовершенствованной летной подготовки, поскольку на новой машине можно было также обучать летчиков и применению авиационного вооружения, что раньше возлагалось на самолеты Hawker Hunter. Поставки по первому контракту были завершены в конце 1976 года (по некоторым данным было поставлено 176 самолетов). В апреле 1977 года компания "Hawker Siddeley" вошла в состав "British Aerospace" (BAe), которая после слияния с компанией "Marconi Electronic Systems" в ноябре 1999 года стала именоваться "BAe Systems".
   В январе 1983 года Министерство обороны Великобритании заключило контракт на модернизацию 89 самолетов Hawk T.Mk 1 по стандарту Hawk T.Mk 1А, в результате чего самолет получил возможность нести на подкрыльевых узлах подвески две УР класса "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder и один пушечный контейнер с 30-мм пушкой на центральном, подфюзеляжном, узле подвески. Программа модернизации была завершена в мае 1986 года, после чего данные самолеты стали использоваться еще и как легкие истребители, применяемые в системе ПВО авиабаз для перехвата воздушных целей на малых высотах и в простых метеорологических условиях. Часть самолетов Hawk T.Mk 1 была позже модернизирована в вариант Hawk T.Mk 1W, из которых часть, в свою очередь, была дооборудована в вариант Hawk T.Mk 1FTS (у последних имелось только два подкрыльевых узла подвески, а подфюзеляжный - был удален).
   Для поставки на экспорт была разработана базовая модификация Hawk Mk 50, первым заказчиком стала Финляндия, получившая с декабря 1977 года 50 самолетов Hawk Mk 51 (четыре были построены в Великобритании, а остальные - финской компанией "Valmet"). В декабре 1990 года Финляндия разместила заказ еще на семь самолетов в варианте Hawk Mk 51А. В течение 1978 года Кения и Индонезия приобрели соответственно 12 самолетов Hawk Mk 52 и 20 Hawk Mk 53.
   Следующей экспортной модификацией стал Hawk Mk 60, оснащенный более мощным двигателем Adour Mk 861 тягой 25,35 кН и отличавшийся аэродинамическими гребнями на верхней поверхности крыла и четырехпозиционными закрылками, что обеспечило лучшие взлетно-посадочные характеристики. На этих машинах также были установлены усовершенствованные стойки шасси, усиленные колеса и адаптивная антиюзовая автоматика.
   С июля 1982 года самолеты данной серии были проданы Зимбабве (восемь Hawk Mk 60 и позже еще пять Hawk Mk 60А), ОАЭ (эмират Дубай - девять Hawk Mk 61, эмират Абу-Даби -16 самолетов Hawk Mk 63, из которых 15 затем были модернизированы до стандарта Hawk Mk 63A, а также четыре Hawk Mk 63C), Кувейту (12 Hawk Mk 64), Саудовской Аравии (30 Hawk Mk 65), Швейцарии (20 Hawk Mk 66, из которых 19 были собраны компанией "F+W"), а также Южной Корее (20 самолетов Hawk Mk 67 с радиолокационным дальномером и возможностью управления разворотом колеса передней стойки шасси).
   С середины 1980-х годов BAe стала предлагать потенциальным заказчикам несколько усовершенствованный вариант, разработанный на базе самолета Hawk Mk 60 в модификациях учебно-боевого самолета или легкого штурмовика. Новый самолет получил обозначение Hawk Mk 100, оснащался двигателем Adour Mk 871 тягой 26 кН, имел крыло новой конструкции и увеличенного на 0,53 м размаха и мог нести на законцовках крыла две УР класса "воздух-воздух" Sidewinder. Кроме того, фюзеляж новой машины имел удлиненную носовую часть, позволявшую при необходимости размещать там лазерный дальномер и/или ИК-камеру переднего обзора. Было также усовершенствовано приборное оборудование кабин курсанта и инструктора, в которых установили многофункциональные дисплеи, а компоновка органов управления была построена по принципу HOTAS - все основные операции летчик может выполнять, не отрывая рук от ручки управления самолетом и ручки управления двигателем. Hawk Mk 100 также отличался усовершенствованными пилонами (их было уже семь - один подфюзеляжный и шесть на крыле), более совершенной системой управления оружием и станцией предупреждения о радиолокационном облучении. Предусматривалась возможность оснащения его и контейнером с аппаратурой РЭБ, а на центральном пилоне самолет мог нести пушечный контейнер с 30-мм пушкой ADEN. Первый полет новый самолет выполнил в октябре 1987 года. Первым заказчиком новой модификации стали ОАЭ (эмират Абу-Даби профинансировал приобретение 18 Hawk Mk 102, оснащенных станцией предупреждения о радиолокационном облучении и лазерным дальномером), за которыми последовали Оман (июль 1990 года, четыре Hawk Mk 103) и Малайзия (декабрь 1990 года, 10 Hawk Mk 108 - первый передан в феврале 1994 года). Затем восемь самолетов Hawk Mk 109 заказала Индонезия, а в июне 1997 года Австралия разместила заказ на 33 самолета Hawk Mk 127 (Lead-in Fighter) с началом поставок в августе 2000 года, причем 12 штук должны были строиться в Великобритании, а остальные - в Австралии. Данные самолеты оснащались новым БРЭО. В 1998 году ЮАР подписала контракт на поставку 24 самолетов Hawk Mk 120 (Lead-in Fighter Trainer) с двигателем Adour Mk 951: один был построен в Великобритании, остальные собраны в ЮАР.
   Самолеты модификаций Hawk Mk 120,127 и 128 имели новые крыло, носовую и среднюю части фюзеляжа, а также хвостовое оперение, в результате чего лишь на 10% имели совместимость с машинами семейства Hawk первого поколения, но зато отличались в четыре раза большим назначенным ресурсом. В 2002 году заказ на шесть Hawk Mk 129 разместил Бахрейн. В 2000-2001 годах в Канаду в рамках программы "Летная подготовка военнослужащих НАТО в Канаде" (NATO Flying Training in Canada) было поставлено 18 самолетов Hawk Mk 115, получивших местное обозначение CT-155. Через некоторое время количество машин возросло на четыре.
   В 2003 году Индия подписала контракт на закупку 66 самолетов Hawk Mk 132 (первоначальное обозначение Hawk Mk 115Y), из которых 24 должны были поставляться из Великобритании, а остальные собираться в Индии. Первая машина британской постройки была передана заказчику в декабре 2007 года, в феврале следующего года она поступила в эксплуатацию в ВВС Индии. До февраля 2008 года Индия высказывала намерение приобрести еще 57 самолетов данного типа - 40 для ВВС и 17 для ВМС, однако пока никаких соглашений по данному вопросу не подписано (вполне вероятно, что индийское военно-политическое руководство отказалось от этих намерений).
   В октябре 2006 года Министерство обороны Великобритании подписало с "BAe Systems" контракт на поставку 28 самолетов Hawk Mk 128 (Advanced Jet Trainer), с опционом еще на 20 машин данного типа, ставших дальнейшим развитием Hawk Mk 127 (первый полет самолет Hawk Mk 128 выполнил 27 июля 2005 года). Данные УБС стали первыми представителями самолетов нового, "цифрового", поколения и поступили на вооружение британских ВВС и авиации ВМС в 2008 году под обозначением Hawk T.Mk 2. Они отличались новой силовой установкой с двигателем Adour Mk 951 и усовершенствованным составом БРЭО, в том числе жидкокристаллическими индикаторами в кабинах инструктора и курсанта и разработанными специалистами BAe бортовыми компьютерами, построенными на принципе открытой архитектуры и позволившими осуществлять подготовку летчиков по применению вооружения по воздушным и наземным целям. Hawk Mk 128 неоднократно модернизировались: в рамках второй фазы, "Operational Flight Programme 2", самолет получил второй бортовой вычислитель и возможность осуществлять подготовку летчиков к применению УР класса "воздух-воздух" малой дальности и пушечного вооружения, а в рамках третьей фазы самолет получил усовершенствованную систему автопилотирования и возможность использования цифровых карт.
<...>

Показать полностью

Описание:

  • British Aerospace (BAE Systems/Hawker Siddeley) Hawk
  • ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  • Мировая Авиация 84

    После жесткого соперничества с УТС Aero L-39 Albatros, Aermacchi МВ.339, Dassault/Dornier Alpha Jet и Saab 105A самолет Hawk получил свой первый экспортный заказ от финских ВВС. Используемые для повышенной летной подготовки финские самолеты Hawk первоначально носили такой трехтоновый камуфляж, но затем его заменили на однотоновую серую схему. Позднее Финляндия пополнила свой парк, закупив самолеты у Швейцарии.

  • Air Pictorial 1986-01

    Assembled by Valmet, HW-350, the 50th and last British Aerospace Hawk Mk.51 for the Finnish A.F., was handed over on 8th October 1985. It bears the name "Paavo Janhunen", commemorating the late chief test pilot of the Finnish A.F. who was killed in a crash last April. The Finnish A.F. has expressed interest in another 30 Hawks

  • Air International 1986-07 / H.Sixma, J.Laukkanen - Far Northern Air Force: The Finnish Air Arm Today

    One of the Ilmavoimien fleet of Hawk Mk 51s (HW-323) which, while possessing primarily a training role, has a secondary ground attack task.

  • Мировая Авиация 81

    После скрупулезной оценки Aero L-39 Albatros, Aermacchi MB-339, Dassault/Dornier Alpha Jet, Saab 105A и Hawk финские ВВС решили остановиться на последнем. Финляндия приобрела два варианта: Т.Mk 51 и Т.Mk 51А, отличавшийся измененной конструкцией крыла.

  • Air Pictorial 1998-03 / H.Mambour - Armament Camp - Finland

    Hawk Mk 51 HW-335 offers a rare sight of a Western aircraft armed with a Russian weapon as it taxies out from the Oulu flight-line carrying an R-60 (AA-8 Aphid) missile.

  • Air Pictorial 1998-03 / H.Mambour - Armament Camp - Finland

    MiG-21BIS fighters and Hawk armament trainers on the Oulu flightline.

    Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-21бис - Россия - 1971

  • Мир Авиации 1997-02 / С.Цветков - Финские "МиГи": 35-й год в строю /Глазами очевидца/

    Этот BAe/Valmet Hawk Mk.51 HW-355 уже получил однотонную серую окраску, а некоторые его собратья еще летают в черно-зеленом камуфляже.

  • Air International 2013-10 / News

    The RAF's IV(R) Squadron, based at Valley on Anglesey, hosted a detachment of six Suomen Ilmavoimat (Finnish Air Force) British Aerospace Hawk Mk 51As from the Training Squadron at Kauhava AB from September 2 to 9, 2013. The aircraft conducted low-level flights over central Wales during their stay.

  • Мировая Авиация 109

    Традицией группы "Midnight Hawks" стало купание в проруби. Сколько бы финны ни приглашали своих гостей разделить с ними эту забаву, ни один не согласился!

  • Мировая Авиация 84

    В 1978 году Индонезия стала третьим экспортером самолетов Hawk, хотя сначала собиралась купить построенные по лицензии Aermacchi МВ.326. Позднее они были дополнены машинами Mk 109/209.

  • Air International 1980-11 / ??? - The year of the Hawk

    The first Hawk 53 of eight ordered by the Indonesian Armed Forces - Air Force. Deliveries began in September 1980.

  • Air International 1980-11 / ??? - The year of the Hawk

    An Indonesian Hawk 53; the first of these export Hawks flew on 6 June 1980, being the 140th of the type to fly.

  • Air International 1985-12 / P.Steinemann - Sekolah Penerbang

    The principal unit within the TNI-AU Flying School (Sekolah Penerbang) at Adisutjipto Air Base is the Wing Pendidikan No 1 or No 1 Training Wing, made up of ab initio, basic and advanced training squadrons. Respectively, these are No 101 Squadron Latih Mula with FFA AS 202 Bravo primary trainers; No 102 Latih Desar with Beechcraft T-34 Turbine Mentor basic trainers and No 103 Latih Lanjut with BAe Hawk Mk 53 advanced trainers (shown). Note that the aircraft serial numbers are prefixed with letters matching the squadron's role - LM, LD and LL respectively. Additional Hawks delivered in 1984 sport a new red and white finish and all are to be repainted in due course.

  • Air International 1984-12 / ??? - Hawk Serendipity

    Also new is the red/white/yellow trainer finish on the final three of 20 Hawk Mk 53s delivered to Indonesia.

  • Мировая Авиация 81

    Индонезия 4 апреля 1978 года разместила заказ на восемь Т.Mk 53. Затем последовали три заказа в 1981-1982 годах, по которым были закуплены еще 12 Hawk

  • Air International 1984-12 / ??? - Hawk Serendipity

    The final three Hawk Mk 61s for the Dubai Air Wing of the United Arab Emirates photographed at Malta during their delivery in 1983.

  • Air International 1984-12 / ??? - Hawk Serendipity

    A Hawk Mk 63 demonstrates its ability to carry 36 HVARs.

  • Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY

    BAe Hawk Mk 61 in service with the Dubai Air Force (1999)

  • Мировая Авиация 84

    ОАЭ, получившие модификации Mk 61, Mk 63A/C и Mk 102, являются одним из многих эксплуатантов самолетов Hawk. Однако на смену им идут самолеты Alenia Aermacchi M346 Master, принадлежащие новому поколению учебно-тренировочных машин для повышенной летной подготовки.

  • Мировая Авиация 81

    BAe Hawk обошел своего основного соперника Dassault/Dornier Alpha Jet, выиграв в 1984 году контракт с Абу-Даби. Эмират получил 16 Mk 63 (на снимке). В 1989 году за ними последовала новая партия в 18 самолетов - модернизированных T.Mk 102 с направляющими под ракеты AIM-9 Sidewinder на законцовках крыла, приемниками предупреждения о радиолокационном облучении и измененной аэродинамикой крыла для улучшения управляемости. Позднее к ним добавились четыре Hawk T.Mk 63С.