Messerschmitt Bf.109G
Варианты:
Messerschmitt - Bf.109G - 1942 - Германия
Страна: Германия
Год: 1942


Одноместный истребитель
Описание:
Bf.109G
Bf.109 (разв.)
Messerschmitt Bf 109
Фотографии:

Цветные фото (22)

Bf.109G

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Байерише Флюгцойгверке" (BFW) под руководством В.Мессершмитта. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство началось в феврале 1937 г. и продолжалось во все нарастающих масштабах до конца войны. Bf 109 выпускались в Германии на заводах фирм BFW (позднее "Мессершмитт") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Винер-Нойштадтер флюгцойгверке" в Винер-Нойштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене, а также в Румынии на заводе IAR в Брашове, в Венгрии - "Гиори Вагонгиар Гиор" в Гиоре. Всего изготовлено 30 573 Bf 109 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении с марта 1937 г. в Германии, с 1940 г. - в Венгрии, Югославии, Болгарии, Словакии, с 1941 г. - в Румынии, с 1943 г. - в Италии и Финляндии.
Основные серийные модификации:
   - Bf 109B с мотором Jumo 210Da, вооружение 2x7,9;
   - Bf 109C с мотором Jumo 210Ga, вооружение 4x7,9;
   - Bf 109D с мотором Jumo 210Da, вооружение 4x7,9; измененные выхлопные патрубки, усиленное крыло;
   - Bf 109E с мотором DB601A-1, вооружение 4x7,9 или 2x7,9+2x20 или 3x20;
   - Bf 109T - вариант с укороченным взлетом, истребитель-бомбардировщик (первоначально палубный), мотор DB601N;
   - Bf 109F c мотором DB601E, измененная носовая часть, округлые законцовки крыла, нет подкосов стабилизатора, вооружение 1x20+2x7,9; на поздних сериях усиленная бронезащита, протектированные бензобаки, установка тропических противопыльных фильтров;
   - Bf 109G с мотором DB605 (модификаций А, AC, AM, ASZM, D), многочисленные подмодификации, в т.ч. с гермокабиной, деревянной хвостовой частью, подвеской НУРС и дополнительным вооружением; основное вооружение 1x20+2x7,9, или 1x20+2x13, или 1x30+2x13;
   - Bf 109K с мотором DB605 (модификаций DM, DBM, DCM), измененный фонарь кабины, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 1x30+2x13 с возможностью установки дополнительного вооружения.
Боевой дебют Bf 109B состоялся в Испании в декабре 1936 г. К сентябрю 1939 г. самолет Мессершмитта являлся уже основным истребителем Люфтваффе (большинство составляли машины модификации Е). Участвовал во всех основных операциях на всех фронтах. Применялся как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик, тактический разведчик. Продолжал выпускаться до самого конца войны. В Финляндии состоял на вооружении до 1948 - 1949 гг., в Болгарии - до 1946 г., в Швейцарии - до мая 1948 г.


Bf 109G-6||
Размах:||9,92 м
Длина:||8,85 м
Моторы, количество х мощность:||1x1800 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3400 кг
Максимальная скорость:||621 км/ч
Практический потолок:||11500 м
Дальность:||1000 км

Bf.109 (разв.)

На базе одноместного истребителя Bf 109 был создан целый ряд вариантов ближнего разведчика. Bf 109 - одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Был спроектирован в КБ фирмы "Байерише флюгцойгверке" (BFW) под руководством В. Мессершмитта и В. Ретеля. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство истребителей было налажено в феврале 1937 г. Они строились на заводах BFW (впоследствии "Мессершмитт АГ") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Виенер-Нейштадтер флюгцойгверке" в Виенер-Нейштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене. Всего изготовили 30 573 экз. Bf 109 всех модификаций. Разведывательные варианты впервые начали создавать на базе модификации Е с установкой различных плановых и перспективных фотокамер.
Первыми начали выпускать Bf109E-6 - осенью 1940 г.
Впоследствии серийно строились:
   - Bf 109E-6 на базе истребителя Е-3, с мотором DB 601N и вооружением 4x7,9;
   - Bf 109E-5 на базе истребителя Е-4, с мотором DB 601Аа и вооружением 2x7,9;
   - Bf 109E-9 на базе истребителя Е-7 с мотором DB 601N и вооружением 4x20+2x7,9;
   - Bf 109F-5 с мотором DB 601E и вооружением 1x20+2x7,9;
   - Bf 109F-6 с мотором DB 601E и вооружением 2x7,9; выпускался также тропический вариант Bf 109F-6/Trop с противопыльным фильтром на всасывающем патрубке карбюратора.
На истребителях серии G выполнение функций тактической разведки обеспечивалось применением полевого переделочного комплекта Rustzatz 2 (R2), использовавшегося непосредственно в частях и авиамастерских ВВС.
Этим комплектом оборудовались модификации:
   - Bf 109G-4/R2 с мотором DB 605A-1 и вооружением 2x7,9;
   - Bf 109G-5/R2 с мотором DB 605A или DB 605AS (Bf 109G-5/R2/AS), герметической кабиной и вооружением 2x13;
   - Bf 109G-6/R2 с мотором DB 605A или DB 605AS (Bf 109G-6/R2/AS) и вооружением 1x20+2x13, поздние серии с новым фонарем пилотской кабины;
   - Bf 109G-8/R2, переделка истребителя G-6 в разведчик с использованием комплектов R2 и R6;
   - Bf 109G-14/R2 с мотором DB 605A-1 и деревянным хвостом.
Разведывательные варианты состояли на вооружении в Германии с 1940 г. и в Финляндии с 1944 г.
Разведчики на базе Bf 109E впервые появились на фронте на побережье Ла-Манша осенью 1940 г. Широко использовались машины на базе Bf 109F на Восточном фронте, в Северной Африке и бассейне Средиземного моря, на Сардинии и Сицилии. Разведывательные модификации Bf 109G встречались на всех фронтах до конца войны. Финские машины недолго провоевали в Северной Карелии в 1944 г.
Разведчики на базе Bf 109G выпускались практически до конца войны.


Bf 109G-6/R2||
Размах:||9,92 м
Длина:||8,85 м
Моторы, количество х мощность:||1x1800 л.с.

Messerschmitt Bf 109

<...>
   Bf 109 принимал участие во Второй мировой войне с ее первого дня. Без него не обошлась ни одна значительная операция Люфтваффе. В конце войны в последнем крупнейшем боевом вылете германских ВВС - 7 апреля 1945 года - приняло участие 120 самолетов Bf 109. Bf 109 поставлялись и другим странам - Болгарии, Финляндии, Венгрии, Японии, Румынии, Словакии, Испании, Швейцарии, СССР и Югославии.
<...>


Варианты

<...>
   Bf 109G: основная серийная модификация, предусмотрена возможность герметизации кабины; подварианты обозначались от G-0 до G-16; от гермокабины отказались на G-6 и всех последующих подвариантах; на Bf 109G-0 стоял двигатель DB 601E; на G-1 впервые установили новый мотор DB 605A мощностью 1475 л. с., более поздние модели данного двигателя, например DB 605DC со впрыском водно-метаноловой смеси в цилиндры, развивали мощность 2000 л.с.; Bf 109G-12 - двухместный учебно-тренировочный истребитель
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Messerschmitt Bf 109G-6

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 605AM мощностью при впрыске водно-метаноловой смеси 1800 л. с.
   Летные характеристики: максимальная скорость 621 км/ч на высоте 7000 м; практический потолок 11750 м; дальность 720 км
   Масса: пустого 2673 кг; максимальная взлетная 3150 кг
   Размеры: размах крыла 9,92 м; длина 9,02 м; высота 3,40 м; площадь крыла 16,05 м2
   Вооружение: два 13-мм пулемета MG 13 и три 20-мм пушки MG151
Противник имел хотя и небольшие, но вполне боеспособные ВВС, основу которых составляли FW190F из состава II/SG2, Bf109G-6 из II/JG52 (фото), Bf110G-2 из 5/NJG200, а также гидропланы BV138 и Do24, базировавшиеся на Констанце. Нельзя было сбрасывать со счета и Bf109G-3 ВВС Румынии.
К осени 43-го наиболее сильным истребительным соединением Люфтваффе на Восточном фронте была, несомненно, JG52, в составе которой, несмотря на довольно чувствительные потери, продоложали сражаться немало асов.
Wearing a hastily-applied ‘camouflage’ the Messerschmitt Bf 109 is none other than the famous Black 6, currently the only genuine airworthy Luftwaffe warbird anywhere in the world. Flown by Lt Heinz Ludemann of III/JG 77, Bf 109G-2/Trop w/nr 10639 Black Six (call-sign ‘PG+QJ’) was captured at Gambut Main (LG 139) on November 13, 1942. Crew from 3 Squadron RAAF could not resist the challenge to get the Gustav airworthy and with their codes ‘CV- V’, it was flown by the unit until it was ferried to Heliopolis on December 2, 1942. The Bf109 flew on to Lydda in Palestine on December 15, for evaluation by 209 Group. It flew to Shandur, Egypt, on February 21, 1943. Shipped to the UK via Liverpool, it arrived at Collyweston on December 26, 1943 and was given RAF camouflage, markings, and the serial RN228. [Editor’s collection] It first flew with 1426 Flight on February 19, 1944, later joining the Enemy Aircraft Flight at Tangmere. Moved to 47 MU at Sealand in April 1946, it was with GAFEC at Stanmore Park by 1949. Beyond Stanmore, the Gustav followed the AHB aircraft into storage at Wroughton and Fulbeck. It moved to Wattisham by 1961 and there it was the centre of an abortive restoration attempt led by F/L John Jeff Hawke. After allocation for use in the film Battle of Britain at Henlow in 1968, w/nr 10639 moved to Lyneham in October 1972 where it came under the authoritative attentions of F/L Russ Snadden and team, for an epic restoration to flying condition. In 1975, the Bf 109 moved to Northolt, in 1983 to Benson. It moved out of Benson on March 17,1991 - under its own power - the patience and skills of Russ and many others well vindicated. With the ‘paperwork’ registration G-USTV, and in its original ‘Gambut’ colours it is flown from Duxford under a joint arrangement between the Imperial War Museum and the Ministry of Defence.
Messerschmitt Bf 109G 10639/G-USTV demonstrates the effectiveness of its desert camouflage over the ripening grain fields of Cambridgeshire in August 1991. Issued by the MoD five-and-a-half months after the fighter’s post-restoration maiden flight, this was the first air-to-air photograph of the aircraft to be released - an echo of the BAe/Shuttleworth publicity failure with the D.H.88 Comet racer in 1987.
За годы Второй мировой войны было построено более 30000 Messerchmitt Bf109. Некоторые из них ныне восстановлены и могут подниматься в воздух. Этот Bf 109G принадлежит Британским королевским ВВС.
С 1991 по 1997 годы единственным самолетом из Bf 109, на которых можно было летать, был Bf 109G-2/Trop WkNr 10639 "Black 6", принадлежащий военному музею в Даксфорде. После отступления немцев из Ливии этот самолет обнаружили английские летчики. Прослужив некоторое время в Австралии, он был передан базе Королевских ВВС в Коллиуэстоне для демонстрационных и оценочных полетов. Капитальный ремонт был проведен на базе в Линехэме в 1972 году, после чего самолет передали вначале в Нортхолт, а затем в Бенсон, где 17 марта 1991 года он выполнил свой первый после восстановления полет. Пилотировал его Рэг Хэллем. К сожалению, в 1997 году истребитель сильно пострадал во время посадки.
The Messerschmitt Bf 109 first flew in 1935 as an air superiority fighter. Only a relatively small fuel load was envisaged and it was decided that performance could be optimised by the use of small wings whose high wing loading could be offset by leading-edge slots and trailing-edge flaps. The fuselage was slim and the cockpit cramped, this emphasis being carried over to the undercarriage, which was of narrow track. These design features were later to become the major drawbacks of the aircraft.
First flown on March 17, 1991 at the end of an 18yr restoration, the MoD-owned Messerschmitt was scheduled to be officially rolled out at Benson on May 2, and to fly to its new base at Duxford shortly thereafter. However, as we went to press, engine problems looked likely to delay its move.
A fine example of a restored Second World War fighter is this Messerschmitt Bf 109G-2 which was rolled out at RAF Benson on 2 May 1991. ‘Luftwaffe’ enthusiasts will appreciate the accuracy of the markings which depict the original scheme of W.Nr. 10639 ‘Black 6’ of III/JG 77 when flying in support of Rommel's ‘Afrika Korps' in 1942. The overall scheme is ‘Sand Gelb (Temp) 79‘, with ‘Himmelblau 78’on the undersurfaces and fuselage sides. The first airworthy Gustav to be captured intact, the aircraft was shipped to the UK and given the RAF serial RN228 spending the rest of the war as part of No 1426 (Enemy Aircraft) Flight at Colleyweston. The aircraft will fly from Duxford for the next three years before retiring to the RAF Museum for permanent display.
The "Benson Messerschmitt", Bf 109G Werknr 10639/G-USTV, showing off its newly-completed paint scheme outside its hangar at RAF Benson in Oxfordshire on April 26, 1991. It wears the colours in which it was captured by the RAAF in Libya in 1942 - "Black Six" of JG 77.
As these pictures show, the Messerschmitt has been restored to an extremely high standard - as befits the world’s only real airworthy Bf 109 (all the other aircraft currently masquerading as 109s are Merlin-powered Spanish licence-built Hispano Buchons). If all goes to plan, G-USTV is expected to make its display-flying debut at Mildenhall on May 25-26, 1991, and should also be the star of the show at Duxford’s Classic Fighter Display on July 14.
Messerschmitts galore: Duxford’s incomparable Bf 109G-2 10639 G-USTV meets examples of the company’s Fritz Fend-designed microcar during a Messerschmitt Owners’ Club rally at the Cambridgeshire airfield on May 23, 1993.
‘Black 6’, the previously airworthy Messerschmitt Bf 109G-2, made its final journey when it arrived at the Royal Air Force Museum Hendon on March 10, 2002, going on public exhibition the following day.
This air-to-air photograph of the Hangar 10 Collection’s restored Messerschmitt Bf 109G-14 WNr 462707/ D-FMGV and North American P-51D Mustang 44-63473/D-FUNN Little Ite, taken in August 2018, is a very fine picture by any standards - but it holds additional historical value, as it was taken over the World War Two V2 rocket launch site at Peenemunde.
Этот Messerchmitt Bf 109G представлял собой гибрид, соединивший испанский Hispano HA-112 Buchon и немецкий двигатель Daimler-Benz.
This Spanish-built aircraft made its first flight after adaptation to represent a Bf 109G on 23 April 1982, just five weeks short (28 May) of the 37 th anniversary of the Bf 109's maiden flight.
Bf 109G-2 из коллекции Музея ВВС Северного флота в Сафоново
Этот Bf 109G-6 стоял в одном из залов Музея техники Вадима Задорожного в подмосковном Архангельском; сейчас его перевезли на Урал в Верхнюю Пышму
Обилие самых разных экспонатов (не только самолетов, но и авиабомб, моторов, прожекторных установок и радиолокационных станций) просто потрясает. По многочисленным рукавам в ангар подается теплый воздух, так что здесь не холодно даже в самый сильный мороз
Вид на нишу шасси и радиатор истребителя Bf 109G