Варианты
- Supermarine - Spitfire - 1936 - Великобритания
- Supermarine - Highspeed Spifire - 1938 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire PR / FR - 1939 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.IV / Mk.XII / XIV - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.V - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire VB / IXB - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.IX / XVI - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.VI / VII / VIII - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Trainer - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire DB-605 - 1943 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire FR.XIV / FR.XVIII / PR.XIX - 1943 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.XVIII / 21 / 22 / 24 - 1944 - Великобритания
- Isaacs - Spitfire - 1975 - Великобритания
- Thunder Wing - Supermarine Spitfire Mk.IX - 1980 - США
- Jurca - MJ-10 Spit - 1982 - Франция
Spitfire Mk.V
Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
- "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
- "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
- "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
- "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
- "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
- "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
- "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
- "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
- "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
- "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
- "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
- "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.
Описание:
- Spitfire Mk.V
- Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии
-
Мировая Авиация 84
Истребитель Spitfire Mk VC из состава коллекции был построен в 1942 году фирмой "Westland" и служил в 310-й (чешской) эскадрилье. Он снимался в нескольких фильмах, включая картину "Битва за Британию".
-
Мировая Авиация 47
Spitfire LF.Mk VC - летающий экспонат, принадлежащий частному авиамузею "Shuttleworth Collection". В июле 1942-го машина поступила в 310-ю эскадрилью, сформированную из чешских летчиков-добровольцев, а свой первый полет после реставрации совершила в 1975 году.
-
Авиация и Космонавтика 2016-08 / В.Бакурский - Звезды на крыльях
Типичная окраска британских истребителей на европейском театре военных действий со знаками быстрой идентификации в виде светлого кольца на хвостовой части фюзеляжа и желтых передних кромок крыла
-
Aeroplane Monthly 1976-11
Up from Duxford during the Vintage Air Day on June 20, 1976, the Rolls-Royce Spitfire FR.XIV RM619, G-ALGT, poses with Shuttleworth’s Spitfire VC AR501, G-AWII, for AIR PORTRAITS camera.
Другие самолёты на фотографии: Supermarine Spitfire Mk.IV / Mk.XII / XIV - Великобритания - 1941
-
Aeroplane Monthly 1986-07
The Shuttleworth Collection's Spitfire VC, AR501, and Gladiator, L8032, photographed from its Hawker Hind over Old Warden in October 1985.
Другие самолёты на фотографии: Gloster Gladiator - Великобритания - 1934
-
Мировая Авиация 42
Из 20 000 Spitfire всех модификаций, построенных с 1936 по 1948 год, более 200 уцелело до наших дней, причем около 50 машин в летном состоянии. Представленный на снимке Mk VB принадлежит RAF. Летом этот самолет принимает участие в различных авиашоу на территории Британии.
-
Air International 2008-08 / News: Headline, Military, Civil, Airshow, Accidents
To mark the 70th anniversary of the delivery of the Supermarine Spitfire to 19(F) Squadron - the first to re-equip with the aircraft on August 4, 1938 - one of the unit's BAe Hawk T1s (XX184) has been painted in the colours originally applied to the famous fighter. A photo-shoot with a Spitfire, Hurricane and Lancaster of the Battle of Britain Memorial Flight was organised, and the images will feature in a 2009 calendar, proceeds of which will go to the special care baby unit at Bangor Hospital, the squadron's designated charity.
Другие самолёты на фотографии: Avro Lancaster / Type 683 - Великобритания - 1941Hawker Hurricane - Великобритания - 1935Hawker-Siddeley Hawk / HS.1182 - Великобритания - 1972
-
Авиация и Космонавтика 2016-03 / ??? - Истребитель "Спитфайр": К 80-летию со дня первого полета
"Спитфайр" Mk.V
Радиаторы, установленные под крылом «Спитфайра», практически полностью находились вне профиля и не нарушали его целостность. Стойка шасси убиралась в нишу, расположенную за лонжероном таким образом, что вырез под колесо не перерезал главный силовой контур, работающий на кручение -
Мировая Авиация 97
Spitfire Mk V, поступивший на вооружение в мае 1941 года (первой его получила 92-я эскадрилья), вынес основную тяжесть боев над Ла-Маншем. На снимке машина из 222-й эскадрильи, базировавшейся в Норт-Уилде.
-
Мировая Авиация 107
Этот истребитель Spitfire Mk V с отметками о семи воздушных победах (шесть из них на счету командира 501-й эскадрильи Г. Норткота) - поистине легендарная машина. Его восстановили до летного состояния в 1995 году.
-
Мировая Авиация 115
Коллекция включала несколько истребителей Spitfire, в том числе версию Mk VC с кодом NX614VC (фото), которая ныне находится в американском фонде "Flying Heritage Collection".
-
Мировая Авиация 57
Самолет Spitfire Mk VB (EN951) с кодировкой Зумбаха, "RF-D", и изображением утенка.
-
Мировая Авиация 110
Увеличение численности Spitfire. Количество пригодных к полетам Spitfire в "Мемориальном звене битвы за Британию" увеличено до пяти за счет поступления в 1998 году LF.Mk IXE MK356. В звене также имеются оснащенный мотором Merlin вариант Mk II P7350, старейший из летающих Spitfire LF.Mk VB AB910 (фото), оснащенные моторами Griffon самолеты PR.Mk XIX PM631 и PS915.
-
Авиация и Космонавтика 2012-10 / М.Путников - "Летающие легенды" - 2012
Другие самолёты на фотографии: North American P-51D Mustang - США - 1944
-
Air Enthusiast 2006-09 / K.Wilson - Wings of Liberty /History on the wing/
F-15A 74-0131 is on show at the Wings of Liberty Memorial Park. Close by is a full-scale model of a Supermarine Spitfire V in the colours of 71 'Eagle' Squadron.
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F-15A/C Eagle - США - 1972
-
Мировая Авиация 57
Ян Зумбах в кабине истребителя Spitfire Mk VB (BM144/RF-D). Все самолеты Spitfire Mk VB, на которых летал Зумбах, несли на фюзеляжах изображения мультипликационного утенка Дональда, причем известны четыре варианта этого рисунка. На снимке - утенок в первой версии (использовался с апреля 1942 года).
-
Мировая Авиация 89
Воздушные фильтры Vokes, защищавшие моторы от попадания густой пыли, сильно искажали элегантные обводы истребителей Spitfire. На снимке истребители Mk VC из 417-й эскадрильи патрулируют над Западной Пустыней с открытыми из-за жары фонарями.
-
Aeroplane Monthly 1991-11 / R.Paver - Audley End's Spitfires
Spitfire Mk V BM597, left, and high-back Spitfire Mk XVI TB252 at Audley End in August 1991.
Другие самолёты на фотографии: Supermarine Spitfire Mk.IX / XVI - Великобритания - 1942
Тип фотографий
- Боковые проекции (25)
- Цветные фото (22)
- Ч/б фото (203)
- Обломки (20)
- Модели, рисунки, схемы, чертежи (18)