RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1943

Spitfire PR

На базе истребителя "Спитфайр" было создано целое семейство скоростных невооруженных разведчиков. Сам "Спитфайр" спроектировали в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р. Митчелла. Первый опытный образец истребителя поднялся в воздух 6 марта 1936 г. С мая 1938 г. истребители строили серийно на нескольких заводах. В августе 1939 г. М. Лонгботтом предложил превратить "Спитфайр" в высотный разведчик. В октябре того же года в мастерских в Хестоне провели пробную переделку пары истребителей "Спитфайр" I в фоторазведчики "Спитфайр" А, С них сняли все вооружение и смонтировали по два фотоаппарата в крыльях. Для повышения скорости обшивку ошпаклевали и отполировали. Установили новые фонари кабин с боковыми каплевидными выступами и гнутые козырьки из оргстекла. В дальнейшем велась как доработка истребителей в Хестоне, так и изготовление разведчиков на заводе "Супермарин" в Вулстоне.
Всего выпустили 786 "спитфайров" различных вариантов PR.
Экипаж - 1 чел. Двигатель в зависимости от модификации. Вооружение отсутствует (кроме некоторых вариантов для разведки с малых высот).
Дальние и высотные разведчики "Спитфайр" в годы войны состояли на вооружении в Великобритании с ноября 1939 г., в США - с октября 1942 г., в Советском Союзе - с ноября того же года.
Выпускались следующие модификации фоторазведчиков (не включая тактические разведчики FR):
   - "Спитфайр" А, первый вариант на базе истребителя "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" III;
   - "Спитфайр" В, отличался от предыдущего типа дополнительным топливным баком в фюзеляже и усовершенствованным фотооборудованием, позднее дорабатывался по типу модификации F;
   - "Спитфайр" С (он же PR.III), кроме фюзеляжного имел дополнительный бак под левым крылом, другой комплект фотооборудования, мотор "Мерлин" III (позднее "Мерлин" 45), часть машин впоследствии переделана в тип F;
   - "Спитфайр" D (PR.IV), дальний разведчик заводского изготовления на базе истребителя типа I с интегральными баками в передней кромке крыла, часть самолетов имела тропические фильтры, поздние серийные машины с планером по образцу истребителя "Спитфайр" V, самый массовый вариант разведчика;
   - "Спитфайр" Е (PR.V), специализированный вариант для съемки с малых высот с дополнительным баком в фюзеляже, поздние машины с планером типа V;
   - "Спитфайр" F (PR.VI), аналог модификации Е с двумя бензобаками под крылом (по типу модификации С) и одним в фюзеляже, увеличенным маслобаком, дополнительными кислородными баллонами, фотоаппаратурой в фюзеляже;
   - "Спитфайр" G (PR.VII), вариант для съемки с малых высот с вооружением 8x7,69 и дополнительным баком в фюзеляже, имел граненый козырек кабины из триплекса (как у истребителей);
   - "Спитфайр" PR.X, высотный разведчик на базе истребителя "Спитфайр" VII с гермокабиной, фотооборудование и баки по типу PR.IV, мотор "Мерлин" 45;
   - "Спитфайр" PR.XI, аналог типа IV на базе истребителя "Спитфайр" IX с универсальным комплектом фотооборудования (четыре варианта установки) и дополнительным маслобаком, первоначально они переделывались из истребителей с мотором "Мерлин" 61/63/63А, затем строились серийно, причем последние серии этих машин получили мотор "Мерлин" 70, убирающееся хвостовое колесо и уширенное вертикальное оперение;
   - "Спитфайр" PR.XIII, специализированный разведчик для фотосъемки с малых высот с мотором "Мерлин" 32, аналог типа PR.VI с вооружением 4x7,69, переделывались из истребителей модификаций IIA, VA, VB и разведчиков PR.VII;
   - "Спитфайр" PR.XIX Ha базе истребителя типа XIV с мотором "Гриффон" 65/66 и крылом от разведчика PR.XI, три фотоаппарата в фюзеляже, начиная с 26-го самолета введена гермокабина и сняты два бензобака в крыле.
Первый боевой вылет "Спитфайра" А состоялся 18 ноября 1939 г., были произведены съемки района Аахена. В ноябре - декабре того же года английские самолеты фотографировали Льеж, Кельн, Кайзерслаутерн, Висбаден, Майнц, заводы Рура. В феврале 1940 г. - вылеты на Вильгельмсхафен и Эмден. До начала июня 1940 г. полеты "спитфайров"-разведчиков совершались как из Англии, так и с аэродромов Франции. В апреле оттуда провели разведку Киля. Но после поражения французской армии все самолеты вернули обратно в Великобританию. Уже в июле 1940 г. "Спитфайр" Е фотографировал немецкие корабли в Булони. В марте 1941 г. разведчик типа PR.IV впервые пролетел над Берлином.
В октябре 1942 г. во время проведения операции "Оратор" английские разведчики PR.IV начали следить за портами и аэродромами Северной Норвегии с аэродромов Кольского полуострова. В ноябре самолеты передали ВВС Северного флота. Впоследствии подобные операции повторялись в 1943 - 1944 гг., каждый раз с передачей "спитфайров" североморцам после их завершения.
На Ближнем Востоке эскадрилью разведывательных "спитфайров" сформировали в конце 1940 г. Для работы в условиях пустынь ее самолеты оснастили дополнительными фильтрами от пыли. В 1941-1943 гг. PR.IV активно использовались в ходе боев в Северной Африке.
В 1944 г. "спитфайры"-фоторазведчики прибыли и на Тихоокеанский театр военных действий. Они вели разведку различных районов Бирмы с баз в Индии вплоть до капитуляции Японии.
С конца 1942 г. самолеты типа PR.IV эксплуатировались одной из эскадрилий 118-го разведывательного полка ВВС Северного флота. Они регулярно фотографировали немецкие порты и аэродромы в Северной Норвегии. В частности, в марте 1945 г. ими был обнаружен новый аэродром в Бардуфоссе. Неоднократно "спитфайры" посылали к Альтен-фьорду, где отстаивался линкор "Тирпиц". Они участвовали в подготовке операций "Брон" и "Параван" против этого грозного корабля. Последний советский PR.IV в 1946 г. передали в музей, но до наших дней он не сохранился.
Некоторое количество "спитфайров"-разведчиков типа PR.XI англичане передали своим союзникам - американцам. Они попали в несколько разведывательных эскадрилий, базировавшихся здесь же, в Великобритании. С октября - ноября 1943 г. американские пилоты стали на них тоже совершать полеты над Германией. Они фотографировали объекты в Вильгельмсхафене, Оснабрюке, Мюнстере и других городах. Последние машины эксплуатировались американцами до марта - апреля 1945 г., после чего их вернули Королевским ВВС. Один самолет использовался военно-воздушным атташе США в Лондоне до января 1948 г.
Производство "спитфайров" в качестве дальних разведчиков прекратили в конце 1945 г. В Королевских ВВС они служили и после завершения Второй мировой войны, в основном в колониях. Во время первой арабо-израильской войны в 1948 - 1949 гг. англичане следили за обеими враждующими сторонами. "Спитфайры" PR.XIX стартовали с баз на Кипре или в Зоне Суэцкого канала и с большой высоты регулярно фотографировали все происходящее. С 1948 г. машины этого же типа использовали в операциях против партизан в Малайе. Там они воевали до декабря 1955 г., когда их заменили реактивными самолетами. В качестве метеоразведчиков "девятнадцатые" служили до 1957 г. В 1954 - 1955 гг. эти машины эксплуатировались ВВС Гонконга (тогда британской колонии).
После Второй мировой войны подержанные разведчики приобрели также Аргентина, Дания, Индия, Норвегия, Турция и Швеция. Единственный аргентинский самолет списали после аварии в ноябре 1951 г. В Дании разведчики получили отдельные звенья при истребительных эскадрильях. Последние из них списали в июне 1955 г. и разрезали на металлолом. Индийские PR.XIX с 1948 по 1958 г. вели съемки пограничных с Пакистаном районов в Кашмире, затем были законсервированы. Турки в 1945 г. самостоятельно переоборудовали в фоторазведчики несколько истребителей модификаций VB/Trop и VC/Trop. Они использовались до 1948 г.
В апреле 1947 г. турецкое правительство приобрело в Великобритании самолеты типов PR.XI и PR.XIX. Эти машины служили до 1958 г. Норвежские разведчики с августа 1949 г. базировались на различных аэродромах на севере страны. Все их списали в мае 1954 г. Больше всего разведывательных "спитфайров", 50 машин, купила Швеция. Последние из них пошли на слом в августе 1955 г. Таиланд приобрел в 1954 г. четыре PR.XIX, но в нелетном состоянии. Их использовали как учебные пособия для авиамехаников.


"Спитфайр" PR.XI||
Размах:||11,23 м
Длина:||9,46 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1760 л.с.
Взлетная масса, нормальная:||3650 кг
Максимальная скорость:||672 км/ч
Практический потолок:||13 400 м
Дальность:||3200 км

Показать полностью

Описание:

  • Spitfire PR
  • Spitfire FR
  • Supermarine Spitfire и Seafire
  • Мировая Авиация 37
    Регистрационный номер: NM821   [5]

    Spitfire FR.Mk XIVE NM821 "Fochinell" принадлежал подразделению тактических разведчиков (2-я эскадрилья), в сентябре 1945 года базировавшемуся в Германии в составе Британских оккупационных ВВС (BAFO).

  • Мировая Авиация 198
    Регистрационный номер: NH848

    Многие индийские Spitfire Mk XIV, первоначально летавшие в окраске британских ВВС, позднее были окрашены в серебристый цвет и несли знаки национальной принадлежности Индии, сохранив серийные номера англичан.

  • Мировая Авиация 198
    Регистрационный номер: SG93

    Первые Mk XIV для Бельгии были поставлены в стандартном камуфляже британских ВВС, который позднее был смыт. Перед фонарем кабины нанесли антибликовую окраску, также самолеты получили новые опознавательные знаки и серийные номера.

  • Мировая Авиация 198

    Spitfire Mk XIV ВВС Таиланда летали в серебристой окраске. Тайские PR.Mk 19, включая и бывшие самолеты британских Дальневосточных ВВС, получили опознавательные знаки Таиланда, но сохранили окраску PRU Blue.

  • Мировая Авиация 198
    Регистрационный номер: CF-GMZ   [6]

    Самолет CF-GMZ, бывший FR.Mk XIVE (TZ138), был доставлен в Канаду в конце 1945 года для проведения испытаний в условиях холода. В марте 1949 года самолет был продан. Здесь он изображен в том виде, в котором участвовал в воздушных гонках в Кливленде в 1949 году.

  • Авиация и Время 2001-02 / М.Жирохов, Д.Шевчук - ВВС Израиля, 1948-49гг. (1)
    Регистрационный номер: TP488

    Spitfire FR Mk.XVIIIe из 32-й АЭ Королевских ВВС. Рамат-Давид, май 1948г.

  • Авиация и Космонавтика 2007-01 / В.Котельников, А.Фирсов - Супермарин "Спитфайр" (19)
    Регистрационный номер: TZ214

    "Спитфайр" F.R.XVIII

  • Мировая Авиация 198
    Регистрационный номер: TP197

    60-я эскадрилья - последнее истребительное подразделение британских ВВС, вооруженное Spitfire, - летала на FR.Mk 18 во время конфликта в Малайе. Ее самолеты несли характерные черно-желтые полосы в носовой части.

  • Мировая Авиация 145
    Регистрационный номер: PS888   [3]

    Spitfire PR.Mk 19. Самолет PS888 отличился тем, что 1 апреля 1954 года выполнил последний в истории британских ВВС боевой вылет Spitfire. Задачей этого полета, произведенного с базы ВВС Селетар в разгар операции "Firedog", было фотографирование позиций малайских повстанцев в джунглях. На следующий день к выполнению таких полетов приступили реактивные Meteor PR.Mk 10. Позднее PS888 был продан Королевским ВВС Таиланда.

  • Мировая Авиация 144
    Регистрационный номер: PS888   [3]

    Последний находившийся на службе британский Spitfire - PR.Mk 19, номер PS888, из 81 -й эскадрильи (Селетар, Сингапур) - завершил карьеру, выполнив 1 апреля 1954 года фоторазведку района предполагаемого нахождения партизан во время малайского восстания.

  • Мировая Авиация 198
    Регистрационный номер: PS888   [3]

    В 1950-х годах на Дальнем Востоке большинство PR.Mk 19 было окрашено в цвет PRU Blue (на рисунке - PS888 с серыми верхними поверхностями фюзеляжа) или в цвет натурального металла и несло кокарды вида "Type D".

  • Aeroplane Monthly 1977-05 / Supermarine Spitfire PR Mk XIX /Preservation Profile/ (49)
    Регистрационный номер: PS853   [19]

  • Мировая Авиация 198

    Швеция получила 50 Spitfire Mk 19 (S.31), окрашенных в цвет PRU Blue, с двухзначным кодом на киле. Цифра "11" на фюзеляже указывает на принадлежность к подразделению Flottilj 11.

  • Мировая Авиация 198

    Небольшая партия турецких PR.Mk 19 несла камуфляж со знаками национальной принадлежности и трехзначными номерами. Число 133 на борту обозначает номер самолета; Mk 19 турецкой поставки имели серийные номера 6551-6554.

  • Aeroplane Monthly 1996-04 / Spitfires into the next millenium (2)
    Регистрационный номер: N114BP, NH904   [14]

    FR.XIVC NH904 of Planes of Fame East is registered N114BP.

  • Aeroplane Monthly 1996-04 / Spitfires into the next millenium (2)
    Регистрационный номер: MV293   [7]

    TFC Spitfire FR.XIVE MV293 in all-silver scheme at the Flying Legends Display, Duxford, in July 1995.

  • Aeroplane Monthly 1999-05 / 1999 UK Airshows & Museums Guide
    Регистрационный номер: MV293   [7]

    Warbirds of the Fighter Collection perform a head-on fly-through. Left to right: P-51D Mustang G-BTCD Moose, Spitfire XIV MV293 and Spitfire IX ML417.

    Другие самолёты на фотографии: North American P-51D Mustang - США - 1944Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI - Великобритания - 1942

  • Aeroplane Monthly 2000-04 / 2000 Airshows & Museums Guide
    Регистрационный номер: MV293   [7]

    With wheels coming up in characteristically asymmetric style, Fighter Collection Spitfire XIV MV293 growls into the air.

  • Моделист-Конструктор Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны
    Регистрационный номер: MV293   [7]

    Этот разведчик "Спитфайр" FR XIVe находился в Техническом колледже индийских ВВС. В августе 1992г. его отреставрировали в Англии и довели до летного состояния

  • Мировая Авиация 198
    Регистрационный номер: PM620   [2], PM660   [2]

    Персонал II (AC) эскадрильи позирует для официального снимка на фоне своих Spitfire с двигателями Griffon. Серебристые FR.Mk 14 с каплевидным фонарем принадлежат звену "A", a PR.Mk 19 (звено "B") окрашены в цвет PRU blue, авиабаза Ван в Западной Германии, 1949 год. Mk XIV был оснащен двигателем Griffon 61, развивавшим мощность 2035 л. с. (1517 кВт) на высоте 2134 м. Для использования этой огромной мощности Mk XIV (как он назывался с первого полета в 1943 году) первым среди всех Spitfire оснастили пятилопастным винтом. PR.Mk 19, развивавший крейсерскую скорость 595 км/ч, имел сопоставимые с FR.Mk 14 скоростные характеристики. Но из-за увеличенного запаса топлива, необходимого дальнему разведчику, скороподъемность PR.Mk 19 была несколько ниже.

  • Aeroplane Monthly 1992-07 / M.Oakey - Grapevine
    Регистрационный номер: MV293   [7]

    Pictured at Duxford on May 16, 1992, ex-Indian Air Force Supermarine Spitfire FR.XIV MV293/G-SPIT is nearing completion of its restoration in the hands of the Fighter Collection. Some systems work is still to be finished, and the aircraft is expected to fly later this year. It is painted in the all-silver scheme and markings of an FR.XIV of No 2 Sqn RAF, based at Wahn, Germany, in 1948-49.

  • Aeroplane Monthly 1996-04 / Spitfires into the next millenium (2)
    Регистрационный номер: G-MXIV   [6], NH749   [6]

    Former Indian Air Force FR.XIVE NH749 in SEAC colours at the West Mailing display in 1985. Acquired by Keith Wickenden after it was brought back to the UK in 1978, it was rebuilt by Craig Charleston. It currently flies as H749/L in California.

  • Aviation Historian 23 / N.Stroud - Mike Hooks
    Регистрационный номер: G-FIRE   [7], NH904   [14]

    With a canny knack for finding the most attractive perspective of any given aircraft, Mike rarely took more than one or two shots of each type - Kodachrome was expensive! One of those he captured perfectly first time was Spencer Flack's Spitfire FR.XIVE G-FIRE, photographed in the 1980s in its distinctive eyecatching scarlet scheme with white and blue detail. A dazzling performer in the 1980s, this machine still survives at the Palm Springs Air Museum in the USA.

  • Aeroplane Monthly 1986-03 / Photographic Competition: The Winners
    Регистрационный номер: G-FIRE   [7], NH904   [14]

    Classic Air Displays’ Spitfire FR.XIVE G-FIRE/NH904, photographed at the 1981 Biggin Hill Air Fair. At the time, the Spitfire was owned by Spencer Flack.

  • Aviation Historian 17 / P.Fiddian - The Stefan Karwowski Factor
    Регистрационный номер: G-FIRE   [7], NH904   [14]

    Stefan was not only confined to flying the Hunter for Flack’s “Elstree Air Force”; he frequently displayed G-FIRE too and is seen here in the Spitfire’s cockpit at Yeovilton in August 1981. Karwowski never forgot that his chief job was to entertain, and always made the effort to connect with his audience.

  • Aeroplane Monthly 1989-06 / J.McHard - Far East assignment (1)

    Plt Off Harvey returning from a reconnaissance flight on January 31, 1950, in a Spitfire FR.XVIII photographed from an oblique-mounted F.24 camera mounted in an accompanying Spitfire.

  • Мировая Авиация 198

    После разделения Британской Индии на несколько государств Spitfire Mk XIV и FR.Mk 18 (базировавшиеся в Канпуре, Пуне и Шринагаре) совместно с Tempest Mk II индийских ВВС на протяжении двух лет использовались для ударов по наземным целям на северо-западной границе и в Кашмире. Также в боевых действиях участвовали PR.Mk 19 101-го звена. Но к середине 1950-х годов Spitfire были практически полностью выведены из состава индийских ВВС, а 14 эскадрилья сдала свои последние Mk 18 в 1957 году. Несколько Mk XIV и 18 (на снимке) использовались в Центральной летной школе в Джодхпуре и летной школой в Амбале до начала 1950-х годов.

  • Aeroplane Monthly 1989-06 / J.McHard - Far East assignment (1)

    At Sek Kong the author's favourite vantage point was the top of the photo tender. Pilots returning from patrol were well aware of this and, knowing that McHard usually had a camera at the ready, would vie with one another to see who could get the most dramatic shot and scare the life out of the photographer! Note how the Korean war zone stripes were painted over the aircraft serial numbers - the individual aircraft letter was repeated beneath the nose.

  • Aeroplane Monthly 1989-06 / J.McHard - Far East assignment (1)

    Another photograph of a Spitfire XVIII taken from atop the photo tender at Sek Kong.

  • Aeroplane Monthly 1989-06 / J.McHard - Far East assignment (1)

    Eight of 28 Sqn’s Spitfires in formation on May 26, 1950. Three have been stripped of their camouflage; the rest followed suit during the following months.

  • Aeroplane Monthly 1989-06 / J.McHard - Far East assignment (1)

    Another Spitfire FR.XVIII landing at Sek Kong, this time on August 5, 1950. The noise of the growling Griffons on the returning aircraft was a sound that those who experienced it will never forget.

  • Aeroplane Monthly 1978-04 / Personal album

    Flt Lt Ralph Fisher is seated in a Spitfire F.R.XVIII, and was probably about 20 years old at the time.

  • Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
    Регистрационный номер: SM843

    The Supermarine Spitfire F.R.Mk.XVIII Fighter-Reconnaissance Monoplane (Rolls-Royce Griffon 65 engine).

  • Air Pictorial 1991-11
    Регистрационный номер: G-BRAF   [3], SM969   [3]

    A rarely photographed ex-Indian Airforce Spitfire FR XVIII RAF s/n SM969 (G-BRAF) at Biggin Hill. Operated by Douglas Arnold (note the squadron letters!) the Spitfire spends its time between Biggin Hill and Hum airports. Its silver paint scheme makes an interesting change from the more usual camouflage.

  • Aeroplane Monthly 1990-09 / M.Oakey - Grapevine
    Регистрационный номер: G-BRAF   [3], SM969   [3]

    Warbirds of Great Britain's recently-reassembled Supermarine Spitfire XVIIIE SM969/G-BRAF at Biggin Hill on July 20, 1990. The aircraft was flown during the following week. In the background is WoGB Vought F4U-5N Corsair N179NP.

  • Air International 1994-08 / Fighter A to Z
    Регистрационный номер: TP265   [2]

    Spitfire FR Mk XVIII, with rear-fuselage oblique camera installation.

  • Aeroplane Monthly 1989-06 / J.McHard - Far East assignment (1)
    Регистрационный номер: TP427   [2]

    Pictured at Kai Tak in December 1949, in pristine condition before Korean black and white wing bands were applied, is Spitfire FR.XVIII TP427. It was in this machine that Fg Off Simons suffered a brake failure. In order to prevent running off the end of the runway into parked aircraft, the pilot retracted the undercarriage. The result of this action was pictured in Aeroplane Monthly of January 1989.

  • Aeroplane Monthly 1996-12 / D.Wootton - Operation Snapdragon

    Armourers attach practice bombs to a Spitfire FR.XVIII at Kai Tak in August 1949. No 28 Sqn moved to Kai Tak in May that year.

  • Aviation Historian 36 / M.Hiscock - A missed opportunity?
    Регистрационный номер: TP265   [2]

    The Griffon-powered Spitfire Mk XVIII was built in two variants, the F.XVIII as a fighter-bomber and the FR.XVIII, as seen here, as a fighter-reconnaissance variant (note the camera aperture aft of the cockpit). The Mk XVIII had a “low-back” fuselage and teardrop canopy and a further enlarged rudder.

  • Aeroplane Monthly 1989-06 / J.McHard - Far East assignment (1)

    Dawn breaks over Sek Kong behind the neatly lined-up Spitfire FR. XVIIIs, with their protective quilted cockpit canopy covers strapped in place. This picture was taken after a night on guard duty. At Sek Kong the principle "enemy” activity was the stealthy removal of quite large areas of PSP runway by the local wide-boys. No-one was ever caught redhanded and it remains a mystery how the heavy steel plates were uplifted so silently.

  • Aeroplane Monthly 1989-06 / J.McHard - Far East assignment (1)
    Регистрационный номер: TP378

    Spitfire FR.XVIIIs snapped from the roof of the J-type photographic tender; the picture also shows the Austers of 1914 AOP Flight and the tents in the process of being replaced by Nissen huts.

  • Aeroplane Monthly 1989-06 / J.McHard - Far East assignment (1)

    Just before 28 Sqn 's departure for Sek Kong, the Spitfire FR.XVIIIs were beginning to look sunbleached and scruffy. A decision was made to remove camouflage paint, a task undertaken by all squadron personnel, including the aircrew and the squadron CO, Sqn Ldr Yule! These two photographs were taken while the first Spitfire was being thus treated. Its pilot, Candian P2 Macmullen, in shirt sleeves and with scraper in hand, is assisted by Cpl Ibbotson, with old broom head, and Cpl Kerr with caustic solution. The supporting duet on the fuselage is LACs Skivington and Kelly, one listening to the camera hatch.

  • Aeroplane Monthly 1996-12 / D.Wootton - Operation Snapdragon

    At Tengah, before take-off on January 14, 1948. From left to right: Bob Wootton, John Nicholls, John Phipps and Ian Hart in front of a 28 Sqn Spitfire FR.XVIII.

Тип фотографий

  • Все фото (240)
  • Боковые проекции (14)
  • Цветные фото (45)
  • Ч/б фото (123)
  • Кабина (3)
  • Реставрация (6)
  • Обломки (32)
  • Модели, рисунки, схемы (17)