
Варианты
- Messerschmitt - Bf.109 / Bf.109B / Bf.109C / Bf.109D - 1935 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109E - 1938 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109T - 1939 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109F - 1940 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109G - 1942 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109K - 1944 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109Z Zwilling - 1944 - Германия
- Hispano - HA-1109/HA-1112 Buchon - 1945 - Испания
- Avia - S-199 - 1947 - Чехословакия
- Jurca - MJ-9 One-Oh-Nine - 1972 - Франция
Bf.109 / Bf.109B / Bf.109C / Bf.109D
Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Байерише Флюгцойгверке" (BFW) под руководством В.Мессершмитта. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство началось в феврале 1937 г. и продолжалось во все нарастающих масштабах до конца войны. Bf 109 выпускались в Германии на заводах фирм BFW (позднее "Мессершмитт") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Винер-Нойштадтер флюгцойгверке" в Винер-Нойштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене, а также в Румынии на заводе IAR в Брашове, в Венгрии - "Гиори Вагонгиар Гиор" в Гиоре. Всего изготовлено 30 573 Bf 109 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении с марта 1937 г. в Германии, с 1940 г. - в Венгрии, Югославии, Болгарии, Словакии, с 1941 г. - в Румынии, с 1943 г. - в Италии и Финляндии.
Основные серийные модификации:
- Bf 109B с мотором Jumo 210Da, вооружение 2x7,9;
- Bf 109C с мотором Jumo 210Ga, вооружение 4x7,9;
- Bf 109D с мотором Jumo 210Da, вооружение 4x7,9; измененные выхлопные патрубки, усиленное крыло;
- Bf 109E с мотором DB601A-1, вооружение 4x7,9 или 2x7,9+2x20 или 3x20;
- Bf 109T - вариант с укороченным взлетом, истребитель-бомбардировщик (первоначально палубный), мотор DB601N;
- Bf 109F c мотором DB601E, измененная носовая часть, округлые законцовки крыла, нет подкосов стабилизатора, вооружение 1x20+2x7,9; на поздних сериях усиленная бронезащита, протектированные бензобаки, установка тропических противопыльных фильтров;
- Bf 109G с мотором DB605 (модификаций А, AC, AM, ASZM, D), многочисленные подмодификации, в т.ч. с гермокабиной, деревянной хвостовой частью, подвеской НУРС и дополнительным вооружением; основное вооружение 1x20+2x7,9, или 1x20+2x13, или 1x30+2x13;
- Bf 109K с мотором DB605 (модификаций DM, DBM, DCM), измененный фонарь кабины, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 1x30+2x13 с возможностью установки дополнительного вооружения.
Боевой дебют Bf 109B состоялся в Испании в декабре 1936 г. К сентябрю 1939 г. самолет Мессершмитта являлся уже основным истребителем Люфтваффе (большинство составляли машины модификации Е). Участвовал во всех основных операциях на всех фронтах. Применялся как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик, тактический разведчик. Продолжал выпускаться до самого конца войны. В Финляндии состоял на вооружении до 1948 - 1949 гг., в Болгарии - до 1946 г., в Швейцарии - до мая 1948 г.
Описание:
- Bf.109 / Bf.109B / Bf.109C / Bf.109D
- Messerschmitt Bf 109
- Flight, October 1939
Fighters of the Luftwaffe
Фотографии
-
Air International 1974-03 / Model enthusiast
Messerschmitt Bf 109B-1 (Schwarz airscrew) of 6./JG 132 "Richthofen" at Juterbog-Damm, Autumn 1937;
-
Мировая Авиация 19
BF109B. Этот Bf 109B из 6-й эскадрильи 132-го истребительного авиаполка "Рихтгофен" базировался в Ютербог-Дамме осенью 1937 года. Черная полоска над номером 7 означает, что самолет принадлежит авиагруппе II.
-
Air International 1974-03 / Model enthusiast
Bf 109B-1 (VDM airscrew) of Luftwaffe Schule (Luftkreiskommando II. Berlin), late 1938;
-
Мировая Авиация 115
Этот самолет - один из первых истребителей Bf 109B, отправленных в Испанию на помощь франкистам. Истребители Поликарпова И-15 и И-16 с отличной маневренностью доставляли летчикам легиона "Condor" немало хлопот до тех пор, пока улучшение характеристик машин "Messerschmitt" не изменили обстановку в их пользу.
-
АвиаМастер 2002-08 / М.Жирохов, И.Сеидов - Яростное небо Эускади /Из истории воздушных войн/
Истребитель Bf 109B на котором летом 1937г. погиб немецкий летчик из "Легиона Кондор" лейтенант Фриц Аве. Самолет имеет нестандартую коричневую окраску.
-
История Авиации 2002-01 / И.Сеидов - Оружие смелых /Маленькие эпизоды больших войн/ (1)
Bf109B-2 из состава 1-й эскадрильи истребительной группы J/88 "Легиона Кондор", который принадлежал сбитому 14 июня 1938г. лейтенанту Приби.
-
АвиаМастер 2000-02 / С.Спичак - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (1)
Bf-109B-2 командира 1-й эскадрильи истребительной группы Легиона "Кондор" оберлейтенанта Харро Хардера (11 побед в Испании), 1938г.
-
АвиаМастер 2000-02 / С.Спичак - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (1)
Bf-109B-2 командира истребительной группы Легиона "Кондор" гауптмана Вальтера Грабманна (7 побед в Испании), 1938г.
-
Мировая Авиация 99
Bf 109D гауптмана Готхарда Хандрика, командира 88-й истребительной группы легиона "Кондор", в феврале 1938 года находился в Каламоче. На нем изображен знак 2-й эскадрильи 88-й истребительной группы (цилиндр), а разукрашенный кок винта говорит о золотой медали Хандрика, полученной им в современном пятиборье на Олимпийских играх 1936 года в Берлине.
Messerschmitt Bf 109B. Высшей точкой развития истребителей в межвоенный период принято считать самолет Messerschmitt Bf 109. Его отличала работающая металлическая обшивка, убираемое шасси, закрытая кабина летчика, а с модификации Bf 109E-1 - пушечное вооружение (одна 20-мм пушка). Изображен Bf 109B легиона "Кондор", в составе которого германские "добровольцы" сражались в Испании в годы Гражданской войны. -
Air International 1974-03 / Model enthusiast
Bf 109D-1 (formerly on the strength of 2./J88 of the Legion Condor) after transfer to Spanish Grupo 6-G-6 at Logroho in April 1939;
-
АвиаМастер 2000-02 / С.Спичак - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (1)
Bf-109D лейтенанта Отто Бертрама, Испания, август 1938г.
-
История Авиации 2002-01 / И.Сеидов - Оружие смелых /Маленькие эпизоды больших войн/ (1)
Bf109D-1 из состава 1-й эскадрильи истребительной группы J/88 "Легиона Кондор", который принадлежал сбитому 4 октября 1938г. лейтенанту Отто Бертраму.
-
Мировая Авиация 13
Bf 109D обер-лейтенанта Вернера Мёльдерса, аэродром Ла-Сения, Испания, сентябрь 1938 года. Эмблема 3-й эскадрильи 88-й эскадры - Микки Маус с пистолетом в руке - изображена только на левом борту фюзеляжа истребителя. Название "Luchs" написано с обоих бортов фюзеляжа. 13 сентября 1938 года летчик одержал свою 7-ю победу в Испании - сбил истребитель И-16.
-
Air International 1974-03 / Model enthusiast
Bf 109D-1 of 10.(N)/JG 26 at Jever, Autumn 1939;
-
Мировая Авиация 19
Bf 109C. Несколько эскадрилий немецких ночных истребителей вооружили самолетами Bf 109C в 1939-1940 годах. На рисунке изображен самолет "Клара" из 10-й ночной эскадрильи 77-й истребительной эскадры, сформированной для выработки тактики ночного перехвата и базировавшейся в июле 1940 года в Аальборге (Ольборге), Дания
-
Мировая Авиация 19
Bf 109D. К 1940 году многие устаревшие истребители Люфтваффе перевели в разряд учебных. Этот самолет "Дора" принадлежал 1-й школе истребительной авиации в Вернойхене. Необычной чертой данной машины является выхлопная система эжекторного типа.
-
Air International 1974-03 / Model enthusiast
Bf 109D-1 (Werk-Nr 2724) of Jagdfliegerschule 1 (JFS I) at Werneuchen, 1940 (note application of non-standard ejector-type exhaust shroud);
-
Air International 1974-03 / Model enthusiast
Bf 109D-1 of Flugzeugfuhrerschule A/B 123 (kroat.) at Agram, Zagreb, March 1942.
-
Air International 1974-03 / Model enthusiast
Bf 109D-1 of l./JGr 102 (later l/ZG 2) at Bernburg, 1939;
-
Мировая Авиация 9
Регистрационный номер : D-IABI [2] На историческом первом прототипе Bf109V1 был установлен британский двигатель Rolls-Royce Kestrel из-за задержки мотора фирмы "Junkers". Bf 109V1 стал единственным опытным самолетом, оснащенным мотором, цилиндры которого имели прямое, а не обратное V.
-
Мировая Авиация 64
Регистрационный номер : D-IABI [2] Третьим и, пожалуй, самым значительным самолетом, дебют которого пришелся на 1935 год, был Bf 109 V1, поднятый в воздух 28 мая (также с двигателем Rolls-Royce Kestrel) пилотом Гансом Д. Кнетчем в Аугсбурге. В течение следующих 10 лет было построено более 33 000 самолетов Bf 109.
-
Aeroplane Monthly 1990-02 / B.Gunston - First of the many
Первый опытный самолет Мессершмитт Bf 109V-1. Явно прослеживается влияние Bf 108. Правда, «ноги» стали гораздо длиннее. Самолет пока еще с «чистым» крылом, не отягощенным радиаторами и вооружением.
-
Мировая Авиация 9
Регистрационный номер : D-IOQY [3] D-IOQY - третий прототип истребителя Bf109 и первый, на котором была предусмотрена установка стрелкового оружия в развале блока цилиндров. Самолет был оснащен двигателем Junkers Jumo 210. Вместе с двумя другими опытными самолетами Bf 109 третий прототип в декабре 1936 года проходил боевые испытания в Испании.
-
История Авиации 36 / П.Каминский, С.Спичак - Пушки "Испано"
Регистрационный номер : D-IOQY [3] Опытный Bf109V-4 с третьим пулеметом MG17 в разрезе блоков цилиндров двигателя.
-
Flight 1937-07 / Flight
The Dornier Do. 17 bomber, known in Germany as the "Flying Pencil," and one of the new B.F.W. Me. 109 fighters. Each won its class in the Alpine circuit at respective average speeds of 233.5 and 240.9 m.p.h.
Другие самолёты на фотографии: Dornier Do.17 - Германия - 1934
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Третий опытный Мессершмитт Bf 109V3 в Испании, конец 1936г. На борту - "зеленое сердце" - эмблема Ганса Траутлофта
-
Мировая Авиация 9
Регистрационный номер : D-IALY D-IALY - первый из десяти предсерийных самолетов Bf109, имевший обозначение Bf 109B-01. Самолет был оснащен мотором Jumo 210B и вооружен двумя синхронизированными пулеметами MG 17 калибра 7,92 мм, установленными в верхней носовой части фюзеляжа. Винт фиксированного шага был заменен двухлопастным винтом изменяемого шага VDM-Hamilton.
-
Мировая Авиация 9
Один из трех оснащенных моторами Jumo 210G опытных Bf 109 сфотографирован в 1937 году во время гонок в Цюрихе. На этих гонках три прототипа с двигателями Jumo 210G выиграли командный приз, a Bf 109 с мотором DB 600 победил в соревнованиях на пикирование и набор высоты после пикирования.
-
АвиаМастер 2001-02 / Г.Минский - Соперник "Мессершмитта". Истребитель "Хейнкель 112" /Монография/
Конкурент "Хейнкеля 112": "Мессершмитт" Bf 109.
-
Flight 1937-09 / Flight
GERMANY'S WAR GAME: Troops taking cover beneath the wing of a Messerschmitt Me. 109 fighter during the recent mock air raid on Berlin, for which 7,000 public shelters were built. Details of the Me. 109 are well worth study.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
Поступление серийных истребителей Bf 109B в строевые подразделения Люфтваффе началось в феврале 1937 года. Производство быстро перенесли из Аугсбурга в Регенсбург, освободив основной завод фирмы для дальнейших работ по совершенствованию конструкции самолета.
The B.F.W. Bf.109 Single-seat Fighter Monoplane (950 h.p. Daimler-Benz engine). -
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Мессершмитт Bf 109B-2 с винтом изменяемого шага - участник гонок "Кольцо вокруг Альп"
-
Мировая Авиация 19
Эта фотография самолетов Bf 109B, оснащенных трехлопастными винтами, использовалась в рекламных и пропагандистских целях.
-
Flight 1939-11 / Flight
One of the earlier type Messerschmitt Me 109 single-seater fighters being refuelled at the Aspern aerodrome near Vienna. The machine has a Junkers Jumo 210 engine of 650 h.p. and quite a low performance.
-
Авиация и Космонавтика 2021-08 / С.Мороз - Непобежденный. Из истории самолета МиГ-3 (1)
Мессершмитт Bf 109 (на снимке довоенная модификация D-1) стал ориентиром для создателей самолетов-истребителей в конце 1930-х гг. В то время это был действительно грозный противник
-
Flight 1939-06 / Flight
A Bf 109B-2 at Augsburg-Haunstetten prior to acceptance by the Luftwaffe during the summer of 1937
German appreciation: The Messerschmitt Me.109 fighter is fitted with Handley Page slots and flaps. -
Flight 1939-11 / Flight
Starting the Jumo 210 engine of a Messerschmitt Me 109 single-seater fighter. The armament of this type is four machine guns.
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
The B.F.W. Bf.109 Single-seat Fighter Monoplane (950 h.p. Daimler-Benz engine).
-
Jane's All the World Aircraft 1938 / 03 - All the world's aeroplanes
The B.F.W. Bf.109 Single-seat Fighter Monoplane.
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The Fledgeling Fighter
A Bf 109B-1, the initial production version of Messerschmitt’s fighter, photographed during acceptance trials in 1937.
-
Flight 1939-09 / Flight
Bf 109 стал самым массовым в истории авиации истребителем - построено более 33 000 самолетов. На фотографии - Bf 109C-1.
A Messerschmitt Bf 109 single-seater fighter. This machine is said to have fine flying qualities and is fitted with Handley Page slots and flaps. This machine may not be as formidable as many people believe but is certainly not so bad as others are trying to make out. The type shown is the earlier version. -
Flight 1939-03 / Flight
Performance figures for the Messerschmitt Me 109 (DB 600) have not yet been released.
-
Авиация и Космонавтика 2010-04 / Знаменательные даты II квартала 2010г. в области авиации
Мессершмитт Bf 109B-2 - один из первых, оснащенный радиостанцией - обратите внимание на двухлучевую антенну с растяжкой одного из тросов к плоскости стабилизатора
Крыло ослабляет только ниша убранного положения шасси. -
Flight 1939-10 / Flight
A Bt 109 zooms dramatically. Exceptional powers of manoeuvre are claimed for this machine.
-
Flight 1939-11 / Flight
Though the Messerschmitt Me 110 was used in Poland, information on the type is very scarce. Here are some of these fast twin-engined fighters beneath a formation of Me 109s.
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.110 - Германия - 1936
-
АвиаМастер 2002-08 / М.Жирохов, И.Сеидов - Яростное небо Эускади /Из истории воздушных войн/
"Мессершмитты" Bf 109B из состава "Легиона Кондор" на Северном фронте, 1937 год.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Первый серийный Bf 109B-1, поставленный в "Легион Кондор" в Испании. На самолете отсутствует радиостанция, винт - постоянного шага
-
Авиация и Космонавтика 2016-08 / В.Бакурский - Звезды на крыльях
Круги и полосы - главные отличительные признаки самолетов противоборствующих сторон, принимавших участие в гражданской войне в Испании
-
Мировая Авиация 115
На этом истребителе Bf 109B-2 легиона "Condor" летал ас Второй мировой войны Вальтер Осау. На его руле поворота видны восемь отметок воздушных побед, одержанных им в Испании. Восьмым стал И-16, сбитый 15 октября 1938 года. В декабре 1937 года республиканцы захватили Bf 109B, севший из-за нехватки бензина на их территории. Хотя французы его обследовали, хвалебный отчет по его испытаниям остался секретным и не был доведен до сведения специалистов из французской авиапромышленности.
-
Мировая Авиация 13
Bf 109D обер-лейтенанта Вернера Мёльдерса, аэродром Ла-Сения, Испания, сентябрь 1938 года.
-
Мировая Авиация 19
4 декабря 1937 года один из первых серийных самолетов Bf 109B, отправленных Легиону "Кондор" (бортовой номер 6-15), совершил вынужденную посадку на территории противника и был захвачен республиканцами. Самолет изучался и испытывался французской миссией. К сожалению, по дипломатическим причинам оценка машины (весьма позитивная) была засекречена.
-
История Авиации 36 / П.Каминский, С.Спичак - Пушки "Испано"
Bf 109B-1 (борт. №6-15) фельдфебеля Поленца, который 4 декабря 1937 г. приземлился на территории республиканцев- первая машина этого типа, изученная и оцененная тогда еще потенциальными противниками Германии.
В декабре 1936 года в боях над Испанией оценивался прототип Messerschmitt Bf 109 V4, и скоро в составе легиона "Кондор" появились Bf 109B-2.
A Bf 109B-1 as delivered to 2./J 88 in the spring of 1937. Note pointed spinner and absence of radio mast. -
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The Fledgeling Fighter
A Bf 109B-1 as delivered to 2./J 88 in the spring of 1937. Note pointed spinner and absence of radio mast.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Мессершмитт Bf 109B-1 на испытаниях в Советском Союзе - трофей испанской войны
-
АвиаМастер 2000-02 / С.Спичак - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (1)
"Мессершмитт" Bf-109B немецкого аса Вернера Мельдерса с отметками побед, одержанных в Испании, 1938г.
-
Air International 1980-11
A Messerschmitt Bf 109D-1, delivery of five of which to Jagdgruppe 88 (2./J88) was made in August 1938.
-
История Авиации 2002-01 / И.Сеидов - Оружие смелых /Маленькие эпизоды больших войн/ (1)
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 тип 5 (6) - Россия - 1934
-
АвиаМастер 2003-04 / С.Абросов - Судьба "Испанца". Летчик-истребитель Михаил Федосеев /Авиация в лицах/
Фотоснимок воздушного боя в Испании, сделанный из кабины франкистского бомбардировщика.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 тип 5 (6) - Россия - 1934
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Bf 109C-1 в Испании, хорошо видны крыльевые пулеметы
-
Мировая Авиация 19
Несмотря на интенсивные работы над улучшением истребителя с двигателем Jumo, самолеты Bf 109C-1 (на фотографии) строились в небольшом количестве. С-1 оснащался четырьмя 7,92-мм пулеметами MG.17. Лишь на небольшом числе самолетов была установлена пара 20-мм пушек MG FF (модификация С-3).
-
Flight 1939-10 / Flight
A post-delivery line-up ol some of the lower-powered Me 109s. It will be seen that some have wooden airscrews and others metal.
-
Мировая Авиация 115
Новенькие Bf 109D-1, только что поставленные 2-й эскадрилье 1-й группы эскадры JG 132 "Richthofen", выстроены в линейку в Доберице, лето 1938 года. Заметен их ранний камуфляж из двух оттенков зеленого цвета и опознавательные знаки раннего стиля.
-
Мировая Авиация 188
Bf 109B-2 на стоянке. На Bf 109 было сбито самолетов больше, чем на любом другом истребителе мира. Поэтому многие считают этот самолет лучшим истребителем во всей истории авиации.
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The Fledgeling Fighter
Messerschmitt Bf 109C-2s fresh from Focke-Wulf’s Bremen assembly line in the autumn of 1938
-
Мировая Авиация 19
Шеренга Bf 109D, только что вышедших из цехов завода "Focke-Wulf" в Бремене. Модификация "D" строилась параллельно с "С" в течение 1938 года, но считалась худшей, так как ее двигатель Jumo имел карбюратор, а не прямой впрыск топлива в цилиндры.
-
Flight 1937-08 / Flight
THE CULT OF THE INVERTED VEE: The Daimler-Benz and Junkers concerns have lately built inverted-vee liquid-cooled engines for new German military machines. On the left is a D-B installation in a B.F.W. 109 while the right-hand view shows a similar machine with a Junkers.
-
Flight 1939-11 / Flight
The installation of the Daimler-Benz DB 600 in a Messerschmitt Me 109 fighter
-
Мировая Авиация 188
Регистрационный номер : J-310 Первые самолеты "Доры" были поставлены в Швейцарию 17 декабря 1938 года. Самолеты этой партии были вооружены четырьмя 7,5-мм пулеметами. Швейцарские "Доры" использовались вместе с Bf 109E вплоть до 1949 года.
Один из десяти Bf 109D-1, поставленный Швейцарии - данный самолет будет потерян 4 июня 1940г. в бою с двумя немецкими Bf 110, нарушившими воздушное пространство этой нейтральной страны -
Flight 1937-08 / Flight
L'entente Cordiale: Col. Udet explains some of the finer points of the new B.F.W. Me. 109 monoplane fighter to a French visitor, M. Cambois. Standing alongside is Fraulein Liesel Bach, who put up a brilliant show in one of the aerobatics competitions.
-
Flight 1937-11 / Flight
GERMANY'S LANDPLANE RECORD: Dr. Wurster, the German test pilot, who flew what seems to be a modified B.F.W. Me. 109 single-seater fighter at 611-004 km./hr. (379.66 m.p.h.) thus breaking the world's landplane speed record of 567.115 km./hr. (352.38 m.p.h.) held by Howard Hughes.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Опытный Bf109V14 с двигателем DB 600, разбитый Удетом во время альпийских гонок (плачущий у самолета Удет - автошарж)
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Одним из недостатков Bf 109 был неравномерный срыв потока на крыле. Особенно это сказывалось на посадке - одна консоль неожиданно опускалась, следовал сильный удар о землю стойкой шасси, и в результате - авария
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Одним из недостатков Bf 109 являлся неравномерный срыв потока на крыле. Особенно это сказывалось на посадке на малых скоростях, когда одна консоль неожиданно «проваливалась». При этом возникало скольжение, следовал не только вертикальный, но и боковой удар о землю стойкой шасси. Отсутствие подкоса приводило к тому, что стойка тут же подламывалась. Подобное происходило и на пробеге в случае резкого разворота самолета (на этих снимках запечатлены истребители вариантов B, C и D. Машины разные, но сколь одинаков характер повреждений: разбитая законцовка крыла и вывернутая внутрь стойка)
-
Aeroplane Monthly 1974-10 / Personal album
Quartet of early-model Messerschmitt Bf 109s illustrating variations on two basic “incident” attitudes in the Bruchlandung or crash-landing book, the groundloop and the wheels-up conditions. All four accidents occurred in September 1939, by which time the majority of Bf 109 B-2s had been downgraded to the Jadgfliegerschulen for fighter-pilot training. The Messerschmitt narrow-track main undercarriage rarely forgave a Bumslandung or heavy landing, and once on the ground the main gear still had the option to protest over sharp movements by collapsing outwards or even inwards. Note the curving groundloop trail in picture 5.
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Обратите внимание на этот снимок. На нем запечатлены одновременно самолеты вариантов C и E.
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Хотя фюзеляж самолета и отличался достаточной прочностью, необходимой для повседневной эксплуатации, при грубой посадке он попросту ломался. Несущая обшивка хвостовой части не могла воспринять подобные нагрузки
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Впрочем, просто подломанные стойки шасси - не самая большая проблема «Стодевятого». Даже если стойка выдерживала, боковое скольжение на пробеге из-за малой колеи шасси часто приводило к опрокидыванию самолета через условную линию, проходящую между коком винта и законцовкой крыла (а достаточно частый срыв узкой покрышки колеса лишь усугублял этот процесс. Когда реборда упиралась в землю, переворот был неизбежен).
-
Flight 1939-11 / Flight
This photograph shows what "A. Viator" would call a Besserschmitt, which landed in Denmark after running short of fuel. It appears to be of the older type with Junkers engine and wooden fixed-pitch airscrew.
-
Flight 1939-10 / Flight
A GOOD SHOT: A Messerschmitt fighter brought down by French A. A. guns when about to attack an R.A.F. reconnaissance formation over Germany. The figure in the triangle on the side means that fuel of 87 octane was used in the engine.
-
Авиация и Космонавтика 2018-02 / В.Морозов - Авиация Литвы: 1919-2018гг. (2)
Литовские военные осматривают совершивший вынужденную посадку германский Мессершмитт Bf 109D-1 (машина выпуска 1937 г., зав. № 2436), 2 сентября 1939 г.
-
Flight 1939-11 / Flight
One of the Messerschmitt Me 109 single-seater fighters which was brought down in French territory after an engagement with French Curtisses. On this occasion nine Frenchmen ere said to have attacked twenty-seven Germans and to have brought down nine. Reports vary considerably.
-
Aeroplane Monthly 1993-12 / M.Oakey - Grapevine
Регистрационный номер : D-IAKO One of the first pictures of the mangled but largely complete remains of historic Messerschmitt Bf 109 V10 prototype D-IAKO, which was rediscovered in a pit at Oberpfaffenhofen near Munich and is to be restored for static display at Oberschleissheim
-
Flight 1939-12 / Flight
Two twisted machine guns are propped against the riddled wing of a Messerschmitt Me 109 (Daimler Benz DB 600) brought down by R.A.F. Hurricanes on the Western Front.
-
Flight 1938-12 / Flight Advertisements
Регистрационный номер : D-IOQY [3] -
Flight 1939-10 / Flight
A Messerschmitt Bf 109 single-seater ot the earlier series, powered with a Junkers Jumo 210 inverted vee-twelve of 640 h.p.
-
Flight 1939-10 / Flight
The Messerschmitt Bf 109 as fitted with a Daimler-Benz DB 600 engine (950 h.p.) and a three-bladed variable-pitch V.D.M. airscrew.
-
Flight 1939-09 / Flight
MESSERSCHMITT BF 109. A single-seater fighter widely employed in the Luftwaffe, the Bf 109 is fitted with a Daimler-Benz or Junkers engine. The type commonly in use is believed to be inferior in performance and armament to the Supermarine Spitfire. Some of these machines are believed to be fitted with shell-guns of 23 mm. calibre.
-
Flight 1939-12 / Flight
MESSERSCHMITT ME 109. Daimler Benz DB 601 of 1,150 h.p.; four machine guns (shell-gun optional); 340 m.p.h. plus
-
Air Enthusiast 1971-11 / ??? - The Fledgeling Fighter
Bf 109B-1; Bf 109C-1
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Первый опытный Мессершмитт Bf 109V1
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Bf 109D-1 с двигателем Jumo 210Da
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Bf 109D-1 с двигателем DB 600A
- Фотографии