Мировая Авиация 47
-
Война Эквадора и Перу. 28 января 1995г.: в ходе пограничного конфликта истребительная эскадрилья ВВС Эквадора (FAE) противостояла самолетам перуанских ВВС (FAP). вторгшимся в эквадорское воздушное пространство. 29 января в ходе ожесточенного боя был сбит перуанский вертолет Ми-8. Самолеты ВВС Эквадора A-37B патрулировали приграничные районы страны. 7 февраля был уничтожен еще один перуанский Ми-8, аналогичный представленному на снимке, а вертолеты Puma ВВС Эквадора атаковали перуанскую авиабазу. С 9 февраля началась эскалация военных действий. 16 истребителей ВВС Перу атаковали горные базы эквадорской армии. 10 февраля ВВС Эквадора нанесли ответные удары. Два перуанских Су-22 были сбиты эквадорскими истребителями Mirage F1JA, а штурмовик A-37B - сбит истребителем Kfir. США, Аргентина, Бразилия и Чили объявили об эмбарго на поставки оружия обоим участникам конфликта. Военные действия продолжались до 12 февраля, но конфликт окончательно завершился только летом 2000 года.
Штурмовики A-10 Thunderbolt с мощной 30-мм пушкой GAU-8 Avenger уничтожали иракские бронетанковые силы, подбив множество танков. Двум A-10 удалось сбить иракские вертолеты.
Buccaneer S.Mk 50. Свой первый боевой вылет самолеты Buccaneer ВВС ЮАР совершили 4 мая 1978 года в ходе операции против Анголы. Аналогичные рейды позже совершались в Замбии с нанесением ударов при помощи НАР и управляемых ракет Nord AS30 французского производства.
Buccaneer из 801-й эскадрильи на летной палубе британского авианосца "Арк Роял" во время первого испытательного боевого похода перед припиской эскадрильи к авианосцу "Викториз". Ядром 801-й эскадрильи стали экипажи эскадрильи № 700Z, аттестованные для полетов на Buccaneer в июле 1962 года. Благодаря складным консолям крыла и раздвижным аэродинамическим тормозам самолет помещался на небольших палубах британских авианосцев.
Хотя большинство из 193 британских и 16 южноафриканских Buccaneer пошло на слом или оказалось в гражданских авиамузеях в Элгине и Макклесфилде, несколько машин пополнили экспозиции военных музеев. Первый из них - Buccaneer (S.Mk 1) - попал в Музей авиации флота на авиабазе Королевского ВМФ в Йовилтоне. Самолет, служивший в 801-й и 809-й эскадрильях ВМФ, показан в раннем варианте окраски -темно-серо-голубой сверху и белый снизу.
В течение 11 лет в Германии самолеты Buccaneer поддерживались в состоянии готовности к нанесению ядерного удара. На снимке самолет S.Mk 2 из 16-й эскадрильи, базировавшейся в Лаарбрухе, летит на малой высоте над сельской местностью.
Этот Buccaneer S.Mk 2B с эмблемой 12-й эскадрильи в виде лисьей морды несет обычное противокорабельное вооружение. Эскадрилья получила известность под названием "Shiny Twelve" еще с тех пор как стала использовать отполированные до блеска истребители-бипланы Fairey Fox. Экипажи "Bucc" продолжили традицию, полируя кромки воздухозаборников своих самолетов.
Buccaneer из 12-й эскадрильи с четырьмя ракетами Sea Eagle во время учебно-тренировочного полета из Лоссимауса. Ракеты Sea Eagle реализовывала принцип "запустил - забыл", позволяя самолетам Buccaneer оставаться на вооружении даже в XXI веке. Однако предпочтение было отдано самолетам Tornado GR.Mk 1B из-за более выгодного соотношения стоимости и эффективности при проведении боевых операций.
Служба в боевых частях закончилась для самолетов Buccaneer 31 марта 1994 года, когда для борьбы с морскими целями англичане выбрали Tornado. Многие ветераны ВВС, летавшие на "Bucc", глубоко переживали их уход, утверждая, что для решения таких задач они были куда лучше, чем заменившие их машины. Незадолго до вывода из боевых частей Buccaneer получили новую светло-серую окраску, розово-голубые опознавательные знаки и белые номера. Многие считали, что такая схема больше соответствует затянувшейся "моде" на серый цвет в авиации, чем реальным боевым требованиям.
Самолет XV352 заправляется от летающего танкера Victor во время боев в Ираке, неся при этом бомбу CPU-123 (заменившую Sidewinder) на левом внешнем пилоне. С 21 по 28 февраля 1991 года Buccaneer сбросили 48 таких бомб с лазерным наведением. Два экипажа получили известность, поразив иракские транспортник Ан-12 и трофейный C-130 на аэродроме Шейка Мейхар.
"Едоки грязи". Buccaneer впервые прибыли на американскую авиабазу Неллис в 1977 году для участия в учениях по программе "Red Flag". 10 самолетов 208-й эскадрильи предприняли трансатлантический перелет. Их участию в маневрах придавалось большое значение, поэтому четыре машины специально перекрасили в пустынный камуфляж (как на снимке). Боевые возможности Buccaneer на малых высотах произвели на американцев благоприятное впечатление. Англичане наносили удары на высоких скоростях и на высотах менее 30 м, проносясь в тучах пыли, за что американцы в шутку прозвали их "Dirt Eaters" ("Едоки грязи"). Повторный визит на базу Неллис англичане нанесли в 1980 году, когда для участия в маневрах прибыли 15-я и 16-я эскадрильи. Однако 7 февраля Buccaneer из 15-й эскадрильи разбился при заходе на цель. Причиной катастрофы оказалось усталостное разрушение металла в конструкции крыла. Это послужило сигналом для отзыва Buccaneer с учений и тщательной проверки всего парка этих самолетов в Королевских ВВС. Вскоре стало ясно, что многие машины сильно изношены и требуют капитального ремонта, а некоторые вообще пришлось списать.
На этой редкой фотографии Buccaneer летит рядом с одним из учебных самолетов Hunter, в кабине которого установлено аналогичное Buccaneer приборное оборудование. Поскольку ни один Buccaneer не выпускался в учебном варианте с двойным управлением, курсанты могли отработать полеты под контролем инструктора на таких учебных Hunter, прежде чем выполнить первый самостоятельный полет на реальном боевом самолете.
Buccaneer XT270 из 12-й эскадрильи специально для фотосъемки запускает неуправляемые ракеты (НАР) SNEB. Эти ракеты считались вспомогательным вооружением и были сняты с производства в 1970-е годы, после чего основным средством поражения стали ракеты Martel.
Самолет XW986 использовался Королевским авиационным НИЦ (ныне Управление исследований и оценок МО, DERA). Огромные цифры на створках бомбоотсека были нанесены по ошибке, когда офицер Министерства обороны написал серийный номер машины на чертеже прямо поверх предполагаемой схемы окраски самолета.
Три самолета Buccaneer были переданы в НИЦ Королевской авиации для проведения различных исследований в интересах ВВС. Первоначально они несли желто-зеленую окраску, но позже два самолета, один из которых на снимке, перекрасили в красно-бело-черный "анти-камуфляж". Эти надежные машины участвовали во многих экспериментах, прежде чем вернулись в боевые подразделения.
В течение примерно 10 лет, начиная с 1978 года, Buccaneer ВВС ЮАР действовали против намибийских повстанцев, базировавшихся в приграничных районах Анголы. Об этих операциях известно очень мало, но можно предположить, что "Bucc", вооруженные НАР SNEB, играли в них важную роль.
Buccaneer S.Mk 2В. После отказа в 1968 году от F-111K по финансовым соображениям Королевские ВВС имели очень небольшой выбор самолетов для его замены и вынуждены были принять Buccaneer, чтобы заполнить брешь, образовавшуюся в их возможностях нанесения тактических ударов. Поступив на вооружение, Buccaneer вскоре избавился от клейма "ненужной машины", более того - он оказался хорошим средством для действий на малых высотах против наземных и надводных целей. Ряд специалистов, которые имели с ним дело, даже сожалели, что этот самолет не поступил на вооружение раньше. 12-я эскадрилья Главного командования НАТО в зоне Атлантики первой получила Buccaneer и использовала в основном как ударные самолеты. Самолет оказался отличным маловысотным носителем как обычного, так и ядерного вооружения, а на протяжении ряда лет, между выводом из боевых частей бомбардировщиков Vulcan и началом полноценной службы тактических истребителей Tornado, он нес непростую обязанность "авиационной составляющей" ядерного потенциала Великобритании. В связи с поступлением на вооружение в начале 1980-х годов самолетов Tornado большинство старых и уже порядком изношенных Buccaneer перепрофилировали в противокорабельные машины, добавив к 12-й еще и 208-ю эскадрилью. Buccaneer прослужили еще около десяти лет, пока не были сняты с вооружения в результате окончания холодной войны. Содержать их наряду с Tornado было уже излишним.
S.Mk 2B
Воздушная война над Боснией. 25 мая 1995г.: самолеты НАТО разбомбили сербский склад боеприпасов возле города Пале после отказа сербов сдать тяжелое вооружение. В налете принимали участие американские самолеты F/A-18D, F-16, EF-111A и MH-53, а также два испанских EF-18 (один из них на снимке), датский F-16 и французский Mirage. После этого налета сербы начали захватывать в заложники солдат ООН и размещать их на складах боеприпасов с целью предотвращения дальнейших ударов. Хотя атаки на время прекратились, корабль ВМС США "Теодор Рузвельт" вошел в Адриатическое море, что подтверждало намерения НАТО решить "боснийскую проблему". 28 мая сербы сбили вертолет Ми-8, в котором погибли министр иностранных дел Боснии и несколько правительственных чиновников. Позже, после прибытия в регион французского авианосца "Фош", ПВО боснийских сербов сбила истребитель F-16 ВВС США. Пилот Скотт ОТрейди был спасен 8 июня благодаря проведенной поисково-спасательной операции.
18 декабря 1995г.: первый полет совершил вертолет NH 90, созданный концерном "NH Industries" (ассоциация компаний "Agusta", "Eurocopter" и "Fokker").
Из-за нехватки винтов фирмы "Curtiss Electric" самолеты P-39F выпускали с винтами фирмы "Aeroproducts". Одна из таких машин изображена на снимке.
Bell P-39N Airacobra
Один из самолетов P-63A-9, отправленных в Советский Союз. На модификации А-9 вместо пушки М4 устанавливалась 37-мм пушка М10.
Стандартное вооружение, расположенное в фюзеляже P-63, могло дополняться пулеметами в подкрыльевых обтекателях, как на зтом P-63A. P-63 внешне отличался от P-39 четырехлопастным винтом, а также размером и формой вертикального оперения.
Bell P-63A-1/A-10 Kingcobra
Spitfire LF.Mk VC - летающий экспонат, принадлежащий частному авиамузею "Shuttleworth Collection". В июле 1942-го машина поступила в 310-ю эскадрилью, сформированную из чешских летчиков-добровольцев, а свой первый полет после реставрации совершила в 1975 году.
19 октября 1942 года Spitfire Mk VC (EE627) c двигателем Merlin 46 поступил в 602-ю эскадрилью. 29 ноября его перевели в 29-ю эскадрилью, а затем использовали в частях боевой подготовки. Уцелев во время войны, он был списан 5 июня 1945 года. С появлением новых модификаций многие сохранившиеся Mk V передавались в учебно-тренировочные авиачасти.
Эллиптическое крыло Spitfire казалось шедевром эстетики и инженерной мысли. Его конструкция сохранялась неизменной, пока в 1942 году не начались работы над крылом самолета Mk 21.
Comanche выкатывают из ангара. 25 мая 1995г.: компания "Boeing Sikorsky" выкатила из ангара новейший боевой вертолет YRAH-66 Comanche. Первый полет был запланирован на 30 ноября после наземных испытаний. На эту высокотехнологичную машину армейская авиация США возлагала большие надежды. Боевые и оценочные испытания намечались на начало 2005 года.
Повышенные дальность и продолжительность полета позволяли самолетам "Zero" действовать на удалении от авианосцев. На фотографии — самолеты A6M2 на палубе авианосца "Хирю" перед нападением на Перл-Харбор. Девять A6M2, 15 D3A1 и пять B5N2, сбитые во время налета - небольшая плата за одержанную победу.
В учебной 42-й эскадрилье "Green Pawns", расположенной на Восточном побережье США, Intruder использовался почти 30 лет. Несмотря на возможность A-6E нести значительную бомбовую нагрузку, эскадрилья никогда не применяла его в боевых действиях.
На переднем плане EA-6B Prowler из 140-й эскадрильи над Персидским заливом. Хорошо видно его сходство с A-6. Самолет Prowler, разработанный для выполнения задач РЭБ, останется в эксплуатации до 2010 года.
A-6F Intruder II с новыми бесфорсажными двигателями General Electric F404 совершил первый полет в 1987 году. Однако ВМС США отдали предпочтение самолету General Dynamics A-12 Avenger ll, и в 1989 году Intruder был снят с эксплуатации.
Прототип A2F-1 Intruder 19 апреля 1960 года совершает свой первый взлет на Лонг-Айленде. Летчик-испытатель Роберт Смит пролетел над авиазаводами в Калвертоне и Беспейдже, чтобы им смогли полюбоваться все, кто участвовал в создании этой машины.
Ранняя модификация A-6A (бывший A2F-1). Хорошо видны поворотные сопла двигателей и перфорированные воздушные тормоза на фюзеляже. Удлиненный измерительный зонд в носовой части устанавливался только для испытаний.
17 мая 1995г.: фирма "Boeing" выпустила первый Boeing 777, предназначенный для авиакомпании "United Airlines". Производитель характеризовал его как "самый совершенный и удобный в эксплуатации двухдвигательный самолет в истории коммерческой авиации".
11 августа 1995г.: прототип реактивного ближнемагистрального самолета EMB-145 фирмы EMBRAER совершил первый полет продолжительностью 2 часа 20 минут.
Ju 87B-2 из штабного звена 3-й группы 77-й эскадры, базировавшейся в Кане (Франция) в августе 1940 года. Эмблемой звена был фамильный герб командира группы капитана Гельмута Боде, изображенный на левом борту фюзеляжа перед кабиной.
Этот Ju 87 из 77-й эскадры пикирующих бомбардировщиков так и не вышел из пике, после того как его подбил истребитель Королевских ВВС во время налета 18 августа 1940 года. Самолет упал в Уэст Вройле возле Чичестера.
Ju 87 из 77-й эскадры пикирующих бомбардировщиков, скапотировавший на взлете в Нормандии. Такие инциденты не были редкостью, когда самолеты взлетали со спешно подготовленных полевых аэродромов.
Ополченцы местной самообороны стоят у Ju 87, совершившего 18 августа 1940 года вынужденную посадку на поле для гольфа Хэм Мэнор близ Ангмеринга.
135 истребителей Mitsubishi A6M2, 135 пикирующих бомбардировщиков Aichi D3A1 (на снимке) и 144 торпедоносца Nakajima B5N2 были доставлены к Перл-Харбору японским авианосным соединением.
Главными отличиями модификации Mk VI были увеличенное крыло, гермокабина и двигатель Merlin 47. Несмотря на возлагаемые на него надежды, самолет в целом оказался неудачным.
Воздух поступал в гермокабину Mk VI через воздухозаборники под выхлопными трубами на правом борту. В отличие от Mk V этот самолет имел четырехлопастный винт.
2 ноября 1995г.: первый F60 фирмы "Fokker" совершил свой первый полет. Самолет разработан на базе конструкции F50.
28 ноября 1995г.: впервые взлетел Gulfstream V, предназначенный для деловых сверхдальних рейсов.
У самолета BELL X-22A постоянно возникали проблемы с уборкой шасси, как видно на зтом снимке второго прототипа под номером 151521.
Bell X-22A
Вылетев из Сайгона, Mitsubishi G3M2 потопили торпедами корабли "Принц Уэльский" и "Рипалз". Эти самолеты составляли основу ударных сил наземного базирования японского ВМФ до поступления в эксплуатацию бомбардировщиков G4M.
Под носовой частью фюзеляжа YFM-1 был установлен перископ для обзора нижней полусферы и для предупреждения об атаках снизу-сзади.
Bell YFM-1 Airacuda
Самолет Джима Моллисона был оснащен дополнительным топливным баком емкостью 727 л, размещенным в задней кабине. Он мог совершать полеты дальностью до 5790 км.
THE HEART'S CONTENT Mollison's "Puss Moth" (Gipsy III), which crossed from Ireland to Nova Scotia in 24 hours.
Одно из усовершенствований, введенных после ряда аварий, хорошо видно на этом Puss Moth. Передние подкосы крыла усилены дополнительными трубчатыми распорками, увеличившими жесткость конструкции.
Третий серийный DH.80A использовался для полета вокруг Британии. Самолет был оснащен поплавками фирмы "Short".
Airacomet, так же как и самолеты Meteor и Me 262, испытывал трудности с двигателями нового типа. XP-59A (на снимке) в первом полете поднялся на высоту 7,62 м.
Bell XP-77
Второй вертолет Model 30 (NX41868) имел закрытую кабину. В рамках демонстрационной программы компании "BELL" он поднимался в воздух не менее двух раз.
22 июня 1995г.: самолет Raytheon Beech Mk II - вариант швейцарского учебного Pilatus PC-9 с турбовинтовыми двигателями - объявлен победителем конкурса в рамках программы JPATS (универсальная система начальной летной подготовки) на новый учебно-тренировочный самолет для ВВС и ВМС США.
9 июня 1995г.: взлетел вертолет ЕС 120 Colibri, построенный компаниями "Eurocopter" совместно с китайской CATIC и сингапурской "STAero".
Вертолет Model 234LR Commercial Chinook был разработан для полетов на нефтяные месторождения в Северном море. Норвежская компания "Helikopter Service" стала вторым оператором, использовавшим вертолет в этом регионе, совершая полеты на трех машинах из Ставангера.
Программа создания Model 234LR началасть в ноябре 1978 года после подписания контракта с компанией BAH. Шесть вертолетов компании использовались для доставки пассажиров и грузов на нефтяные платформы в Северном море, принадлежащие нефтяным компаниям "Esso" и "Shell".
Самый крупный и старейший зксплуатант вертолетов на Аляске компания "ERA Helicopters" получила один Model 234ER в 1985 году. Он использовался для поисков нефтяных месторождений в Беринговом море.
Компания "Columbia Helicopters" в Портленде, штат Орегон, приобрела пять вертолетов Model 234LR, ранее принадлежавших ВАН, для перевозки леса и тушения пожаров. Бортовые спонсоны с топливными баками были убраны, что позволило увеличить массу переносимых грузов.
Первый экземпляр Model 234LR еще без окраски совершил свой первый полет 19 августа 1980 года. В следующем году этот экземпляр поступил в авиакомпанию ВАН.
Благодаря двигателю Gipsy Major мощностью 130л.с. (97 кВт) и обтекаемым формам, DH.85 (на рисунке) превосходил DH.80A по летным качествам. После установки мотора Gipsy R мощностью 230л.с. (172 кВт) самолет сменил обозначение на DH.85A. Он проходил испытания в ходе подготовки к созданию гоночного самолета DH.88 Comet.
После Второй мировой войны самолеты Leopard Moth продолжали летать в Африке, Австралии, Индии, Англии и Швейцарии. На этом швейцарском самолете отчетливо видна стреловидная передняя кромка DH.85, придававшая крылу трапециевидную форму.
De Havilland DH.81 Swallow Moth. Возможно, в компании "de Havilland" понимали, что этот самолет утратил оригинальную концепцию, присущую первым модификациям DH.60. За время производства всей линии Moth, начинавшейся с легких спортивных машин, самолет удвоил свои массу и мощность по сравнению с машиной DH60T образца 1931 года. Поэтому компания создала новый легкий самолет, выбрав на этот раз схему цельнодеревянного моноплана. Шасси и форма крыла в плане были во многом аналогичны DH.85. Новый DH.81 Swallow Moth с открытой кабиной и двумя тандемно расположенными сиденьями оснащался двигателем Gipsy IV мощностью 80 л.с. (60 кВт). Совершив свой первый полет 21 августа 1931 года, машина прошла ряд усовершенствований и получила закрытый фонарь кабины. Самолет, сменивший обозначение на DH.81А, развивал скорость 208 км/ч - на 19км/ч больше, чему DН.81. Самолету успех, казалось, был гарантирован. До конца 1931 года было выполнено еще несколько успешных полетов, после чего в январе 1932-го машине присвоили Класс В. Но. к сожалению, она появилась в разгар "великой депрессии", и заказов на нее не было. Первый прототип так и остался единственным экземпляром DH.81A.
Недостатком Model 42 можно считать слишком сложную конструкцию. Машина не получила распространения не только из-за этого, но и из-за отсутствия рынка сбыта. На снимке - первый из трех вертолетов во время испытаний в 1949 году.
29 ноября 1995г.: боевой самолет McDonnell Douglas F/A-18E - будущее авиации ВМС США - впервые поднялся в воздух.
Самолет F/A-18C Hornet патрулирует небо над Кувейтом, на заднем плане чадят подожженные иракцами нефтескважины.
21 апреля 1995г.: первый финский самолет семейства F-18 Hornet - двухместный F-18D - совершил свой первый полет. Построенный, как и другие шесть финских F-18D, компанией "McDonnell Douglas", этот самолет стал первым из 64 Hornet, закупленных Финляндией, Остальные самолеты имели обозначение F-18C и были построены финнами по лицензии.
25 августа 1995г.: взлетел A319 - новейший представитель семейства реактивных лайнеров Airbus.
Три Spitfire Mk VB были переделаны в поплавковые гидросамолеты. Они имели четырехлопастные винты, увеличенный киль и большой подфюзеляжный гребень. Самолет оказался неудачным, и проект закрыли в начале 1944 года.