Авиация и Космонавтика 1999-05
В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Аутсайдер истребительной "гонки" - Арадо Ar 80
Третий опытный Мессершмитт Bf 109V3 в Испании, конец 1936г. На борту - "зеленое сердце" - эмблема Ганса Траутлофта
Мессершмитт Bf 109B-1 на испытаниях в Советском Союзе - трофей испанской войны
Bf 109C-1 в Испании, хорошо видны крыльевые пулеметы
Мессершмитт Bf 109B-2 с винтом изменяемого шага - участник гонок "Кольцо вокруг Альп"
Первый серийный Bf 109B-1, поставленный в "Легион Кондор" в Испании. На самолете отсутствует радиостанция, винт - постоянного шага
Одним из недостатков Bf 109 был неравномерный срыв потока на крыле. Особенно это сказывалось на посадке - одна консоль неожиданно опускалась, следовал сильный удар о землю стойкой шасси, и в результате - авария
Опытный Bf109V14 с двигателем DB 600, разбитый Удетом во время альпийских гонок (плачущий у самолета Удет - автошарж)
Bf 109B-1
Bf 109B-2
Bf 109D-1 с двигателем Jumo 210Da
Первый опытный Мессершмитт Bf 109V1
Bf 109D-1 с двигателем DB 600A
Bf 109C-1
В строю Люфтваффе Bf 190E-1
На взлете Bf 109E-1 из состава истребительной эскадры JG20 (период "битвы за Британию")
Bf 109E-7 из состава JG 27 "Африканского корпуса"
Опытный Bf 109V20, вооруженный 20-мм пушками MG FF, стал прототипом Bf 109E-3
Bf 109E-1 - британский трофей
Опытный Bf 109V13, оснащенный мотором Даймлер-Бенц 601 стал одним из прототипов
Одними из первых получил новейшие Bf 109E-1 "Легион Кондор" в Испании
Bf 109E-3 швейцарских ВВС
Истребитель-бомбардировщик Bf 109E-4/B в период "битвы за Британию"
Приборная панель Bf 109E-3
Левый и правый борта кабины Bf 109E-3
Сбитый над Балтикой Bf 109E-4 из III./JG 54, Средиземноморский(???) ТВД
Bf 109E-4/B
Bf-109E-4
Bf 109E-7
Bf 109E-1, Bf 109E-3
Один из первых серийных Bf-109F-1 - самолет Вернера Мельдерса, октябрь 1940г.
Bf 109F-2 командира I/JG 3 капитана фон Гана
Bf 109F-2 лейтенанта Юргена Хардера из II/JG53 на только что захваченном аэродроме "подскока" Соболево. Снимок сделан 22 июня 1941г., в первый день операции "План Барбаросса". Тогда лейтенант Хардер одержал свою первую воздушную победу.
Один из первых Bf 109F-4, поступивших на фронт 15 июля 1941г. - самолет командира JG 52 майора Траубенбаха
Bf 109F-4/Trop
Bf 109F-4/R1 с подкрыльевыми 15-мм пушками MG 151
Над Средиземным морем разведчик Bf 109F-4/R8 - единственный экземпляр
Bf 109F-4/Z, июль 1942г., Франция. Виден подфюзеляжный бомбодержатель
Bf 109F-2 из состава 53-й истребительной эскадры в воздухе, лето 1941г.
Лобовое бронестекло "мессершмитта", получившее пулю с советского бомбардировщика
Неудачная посадка опытного V30 - Bf 109F-1, на котором испытывалась гермокабина для будущего Bf 109G-1
Реалии Восточного фронта: у немцев это называлось "повреждение 90%", лето 1942г., район г. Изюм
Bf 109F-1
Bf 109F-2, Bf 109F-4, Bf 109F-4/R1, Bf 109F-4/Z, Bf 109F-4/R8
Один из первых Bf 109G-2, полученных на Восточном фронте JG53 в середине июля 1942г.
Трофейный Bf 109G-2 на испытаниях в НИИ ВВС - так называемый "трехточечный" Bf 109G, оказавшийся опасным противником советских истребителей в период Сталинградской битвы
Bf 109G-4/R6 "тропический", JG53, февраль 1943г. Заметен "пузырь" на верхней поверхности консоли - обтекатель ниши колеса шасси и подкрыльевые гондолы 20-мм пушек
Bf 109G-6 (?) поздних серий из состава JG 27. Обратите внимание на фонарь по типу "Эрла" и высокий киль
Bf 109G-6 из состава JG 3, Италия, август 1943г. Хорошо видны 210-мм ракеты. Всего для истребителей ПВО было заказано 1500 комплектов. Практически в каждой эскадре была эскадрилья таких "разрушителей строя"
Финский Bf 109G-6 из 1/HLeLv 34 с подкрыльевыми пушками, июнь 1944г.
Bf 109G-6 швейцарских ВВС
Трофейный Bf 109G-6/AS
Разведчик Bf 109G-8 из состава 3-й эскадрильи 11-й группы ближней разведки (3./NAG 11) возвращается из юбилейного для этой группы 4000-го вылета
Учебный Bf 109G-12 из состава JG 108, переделанный из Bf 109G-4
В воздухе звено из состава JG 53, конец 1943г., район г. Вена. Красные полосы на фюзеляже - отличительный признак ночных истребителей - так называемых "диких кабанов"
Топливный паралич лета 1944г.: буксировка Bf 109G-14/AS из состава JG 300 гужевым транспортом
Bf 109G-14 из состава 101-го полка венгерских ВВС
На взлете Bf 109G-14, Восточный фронт, 1944г. Истребитель еще имеет старый киль небольшого размера
Подготовка к вылету разведчика - через кабину механики ставят кассету для фотоаппарата Rb 50/30, а на переднем плане снаряжаются две камеры Rb 12.5/7 (ставились в хвостовой части Bf 109G-8)
Bf 109G-6 в НИИ ВВС
Поточное производство истребителей Bf 109G-6 на заводе "Эрла" под Лейпцигом
Bf 109G-5 из состава JG 3, Голландия, октябрь 1943г.
В воздухе Bf 109G-4/R3 из состава NAG 11, Италия, 1943г.
Bf 109G-6 - трофей Красной Армии
Bf 109G-6 в НИИ ВВС
Bf 109G-6/AS из состава JG 3, май 1944г. Обратите внимание на отсутствие "шишек" - обтекателей пулеметов MG 131
Вид спереди на Bf 109G-10. Хорошо заметны наплывы под капотом сразу за коком винта - главное внешнее отличие от других машин семейства G
Bf 109G-14 - трофей союзников. Обратите внимание на провисание полотняной обшивки руля направления нового деревянного киля
S-99 - Bf 109G-14 чешской сборки
Опытный Bf 109G2/R-1 с дополнительной подфюзеляжной стойкой, сбрасываемой после взлета на парашюте
Bf 109G-10 из состава JG 300. Этот самолет будет сбит в бою с союзной авиацией над Бранденбургом 14 января 1945г.
Bf 109G-6 с фонарем типа "Эрла" и увеличенным килем
Bf 109G-1
Bf 109H
Bf 109G-2
Bf 109G-6
Bf 109G-10
Bf 109G-12
Bf 109G-6/N
Bf 109G-6Y, оборудованный радиостанцией FuG 16zy (антенна под крылом)
Bf 109G-14
Bf 109G-6/AS
Bf 109G-3
Bf 109G-4/R3
Bf 109G-14/AS
"Внеплановый" конкурент Мессершмитта - истребитель Фокке-Вульф Fw 159 (его конструктор - Курт Танк - обладал удивительной способностью "пробивать" свои самолеты только ему ведомыми путями)
Bf 109J (HA-1109-J1L) с двигателем "Испано-Сюиза"
HA-1109M.1L - прототип "Бучона" (Голубя)
Двухместный вариант HA-1112K.4L
"Бучоны" в полете
HA-1112M.4L
HA-1112K.1L
S-199 в музее израильских ВВС
S-199 чехословацких ВВС представлял собой сочетание планера Bf 109G-14 с двигателем Jumo 221F
S-199
Bf 109T-1
Bf 109K-4/R3 из состава JG 77 - этот самолет будет потерян во время операции "Боденплятте" 1 января 1945г.
Bf 109K-4 на заводе "Мессершмитта" осенью 1944г. Видны все внешние отличия K-4 - сдвинутые назад заправочная горловина (на нее указывает треугольник технической надписи) и антенна радиополукомпаса, створка ниши шасси, удлинненная хвостовая стойка и высокий киль с двумя фиксированными триммерами на руле направления
Истребитель Мессершмитт Bf 109K-4 из JG 27 (начало 1945г.)
Bf 109K-6
Bf 109K-4