RU

/

EN
burger-menu
airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1942

Одноместный истребитель-бомбардировщик

Spitfire Mk.IX / XVI

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
   - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
   - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
   - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
   - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
   - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
   - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
   - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
   - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.
  
  


"Спитфайр" LFIXE||
Размах:||9,93 м
Длина:||9,13 м
Моторы, количество х мощность:||1x1720 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3400 кг
Максимальная скорость:||645 км/ч
Практический потолок:||13000 м
Дальность:||1580 км

Показать полностью

Описание:

  • Spitfire Mk.IX / XVI
  • Supermarine Spitfire и Seafire
  • Мировая Авиация 14
    Регистрационный номер: MJ321

    В боях над Францией. 443-я эскадрилья Королевских канадских ВВС была сформирована в феврале 1944 года. До вторжения союзников во Францию она действовала над севером Европы, а затем была переброшена в Нормандию. Ее самолеты окрашивались по малоконтрастной схеме, но без полос на фюзеляжах. Летчик Генри Маклеод за войну одержал в воздушных боях 21 победу, семь из них - на Mk IX, причем первую и последнюю на самолете с номером MJ321.

  • АвиаМастер 2000-06 / С.Степанов - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (5)
    Регистрационный номер: ML214

    "Спитфайр" Mk IX командира 126-й эскадрильи RAF сквадрон-лидера Джона Плэджиса, июль 1944г. Пример дополнительного оформления для одного из стандартных способов обозначения побед.

  • Авиация и Космонавтика 2005-12 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (8)

    "Спитфайр" Mk.IX, с "полосами вторжения" из 312-й эскадрильи RAF, Нормандия, 1944г.

  • АвиаМастер 2000-06 / С.Степанов - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (5)
    Регистрационный номер: ML296   [2]

    "Спитфайр" Mk IX флайт-лейтенанта Отто Смика из 312-й (чехословацкой) эскадрильи RAF, сентябрь 1944г. Особым образом обозначены уничтоженные летчиком самолеты-снаряды V-1.

  • Мировая Авиация 14
    Регистрационный номер: ML296   [2]

    Истребитель дальнего сопровождения. 312-ю эскадрилью RAF, личный состав которой был набран из летчиков чешской национальности, в сентябре 1944 года подключили к выполнению заданий на сопровождение бомбардировщиков. Эскадрилья тогда базировалась в Лимне. В этот период на истребителе Spitfire HF.Mk IX летал лейтенант Отто Шмик, погибший в ноябре 1944 года, будучи командиром 127-й эскадрильи. Шмик сбил в воздушных боях восемь самолетов противника лично и два - в группе. Все победы чешский ас одержал на истребителе Spitfire Mk IX. Изображенный самолет окрашен по малоконтрастной камуфляжной схеме: нижние поверхности - серо-голубые. Перед хвостовым оперением, как и на всех самолетах британского Истребительного командования в тот период, нанесена вертикальная зеленовато-белая полоса.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine
    Регистрационный номер: EN459   [4]

    EN459 'HN-D', 93 Squadron, Capodichino (Naples), Italy, late 1943. This Spitfire, well known from the widely-publicised colour photo taken in North Africa while it was 'ZX-1' of the Skalski's Circus, was later allocated to 93 Squadron in Italy in late 1943. By that time, the Middle Stone areas of its upper camouflage have become totally unsuited to the colours found in the operational area, so the light shade was overpainted with a much darker colour. Although the actual shade is uncertain, Dark Green seems the most likely paint used. This would bring the camouflage to Temperate Land standard, in line with Air Ministry Orders at that time.

  • Авиация и Космонавтика 2012-04 / В.Бакурский - Они были лучшими?
    Регистрационный номер: EN398   [7]

    Истребитель "Спитфайр" Mk.IX лучшего британского аса Джеймса Джонсона

  • Авиация и Космонавтика 1995-11 / С.Горожанин - Лучшие асы-истребители мира
    Регистрационный номер: EN398   [7]

    Истребитель "Спитфайр" IX C Джона Джонсона

  • Мировая Авиация 76
    Регистрационный номер: EN398   [7]

    Будучи в 1943 году командиром канадского авиакрыла, Джонсон летал на Spitfire Mk IXC EN398, на котором одержал 14 побед. В июне 1943 года сквадрон-лидер Роберт Мак-Нейр сбил на этом же самолете еще один самолет, благодаря чему EN398 стал "самым результативным "Спитфайром".

  • Мировая Авиация 76
    Регистрационный номер: MK392   [2]

    Джонсон летал на этом Spitfire LF.Mk IX когда был командиром 144-го авиакрыла. 16 июня 1944 года над Францией он сбил на нем Fw 190, а всего на этой машине Джонсон одержал 12 побед над Fw 190 и Bf 109, а также уничтожил в группе один Ju 88 на земле.

  • Мировая Авиация 14
    Регистрационный номер: MK392   [2]

    "Полосы вторжения". Так называемые "полосы вторжения" имелись на самом знаменитом Spitfire Mk IX - личном самолете командира 144-го авиакрыла "Джонни" Джонсона. На этом самолете Джонсон летал в июне 1944 года, его авиакрыло тогда базировалось в Форде. Джонсон одержал на этой машине 12 воздушных побед. Полосы черного и белого цветов нанесли на большинство самолетов союзников перед вторжением в Северную Францию для упрощения идентификации на больших дистанциях.

  • История Авиации 2000-02 / А.Андреев - Джордж Берлинг /Асы мира/
    Регистрационный номер: MA585

    "Спитфайр" Mk.IX флайнг офицера Д.Берлинга из состава 403-й истребительной эскадрильи Королевских ВВС. Хэткорн, Великобритания, сентябрь 1943г.

  • Air International 1983-01 / Model enthusiast
    Регистрационный номер: BS313

    Spitfire IX in the markings of No 133 Eagle Squadron, one of the three all-American squadrons flying with the RAF in 1942.

  • Авиация и Время 2004-05 / М.Жирохов, А.Котлобовский - Легендарный Пьер Клостерман
    Регистрационный номер: BS538   [3]

    Spitfire F.Mk.IXc П.Клостермана из 341-й АЭ "Эльзас" ВВС Великобритании, июль 1943г.

  • Мировая Авиация 199
    Регистрационный номер: BS538   [3]

    Spitfire Mk IX (BS538) французского сержанта Пьера Клостермана из 341-й эскадрильи, Биггин-Хилл, июнь 1943 года. Эту машину часто обсуждают историки. Семь из 11 своих достоверных побед Клостерман одержал на Spitfire Mk IX. Самолет окрашен по стандартной для 1943 года схеме - пятна цветов Dark Green и Dark Sea Grey.

  • Мировая Авиация 14
    Регистрационный номер: BS538   [3]

    Французский ас. На Spitfire Mk IX BS538 летал французский ас сержант Пьер Клостерман из 341-й эскадрильи британских ВВС, аэродром Биггин Хилл, июнь 1943 года. Общий победный счет Клостермана долгие годы является предметом дискуссий. Семь из 11 подтвержденных побед Клостерман одержал, летая на Spitfire Mk IX. Сверху истребитель окрашен по стандартной малоконтрастной схеме, применявшейся для самолетов, которые базировались в Великобритании - в темно-зеленый и серо-голубой цвета.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine
    Регистрационный номер: EN526

    EN526 'SZ-G', Northolt Wing, Northolt, mid-1943. A later Rolls-Royce conversion, this featured standard Supermarine-style engine cowlings, but the camouflage pattern on the nose was typical for a Hucknall-converted Mk.V. Technically allocated to 316 (Polish) Squadron, it was the personal mount of Wg Cdr Aleksander Gabszewicz, OC Northolt Wing during summer 1943. Several photographs of this aeroplane exist, taken on different occasions and under varying lighting conditions, and they all prove that EN526 was not finished in a standard scheme. The upper colour occupying the position of Ocean Grey was very light, in some photos it appears lighter than the bottom colour (which should be Medium Sea Grey). It is difficult to ascertain the actual shades, so this profile should be regarded as speculative.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine
    Регистрационный номер: BR143   [2]

    BR143 'SZ-S' of 316 (Polish) Squadron, RAF Northolt, early 1943. One of the earliest converted by Rolls-Royce from Mk.VCs, this was delivered to 306 (Polish) Squadron in November 1942. It served with that unit until March 1943 when it was taken over by 316 Squadron. Available photographs show this in what appears to be the standard Day Fighter scheme on the upper surfaces with Medium Sea Grey unders. The 'he'he'he' on the rear fuselage seems to have been a personal inscription, partly obscured when the code letter was repainted. During repair after an accident in 1943, BR143 was fitted with some modified items (including a new style rear-view mirror), and recoded 'SZ-Q'.

  • Мировая Авиация 27
    Регистрационный номер: BS459   [3]

    Spitfire F.Mk IXC. Заказанный в октябре 1940 года как Spitfire Mk I, этот самолет № BS459 стал одним из первых Mk IX, покинувших сборочных цех завода "Supermarine" в Истли. Его собрали в сентябре 1942 года, после чего он поступил на вооружение 306-й польской эскадрильи "Torunski" в составе британских ВВС, базировавшейся в Нортхолте. Самолет не вернулся с боевого задания, предположительно столкнувшись над Ла-Машем с другим английским истребителем.

  • Air International 1983-01 / Model enthusiast
    Регистрационный номер: PT672   [4]

    A Spitfire IXE as flown by Lt-Gen Bob Rogers, No 40 Sqn, SAAF, in Italy, 1944. Name "Evelyn" refers to wife of Larry Barnett, who helped this Spitfire the 'sixties.

  • Мировая Авиация 74
    Регистрационный номер: EN459   [4]

    Флайт-лейтенант Евгенюш Хорбачевский был командиром польской истребительной группы, приписанной весной 1943 года к 145-й эскадрилье в Тунисе. 18 августа 1944 года Хорбачевский на Mustang III был сбит Fw 190 и погиб. На его счету 16 уничтоженных, один вероятно сбитый и один поврежденный самолет. Большую часть побед он совершил в 1942-1943 годах, летая на Spitfire Mk VB и IX (на рисунке).

  • Мировая Авиация 14
    Регистрационный номер: EN315   [6]

    Пустынный Spitfire. На истребителе Spitfire Mk IX EN315 весной 1943 года в Тунисе летал командир польского подразделения, входящего в 145-ю эскадрилью RAF, Станислав Скальский. К моменту отправки в Северную Африку Скальский имел на личном счету 16 подтвержденных побед. Еще четыре самолета польский ас сбил на Spitfire Mk IX. Скальский завершил войну с 21 подтвержденной победой. Самолет EN315 окрашен по стандартной пустынной камуфляжной схеме британских ВВС: верхние и боковые поверхности - песочные и серо-коричневые, нижние - сине-голубые. Такая схема окраски использовалась на самолетах, действовавших в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Перед козырьком фонаря кабины изображен опознавательный знак польских ВВС.

  • Авиация и Время 2017-01 / Ф.Грабовски - Станислав Скальски - легенда польских ВВС
    Регистрационный номер: EN315   [6]

    Supermarine Spitfire Mk.lXc сквадрон-лидера С. Скальски. 145-я эскадрилья RAF, март 1943 г.

  • Авиация и Космонавтика 2005-12 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (8)
    Регистрационный номер: EN315   [6]

    "Спитфайр" Mk.IX, "польской" 145-й эскадрильи RAF, Тунис, 1943г.

  • Авиация и Космонавтика 2005-12 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (8)
    Регистрационный номер: PV115

    "Спитфайр" Mk.IX, Италия, 1943г.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine
    Регистрационный номер: BS342

    BS342 'R', 238 Squadron, El Gamil (Port Said), Egypt, 1943. One of the last Rolls-Royce conversions still featuring the makeshift stretched Mk.VC cowlings, this Spitfire was delivered to the Mediterranean. No.238 Squadron provided air defence of the Suez Canal at that time, and BS342 must have been earmarked for high-altitude interceptions, judging by the pointed wingtips and the painting scheme. Note that the Spitfire had had its radio aerial (ie probably the entire radio set) and the outer cannon stubs removed - probably in order to reduce weight and thus improve high-altitude performance. Another noteworthy feature was the 'Aboukir' style dust filter fitted over the engine air intake, usually seen on Mk. Vs. Available photographs depict BS342 in what appears to be the standard 1943 high-altitude fighter camouflage (Medium Sea Grey over PRU Blue) with B-style markings (without white or yellow rings).

  • История Авиации 2000-04 / М.Райдер - Пылающее небо Кохинхины /Неизвестная война/

    "Спитфайр"LF Mk.9 из состава авиагруппы GC I/4 "Дофин", переданный французам после расформирования 273-й английской истребительной эскадрильи.

  • Air International 1983-01 / Model enthusiast
    Регистрационный номер: MJ238   [2]

    Spitfire IXC of No 73 Squadron operating from Hal Far, Malta, in 1945. This unit carried its distinctive squadron markings on its air­craft for most of the war.

  • Мировая Авиация 14
    Регистрационный номер: BF273

    Истребитель в высотной окраске. Spitfire Mk IX BF273 в 1942 году был доработан для перехвата немецких высотных разведчиков Ju 86R. Самолет состоял на вооружении высотного истребительного авиазвена, которое базировалось в Нортхолте. С него сняли для облегчения часть бортового оборудования, а из вооружения оставили только две 20-мм пушки. Истребитель полностью окрашен в темно-синий цвет, так окрашивались высотные разведчики британских ВВС. При перехвате германского разведчика Ju 86R 12 сентября 1942 года летчик Эммануэль Галицине набрал высоту 12 000 м, но из-за отказа пушек не смог сбить противника.

  • АвиаМастер 1999-03 / В.Кондратьев - Палестинский гамбит /Неизвестная война/

    "Спитфайр" LF.Mk.IXE из 101-го "тассета" ВВС Израиля, октябрь 1948г.

  • Air International 1983-01 / Model enthusiast

    A Spitfire IXE acquired from Czechoslovakia for use by the Israeli Defence Force/ Air Force (Heyl Ha'Avir) in the early 'fifties.

  • Air International 1983-01 / Model enthusiast

    Spitfire IXE, used as personal aircraft by Ezer Weizman when CO of No 101 Sqn, Israeli Defence Force/Air Force.

  • Мировая Авиация 145

    Spitfire Mk IXE, ВВС Израиля. На этом самолете летал командир 101-й эскадрильи израильских ВВС Эзер Вейцман, позднее ставший президентом страны. Израильские Spitfire одержали ряд побед над самолетами ВВС Египта и Великобритании, в том числе уничтожили звено из четырех британских Spitfire FR.Mk 18 и ушли от преследовавших их Tempest Mk VI.

  • Авиация и Время 2001-02 / М.Жирохов, Д.Шевчук - ВВС Израиля, 1948-49гг. (1)

    Spitfire Mk.IXc из 2-й АЭ Королевских ВВС Египта, 1948г.

  • Air International 1983-01 / Model enthusiast

    An ex-RAF Spitfire IX operated by the Royal Egyptian Air Force during the Palestine War in 1948.

  • Мировая Авиация 145

    Spitfire Mk IXC, Королевские ВВС Египта. На начальном этапе войны за независимость египетские Spitfire вели бои со Spitfire Mk XVIII британских ВВС над Рамат-Давидом, а также наносили штурмовые удары. Представленный на рисунке Mk IX из 2-й эскадрильи совершил вынужденную посадку 5 ноября 1948 года и был разобран израильскими техниками. Еще несколько египетских машин стали жертвами израильских истребителей Spitfire и Avia S.199

  • АвиаМастер 1999-03 / В.Кондратьев - Палестинский гамбит /Неизвестная война/

    "Спитфайр" Mk.IXE из 2-й эскадрильи египетских королевских ВВС. Данный самолет совершил 5 ноября 1948г. вынужденную посадку из-за отказа двигателя и был захвачен израильтянами.

  • АвиаМастер 2003-02 / М.Жирохов, А.Котлобовский - Небесные войны Индонезии /Горячая точка/ (1)

    "Спитфайр" Mk.IX нидерландских ВВС, аэродром Калибатенг, о. Ява, ноябрь 1946г.

  • Мировая Авиация 135

    332-я эскадрилья была одним из двух подразделений норвежских ВВС, вооруженных Spitfire Mk IX.

  • Мир Авиации 2002-02 / В.Мартианов - Дмитрий Андреевич Калинин /Имена авиации/

    Supermarine Spitfire F.Mk IXE красная 2 из 1-й АЭ 19 ИАП ПВО. Аэродром Васьково (под Архангельском), осень 1948г.

  • Авиация и Космонавтика 2005-12 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (8)
    Регистрационный номер: LB675

    "Спитфайр" Mk.XVI, из состава 74-й эскадрильи, декабрь 1943г.

  • Авиация и Время 2017-01 / Ф.Грабовски - Станислав Скальски - легенда польских ВВС
    Регистрационный номер: EN315   [6]

    «Спитфайр» Mk.lXc Станислава Скальски взлетает с аэродрома в Тунисе.
    Supermarine Spitfire Mk IX EN315/ZX-6 из состава звена "С" 145-й авиаэскадрильи, на котором обычно летал Скальский. Самолетов было меньше чем пилотов, и ни один из Spitfire не был приписан к конкретному летчику. Служба в Африке принесла Скальскому славу, так же как и группе польских пилотов, которую скоро стали называть "Цирк Скальского".

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine
    Регистрационный номер: EN315   [6]

    'Skalski's Circus' about to scramble in late April 1943, with EN315 'ZX-6' in the foreground. Note that outer cannon stubs on this Spitfire lacked the usual blunt fairings. Interestingly, sister ship EN314, which never left Britain, displayed the same flat outer stubs. Curiously, it is hard to discern any disruptive camouflage pattern on EN315, the prominent spill on the main fuel tank cover being the most distinctive patch of a different shade. It is unlikely that the camouflage colours were so faded and worn after merely a month's service. Neither can the strange shades be attributed to lighting conditions or photographic material, as the next Spitfire in line shows the standard camouflage quite clearly. In fact, the apparent lack of contrast between colours on the upper surfaces and the much lighter bottom colour on EN315 correspond to the tones seen in some monochrome photos of Temperate Land/Sky combination. Was this one of those Mk.IXs used in the Mediterranean in such a scheme? Whatever her colours, EN315 was flown by virtually every member of the Polish flight, and was used to score six kills, two probables and two damaged in the hands of five different pilots.

  • Мировая Авиация 97
    Регистрационный номер: BS459   [3]

    306-я эскадрилья RAF, укомплектованная польскими пилотами, в 1943 году базировалась в Нортхолте и осуществляла дневные полеты на поиск и уничтожение вражеских самолетов над оккупированной Европой. На снимке летчики эскадрильи у Spitfire Mk IXC (1942г ???).

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine
    Регистрационный номер: BS459   [3]

    A typical early Supermarine-built Spitfire IX. The unmodified tailplane/elevator and rectangular rear-view mirror were common to all aircraft of this variant from the parent makers. Double blister covers on wing cannon bays were fitted to most Mk.IXs from Supermarine, as well as to early F.IXs from Castle Bromwich. Two tiny fairings on both edges of the top cowling above the exhaust stacks, peculiar to early Supermarine-built F.IXs in the BR and BS range can just be made out. This particular Spitfire, BS459 UZ-T of 306 (Polish) Squadron at Northolt, featured in a series of photos taken with 306 Squadron pilots in late 1942. This aeroplane was lost on January 26, 1943, killing the pilot, in a collision with another Mk.IX, the latter flown by Wg Cdr Stefan Janus, OC Northolt Wing, who consequently became a PoW.

  • Авиация и Время 2017-01 / Ф.Грабовски - Станислав Скальски - легенда польских ВВС

    Летчики «Цирка Скальски». Сам Скальски справа сидит на крыле «Спитфайра». Тунис, весна 1943 г.

  • Aeroplane Monthly 1989-03 / Personal album. Military

    Spitfire LF.IXE or LF.XVIE WX-G of 302 Polish Squadron in France or Holland 1944-45.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine
    Регистрационный номер: MA304

    Another Spitfire F.IX at Northolt, this time MA304 'RF-H' of 303 Squadron in June 1943. Note that this CBAF-built aeroplane featured the later, single-blister cannon bay covers, but retained the older-style horizontal tail surfaces. The 'hump' on the engine cowling is prominent in this view.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine

    The cockpit of a 316 Squadron Spitfire F.IX receives the attention of groundcrew. The CBAF provenance of this aeroplane is betrayed by no less than three elements of the finish: the camouflage pattern on the nose, the way the warning note has been applied inside the cockpit door, and the position of the fuselage roundel relative to the radio hatch and the IFF socket inlet.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine

    Another Spitfire from the same batch as BR138, BR143 ‘SZ-Q’ of 316 (Polish) Squadron RAF, being refuelled at Northolt in the spring of 1943. Note the cowling 'bump' behind the ground crew. The reinforcing bars over the wheel well have usually been only associated with 'A' and 'B' wings, but the large double blister over the cannon bay leaves no doubt as to the identity of the 'C' wing here. This Spitfire suffered an accident in April 1943, and the round rear-view mirror was probably fitted during repair, as there is an earlier photograph of this aeroplane with the older rectangular one.

  • Авиация и Космонавтика 2006-04 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (12)

    Сквадрон лидер Витольд Реттингер - командир 308-й эскадрильи "Краков". Бельгия, 1944г.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine
    Регистрационный номер: LZ989

    Pleasant scene at Northolt: Sgt Tadeusz Jankowski with his daughter Haneczka pictured by LZ989 'SZ-J' of 316 Squadron (the aircraft is positively identifiable by the personal emblem under the windscreen). One of the first Mk.IXs to leave the Castle Bromwich Aircraft Factory, this Spitfire shows the two panel joint lines on the nose cowling associated with that maker: one across the bottom between the second and third fasteners, and one across the top above the first exhaust stack. Also the camouflage layout on the nose is very typical for the CBAF production

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine
    Регистрационный номер: BR143   [2]

    Fg Off Leopold Zakrzewski in front of BR143 'SZ-Q'. Note how the shape of the oil filler cover was different from that on the BR138. Also the bottom cowling fastener forward of this cover was rather unusual. BR143 was lost to Focke-Wulfs on June 17, 1943.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine
    Регистрационный номер: EN128

    Sqn Ldr Kazimierz Rutkowski, OC 306 (Polish) Squadron, photographed in front of a unit Spitfire F.IX, most probably EN128 'UZ-N', in January 1943 at Northolt. This picture shows to advantage the standard Supermarine panel joint line across the bottom cowling immediately aft of the third fastener, where two metal sheets were riveted together. The fuel cooler intake is also clearly shown. Note the distinctive exhaust residue on the side of the fuselage. It would be interesting to hear from Merlin specialists about the reasons of such marked discolorations on many early Spitfire IXs.

  • Авиация и Космонавтика 2025-04 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (9)

    Польский пилот поручик Эдвард Яворский из 317-й ИАЭ «Вильно» на фоне истребителя «Спитфайр» Mk.IX. Англия, начало 1944 г.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine
    Регистрационный номер: EN171

    Flt Off Adam Sworniowski (left) with an unidentified pilot in front of a Spitfire F.IX of 315 Squadron, possibly EN171 'PK-C. The aeroplane is in a rather unusual colour scheme, with the bottom painted distinctively darker than one of the upper colours. Had the photo not been taken at a UK-based unit, one could take the scheme to be Desert, with Azure or Light Mediterranean Blue undersides

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine
    Регистрационный номер: EN367

    Photographed in January 1945 at Coltishall, this 303 Squadron Spitfire, featuring Vokes Aero-Vee filter, standard cowling, enlarged horn-balance elevators, and IFF aerial under the starboard wing, could easily pass for an LF.IX or HF.IX, if not for the unmistakable fuel cooler air intake in the port wing root. This F.IX is believed to be EN367, a Supermarine-built Mk.VC converted by Rolls-Royce at Hucknall. Interestingly, the Spitfire still retained the original rectangular rear-view mirror by that time. The disruptive camouflage pattern included a very light shade of grey. The colour layout on the port engine cowling looks typical for a Rolls-Royce converted F.IX.

  • Авиация и Космонавтика 2025-04 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (9)

    Станислав Скальский в кабине «Спитфайра» Mk.IX из состава 145-й ИАЭ RAF. Аэродром Габес, Тунис, начало 1943 г. Отметки на борту в виде белых свастик означали сбитые фашистские самолеты. У Скальского была интересная манера подписывать лётный шлем (фамилия написана не на подкладке, а на внешней стороне, над лбом). Возможно, это был «счастливый» шлемофон

  • Авиация и Космонавтика 2025-04 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (9)

    Польский офицер штаба 131-го истребительного авиакрыла RAF Александр Габшевич на фоне «Спитфайра» Mk.IX. 1944-1945 гг.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine

    Ground crew member of 318 (Polish) Squadron working on a Spitfire F.IX. The shape of the standard air intake fairing of this variant, which only remotely resembled that of the Mk.V, is shown to advantage. Note that the fuel cooler inlet in the wing root has been patched over. It is not clear whether this means the cooler unit has been removed, or just unused, as the squadron never operated at high altitudes. No.318 was a fighter-reconnaissance squadron operating in Italy, and typically for that theatre it operated a colourful mix of Spitfire VBs, VCs (some tropicalised), F.IXs, LF.IXs, and even HF.IXs in tactical recce and ground attack roles.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine
    Регистрационный номер: EN173

    Spitfire F.IX EN173 'RF-C' of 303 (Polish) Squadron photographed during servicing at Northolt on June 24, 1943. The nose looks rather 'humpy', contradicting the widespread notion that such shape of the upper cowl was only associated with later LF.IX aircraft. Note that the bottom of this Spitfire is markedly darker than the upper colour which occupies the place of Ocean Grey. EN173 was lost to Fw 190s on September 24, 1943.

  • Авиация и Космонавтика 2006-04 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (12)

    Бомбы вешают на "девятки" из 317-й эскадрильи "Вильно". 1945г.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine
    Регистрационный номер: MA706

    MA706 of 318 (Polish) Squadron in Northern Italy during winter 1944/1945 is a more or less typical example of an F.IX at the end of the war. The Vokes Aero-Vee filter and the late-style IFF aerial under the port wing are probably both retro-fits. The redesigned elevator with enlarged horn balance had most likely been fitted to this Spitfire at the factory, but had it not, by that time it might have been retrofitted, anyway. This particular aircraft had the stub outer cannon fairings removed and faired over, to obtain a smooth wing leading edge. Judging by the fact that the Sky fuselage band and the yellow strip along the wing leading edge have been retained, this Spitfire must have been left in the Day Fighter painting scheme, even though the contrast between upper surface colours seems rather low in the poor winter light. Note what appears to be a white ring surrounding the base of the propeller. In accordance with theatre regulations, the spinner was to be red. In most cases only the easily removable spinner cone was repainted, while the backplate of the propeller hub was usually left in the factory-applied Sky finish. To repaint this narrow portion as well one would have to either carefully mask the forward engine cowling, or disassemble the entire propeller! The FK-coded Spitfire in the background is a mystery. Officially this code was assigned to 219 Squadron which at that time flew Mosquitoes over Western Europe!

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine

    Fitters of 316 (Polish) Squadron at the starboard wing root of a squadron Spitfire, working on the camera gun.

  • Мировая Авиация 135

    Seafire морской авиации Франции, но она также использовала 20 Spitfire Mk IX в качестве учебных машин. На снимке тропический вариант Mk IXE

  • Мировая Авиация 145
    Регистрационный номер: MJ671

    Истребители-бомбардировщики LF Mk.IX из состава GC I/4 французских ВВС наносят удар по позициям коммунистов "где-то в Индокитае" (над побережьем в районе Нха Транга). Под консолями самолетов хорошо видны 250-фунтовые (113,5-кг) бомбы. Французы использовали Spitfire на Дальнем Востоке на протяжении пяти лет, начиная с 1945 года. На некоторое время в аренду у британских ВВС были взяты Mk VIII, пока им на смену не пришли Mk IX.

  • Aeroplane Monthly 1989-03 / Personal album. Military
    Регистрационный номер: RW388   [2]

    Spitfire LF.XVIEs at High Ercall (29 MU) in 1947. Farthest aircraft is RW388. The centre Spitfire is GW-I of 340 (French) Squadron, complete with French roundels with red outermost.

  • Мировая Авиация 145

    Spitfire Mk IX из эскадрилий GC I/3 "Navarre" и GC II/3 "Champagne" на аэродроме На-Транг в 1950 году. К концу года Spitfire ВВС Франции покинули Индокитай.

  • Air International 1985-02 / Model enthusiast

    Two photographs of Spitfire Mk IXEs in post-war service with the Czechoslovak Air Force. The finish is standard RAF camouflage and in the photo, left, the original serial number is retained in the standard position (also note the aircraft beyond, with the earlier, unpointed, rudder). In the photo, right, of an aircraft of No 312 Squadron (at RAF Odiham in 1947) the serial is in small white letters/numerals on the rudder.

  • Мировая Авиация 135

    Когда Британия начала реорганизацию своих вооруженных сил после окончания войны, ее бывшим союзникам стали доступны лишние самолеты RAF. Наиболее доступные истребители Mk IX и XVI были поставлены Бельгии, Чехословакии (на снимке), Дании, Франции, Нидерландам и Норвегии. Кроме того, Бельгия и Нидерланды также получили Mk XIV с моторами Griffon, а Дания и Норвегия - небольшое число разведчиков Mk XI.

  • АэроХобби 1994-01 / В.Романенко - Пражское мемориальное аэрошоу - 93 /Глазами очевидца/

    Истребитель Supermarine Spitfire LF Mk.IXe в послевоенной окраске 312 Чехословацкого дивизиона RAF.

  • Авиация и Время 2001-05 / М.Жирохов, Д.Шевчук - ВВС Израиля, 1948-49гг. (2)
    Регистрационный номер: SL632   [2]

    Проданные Чехословакией Израилю "Спитфайры" во время перелета на Ближний Восток совершали промежуточные посадки в Югославии и несли опознавательные знаки этой страны

  • Air Enthusiast 1996-05 / S.Aloni - Spitfires for Israel
    Регистрационный номер: SL632   [2]

    Spitfire SL632 was IDF/AF 2011 flown by 'Dani' Shapira in Operation ‘Velveta 2’. It is seen here in Yugoslavia wearing Yugoslav Air Force markings which were used for the flight from Czechoslovakia as demanded by the Yugoslav authorities

  • Aeroplane Monthly 1988-10 / C.Burkett - A slice of the action

    Picture from the book How they made Piece of cake, to be published by Boxtree on September 29, 1988, price £12-95. Taken by HERBIE KNOTT of The Independent newspaper, whose photographs appear throughout the book, it shows another replica in a hangar at Charlton Park.

Тип фотографий

  • Все фото (658)
  • Боковые проекции (44)
  • Цветные фото (148)
  • Ч/б фото (383)
  • Кабина (4)
  • Реставрация (18)
  • Обломки (31)
  • Модели, рисунки, схемы, чертежи (30)