RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1941

Одноместный истребитель

Spitfire Mk.V

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
   - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
   - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
   - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
   - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
   - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
   - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
   - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
   - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
   - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
   - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.

Показать полностью

Описание:

  • Spitfire Mk.V
  • Supermarine Spitfire и Seafire
  • Мировая Авиация 23
    Регистрационный номер: AA853

    Spitfire Mk VB, 302-я эскадрилья, 19 августа 1942 года. Самолет польского аса уинг-коммандера Стефана Витоженца из 1-го польского истребительного авиакрыла. Белые полосы на капоте являются знаками быстрого опознавания, которые наносились на истребители, принимавшие участие в обеспечении десанта в Дьеппе. На этой машине Витоженц не сбил ни одного самолета, асом же он стал, сражаясь на истребителе Hurricane. Позже самолет разбился из-за столкновения в воздухе.

  • Мировая Авиация 66
    Регистрационный номер: W3185

    Бадер летал на этом Spitfire Mk VA в начале 1941 года, когда был командиром авиакрыла в Тангмере. Он не доверял пушкам, опасаясь, что они могут отказать в бою, и его самолет был одним из последних Spitfire, имевших только пулеметное вооружение.

  • История Авиации 2000-02 / А.Андреев - Джордж Берлинг /Асы мира/
    Регистрационный номер: W3636

    "Спитфайр" Mk.VA сержанта Д.Берлинга из состава 41-й истребительной эскадрильи Королевских ВВС. Мерстон, Великобритания, май 1942г.

  • Aviation Historian 21 / B.Livingstone - A tragedy of errors
    Регистрационный номер: AD308   [2]

    Spitfire VB AD308 bore the No 317 Sqn unit code “JH-T”, and was painted in the RAF’s post-August 1941 day fighter scheme of Dark Green/Ocean Grey camouflage with Sea Grey Medium undersides. The Polish national insignia was applied to the cowling and the unit’s bird motif was painted behind the cockpit.

  • Мировая Авиация 57
    Регистрационный номер: AA758

    Supermarine Spitfire Mk VB. На самолете "Bazyli Kuick" в 1941 году с аэродрома Эксетер летал Станислав Бржеский из 317-й "польской" эскадрильи. Бывший пилот польских ВВС Бржеский сбил Bf 109F и повредил Fw 190 в одном бою над Ла-Маншем. Всего же он сбил семь самолетов противника.

  • Мировая Авиация 23

    Spitfire Mk VB, 111-я эскадрилья, декабрь 1941 года. Самолет окрашен по схеме, применявшейся на Mk V из 111-й эскадрильи зимой 1941-1942 годов, когда машины этой эскадрильи использовались в качестве ночных истребителей в ПВО Лондона. Командование английских ВВС в то время не исключало возобновления крупномасштабных ночных налетов Люфтваффе на столицу Великобритании. При перекраске в черный цвет серийный номер самолета был закрашен.

  • Мировая Авиация 23
    Регистрационный номер: W3312

    Spitfire Mk VB, 92-я эскадрилья, август 1941 года. 20 июня 1941 года этот самолет прямо с завода поступил в 92-ю эскадрилью, где получил собственное имя "Moonraker". На нем летал комэск Джеми Ранкин, который с середины июня по конец октября 1941 года одержал 11 личных и одну групповую победу в воздушных боях, а также повредил четыре самолета противника. Еще одну победу ему засчитали как "вероятную". Первые два самолета Ранкин сбил менее чем через сутки после прибытия в часть. Получив назначение на должность командира авиакрыла в Бигген-Хиллс, Ранкин некоторое время продолжал летать на истребителе "Moonraker".

  • Мировая Авиация 57
    Регистрационный номер: BM144   [2]

    Spitfire Mk VB (BM144/RF-D) Яна Зумбаха с изображением утенка Дональда Дака. Рядом с утенком нарисована эмблема 303-й эскадрильи, повторяющая эмблему эскадрильи имени Тадеуша Костюшко времен советско-польской войны 1920 года.

  • Мировая Авиация 23
    Регистрационный номер: X4272

    Spitfire LF.Mk VB, 501-я эскадрилья, июнь 1944 года. Первый полет на этой машине выполнен в августе 1940 года. Ее построили как Mk I, но потом доработали в вариант Mk IB, а в начале 1941 года одной из первых модернизировали до уровня Mk VB. Самолет изображен в окраске времен десантной операции в Нормандии летом 1944 года. На фюзеляж и крыло нанесены черно-белые "полосы вторжения". Тогда этот истребитель состоял на вооружении 501-й эскадрильи, которая базировалась во Фристоуне.

  • Мировая Авиация 23
    Регистрационный номер: BR114   [2]

    Spitfire Mk VC, эскадрилья № 103 MU, сентябрь 1942 года. Самолет поставлен британским ВВС в марте 1942 года, затем был переброшен в Египет. Там он стал одним из немногих специально доработанных перехватчиков, предназначенных для борьбы с высотными разведчиками Ju 86Р. Чтобы максимально облегчить машину, с нее сняли радиостанцию, броню и все пулеметы, оставив лишь две крыльевые пушки. Законцовки крыла сделали остроконечными.

  • История Авиации 2000-02 / А.Андреев - Джордж Берлинг /Асы мира/
    Регистрационный номер: EP706

    На этом "Спитфайр" Mk.VB/trop из состава 249-й истребительной эскадрильи Королевских ВВС сержант Д.Берлинг сделал несколько вылетов в сентябре-октябре 1942г. Такали, о-в Мальта.

  • Мировая Авиация 23
    Регистрационный номер: LN853

    Spitfire Mk VB, 335-я эскадрилья 4-й истребительной группы США, октябрь 1942 года. Этот Spitfire Mk VB в августе 1942 года поступил на вооружение 121-й американской эскадрильи "Eagle". На нем летал уроженец Техаса командир звена Джимми Дэйли, добровольцем вступивший в британские ВВС еще до вхождения США в войну. В сентябре Дэйли вместе с его самолетом перевели в 335-ю эскадрилью 4-й истребительной группы 8-й воздушной армии США. До своего возвращения в Штаты в ноябре того же года Дэйли командовал этой эскадрильей.

  • Авиация и Время 2005-05 / О.Каминский - "Мессершмитты" над Кубанью
    Регистрационный номер: EP210   [2]

    Spitfire Mk.Vb из 57-го ГИАП

  • Air International 1980-05 / Model enthusiast

    Clipped-wing Spitfire VB No 81, one of 40 acquired from ex-RAF stocks in 1947 and used until 1952 by the "ZE" Squadron of the Forca Aerea Portuguesa at Aerial Base No 2. Ota. *

  • АвиаМастер 2001-06 / М.Морозов, Е.Грановский - "Второе дыхание" Люфтваффе в Средиземноморье /Стратегия и тактика/
    Регистрационный номер: ES352   [2]

    "Спитфайр" Mk.Vc 43-й скуадрон RAF, Сицилия, август 1943г.

  • Мировая Авиация 23
    Регистрационный номер: EP340

    Spitfire Mk VB, 249-я эскадрилья, октябрь 1942 года. EP340 - один из 30 истребителей, доставленных на Мальту авианосцем "Игл" (самолеты взлетели с авианосца в Средиземном море, а приземлились на Мальте) в рамках операции "lnsect". Данный Spitfire Mk VB поступил на вооружение 249-й эскадрильи, где эксплуатировался летом и осенью 1942 года, пока 15 октября не стал 30-й жертвой немецкого аса унтер-офицера Марианна Мазурека. Пилот - австралиец флайт-сержант Эдвин Хискенс - погиб.

  • История Авиации 2000-02 / А.Андреев - Джордж Берлинг /Асы мира/
    Регистрационный номер: BR301

    "Спитфайр" Mk.VC/trop из состава 249-й истребительной эскадрильи Королевских ВВС, на котором сержант Д.Берлинг сделал несколько вылетов в июле 1942г. Такали, о-в Мальта.

  • АвиаМастер 2001-06 / М.Морозов, Е.Грановский - "Второе дыхание" Люфтваффе в Средиземноморье /Стратегия и тактика/
    Регистрационный номер: JL316

    "Спитфайр" Mk.Vc из французской эскадрильи GC II/7, пилот - лейтенант Клод Манжен, Корсика, ноябрь 1943г.

  • Мировая Авиация 23
    Регистрационный номер: BS234

    Spitfire Mk VC, 1-е истребительное авиакрыло Королевских ВВС Австралии, март 1943 года. Изображенный на рисунке Mk VC доставили в Австралию в ноябре 1942 года и включили в состав 457-й эскадрильи 1-го истребительного авиакрыла австралийских ВВС. На нем летал будущий ведущий австралийский ас Клив Кэлдуэлл, впрочем, не сбивший на этой машине ни одного вражеского самолета. В марте - апреле 1943 года Кэлдуэлл уже на другом истребителе одержал восемь воздушных побед. Самолет постигла общая судьба всех австралийских Spitfire: после войны его сдали в металлолом.

  • Air International 1980-05 / Model enthusiast
    Регистрационный номер: LZ846

    Spitfire VC LZ846 with tropical filter, operating with No 54 Squadron, RAF, in the defence of Australia in 1943.

  • Aviation Historian 12 / B.Livingstone - Vis - the Allies' Adriatic Eyrie
    Регистрационный номер: JK544   [2]

    Castle Bromwich-built Supermarine Spitfire Mk VC (Trop) JK544, code letter “M", operated with the RAF’s No 352 (Yugoslav) Sqn - the first Yugoslav-manned fighter unit to be formed in the Mediterranean - from Vis during January-April 1945.

  • Air International 1980-05 / Model enthusiast
    Регистрационный номер: JK226

    Spitfire VC JK226 with tropical filter, in the markings of the 308th Fighter Squadron, 31st FG, with the Twelfth Air Force, USAAF, in Tunisia, mid-1943.

  • Aviation Historian 32 / A.Arthy - Two days in February (1)
    Регистрационный номер: EP837

    Seen here in the standard RAF desert scheme of Dark Earth and Mid Stone camouflage with Azure undersurfaces, Spitfire VB (Trop) EP837, HL-L, served with the 308th FS, 31st FG, during the air battle over Sidi Bou Zid in February 1943.

  • АвиаМастер 1999-05 / Возвращение в Палестину /Авиапочта/

    Египетский "Спитфайр" Mk-5C(Trop) N 602. Расшифровка черно-белой фотографии, датированной 1946 годом.

  • Aeroplane Monthly 1991-05 / Spitfire Notebook (9)
    Регистрационный номер: G-AHZI

    M. L. Bramson’s Spitfire G-AHZI Josephine was built as Mk IIA P8727. By the time it received its civilian certificate of airworthiness, it had been upgraded to Mk VA standard.

  • Aeroplane Monthly 1982-07 / ??? - Spits in civvies
    Регистрационный номер: G-AISU   [2]

    Spitfire VB G-AISU, formerly AB910, was built in 1942 and was civilianised for Air Commodore Allen Wheeler in 1947. In May 1950 ’SU was fitted with a Rolls-Royce Merlin 55M engine and 15 years later the aircraft was presented to what was then the Coltishall Historic Aircraft Flight. It is still airworthy today and flies with the Battle of Britain Memorial Flight based at RAF Coningsby.

  • Aeroplane Monthly 1982-10 / Skywriters
    Регистрационный номер: G-AISU   [2]

    D.B. Minterne’s splendid air-to-air photograph of Air Commodore Wheeler’s Spitfire G-AISU, taken from a Lancaster in July 1949.

Тип фотографий

  • Все фото (338)
  • Боковые проекции (25)
  • Цветные фото (38)
  • Ч/б фото (226)
  • Реставрация (7)
  • Обломки (20)
  • Модели, рисунки, схемы, чертежи (22)