Hawker-Siddeley Hawk / HS.1182
Варианты:
Hawker-Siddeley - Hawk / HS.1182 - 1972 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1972


Двухместный учебно-боевой самолет
Описание:
British Aerospace (BAE Systems/Hawker Siddeley) Hawk
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Фотографии:

Цветные фото (150)

British Aerospace (BAE Systems/Hawker Siddeley) Hawk

В 1964 году штаб британских ВВС подготовил требования к новому учебно-тренировочному самолету (Air Staff Target 362), который должен был заменить состоявшие на вооружении Hawker Siddeley Gnat. Однако было найдено лишь временное решение проблемы в виде двухместной модификации сверхзвукового SEPECAT Jaguar, и только в 1968 году компания "Hawker Siddeley" приступила к проектированию перспективного учебно-тренировочного самолета, имевшего дозвуковую скорость полета и получившего рабочее обозначение Р.1182 (затем HS.1182). Окончательно тактико-технические требования к перспективному самолету были утверждены в январе 1970 года (спецификация AST 397), причем уже предусматривалось, что он будет использоваться не только для подготовки летчиков, но и в качестве легкого штурмовика.
   1 октября 1971 года британские ВВС выбрали проект компании "Hawker Siddeley" как наиболее соответствующий этим требованиям, а 2 марта 1972 года был выдан первый контракт на поставку 175 самолетов. Прототипы или предсерийные машины не строились, а первый серийный самолет, Hawker Siddeley Hawk T.Mk 1, поднялся в воздух 21 августа 1971 года.
   Новый учебно-боевой самолет (УБС) представлял собой двухместный моноплан с низкорасположенным крылом небольшой стреловидности (26° по передней кромке), с однокилевым хвостовым оперением с управляемым стабилизатором и трехстоечным шасси с передней стойкой. В качестве силовой установки был выбран один турбореактивный двигатель Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 151-01 тягой 23,13 кН. Кабина была расположена в передней части фюзеляжа и оснащалась катапультными креслами модели Martin-Baker Mk 10В класса "0-0". Расположение членов экипажа - по схеме тандем: впереди - курсант, за ним, несколько выше, - инструктор. Максимальная эксплуатационная перегрузка -4/+9 g.
   Крыло самолета было оснащено двухщелевыми закрылками, обеспечившими хорошую управляемость на малых скоростях полета, а в интегральном крыльевом топливном баке размещалось 836 л топлива. В варианте учебно-боевого самолета Hawk имеет один подфюзеляжный и два подкрыльевых узла подвески, а в варианте легкого штурмовика - пять внешних узлов подвески (подфюзеляжный и четыре подкрыльевых). В центральной части фюзеляжа располагается второй топливный бак емкостью 823 л, а по бокам находятся два воздухозаборника двигателя.
   Hawk T.Mk 1 начал поступать на вооружение британских ВВС в апреле 1976 года, первой новый самолет получила 4-я летная школа на авиабазе Вэлли. Переход на учебно-боевой самолет Hawk позволил сэкономить 10 ч в курсе усовершенствованной летной подготовки, поскольку на новой машине можно было также обучать летчиков и применению авиационного вооружения, что раньше возлагалось на самолеты Hawker Hunter. Поставки по первому контракту были завершены в конце 1976 года (по некоторым данным было поставлено 176 самолетов). В апреле 1977 года компания "Hawker Siddeley" вошла в состав "British Aerospace" (BAe), которая после слияния с компанией "Marconi Electronic Systems" в ноябре 1999 года стала именоваться "BAe Systems".
   В январе 1983 года Министерство обороны Великобритании заключило контракт на модернизацию 89 самолетов Hawk T.Mk 1 по стандарту Hawk T.Mk 1А, в результате чего самолет получил возможность нести на подкрыльевых узлах подвески две УР класса "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder и один пушечный контейнер с 30-мм пушкой на центральном, подфюзеляжном, узле подвески. Программа модернизации была завершена в мае 1986 года, после чего данные самолеты стали использоваться еще и как легкие истребители, применяемые в системе ПВО авиабаз для перехвата воздушных целей на малых высотах и в простых метеорологических условиях. Часть самолетов Hawk T.Mk 1 была позже модернизирована в вариант Hawk T.Mk 1W, из которых часть, в свою очередь, была дооборудована в вариант Hawk T.Mk 1FTS (у последних имелось только два подкрыльевых узла подвески, а подфюзеляжный - был удален).
   Для поставки на экспорт была разработана базовая модификация Hawk Mk 50, первым заказчиком стала Финляндия, получившая с декабря 1977 года 50 самолетов Hawk Mk 51 (четыре были построены в Великобритании, а остальные - финской компанией "Valmet"). В декабре 1990 года Финляндия разместила заказ еще на семь самолетов в варианте Hawk Mk 51А. В течение 1978 года Кения и Индонезия приобрели соответственно 12 самолетов Hawk Mk 52 и 20 Hawk Mk 53.
   Следующей экспортной модификацией стал Hawk Mk 60, оснащенный более мощным двигателем Adour Mk 861 тягой 25,35 кН и отличавшийся аэродинамическими гребнями на верхней поверхности крыла и четырехпозиционными закрылками, что обеспечило лучшие взлетно-посадочные характеристики. На этих машинах также были установлены усовершенствованные стойки шасси, усиленные колеса и адаптивная антиюзовая автоматика.
   С июля 1982 года самолеты данной серии были проданы Зимбабве (восемь Hawk Mk 60 и позже еще пять Hawk Mk 60А), ОАЭ (эмират Дубай - девять Hawk Mk 61, эмират Абу-Даби -16 самолетов Hawk Mk 63, из которых 15 затем были модернизированы до стандарта Hawk Mk 63A, а также четыре Hawk Mk 63C), Кувейту (12 Hawk Mk 64), Саудовской Аравии (30 Hawk Mk 65), Швейцарии (20 Hawk Mk 66, из которых 19 были собраны компанией "F+W"), а также Южной Корее (20 самолетов Hawk Mk 67 с радиолокационным дальномером и возможностью управления разворотом колеса передней стойки шасси).
   С середины 1980-х годов BAe стала предлагать потенциальным заказчикам несколько усовершенствованный вариант, разработанный на базе самолета Hawk Mk 60 в модификациях учебно-боевого самолета или легкого штурмовика. Новый самолет получил обозначение Hawk Mk 100, оснащался двигателем Adour Mk 871 тягой 26 кН, имел крыло новой конструкции и увеличенного на 0,53 м размаха и мог нести на законцовках крыла две УР класса "воздух-воздух" Sidewinder. Кроме того, фюзеляж новой машины имел удлиненную носовую часть, позволявшую при необходимости размещать там лазерный дальномер и/или ИК-камеру переднего обзора. Было также усовершенствовано приборное оборудование кабин курсанта и инструктора, в которых установили многофункциональные дисплеи, а компоновка органов управления была построена по принципу HOTAS - все основные операции летчик может выполнять, не отрывая рук от ручки управления самолетом и ручки управления двигателем. Hawk Mk 100 также отличался усовершенствованными пилонами (их было уже семь - один подфюзеляжный и шесть на крыле), более совершенной системой управления оружием и станцией предупреждения о радиолокационном облучении. Предусматривалась возможность оснащения его и контейнером с аппаратурой РЭБ, а на центральном пилоне самолет мог нести пушечный контейнер с 30-мм пушкой ADEN. Первый полет новый самолет выполнил в октябре 1987 года. Первым заказчиком новой модификации стали ОАЭ (эмират Абу-Даби профинансировал приобретение 18 Hawk Mk 102, оснащенных станцией предупреждения о радиолокационном облучении и лазерным дальномером), за которыми последовали Оман (июль 1990 года, четыре Hawk Mk 103) и Малайзия (декабрь 1990 года, 10 Hawk Mk 108 - первый передан в феврале 1994 года). Затем восемь самолетов Hawk Mk 109 заказала Индонезия, а в июне 1997 года Австралия разместила заказ на 33 самолета Hawk Mk 127 (Lead-in Fighter) с началом поставок в августе 2000 года, причем 12 штук должны были строиться в Великобритании, а остальные - в Австралии. Данные самолеты оснащались новым БРЭО. В 1998 году ЮАР подписала контракт на поставку 24 самолетов Hawk Mk 120 (Lead-in Fighter Trainer) с двигателем Adour Mk 951: один был построен в Великобритании, остальные собраны в ЮАР.
   Самолеты модификаций Hawk Mk 120,127 и 128 имели новые крыло, носовую и среднюю части фюзеляжа, а также хвостовое оперение, в результате чего лишь на 10% имели совместимость с машинами семейства Hawk первого поколения, но зато отличались в четыре раза большим назначенным ресурсом. В 2002 году заказ на шесть Hawk Mk 129 разместил Бахрейн. В 2000-2001 годах в Канаду в рамках программы "Летная подготовка военнослужащих НАТО в Канаде" (NATO Flying Training in Canada) было поставлено 18 самолетов Hawk Mk 115, получивших местное обозначение CT-155. Через некоторое время количество машин возросло на четыре.
   В 2003 году Индия подписала контракт на закупку 66 самолетов Hawk Mk 132 (первоначальное обозначение Hawk Mk 115Y), из которых 24 должны были поставляться из Великобритании, а остальные собираться в Индии. Первая машина британской постройки была передана заказчику в декабре 2007 года, в феврале следующего года она поступила в эксплуатацию в ВВС Индии. До февраля 2008 года Индия высказывала намерение приобрести еще 57 самолетов данного типа - 40 для ВВС и 17 для ВМС, однако пока никаких соглашений по данному вопросу не подписано (вполне вероятно, что индийское военно-политическое руководство отказалось от этих намерений).
   В октябре 2006 года Министерство обороны Великобритании подписало с "BAe Systems" контракт на поставку 28 самолетов Hawk Mk 128 (Advanced Jet Trainer), с опционом еще на 20 машин данного типа, ставших дальнейшим развитием Hawk Mk 127 (первый полет самолет Hawk Mk 128 выполнил 27 июля 2005 года). Данные УБС стали первыми представителями самолетов нового, "цифрового", поколения и поступили на вооружение британских ВВС и авиации ВМС в 2008 году под обозначением Hawk T.Mk 2. Они отличались новой силовой установкой с двигателем Adour Mk 951 и усовершенствованным составом БРЭО, в том числе жидкокристаллическими индикаторами в кабинах инструктора и курсанта и разработанными специалистами BAe бортовыми компьютерами, построенными на принципе открытой архитектуры и позволившими осуществлять подготовку летчиков по применению вооружения по воздушным и наземным целям. Hawk Mk 128 неоднократно модернизировались: в рамках второй фазы, "Operational Flight Programme 2", самолет получил второй бортовой вычислитель и возможность осуществлять подготовку летчиков к применению УР класса "воздух-воздух" малой дальности и пушечного вооружения, а в рамках третьей фазы самолет получил усовершенствованную систему автопилотирования и возможность использования цифровых карт.
<...>

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

British Aerospace (Hawker Siddeley) Hawk T.Mk 1

   Тип: двухместный учебно-боевой самолет
   Силовая установка: один турбореактивный двигатель Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 151-01 с нефорсированной тягой 23 кН
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 3355 м - 1038 км/час; начальная скороподъемность 2835 м/мин; набор высоты 9145 м - за 6 мин 6 с; практический потолок 15 240 м; дальность полета с двумя ПТБ 3094 км; дальность полета без ПТБ 2428 км
   Масса: пустого 3647 кг; максимальная взлетная 5700 кг
   Размеры: размах крыла 9,39 м; длина 11,17 м (без штанги ПВД); высота 3,99 м; площадь крыла 16,69 м2
   Вооружение: в базовом варианте - до 680 кг, максимальная нагрузка на внешних узлах подвески - до 3084 кг


   British Aerospace Hawk Mk 100

   Тип: двухместный учебно-боевой самолет/легкий штурмовик
   Силовая установка: один турбореактивный двигатель Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 871 тягой 26,00 кН
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 10 975 м- 1038 км/час; начальная скороподъемность 3597 м/мин; набор высоты 9145 м - за 7 мин 30 с; практический потолок 13 545 м; дальность полета с двумя ПТБ - более 2594 км; боевой радиус в варианте легкого штурмовика с боевой нагрузкой 907 кг - 1223 км
   Масса: пустого 4400 кг; максимальная взлетная 9100 кг
   Размеры: размах крыла 9,39 м (с нормальными законцовками) или 9,93 м (в варианте с размещением на законцовках УР класса "воздух-воздух"); длина 11,68 м (без штанги ПВД); высота 3,99 м; площадь крыла 16,69 м2
   Вооружение: до 3000 кг полезной нагрузки на внешних узлах подвески
UK
The first Hawk, XX154, during the 1974 SBAC Show at Farnborough.
4 ноября 1976г. Началась поставка из Hawker Siddeley тренировочного Hawk T.Mk 1. Две первые машины прибыли на Вэлли, базу Королевских ВВС на острове Энглези.
BAe Hawk
Example of Andrew Johnson's sharp-shooting: this photograph of a Hawk was taken in August 1984.
Project test pilot Andy Jones inverted in the fourth Hawker Siddeley Hawk, XX158, over Ford, Sussex, on March 4, 1976. The photograph was taken by TOM HAMILL of Flight International from Hawk XX156, flown by Duncan Simpson, chief test pilot for Hawker Siddeley at Dunsfold, where the aircraft are currently based.
Switzerland’s Pilatus PC-9 was a development of the same company’s PC-7. The first pre-production example (there was no prototype as such, initial testing of the modifications being completed with a PC-7) is seen here alongside a Hawk, the type for which it was competing to be the lead-in aircraft in the RAF’s training syllabus.
Королевская школа летчиков-испытателей в Боскомб-Дауне получила три самолета Hawk. Два использовались для обычных тренировок, а третий был модифицирован в самолет с переменной устойчивостью (ASTRA) для имитации управления различными типами самолетов.
The three ETPS Hawks - XX341, 342 and 343 - are standard production aircraft, coming in fact from the end of the RAF production run. They are used for exercises that involve determination of manoeuvre boundaries and assessment of stick forces.
Британский «Хок» T Mk. 1
BAe Hawk T. Mk 1 modified as the Advanced System Training Aircraft, giving variable stability training capability to the ETPS (1999)
Empire Test Pilot School's variable stability ASTRA Hawk, with the older variable stability Basset in the background. The number "1" on the vertical tail is just about the only external feature distinguishing this aircraft from the school's other Hawk aircraft.
The company demonstrator Hawk 50 has been much used for the development of weapons load carrying and for the aerodynamic refinements described in this account; it is shown here carrying four 1,000-lb (454-kg) and four 500-lb (227-kg) bombs on twin carriers on the four wing hardpoints, plus the centre-line gun pod.
The company's demonstrator G-HAWK in desert camouflage, as worn for an extensive tour through the Middle East earlier this year (1978).
234-я эскадрилья 1-го подразделения тактического вооружения, базировавшаяся в Броуди, была одной из четырех эскадрилий, служивших в качестве учебных и запасных для подразделений тактических вооружений, и летала на Hawk T.Mk 1А.
Another Brawdy Hawk, XX220, is seen flying low over its South Wales base.
A Hawk T Mk 1 of the TWU at RAF Brawdy, in standard camouflage
A Hawk T Mk 1 in TWU colours but on loan to the manufacturers, flies with a BAe Sea Eagle on the centreline, drop tanks on the inboard wing pylons and Sidewinders outboard.
British Aerospace Hawk T Mk 1 (XX191) of the RAF's Tactical Weapons Unit at RAF Brawdy, carrying a SNEB rocket pod. Universal bomb carrier with 28-lb (12,7-kg) practice bombs and centreline 30-mm gun pod.
Самолет Hawk в двухтоновом камуфляже ("морской темно-серый" с "темно-зеленым"), применявшемся в учебных подразделениях (TWU) до середины 1980-х годов. Изображенный Hawk осуществляет пуск НАР SNEB во время учебного боя. На фюзеляже этого самолета из учебной части TWU № 1 нанесены красно-черные ромбы 234-й эскадрильи и скрещенные факелы, знак 229-й эскадрильи переподготовки (OCU), на носовой части. В случае войны эта учебная эскадрилья должна была стать боевой 234-й эскадрильей.
One of the Hawk T Mk Is of the RAF's TWU at RAF Brawdy on a rocket firing sortie; it carries the markings of No 234 Squadron.
To mark the 70th anniversary of the delivery of the Supermarine Spitfire to 19(F) Squadron - the first to re-equip with the aircraft on August 4, 1938 - one of the unit's BAe Hawk T1s (XX184) has been painted in the colours originally applied to the famous fighter. A photo-shoot with a Spitfire, Hurricane and Lancaster of the Battle of Britain Memorial Flight was organised, and the images will feature in a 2009 calendar, proceeds of which will go to the special care baby unit at Bangor Hospital, the squadron's designated charity.
The five aircraft that departed Farnborough on March 24, 1994 for Boscombe Down made a single formation flypast shortly after take-off. They are, from right to left, BAe (BAC) 1-11 Srs 402AP XX919, Hawk T.1 XX327, Hunter T.7 WV383, Tornado GR.I ZA449 and Jaguar T.2A ZB615.
The British Aerospace-owned Hawk demonstrator painted in "naval grey” as part of the current effort to interest the US Navy in the Hawk for its VTXTS requirement. British Aerospace has teamed with McDonnell Douglas to offer a modified Hawk to the US Navy and is also participating with MDD in the latter's submission of an all-new trainer design. The Alpha Jet and MB-339 are also contenders, together with numerous domestic proposals.
Окраску самолетов - "учебную" (красная с белым), зелено-серую у самолетов для отработки действий с оружием и серую у Hawk объектовой ПВО - заменили в 1990-х годах на полностью черную. Только в группе "Red Arrows" окраска осталась прежней.
Specially marked Hawks from 2 Tactical Weapons Unit at RAF Chivenor. The black painted XX255 of 63 Squadron is in company with XX263 of 63 Squadron and XX189/J of 151 Squadron, both of which have special tail markings.
As the marketing emphasis changed, G-VTOL was repainted in a grey and white colour scheme, as seen here in company with BAe Hawk demonstrator ZA101/G-HAWK returning from the 1979 Paris Air Salon.
British Aerospace Hawk T1A XX240/‘CU-840’ No. 736 Naval Air Squadron (NAS) on the apron at FIN AS Culdrose, Cornwall, on July 23, 2014. The aircraft wears the lightning bolt on its tail and codes on the front fuselage, both of which are being applied across the fleet. The lightning marking first appeared on the squadron's Supermarine Scimitar F1s in the 1960s, but is derived from the unit's badge, which comprises a gold eagle volant surmounting a white lightning bolt. No. 736 NAS was re-commissioned from the assets of the Fleet Requirements and Aircraft Direction Unit on June 6, 2013.
AIR International was on hand when 736's newly painted jet was towed on to the Culdrose flight line for the first time last July.
Man and machines... Lt Cdr Tim Flatman, Commanding Officer of 736 NAS, which operates 14 Hawk T1/T1As from two locations, RNAS Culdrose and RNAS Yeovilton. A Flight maintains a permanent detachment of two aircraft at the latter.
While flying a Hawk T1A from RAF Valley, Dave sat on an MB Mk10B. Unlike the Gnat, which required the canopy to be jettisoned prior to ejecting, the Hawk's canopy is taped with MDC (miniature detonation cord). Once the ejection sequence is initiated it shatters the canopy.
19(R) Squadron's XX238 has been modified to the Hawk T.1N standard for use by the Navigator Training School; by the time this article is published, the School's task will have transferred to 100 Squadron at Leeming.
Another major user of the Hawk is 100 Squadron at RAF Leeming, which flies the aircraft in a variety of roles including acting as targets for fighters and undertaking trials. The Hawk in the foreground is a T1A variant which, along with 87 others, was modified during the Cold War to be able to carry two Sidewinder air-to-air missiles. The aircraft pictured is carrying two Sidewinder training rounds.
The BAe Hawk’s 25th anniversary of its first flight, on August 21, 1974, was marked at RAF Valley by a small display on August 20, 1999. As well as having appropriately painted markings on the fins of some aircraft, XX258 carried NSPCC titling on the tail in recognition of one of the Station’s main charities.
Squadron ground crew at RNAS Culdrose (seen here) and at RNAS Yeovilton have responded well to the challenges of an increased workload.
Fleet Air Arm Hawk T1 XX240/CU840 with the unmistakable white lightning bolt tail marking of 736 Naval Air Squadron.
Совершенствуясь по мере эксплуатации в Королевских ВВС, Hawk использовались для выполнения новых задач. Среди них была имитация вражеских самолетов в учебных воздушных боях. Этим занималась 100-я эскадрилья, имеющая эмблему в виде черепа.
This Hawk is from No 4 Flying Training School at Valley, which is the largest RAF operator of the type. It is wearing special markings as it is the display aircraft for this year.
Учебно-боевые самолеты Hawk британских ВВС в настоящее время окрашены по той же схеме, что и на фотографии. Броская окраска должна снизить риск столкновения учебных машине воздухе.
Hawk T. Mk 1A of No. 19 Squadron/No. 4 FTS, Royal Air Force (1999)
The Hawk T1 jet trainer was confirmed by the Defence Command Paper to be headed for an exit from service, placing pressure on the remaining T2 fleet
Во внешнем виде самолета Hawk Т.Mk 1 британских ВВС, с его изящными обводами, четко прослеживается почерк фирмы "Hawker". Для отработки применения оружия на самолет подвешены контейнеры с аппаратурой имитации ведения маневренного воздушного боя (ACMI).
RAF/4 FTS/208 Squadron Hawk T.1A XX196 seen at low level in Low Flying Area 7 near Machynlleth, mid-Wales, on April 18, 2007, only two days before it crashed at RAF Mona, Anglesey.
На пике службы в 1992-1994 годах парк Tornado F.Mk 3 британских ВВС включал семь эскадрилий, части боевой переподготовки и звено из четырех самолетов, базировавшееся в Маунт Плезант на фолклендских островах. Три подразделения F.Mk 3 находились на базе ВВС в Лиминге, Йоркшир, вместе с 100-й эскадрильей, вооруженной самолетами Hawk (на снимке), изображавшими противника при тренировках сил ПВО.
RAF Valley BAe Hawk T.1s have now received their unit badges. Seen here, top to bottom, are aircraft of No 208(R), 19(R) and 74(R) Squadrons.
Four No.736 Naval Air Squadron Hawk T1/1As over the Cornish coast
As Royal Navy fast jet pilots return from tours in the United States, 736 NAS could provide the bridge for those transitioning to the F-35B Lightning II over the next few years.
Royal Navy Hawks in close formation. During Flag Officer Sea Training serials, 736 NAS Hawks adopt attack profiles that are as aggressive as weather conditions permit.
Best RAF Aircraft Photograph - Sgt Rick Brewell, RAF PR, MoD.
Third-generation Red Air was provided by this Hawk T1A 'aggressor' from the RAF's No 100 Squadron.
The British Aerospace Hawk T1 is expected to be retired around 2030.
Top: The Thursday War is a key weekly event for 736. Lt Walker (front) and Jim Taylor prepare for their mission over the UK's South West Approaches. Bottom: Lt Cdr Tim Flatman completes his pre-flight routine ahead of a Flag Officer Sea Training event.
Top: With a wealth of experience on the Hawk, the squad­ron's ground crew and engineers remain critical to maintaining flight operations. Middle and bottom: Flight and ground crew turn an aircraft around quickly in preparation for an afternoon FOST mission.
С 1984 года на самолеты Hawk британских ВВС были возложены дополнительные задачи ПВО. Их покрасили по серой двухтоновой схеме, как на перехватчиках Phantom и Tornado ADV британских ВВС. Впоследствии окраска стала светло-серой, а затем от нее вовсе отказались - в пользу современной схемы "блестящий черный".
Hawk T Mk 1A XX221 here displays its twin Sidewinder installation and the new all-grey finish for TWU aircraft.
По сравнению с изящным Hawk британских ВВС истребитель F-15 кажется просто огромным. Слабонагруженное крыло в сочетании с высокой тяговооруженностью обеспечили самолету хорошую маневренность.
Red Arrows
Сезон 2010 года был примечателен для "Red Arrows" как в негативном, так и в позитивном плане. В марте произошло столкновение самолетов в воздухе, но в этом сезоне впервые в полетах участвовала женщина-пилот.
A Red Arrows Hawk taken at RAF Valley last year.
With a 400mm lens, this type of shot is obtainable if you happen to be in the right place.
By the end of January 2014 at least four British Aerospace Hawk T1/T1As of the Royal Air Force Aerobatic Team The Red Arrows had received blue tails. The aircraft’s fins are being painted at RAF Cranwell, Lincolnshire, as part of a scheme to mark the team’s 50th anniversary during 2014. The exact nature of the full colours that will be applied has not been revealed, although it is understood that additional markings will be added just before the team begins its display season. The Hawks that have been noted so far with blue tails are XX227, XX245 (seen here), XX264 and XX311.
УТС "Хок"
Самолет Hawk стал во всем мире синонимом пилотажной группы RAF "Red Arrows" ("Красные стрелы"). Ее машины оснащались системами дымопуска для обозначении траектории полета, а рукоятки управления двигателями были модифицированы для обеспечения большей чувствительности.
В случае болезни или технического отказа группа может выступать в составе восьми машин. В таком варианте используется строй, известный как "Eight-Arrow Bend".
The Hawk is best known to the British general public as the aircraft flown by the RAF Aerobatic Team, 'The Red Arrows', which has flown the type since 1980.
Best Air-to-Air picture went to SAC Pete Mobbs, RAFAT, RAF Scampton, for ‘Sun­down’, showing five BAe Hawks of the Red Arrows.
С осени 1964 г. пилотажная группа начала переходить на самолеты BAE «Хок»
Пилотажная группа «Ред Эрроуз» в этом году отмечает свое 50-летие
One of the most famous military display teams is the RAF's Red Arrows, which flies Hawk T.1s. The 'Reds' demonstrate the skill of RAF pilots to the public, act as a recruiting aid for the service and are held in such high esteem that they also support British industry interests abroad.
В очень плотном строю "Viggen Roll" группа осуществляет переворот. Наибольшая нагрузка при таком перестроении приходится на пилотов самолетов, находящихся с внешней стороны строя.
"Red Arrows" провели показы на пяти континентах. Выступления группы являются прекрасной рекламой для Королевских ВВС Великобритании и фирмы-изготовителя.
В строю "Concorde Bend", названном в честь знаменитого лайнера, задействованы все девять самолетов. Обратите внимание, насколько точно выдерживается интервал между машинами.
Самый известный строй группы - "Diamond Nine". Пилотам сзади идущих самолетов приходится быть особенно осторожными, чтобы не попасть в выхлопную струю впереди идущих машин.
The formation photographed in the hold prior to flying over RAF Fairford.
British Airways Boeing 747-436 G-BYGC (c/n 25823) in BOAC livery leads the Red Arrows at RIAT.
Virgin Orbit Boeing 747 N744VG Cosmic Girl (c/n 32745) flies with the Red Arrows near Mojave, highlighting the news that a Royal Air Force Typhoon pilot, Flight Lieutenant Matthew Stannard, will be seconded to the company, which will use the 747 as part of its small satellite launch system.
Airbus airliners in formation with the Patrouille de France off the southwestern French coast in late May 2019.
British Airways' first Airbus A380-841, G-XLEA (msn 095, ex F-VZWSK), and the RAF's Red Arrows aerobatic team displayed together on July 20, 2013 at the Royal International Air Tattoo at RAF Fairford, Gloucestershire. The airliner was delivered to London-Heathrow 16 days earlier. Practice flights for the formation started on July 15. On the airshow's second day the team flew with a prototype Airbus Military A400M Grizzly.
В 1985 году компания "Cunard" зафрахтовала один из самолетов "British Airways" для участия в авиашоу "International Air Tatto" в Фэйрфорде, а затем Concorde и самолеты британской пилотажной группы "Red Arrows" прошли в едином строю над принадлежащим "Cunard" круизным лайнером "Куин Элизабет II".
VC-10 C.1K борт XV104 (зав. N 834, имя "Джеймс Мак-Кадден") в сопровождении девятки "Хоков" из группы "Ред Эрроуз".
Знаменитый бомбардировщик времен холодной войны «Вулкан» в сопровождении «Красных стрел». Полеты сезона 2015 г. стали последними для этого восстановленного до летного состояния в 2007 г. на средства любителей авиации самолета (борт XH558). По решению комиссии технической поддержки «Вулкан» в дальнейшем будет демонстрироваться только на земле
A highlight of this year’s Royal International Air Tattoo at RAF Fairford was the daily formation flypast by the Royal Air Force Red Arrows with an F-35B and a Typhoon or two (depending on serviceability). That's showbiz!
A formation comprising the nine Hawk T.1s of the RAF’s Red Arrows and four Eurofighter Typhoons (one each from 3, 11, 17(R) and 29(R) Squadrons) from RAF Coningsby, Lincolnshire, fly over RAF Honington, Suffolk, on April 1, 2008 to mark the RAF's 90th anniversary.
Lockheed Martin F-22A Block 20 Raptor 04-4077 of the 1st Fighter Wing based at Langley AFB, Virginia, flown by F-22 Demonstration Team pilot Major Paul Moga, formated with the RAF Aerobatic Team, the Red Arrows, on June 18, 2008 at a practice for the base's AirPower Over Hampton Roads airshow.
Switzerland
Celebrating its 60th anniversary, de Havilland DH 60G III Moth Major HB-UPE, poses with its modern trainer counterpart, BAe Hawk Mk 66 U-1257, over the shore of Lake Leman, Switzerland, on August 19, 1994. The Moth Major left the de Havilland factory at Stag Lane in June 1934 and is now owned by the Groupement des Avions Historiques. It is based at the Lauanne Regional Airport of La Blecherette.
Finland
После жесткого соперничества с УТС Aero L-39 Albatros, Aermacchi МВ.339, Dassault/Dornier Alpha Jet и Saab 105A самолет Hawk получил свой первый экспортный заказ от финских ВВС. Используемые для повышенной летной подготовки финские самолеты Hawk первоначально носили такой трехтоновый камуфляж, но затем его заменили на однотоновую серую схему. Позднее Финляндия пополнила свой парк, закупив самолеты у Швейцарии.
Assembled by Valmet, HW-350, the 50th and last British Aerospace Hawk Mk.51 for the Finnish A.F., was handed over on 8th October 1985. It bears the name "Paavo Janhunen", commemorating the late chief test pilot of the Finnish A.F. who was killed in a crash last April. The Finnish A.F. has expressed interest in another 30 Hawks
One of the Ilmavoimien fleet of Hawk Mk 51s (HW-323) which, while possessing primarily a training role, has a secondary ground attack task.
После скрупулезной оценки Aero L-39 Albatros, Aermacchi MB-339, Dassault/Dornier Alpha Jet, Saab 105A и Hawk финские ВВС решили остановиться на последнем. Финляндия приобрела два варианта: Т.Mk 51 и Т.Mk 51А, отличавшийся измененной конструкцией крыла.
Hawk Mk 51 HW-335 offers a rare sight of a Western aircraft armed with a Russian weapon as it taxies out from the Oulu flight-line carrying an R-60 (AA-8 Aphid) missile.
MiG-21BIS fighters and Hawk armament trainers on the Oulu flightline.
Этот BAe/Valmet Hawk Mk.51 HW-355 уже получил однотонную серую окраску, а некоторые его собратья еще летают в черно-зеленом камуфляже.
The RAF's IV(R) Squadron, based at Valley on Anglesey, hosted a detachment of six Suomen Ilmavoimat (Finnish Air Force) British Aerospace Hawk Mk 51As from the Training Squadron at Kauhava AB from September 2 to 9, 2013. The aircraft conducted low-level flights over central Wales during their stay.
Традицией группы "Midnight Hawks" стало купание в проруби. Сколько бы финны ни приглашали своих гостей разделить с ними эту забаву, ни один не согласился!
Indonesia
В 1978 году Индонезия стала третьим экспортером самолетов Hawk, хотя сначала собиралась купить построенные по лицензии Aermacchi МВ.326. Позднее они были дополнены машинами Mk 109/209.
The first Hawk 53 of eight ordered by the Indonesian Armed Forces - Air Force. Deliveries began in September 1980.
An Indonesian Hawk 53; the first of these export Hawks flew on 6 June 1980, being the 140th of the type to fly.
The principal unit within the TNI-AU Flying School (Sekolah Penerbang) at Adisutjipto Air Base is the Wing Pendidikan No 1 or No 1 Training Wing, made up of ab initio, basic and advanced training squadrons. Respectively, these are No 101 Squadron Latih Mula with FFA AS 202 Bravo primary trainers; No 102 Latih Desar with Beechcraft T-34 Turbine Mentor basic trainers and No 103 Latih Lanjut with BAe Hawk Mk 53 advanced trainers (shown). Note that the aircraft serial numbers are prefixed with letters matching the squadron's role - LM, LD and LL respectively. Additional Hawks delivered in 1984 sport a new red and white finish and all are to be repainted in due course.
Also new is the red/white/yellow trainer finish on the final three of 20 Hawk Mk 53s delivered to Indonesia.
Индонезия 4 апреля 1978 года разместила заказ на восемь Т.Mk 53. Затем последовали три заказа в 1981-1982 годах, по которым были закуплены еще 12 Hawk
Zimbabwe
The view from the “office” of a ground-attack Hawk Mk 60.
British Aerospace Hawk Mk60s of the Zimbabwe Air Force.
Hawk Mk 60s of the Air Force of Zimbabwe are almost anonymous, national insignia being restricted to the fin marking displayed here on the first of eight aircraft delivered in 1982.
Two of the first batch of Hawk Mk 60s for Zimbabwe, the nearest carrying a ground-attack configuration of eight free-fall 250kg bombs and the Aden cannon, and the furthest being equipped for long-range interception sorties with droptanks and air-to-air missiles.
The best of British - Hawk “606” of the first batch of Hawk Mk 60s delivered to the AFZ flies alongside the type it replaced in service, in this case Hawker Hunter “1801”, formerly FGA.80A “804” of the Kenyan Air Force. Before Kenyan service this Squires Gate-built Hunter had served with the RAF’s Nos 3 and 26 Sqns as F.4 XF972.
The first of the Zimbabwean Mk 60s, “600”, during a photographic sortie from BAe's airfield at Dunsfold. In common with the Mk 50, the Mk 60 could be optimised for the air-support role, as seen here with the fitting of four 250kg free-fall bombs on each wing, two on each hardpoint, and the centreline-mounted Aden 30mm cannon.
Для замены устаревших истребителей Vampire ВВС Зимбабве заказали восемь Hawk T.Mk 60, став первым покупателем данного варианта. Но первые четыре машины, поступившие в июле 1982 года, получили серьезные повреждения во время нападения террористов, в результате чего одну из них пришлось списать.
BAE «Хок» T.Mk.60/61 ВВС Зимбабве, демонстрировавшийся на одной из международных выставок в начале 1980-х годов. На самолете опознавательные знаки Родезии-Зимбабве
The Hawk proved its impressive ground-attack possibilities in AFZ hands during the battle for Kinshasa, but economic sanctions placed on Zimbabwe in March 2002 stopped the supply of spares from the UK and the aircraft were grounded.
Zimbabwe Hawk No 605 in the latest ZAF insignia which has replaced the earlier marking just discernable under the fin flash.
Hawk "604" in Zimbabwe in 1997. In 1994 the simple golden bird motif on the fin of the AFZ’s Hawks was replaced with the national flag, and a roundel featuring the national colours in concentric rings was introduced on the fuselage and wings.
Hawk "605" sported a cobra motif beneath the cockpit and was one of No 2 Sqn’s most active Hawks during the 1998 DRC campaign. The Mk 60 variant introduced the uprated Rolls-Royce/Turbomeca Adour 861 engine, which provided significantly more thrust, increasing maximum take-off weight to 18,960 lb (8,600 kg).
One of the first batch of eight BAe Hawk Mk 60s for the Air Force of Zimbabwe (AFZ) overflies Victoria Falls on the Zimbabwe/Zambia border after their delivery in 1982. The Mk 60 was an upgraded version of the Hawk Mk 50 export variant, essentially a trainer, but with a potent ground-attack capability.
Several of the Hawks used in DRC sported names and artwork; Hawk “610”, for example, was known as Darth Vader, after the character from the Star Wars movies. Similarly, Hawk “605” was adorned with a stylised cobra in approximately the same location on the forward fuselage.
One of the Hawk pilots who took part in the AFZ’s campaign in DRC in 1998, Brian Chikozo, prepares for a low-level ground-attack sortie.
UAE
The final three Hawk Mk 61s for the Dubai Air Wing of the United Arab Emirates photographed at Malta during their delivery in 1983.
A Hawk Mk 63 demonstrates its ability to carry 36 HVARs.
BAe Hawk Mk 61 in service with the Dubai Air Force (1999)
ОАЭ, получившие модификации Mk 61, Mk 63A/C и Mk 102, являются одним из многих эксплуатантов самолетов Hawk. Однако на смену им идут самолеты Alenia Aermacchi M346 Master, принадлежащие новому поколению учебно-тренировочных машин для повышенной летной подготовки.
BAe Hawk обошел своего основного соперника Dassault/Dornier Alpha Jet, выиграв в 1984 году контракт с Абу-Даби. Эмират получил 16 Mk 63 (на снимке). В 1989 году за ними последовала новая партия в 18 самолетов - модернизированных T.Mk 102 с направляющими под ракеты AIM-9 Sidewinder на законцовках крыла, приемниками предупреждения о радиолокационном облучении и измененной аэродинамикой крыла для улучшения управляемости. Позднее к ним добавились четыре Hawk T.Mk 63С.
Saudi Arabia
УТС "Хок"
11 августа 1987г.: ВВС Саудовской Аравии получили первый заказанный Hawk. Все самолеты поставлены в рамках контракта Al Yamamah II.
Самолеты Hawk весьма широко экспортировались, особенно популярной машина стала в странах Персидского залива.
Саудовская Аравия приобрела 30 Hawk Mk 65 в рамках контракта "Эль-Ямама" - крупных закупок вооружения 1986 года. В 1997 году закупили еще 20 Mk 65А. Во время войны в Персидском заливе две эскадрильи саудовских Hawk базировались в Дахране, откуда, по слухам, они совершали рейды на Кувейт.
The first four BAe Hawk Mk 65 trainers for the RSAF under the Al-Yamamah programme were delivered on 13 October 1987 after a 3,000-naut ml (5 560-km) ferry flight from Dunsfold, Surrey.
Пилотажная группа "Saudi Hawks" базируется на авиабазе имени Короля Фейсала (Табук). Она рекламирует Королевские ВВС Саудовской Аравии.
УТС «Хок» 65A пилотажной группы «Saudi Hawks»
India
УТС «Хок» на выставке в Бангалоре, февраль 2015 г.
УТС "Хок"