Варианты
- Messerschmitt - Bf.109 / Bf.109B / Bf.109C / Bf.109D - 1935 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109E - 1938 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109T - 1939 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109F - 1940 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109G - 1942 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109K - 1944 - Германия
- Messerschmitt - Bf.109Z Zwilling - 1944 - Германия
- Hispano - HA-1109/HA-1112 Buchon - 1945 - Испания
- Avia - S-199 - 1947 - Чехословакия
- Jurca - MJ-9 One-Oh-Nine - 1972 - Франция
Bf.109E
Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Байерише Флюгцойгверке" (BFW) под руководством В.Мессершмитта. Первый полет опытный образец Bf 109V1 совершил в августе 1935 г. Серийное производство началось в феврале 1937 г. и продолжалось во все нарастающих масштабах до конца войны. Bf 109 выпускались в Германии на заводах фирм BFW (позднее "Мессершмитт") в Аугсбурге, "Эрла машиненверк" в Лейпциге, "Винер-Нойштадтер флюгцойгверке" в Винер-Нойштадте и Делитце, "Физелер" в Касселе, "Арадо" в Варнемюнде, AGO в Ошерслебене, а также в Румынии на заводе IAR в Брашове, в Венгрии - "Гиори Вагонгиар Гиор" в Гиоре. Всего изготовлено 30 573 Bf 109 всех вариантов. Самолет состоял на вооружении с марта 1937 г. в Германии, с 1940 г. - в Венгрии, Югославии, Болгарии, Словакии, с 1941 г. - в Румынии, с 1943 г. - в Италии и Финляндии.
Основные серийные модификации:
- Bf 109B с мотором Jumo 210Da, вооружение 2x7,9;
- Bf 109C с мотором Jumo 210Ga, вооружение 4x7,9;
- Bf 109D с мотором Jumo 210Da, вооружение 4x7,9; измененные выхлопные патрубки, усиленное крыло;
- Bf 109E с мотором DB601A-1, вооружение 4x7,9 или 2x7,9+2x20 или 3x20;
- Bf 109T - вариант с укороченным взлетом, истребитель-бомбардировщик (первоначально палубный), мотор DB601N;
- Bf 109F c мотором DB601E, измененная носовая часть, округлые законцовки крыла, нет подкосов стабилизатора, вооружение 1x20+2x7,9; на поздних сериях усиленная бронезащита, протектированные бензобаки, установка тропических противопыльных фильтров;
- Bf 109G с мотором DB605 (модификаций А, AC, AM, ASZM, D), многочисленные подмодификации, в т.ч. с гермокабиной, деревянной хвостовой частью, подвеской НУРС и дополнительным вооружением; основное вооружение 1x20+2x7,9, или 1x20+2x13, или 1x30+2x13;
- Bf 109K с мотором DB605 (модификаций DM, DBM, DCM), измененный фонарь кабины, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 1x30+2x13 с возможностью установки дополнительного вооружения.
Боевой дебют Bf 109B состоялся в Испании в декабре 1936 г. К сентябрю 1939 г. самолет Мессершмитта являлся уже основным истребителем Люфтваффе (большинство составляли машины модификации Е). Участвовал во всех основных операциях на всех фронтах. Применялся как дневной и ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик, тактический разведчик. Продолжал выпускаться до самого конца войны. В Финляндии состоял на вооружении до 1948 - 1949 гг., в Болгарии - до 1946 г., в Швейцарии - до мая 1948 г.
Описание:
- Bf.109E
- Bf.109 (разв.)
- Messerschmitt Bf 109
- Flight, October 1940
NAZI FIGHTER
Фотографии
-
АвиаМастер 2000-03 / Г.Минский - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (2)
Bf-109E-1 оберфельдфебеля Эмиля Кладе (27 побед), 7-я эскадрилья 27-й истребительной эскадры "Люфтваффе", Франция, конец августа 1940г.
-
Мировая Авиация 20
Bf 109E-1, 1./JG 51, сентябрь 1940 года. Фельдфебель Хайнц Бэр был одним из многих выдающихся пилотов, начинавших боевую карьеру в JG 51 и имевших личный отличительный знак на протяжении всей своей службы. "Счастливое" число 13 появлялось практически на каждом самолете Бэра, начиная с этого {8 побед) и до реактивного Me 262, когда число побед "Белого 13" выросло до 220. Эмблема этой эскадрильи представляла собой изображение Микки Мауса, которое еще в Испании начала использовать эскадрилья 3.J/88 легиона "Кондор". На самолет нанесен стандартный камуфляж 1940 года, капот и руль поворота окрашены в ярко-желтый цвет.
-
Мировая Авиация 55
Bf 109E-1, 2./JG 77, сентябрь 1939 года. Прежде чем стать командиром I./JG 20 Ханнес Траутлофт возглавлял 2./JG 77 в Польше, где одержал первую из 53 воздушных побед (плюс четыре в Испании). Цветные полосы на коке винта и на задней части фюзеляжа являлись отличительными знаками командира эскадрильи, при этом у каждой эскадрильи в полку был свой цвет. Самолет окрашен в стандартный летне-осенний камуфляж и имеет опознавательные знаки образца 1939 года. Эмблему "Стоптанный башмак" придумал командир группы гауптман Й. Янке, давший ей неофициальное прозвище "Wanderzirkus Janke" ("Бродячий цирк Янке").
-
Авиация и Космонавтика 2024-10 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (4)
Основные самолеты‑истребители Польской кампании 1939 г.: Мессершмитт Bf 109E‑1
-
Мировая Авиация 14
Messerschmitt Bf 109E-1. Некоторые эскадрильи Люфтваффе в польской кампании имели на вооружении истребители Bf 109D, но самым массовым являлся более новый Bf 109E. По возвращении в Германию было завершено перевооружение на этот тип самолета.
-
Авиация и Время 2004-06 / Л.Кукуруза - Война в небе Западной Украины
Bf 109E-3 из I/JG1 люфтваффе. Район Львова, середина сентября 1939г.
-
Air International 1980-10 / W.Wood - Emil uber England
A Bf 109E-3 of III/JG 2 "Richthofen" in France, June 1940.
-
Мировая Авиация 24
Messerschmitt Bf 109E-3. Представленный самолет несет опознавательные знаки Jagdgeschwader 2 Richthofen - одной из самых известных истребительных частей Люфтваффе. Названная в честь знаменитого "Красного барона" Манфреда фон Рихтгофена, JG2 активно участвовала в боевых действиях
-
Air International 1980-10 / W.Wood - Emil uber England
Bf 109E-3 of l/LG 2 at Calais-Marck in August 1940.
-
Мировая Авиация 57
Messerschmitt Bf 109E-3. Командир JG 26 Адольф Галланд летал на этом самолете осенью 1941 года. На руль направления нанесены отметки о 62 сбитых самолетах противника. Позже Галланд сражался на Bf 109F (на вооружение JG 26 "F" поступили в марте 1941 года). В конце 1942 года он стал генералом.
-
Мировая Авиация 24
Messerschmitt Bf 109E-3. Зимой 1939 года Люфтваффе начали наносить на свои истребители этот характерный двухцветный пятнистый камуфляж. Истребитель на рисунке принадлежал JG53 "Pik-As" в ходе битвы за Францию и был закреплен за гауптманом Вернером Мёльдерсом - одним из самых известных асов, летавших на Bf 109.
-
Мировая Авиация 13
Мёльдерс начал Вторую мировую войну уже будучи асом. В марте 1940 году над Метцем он на Bf 109E-3 сбил французский истребитель Morane MS.406.
-
Мировая Авиация 25
Этот Bf 109E-3 несет одну из схем камуфляжа, испытывавшихся JG 53 осенью 1939 года. Самолет принадлежал 4-й эскадрилье, и на его капоте изображена известная эмблема полка - пиковый туз.
-
Air International 1980-10 / W.Wood - Emil uber England
A Bf 109E-3 of II/JG 77 operating from Aalborg in July 1940.
-
Air International 1980-10 / W.Wood - Emil uber England
A Bf 109E-3 of III/JG 26 at Caffiers airfield in August 1940.
-
АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Bf-109E-3 командира 1-го отряда 77-й истребительной эскадры оберлейтенанта Карганико, 1941г.
-
История Авиации 2002-06 / А.Марданов - Точность прежде всего /Дискуссионный клуб/ (2)
Bf109E-3 из состава 1/JG77. Норвегия, аэродром Луостари, осень 1941г.
-
АвиаМастер 2001-04 / А.Марданов - Защищая русский север /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
"Мессершмитт" Bf109E-3, сбитый летчиками 72-го САП 17 июля 1941г.
-
История Авиации 2003-01 / М.Жирохов, Г.Лопатко - Александру Шербэнеску /Асы мира/
Bf109E-3 лейтенанта Александру Шербэнеску из состава 57-й эскадрильи 7-й истребительной авиагруппы ВВС Румынии. Сталинградское направление, лето-осень 1942г.
-
АвиаМастер 2001-04 / С.Степанов - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (7)
"Мессершмитт" Bf109E-3 лейтенанта Йоана Дичезаре,58-я эскадрилья 7-й истребительной группы румынских ВВС.
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
Bf109E из 56-й эскадрильи 7-й группы ВВС Румынии, лето 1941 г.
-
Авиация и Время 2016-05 / А.Харук - На страже нейтралитета. ВВС Швейцарии в годы Второй мировой войны (2)
Регистрационный номер: J-345 Bf 109E-3 (зав. № 2386) из 21-й авиароты ВВС Швейцарии. Эммен, май 1940 г.
-
Air Enthusiast 1971-09 / Z.Jerin - Emil versus the Luftwaffe
A Bf 109E-3 of the 6th Fighter Regiment, 1940. Upper surfaces finished black-green overall with pale blue under surfaces. Black identification letter and numerals.
-
История Авиации 31 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (4)
Bf109E-4 командира JG2 майора Гельмута Вика, на счету которого было 56 побед. Был сбит флайт лейтенантом Джоном Дандасом из 609-й эскадрильи 28 ноября 1940г. Выпрыгнув с парашютом над Ла-Маншем, Гельмут Вик, по всей видимости, не смог воспользоваться спасательной лодкой и утонул
-
Мировая Авиация 87
Гауптман Гельмут Вик летал на изображенном Bf 109E-4, когда был командиром I группы 2-й эскадры. Группа в октябре 1940 года базировалась во Франции на аэродроме Бюмон-ле-Роже.
-
Мировая Авиация 55
Bf 109E-4, 1./JG 2, октябрь 1940 года. Bf 109E-4 с заводским номером 5344, на котором с аэродрома Бомон-ле-Рож в октябре 1940 года летал майор X. Вик. Тогда он был командиром группы I./JG 2, но сохранил эмблему 3-й эскадрильи, которой командовал ранее. 28 ноября Вик пропал без вести у острова Уайт. Самолет окрашен в стандартный камуфляж 1940 года с желтым капотом и добавлением частых мелких пятен зеленой краски на киле и на бортах фюзеляжа.
-
Мировая Авиация 55
Bf 109E-4, I./JG 3, август 1940 года. На самолете с черным шевроном и треугольником гауптмана Г. фон Ханна видна зеленая эмблема в виде дракона и личный значок пилота - петух-задира (hahn (ханн) в переводе с немецкого петух). Необычно обозначение командира группы - фон Ханн увеличил небольшой внутренний треугольник и представил его как отдельный знак за основным шевроном. Фон Ханн закончил войну командиром истребительной авиации в Северной Италии, одержав 34 победы.
-
Мировая Авиация 4
Истребитель Bf 109E-4 (с заводским номером 1480) базировался в августе 1940 года в Соме (Франция). На этом самолете летал пилот второй группы 3-й истребительной эскадры обер-лейтенант Франц фон Верра. Сбитый над Британией 5 сентября 1940 года фон Верра был вынужден совершить аварийную посадку близ Винчет Хилл в графстве Кент. Там его взяли в плен. Позже летчик прославился тем, что он, единственный из всех взятых западными союзниками пленных, сумел сбежать из лагеря для военнопленных и вернуться в Германию.
-
АвиаМастер 2000-03 / Г.Минский - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (2)
Bf-109E-4 командира III группы 3-й истребительной эскадры "Люфтваффе" Вильгельма Балтазара (40 побед), Франция, сентябрь 1940г.
-
Мировая Авиация 55
Bf 109E-4, III./JG 3, август 1940 года. В 1940 году, после перевода с поста командира эскадрильи 7/JG 27 на должность командира группы III/JG 3, гауптман В. Балтазар взял с собой и свой самолет, на котором он одержал много побед. Поэтому на машине одновременно видны эмблемы III/JG 27 (перед кабиной) и III/JG 3 (на капоте). Перед своей гибелью 3 июля 1941 года В. Балтазар одержал наибольшее число побед среди немецких истребителей, воевавших над Францией.
-
АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Bf-109E-4 командира 3-й группы 5-й истребительной эскадры капитана Шольца, 1942г.
-
Авиация и Время 2000-06 / В.Жигалко - Битва за Англию /Аэроархив/ (2)
Bf 109E-4 командира JG 26 п-ка Адольфа Галланда, ноябрь 1940г.
-
Мировая Авиация 25
Bf109E-4 на рисунке несет типичный для середины 1940 года двухцветный камуфляж на верхних поверхностях. Нижние поверхности - светло-голубого цвета, немного заходящего на борта фюзеляжа (часто с темными пятнами поверх). Самолет несет эмблемы полка JG 26 "Schlageter" в виде буквы "S" и 9-й эскадрильи "Hollenhund" ("Адские псы") и желтые маркировки, использовавшиеся во время битвы за Британию.
-
Авиация и Время 1996-05 / Д.Хазанов - Вторжение /Аэроархив/ (3)
Bf 109E-4 (Wr.N.4148) командира II./JG 27 гауптмана В.Липперта
-
АвиаПарк 2008-02 / И.Сеидов - Полвойны на "Ишаке", полвойны на "Яке" /Авиация в лицах/
"Мессершмитт" Bf 109E-4 словацкого летчика Йозефа Винкура, сбитого Г.А.Шадриным 17 января 1943г.
-
АвиаМастер 2005-04 / М.Морозов - Севастопольский вальс /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
"Мессершмитт" Bf 109E-4/B Райнольда Шметцера из 8./JG77, июль 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-02 / О.Растренин - Штурмовики люфтваффе. Мифы и реальность /Из истории мировой авиации/ (1)
Мессершмитт Bf 109E-4B, SKG210, 1941г.
-
История Авиации 29 / М.Быков - От Прута до Днепра /Хроника боевых действий/
Bf109E-4N командира I(J)/LG2 гауптмана Герберда Илефельда. Аэродром Роман, Румыния, лето 1941г. Всего одержал 132 победы, из них 9 в Испании и 67 - на Восточном фронте. Был награжден "Рыцарским Крестом с Дубовыми Листьями и Мечами".
-
Мировая Авиация 83
Bf 109E-4/N, JG 26 "Schlageter", декабрь 1940 года. Без сомнения, самым известным из всех Bf 109E был самолет с черным шевроном и полосами обер-лейтенанта А. Галланда. На нем видны обозначения командира группы, 57 отметок воздушных побед на руле направления и хорошо знакомая многим эмблема - Микки Маус с сигарой, топором и пистолетом. На этом E-4/N Галланд одержал только три победы, затем он получил Bf 109F-0. Предмет, проходящий через лобовое стекло, является не телескопическим прицелом, как можно подумать, а подзорной трубой, позволявшей Галланду с большого расстояния различать своих и чужих, что давало выигрыш в несколько жизненно важных секунд и возможность подготовиться к бою.
-
Мировая Авиация 77
Messerschmitt Bf 109E-7. Созданная на базе Bf 109E-4, модификация Е-7 была эффективным истребителем-бомбардировщиком. Под фюзеляжем машина могла нести подвесной бак, столь необходимый для действий над Мальтой. На рисунке самолет из III./JG 26 "Schlageter".
-
Мировая Авиация 1
Bf 109E-7, 7./JG 26 (7 эскадрилья 26 истребительной эскадры) Февраль 1941. Этот самолет базировался на Джела, на Сицилии, но вскоре был переброшен на новую базу в Ан Эль Газала, Ливия. На истребителе летал обер-лейтенант Иоахим Мюнхенберг, один из лучших асов Люфтваффе. Во время первой кампании на Средиземном море на его счет было записано 25 из 52 сбитых эскадрильей самолетов противника. На воздушной мачте этого Bf 109 имеется белый металлический вымпел командира эскадрильи (Staffelkapitan). Красное сердечко - эмблема эскадрильи, а черная буква S на белом щите - эмблема авиагруппы (Geschwader)
-
История Авиации 26 / А.Булах - Превосходство относительных величин /Метаморфозы/ (1)
Bf109E-7 (сер. N 4189) кавалера Рыцарского Креста командира JG27 майора Вольфганга Шеллманна, одержавшего до момента своей гибели 26 побед (из них 12 в Испании). Был сбит ранним утром 22 июня 1941г. в бою с истребителями И-153 из состава 127-го ИАП в районе Гродно, после чего попал в плен и был расстрелян.
-
Мировая Авиация 1
Bf 109E-7/Trop, I./JG27. Апрель 1941. Базировавшийся в Кастель Бенито, в Ливии, Bf 109 обер-лейтенанта Людвига Францискета имеет отметки о 14 победах в воздушных боях и сохраняет зеленую европейскую окраску (RLM 70/71), нанесенную поверх светло-голубой краски (RLM 65). На задней части фюзеляжа видна белая полоса, желтые части самолета покрыты сверху пятнами зеленой краски. Маленькая заглавная буква А внутри черного шеврона говорит о том, что самолет принадлежит заместителю командира авиакрыла.
-
Мировая Авиация 1
Bf 109E-7 Trop, I. JG 27. Приблизительно октябрь 1941. Окрашенный целиком песочно-коричневой краской RLM 79 (стандарт Министерства авиации Рейха), Bf 109E-7 Trop базировался в Эн Эль Газала, в Ливии, и нес на фюзеляже черный шеврон заместителя командира авиагруппы. Заглавная буква А, которая была на предыдущей машине Францискета, была убрана в октябре. Краска RLM 79 редко использовалась для Bf 109E и здесь, как мы видим, она только что нанесена. В ходе Второй мировой войны Францискет одержал победы в 43 воздушных боях. Примечательно, что даже после перекраски капот самолета оставлен желтым.
-
Мир Авиации 1993-02 / Е.Грановский - Крит 1941. Вторжение с воздуха /Война в воздухе/
Мессершмитт Bf 109E принадлежащий III/JG77.
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
Bf109E-7 из 4/JG77, разбит в аварии на аэродроме Бакеу 23.06.41 года. Самолет несет под фюзеляжем пилон для подвески 96 бомб SD-2
-
Авиация и Космонавтика 2018-07 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (2)
Bf109E из штаба II/JG77, лето 1941 г.
-
Мировая Авиация 15
Вторжение в Данию и Норвегию. 9 апреля 1940г.: германские войска вторглись в Данию и Норвегию. Ключевые аэродромы этих стран были захвачены десантами Люфтваффе. В Норвегии воздушные десанты были высажены в Тронхейме, Ставангере, Бергене, морские - в Эгерсунде, Кристиансанде, Нарвике и Осло. На рисунке изображен истребитель Bf 109E фельдфебеля Роберта Менге из 5./JG-77. Менге стал самым результативным немецким пилотом в Норвежской кампании, сбив три самолета противника.
-
Мировая Авиация 55
Bf 109E, 5./JG 51, август 1940 года. Гауптман X. Тиетцен был одним из первых двух летчиков JG 51, награжденных Рыцарским крестом, но после этого его военная карьера оказалась короткой. Он одержал только три победы, помимо 17 выигранных ранее боев, и был объявлен пропавшим без вести над Кентом. На "Черной единице" изображена эмблема группы - дятел с зонтиком, карикатура на английского премьер-министра Н. Чемберлена.
-
Авиация и Космонавтика 2018-07 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (2)
Bf109E из состава истребительной эскадры JG77, лето 1941 г.
-
Мировая Авиация 55
Bf 109E 9./JG 27, май 1941 года. "Желтая пятерка" обер-лейтенанта Э. фон Кагенека из III/JG 27 (обратите внимание на белый флажок на мачте антенны) во время краткосрочного базирования на Сицилии имела смешанные "балканские" и "средиземноморские" обозначения. Белая полоса на задней части фюзеляжа присутствовала на всех боевых самолетах Восточно-средиземноморского и Северо-африканского ТВД, а белый руль направления - знак командира звена (отряда). На самолет нанесен серый пятнистый камуфляж (RLM 02), характерный для периода между битвой за Британию и нападением на СССР. Фон Кагенек воевал на Средиземноморье и в Северной Африке, одержал 67 побед и умер от ран в январе 1942-го. На момент смерти он был самым результативным пилотом JG 27.
-
Мировая Авиация 55
Bf 109E, 6./(J)TrGr.186, март 1940 года. Самолеты из 67(J)TrGr. 186 имели самые броские эмблемы среди первых эскадрилий Bf 109. Эта эскадрилья являлась частью истребительной группы, предназначавшейся для размещения на палубе так и не построенного авианосца "Граф Цеппелин". "Желтый 13" принадлежал будущему асу Курту Уббену. Первую победу он одержал над голландским Fokker D-XXI в первый же день Западной кампании, позже доведя свой боевой счет до 110. Был сбит американским истребителем над Францией 27 апреля 1944 года.
-
Мировая Авиация 55
Bf 109E. 2./JG 26, март 1940 года. Ранний Bf 109E, окрашенный снизу и с боков в стандартный для 1940 года бледный серо-голубой цвет (RLM 65), а сверху - в двухцветный зеленый и темно-зеленый камуфляж (RLM 70/71). На самолете "Красный 16" командира эскадрильи обер-лейтенанта Ф. Лозигкайта нанесены эмблемы эскадры и эскадрильи. Ф. Лозигкайт закончил войну командиром эскадры JG 77, одержав 68 побед.
-
Мировая Авиация 188
В сентябре 1940 года на изображенном здесь Bf 109E летал командир I(J)/LG 2 обер-лейтенант Герберт Ихлефельд.
-
Авиация и Космонавтика 2018-07 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (2)
Bf109E из состава 3/(J)LG2, лето 1941 г.
-
АвиаМастер 2004-03 / М.Жирохов - Ас из Рильского монастыря: Болгарский летчик-истребитель Стоян Стоянов /Авиация в лицах/
"Мессершмитт" Bf 109E, на котором воевал Стоян Стоянов.
-
Aeroplane Monthly 1976-06
Messerschmitt Bf 109E-3
-
Мировая Авиация 25
Первым истребительным подразделением Люфтваффе в Северной Африке стала I./JG 27, приступившая к операциям в Ливии в апреле 1941 года. С ее появлением тактическая ситуация сразу изменилась: Bf 109E легко справлялся с истребителями Tomahawk и Hurricane стран Британского Содружества.
-
Мировая Авиация 20
Истребитель Bf 109E отлично зарекомендовал себя в ходе кампании по захвату Бельгии и Голландии. На снимке самолет из 53-й эскадры (JG 53).
-
Авиация и Космонавтика 2014-02 / О.Растренин - Штурмовики люфтваффе. Мифы и реальность /Из истории мировой авиации/ (1)
Истребитель-бомбардировщик Bf 109E-1/B с 250-кг бомбой под фюзеляжем
-
Aeroplane Monthly 1999-12 / M.Oakey, T.Harmsworth - News
An unusual view of the Champlin Fighter Museum’s Messerschmitt Bf 109E-3, which will be a star lot in any sale.
-
Aeroplane Monthly 1999-11 / M.Oakey, T.Harmsworth - News
Регистрационный номер: NX81562 [8] Craig Charleston testing the DB 601 engine in the 109E at Chino on September 10, 1999. At this stage the engine had been run for nearly five hours, the goal being to clock up eight hours on it before the first flight, which was scheduled for late September.
-
Aeroplane Monthly 2000-04 / M.O'Leary - Back from Valhalla /Cover story/
Регистрационный номер: NX81562 [8] -
Aeroplane Monthly 2000-04 / M.O'Leary - Back from Valhalla /Cover story/
Регистрационный номер: NX81562 [8] The Bf 109E is a slim, compact aircraft with plenty of horsepower and firepower.
-
Aeroplane Monthly 2000-04 / M.O'Leary - Back from Valhalla /Cover story/
Регистрационный номер: NX81562 [8] Old enemies meet. Alan Preston in the Museum of Flight Hurricane joins up for some formation work. It is believed that a Hurricane and Bf 109E have not shared the same airspace since 1942.
Другие самолёты на фотографии: Hawker Hurricane - Великобритания - 1935
-
Aeroplane Monthly 2000-04 / M.O'Leary - Back from Valhalla /Cover story/
Регистрационный номер: NX81562 [8] David Price eyes the camera aircraft from his seat behind the Emil’s distinctive yellow nose.
-
Aeroplane Monthly 2000-04 / M.O'Leary - Back from Valhalla /Cover story/
Регистрационный номер: NX81562 [8] MICHAEL O'LEARY photographed David Price flying the Santa Monica Museum of Flying's magnificent Messerschmitt Bf 109E NX81562 over California in December 1999.
-
Aeroplane Monthly 2000-04 / M.O'Leary - Back from Valhalla /Cover story/
Регистрационный номер: NX81562 [8] Breaking away from the camera aircraft, the Messerschmitt displays its angular wingtips.
-
Aeroplane Monthly 2000-04 / M.O'Leary - Back from Valhalla /Cover story/
Регистрационный номер: NX81562 [8] The man who made his dream come true: owner David G. Price with Bf 109E NX81562 at Santa Monica.
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Работа предкрылков на крыле «Мессершмитта»
-
Air Pictorial 1999-10 / Fliegermuseum: Switzerland's famous Dubendorf collection
Tucked away in one of the side halls is a group of Second World War types with a Bf 108 suspended above a Bf 109E (below right), an F+W C-3603-1 reconnaissance/attack aircraft (centre), and a Morane-Saulnier MS.506C-1 (left) which was built in Switzerland under licence as the D-3801.
Другие самолёты на фотографии: FWA C-3602 / C-3603 / C-3604 - Швейцария - 1938FWA D-3800 / D-3801 - Швейцария - 1939Messerschmitt Bf.108 Taifun - Германия - 1934
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Опытный Bf 109V13, оснащенный мотором Даймлер-Бенц 601 стал одним из прототипов
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Одними из первых получил новейшие Bf 109E-1 "Легион Кондор" в Испании
-
Мировая Авиация 25
Bf 109E прибыли в Испанию в декабре 1938 года - слишком поздно, чтобы принять участие в гражданской войне. За свой трехлопастный винт самолет получил у испанцев прозвище "Tripala".
-
Мировая Авиация 59
Испания. Испанские ВВС приобрели Bf 109E (на снимке) после гражданской войны, а в 1942 году были получены Bf 109F-4. Последние использовались для подготовки летчиков добровольческой "Escuadron Azul", воевавшей на "русском" фронте под обозначением 15.(span)/JG 51. В 1951 году испанцы получили лицензию на выпуск 200 Bf 109G, но из-за недопоставок двигателей машины были достроены уже как HA-1109/1112.
-
Мировая Авиация 115
К концу войны в часть J 88 поступило несколько истребителей Bf 109E. Новую модель испанцы прозвали Tripala из-за ее трехлопастного винта. Ранние Bf109 с двухлопастными винтами они называли Bipala.
Хотя Bf 109 часто использовались в Испании в роли штурмовиков, на них бомбы не подвешивали. На этой фотографии видны бомбы, ожидающие загрузки в бомбардировщики He 111B. На аэродромах в Испании части бомбардировщиков и истребителей нередко базировались совместно. -
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
В строю Люфтваффе Bf 190E-1
-
Авиация и Время 2001-05 / М.Жирохов, И.Гордельянов - Испанские авиаторы на Восточном фронте
Испанские летчики позируют со знаменем своей эскадрильи на фоне Bf 109E
-
Мировая Авиация 2
В Испании самолеты Bf 109 использовались главным образом для сопровождения бомбардировщиков. Этим истребителям тогда равных не было.
-
Авиация и Космонавтика 2024-11 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (5)
Немецкие Bf-109E-1 и Ju-52/3m на полевом аэродроме, сентябрь 1939 г.
Другие самолёты на фотографии: Junkers Ju.52/3m - Германия - 1931
-
Авиация и Космонавтика 2024-10 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (4)
Подготовка к боевому вылету Bf-109E-1 люфтваффе. Польша. Середина сентября 1939 г.
-
Flight 1940-03 / Flight
Rearming a Messerschmitt Me 109 single-seater fighter, the standard machine of its class in the German Air Force. The majority of Me 109s so far encountered have carried four machine guns, though a number have been armed with one shell-gun and two machine guns.
-
Авиация и Космонавтика 2024-10 / В.Морозов - Военная авиация Польши 1918-2024гг. (4)
Bf-109E-1 командира группы 1/ JG.20 Вальтера Эзау. Силезия. Сентябрь 1939 г. По иронии судьбы этот признанный «эксперт» люфтваффе (немцы приписывают ему девять побед в Испании и ещё 118-127 побед до момента его гибели в мае 1944 г.) не одержал за время польской кампании ни одной победы
-
Flight 1940-01 / Flight
A German fighter pilot enters his Me 109. It will be seen that this is one of the later machines with Daimler Benz engine. The splayed-out undercarriage and the slotted flaps are points worth noting.
-
Мировая Авиация 115
Истребитель Bf 109E-1 из эскадрильи I./JG 20 сфотографирован в августе/сентябре 1939 года. Эта эскадрилья не участвовала в польской кампании, оставаясь в ПВО Дрездена. В июле 1940 года эскадрилья I./JG 20 перешла в группу III./JG 51, а ее эмблема ("черная кошка") стала эмблемой группы 8./JG 51.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
На взлете Bf 109E-1 из состава истребительной эскадры JG20 (период "битвы за Британию")
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Bf 109E-1 - британский трофей
-
АвиаМастер 2005-08 / А.Павлов - Три мифа о "Мессере" /Дискуссия/
Трофейный "Мессершмитт" Bf 109E, проходивший испытания в Великобритании в 1940 году
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Опытный Bf 109V20, вооруженный 20-мм пушками MG FF, стал прототипом Bf 109E-3
-
Мировая Авиация 25
Bf 109E-3 из состава II./JG 54 в стандартном предвоенном темно-зеленом камуфляже. Основным отличием Е-3 были установленные в крыле пушки. Низкий темп стрельбы этих орудий компенсировался большой разрушительной силой их снарядов.
-
Air International 1980-10 / W.Wood - Emil uber England
An engine change being carried out under decidedly primitive conditions on a Bf109E-3 of III/JG 26 at Caffiers airfield, near Calais, during the "Battle of Britain".
-
In Action 1004 / Luftwaffe in Action 3 (3)
As mechanics work on a Messerschmitt Bf 109E-3 in the foreground, Henschel Hs 123As of the 4th Staffel of Training Wing 1 wait on a grassy airfield during the Polish campaign of 1939. The typical segmented "splinter" camouflage pattern is clearly visible on all of the Hs 123s.
Другие самолёты на фотографии: Henschel Hs 123 - Германия - 1935
-
Aeroplane Monthly 1979-01 / News Spotlight
Enemy aircraft are represented by the Junkers Ju 87G-2 (nearest), Messerschmitt Bf 109E-3 and Fiat CR42 and others.
Другие самолёты на фотографии: Junkers Ju.87G - Германия - 1942
-
Aeroplane Monthly 1988-03 / H.Levy - Champlin Fighter Museum (2)
The museum's Messerschmitt Bf 109E-3 started life as a Spanish licence-built Hispano HA-1112 Buchon, but was reengined and rebuilt to “German" standard by Williams Flugzeuge.
-
Мировая Авиация 59
Регистрационный номер: J-371 Швейцария. 17 декабря 1938 года швейцарские ВВС получили первый из 10 самолетов Bf 109D-1, а с апреля 1939 года в ВВС стали поступать 80 Bf 109E-3 (на снимке). Позже были интернированы по два Bf 109F и Bf 109G, а в мае 1944 года - приобретены 12 Bf 109G-6. Швейцарские истребители имели характерную окраску, активно привлекались к защите воздушных рубежей своей страны и даже сбили несколько немецких самолетов.
-
Авиация и Время 2016-04 / А.Харук - На страже нейтралитета. ВВС Швейцарии в годы Второй мировой войны (1)
Регистрационный номер: J-346 Боевая тревога на аэродроме в Швейцарских Альпах. Июнь 1940 г.
-
Авиация и Время 2016-04 / А.Харук - На страже нейтралитета. ВВС Швейцарии в годы Второй мировой войны (1)
Регистрационный номер: J-328 «Мессершмитт» Bf 109E одной из швейцарских авиарот
-
Aeroplane Monthly 1990-08 / R.Anthoine - No shots, please - we're British (1)
Регистрационный номер: J-377 The defence of Swiss airspace in 1940 rested with the Morane D-3801 and the Messerschmitt Bf 109E, seen here in typical alpine setting.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Bf 109E-3 швейцарских ВВС
-
Авиация и Время 2016-05 / А.Харук - На страже нейтралитета. ВВС Швейцарии в годы Второй мировой войны (2)
Регистрационный номер: J-342 Истребитель Bf 109E из 2-го авиаполка ВВС Швейцарии
-
Авиация и Время 2016-05 / А.Харук - На страже нейтралитета. ВВС Швейцарии в годы Второй мировой войны (2)
Ремонт двигателя «Мессершмитта» в полевых условиях
-
Авиация и Время 2016-04 / А.Харук - На страже нейтралитета. ВВС Швейцарии в годы Второй мировой войны (1)
Швейцарские техники и оружейники готовят свои «Мессершмитты» к боевой работе. Май 1940 г.
-
Авиация и Время 2017-01 / А.Харук - На страже нейтралитета. ВВС Швейцарии в годы Второй мировой войны (3)
Швейцарские специалисты по вооружению работают на истребителях Bf 109E
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / Е.Арсеньев - В едином строю (1)
Члены советской делегации делятся своими впечатлениями у истребителя Мессершмитт Bf 109E. Германия, 1939г.
-
АвиаМастер 2002-07 / А.Павлов - Самый опасный враг
Закупленный в Германии Bf 109E-3 образца 1939 года на испытаниях в НИИ ВВС, зима 1940-41гг. Именно эту фактически уже устаревшую машину наши авиаспециалисты перед войной считали основной в самолетном парке Люфтваффе.
-
Авиация и Космонавтика 2020-03 / Г.Серов - Рожденные для боя (3)
Германский истребитель Мессершмитт Ме-109Е на испытаниях в НИИ ВВС
-
Авиация и Космонавтика 2010-09 / Е.Арсеньев - В едином строю (1)
Истребитель Мессершмитт Bf 109E-3 N 2738 на испытаниях в НИИ ВВС КА показал максимальную скорость 440 км/ч у земли и 546 км/ч на высоте 5000 м. Контрольный замер скорости, проведенный на Bf 109E-3 N 2734, дал такие же результаты
-
АС 1991-02 / К.Косминков - Чему же верить? /Опыт исследования/
Мессершмитт Bf 109E-3, испытания на штопор в ЛИИ.
-
Aeroplane Monthly 1986-02 / A.Lumsden, T.Heffernan - Probe Probare (21)
Регистрационный номер: AE479 [8] Another view of Bf 109E AE479, complete with British camouflage.
-
Авиация и Космонавтика 2005-03 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (3)
Трофейный "стодевятый" еще с французским триколором на руле направления
Изображенный здесь Bf 109E-3/В совершил посадку в Кенте, затем был отремонтирован и изучен британскими военными. -
Aeroplane Monthly 1986-02 / A.Lumsden, T.Heffernan - Probe Probare (21)
Регистрационный номер: AE479 [8] The Messerschmitt Bf 109E AE479 was the first enemy aircraft to be flight tested by the RAE at Farnborough. It was captured in France and shipped to the UK at the beginning of 1940, joined the newly-formed Enemy Aircraft Flight in December 1941 and was later shipped to Wright Field, USA.
-
Air International 1996-06 / R.Whitford - Fundamentals of Fighter Design (1)
Регистрационный номер: AE479 [8] Flight tested in France, where it made a forced landing in November 1939, and in England, Messerschmitt Bf109E-3 W Nr 1304/AE479 was found to have a high roll rate at medium speeds. However, at speeds above 260kts aileron control was termed ‘solid’ by RAF test pilots.
-
Aeroplane Monthly 1986-02 / A.Lumsden, T.Heffernan - Probe Probare (21)
Регистрационный номер: AE479 [8] Messerschmitt Bf 109E-3 AE479 photographed during a flight from Duxford in 1941 after a new tail unit and a later-type canopy had been fitted, following an accident at Farnborough on January 5, 1941. The Bf 109 arrived at the A&AEE at Boscombe Down on May 3, 1940 escorted by a Hudson and three Blenheims! Much of the subsequent evaluation was carried out by Fg Off J. E. Pebody.
-
Авиация и Космонавтика 2016-10 / С.Мороз - И-185 - истребитель-мечта (1)
Регистрационный номер: AE479 [8] Немецкий самолет Мессершмитт Bf 109E - представитель нового поколения скоростных истребителей, с которым советские пилоты впервые встретились в небе Испании
-
Aeroplane Monthly 1996-07 / D.Webb - Tested & failed (6)
Регистрационный номер: AE479 [8] Typical of many captured German aircraft tested in the UK during the war was Messerschmitt Bf 109E-3 AE479, c/n 1304, which was landed by mistake in an orchard at Woerth in Bas-Rhin, France, on November 22, 1939, in fog.
-
Aeroplane Monthly 1993-09 / R.Beamont - Tangmere summer (2)
Регистрационный номер: AE479 [8] Captured Bf 109E-3 AE479 flying from Duxford in 1941. It went to the USA in April 1942.
-
Мировая Авиация 59
Регистрационный номер: DG200 Изображенный здесь Bf 109E-3/В совершил посадку в Кенте, затем был отремонтирован и изучен британскими военными.
-
Aeroplane Monthly 1996-07 / D.Webb - Tested & failed (6)
Регистрационный номер: AE479 [8] Another study of Bf 109E-3 AE479. This aircraft was flown to Boscombe Down on May 3, 1940, after first being flown at the French test centre at Bricy, near Orleans.
-
Air Enthusiast 1971-09 / Z.Jerin - Emil versus the Luftwaffe
A Bf 109E-3 with its ferry pilot shortly after arrival at Zemun in the autumn of 1939
-
Мировая Авиация 59
Югославия. В апреле 1939 года Югославия заказала 100 самолетов Bf 109E-3 (на снимке), которые должны были поступить в 6-й истребительный авиаполк. До войны югославские ВВС получили только 73 истребителя, и все они были уничтожены во время вторжения германских войск. Причем в основном руками своих же летчиков, чтобы не достались врагу. Несколько Bf 109G попали в руки югославских партизан.
-
История Авиации 2003-01 / М.Жирохов, Г.Лопатко - Александру Шербэнеску /Асы мира/
Пилоты 7-й истребительной авиагруппы отдыхают возле Bf109E-3 лейтенанта Шербэнеску на одной из авиабаз в районе Сталинграда в августе 1942г. Белая полоса, нанесенная за воздухозаборником нагнетателя, обозначает воздушную победу.
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
Румынский Bf109E на старте, лето 1941 г.
-
История Авиации 2003-01 / М.Жирохов, Г.Лопатко - Александру Шербэнеску /Асы мира/
"Эмиль" лейтенанта Шербэнеску во время заправки. Осень 1942г.
-
АвиаМастер 2001-04 / С.Степанов - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (7)
"Диагональные марки" на румынском Bf 109E.
-
Air Enthusiast 1996-07 / M.Axworthy - Flank Guard. Romania's Aerial Advance on Stalingrad (1)
One of two impressed ex-Polish, civilian RWD 15s seen at Saltz forward fighter airfield during the siege of Odessa in September 1941. Its peculiar nose profile is caused by the presence of one of ‘Grup 7 Vanatori’s’ Bf 109Es in the background.
Другие самолёты на фотографии: RWD RWD-15 - Польша - 1937
-
Мировая Авиация 59
Румыния. С начала 1942 года румынские ВВС приобрели 69 самолетов Bf 109E-4 (на снимке - вместе с немецким Bf 109E). Позже были получены Bf 109G-2/G-6. После перехода в августе 1944 года на строну союзников и объявления войны Германии румынские летчики получили также трофейные Bf 109G-10/G-14, последние из которых были списаны в 1948 году.
-
АвиаМастер 2002-07 / В.Антипов - "Коммунист" из Люфтваффе: летчик-истребитель Альфред Гриславски /Авиация в лицах/
Истребители 52-й эскадры Люфтваффе в Румынии, 1940г.
-
Мировая Авиация 59
Болгария. Болгарские ВВС получили 19 самолетов Bf 109E-4 (на снимке) в 1940 году, а с 1943 года последовали Bf 109G-2/G-4/G-6, и общая численность их парка возросла до 149 машин. Подавляющее большинство самолетов было сведено в два авиаполка 6-й истребительной авиадивизии (аэродромы Божуриште и Враждебна под Софией). Основной задачей летчиков было прикрытие столицы страны от налетов американских бомбардировщиков, прилетавших в сопровождении групп истребителей со стороны Италии. Болгарские пилоты сбили более 50 самолетов, но и сами понесли большие потери. 9 сентября 1944 года Болгария объявила войну Германии, а после победы национальные ВВС получили более 100 истребителей Bf 109G (находились в эксплуатации до 1946 года), хотя большая часть машин была передана Югославии в качестве репараций.
-
Авиация и Космонавтика 2017-10 / В.Морозов - Авиация Австрии: 1919-2017гг. (1)
Фельдфебель Леопольд Штейнбатц на фоне своего Bf 109E-4, на котором он в составе JG-54 воевал во время Балканской кампании 1941 г.
-
Air International 1980-10 / W.Wood - Emil uber England
Emils of III/JG 27 being refuelled and re-armed between missions from Carquebut airfield during the summer of 1940.
-
Мировая Авиация 51
Самолеты Bf 109E-4 из III./JG 27, базировавшейся в Каркебю на севере Франции, во время битвы за Британию действовали на центральном участке фронта.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Истребитель-бомбардировщик Bf 109E-4/B в период "битвы за Британию"
-
Air International 1980-10 / W.Wood - Emil uber England
During the final phase of the "Battle of Britain", Emils were increasingly employed in the fighter-bomber role over Southern England. Here a Bf 109E-4/B of III/JG 26 is seen with a 551-lb (250-kg) bomb in readiness for one of these missions.
-
АвиаМастер 2002-07 / А.Павлов - Самый опасный враг
Bf 109E-4/B из состава I/JG77 с подфюзеляжным пилоном ETC503 для подвески ПТБ, Румыния, лето 1941г.
-
Мировая Авиация 2
Самолет Bf 109E-4/В готовится к бомбовому налету на Мальту. В феврале 1941 года первое звено одноместных немецких истребителей прибыло на Сицилию, чтобы помочь итальянцам. В мае 1941 года эта авиагруппа (9./JG27) была переброшена на Средний Восток.
-
Мировая Авиация 14
В истребительно-бомбардировочных частях модификация Bf 109E применялась до 1943 года. На фотографии: Bf 109E-4/В из группы II./SchIG 7 на южном участке советско-германского фронта, лето 1942 года. На капоте изображена эмблема группы в виде Микки Мауса, а черный треугольник являлся отличительным знаком истребительно-бомбардировочных частей Люфтваффе.
-
Авиация и Космонавтика 2024-12 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (2)
Удивительно, но серийные самолеты Messerschmitt Bf 109 не имели никаких зеркал заднего вида, так что эта фотография истребителя Bf 109E-4 из II./JG 54 «Grunherz» действительно раритет
-
Мировая Авиация 1
Истребитель-бомбардировщик Bf 109E-4/B адьютанта II/JG54 лейтенанта Штейндля с 250-кг бомбой под фюзеляжем летит на бомбежку в район Сталинграда, весна 1942г.
-
Мировая Авиация 79
Истребители Messerschmitt Bf 109E-4/Trop из состава I группы 27-й истребительной эскадры оказали большое влияние на ход воздушной войны в небе Северной Африки. Весной 1947 года они превосходили на ТВД любые британские истребители.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v4
Messerschmitt Bf 109E-4/N Trop.
-
Air Enthusiast 1994-12 / J.Rajlich, J.Sehnal - 'Tatra Eagles'
One of the Bf 109E-4s supplied by Germany in 1942/1943, pictured over the Vah Valley. This particular aircraft belonged to the flying school.
-
Мировая Авиация 25
С июля 1940 года Bf 109E все шире стали использоваться в качестве истребителей-бомбардировщиков (Jabo), вооруженных одной бомбой на центральном узле подвески. Основной целью их рейдов стало прибрежное судоходство. На фотографии: Bf 109E-7.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Bf 109E-7 из состава JG 27 "Африканского корпуса"
-
История Авиации 2003-01 / М.Морозов - Торпедоносцы Ильюшина над Черным морем /Крылья над морем/ (1)
Bf109E-7 из состава III/JG52 на румынском аэродроме Мамайя, лето 1941г.
-
Авиация и Космонавтика 2023-10 / А.Заблотский, И.Заболотский - Удары советской авиации по таганрогскому аэродромному узлу в октябре‑декабре 1941 года
Подготовка к боевому вылету истребителя-бомбардировщика Bf-109E-7B из I.(J)/LG2. Восточный фронт, зима 1941 г.
-
Мировая Авиация 14
На крайнем севере действовала 5-я истребительная эскадра, воевавшая на Bf 109E дольше, чем другие части Люфтваффе. Судя по маркировке, на данном Bf 109E-7 летал командир 3-й группы 5-й эскадры (III./JG-5) Гюнтер Шольц. Снимок сделан в сентябре 1942 года.
-
АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Bf-109E-7 4-го отряда JG 5 в полете над тундрой
-
АвиаМастер 2006-01 / А.Марданов - Четыре пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Bf 109 и Bf 110 летят в едином строю. В 1941-42 годах в Заполярье двухмоторные "Мессершмитты-110" нередко использовались в качестве истребителей сопровождения вместе со "стодевятыми"
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.110 - Германия - 1936
-
Мировая Авиация 2
Bf 109E-7/Trop на Восточном фронте в 1942 году. Этот экземпляр машины был снабжен защитными фильтрами против песка и пыли, а также аварийным комплектом. Такое оснащение являлось стандартным для тропических вариантов Bf109.
-
Мировая Авиация 59
Словаки получили Bf 109E-7 (на снимке) в 1941 году: 11-й истребительный авиаполк защищал Словакию, а 13-й полк - воевал на Восточном фронте под обозначением 13.(slowak)/JG 52. Последняя часть в начале 1943 года получила Bf 109G-6, а в 1944 году участвовала в обороне Братиславы. В последующем, после перехода Словакии на сторону союзников, часть истребителей привлекалась к борьбе с Люфтваффе.
-
Мировая Авиация 59
Япония и СССР. В 1941 году пять разоруженных Bf 109E-7 направили в Японию для технического изучения и испытаний (на снимке), хотя японские военные были больше заинтересованы в двигателе DB 601. Несколько Bf 109E до войны были поставлены СССР, а затем самолеты "приобретались" уже в качестве трофеев.
-
Aviation Historian 16 / T.Oliver - Hands Across the Water?
Three Messerschmitt Bf 109E-7s were imported into Japan and tested extensively by both the IJAAF and the IJNAF. One of the Navy test pilots stated that he found the Bf 109’s cockpit narrow and cramped, although its acceleration in a dive was exceptional. Unsurprisingly, of the German fighters tested by Japan, the Fw 190 was deemed the best.
-
Flight 1940-03 / Flight
Although the Hispano Suiza is probably the best-known moteur canon, the German Junkers and Daimler-Benz engines can also accommodate shell-guns. Here is the nose of a Messerschmitt Me 109 showing the hole in the spinner for the shell-gun.
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
Bf109E из II/JG77 с подвешенными бомбами SD-2,лето 1941 г.
-
Aeroplane Monthly 1991-11 / D.Crowley-Milling - Battle of Britain: fact and myth
Luftwaffe aircrew playing cards at their base behind the German lines in 1940 - a Bf 109 lurks in the background. With the Allies' regular visits it is doubtful that many games were finished.
-
Aeroplane Monthly 1980-09 / R.Olejnik - Achtung! Kleine Indianer!
Hauptmann “Assi” Hans von Hahn, Commander of I./JG3, right, note personal insignia. Below, another picture of Commander Hans von Hahn, taken at the time of the Battle.
-
Мировая Авиация 4
Желтые носы были отличительным знаком всех Bf 109, находившихся в районе Ла-Манша. Обратите внимание на извилистую линию вдоль фюзеляжа, которая означала, что данная машина входила в третью группу воздушной эскадры.
-
Моделист-Конструктор Истребители Второй мировой войны
Истребитель Bf 109E, оснащенный тропическим фильтром для эксплуатации в жарком климате
-
Aeroplane Monthly 1990-12 / M.Oakey - Grapevine
At Mesa, Arizona on the night of October 6, 1990 the Champlin Fighter Museum's Messerschmitt Bf 109 and Focke-Wulf Fw 190 were rolled out and had their engines run. The event marked the museum's highly successful First Annual Aviation Art Show and Fighter Aces Symposium, held on October 5-7.
Другие самолёты на фотографии: Focke-Wulf FW.190A - Германия - 1941
-
Flight 1940-02 / Flight
A direct-injection DB-601 in a Messerschmitt Me 109. It is not difficult to guess where the squadron artist had his training.
-
Flight 1940-03 / Flight
Refuelling a Messerschmitt Me 109 single-seater fighter. It will be noted that the tank is behind the cockpit.
-
АвиаМастер 2004-01 / О.Каминский, М.Жирохов - Воздушные тараны черноморцев /Неизвестные страницы/
"Мессершмитты" Bf 109E из 77-й истребительной эскадры Люфтваффе - главные противники советских летчиков-черноморцев в начальный период Великой Отечественной войны.
-
Flight 1940-06 / Flight
The Messerschmitt Me 109. This type was flown in Germany by Major de Seversky, but is considered inferior to the Spitfire.
-
АвиаПарк 2008-02 / И.Сеидов - Полвойны на "Ишаке", полвойны на "Яке" /Авиация в лицах/
Истребители Bf 109E из 13-й словацкой эскадрильи Люфтваффе. Одну из этих машин сбил Геннадий Шадрин 17 января 1943г.
-
Мир Авиации 1994-02 / Д.Хазанов - Поражение люфтваффе под Москвой /Война в воздухе/
Bf 109E коммодора майора Нордманна, аэродром Шаталово.
-
Air International 1980-10 / W.Wood - Emil uber England
Emils of II/JG 27 at St Trond airfield, Belgium, where the unit was based 19-22 May 1940.
-
Air International 1980-10 / W.Wood - Emil uber England
Emils of III/JG 26 dispersed on Caffiers airfield, near Calais, during the "Battle of Britain "
-
История Авиации 2003-02 / П.Каминский - Il-2?.. Schturmovik?.. Das ist fantastisch!!.. /Игротека/ (1)
Взлетающие тропические (а точнее пустынные) Bf109E из состава I/JG27, действовавшей над Средиземным морем и Северной Африкой.
-
Авиация и Космонавтика 2016-09 / В.Бакурский - Главный противник. Крылья "Мессера"
Bf 109E (на крыле появились радиаторы системы охлаждения двигателя, слегка заглубленные в консоли);
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
В полете Bf109E из штабного звена II/JG77, лето 1941 г.
-
Мировая Авиация 2
В начале Второй мировой войны самолеты Bf 109 превосходили устаревшие французские и польские истребители. Тогда погибло считанное число Messerchmitt, причем не в воздушных боях, а от огня наземной зенитной артиллерии.
-
Мировая Авиация 4
"Желтый 14" из третьей группы JG 2 был самолетом лейтенанта Франца Фиби. Здесь Фиби сфотографирован во время боевого вылета.
-
АвиаМастер 2006-03 / В.Кондратьев - Фанера победила дюраль /Цифры и факты/
"Мессершмитт" Bf 109E "Эмиль", прославившийся в 1940 году в небе над Западной Европой. В расчете на этого противника разрабатывались накануне войны в советских авиационных КБ новые типы истребителей. Но в середине 1941 года "Эмиль" в Германии уже считался устаревшим, а ему на смену пришла новая модификация - Bf 109F. О ее существовании у нас тогда еще не знали...
-
Мировая Авиация 115
Истребитель Bf 109E снят в начале молниеносной войны против Франции. Перед свастикой на хвостовой части самолета видны четыре отметки воздушных побед.
-
Авиация и Космонавтика 2021-10 / С.Мороз - Непобежденный. Из истории самолета МиГ-3 (3)
Немецкие истребители Мессершмитт Bf 109E над Ла-Маншем в 1940 г. - они будут основными противниками советских летчиков в будущей войне летом 1941 г.
-
Air International 1980-10 / W.Wood - Emil uber England
Bf 109Es of Oblt Neumann’s Schwarm are seen shortly before his last mission.
-
Air Pictorial 1958-03
Другие самолёты на фотографии: Supermarine Spitfire Mk.V - Великобритания - 1941
-
Мировая Авиация 4
Самолеты эскадрильи Bf 109 выстроились над Ла-Маншем, фотография сделана в сентябре 1940 года.
-
Мировая Авиация 115
В Испании гауптман Вернер Мельдерс разработал строй "Schwarm" - звено из двух пар, впоследствии принятый в авиации Британии и других стран. Звено состояло из двух взаимно поддерживающих друг друга пар, состоявших из ведущего и ведомого.
-
Flight 1940-01 / Flight
Three specially prepared photographs from identical viewpoints and approximately to scale of the German Messerschmitt Me 109 (top), the Supermarine Spitfire, and the Hawker Hurricane. It will be noted that the British machines are larger but considerably cleaner.
Другие самолёты на фотографии: Hawker Hurricane - Великобритания - 1935Supermarine Spitfire - Великобритания - 1936
-
Flight 1940-09 / Flight
NOT EASY MEAT. Messerschmitt Me 109's attacking a balloon barrage in the South East. Since the exact height and position of the balloons is known the A.A, fire is particularly accurate.
-
Мировая Авиация 85
Бомбардировщики Stuka в боях в Северной Африке показали себя превосходно - под прикрытием истребителей Bf 109 они наносили серьезный урон живой силе и технике британцев.
Другие самолёты на фотографии: Junkers Ju.87B - Германия - 1938
-
Мировая Авиация 24
Истребители Messerschmitt Bf 109E имели явное преимущество в небе Франции. Сопротивление со стороны британских и французских ВВС было, в лучшем случае, спорадическим.
-
Flight 1940-10 / Flight
In this photograph of the German single-seat fighter can be seen the three-bladed airscrew, the two wing guns, the sideways-retracting undercarriage and the mass-balanced ailerons. The flaps are down, as the machine has just landed and is taxying in.
-
Авиация и Время 2001-01 / С.Бошнаков - Болгарская авиация против советских подводных лодок
С конца 1940г. до августа 1941г. для охраны болгарского побережья использовались два ята, включавшие по пять Bf 109E и дислоцированные в Балчике и Сарафово. На снимке: пара "Мессершмиттов" в патрульном полете
-
Авиация и Космонавтика 2018-11 / А.Широкорад - Разрушение Европы (3)
Истребители Bf 109E
-
Авиация и Космонавтика 2018-11 / А.Широкорад - Разрушение Европы (3)
Лучший болгарский летчик-ас Стоян Стоянов (в форме) у истребителя Мессершмитт Bf 109E
-
Авиация и Космонавтика 2018-11 / А.Широкорад - Разрушение Европы (3)
Молебен на болгарском аэродроме
Другие самолёты на фотографии: Avia B-534 - Чехословакия - 1933
-
Мировая Авиация 2
СЦЕПКА. Концепция самолета-сцепки была опробована с привлечением Bf.109, использовавшегося для доставки транспортного планера (фото) или начиненного взрывчаткой бомбардировщика.
Другие самолёты на фотографии: DFS DFS 230 - Германия - 1937
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Продувка истребителя Bf 109 в аэродинамической трубе
-
Flight 1940-11 / Flight
WAR WEAPONS WEEK: An Me 109 on exhibition in the Piccadilly showroom of Rootes, Limited, to help the Westminster War Weapons Week.
-
Flight 1940-10 / Flight
The Mercedes-Benz or Daimler-Benz DB 601 A is installed in the Me 109 on liberal-section engine mountings which are convenient for engine-changing. On the top of the engine can be seen the two machine guns which fire through the disc of the V.D.M. electrically operated feathering airscrew.
-
Flight 1940-02 / Flight
One of the first pictures to be released of the Messerschmitt Me 109 in production.
-
Flight 1940-04 / Flight
The nose of the Me 109 showing the hole in the spinner for an engine-mounted shell-gun.
-
Flight 1940-02 / Flight
A nice shiny new Me 109 is wheeled from the works at Augsburg. One day it may share the fate of its forlorn-looking brother.
-
Flight 1940-10 / Flight
The fuselage joints which result from Messerschmitt construction are so smooth that they are barely discernible in this photograph.
-
Мировая Авиация 87
Самым знаменитым немецким асом во время битвы за Британию считался Гельмут Вик. На руль направления Bf 109 командира I группы 2-й эскадры нанесены отметки о 42 победах в воздушных боях, за которые 6 октября 1940 года Вик был награжден Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту и удостоен воинского звания майор. Его Bf 109E был сфотографирован в октябре 1940 года. Всего летчик уничтожил 56 самолетов. Месяц спустя, после того как был сделан этот снимок, его самого сбил британский Spitfire.
-
Мировая Авиация 4
Майор Гюнтер Лютцов (слева) и капитан Вильгельм Балтазар обсуждают новости на авиабазе в Девре (Франция). На заднем плане виден Bf109, на котором летал Балтазар. Отметки на киле самолета говорят о том, что к тому моменту капитан одержал 27 побед в воздушных боях и поразил 14 наземных целей.
-
Мировая Авиация 13
Отметки о сбитых самолетах противника на руле направления истребителя Bf 109E командира истребительной эскадры Вернера Мёльдерса. На счету Мёльдерса 30-32 победы, 31 августа 1940 года он сбил три британских истребителя Hurricane.
-
Air-Britain Aeromilitaria 1980-04
The tail of Franz von Werra's Bf 109E-4 shows thirteen victory markings, eight French and five British.
-
АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Командир 8-го отряда 5-й эскадры оберлейтенант Зегатц (слева) на фоне своего "Мессершмитта" Bf 109E с тирольским орлом на борту и лейтенант Бар
-
Авиация и Космонавтика 2016-11 / М.Тимин - Первые воздушные победы 22 июня 1941г. /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Командир 27-й истребительной эскадры майор Вольфган Шеллманн, весна 1941 г.
-
Мировая Авиация 115
Пилоты группы III./JG 2 отдыхают в перерыве между вылетами, сидя в своих летных комбинезонах в Синьи-е-Пти во время наступления во Франции, май 1940 года. Справа сидит фельдфебель Виллингер, который шесть месяцев спустя, 16 ноября, записал на счет эскадры JG 2500-ю победу, сбив над Портсмутом британский истребитель Hurricane.
-
Авиация и Космонавтика 2016-11 / М.Тимин - Первые воздушные победы 22 июня 1941г. /К 75-летию начала Великой Отечественной войны/
Командир 1-й эскадрильи JG54 оберлейтенант Адольф-Вольдемар Кинцингер в кабине Me-109. Один из самых результативных летчиков первого дня войны, заявивший 4 победы (причем все они подтверждаются советскими документами), погиб уже через пять дней, 27 июня 1941 г.
-
Авиация и Космонавтика 2024-12 / В.Хвощин - Видеть дальше "буратиньего носа" (2)
Видимость из кабины стандартного «Мессера» была ниже всякой критики, что подтверждается кустарно выполненной установкой зеркала заднего вида на этом Bf 109E
-
Air International 1980-10 / W.Wood - Emil uber England
The cockpit of Emil was comparatively small and narrow. The instruments on the upper panel surmounted by a clock (top centre) are (left to right) the altimeter, compass and boost pressure gauge in the upper row, and ASI, turn-and-bank indicator, rpm indicator and propeller pitch indicator in the lower row. The lower panel carried the oil pressure and fuel contents gauges, and the oil and water temperature gauges. The undercarriage selector handle is seen on the upper right of the lower panel.
-
Aeroplane Monthly 2000-04 / M.O'Leary - Back from Valhalla /Cover story/
The cockpit has been restored to its original wartime condition.
-
Aeroplane Monthly 1986-02 / A.Lumsden, T.Heffernan - Probe Probare (21)
The Bf 109's cockpit instruments were well marked and easily read. The view forward when taxying was poor and, in the event of turning over on the ground, there was no strong point to support the aircraft.
-
Flight 1940-10 / Flight
The Me 109 is not well provided with instruments. This drawing shows the cockpit and instrument board.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Приборная панель Bf 109E-3
-
Aeroplane Monthly 1999-11 / M.Oakey, T.Harmsworth - News
The cockpit of the ’109.
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Левый и правый борта кабины Bf 109E-3
-
Flight 1940-10 / Flight
The switch on the knob of the throttle lever which the pilot uses to alter airscrew pitch. While pitch is changing the the pitch indicator hands go round. The pitch required is set with reference to the rev counter.
-
Flight 1940-10 / Flight
The control column and the gun triggers. Note the safety catch which can be turned over to prevent the button being pressed.
-
Flight 1940-10 / Flight
The pilot of some Me 109s has armour plate both behind him and over his head. The head armour is attached to the hinged cockpit cover and so makes this rather weighty to lift up for entrance or exit.
-
АвиаМастер 2001-04 / А.Марданов - Защищая русский север /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
Момент подъема из озера Нессюк-Ярви самолета Bf-109E-3, сбитого советскими истребителями 17 июля 1941г. Снимок сделан в 1993 году.
-
АвиаМастер 2006-01 / А.Марданов - Четыре пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (1)
"Мессершмитт" Bf 109E-7 (с.н. 3523), на котором 3 апреля 1942г. совершил вынужденную посадку на лед лейтенант Видовиц. В октябре 2002г. самолет был поднят со дна озера. Внизу - одна из его заводских табличек с указанием типа "Me 109E". Это говорит о том, что аббревиатура Me 109 (а не только Bf 109) была официально принята в немецких документах
-
Aeroplane Monthly 1994-03 / M.Oakey - Grapevine
Former JG 77 Messerschmitt Bf 109E-4 Werknr 1407, recovered from Russia last summer and currently in storage in Hungary, was expected to come to the UK but is now likely to go to a Berlin museum.
-
Aeroplane Monthly 2000-04 / M.O'Leary - Back from Valhalla /Cover story/
Straightened out and propped together in Craig Charleston’s workshop before restoration, the Bf 109E’s remains looks deceptively complete. “I got excited when I saw the wreckage”, says David Price, “but it is fair to say that I didn’t fully understand what a great effort was still ahead.”
-
Aeroplane Monthly 1987-12 / Personal album
Another aircraft of III./ZG 1, this time Bf 109E S9+MS of 8./ZG 1. It should be noted that III./ZG I showed only Bf 109E-7s in their official loss and strength returns; from the known Werknr of the respective aircraft, however, it appears that many were originally delivered as E-1, 3 and 4 variants and were later modified to E-7 standard.
-
Мировая Авиация 2
Несмотря на введенный в 1940 году камуфляж, Bf109 еще долгое время сохраняли первоначальную окраску. Этот Bf 109E-3 скапотировал при посадке в Голландии в 1941 году. Судя по всему, пилот не пострадал.
-
Aeroplane Monthly 1980-09 / R.Olejnik - Achtung! Kleine Indianer!
This Bf109E-4, from the author's Staffel, No 2, was damaged by RAF fighters on August 15, 1940. The pilot nursed the aircraft home and force-landed at Colombert.
-
Aeroplane Monthly 1980-09 / R.Olejnik - Achtung! Kleine Indianer!
Another view of the Bf109E-4 at Colombert.
-
Авиация и Космонавтика 2005-11 / Me 109 - плохой продукт /Аэроархив/
Поврежденный водорадиатор
-
Авиация и Космонавтика 2005-11 / Me 109 - плохой продукт /Аэроархив/
Вид на силовую установку "мессера"
-
Мир Авиации 1994-02 / Д.Хазанов - Поражение люфтваффе под Москвой /Война в воздухе/
Ремонт в полевых условиях.
-
Air-Britain Aeromilitaria 1980-04
Bf 109E-1 W/n 6296F on display in Croydon at 6d per visit, proceeds going to the Croydon Spitfire Fund. This aircraft belly-landed at Margate on Monday 24 July after being shot down by Sqn Ldr H.C.Sawyer of No.65 Squadron. The pilot, Lt. Werner Bartels was Geschwader Adjutant to III/JG 26, then commanded, by Major Adolf Galland and based at Caffiers.
-
Air-Britain Aeromilitaria 1980-04
Another view of Bf 109E-1 W/n 6296F on display at Croydon. For a country under air attack, there appears to be a remarkable lack of civilian gas Masks visible
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Удобство транспортировки поврежденного самолета - одно из качеств Bf 109, весьма востребованное на войне
-
Air-Britain Aeromilitaria 1980-04
The same aircraft on exhibition outside Hackney Town Hall in North-East London, apparently still being assembled for display.
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Обратите внимание на верхний левый снимок. На нем запечатлены одновременно самолеты вариантов C и E.
-
Aeroplane Monthly 1994-04 / 1994 UK Aircraft Collections and Museums Guide
The replica Bf 109, Hurricane and Spitfire at Kent Battle of Britain Museum.
Другие самолёты на фотографии: Hawker Hurricane - Великобритания - 1935Supermarine Spitfire - Великобритания - 1936
-
Flight 1940-11 / Flight
OUTCLASSED. Me 109 showing clearly the poor armament compared with our fighters. Gun troughs in the top cowling carry the synchronised guns, and the muzzles of the wing guns are slightly inboard of the automatic slots. An engine-mounted 20 mm. shell gun is indicated by the hollow hub of the airscrew.
A Messerschmitt Me 109 single-seater fighter which made a crash landing in South-East England last week. This picture shows how "dirty" the Me 109 is in comparison with the Hurricane and Spitfire. Note particularly the deep troughs for the fuselage guns. -
Авиация и Время 2017-01 / А.Харук - На страже нейтралитета. ВВС Швейцарии в годы Второй мировой войны (3)
Регистрационный номер: J-338 «Мессершмитт», вероятно, обер-лейтенанта Хейнигера, подбитый американскими «Мустангами»
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Хотя фюзеляж самолета и отличался достаточной прочностью, необходимой для повседневной эксплуатации, при грубой посадке он попросту ломался. Несущая обшивка хвостовой части не могла воспринять подобные нагрузки
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Сбитый над Балтикой Bf 109E-4 из III./JG 54, Средиземноморский(???) ТВД
-
История Авиации 2000-03 / А.Степанов - Пиррова победа Люфтваффе на Западе /Большая стратегия/
За незначительные успехи при ударах по аэродромам союзников приходилось платить дорогой ценой: этот Bf109E-3 обер-лейтенанта Дитриха Робиша из состава II9J)/186 был сбит в схватке с голландскими истребителями D.XXI 10 мая 1940г. над авиабазой Де Куй.
-
История Авиации 2000-03 / А.Степанов - Пиррова победа Люфтваффе на Западе /Большая стратегия/
А этот Bf109E-3 командира 1-й эскадрильи JG2 "Рихтгофен" гауптмана Отто Бертрама был сбит французскими истребителями 18 мая 1940г. над районом Камбрэ.
-
Air-Britain Aeromilitaria 1980-04
Item 11 ends its sorties from Beaumont-le-Roger in a wheatfield near Shoreham. Note that the 'R' quoted as its marking is, in fact, the unit badge of JG.2
-
Air-Britain Aeromilitaria 1980-04
Item 78, Bf 109E4 W/n 1985 in a field near Aldington, Kent, after being shot down by Sgt.J.Frantisek of No.303 (Polish) Squadron
-
Flight 1940-09 / Flight
SHEEP IN WOLF'S CLOTHING. A present day pastoral scene frequently met with in the South-Eastern corner of Great Britain.
-
Aeroplane Monthly 1983-06 / ??? - Fallen might
Where sheep may safely graze. This Messerschmitt Bf 109 of 1/JG 53 was shot down on the Sussex downs in September 1940. The pilot was captured by the Home Guard.
-
Flight 1940-09 / Flight
Painless Extraction: Troops removing ammunition belts from a captured Me.109. The German fighters carry rather more rounds per gun than do our machines but we have a greater number of guns.
-
Air-Britain Aeromilitaria 1980-04
Item 99, Bf 109E-4 W/n 1480 was flown by Oblt.Franz von Werra, the 'One who Got Away', then Adjutant of 11/JG 3 at Samer. He was shot down by Flt Lt P.C.Hughes of No.234 Squadron at Harden, on Thursay, 5 September and was taken prisoner.
-
Aeroplane Monthly 1983-06 / ??? - Fallen might
A Good Specimen: An Me.109 shot down in the south-east. The two synchronised guns lying on top of the engine can be clearly seen and the wing tip slots are also apparent. The conical box in the foreground is an ammunition container.
Oblt von Werra’s Messerschmitt Bf 109E-4, shot down on September 5, 1940, photographed at Winchet Hill, Love’s Farm, Marsden, Kent. -
Air-Britain Aeromilitaria 1980-04
Bf 109E-4, now known to have been W/n 5587, made a belly-landing at the Farm of Mrs.J.Weir at East Langdon, having been shot down by Pilot Officer B.J.Wicks of No.56 Squadron on Saturday, 24 August. There are other press photographs of this aircraft. Oddly, one of them shows the fin as having one less victory mark than on other prints.
-
История Авиации 2003-02 / П.Каминский - Il-2?.. Schturmovik?.. Das ist fantastisch!!.. /Игротека/ (1)
Нередко для уцелевших в боях и штурмовках пилотов Люфтваффе возвращение на свои авиабазы заканчивалось примерно таким образом. На фото запечатлен Bf109E из состава 7/JG54, с трудом дотянувший до своей территории 22 июня 1941г. Самолет был позже восстановлен.
-
История Авиации 2003-02 / П.Каминский - Il-2?.. Schturmovik?.. Das ist fantastisch!!.. /Игротека/ (1)
Bf109E из 2/JG52, вернувшийся после сопровождения группы Ju87 в район Киева 8 августа 1941г. Самолет был позже восстановлен.
-
Aeroplane Monthly 1985-11 / Personal album
A Battered JG 71 Messerschmitt Bf 109E.
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / В.Бакурский - Главный противник или Поставить точки над "i" II
Картина, достаточно характерная для немецких аэродромов.
-
Авиация и Космонавтика 2013-06 / Маслов, Иванов, Дымич, Потоцкий, Фирсов, Бакурский - И-16 - штрихи к "портрету"
Сбитый под Киевом в первые дни войны "Мессершмитт" Bf 109E из эскадры JG 3
-
Авиация и Время 2002-04 / Д.Хазанов, А.Котлобовский - Битва над Киевом (3)
Bf 109E, сбитый на южном фланге обороны Юго-Западного фронта
-
Flight 1940-10 / Flight
Anson is as Anson Does: A Messerschmitt Me 109 which crash-landed in Windsor Great Park after attacking a pair of Ansons which the German pilot thought providence had served up to him ready cooked.
-
Air-Britain Aeromilitaria 1980-04
A Bf 109E of 7/JG 27 is salvaged from Windsor Great Park. On 30 September 1940, Oblt. Karl Fischer intercepted two Ansons but during his attack stalled and crashed.
-
Мир Авиации 1995-01 / Ю.Рыбин - О Сафонове не по мемуарам /Асы мира/
Bf 109E, сбитый в 1942г. в районе Мурманска. "Голова белого медведя" - знак 5-й эскадрильи 5 истребительной эскадры (5./JG 5 "Eismeer").
-
АвиаМастер 2006-02 / А.Марданов - Восемь пишем, два в уме /На фронтах Великой Отечественной/ (2)
Разбитый на вынужденной посадке после воздушного боя 13 июня 1942 года Bf 109E-7 N 5599 унтер-офицера Кайзера из 8-го отряда 5-й истребительной эскадры. Согласно немецкой методике, такое состояние было оценено как "повреждение на 70%"
-
Air-Britain Aeromilitaria 1980-04
Item 45 Bf 109E-1 W/n 3271 On Friday 30 August after being shot down by Sqn Ldr T.P.Gleave of No.253 Squadron. Censorship was presumably to prevent the enemy knowing that this particular aircraft was captured.
-
Air-Britain Aeromilitaria 1980-04
Item 55, Bf 109E-4 W/n 1184 crashlanded in a field at Alcombe on Saturday 21 August after being attacked by a Hurricane of No.85 Squadron flown by P/O H.T.Hodgson, who was presumably getting his own back for having been shot down himself earlier that day. Hay has been spread over the wings and tail to conceal the aircraft until it can be examined and moved.
-
Flight 1940-04 / Flight
A Messerschmitt Me 109 fighter brought down behind the French lines.
-
АвиаМастер 2006-08 / А.Марченко, И.Сеидов - Домой вернутся все! /Авиация в лицах/
"Мессершмитт" Bf 109, подбитый и севший на вынужденную среди руин Сталинграда
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - 1. Chronology
A German Bf 109 fighter is shot down and comes to rest in a cornfield. The pilot comments: ‘That’s what we get for coming to England’ (July 1940).
-
Мировая Авиация 57
Главной ударной силой истребительных частей Люфтваффе во время греческой кампании были BF109E. Серьезного противодействия со стороны греческих и британских ВВС они не встретили. Немецкие самолеты, действовавшие на Балканах, имели желтую маркировку.
-
Aeroplane Monthly 1987-12 / Personal album
Bf 109E S9+ES of 8./ZG 1.
-
Мировая Авиация 57
Истребительные части, воевавшие в пустыне, немцы быстро перевооружили на Bf 109F, однако в качестве истребителей-бомбардировщиков они продолжали использовать Bf 109E. На снимке: Bf 109E-4/В из 210-й эскадрильи скоростных бомбардировщиков III группы.
-
Aeroplane Monthly 1987-12 / Personal album
Two views of Bf 109E S9+IR of 7./ZG 1, part of III./ZG 1. The Gruppe was officially absorbed into I./SG 2 on September 28, 1942, but seems to have retained a certain degree of independence at least until late November of that year. In late October/early November it operated from the airfields at Gambut, Martuba, Al-Quasaba and Bir-el-Abd, where these pictures were probably taken. When the Luftwaffe had to retreat in front of the Allied forces, at least 14 Bf 109E-7s had to be left behind owing to either damage or lack of fuel; in the official loss returns these aircraft are invariably listed as “blown up, 100 per cent loss”, although in fact a number of them were only superficially damaged.
-
Flight 1940-03 / Flight
Scale models of German aircraft are used for instruction in zones of fire. Gun positions are represented by small illuminated bulbs.
Другие самолёты на фотографии: Heinkel He-111P/H - Германия - 1938Junkers Ju.52/3m - Германия - 1931Junkers Ju.87B - Германия - 1938
-
Мировая Авиация 2
Этот Messerschmitt Bf 109E-4 входил в группировку, которая базировалась в августе 1940 года в Гранвилье (Франция). На самолете летал командир группы Ганс фон Хан - на носу истребителя изображен дракон, являвшийся эмблемой самолетов этой группы. Цвет эмблемы был зеленым для штабных самолетов, белым - для машин 1-й эскадрильи, красным - для 2-й эскадрильи, желтым - для 3-й эскадрильи.
-
Авиация и Космонавтика 2018-06 / М.Тимин - Июнь 1941г. Воздушная битва на южном направлении (1)
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-3 - Россия - 1940
-
Air International 1990-10 / In print
"Eagles over the Channel" by Michael Turner
-
Aeroplane Monthly 2000-04
THE STORM CLOUDS GATHER - BY NICOLAS TRUDGIAN. This superb new release depicts ME 109s of JG2 out on a mission - September 1940.
-
Aeroplane Monthly 1994-03
Willy Messerschmitt
-
Aeroplane Monthly 1990-04
"EAGLE ATTACK" "A schwarm of ME109's peel off to attack a bunch of Spitfires which have dived out of the sun, upon a large formation of HE111's. Already the lead pair of ME109's are bringing their guns to bear and moments later the two pilots in the foreground will flick-roll their fighters into the attack".
-
Aeroplane Monthly 1990-04
"SUMMER VICTORY” "No fighter in history has captured the imagination more so than the Spitfire, and this superb painting depicts a trio of Spitfires swooping over a downed ME109 during the Battle”.
Другие самолёты на фотографии: Supermarine Spitfire - Великобритания - 1936
-
Air International 1980-10 / W.Wood - Emil uber England
Messerschmitt Bf 109E-4
-
Мировая Авиация 2
Bf.109E-4
-
Flight 1940-10 / Flight
Messerschmitt fuselage construction has a longitudinal joint on top and bottom of the metal shell. Alternate plates have their edges flanged up into Z section "frames" and are joggled to give smooth joints. Riveting is flush and the stringers pass through the "frames" without attachment to them. Top and bottom stringers are of double width to allow the plates to butt on them and so avoid lap joints.
-
Flight 1940-10 / Flight
The wing joint features pins at right angles for attaching the single spar to the fuselage. A third attachment ensures the transmission of torsional loads.
-
Flight 1940-10 / Flight
The Oerlikon 20 mm. shell gun is in common use on German aircraft. Some Me 109s are provided with two in the wings. The explosive shell, giving the length of its cartridge case, is also shown.
-
Авиация и Космонавтика 2016-09 / В.Бакурский - Главный противник. Крылья "Мессера"
На крыле Bf 109 до модификации «Е» включительно на нижней поверхности крыла имелись только маленькие технологические лючки. На самолетах, начиная с варианта «F», на нижней поверхности консолей появились огромные съемные панели (выделены цветом)
Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.109F - Германия - 1940
-
Aviation Historian 32 / P.Hobbins - Flying the "Bathfire"
The Bf 109 pilot’s seat was mounted close to the cockpit floor. The resulting semi-inclined seating posture gave the pilot good g-resistance
-
Flight 1940-11 / Flight
CREW COMFORTS: An indication of some of the armour protection found in various German aircraft. Reading from the top downwards the machines are Me 109, He 111 and Do 215.
Другие самолёты на фотографии: Dornier Do.17Z / Do.215 - Германия - 1939Heinkel He-111P/H - Германия - 1938
-
Flight 1940-10 / Flight
Plan view of the Messerschmitt Me 109
-
Air Pictorial 1964-09
Camouflage scheme and markings of the Messerschmitt Bf 109E-3 flown by Major Helmut Wick during the Battle of Britain
-
Авиация и Космонавтика 1999-05 / В.Катков, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 109
Bf 109E-1, Bf 109E-3
-
Мировая Авиация 4
Истребитель Bf 109E-4 (с заводским номером 1480) базировался в августе 1940 года в Соме (Франция). На этом самолете летал пилот второй группы 3-й истребительной эскадры обер-лейтенант Франц фон Верра. Сбитый над Британией 5 сентября 1940 года фон Верра был вынужден совершить аварийную посадку близ Винчет Хилл в графстве Кент. Там его взяли в плен. Позже летчик прославился тем, что он, единственный из всех взятых западными союзниками пленных, сумел сбежать из лагеря для военнопленных и вернуться в Германию.
Тип фотографий
- Все фото (301)
- Боковые проекции (57)
- Цветные фото (15)
- Ч/б фото (138)
- Кабина (10)
- Реставрация (4)
- Обломки (52)
- Модели, рисунки, схемы, чертежи (25)