RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1936

Истребитель

Spitfire

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
   - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
   - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
   - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
   - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
   - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
   - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
   - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
   - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.

Показать полностью

Описание:

  • Spitfire
  • Supermarine Spitfire и Seafire
  • Flight, November 1939
    Britain's Military Aircraft
  • Авиация и Космонавтика 2005-03 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (3)
    Регистрационный номер: K5054   [53]

    Прототип истребителя "Спитфайр"

  • Авиация и Космонавтика 2016-03 / ??? - Истребитель "Спитфайр": К 80-летию со дня первого полета
    Регистрационный номер: K5054   [53]

    Первый опытный "Спитфайр"

  • Air International 1980-05 / Model enthusiast
    Регистрационный номер: N9794

    Spitfire I N9794 as flown by Sqdn Ldr Henry Cozens, CO of No 19 Squadron, RAF, at Duxford, for air-to-air photography in October 1938; the squadron identity was removed from the fin soon after.

  • Авиация и Космонавтика 2005-03 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (3)
    Регистрационный номер: K9794

    Истребитель "Спитфайр" Mk.I из 19-й авиаэскадрильи RAF, октябрь 1938г.

  • Авиация и Космонавтика 2005-03 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (3)
    Регистрационный номер: K9942

    "Спитфайр" Mk.I из состава 72-й эскадрильи RAF, 1939г.

  • Мировая Авиация 23

    Spitfire Mk I, 65-я эскадрилья, август 1939 года. Изображен самолет флайт-лейтенанта Роберта Така - первого аса, воевавшего на Spitfire. Так одержал свои четвертую и пятую победы в воздушных боях, сбив над Дюнкерком 24 мая 1940 года два Do 17. В период битвы за Британию данный самолет состоял на вооружении 64-й эскадрильи, а потом его передали в запасную эскадрилью № 7 OTU. Еще позже его переделали в разведчик PR.Mk III, и в этом качестве самолет использовала базировавшаяся в Бенсоне 1-я фоторазведывательная эскадрилья.

  • Air International 1980-05 / Model enthusiast

    The sole Spitfire I acquired by the Armee de I'Air towards the end of 1939, and believed to have been captured by German forces at Orleans in 1940.

  • Мировая Авиация 245

    Британский Spitfire Mk I из 54-й эскадрильи, Дюнкерк, май 1940 года. Истребитель был сбит огнем с ранее им же поврежденного германского He-111P из подразделения 6./KG 66.

  • Авиация и Время 2004-03 / М.Пруцаков, М.Жирохов - Одинокий волк /Портреты/
    Регистрационный номер: P7436

    Spitfire Mk.I из 609-й АЭ британских ВВС (No. 609 Sqn. RAF), на котором 21 мая 1941г. погиб Р. де Хемрикурт

  • Мировая Авиация 93
    Регистрационный номер: R6690   [2]

    На этом Spitfire Mk I (R6690/"PR-Q"> в августе 1940 года летал капитан Дж. Дандес. К 9 октября он одержал девять побед и был лучшим пилотом 609-й эскадрильи во время битвы за Британию. Самолет имел стандартное пулеметное вооружение типа Mk I.

  • Авиация и Время 2000-06 / В.Жигалко - Битва за Англию /Аэроархив/ (2)
    Регистрационный номер: R6690   [2]

    Spitfire Mk.I флаинг-офицера Джона Дандаса из 609-й АЭ Королевских ВВС. Миддл Валлоп, август 1940г.

  • Мировая Авиация 23
    Регистрационный номер: R6908

    Spitfire Mk IB, 92-я эскадрилья, ноябрь 1940 года. Один из первых истребителей Spitfire со смешанным пулеметно-пушечным вооружением; позже самолет был доработан до уровня Mk V. В составе 92-й эскадрильи этот самолет провел 9 мая 1941 года один из первых воздушных боев с Bf 109F. В том бою истребитель получил повреждения, а раненый пилот Мэйтлэнд-Томпсон совершил вынужденную посадку в Бигген-Хиллс, после чего самолет пришлось списать.

  • Мировая Авиация 93
    Регистрационный номер: R6776

    Август 1940 года. Spitfire Mk IB (R6776/"QV-H") из 19-й эскадрильи исходно снаряжался пушками. Его пилот, старший сержант Дж. Анвин, добился немалых успехов - в 1940 году он сбил 13 самолетов.

  • Авиация и Космонавтика 2005-03 / В.Котельников, М.Никольский - Супермарин "Спитфайр" (3)
    Регистрационный номер: P9386   [3]

    Истребитель "Спитфайр" Mk.IA капитана Коули. 1940г.

  • Мировая Авиация 74

    На этом Spitfire Так был подбит 28 января 1942 года. После вынужденной посадки попал в плен, откуда он бежал 1 февраля 1945 года и добрался до позиций советских войск.

  • Мировая Авиация 89

    Spitfire Mk I. Хотя Spitfire Mk I и II сравнительно недолго служили в боевых подразделениях RAF, они добились многочисленных побед над силами Люфтваффе, зачастую имевшими численное превосходство. Начиная с первой схватки над Шотландией и заканчивая знаменитыми боями над юго-восточной Англией, ранние Spitfire были грозным противником для немецких пилотов.

  • Мировая Авиация 69
    Регистрационный номер: K9953

    На истребителе K9953/ZP-A Мэлан 27 мая 1940 года сбил один Bf 109E, повредил два Do 17 и одержал групповую неподтвержденную победу над еще одним Do 17.

  • Мировая Авиация 25

    Spitfire Mk I. Навсегда вошедшие в историю благодаря своему участию в битве за Британию Spitfire Mk I вели ежедневные бои со смертоносными Bf 109E. На рисунках представлен Spitfire Mk I, типичный для того периода.

  • Air International 1980-05 / Model enthusiast

    Spitfire IA No 371, one of 18 supplied to Portugal during 1943 and used by the "XZ" Squadron at No 3 Aerial Base, Tancos.

  • Мировая Авиация 135

    Правительства нейтральных Турции, Португалии и Египта также снабжалась Spitfire, в основном для сохранения их расположения к союзникам. Португалия (на рисунке) получила две партии самолетов в 1942-1943 годах, последнюю - после подписания Азорского договора.

  • Мировая Авиация 46
    Регистрационный номер: P8081

    На этом Spitfire Mk II летал чехословацкий ас Адольф Выбирал из 312-й (чешской) эскадрильи, базировавшейся в ноябре 1941 года на авиабазе Эйр, Шотландия. Названный "Garfield Weston IV", этот самолет имел серо-темно-зеленый камуфляж, нанесенный поверх средне-зелено-серого, в который с 16 августа 1941 года окрашивались серийные Spitfire.

  • Air International 1980-05 / Model enthusiast
    Регистрационный номер: P7666   [2]

    Spitfire IIA P7666, a presentation aircraft from the Observer Corps, as used by Sqdn Ldr D O Finlay, DFC, the CO of No 41 Squadron at Hornchurch in December 1940.

  • Air Enthusiast 1971-10 / R.Braybrook - Trial by Fire /Fighters in the RAF/ (2)
    Регистрационный номер: P7666   [2]

    A Spitfire II (P7666) of No 41 Sqdn, Autumn 1940;

  • Мировая Авиация 23
    Регистрационный номер: P7531

    Spitfire Mk IIA, 421-е звено, ноябрь 1940 года. На этом Mk IIA летал флайт-лейтенант Чарлз Грин из 421 -го звена. Перед звеном стояла задача обнаруживать группы немецких самолетов и сообщать командованию их координаты, курс, высоту и скорость. Машины звена несли обозначения 65-й эскадрильи (буквы "LZ"), на базе которой оно было сформировано. Прежде чем попасть в 421-е звено, самолет P7351 использовался в испытаниях на пикирование, проходивших в Фарнборо.

  • Air International 1980-05 / Model enthusiast

    A Spitfire IIA of No 66 Squadron in 1941, one of three squadrons to use the 40-Imp gal (182-l) long-range tank installation (on the port wing only) for bomber escort duty.

  • Мировая Авиация 52

    Spitfire. Одним из подразделений, использовавших Spitfire с единственным несбрасываемым дополнительным 182-литровым топливным баком на левом крыле (крыло Supermarine Type 343), была 66-я эскадрилья. Представленный на рисунке Spitfire Mk IIA был построен на заводе в Кастл-Бромвич в 1940 году.

  • Air International 1980-05 / Model enthusiast
    Регистрационный номер: P8342

    Spitfire IIB P8342 of No 306 (Polish) Squadron operating from Northolt in August 1941. The badge of the Polish Torunski unit is carried on the lower front cowling.

  • Aviation Historian 9 / J.Franzi - Perfect Third? /An eye for detail/
    Регистрационный номер: N3297   [13]

    MARCH 1940. N3297 was originally given the standard factory finish as applied to Spitfire Mk Is between late February and mid-May 1940. The underside was painted Aluminium, with the port wing in Night and the starboard wing in White. The cowling was 4in (102mm) longer to accommodate the Rolls-Royce Merlin XX engine. The aircraft was fitted with a three-bladed propeller, various types of which were tested.

  • Aviation Historian 9 / J.Franzi - Perfect Third? /An eye for detail/
    Регистрационный номер: N3297   [13]

    MAY 1940. The fin flash and the yellow outer ring of the roundel were applied in response to an Air Ministry directive of May 1, 1940. Yellow undersurfaces for non-operational aircraft had been introduced in late 1939, and instructions of late 1940 specifically included prototype aircraft. Various propellers and spinners were fitted to N3297, including RotoI three- and four-bladed props of 10ft 9in (3-28m) diameter and a Dural de Havilland propeller of 11ft (3-35m) diameter.

  • Aviation Historian 9 / J.Franzi - Perfect Third? /An eye for detail/
    Регистрационный номер: N3297   [13]

    OCTOBER 1941. With the cancellation of the Mk III in April 1941, N3297 was sent to Rolls-Royce at Hucknall to become an engine testbed, first flying with a two-stage supercharged Merlin 60 on August 19, 1941. The following month it was fitted with a Merlin 61, these trials aiding the development of the Mk IX. Its markings by this time complied with instructions of August 1940 stipulating underwing roundels of 50in (1-27m) diameter and an instruction of December 1940 specifying 27in (685mm) fin flashes.

  • Air International 1985-03 / ??? - Spitfire: Simply Superb /Warbirds/ (2)
    Регистрационный номер: N3297   [13]

    The Spitfire III N3297 in its original form in March 1940 with blunt wing tips, forward-raked undercarriage legs, retractable tailwheel and enlarged oil cooler intake. Note the full wheel covers and experimental main radiator.

  • Aeroplane Monthly 1990-10 / Spitfire Notebook (6)
    Регистрационный номер: N3297   [13]

    The first Spitfire III, N3297, with standard wingspan and experimental radiator under the starboard wing. Note the retractable tailwheel and Rotol three-bladed propeller. Armament here consists of eight 0-303in machine-guns.

  • Aeroplane Monthly 1990-10 / Spitfire Notebook (6)
    Регистрационный номер: N3297   [13]

  • Air International 1985-03 / ??? - Spitfire: Simply Superb /Warbirds/ (2)
    Регистрационный номер: N3297   [13]

    The Spitfire III N3297 in its original form in March 1940 with blunt wing tips, forward-raked undercarriage legs, retractable tailwheel and enlarged oil cooler intake.

  • Aeroplane Monthly 1994-11 / S.Paine - Spitfire anatomy (1)
    Регистрационный номер: N3297   [13]

    N3297, the first prototype Spitfire Mk III, seen here with the original clipped wings. It was later fitted with normal elliptical wingtips.

  • Мировая Авиация 46
    Регистрационный номер: N3297   [13]

    Mk III отличался крылом с "подрезанными" законцовками и полностью закрытыми нишами основного шасси, которые имели форму шарнирных люков, размещавшихся параллельно земле при выпущенном шасси. Подобные люки устанавливались на прототипе Spitfire, но никогда не применялись в эксплуатации.

  • Aviation Historian 9 / J.Franzi - Perfect Third? /An eye for detail/
    Регистрационный номер: N3297   [13]

    The sole Spitfire Mk III, N3297, shortly after its completion, waxed and polished to maximise performance. Note the short-span wings and full doors on the mainwheels.

  • Мировая Авиация 46
    Регистрационный номер: N3297   [13]

    Прототип Mk III (№3297), от которого отказались в пользу Mk V, осенью 1941 года был передан "Rolls-Royce" и оснащен двигателем Merlin 61. После устранения неисправности в силовой установке истребитель стал демонстрировать отличные характеристики на средних и больших высотах.

  • Air Enthusiast 2001-09 / W.Matusiak - Five to Nine
    Регистрационный номер: N3297   [13]

    Two views of N3297 photographed in October 1941, during testing at Boscombe Down. Note the 'bumps' at the rear of the makeshift cowling. The aircraft was a hybrid, combining the modified Mk.III fuselage (similar to the later Mk.VIII), 'A' wing (without armament), and Merlin 61. In the original Mk.III prototype, to make room for enlarged fuel tanks in the fuselage, the upper portion of the fireproof bulkhead was inclined forward, as was the corresponding panel line between the main tank cover and the engine cowling. This was retained in N3297 throughout her life. Similar slant upper bulkhead/cowling arrangement would be used in just a few initial Mk.V-to-IX conversions, but would later be adopted as standard in Griffon-engined Spitfires. The upper surface painting scheme seems to have been Temperate Land in which N3297 was first finished in 1940 (not being a Fighter Command machine, the Spitfire was not affected by the switch to grey-and-green Day Fighter scheme in mid-1941). Undersides were yellow, as prescribed for prototypes (ortochromatic photos rendered this colour rather dark, as clearly displayed by the outer ring of the fuselage roundel). The propeller spinner looks like Sky, not usual on prototypes.

  • Aeroplane Monthly 1983-05 / B.Gunston - The classic aero engines (6)
    Регистрационный номер: N3297   [13]

    The Spitfire III N3297 in October 1941, with standard wing tips and a Merlin 60 series engine (note the twin wing radiators) and four-bladed propeller. As a Rolls-Royce test-bed, this was effectively a Spitfire IX prototype.
    Spitfire N3297 was the only Mk III built. It was used as a development aircraft and was fitted for a while with the Merlin 61. To absorb the additional power a large four-bladed propeller was fitted.

  • Мировая Авиация 42
    Регистрационный номер: K5054   [53]

    22 марта 1937 года произошел первый серьезный инцидент с K5054 - флайт-офицер Сэм Маккена совершил аварийную посадку из-за отказа двигателя. К этому времени на самолете были установлены мотор Merlin F мощностью 1045л. с. (779 кВт) и вооружение из восьми пулеметов Browning. Шесть месяцев спустя, после ремонта и нанесения камуфляжа дневного истребителя, K5054 снова поднялся в воздух. Через два года, 4 сентября 1939 года, машина была разбита при посадке, а пилотировавший ее лейтенант Уайт получил смертельные ранения. На этот раз самолет не восстанавливали.

  • Aeroplane Monthly 1976-03 / C.Andrews, E.Morgan - The First of the Many
    Регистрационный номер: K5054   [53]

    The Spitfire’s ability to survive forced landings was tested on March 22, 1937, when loss of oil pressure during high g turns and looping trials necessitated a belly-landing beside the Woodbridge-Bawdsey road. Damage was superficial.

  • Aeroplane Monthly 1996-08 / G.Webster - Lovell's last flight

    Tony Lovell sitting in the cockpit of a 41 Sqn Spitfire 1 after Terry Webster had made a wheels-up landing at RAF Catterick early in the war.

  • Air International 1985-02 / ??? - Spitfire: Simply Superb /Warbirds/ (1)

    Авария первой опытной "двойки"
    One of the Spitfire Is serving as Mk II prototypes, with Merlin XII engines, after suffering an engine failure and forced landing in Somerset.

  • Мировая Авиация 93

    Самолет "W-SH" из 64-й эскадрильи запечатлен во время ремонта шасси после аварийной посадки. Работы проводились в авральном порядке из-за нехватки истребителей.

  • Авиация и Космонавтика 2016-09 / В.Бакурский - Главный противник. Крылья "Мессера"

    Крыло «Спитфайра» по сравнению с крылом «Мессершмитта» казалось очень «хлипкой» конструкцией. На этом снимке хорошо видно, как сорвало тонкую дюралевую обшивку близким разрывом зенитного снаряда. Однако в реальных условиях воздушных боев крыло «Спитфайра» работало куда лучше, нежели крыло истребителя Bf 109

  • Aeroplane Monthly 1979-10 / Skywriters

    The only Spitfire built on an export contract was the single Mk I for France, which first flew in May 1939 and is seen here as discovered at Orleans by German occupation forces in 1940.
    "I enclose a photo that has puzzled me, in the hope that one of your readers can shed some light on it. It depicts a Spitfire and was given by a German airman to an Italian pilot fly ing Fiat B.R.20 against England in the winter of 1940/41. The picture appears to have been taken next to a hangar, and in the background are some high-wing monoplanes, possibly Moranes. The roundels, camouflage and “FW8” serial don’t appear to be British, and the rudder fabric seems to be cut out where the stencils use to appear.
    All this makes one think of a captured Spitfire originally supplied to France. I don’t believe any RAF Spitfires were based on the French mainland in 1940. Could this possibly be the Spitfire that was used by the Germans for faked “combat” photographs, together with a BF 109, He 111 and an FW 190?"

  • Авиация и Космонавтика 1998-05 / В.Котельников, А.Фирсов - Мессершмитт Bf 110 /Тяжелые истребители/ (5)

    Удачный снимок с места стрелка Bf 110 - падает горящий "Спитфайр"

    Другие самолёты на фотографии: Messerschmitt Bf.110 - Германия - 1936

  • История Авиации 2000-03 / А.Степанов - Пиррова победа Люфтваффе на Западе /Большая стратегия/

    "Спитфайр" пайлот офицера Харта из состава 65-й эскадрильи, сбитый над Дюнкерком 26 мая 1940г.

  • Мировая Авиация 89

    Прикрывая эвакуацию сил союзников из Дюнкерка, Истребительное командование потеряло 72 Spitfire. Этот снимок был сделан 6 июня после завершения операции. Действовавшие над Дюнкерком Spitfire страдали от недостаточной дальности полета, как и Bf 109 во время битвы за Британию.

  • Aeroplane Monthly 1982-10 / P.Jarrett - Grapevine
    Регистрационный номер: P7540

    Loch Doon, in Ayrshire, has finally yielded its secret after more than seven years of searching. In 1942 Spitfire Mk. IIA P7540, flown by a young Czechoslovakian pilot, crashed into the six-mile-long Loch and sank without trace, In the 1970s local teams of divers began to search for the wreckage, but after three years of fruitless hunting in the murky water they were ready to give up. Teams from Blackpool and the North of England came to help, and this summer Blackpool diver Barry Barkworth collided with the Spitfire’s tail. The rear fuselage and tail was virtually intact, and after being strapped to guard against damage it was raised by airbags to just below the surface, where further splinting was added before it was lifted on to the beach (photo). Despite aircraft's protracted spell under water, the RAF markings were easily discernible, as were the part numbers on the elevators. It is planned to display the Spitfire in the Dumfries and Galloway Aviation Society’s museum, and the search for the engine, wings, and cockpit section continues.

Тип фотографий

  • Все фото (355)
  • Боковые проекции (32)
  • Цветные фото (29)
  • Ч/б фото (230)
  • Кабина (2)
  • Обломки (11)
  • Модели, рисунки, схемы, чертежи (51)