
HAL HPT-32 Deepak, HTT-34 и HTT-38
В марте 1976 года компания HAL начала работу над проектом HPT-32 Deepak для замены устаревшего самолета HT-2. В результате был создан новый цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с увеличенным килем умеренно стреловидной формы, неубирающимся трехстоечным шасси и просторной кабиной для курсанта и инструктора с возможностью установки дополнительно третьего сиденья. Конструкция самолета позволяла создать вариант для боевой подготовки с подвеской легкого вооружения на подкрыльевые узлы. Позднее от третьего сиденья в кабине отказались, но вооруженную версию так и не разработали.
Первый из двух прототипов взлетел 6 января 1977 года, но в ходе летных испытаний оказалось, что он не соответствует требованиям. Пришлось долго совершенствовать аэродинамику и облегчать планер. Наконец в июле 1981 года взлетела третья машина, и проект удалось спасти. ВВС и ВМФ Индии заказали первые 88 самолетов, с 1993 года были поставлены еще 32. По имеющимся данным, всего построили 142 экземпляра.
Самолет HTT-34 был развитием проекта HPT-32 с турбовинтовым двигателем, который не пошел в серийное производство из-за отсутствия потребности ВВС Индии в такой машине. ВВС Нигерии, поначалу проявлявшие интерес, также охладели к нему. Прототип этой модели впервые взлетел в июне 1984 года как конверсия третьего экземпляра HPT-32 с турбовинтовым двигателем Allison 250-B17D мощностью 420 э. л. с. (313 кВт) в удлиненном фюзеляже и с уменьшенным хвостовым оперением. Легкий, но гораздо более мощный двигатель значительно улучшил характеристики самолета, увеличив его максимальную скорость и потолок. Серийные образцы должны были иметь убирающееся шасси.
О разработке HTT-38 - модернизированном проекте HTT-34 - сообщалось на авиационной выставке в Сингапуре в феврале 1998 года, но с тех пор о нем почти не упоминается.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
HAL HPT-32 Deepak
Тип: двухместный учебно-тренировочный самолет
Силовая установка: ПД с горизонтально расположенными шестью цилиндрами Lycoming AEIO-540-D4B5 мощностью 260 л. с. (194 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 265 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 213 км/ч на высоте 3050 м; начальная скороподъемность 335 м/мин; практический потолок 5500 м; дальность полета 744 км
Масса: пустого аппарата 890 кг; максимальная взлетная 1250 кг
Размеры: размах крыла 9,50 м; длина 7,72 м; высота 2,88 м; площадь крыла 15,01 м2
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 42
6 января 1977г.: поднялся в воздух первый прототип учебного самолета HAL HPT-32, разработанного по заказу ВВС Индии.
-
Мировая Авиация 148
Первоначально в HPT-32 за двумя передними креслами могло устанавливаться третье сиденье, что позволяло применять этот самолет в качестве связной машины.
-
Air International 1985-06 / World Trainer Directory
Hindustan HTT-34
-
Авиация и Космонавтика 2024-06 / М.Лисов - История ВВС Индии в экспонатах Музея авиации на авиабазе Палам
Регистрационный номер : X3236 Другие самолёты на фотографии: Folland Gnat - Великобритания - 1955
-
Air International 1982-08 / Airdata File
A photograph of the third prototype of the HAL HPT-32, showing new features.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
HAL HPT-32 prototype.
-
Air International 1984-10
Making its public debut at Farnborough. having completed some 15 hours flying between its 17 June 1984 initial flight and its arrival at the SBAC Show, the HAL HTT 34 turboprop-powered side-by-side ah initio trainer is a company-funded derivative of the piston-engined HPT 32, of which deliveries to the Indian Air Force are just commencing.
-
Air International 1981-02 / ??? - World Directory of Military Trainers 1981
Hindustan Aeronautics HPT-32
-
Air International 1982-08 / Airdata File
The third prototype of the HAL HPT-32, showing new features. Depicted in the three-view, these include a lowered top cabin line and redesigned fin and rudder of broader chord.
- Фотографии