
Варианты
- Messerschmitt - Me.321 Gigant - 1941 - Германия
- Messerschmitt - Me.323 Gigant - 1942 - Германия
Messerschmitt Me 321 и Me 323 Gigant
Гигантский транспортный планер Messerschmitt Me 321 поначалу хотели использовать для перевозки танков, орудий и подразделений живой силы в ходе вторжения на Британские острова. Отказ от проведения операции "Морской Лев" не отменил разработки планера, но теперь его хотели задействовать в войне с СССР. Компании "Junkers" и "Messerschmitt" получили заказы на постройку 100 планеров. Но Ju 322 компании "Junkers" получился неудачным, от него отказались. Длина грузового отсека прототипа Ме 321 составляла 11,00 м, высота 3,30 м, ширина 3,15 м. Масса полезной нагрузки (20000 кг) вдвое превышала массу пустого планера, планер был способен перевезти 200 солдат. В ходе летных испытаний для взлета использовали колесную тележку, посадка выполнялась на лыжное шасси. Допускалось использование на взлете восьми ракетных ускорителей тягой 4,90 кН, время работы ускорителей составляло 30 секунд. Первый полет 25 февраля 1941 года планер выполнил на буксире у самолета Ju 290. Управляемость Me 321 нашли вполне удовлетворительной, но самолет-буксировщик требовался более мощный. Из-за отсутствия адекватного буксировщика на ранних этапах программы выпуска Ме 321 произошло довольно большое количество летных происшествий на взлете. После постройки 100 планеров Me 321A-1 компания "Messerschmitt" получила заказ на Me 321B-1 с более широкой кабиной, рассчитанной на экипаж из двух пилотов, - Me 321A-1 управлял один летчик. Контракт на поставку 100 планеров варианта Me 321B-1 был выполнен в начале 1942 года. В это же время появились первые самолеты-буксировщики Не 111Z, но тем не менее полностью проблемы взлета разрешить не удавалось. Очевидной стала необходимость установки моторов на сам планер.
<...>
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 2007-01 / К.Кузнецов - Тряпичный "Гигант" люфтваффе
Me 321B-1. Восточный фронт, Орша, зима 1941-42гг.
-
Мировая Авиация 189
За свои огромные размеры планер Ме 321 тоже называли "Gigant", хотя название принадлежало Ме 323. На фотографии - Ме 321A-1.
-
Air Enthusiast 1972-04 / ??? - The Rise and Demise of a Weapon (2)
The largest transport glider ever to become operational, the Messerschmitt Me 321 could carry 200 troops and also gave rise to the powered Me 323 transport.
-
Air Enthusiast 1996-07 / F.Prins - Foolhardy Patriot? Flugkapitan Hanna Reitsch
Hanna Reitsch was involved in the testing of the formidable Messerschmitt Me 321 assault glider. The lorry and personnel near this early Me 321A-1 give scale. Underwing it carries eight assisted take-off rockets.
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Готовые планеры Me 321 с одноместной кабиной пилота на аэродроме в Лейпхеме
-
Aeroplane Monthly 1985-08 / B.Johnson - Flugkapitan Hanna Reitsch. 1914-1979 (3)
An early production Me 321A (single cockpit) being towed out for flight trials at Leipheim.
-
Aeroplane Monthly 1977-06 / B.Gunston - Gigant
An early Me 321A, possibly one of the prototypes (note the very small national insignia and lack of unit markings, also the single cockpit, although the first 100 production aircraft also had single cockpits).
-
Авиация и Космонавтика 2023-03 / А.Заблотский, Р.Ларинцев - Когда «воздушный воздушный мост» вязнет в черноземе… /О событиях Великой Отечественной войны/
Большегрузный планер Ме-321 «Гигант» (W6+SW) на аэродроме Керчь-4, январь 1943 г. Летали ли подобные монстры на Таманский полуостров, достоверно не известно
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Me 321B-1 поднят для установки передних колес зимой 1942-43 годов во время попытки организации снабжения армии Паулюса в Сталинграде. На дальнем плане - Не 111Z
Другие самолёты на фотографии: Heinkel He-111Z Zwilling - Германия - 1941
-
Авиация и Время 2007-01 / К.Кузнецов - Тряпичный "Гигант" люфтваффе
Один из редких снимков, запечатлевших Me 321 на Восточном фронте. Орша, зима 1941-42гг.
-
Авиация и Время 2007-01 / К.Кузнецов - Тряпичный "Гигант" люфтваффе
Отработка загрузки в Me 321 танка PzKpfw IV
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Подготовка Me 321 к полету - установка гигантского планера на взлетную тележку
-
Авиация и Время 2007-01 / К.Кузнецов - Тряпичный "Гигант" люфтваффе
Для облегчения взлета Me 321 оснащался ракетными ускорителями
-
Aeroplane Monthly 1977-06 / B.Gunston - Gigant
An Me 521A, with rockets at full chat, about to unstick at Leipheim. Note the height of the cockpit from the ground, about 60ft, or two millibars.
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Взлет Me 321 за тремя буксировщиками Bf 110 с использованием стартовых ускорителей
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.110 - Германия - 1936
-
Мировая Авиация 211
Взлет был одной из главных проблем для Me 321, а поскольку необходимых по мощностным показателям самолетов в достаточном количестве не было, решили использовать систему Troikaschlepp - связку из трех самолетов Bf 110, буксирующих один Me 321. Центральный Bf 110 имел самый длинный, 20-метровый, буксир (на заднем плане).
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.110 - Германия - 1936
-
Aeroplane Monthly 1977-06 / B.Gunston - Gigant
The sequence of three photographs taken at Leipheim, show a triple tow take-off. A Me 321A is being towed by three Bf 110C fighters, and in the first photograph the Troika-Schlepp (triple tow) is about to unstick. Note the Me 321As being assembled in the foreground.
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.110 - Германия - 1936
-
Aeroplane Monthly 1985-06 / B.Johnson - Flugkapitan Hanna Reitsch. 1914-1979 (1)
The sequence of three photographs taken at Leipheim, show a triple tow take-off. In this photograph the Me 321A is airborne with rocket motors still operating (note the prototype Me 323C with four engines in the foreground).
An Me 321A is towed into the air at Leipheim. Seen in the foreground is the prototype Me 323C. The early powered versions were converted from gliders but the four engines gave insufficient take-off power at maximum weight. Hanna Reitsch carried out the fifth test flight of the prototype Gigant, a glider that was only slightly smaller than today's Boeing 747.Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Me.323 Gigant - Германия - 1942
-
Aeroplane Monthly 1977-06 / B.Gunston - Gigant
The sequence of three photographs taken at Leipheim, show a triple tow take-off. In this photograph the Me 321’s rockets have burnt out, and can be seen under the wings.
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.110 - Германия - 1936
-
Aeroplane Monthly 1985-08 / B.Johnson - Flugkapitan Hanna Reitsch. 1914-1979 (3)
An Me 321 Gigant being towed out of Leipheim by three Bf 110C fighters.
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.110 - Германия - 1936
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Вид на тройку буксировщиков Bf 110 из кабины Me-321
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.110 - Германия - 1936
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Вид на планер-гигант из кабины буксировщика
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.110 - Германия - 1936
-
Aeroplane Monthly 1985-08 / B.Johnson - Flugkapitan Hanna Reitsch. 1914-1979 (3)
A Troika-Schlepp (triple tow) well under way from Leipheim.
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.110 - Германия - 1936
-
Авиация и Время 2007-01 / К.Кузнецов - Тряпичный "Гигант" люфтваффе
Буксировка Me 321 с помощью трех Bf 110C ("Тройка") и He 111Z Zwilling
Другие самолёты на фотографии: Heinkel He-111Z Zwilling - Германия - 1941Messerschmitt Bf.110 - Германия - 1936
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
"Цвилинг" поднимает в воздух планер Me 321
Heinkel He 111Z Zwilling towing an Me 321 Gigant glider.Другие самолёты на фотографии: Heinkel He-111Z Zwilling - Германия - 1941
-
Air Enthusiast 1971-08 / In print
An illustration from Volume IV of “Dora Kurfurst und rote 13" showing a Junkers Ju 90 prototype taking off at Obertraubling in June 1941 with a Messerschmitt Me 321 glider in tow. The latter has four underwing rocket packs to assist the take-off.
Другие самолёты на фотографии: Junkers Ju.90 - Германия - 1937
-
Авиация и Время 2007-01 / К.Кузнецов - Тряпичный "Гигант" люфтваффе
Взлет Me 321 с использованием ракетных ускорителей. Вверху - планер буксирует Ju 90, внизу - "Тройка"
Другие самолёты на фотографии: Junkers Ju.90 - Германия - 1937Messerschmitt Bf.110 - Германия - 1936
-
Aeroplane Monthly 1985-08 / B.Johnson - Flugkapitan Hanna Reitsch. 1914-1979 (3)
A dramatic shot of an Me 321 Gigant being towed into the air by a Junkers Ju 90 at Leipheim.
Другие самолёты на фотографии: Junkers Ju.90 - Германия - 1937
-
Aeroplane Monthly 1977-06 / B.Gunston - Gigant
A Me 321, towed by a Ju 90, fades away behind its own murk at Leipheim. The 321 has yet to jettison its front wheels, but the main wheels have already gone.
Другие самолёты на фотографии: Junkers Ju.90 - Германия - 1937
-
Aeroplane Monthly 1977-06 / B.Gunston - Gigant
W3+SF, an Me 321A, over Leipheim.
-
Мировая Авиация 211
25 февраля 1941г.: десантный планер Me 321 Gigant, способный перевозить 22 т груза, совершил полет продолжительностью 22 мин. Буксировка планера осуществлялась либо одним транспортным самолетом Ju 290, либо тремя истребителями Bf110.
Операция "Sealion", вторжение на Британские острова, требовала перевозки тяжелого вооружения самолетами в первой же волне десанта. Вторжение так и не состоялось, но планеры Me 321 поступили в серийное производство. -
Aeroplane Monthly 1977-06 / B.Gunston - Gigant
Two R Gerate units under the wing of an Me 321A; note the parachutes packed on the front of the units.
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Стартовые ускорители, подготовленные к полету
-
Авиация и Время 2007-01 / К.Кузнецов - Тряпичный "Гигант" люфтваффе
Сборка крыла "Гиганта"
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Сборка крыла - монтаж носка, выклеенного из шпона
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Заготовка деревянных деталей нервюр на мебельной фабрике
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Сборка фермы фюзеляжа планера Me 321
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Отработка загрузки в Me 321 тягача, штабного автомобиля и 50-мм орудия
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Ме 321 готовится к вылету с аэродрома Орши в августе 1941 г. Его должны буксировать три Мессершмитта Bf 110...
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
...но при взлете один из буксировщиков разбился, и Ме 321 был разрушен при вынужденной посадке
-
Aeroplane Monthly 1985-08 / B.Johnson - Flugkapitan Hanna Reitsch. 1914-1979 (3)
The cockpit of the Me 321A with trim wheels and large control wheel visible.
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Одноместная кабина пилота на Me 321A
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Двухместная кабина пилотов на Me 321B
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Эскизный проект планера Me 261, рассчитанного на перевозку среднего танка
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Вариант размещения десанта на двух палубах в Me 321
-
Aeroplane Monthly 1977-08 / Skywriters
A Mistel proposal, whereby the Me 321 would mount one Bf 110 under each wing and a third on its back, above the centresection.
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.110 - Германия - 1936
-
Авиация и Космонавтика 2018-01 / А.Фирсов - "Гигант", не оправдавший надежд Гитлера /Из истории авиации периода Второй мировой войны/
Чертеж общего вида первого опытного планера Me 321V1
- Фотографии