Мировая Авиация 42
-
Двадцати кувейтским штурмовикам A-4KU Skyhawks удалось бежать, когда началась иракская агрессия. Во время операции "Буря в пустыне" эти самолеты наносили удары по противнику в дневных условиях.
B-17E, B-17F и B-17G. Имевший заводское обозначение Model 299-O, B-17E (на снимке) был первым вариантом, конструкция которого претерпела существенные изменения. Вертикальное оперение значительно увеличили и ввели форкиль большой площади. Оборонительное вооружение усилили, установив двуствольные турели сверху за кабиной и снизу фюзеляжа и организовав две кинжальные стрелковые точки в хвостовой части. Начиная со 113-го самолета, дистанционно управляемую нижнюю турель заменили шаровой турелью Sperry со стрелком. Это были первые Fortresses, принявшие участие в военных действиях, начиная с августа 1942 года. B-17C и D уже активно действовали против японцев с конца 1941 года.
После выпуска 512 машин B-17E появились самолеты модификации B-17F. Они отличались увеличенной площадью остекления носовой части, а также полностью флюгируемыми винтами с новыми широкими лопастями. На самолетах позднего выпуска был увеличен запас топлива, а по бортам в носовой части установлены дополнительные пулеметы. B-17F (на фото) стал первым вариантом Fortress, выпускаемым и субподрядчиками; из 3405 выпущенных самолетов 2300 построила "Boeing" в Сиэтле, а 605 и 500 - "Douglas" и "Lockheed-Vega" соответственно.
Последней серийной модификацией Fortress был B-17G, отличавшийся от варианта F двуствольной турелью под носовой частью (на фото) и рядом более мелких изменений в конструкции. Как и B-17F, B-17G имели экипаж из 10 человек и оснащались четырьмя двигателями R-1820-97, развивавшими на высоте 7620 м мощность 1200 л.с. (895 кВт). B-17G стали самым многочисленным вариантом: 4025 машин было построено "Boeing", 2250 - "Vega" и 2395 - "Douglas".
B-17H (SB-17G) и PB-1G. В 1945 году существовали планы по переделке около 130 самолетов B-17G в модификации B-17H (фото) и TB-17H. оснащенные спасательной лодкой и РЛС ASV. ВВС США планировали использовать их в качестве морских спасателей.
Air-sea rescue configured B-17H 44-83802. Apart from the air-droppable lifeboat, note the chin-mounted radar. The B-17H was later redesignated the SB-17G.
Было изготовлено лишь 12 B-17H, в 1948 году получивших обозначение SB-17G. Береговая охрана США использовала 17 подобных машин с обозначением PB-1G. Один из этих самолетов, № 77254 (фото), стал последним Fortress на военной службе в США (не считая беспилотных мишеней), выполнив последний полет 14 октября 1959 года.
PB-1 и PB-1W. В конце Второй мировой войны ВМС США получили 48 самолетов B-17 (с 31 июля 1945 года им было присвоено обозначение PB-1). В послевоенное время ВМС закупили еще 31 B-17G, которые оснастили РЛС AN/APS-20 и присвоили обозначение PB-1W (фото). Эти самолеты использовались в качестве противолодочных, пока им на смену не пришли Lockheed WV-2.
XB-38. Для улучшения летных характеристик B-17 ВВС Армии США в 1943 году предложили "Lockheed-Vega" оснастить один B-17E двигателями жидкостного охлаждения Allison V-1710. Впервые поднявшийся в воздух 19 мая 1943 года. XB-38 оказался чуть быстрее предшественника, а дальность полета заметно увеличилась. Однако, поскольку самолет был потерян из-за пожара в воздухе через месяц после начала испытаний, полного сравнения с B-17 сделано не было, а от постройки еще двух машин отказались.
XC-108, YC-108, XC-108A и XC-108B. Четыре B-17 были переделаны в транспортные самолеты C-108 с новым интерьером, большая часть вооружения с них была снята. B-17E (41-2593) превратили в XC-108 "Bataan" (на снимке) - персональный самолет для генерала Дугласа Макартура. B-17F (42-6036) стал VIP-транспортом YC-108, а XC-108A представлял собой экспериментальный грузовой самолет на базе B-17E. XC-108B, переделанный из B-17F, был попыткой приспособить модифицированные Fortresses к работе в качестве самолетов-заправщиков на трассе между Бирмой и Китаем.
QB-17G (беспилотная мишень, часто использовавшаяся в паре с DB-17G).
B-52D Stratofortress. Всего было построено 170 самолетов B-52D, из них 101 на заводе "Boeing" в Сиэтле и еще 69 - в Вичите. К числу последних принадлежал самолет (56-0676), представленный на рисунке, из состава 307-го стратегического авиакрыла, развернутого в ходе операции "Linebacker II" на авиабазе У-Тапао в Таиланде. Его хвостовой стрелок, сержант Самуэль О.Тернер, 18 декабря 1972 года сбил вьетнамский МиГ-21.
Один B-52D САК подходит к заправочной штанге KC-135A на пути к Северному Вьетнаму, 1967 год. Операции с авиабазы У-Тапао в Таиланде, начавшиеся в апреле, позволили бомбардировщикам обходиться без дозаправки.
Оружейники на авиабазе Андерсен подвешивают 340-кг бомбы на держатели, крепившиеся к подкрыльевым пилонам B-52D и Н, предназначенным для ракет Hound Dog.
После Второй мировой войны бомбардировщик Junkers EF 150 был достроен в СССР группой немецких инженеров под руководством Бааде. Эта машина в дальнейшем стала базой для создания лайнера VL-DDR 152.
Март 1977г.: первый самолет E-3A Sentry был передан 552-му авиакрылу ДРЛО Тактического авиационного командования на авиабазе Тинкер в Оклахоме.
F-15C Eagle. Саудовские Eagle совместно с однотипными машинами американских ВВС во время войны в Персидском заливе обеспечивали ПВО своей страны. Саудовцам единственным, помимо американцев, удалось одержать воздушную победу в ходе конфликта.
Eagle в Европе. 27 апреля 1977г.: истребители McDonnell Douglas F-15A из 36 тактического авиационного крыла ВВС США, стартовавшие с авиабазы Лэнгли в Вирджинии, приземлились на германской базе Битбург. Они стали первыми самолетами этого типа, развернутыми в Западной Европе.
Основными канадскими самолетами были истребители CF-188, развернутые в Дохе, Катар. Впервые за 40 лет канадские пилоты приняли участие в боевых действиях.
Сбитый Ки.61-Iоцу из состава 78-го сентая обнаруженный австралийцами в окрестностях одного из аэродромов Новой Гвинеи.
Томас Макгуайр (стоит на левом крыле), лейтенант Кольхаун и майор Николе изучают сбитый японский армейский истребитель Ki-61 "Tony" на Новой Гвинее.
К своему первому полету в марте 1936 года истребитель F.37/34 получил имя Spitfire и блестящую серо-голубую окраску. Установленный на нем двигатель Merlin С развивал мощность 990 л. с. (738 кВт).
22 марта 1937 года произошел первый серьезный инцидент с K5054 - флайт-офицер Сэм Маккена совершил аварийную посадку из-за отказа двигателя. К этому времени на самолете были установлены мотор Merlin F мощностью 1045л. с. (779 кВт) и вооружение из восьми пулеметов Browning. Шесть месяцев спустя, после ремонта и нанесения камуфляжа дневного истребителя, K5054 снова поднялся в воздух. Через два года, 4 сентября 1939 года, машина была разбита при посадке, а пилотировавший ее лейтенант Уайт получил смертельные ранения. На этот раз самолет не восстанавливали.
Из 20 000 Spitfire всех модификаций, построенных с 1936 по 1948 год, более 200 уцелело до наших дней, причем около 50 машин в летном состоянии. Представленный на снимке Mk VB принадлежит RAF. Летом этот самолет принимает участие в различных авиашоу на территории Британии.
Построенный как Spitfire Mk I и позднее доработанный до стандарта Mk VB, самолет R6923 был сбит 22 июня 1941 года немецким истребителем Bf 109. По своим летным характеристикам Spitfire на протяжении большей части войны находился на одном уровне с Bf 109, поэтому мастерство пилота часто становилось решающим фактором в воздушном бою.
Из-за постоянного совершенствования самолета, чтобы не отставать от немецких машин, множество Spitfire на протяжении всей войны принимали участие в различных испытаниях. В начале ноября 1942 года самолет Spitfire Mk VB (AA937) использовался для оценки преимуществ, даваемых установкой крыла с укороченными законцовками.
На зтих снимках хорошо видна разница между различными типами крыльев, устанавливавшихся на Spitfire. Самолет на верхнем снимке имеет крыло с обычными эллиптическими законцовками, а у машины справа законцовки срезаны . На самолетах модификации LF.Mk V устанавливались крыло с укороченными законцовками и двигатели Merlin серии М, но на многих других машинах, доработанных в полевых условиях, использовалось крыло укороченного размаха без установки специального мотора. Самолет на верхнем снимке оборудован также подфюзеляжным топливным баком и фильтром Vokes в носовой части фюзеляжа. Эта машина в 1942 году активно использовалась в Воском Даун для испытании огромного 773-литрового перегоночного подвесного топливного бака.
С подвесным топливным баком и еще 132 л топлива в дополнительном заднем баке в фюзеляже самолет BR202 имел дальность полета 2334 км на высоте 4572 м. Успех этой доработки привел к тому, что 17 самолетов со снятым вооружением совершили беспосадочный перелет из Британии через Гибралтар на Мальту. Хотя один из самолетов был потерян, оставшиеся 16 машин, вновь получившие вооружение, были готовы к боевым действиям задолго до прибытия их собратьев, отправленных по морю.
Spitfire Mk VC. В июле 1943 года 2-я эскадрилья 7-го авиакрыла ВВС Южной Африки (SAAF), приписанная к ВВС Пустыни (DAF - Desert Air Force), начала менять свои истребители Kittyhawk на Spitfire Mk VC. Достигнув состояния боеготовности 23 августа, эскадрилья была переброшена с Сицилии на недавно захваченные аэродромы в Италии. Действуя с новых аэродромов, 2-я эскадрилья рассталась со своими Mk VC лишь в марте 1944 года.
Spitfire Mk VB
Варианты конструкции планера
В соответствии с требованиями авиации ВМС, нуждавшейся в современном палубном истребителе, в 1941 году был создан морской вариант Spitfire - Seafire, первоначально изготовлявшийся путем переделки машин наземного базирования. Представленный на снимке Seafire IIС, садящийся на авианосец "Индомитейбл", был одной из первых специально построенных для флота машин, но он еще не имел складывающегося крыла.
Первые атмосферные испытания "Шаттла". После завершения постройки первого орбитального корабля "Шаттла" (Space Shuttle Orbiter, SSO) требовалось провести его испытания при полете в атмосфере. Для этих целей был доработан Boeing 747, ранее принадлежавший авиакомпании "American Airlines". Эта машина, названная Shuttle Carrier Aircraft (SCA), имела усиленную конструкцию, узлы для крепления SSO и дополнительные кипи на стабилизаторе. НАСА самолет был передан 14 января 1977 года. Первые попеты проводились без отделения SSO от носителя. Первый пилотируемый полет Enterprise с отделением от SCA состоялся 13 августа.
"Pudgy V" - последний Lightning Макгуайра. Этот самолет (P-38L-1-LO, 44-24155) нес такой же бортовой номер "131", как и его первая машина. На врезке показана кабина с надписью "Pudgy V" и отметками побед Макгуайра, которые к тому моменту составляли внушительную цифру 38. Первый P-38 Lightning Макгуайра носил имя "Pudgy", которое затем наследовали все его машины, добавляя к нему только номер от II до V.
Летая на P-38J "Pudgy III", Макгуайр довел число своих побед до 21, пересев затем на "Pudgy IV". К моменту своей гибели Макгуайр налетал 1096 ч 45 мин, большую часть этого времени на P-38.
P-38H "Pudgy IV" с отметками о 22 победах. На этой машине Макгуайр сбил такие самолеты, как Ki-43 "Oscar", Mitsubishi Ki-51 "Sonia" и Ki-44 "Tojo".
На этом снимке Бонг и Макгуайр (справа) что-то обсуждают, стоя у винта P-38. Оба пилота мастерски владели этим истребителем, и между ними шло жестокое соревнование.
Для решения транспортных задач ОАЭ представили свои самолеты L-100-30 - гражданский вариант C-130. Эти машины перевозили войска и припасы по всему региону.
1 ноября 1977г.: с почти пятилетним отставанием от запланированных сроков "Аэрофлот" начал эксплуатацию сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 на линии Москва-Алма-Ата. До 1 июня 1978 года на этом маршруте было выполнено 102 полета.
Trident 3B - вариант повышенной вместимости, созданный на базе Trident 2 специально для BEA, - начал эксплуатацию 7 апреля 1971 года. Затем до декабря 1985 года эти машины несли службу в авиакомпании "British Airways".
Trident 3 - самолет того же типа, что и погибший G-AWZT. Катастрофа произошла не из-за отказа самолета, а из-за некомпетентности сотрудников на земле.
Авиакомпания "British European Airways" (позднее "British Airways") была основным эксплуатантом лайнеров Hawker Siddeley Trident. Налетавший семь лет "Papa India" принадлежал к модификации Trident Mk 1С, аналогичной самолету, представленному на фотографии.
В 1970 году Китай приобрел четыре Trident 1Е, ранее принадлежавших "Pakistan International Airlines". За ними последовали закупки 33 машин Trident 2Е (на снимке) и двух 3B-104, использовавшихся авиакомпанией CAAC, ВВС Китая и, после развала CAAC, компанией "China United Airlines".
Последними владельцами Trident были авиакомпания "China United Airlines" и ВВС Китая, использовавшие Trident 2 и 3 до середины 1990-х годов.
"British European Airways" получила первые из 15 самолетов Trident 2Е в феврале 1968 года. По размерам не превышавшие своих предшественников, эти самолеты отличались увеличенным запасом топлива, возросшей взлетной массой и дальностью полета.
Trident 2Е и 3B авиакомпании "British Airways" имели законцовки крыла, как на Trident 1, установленные после появления в конструкции усталостных трещин. Это позволило самолетам оставаться в эксплуатации до середины 1980-х годов, когда их постепенно заменили на Boeing 737 и 757.
Авиакомпания "Cyprus Airways" эксплуатировала три самолета Trident 2Е (на снимке) и два Trident I. Этот самолет был продан BEA в 1972 году, а оставшиеся четыре машины - либо брошены, либо уничтожены во время атак турецкой авиацией аэропорта Никосии в июле 1974 года.
Trident 3B был четырехдвигательным самолетом. Установленный в основании киля вспомогательный ТРД RB.162-86 тягой 23,2 кН позволил на 550 м сократить взлетную дистанцию и увеличить полезную нагрузку на 6577 кг.
Усилия спасателей были напрасными и их действиям очень мешали зеваки, которые, услышав сообщение по радио, запрудили своими машинами все дороги вокруг места катастрофы.
Очевидцы утверждали, что самолет просто "упал с неба". Удалось избежать еще большей трагедии, поскольку лайнер рухнул на пустошь рядом с предместьями Стейнса.
31 августа 1977г.: в Киеве поднялся в воздух первый прототип транспортного самолета УКВП Ан-72, оснащенного двумя турбовентиляторными двигателями. Серийное производство машины было развернуто в Харькове.
Имя Spitfire предполагалось присвоить истребителю Type 224, построенному по спецификации F.7/30. Из-за проблем с двигателем Rolls-Royce Goshawk мощностью 680 л. с. (507 кВт) этот самолет уступил проекту фирмы "Gloster", машина которой была принята на вооружение под именем Gladiator.
28 ноября 1977г.: поднялся в воздух первый прототип морского патрульного самолета Dassault Falcon 20G. Уже 5 января Береговая охрана США заказала 41 самолет.
Реагируя на изменение рыночной ситуации, фирма BAC выпустила удлиненный вариант One-Eleven серии 500. Авиакомпания "Philippine Airlines" получила 12 машин этого типа.
BAC One-Eleven Series 475
Баки на концах крыла могли устанавливаться для увеличения продолжительности полета или для перегоночных полетов. Баки устанавливались вместо контейнеров с ракетами, и модификации Canuck Mk 4 и Mk 5 сохраняли вооружение из восьми пулеметов.
A pair of Avro Canada CF-100 Mk 4B all-weather fighters serving with No 440 Squadron, RCAF, at Zweibrucken in the late 'fifties.
Несмотря на высокие летные характеристики и мощное вооружение, разработка CF-105 была прекращена. Первый прототип (на снимке) успел совершить всего 25 полетов.
Avro Canada CF-105 Arrow Mk 1
Использовавшийся в качестве высотного разведчика, PR.Mk 19 был последней модификацией Spitfire, служившей в RAF. Последний самолет этого типа, PS853, был списан в июле 1957 года.
Первой модификацией Spitfire с двигателем Griffon, принятой на вооружение, был Mk XII, отличавшийся одноступенчатым нагнетателем, ассиметричным радиатором и четырехлопастным винтом. Машина на снимке проходит летные испытания перед поставкой в войска.
DC-9 авиакомпании "Inex-Adria" с экипажем из пяти человек и 108 пассажирами из югославского Сплита летели в Кёльн через самое загруженное воздушное пространство в Европе.
Последняя модификация Spitfire - Seafire FR.Mk 47 - во время войны в Корее состояла на вооружении нескольких эскадрилий авиации флота. Эти самолеты в основном использовались для штурмовых ударов и вооружались неуправляемыми ракетами.
Рекордный Spitfire. Возможность постройки варианта Spitfire для установки нового мирового рекорда скорости начала обсуждаться летом 1937 года (мировой рекорд принадлежал тогда американскому Н-1 - 567,115 км/ч). В результате 48-й серийный Spitfire Mk I (K9834) получил усиленный фюзеляж с мотором Merlin II (Special) мощностью 2160 л. с. (1611 кВт). Под обозначением Speed Spitfire эта машина поднялась в воздух 10 ноября 1938 года. В декабре Bf 109 V13 установил новый рекорд - 611 км/ч, и британское Министерство авиации было убежденно, что германский Не 100 V8 сможет достичь скорости 725 км/ч (в марте 1939 года он показал 746,6 км/ч). Поэтому от создания рекордного Spitfire отказались. На снимке самолет представлен в гоночной конфигурации - с обтекаемой кабиной, модифицированным крылом и большим четырехлопастным деревянным винтом. К концу 1940 года на K9834 снова установили обычный Merlin, и он использовался для испытаний фоторазведывательным подразделением в Хестоне.
4 ноября 1977г.: совершил полет первый серийный Saab JA37 Viggen. Вплоть до принятия на вооружение Panavia Tornado F.Mk.2, этот самолет считался самым совершенным европейским истребителем.
3 мая 1977г.: первый из двух опытных СВВП с поворотными винтами Bell Model 301 совершил вертикальный взлет. Полет этой машины открыл путь для создания других СВВП, таких как V-22 Osprey.
Политики закрыли уникальный проект TSR.2, который мог обеспечить Великобритании серьезный отрыв в технологии создания штурмовиков. При этом военные, заказав в этот момент партию F-111K, окончательно поставили точку в проекте TSR.2.
BAC TSR.2
16 июня 1977г.: поднялся в воздух первый серийный одноместный истребитель Mitsubishi F-1. Первые машины были поставлены 3-й эскадрилье 81 -го авиакрыла ВВС Сил самообороны Японии 26 сентября.
Recently rolled out at Komaki, Mitsubishi F-1 201 is the first of twenty-six close-support fighters so far on order tor the Japanese A.S.D.F and is expected to fly in June 1977
6 января 1977г.: поднялся в воздух первый прототип учебного самолета HAL HPT-32, разработанного по заказу ВВС Индии.
26 мая 1977г.: совершил полет прототип двухместного учебного и спортивного самолета NDNA Firecracker, предназначенного как для гражданского, так и для военного применения.
27 июня 1977г.: компания CASA испытала прототип однодвигательного реактивного учебного самолета С.101 Aviojet с низко расположенным крылом.
27 октября 1977г.: первый полет самолета RFB AWI-2 Fantrainer. ВВС Германии заказали два прототипа этой машины.
Испытав первый прототип Avtek 400 в 1984 году, "Avtek Corporation" планировала приступить к испытаниям второго самолета в 1997 году, чтобы на следующий год получить сертификат летной годности. Но этим планам не суждено было сбыться, несмотря на солидный список инвесторов фирмы.
S2R-T65 NEDS, первоначально имевший обозначение Ayres Model S2R-T65/400 NEDS Turbo-Thrush (на снимке), предназначался для уничтожения посевов конопли. Эта машина имела бронирование, но вооружение на ней отсутствовало.
"Ayres" строила самолет S2R-1340 как эквивалент выпускавшегося фирмой "Rockwell" S-2R. Позднее этот самолет получил обозначение S2R-600.
Внешне похожая на B-17C модификация B-17D имела створки на капотах двигателей, новую электросистему и увеличенный экипаж; было построено 42 самолета.
Прототип Model 299. Прототип бомбардировщика Model 299, иногда именуемый XB-17, был на самом деле собственностью компании и имел гражданский регистрационный номер NX 13372. Оснащенный четырьмя радиальными двигателями Pratt & Whitney Hornet мощностью по 750 л.с. (559 кВт) с оборонительным вооружением из четырех пулеметов, этот самолет был способен нести восемь 272-кг бомб. Машина впервые поднялась в воздух 28 (17?) июля 1935 года с аэродрома Боинг Филд в Сиэттле.. Армейское обозначение не присваивалось этому проекту вплоть до января 1936 года. Таким образом, NX13372, разбитый при аварии 30 октября 1935 года, так официально и не стал XB-17.
B-17B. Бомбардировщик Flying Fortress ("летающая крепость" - это название придумано местным репортером, увидевшим Model 299 на показе 17 июля 1935 года) был запущен в серию под обозначением B-17B (Model 299M). Помимо моторов R-1820-51 мощностью по 1200 л.с. (895 кВт) эта модификация отличалась от Y1B-17 рулем направления и посадочными щитками увеличенной площади, а также пересмотренной конструкцией носовой части, лишившейся турели и нижнего окна бомбардира. Кроме того, изменили расположение мест членов экипажа и ввели гидравлические тормоза колес. Первая из 39 построенных машин поднялась в воздух 27 июня 1939 года.