Авиация и Космонавтика 2016-02
-
В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Первый опытный самолет Мессершмитт Bf 109V-1. Явно прослеживается влияние Bf 108. Правда, «ноги» стали гораздо длиннее. Самолет пока еще с «чистым» крылом, не отягощенным радиаторами и вооружением.
Обратите внимание на этот снимок. На нем запечатлены одновременно самолеты вариантов C и E.
Одним из недостатков Bf 109 являлся неравномерный срыв потока на крыле. Особенно это сказывалось на посадке на малых скоростях, когда одна консоль неожиданно «проваливалась». При этом возникало скольжение, следовал не только вертикальный, но и боковой удар о землю стойкой шасси. Отсутствие подкоса приводило к тому, что стойка тут же подламывалась. Подобное происходило и на пробеге в случае резкого разворота самолета (на этих снимках запечатлены истребители вариантов B, C и D. Машины разные, но сколь одинаков характер повреждений: разбитая законцовка крыла и вывернутая внутрь стойка)
Впрочем, просто подломанные стойки шасси - не самая большая проблема «Стодевятого». Даже если стойка выдерживала, боковое скольжение на пробеге из-за малой колеи шасси часто приводило к опрокидыванию самолета через условную линию, проходящую между коком винта и законцовкой крыла (а достаточно частый срыв узкой покрышки колеса лишь усугублял этот процесс. Когда реборда упиралась в землю, переворот был неизбежен).
Хотя фюзеляж самолета и отличался достаточной прочностью, необходимой для повседневной эксплуатации, при грубой посадке он попросту ломался. Несущая обшивка хвостовой части не могла воспринять подобные нагрузки
Работа предкрылков на крыле «Мессершмитта»
Продувка истребителя Bf 109 в аэродинамической трубе
Обратите внимание на верхний левый снимок. На нем запечатлены одновременно самолеты вариантов C и E.
Удобство транспортировки поврежденного самолета - одно из качеств Bf 109, весьма востребованное на войне
Хотя фюзеляж самолета и отличался достаточной прочностью, необходимой для повседневной эксплуатации, при грубой посадке он попросту ломался. Несущая обшивка хвостовой части не могла воспринять подобные нагрузки
Картина, достаточно характерная для немецких аэродромов.
Дюралевая бронестенка, защищающая бензобак. Слева - установленная в фюзеляже; справа - после испытаний на обстрел (вид со стороны бензобака).
«Перевернутый» двигатель с нижним расположением вала воздушного винта вынудил конструкторов «Стодевятого» оснастить самолет достаточно длинными основными стойками шасси. В противном случае винт на взлете задевал бы землю
Бензиновый бак Bf.109
К вопросу о размещении пушечно-пулеметного вооружения "Мессершмитта"...
Впрочем, просто подломанные стойки шасси - не самая большая проблема «Стодевятого». Даже если стойка выдерживала, боковое скольжение на пробеге из-за малой колеи шасси часто приводило к опрокидыванию самолета через условную линию, проходящую между коком винта и законцовкой крыла (а достаточно частый срыв узкой покрышки колеса лишь усугублял этот процесс. Когда реборда упиралась в землю, переворот был неизбежен).
Хотя фюзеляж самолета и отличался достаточной прочностью, необходимой для повседневной эксплуатации, при грубой посадке он попросту ломался. Несущая обшивка хвостовой части не могла воспринять подобные нагрузки
Еще одним «замечательным» качеством «Мессершмитта» было то, что он легко подвергался «каннибализации». Другими словами, легко расходился на запчасти
Удобство транспортировки поврежденного самолета - одно из качеств Bf 109, весьма востребованное на войне
Удобство транспортировки поврежденного самолета - одно из качеств Bf 109, весьма востребованное на войне
А так производилась стыковка двух половинок
Вот они, силовые коробки "Стодевятого"
Bf 109G-6/R6 из состава JG 2, вооруженный тремя пушками и двумя крупнокалиберными пулеметами, октябрь 1943 г. Хорошо видны обтекатель ниши шасси на верхней плоскости крыла, укороченная мачта антенны перед рамкой радиополукомпаса и подкрыльевые пушки
Обратите внимание насколько мало плечо, воспринимающее боковую нагрузку, приходящуюся на стойку шасси. 1 - ось поворота стойки шасси; 2 - замок выпущенного положения.
Изготовление панелей хвостовой части фюзеляжа
Клепка левой боковины фюзеляжа
Август 1942 г. В кабине этого Bf 109G на привязных ремнях висит Вальтер Новотны - ас №1 люфтваффе (на момент его гибели в ноябре 1944 г.) и первый летчик-истребитель, записавший на свой счет 250 воздушных побед. А ведь эта посадка могла стать последней в его жизни.
Схема уборки шасси самолета Bf 109
Широкорасставленные «ноги», подпираемые мощными подкосами, Фокке-Вульф Fw 190 получил явно не без влияния печального опыта эксплуатации Bf 109
Первый опытный He 112 - главный конкурент Bf 109 на конкурсе люфтваффе весной 1936 г.
Доработанный He 112B (1937 г.) был лишен целого ряда недостатков, присущих Bf 109. Самолет был высоко оценен даже Эрнстом Удетом - горячим поклонником «Стодевятого». Впрочем, ни о каком принятии на вооружение люфтваффе еще одного типа истребителя в это время речи уже не шло.
Британский истребитель «Спитфайр» Mk.XVI. Обратите внимание на его более короткие по сравнению с Bf 109 стойки шасси, что было обусловлено верхним расположением вала двигателя и вполне достаточным расстоянием между лопастями воздушного винта и землей
Мессершмитт Bf 109K - последний вариант из семейства военных «стодевятых». Внешне самолет отличался новым переплетом фонаря кабины пилота, килем увеличенной площади, широкими колесами и удлиненной хвостовой опорой шасси, что, по идее, должно было облегчить выполнение посадки
Мессершмитт Bf 108 «Тайфун»
Опытный истребитель Me 209 V5. Несмотря на обозначение Me 209A, самолет разительно отличался от прототипов V1 - V4. Me 209A появился слишком поздно, чтобы заменить Bf 109.
The Me 209 V5 flew in November 1943 as the first prototype of the Me 209 II.
Оригинальное шасси и складываемое крыло на спортивном самолете Мессершмитт M-29. Вот откуда «ноги» растут...