RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1964

Единственный экземпляр

Двухместный истребитель, штурмовик, разведчик

BAC TSR.2

   Самолет BAC TSR.2 роднит с англо-французским сверхзвуковым авиалайнером Concorde нервотрепка и интриги при создании и огромные затраты на разработку. Однако в свое время оба самолета являлись блестящими достижениями авиационно-космической промышленности Великобритании, а большая часть исследований и наработок для TSR.2. включая турбореактивные двигатели для него, оказали весомый вклад в успех Concorde.
   В начале 1950-х годов британскими ВВС делались многочисленные попытки определить требования к самолету для замены English Electric Canberra. В конце 1955 года возросшая необходимость в преемнике означала, что вопрос больше не терпит отлагательств. Наконец, в 1957 году появились "Общие рабочие требования 339", описывающие в целом конструкцию нужного британским ВВС самолета. В ответ на них объединенная группа конструкторов от фирм "English Electric" и "Vickers-Armstrong" выдвинула многообещающее предложение, и 1 января 1959 года было принято решение начать разработку TSR.2. Вскоре появились "Рабочие требования 343", определившие общие параметры: возможность всепогодного действия на очень высокой скорости, на большой и малой высотах для нанесения тактических ударов и ведения разведки (отсюда и название самолета - "tactical strike & reconnaissance" или TSR). Объем полезной нагрузки и дальность также сыграли определенную роль в принятии решения о разработке самолета.
   В 1963 году "English Electric" и "Vickers-Armstrong" вошли на правах подразделений в "British Aircraft Corporation", имея общую проектную группу, решавшую сложные вопросы конструкции самолета и обеспечившую гигантский скачок в развитии технологий создания фюзеляжа, авионики, двигателя и оборудования. Использовались такие материалы, как алюминиево-медные сплавы для частей фюзеляжа, работающих при низких температурах, алюминиево-литиевые сплавы для мест, подвергавшихся высокотемпературному нагреву, титановые сплавы для конструкций, расположенных вблизи двигателей, и сверхпрочная сталь для деталей шасси.
   TSR.2 представлял собой высокоплан, что обеспечивало минимизацию сложностей, связанных с обтеканием воздушным потоком уникального хвостового оперения. По той же причине крыло треугольной в плане формы с углом стреловидности 60° по передним кромкам сделали толстым; боковая устойчивость обеспечивалась повернутыми вниз законцовками. На крыле не было элеронов, гребней, щелей и предкрылков, присутствовали лишь закрылки большого размаха и система сдува пограничного слоя с задней кромки, что обеспечивало невероятные характеристики укороченного взлета. В кабине размещались летчик и штурман, сидевшие тандемом на катапультных креслах марки "Martin-Baker", фюзеляж оборудовался встроенными воздушными тормозами, установленными с обеих сторон между крылом и хвостовым оперением, силовая установка состояла из двух ТРД Bristol Siddeley Olympus Mk 320.
   Специально разработанная авионика, в том числе бортовой вычислитель, обрабатывавший информацию, получаемую от системы воздушных сигналов, инерциальная платформа и РЛС переднего и бокового обзора, наделили TSR.2 беспрецедентными боевыми возможностями. Оборудование постоянно модернизировалось, компьютер выдавал координаты и пилотажную информацию на индикатор на фоне лобового стекла летчика и на индикатор штурмана, а также в автопилот и СУВ. Радар и связанное с ним оборудование обеспечивали высокоточное, всесторонне контролируемое следование рельефу земли, а в случае маловероятного полного отказа систем давали самолету команду на набор высоты.
   27 сентября 1964 года первый прототип TSR.2 совершил успешный 14-минутный полет с аэродрома НИИ самолетов и вооружения в городе Боскомб Даун (пригород Борнмута, графство Дорсет). Он стал единственным из построенных самолетов, который летал. Но шесть месяцев спустя, после налета 13 ч 9 мин, 6 апреля 1965 года лейбористы объявили о закрытии программы TSR.2, предполагавшей выпуск 49 самолетов. Это было не результатом технических недостатков, хотя разработка TSR.2 и оказалась трудной из-за сложности машины и новизны многих систем, а сочетанием растущих затрат и политических амбиций, которые оказались убийственнее любых ракет. Как и в случае с Concorde, самолет TSR.2 имел сторонников и противников. Роланд Бомонт, один из известных летчиков-испытателей, знавший машину лучше многих и оценивавший превосходные возможности радара в режиме следования рельефу местности, что обеспечивало профиль полета на трех уровнях малых высот с "безопасностью ракеты", считал, что TSR.2 - "одна из лучших конструкций в истории авиации". Бомонт, как многие другие, связывал свою судьбу с дальнейшей разработкой и эксплуатацией этого замечательного самолета, полагая, что отказ от него - очень большая потеря для британских ВВС.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   BAC TSR.2

   Тип: двухместный истребитель, штурмовик, разведчик
   Силовая установка: два ТРД Bristol Siddeley Olympus Mk 320 с форсажем, каждый тягой 136,16 кН
   Характеристики (на ноябрь 1962 года): максимальная скорость на большой высоте 2390 км/ч (М-2,25); крейсерская скорость 1345 км/ч (М=1,1) на высоте 61 м или 2181 км/ч (М-2,05) на высоте более 10 970 м; начальная скороподъемность более 15 240 м/мин; практический потолок 16460 м; боевой радиус 1851 км при полете по профилю "большая высота - большая высота - большая высота" с бомбовой нагрузкой 907 кг или 1287 км при полете по профилю "малая высота - малая высота -малая высота"; перегоночная дальность 6840 км
   Масса: взлетная при выполнении типового задания 36 287 кг; максимальная взлетная 43 545 кг
   Размеры: размах крыла 11.28 м; длина 27,13 м; высота 7.32 м; площадь крыла 65.03 м'
   Вооружение (предполагавшееся): до 2772 кг обычных или ядерных боеприпасов во внутренних отсеках плюс до 1814 кг бомб, кассет с ракетами или топлива в сбрасываемых подвесных баках на четырех подкрыльевых узлах подвески

Показать полностью
  • Описание
  • Фотографии