McDonnell Douglas F/A-18A Hornet
Варианты:
McDonnell Douglas - F/A-18A Hornet - 1978 - США
Страна: США
Год: 1978


Single-seat carrier-based air combat fighter
Фотографии:

Цветные фото (232)
Prototypes
Another view of the F-18A Hornet as rolled out at St Louis in September 1978.
Первый полет первого опытного самолета YF-18 состоялся 18 ноября 1978 года. В программе летных испытаний были задействованы девять одноместных и два двухместных самолета.
18 ноября 1978г.: первый полет выполнил прототип палубного истребителя-бомбардировщика McDonnell Douglas F/A-18 Hornet (160775).
Первый прототип YF-18 в полете, апрель 1979 г.
Hornet был создан на базе истребителя Northrop YF-17. По сравнению с последним он имел увеличенное крыло, новую носовую часть с РЛС, усовершенствованную силовую установку и оборудование для палубной эксплуатации.
Пятый прототип Hornet был задействован в испытаниях подвесного вооружения. На фотографии - пуск ракеты AIM-7 Sparrow. В ходе испытаний этот самолет сбил 12 летающих мишеней, отметки о "победах" нанесли на фюзеляж под кабиной.
Prototype McDonnell Douglas F-18 Hornet.
При создании планер самолета рассчитывался на ресурс не менее 2000 посадок с использованием тормозного крюка (гака) и на столько же взлетов с использованием катапульты.
15 августа 1984г.: начались летные испытания оснащенного разведывательным оборудованием истребителя F/A-18(R) (позднее RF-18) Hornet.
US
A line up of VFA-125 F/A-18As, with one two-seat TF-18A. The "F/A-18" designation is favoured by the US Navy to publicise the Hornet's dual fighter/attack role, although the aircraft carry only "F-18A" as their official designation.
Обе эскадрильи авиации корпуса морской пехоты США на "Coral Sea" в 1983 году находились в состоянии полной боеготовности. Эскадрильи дислоцировались в Эль-Торо, Калифорния, их временно передали в 13-е палубное авиакрыло из-за нехватки самолетов F/A-18 в авиации Атлантического флота.
F/A-18C и F/A-18E
"Энтерпрайз" полгода спустя после начала операции "Несокрушимая свобода". Палубная техническая команда стоит перед F/A-18 Hornet, три Tomcat ожидают своей очереди постановки на катапульту.
A member of the airframes shop, assigned to Marine Fighter Attack Squadron 115 (VMFA-115) ‘Silver Eagles’ performs maintenance on the tail hook of an F/A-18A+ Hornet on the flight deck of USS Harry S. Truman (CVN 75).
F/A-18+ в ВМС США дислоцируются лишь в Новом Орлеане - в составе 204-й ишаэ авиации Резерва ВМС.
AIM-9X рассчитана на эксплуатацию самолетами палубной авиации в сложных условиях базирования на авианосцах. На торцевой пилон F/A-18 ВМС США подвешена УР AIM-9X.
Самолеты F/A-18 своим необычным видом не только изменили привычную картину палуб авианосцев, но и способствовали изменению принципов боевого применения палубных авиакрыльев. Комплексная бортовая авионика позволяла использовать эти самолеты как для ведения воздушных боев, так и для поражения наземных или надводных целей.
Хотя совместимость самолета Hornet с авианосцем поначалу вызывала сомнения, он быстро зарекомендовал себя отличным палубным самолетом.
Из всей авиации ВМФ США только экипажи Hornet смогли одержать воздушные победы в небе Ирака, что сильно огорчало экипажи F-14 Tomcat. На фотографии готовится к старту истребитель F/A-18A с ракетами AIM-9 Sidewinder. Оба сбитых иракских самолета были поражены этими ракетами.
Этот Hornet КМП США снят перед вылетом. Американские F/A-18 были не единственными такими машинами на иракской войне. Канада тоже прислала 18 самолетов CF-18.
Палубная команда подготовила к взлету с катапульты истребитель-бомбардировщик Hornet из эскадрильи VFA-131 "Wildcat", авианосец "Coral Sea". Эскадрилья VFA-131 "Wildcat" была сформирована в 1983 году, ее первый поход на борту авианосца начался в октябре 1985 года в Средиземное море.
314-я истребительно-штурмовая эскадрилья "Black Knights" КМП США стала первым оснащенным Hornet подразделением, получившим боевое крещение. Это произошло в 1986 году - самолеты базировавшейся на авианосце "Корал Си" эскадрильи участвовали в конфликте с Ливией. Самолет на фотографии несет восемь 227-килограммовых авиабомб.
В авиации Корпуса морской пехоты США самолеты Hornet интенсивно используются в качестве ударных, хотя данный F/A-18C (фотография сделана в период проведения операции "Освобождение Ирака") неплохо вооружен и для ведения воздушного боя. На торцевых пилонах крыла подвешены УР AIM-9 Sidewinder, на правом подфюзеляжном пилоне установлена ракета среднего радиуса AIM-120, а вооружение класса "воздух-поверхность" представлено корректируемой бомбой GBU-12 (под правой консолью крыла) и боеприпасом JDAM (под левой). На внутреннем правом подкрыльевом пилоне укреплен топливный бак.
Hornet из эскадрильи VNFA-323 с восемью бомбами Mk 82 и двумя УР "воздух-воздух" AIM-9. В ходе операции "Буря в пустыне" F/A-18 выполнили больше боевых вылетов, чем любой другой самолет авиации ВМС и Корпуса морской пехоты США. Самолеты Hornet прошли боевое крещение в период конфронтации США с Ливией в 1986 году, когда они, взлетая с авианосцев, наносили удары по объектам на ливийском побережье. В 1990-е годы истребители-бомбардировщики Hornet, включая F/A-18D, участвовали в боевых действиях на Балканах.
The ALE-47 countermeasures dispenser system is able to interface with a wide variety of radar, laser and missile warning receivers and jammers. This reduces the cost of installation. It has a cockpit control unit, sequencer units, dispensers and a programmer
F/A-18 начал свою карьеру в эскадрилье VFA-125. На фотографии: самолет этой эскадрильи, получившей первый Hornet 13 ноября 1980 года.
The F-18A Hornet is the latest aircraft to enter service with the design of which Begin has been associated. The design, originated by Northrop as the YF-17, was navalised by McDonnell Douglas.
F/A-18A с двумя ПКР Harpoon на испытаниях в Центре боевого применения вооружения ВМС США.
Парк самолетов F/A-18 авиации КМП США после окончания холодной войны был существенно сокращен - эта участь постигла и вооруженную F/A-18A 451-ю истребительно-штурмовую эскадрилью "Warlords", расформированную в 1998 году.
"Главным калибром" флота в афганской войне стали F/A-18 "Хорнет"
Эскадрилья VFA-113 "Stingers" стала первым подразделением ВМС США, получившим F/A-18. На снимке 1984 года хорошо видны опознавательные знаки пониженной заметности и серый камуфляж строевой машины. Этот самолет, взлетевший с авианосца "Констеллейшн", сбрасывает пару 227-кг бомб Mk 82 во время учебного вылета.
The Hornet has been well received by pilots of the operational squadrons now converting onto the type, despite the doubts cast upon its future by continued political sniping engendered by its escalating cost and some early performance deficiencies. VMFA-314 flew their Hornets for these photographs to be taken by Frank B Mormillo from the cargo ramp of a KC-130 Hercules.
Отличный обзор из кабины и превосходная маневренность делает F/A-18 великолепным истребителем завоевания превосходства в воздухе. Он стал первым в мире серийным истребителем, приборное оборудование которого выполнено по принципу "стеклянной кабины".
F/A-18 "Хорнет", раскрашенный "под Су-27". Обратите внимание на попытки визуального изменения геометрии планера.
F/A-18C
F/A-18A/B до сих пор эксплуатируются ВМС США в роли "агрессоров", хотя одна из таких эскадрилий, VFC-12 "Omars", пересела с F/A-18A+ на F/A-18C еще в 2006 году.
A pair of VFC-13 F-5Ns formate on a VFC-12 F/A-18 Hornet. Mixed formations of aggressor aircraft are commonplace and pose an increased challenge to their opponents.
F/A-18A+ Hornet BuNo 162863/AF11 of Fighter Composite Squadron 12 (VFC-12) ‘Fighting Omars’ based at Naval Air Station Oceana, Virginia seen at Fallon, Nevada in late-May 2016. VFC-12 deployed to Fallon to bolster the resident adversary force during Carrier Air Wing 8’s latest work-up.
Fighter Squadron Composite 12 (VFC-12) ‘Fighting Omars' based at Naval Air Station Oceana, Virginia operates the F/A-18A Hornet. The squadron provides adversary support to strike fighter squadrons and deployed some of its jets to Naval Air Station Fallon, Nevada in support of Carrier Air Wing 7’s recent detachment to the desert base.
Strike Fighter Squadron 204 (VFA-204) 'River Rattlers' based at Naval Air Station New Orleans became the first Reserve strike fighter squadron to provide adversary support to the active-duty fleet in October 1993. The squadron currently operates F/A-18A Hornet BuNo 162859/AF414, shown carrying a blue-coloured ALQ-167(V) electronic countermeasures jamming pod, painted in a three-tone ghost colour scheme.
В Соединенных Штатах самолет F/A-18 хорошо известен по показательным выступлениям пилотажной группы авиации ВМС США "Blue Angels". На фотографии: летчики из этой группы демонстрируют проход в плотном строю.
To start its 2008 season, the Navy Flight Demonstration Squadron, better known as the Blue Angels, performed at the El Centro, California, air show in March. The Blue Angels claims the distinction of being the oldest continuous aerobatic team in the world.
Formation flypast by four F/A-18s of the Blue Angel demonstration team. Formally known as the Naval Flight Demonstration Squadron, it is part of the Naval Air Training Command.
Пилотажная группа ВМС США "Blue Angels" летала на F/A-18A/B с 1986 года, но в 2009 году приступила к переоснащению на модификацию C/D. Однако двухместный F/A-18B по-прежнему используется для тренировок.
Boeing F/A-18A and B versions of the Hornet are used by the Naval Flight Demonstration Squadron - the Blue Angels - to demonstrate the skill of US naval aviators at airshows across North America and, occasionally, in other countries.
Saluting Angels. As part of ‘America Strong’ tributes, the USAF Thunderbirds and US Navy Blue Angels teamed up for a flyover of New York City on April 28, 2020, saluting health care and other key workers leading the fight against the coronavirus.
В полете "хорнеты" пилотажной группы "Блю Энжелз"
Photographs provided by Douglas E Slowiak show the McDonnell Douglas Hornets that now equip the US Navy aerobatic team, the "Blue Angels".
F/A-18A из пилотажной эскадрильи ВМС США «Голубые ангелы». Гавайи, Канеох Бэй, 27 сентября 2012 г.
Marine Corps squadron VMGR-352 provides a KC-130H for air-to-air refuelling of an F/A-18A, using the British-developed probe-and-drogue system.
An F/A-18A Hornet assigned to No.3 Squadron Royal Australian Air Force refuels from KC-30A A39-005 over the Pacific Ocean near the island of Guam during this year's exercise Cope North.
ШАССИ. F/A-18 на глиссаде, перед касанием палубы авианосца. Отклонена вся взлетно-посадочная механизация крыла, выпущены шасси и тормозной гак. Самолет обладает очень прочным шасси, способным выдержать сильный удар о палубу при выполнении посадки без выравнивания и значительную нагрузку, которая возникает при зацеплении гаком троса аэрофинишера. На ранних этапах программы самолета Hornet фирма "Northrop" проектировала вариант сухопутного базирования F-18L с облегченным шасси и рядом других конструктивных изменений, но удача сопутствовала фирме "McDonnell Douglas", предложившей иностранным заказчикам свою сухопутную версию F/A-18. Ни одного F-18L построено не было.
An F/A-18C Hornet assigned to Marine Fighter Attack Squadron 115 (VMFA-115) 'Silver Eagles' conducts an arrested landing during an Integrated Training Exercise at Marine Corps Air Ground Combat Center, Twentynine Palms, California.
Hornet из эскадрильи VMFA-323 выполнил посадку на палубу авианосца "Coral Sea". Самолеты эскадрильи "Death Rattlers" штатно несли на килях аббревиатуру "WS", но в период базирования на авианосце "Coral Sea" буквы "WS" на самолетах эскадрильи заменили буквами "АК" - 13-е палубное авиакрыло.
Самолеты A-6E Intruder и F/A-18A/C Hornet авиации КМП США занимались поддержкой сухопутных сил, осуществляя воздушное прикрытие, подавление средств ПВО и нанося штурмовые удары.
Подготовка к полету самолета F/A-18 Hornet, авианосец "Coral Sea". Самолет и его сложные и высокотехнологичные системы на деле продемонстрировали свою надежность и безотказность.
Australia
Republic of Singapore Air Force (RSAF) F-5S 822, with an RAAF Hornet behind, was one of 60 RAAF and RSAF aircraft taking part in Exercise Pitch Black 2002, Australia’s largest air defence exercise, held roughly every two years. The air combat phase of the exercise was held this year between July 15 - August 2.
The Royal Australian Air Force F/A-18A Hornets were also based alongside the RAF detachment in RMAF Butterworth, Penang.
F/A-18A Hornet A21-38 painted in colour markings commemorating the 75th anniversary of Royal Australian Air Force 75 Squadron, seen at Tindal.
F/A-18A Hornet A21-38 is painted in a black and silver paint scheme to commemorate the 75th anniversary of the Royal Australian Air Force's 75 Squadron based at Tindal in the Northern Territory.
Royal Australian Air Force F/A-18A Hornet A21-35 at Nellis during Red Flag 19-1. This aircraft is painted with a full colour tail marking the 75th anniversary of T1 Squadron.
Сегодня австралийские Hornet уже могут применять ракеты MBDA ASRAAM, обладающие лучшими характеристиками по сравнению с ракетами Sidewinder. В ходе испытаний австралийские F/A-18 успешно продемонстрировали возможность пуска данной УР по целям в задней полусфере, что получило на Западе название "парфянский выстрел".
Australia is one of seven international F/A-18 Hornet customers. The type continues to equip three front line Royal Australian Air Force squadrons and one operational conversion unit.
Все австралийские эскадрильи, получившие Hornet, летали до того на Mirage III. 77-я эскадрилья была переформирована 1 июля 1987 года и получила свои первые самолеты через некоторое время, а главной задачей ее летчиков является разработка новых приемов и способов ведения воздушного боя.
F/A-18A Hornet A21-54 assigned to 77 Squadron with the unit's latest tail markings.
F/A-18A из 3-й АЭ Королевских ВВС Австралии, сентябрь 2013 г.
F/A-18A Hornet A21-32 assigned to the Aircraft Research and Development Unit, transits over the Woomera Test Range after a test mission for the JDAM-ER.
F/A-18A Hornets from the RAAF’s No. 77 Squadron, including A21-49 painted in a full-colour paint scheme to mark the squadron’s 70th anniversary, flew offensive counter air, strike, dynamic targeting and close escort missions during Pitch Black 2016.
В 1998 году австралийские ВВС для своих Hornet выбрали ракеты AIM-132 ASRAAM для замены AIM-9 в качестве оружия ближнего воздушного боя. Европейская ракета обошла и израильскую ракету Python 4, и американскую AIM-9X Sidewinder. Но на австралийских Super Hornet вместо ASRAAM планируют использовать AIM-9X.
F/A-18A Hornets from Australia’s Air Task Group fly in formation with a Royal Australian Air Force KC-30A Multi-Role Tanker Transport aircraft during the first mission of Operation Okra to be flown over Syria.
McDonnell Douglas F/A-18A Hornet A21-29 of No.77 Squadron, Royal Australian Air Force, is the unit commanders' aircraft and was painted to celebrate its 70th anniversary in 2012. The fighter is seen on its way to the Australian Airshow and Aerospace & Defence Exposition at Avalon Airport, Victoria, on February 27, 2013, with A21-48, which features tail markings for the air force's 90th anniversary in 2011.
F/A-18A Hornets assigned to 77 Squadron based at Williamtown in New South Wales with the unit's original tail markings.
A pair of F/A-18A Hornets bank away from the KC-30A Multi Role Tanker Transport over Iraq.
Australia’s first F-35A Lightning IIs, A35-001 and A35-002, fly in formation with No.2 Operational Conversion Unit F/A-18A Hornet displaying its 75th anniversary livery on transit to the Australian International air show in Avalon.
Right echelon formation with F-35A A35-010 closest to the camera.
Three F/A-18 Hornets lead the first two Royal Australian Air Force F-35A Lightning IIs, seen in this shot performing a stylish formation break.
A Rafale B with two Royal Australian Air Force F/A-18s during Pitch Black 2018.
Some of the fast jet participants in Pitch Black 2014: two Royal Australian Air Force F/A-18 Hornets, a Royal Thai Air Force JAS39D Gripen, USAF F-16C, a UAE Air Force Mirage 2000 and a Royal Singapore Air Force F-15SG.
Целью модернизации комплекса связи B-52H в XXI веке является его глобальное применение в разнородных авиационных группировках
Exercise Cope North Guam 2014 was held between February 14 and 28, 2014. It was a multilateral training exercise conducted from Andersen AFB, Guam, and involved around 80 aircraft from the Japan Air Self Defense Force (JASDF), Royal Australian Air Force (RAAF) and US Air Force and Navy. Air-to-air training was conducted involving dissimilar air combat scenarios, air-to-ground sorties and simulated humanitarian assistance and disaster relief operations. This formation of participants comprises an EA-18G Growler of VAG-132 (tailcode ‘NL’), F-16C Fighting Falcon from the 35th Fighter Wing (‘WW), an 18th Wing F-15D Eagle (ZZ), a B-52H Stratofortress from the 20th Bomb Squadron ('LA'), JASDF F-15J (22-0929 of 204 Hikotai) and Mitsubishi F-2A, an RAAF No. 75 Squadron F/A-18A Hornet and an F-16C of the 364th Fighter Wing (‘AK').
RAAF KC-30As have recently supported the Pitch Black, Stone Age and Arnhem Thunder exercises.
В дополнение к своим девяти ударным истребителям Су-30МК/МК2 Индонезия с 2003 года получила еще пару Су-27СК и три Су-27СКМ. На снимке: четыре Су-27СК/СКМ в одном строю с парой австралийских F/A-18A Hornet во время совместных учений в 2012 году.
Su-27SKM TS-2705 is one of three such aircraft unique to the Tentara Nasional Indonesia-Angkatan Udara; all were delivered in 2010.
Индонезийские Су-27 и двухместные Су-30 несут очень эффектный камуфляж двух оттенков серого цвета. На снимке они летят в одном строю с F/A-18A Hornet 77-й эскадрильи австралийских ВВС во время учений "Pitch Black 2012", в которых принимали участие семь стран.
C 30 июля по 17 августа 2012г. в воздушном пространстве Австралии и Индонезии прошли многонациональные авиационные маневры Pitch Black 2012. В них приняли участие 2200 человек и 94 самолета из Австралии, Индонезии, Сингапура, Таиланда, Новой Зеландии и США, в том числе 4 истребителя Су-27 и Су-30МК2 ВВС Индонезии
Австралийские Hornet продолжают использовать устаревшие ракеты AIM-7 Sparrow. Учения, в ходе которых австралийским F/A-18 противостояли малазийские МиГ-29 с ракетами Р-77, вызвали шок у военных, ярко продемонстрировав все недостатки AIM-7. Сегодня самолеты австралийских ВВС вооружены и AIM-7, и AIM-120 AMRAAM.
RAAF F/A-18A Hornets carried the Joint Captive Aircrew Training System (JCATS) during Pitch Black. The pod simulates carriage of either laser or GPS-guided weapons.
Canada
Канадские CF-188 в рамках программы модернизации получили новейшие бортовые компьютеры Advanced Information Systems AN/AYK-14 XN-8.
Этот истребитель CF-188 с полноцветной канадской эмблемой "Band-Aid" на киле летал в составе 433-й эскадрильи. Эмблемой части был несущий ракету дикобраз - персонаж мультфильма.
Canadian Forces' CF-18A 188703 from 425 Tactical Fighter Squadron (TFS), assigned to 3 Wing at Canadian Forces Base Bagotville, Quebec, has been painted in a special design to commemorate the 50th anniversary of North American Aerospace Defense Command (NORAD). The aircraft is seen here on March 18, 2008 being flown over the Saguenay region of Quebec by Capt William 'Billy' Mitchell of 425 TFS.
Этот самолет эскадрильи 410 "Cougar" был специально окрашен для празднования юбилея Департамента обороны Канады. На его правом киле нанесено изображение летчика-истребителя времен Второй мировой войны.
Royal Australian Air Force F/A-18A, serial number A21-16, has been painted with colourful tail markings to mark the 75th anniversary of No.2 Operational Conversion Unit, the Hornet training unit. The tail markings comprise a stylised tiger head and stripes.
McDonnell Douglas CF-18 Hornet 188761 is the Royal Canadian Air Force’s 2014 display aircraft, carrying artwork created by 410 Squadron’s design director, Jim Belliveau. The RCAF celebrates its 90th anniversary in 2014 and this theme is reflected on the display aircraft. Captain Adam ‘Manik’ Runge, from 409 ‘Nighthawks’ Tactical Fighter Squadron, 4 Wing at Cold Lake AB, Alberta, is this year’s CF-18 demonstration team pilot.
The Royal Canadian Air Force's CF-188s have received extensive capability upgrades, but are now in desperate need of replacement.
Даже с таким большим запасом топлива (во внутренних и внешних баках) самолету CF-188 своими силами трудно прикрыть бескрайние просторы канадской территории, и для увеличения его радиуса полета приходится использовать заправщик CC-130.
In its AIM-7F version, the Raytheon-developed version of the Sparrow now arms the USAF's McDonnell Douglas F-15 Eagle and the (shown) US Navy's McDonnell Douglas F/A-18 Hornet - both of which are shown carrying Sidewinder AAMs on the wing mounts in these photos.
В Канаде F/A-18 получил обозначение CF-188 (наименование "Hornet" там не используется) и применяется для обеспечения ПВО. Первый CF-188 поступил в страну 27 октября 1982 года.
This year's Royal Canadian Air Force Demonstration CF-18 Hornet is painted in a colour scheme celebrating the 150th anniversary of the confederation of Canada, and honours the history of the Royal Canadian Air Force and Canadian Armed Forces. Painted red and white, Canada’s traditional colours, the aircraft has the official logo for Canada 150, comprising a series of diamonds arranged in the shape of the iconic maple leaf placed throughout the design.
Canadian Forces CF-18A 188796, the first to be upgraded to R2 standard, undertakes a test flight of the MIDS (Multi-functional Information Distribution System) on May 5, 2007 over CFB Cold Lake, Alberta, whilst operating with the Aerospace Engineering Test Establishment (AETE) there on trials of the upgrade. Hand-over of the aircraft back to the Canadian Forces took place on August 20. Note the large 'R2' logo on the fin in the colours of the Canadian flag, including 'ECP 583' and ‘CTF' titles, referring, respectively, to Engineering Change Proposal 583 and the Canadian Department of Defence's Combined Test Force.
During the course of 2007, the Canadian Forces' CF-18 Hornet demonstration aircraft has performed its 13 minute display at 31 shows at 15 different display sites, flown by Captain Yanick 'Crank' Gregoire. For the 2007 season, CF-18A 188719 from 410 Squadron 'Cougars' at CFB Cold Lake, Alberta, was painted up in a scheme that marks 25 years of Hornet operations in Canada, carrying a stylised hornet insect and Air Force roundel. The design is applied on a vivid background of red on the port fin and blue on starboard fin. The aircraft is seen here earlier this year on May 23 over the Cold Lake Weapons Range.
Canadian Forces CF-18A Hornet 188787 flies off the coast of Hawaii as part of a formation put up to celebrate Canada Day on July 1, 2006. Canadian Hornets are currently participating in the RIMPAC (Rim of the Pacific) 2006 exercise, the world's largest biennial maritime exercise, which is being conducted in the waters around Hawaii. Other nations participating are Australia, Chile, Japan, the Republic of Korea, Peru, the UK and the US.
За долгие годы эксплуатации F/A-18 подтвердил высокий потенциал, заложенный в него разработчиками, и по настоящее время остается одним из лучших представителей своего класса. На снимке - канадский CF-188 выполняет сброс УАБ GBU-12.
Канада разработала НАР CRV-7 специально для поражения защищенных целей. CRV-7 пользуются успехом на внешнем рынке и часто использовались во время операции "Буря в пустыне".
Канада стала первым и самым крупным зарубежным покупателем Hornet. Получивший местное обозначение CF-188, самолет является полностью многоцелевым и привлекается как к ударным задачам, так и к обеспечению ПВО. Канадские летчики стали первыми, кто стал наносить "фальшивые" кабины на нижней части фюзеляжей самолетов - как считается, с целью дезориентировать противника в ближнем маневренном бою.
Звено из четырех истребителей CF-188 433-й эскадрильи, базирующейся на авиабазе Баготвиль, сбрасывает ИК-ловушки. Эта эскадрилья была франкоязычной частью, впервые получившей самолеты CF-188 в декабре 1987 года. Летом 2005 года ее объединили с 425-й эскадрильей.
Канадские многоцелевые истребители CF-18.
Реактивные самолеты первого и последнего поколений в строю канадских ВВС. Реактивный самолет CT-133 Silver Star (на заднем плане) был основной учебной машиной до 1974 года; до недавних времен он применялся для обучения полетам по приборам, работе с аппаратурой связи и РЭБ.
A new Canadian Forces Heritage Flight, introduced in 2008, comprising a Supermarine Spitfire Mk.IX and Boeing CF-188A Hornet, is pictured at the Canadian International Air Show at Ontario Place, Toronto, on September 1, 2008. The Spitfire Mk.IX (c/n CBAF 8185) C-FFLC, 'SH-L', is from the Russell Group, based at Niagara Falls, Ontario, and the CF-188A Hornet 188703 is on the strength of the 425 Tactical Fighter Squadron, 3 Wing, CFB Bagotville, Quebec.
A Discovery Air Alpha Jet leads a 425 Squadron CF-18 Hornet. The Hornet is equipped with two drop tanks.
A CC-150 Polaris from 437(T) Squadron (part of 8 Wing at Trenton) is escorted by a CF-18 Hornet from 425 Squadron (3 Wing at Bagotville).
The CC-150T’s early in-flight refuelling trials were carried out by 4 Wing at CFB Cold Lake, Alberta.
Still in the earlier livery, a CC-137 displays the prominent red markings on wing-tips and tailplane, to help receiving aircraft make the rendezvous.
A CF-18 Hornet in perfect position "on the basket" during the sortie with "Husky 50" accompanied by the author. The white hand on the hose shows the centre of the refuelling envelope, with the inner limit marked by the central orange and white stripe.
A scene that is repeated somewhere in the world many times a day, when a combat aircraft takes on fuel from a tanker - in this case, a CAF CF-18 Hornet photographed by the author from a CC-137 operating as "Husky 50".
A Royal Canadian Air Force RCAF-188 Hornet lands at Joint Base Elmendorf-Richardson, Alaska, Oct. 12, 2021, to take part in the training exercise, Operation Noble Defender.
Topside shot of CF-18A 188776 showing the ribbons, lightning bolts and globe.
Looking resplendent in its bright blue, white, red, and grey paint scheme, Royal Canadian Air Force CF-18A Hornet 188776 was unveiled to the public at 4 Wing Cold Lake, Alberta on April 3, 2018. The scheme has been applied to the aircraft to mark the 60th anniversary of the North American Aerospace Defense Command (NORAD).
More details of the design, including the titles applied to the flaps, and the maple leaves and stars on the inner face of the vertical stabiliser.
This shot shows how deceptive the Hornet's mould line is, especially with a fake canopy painted on the underside.
Even with a bright paint scheme, CF-18A 188776 blends in well to the backdrop of a snowy Alberta.
An airman assigned to 1 Air Maintenance Squadron paint team removes covering from the right wing while preparing CF-18 188776 for next stage of painting.
   An airman assigned to 1 Air Maintenance Squadron paint team applies masking tape to the nose of the demo jet during its painting in early March 2018.
   Close-up shot of a partly painted side number.
Основными канадскими самолетами были истребители CF-188, развернутые в Дохе, Катар. Впервые за 40 лет канадские пилоты приняли участие в боевых действиях.
From January 18 to 20, 2021, as part of the Canadian Armed Forces’ ongoing commitment to an enduring presence in the furthest reaches of the Arctic, two Royal Canadian Air Force CF-18 fighter jets staged out of Iqaluit, NU, rendezvoused with a CC-150T Polaris air-to-air refueller over Baffin Bay as part of a training mission involving an Arctic patrol.
Enhancements to the CF-18 will come under the Hornet Extension Project
No.410 Tactical Fighter Squadron ‘Cougars’ based at 4 Wing Cold Lake is currently operating CF-18AM 188761 in a full-colour paint scheme to commemorate the the British Commonwealth Air Training Plan in operation between 1940 and 1945. The aircraft is the 2016 Royal Canadian Air Force CF-18 demo aircraft.
To celebrate 20 years of service in the Canadian Forces, this CF-18A, 188720, has been painted in an appropriate yellow, black and orange hornet colour scheme and is seen here on the ramp back at the St Louis factory, where it was displayed on May 21, 2002. The aircraft will be flown throughout the year by the Canadian Forces Hornet demonstration team, appearing at airshows across North America. Canada was the first international customer for the type, taking its first CF-18B on October 26, 1982, and its fleet of 138 aircraft is the largest of the type outside the USA.
A Canadian CF-188A Hornet, serial 188767 (c/n 463, line number A380) and belonging to the 401 Tactical Fighter Squadron, is marshalled by ground crew after arriving in Bode, Norway, for Exercise Trident Junture in October 2018.
The CAF has 60 operational Hornets, such as ’787 shown, plus 23 assigned to an OTU, four at test establishments, and 35 available for rotation. Up to 100 CF-18s are to undergo the ten-year Incremental Modernisation Project, but cuts in funding may reduce this figure.
Carrying Wg Cdr Johnny Johnson’s wartime codes JE-J, Canadian CF-18A Hornet 188781 was suitably marked for the event and was seen at RNAS Yeovilton, host to the fast jet element of the D-Day fly-past.
Pilots have to train for a number of years before they fully qualify on platforms such as the CF-18 Hornet. Canada’s future fast jet fleet will comprise either the Saab Gripen or Lockheed Martin F-35 stealth fighter.
С самого начала конфликта в нем участвовали 24 канадских CF-188. Эти самолеты обеспечивали круглосуточное воздушное прикрытие кораблям коалиции.
The 433 Squadron crews were busy during SERPENTEX. Here, one Hornet is undergoing maintenance, while another is being refuelled and the third is flying.
Just visible by the intake of this CF-18 at Aviano is a NITE Hawk laser designator pod, a vital item of equipment for the Kosovo operation.
Prior to taxi, this CF-18 pilot cycles his aircraft's airbrake, arresting hook and air refuelling probe to ensure serviceability.
All Royal Canadian Air Force CF-18 Hornet squadrons were involved in Maple Flag. This photo shows ten CF-18s on the 410 Squadron flight-line.
This F-18 has received avionics upgrades to transform it from a Royal Australian Air Force jet to a RCAF CF-18
Royal Canadian Air Force CF-18 Hornet 188751 from 409 Squadron taxies out for an Operation Impact mission at an unspecified air base in Kuwait on November 9, 2014.
Photographs from Andrew Cline show the CF-18A 188791 sporting (on the tail) the markings of 425 and 433 Squadrons.
From January 18 to 20, 2021, as part of the Canadian Armed Forces’ ongoing commitment to an enduring presence in the furthest reaches of the Arctic, two Royal Canadian Air Force CF-18 fighter jets staged out of Iqaluit, NU, rendezvoused with a CC-150T Polaris air-to-air refueller over Baffin Bay as part of a training mission involving an Arctic patrol.
A Royal Canadian Air Force CF-188 pilot assigned to the 433rd Tactical Fighter Squadron at Canadian Forces Base Bagotville, Quebec.
CpI Mathieu Levesque from 425 Squadron refuels a CF-188 aircraft after arrival to training exercise Amalgam Dart 21-2 on March 19, 2021.
Канадский истребитель-бомбардировщик CF-18, принимавший участие в бомбардировках Югославии. На борту отметки боевых вылетов. Видно, что с самолета сбрасывались корректируемые и обычные свободнопадающие бомбы.
Painting the first of many mission markings following the initial live sortie.
The rat motif which appeared on all Canadian Forces CF-18 Hornets flying from Aviano.
The photo shows the cyrillic inscription on the wing fence of a 416 Squadron CF-18A.
Hornet pilot checking a GBU-12 early in the conflict.
Spain
One of the main factors which made the Hornet attractive to the Ejercito del AIre was its ability to switch in-flight from air-to-air to air-to-ground missions. The aircraft has indeed proved to be very versatile and is also assigned to undertake the suppression of enemy air defences, reconnaissance and the anti-shipping role. This is an EF-18A, or C.15 to give its official Spanish designation, and is coded in the '12-xx' range which denotes it is assigned to Ala 12 at Torrejon.
With a combined thrust of 32,000 lb (142.3kN) generated by two GE F404-GE-400 low-bypass turbofan engines, an Ejercito del Aire EF-18M takes off with full reheat.
This Ala 12 EF-18 has received the Mid Life Update, along with the rest of the wing's aircraft. Focus has now switched to Ala 15 with the final aircraft due to be handed back to the Ejercito del Aire on October 31 next year. Modified Hornets have also received a fake canopy painted on the underside of the aircraft to potentially disorientate enemy fighters in close quarters air combat.
Eagle Eye is one of the most important exercises of its type organized annually by Spain, since it involves participation and coordination of units and weapon systems from all branches of the military. Two Ala 12 EF-18Ms break away after intercepting and identifying a C295 transport aircraft.
C.15 Spanish version of the Hornet, flown by Ala de Caza 12 at Torrejon (1999)
F-18 ВВС Испании с ракетой TAURUS KEPD 350
After the withdrawal from service of the last Boeing 707 Tanker transport on September 27, 2016, the Hercules of 312 Escuadron have become the only Ejercito del Aire aircraft capable of air refuelling.
Throughout the Hornet's service life in Spain, the Ejercito del Aire has continued to add new weapons to it arsenal. Work is currently ongoing to integrate the IRIS-T air-to-air missile, which this aircraft is carrying on its wingtip rails, and the Taurus cruise missile (two test examples are visible under the wings) that will give the air force a stand-off air-to-ground attack capability.
Воздушная война над Боснией. 25 мая 1995г.: самолеты НАТО разбомбили сербский склад боеприпасов возле города Пале после отказа сербов сдать тяжелое вооружение. В налете принимали участие американские самолеты F/A-18D, F-16, EF-111A и MH-53, а также два испанских EF-18 (один из них на снимке), датский F-16 и французский Mirage. После этого налета сербы начали захватывать в заложники солдат ООН и размещать их на складах боеприпасов с целью предотвращения дальнейших ударов. Хотя атаки на время прекратились, корабль ВМС США "Теодор Рузвельт" вошел в Адриатическое море, что подтверждало намерения НАТО решить "боснийскую проблему". 28 мая сербы сбили вертолет Ми-8, в котором погибли министр иностранных дел Боснии и несколько правительственных чиновников. Позже, после прибытия в регион французского авианосца "Фош", ПВО боснийских сербов сбила истребитель F-16 ВВС США. Пилот Скотт ОТрейди был спасен 8 июня благодаря проведенной поисково-спасательной операции.
Во время операции "Allied Force" испанские EF-18 в основном использовались как "лазерные бомбардировщики". Самолет на снимке несет пару управляемых бомб GBU-16 Paveway II, а также ракеты AGM-88, AIM-7 и Sidewinder на законцовках.
Испанский EF-18 на американской авиабазе Эйелсон, штат Аляска. Работы по модернизации испанских Hornet проводились компанией "EADS Military Air Systems" в Гетафе.
This Spanish Air Force EF-18A was one of two in the static park. The colourful markings on the tail were applied to celebrate the 50th anniversary of the Ala 12 wing, which is based at Torrejon on the outskirts of Madrid.
Истребитель EF-18A "Хорнет" ВВС Испании
Ala 15 is one of the few Spanish units that has a tradition of decorating its aircraft. On the occasion of the 2016 NTM, EF-18M C15-14/15-01 received these special markings.
"Тайгер Мит-2007"
The five Spanish Hornets on the ramp at Zaragoza Air Base ready for their deployment to Estonia.
Four groups of Ala 15 pilots will take part in the BAP mission. In this image, one of the pilots from the first group climbs aboard his aircraft for the flight from Spain to Estonia.
The MAESAL’s combat aircraft shop undertakes maintenance on the Hornet fleet, such as this Ala 15 example pictured landing at Albacete in December 2015.
"Тайгер Мит-2007"
May 22, 2017 saw the completion of the first 100 flight hours by the Ambar Detachment in support of BAP.
Thanks to the constant improvement of its software and the integration of new capabilities, the EF-18Ms of Ala 12 and Ala 15 continue to be very capable aircraft when expertly flown.
To extend the endurance of its Hornets, the Ejercito del Aire can call on Boeing 707 and KC-130H Hercules air-to-air refuelling tankers. These two EF-18s are from the Ala 15 wing at Zaragoza.
Zaragoza-based EF-18M C15.36/15-23 lands at Gando during DACEX.
As of September 2016, Ejercito del Aire EF-18M C.15-41/15-28 retains this full-colour paint scheme applied in 2010 to mark the 25th anniversary of Ala 15 based at Zaragoza Air Base.
EF-18M Hornet C15-41/‘15-28’ carrying inert AGM-88 HARM and IRIS-T missiles on approach to Albacete AB on October 8, 2013 during Nube Griz. The aircraft still carries the 25th anniversary markings applied in 2010.
Ejercito del Aire (Spanish Air Force) KC-130H Hercules TK.10-05 '31-50' from Ala 31 refuels EF-18A Hornets C.15-73 '46-01' and C.15-89 '46-17' from Ala 46 on August 31, 2007 whilst en route to Exercise Bold Avenger at Orland Main Air Station, Norway. Taking place from September 3-14, Bold Avenger involved over 100 aircraft from 13 NATO member nations, comprising Belgium, Canada, the Czech Republic, France, Germany, Greece, Norway, Poland. Romania, Spain, Turkey, the United Kingdom and the USA. Primary aim of the exercise was to provide training for all participants in tactical air operations in a joint training environment.
A 462 Escuadron F/A-18A taxies out of its hardened aircraft shelter at its home base of Gando Air Base on Gran Canaria. These former US Navy Hornets were acquired to bolster the EF-18 fleet, however as their main role is to provide air defence of the Canary Islands they are not due to be upgraded to the same standard as the rest of the fleet. In the background is a Casa 212 Aviocar on short finals.
Испанские истребители-штурмовики EF-18 на итальянской авиабазе Авиано.
462 Escuadron, equipped with the F/A-18A+ Hornet, is tasked with air defence of the Canary archipelago and maintains fighters on quick reaction alert 24/7, 365 days a year.
F/A-18A+ Hornet.
Some of the 128 Spanish staff, who include operations, support, maintenance, intelligence and communications personnel, medics and air traffic controllers, deployed to Amari on Detachment Ambar, pose for the camera against the back drop of a EF-18M Hornet.
DACT 2017 involved five Ejercito del Aire fighter units and three Italian Eurofighters as international guests.
Overview of the SERPENREX 2016 participants, including the German GFD PC-9 and the visiting Ejercito del Aire EF-18Ms.
Two Ejercito del Aire EF-18Ms being refuelled by the Solenzara cross servicing team. The Hornets landed at BA126 after each CAS mission for debriefing.
The MAESAL's combat aircraft repair shop, Taller de Aviones de Combate, has amassed great knowhow in the overhaul of the Spanish Hornet fleet.
May 22, 2017 saw the completion of the first 100 flight hours by the Ambar Detachment in support of BAP.
Details
ПУШКА M61A1 С ВРАЩАЮЩИМСЯ БЛОКОМ СТВОЛОВ. Конструкторы пушечной установки самолета Hornet столкнулись с массой проблем. Например, стрельба из пушки вызывала сильнейшую вибрацию, негативно воздействующую на установленный рядом с пушкой радиолокатор. Но американским инженерам удалось решить все проблемы. Скорострельность пушки М61 составляет 6000 выстрелов в минуту, боекомплект - 570 снарядов. Перезарядка магазина производится через бортовой люк. Через люк, расположенный на нижней поверхности фюзеляжа, перед носовой опорой шасси выполняются монтаж и демонтаж пушечной установки. Пушка предназначена для поражения воздушных целей в ближнем бою, а также для штурмовки наземных целей.
Пушка M61 стояла или стоит почти на всех американских истребителях, начиная с F-104. На фотографии - пушка M611 от F/A-18 Hornet.
AN/AAS-38B NITE Hawk targeting FLIR pod on F/A-18 Hornet (1996)
РАДИОЛОКАТОР AN/APG-65. Многофункциональный радиолокатор AN/ APG-65 позволяет применять управляемое оружие по воздушным, наземным и надводным целям. Радиолокатор измеряет дальность до цели, ее скорость и курсовые углы. Кроме боевых режимов, радиолокатор способен работать в режиме картографирования, обзора морской поверхности, предупреждения столкновения с землей, отображения движущихся целей и радиовысотомера. Информация от радиолокатора обрабатывается системой управления оружием. Свою высокую эффективность радиолокатор AN/APG-65 продемонстрировал во время операции "Буря в пустыне", когда самолеты F/A-18 при выполнении боевого задания по нанесению удара по наземным целям на маршруте к цели обнаружили и сбили два истребителя F-7 ВВС Ирака.
РАДИОЛОКАТОР AN/APG-73. На момент принятия на вооружение самолета Hornet его радиолокатор AN/APG-65 считался самым совершенным в мире. На основе AN/APG-65 разработали еще более эффективный радиолокатор AN/APG-73, который ставили на самолеты более поздней постройки, включая экспортированные в Финляндию, Малайзию и Швейцарию. В радиолокаторе AN/ APG-73 использованы новый процессор с повышенной производительностью, новый приемники новый блок питания. Удалось значительно повысить наработку на отказ, не увеличив при этом массы радиолокатора. В процессе ремонта РЛС AN/APG-73 монтировали на ранее построенных самолетах F/A-18. Радиолокатор AN/APG-65 также ставили на СВВП AV-8B Harrier II Plus авиации Корпуса морской пехоты США.
КАТАПУЛЬТИРУЕМОЕ КРЕСЛО MARTIN-BAKER. Еще с середины прошлого века британская фирма "Martin-Baker" является основным поставщиком катапультируемых кресел для многих западных реактивных самолетов. Для самолетов F/A-18 Hornet выбраны катапультируемые кресла Martin-Baker SJU-5/6 класса "ноль-ноль", то есть обеспечивающие благополучное катапультирование из стоящего на земле самолета. ВМС США предъявили к креслу дополнительное требование: в случае падения тяги двигателей при взлете катапультирование выполняется автоматически, без вмешательства экипажа.
The so-called EPAD program used an F/A -18 testbed aircraft to test an electrically-powered activation system. This photo shows the installation details.
Experimental
"Ветровой ящик" ("Wind Вох"), изготовленный в 1884 году Горацио Филипсом, имел диаметр всего 43 см. Крупнейшая в мире современная аэродинамическая труба построена в США в исследовательском центре НАСА. Высота трубы 24 м, ширина 37 м, длина 427 м. В этой трубе возможна продувка самолетов и моделей с размахом крыла до 30 м. Воздушный поток разгоняется двумя 15-лопастными вентиляторами. На фотографии - подготовка самолета F/A-18 к продувке на больших углах атаки.
F-18 HARV. Центр им. Драйдена НАСА использовал истребитель Hornet с апреля 1987 года по сентябрь 1996 года в трехэтапной программе изучения особенностей полета на больших углах атаки (самолет обозначался как High Alpha Research Vehicle - HARV). Самолет выполнил 385 исследовательских полетов, продемонстрировав способность выполнять устойчивый полет в диапазоне углов атаки от 65° до 70° - благодаря системе управления вектором тяги, новой системе управления полетом и установленным в передней части фюзеляжа генераторам вихрей. Доработки самолета сделали возможным полет на режимах, которые считаются чрезвычайно опасными. Исследования, выполненные на самолете HARV, расширили знания об особенностях полета на больших углах атаки, которые учтены в ходе разработки перспективных самолетов.
Hornet имел высокую скорость и не "отставал" от большинства испытывавшихся экспериментальных самолетов, а две спарки могли передавать видеоряд в режиме реального времени в Исследовательский центр имени Драйдена. Впрочем, Hornet сам стал летающей лабораторией: почти 10 лет, начиная с 1987 года, самолет F/A-18 HARV (High-Alpha Research Vehicle, фото) использовался по программе изучения режимов полета на больших углах атаки (вплоть до 65°) и малых скоростях полета. Переданный же из ВМС один самолет F/A-18B был модифицирован для испытаний новых систем управления полетом, новейших образцов авионики, датчиков воздушных сигналов и пр.
This F/A-18 pre-production fighter aircraft was modified for the HARV Program. The program started in 1987 and was continuing into the 1990s. Clearly visible is the paddle actuation system for deflecting engine exhaust.
В рамках трехэтапной программы HARV самолет NASA 840 претерпел ряд переделок, в числе последних - установка системы управления вектором тяги двигателей, позволившей выполнять полеты на очень больших, как на снимке, углах атаки.
На снимке, сделанном в 1996 году вскоре после завершения программы HARV, самолет NASA 840 выполняет проход с большим углом атаки. Машина прошла в НАСА наиболее глубокую модернизацию.
The capability to maneuver at high angles-of-attack received high attention in the 1990s with the HARV program which was a multi-center NASA program.
A majority of the high angle-of-attack modifications were done on the rear portion of the F/A-18's fuselage as is clearly evident in this photo.
In addition to working as a tanker test-bed, NKC-135E 55-3135 also provided tanker support for other programmes.
Со своей высокой скоростью и скороподъемностью Starfighter как нельзя лучше подходил для испытаний, проводившихся НАСА. Самолеты Starfighter, использовавшиеся летно-исследовательским центром им. Драйдена на авиабазе Эдвардс, несли службу до 1983 года, пока их не заменили на F/A-18 Hornet. Интересно, что в свое время F-104 использовались в качестве самолетов сопровождения при испытаниях Hornet (на снимке).
NASA 847 поступил в НАСА в 1989 году и использовался как самолет сопровождения во многих исследовательских программах. Снимок сделан в 1994 году: NASA 847 в полете с одним из двух самолетов-демонстраторов X-31.
Снимок, на котором запечатлены F/A-18 NASA 841, T-38 NASA 821 и F-104 NASA 826, сделан в 1990 году - в честь юбилея первого полета F-104 (пилот - Билл Дана).
В 1997 году после завершения карьеры в НАСА один из F/A-18A был установлен на постамент перед бейсбольным стадионом в Ланкастере, штат Калифорния. Известный как "Ангар", стадион служит базой легендарной команды "Ланкастер Джейхокс".
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). НАСА получило в свое распоряжение минимум семь F/A-18 Hornet (шесть получены в 1984-1991 годах), ставших основным самолетом сопровождения и сменивших в данной роли устаревшие Lockheed F-104 Starfighter. Hornet имел высокую скорость и не "отставал" от большинства испытывавшихся экспериментальных самолетов, а две спарки могли передавать видеоряд в режиме реального времени в Исследовательский центр имени Драйдена.
X-53, доработанный F/A-18, использовался по программе "Active Aeroelastic Wing" (AAW). Обозначение X-52 не использовалось, чтобы не спутать с XB-52 Stratofortress.