Мировая Авиация 164
-
Ка-26 создавался преимущественно для сельскохозяйственных задач, но нашел применение и в других областях. На фотографии - вариант с оборудованием для распыления ядохимикатов.
Вьетнамские военные получили 18 противолодочных вертолетов Ка-28 (на фотографии), а также 10 вертолетов Ка-32С, которые используются для поиска, спасания и решения других задач.
Транспортно-боевой вертолет Ка-29 может нести мощное вооружение - на данном вертолете подвешены четыре 20-зарядных блока НАР с ракетами С-8.
Многоцелевые Ка-32 предназначены для решения самого широкого круга задач и весьма востребованы в разных регионах планеты. Один из крупных эксплуатантов Ка-32 - Республика Корея, которая приобрела их для Министерства обороны, морской полиции (на фотографии) и для тушения лесных пожаров и осуществления трелевки леса.
Вертолеты играли важную роль в ходе военного противостояния правительства и контрас в Никарагуа. Советские многоцелевые Ми-8 и боевые Ми-24 помогли сандинистам успешно бороться с поддерживаемыми Вашингтоном отрядами контрас.
В годы холодной войны советское влияние в регионе существенно выросло - особенно в части поставки оружия. На фотографии - перуанский солдат ведет огонь из автомата Калашникова с борта Ми-8 во время пограничного конфликта с Эквадором.
Ряд Ми-24 получил 12,7-мм четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 (в подвижной установке УСПУ-24), созданный по схеме Гатлинга - как и американский GAU-19.
30-мм двухствольная пушка ГШ-30К размещалась на вертолетах в установке У-280 по правому борту вертолета и обеспечивала последнему огромную огневую мощь.
После фолклендской войны парк Victor получил новую окраску, которая продержалась до завершения карьеры Victor в 1993 году. На фотографии - самолет из 55-й эскадрильи передает топливо паре Buccaneer S.Mk2 из 208-й эскадрильи.
Самолеты-заправщики существенно повысили боевой потенциал авиации британских ВМС. На фотографии: Victor K.Mk 1A из 57-й эскадрильи передает топливо на Buccaneer S.Mk 2 из 801-й эскадрильи и Sea Vixen FAW.Mk 2 из 893-й эскадрильи (обе приписаны к авиагруппе авианосца "Викториес").
F4F-3 (2-я иаэ, АВ "Лексингтон"), май 1942 года. В августе 1941 года для самолетов авианосной авиации была введена схема "серо-голубой/светло-серый", а с июня была введена новая эмблема - звезда с красным кругом и красно-белые полосы на руле направления.
F4F-3 (224-я иаэ КМП, Гуадалканал), сентябрь - ноябрь 1942 года. Красный кольцевой обтекатель капота и знаки на фюзеляже - отличительные знаки пилота, в остальном - все стандартно для того периода времени. Номер эскадрильи - отсутствует.
F4F-3 (212-я иаэ КМП, Гуадалканал), сентябрь - ноябрь 1942 года. Самолеты авиации КМП США берегового базирования обычно окрашивались по схеме авиации ВМС того же периода. Кольцевой обтекатель капота белого цвета - вероятно, личный символ пилота или командира эскадрильи.
F4F-4 (29-я эскортная иаэ, АВ "Санти"), ноябрь 1942 года. Самолеты, назначенные для участия в операции "Torch" (вторжение союзников в Северную Африку), отличались опознавательными знаками в желтой окружности. На машине сохранился номер эскадрильи.
F4F-4 (5-я иаэ, АВ "Саратога"), август 1942 года. В мае 1942 года ввели менее заметные опознавательные знаки, а руль направления закрасили. В июле 1942 года вышла директива, запрещавшая указывать на машинах номер эскадрильи - до этого имелся код "5-F-12".
Martlet Mk I (804-я аэ, авиабаза Скибрэ), декабрь 1940 года. Самолет окрашен в традиционные цвета авиации британских ВМС: верхние поверхности - темный серо-голубой, нижние - бледный серовато-зеленый. Бледно-серовато-зеленая полоса в хвостовой части - знак истребителя - появилась в конце 1940 года.
Martlet Mk II (888-я аэ, АВ "Серчер"), ноябрь 1942 года. Опознавательные знаки и надпись "U.S. NAVY" применили к самолетам авиации британских ВМС во время операции "Torch" для облегчения опознавания американскими солдатами. На киле - эмблема 888-й аэ поверх опознавательного знака.
Martlet Mk III (805-я аэ, Ливийская пустыня), сентябрь 1941 года. Часть самолетов 805-й аэ, берегового базирования, получила "пустынную" окраску сверху, тогда как нижние поверхности остались голубого цвета. Опознавательный знак на фюзеляже, типа "А1", и однобуквенный индивидуальный код.
Wildcat Mk VI (882-я аэ, АВ "Серчер"), март 1945 года. Данный Wildcat Mk VI имеет окраску темный серо-голубой / зеленовато-серый / бледный серовато-зеленый, как на ранних машинах, и опознавательные знаки на фюзеляже (типа "C1") и киле (новый, введен в 1942 году). Буквы и цифры кода - меньшего размера.
FM-2 (4-я смеш. аэ, АВ "Уайт Плейнс"), июнь - октябрь 1944 года. Данный самолет воевал на Тихом океане, но окрашен по необычной схеме - темно-серый / блестящий белый на опознавательных знаках, т.н. "атлантическая" схема. На машине - новый опознавательный знак, звезда и полоса, введенный в августе 1943 года, и белый треугольник с номером корабельной авиагруппы на руле направления.
FM-2 (13-я смешанная аэ, АВ "Анцио"), апрель 1945 года. Самолет окрашен в схему, характерную для Тихоокеанского ТВД, - "ASW Scheme II" утвержденную в октябре 1944 года для самолетов, действующих в Северной Атлантике.
FM-2 (93-я смешанная аэ, АВ "Петроф Бей"), апрель 1945 года. Очень темно-синий блестящий цвет, также известный как "полуночный синий", был введен в октябре 1944 года - применялся к самолетам палубной авиации, кроме привлекавшихся к задачам ПЛО (например, в Атлантике). Лист клевера - знак корабельной авиагруппы.
Первые Wildcat сборки "Eastern Aviation Division", подразделения компании "General Motors", были поставлены с августа 1942 года по сентябрь 1943 года, выпуск составил 1060 самолетов. 312 самолетов Wildcat Mk V - вариант F4F-4 с меньшим количеством пулеметов - были поставлены Великобритании. На фотографии - самолеты из авиагруппы эскортного авианосца Атлантического флота.
Авиация британских ВМС получила в общей сложности около 1000 самолетов Wildcat, включая машины, предназначенные для ВМС Франции и ВВС Греции, а также несколько сотен самолетов, поставленных по ленд-лизу. Часть из них под обозначением Martlet использовалась преимущественно при эскортировании конвоев в Атлантике, тогда как другие были приписаны к авианосцам, действовавшим в Средиземном море и Индийском океане. На фотографии 1944 года - Wildcat Mk V из 882-й эскадрильи с авианосца "Серчер".
Конструкция F4F претерпела существенные изменения за время, прошедшее с момента первого полета XF4F-2 (на фото) в сентябре 1937 года и до первого полета XF4F-8 в 1943 году.
XF4F-3 (на фото) сохранил хвостовое оперение первого прототипа, но оно было большей площади.
По предложению консультативного комитета НАКА (NACA) серийные F4F-3 (на фото) и последующие варианты получили измененный руль направления и поднятый на 50,8 см стабилизатор.
К концу 1943 года F4F-4 были выведены из фронтовых частей, а оставшиеся немногие машины были привлечены на территории США к подготовке будущих пилотов Wildcat, которым в бой предстояло идти на FM-2. Крупный код на фюзеляже свидетельствует, что на фотографии - учебные машины, а красная звезда и полоса идентифицируют снимок примерно июлем - октябрем 1943 года.
A quartet of US Navy F4F-4 Wildcats on the prowl somewhere over the Pacific. The red surround to the ‘star and bar’ helps date this as between July and October 1943.
F4F-4 из 29-й эскортной истребительной эскадрильи (VGF-29) сфотографирован на борту эскортного авианосца "Санти" (CVE-29), вероятно - в Атлантике, незадолго до операции "Torch". Необходимость базирования Wildcat на эскортных авианосцах заставила создать вариант XF4F-8 (FM-2), на котором реализовали меры по снижению массы.
Операция "Torch", высадка союзников в Северной Африке в ноябре 1942 года, была одной из первых операций Wildcat на Европейском ТВД. На фотографии - F4F-4 из 41-й истребительной эскадрильи готовится к взлету с палубы авианосца "Рейнджер".
ВМС Франции заказали 91 самолет варианта G-36A, с мотором Wright Cyclone. Первый из них (NX-G1, на фотографии) поднялся в воздух 10 мая 1940 года, в день, когда германские войска вторглись во Францию. В целом идентичный варианту F4F-3, с нескладывающимся крылом, G-36A отличался наличием шести 7,5-мм пулеметов Darne. Все самолеты были переданы британцам под обозначением Martlet Mk I.
Авиация британских ВМС изучала возможность применения реактивных снарядов на ряде своих истребителей, включая Wildcat. Испытания в Боскомб-Дауне проводились на нескольких машинах, включая этот Wildcat Mk IV с тремя 11-кг PC под каждой консолью крыла. В течение 1942-1944 годов испытывались британские направляющие типа Mk I (на фотографии) и американские типа Mk V, но PC с Wildcat в британской военно-морской авиации не применялись.
F4F-3S Wildcatfish представлял собой попытку создать на базе Wildcat гидросамолет-истребитель по типу японского A6M2 "Rufe". Была заказана партия из 100 машин, но низкие ТТХ - например, максимальная скорость всего 428 км/ч - привели к тому, что их построили как обычные учебные F4F-3.
The sole example of the F4F-3S float fighter, development of which was abandoned as a result of inadequate speed performance.
F4F-3 Wildcat. Изображен самолет F4F-3 из 121-й истребительной эскадрильи авиации КМП США - на нем с сентября 1941 года по февраль 1942 года летал Брюс Портер (эскадрилья дислоцировалась в Тафуне, Самоа). Затем Портер летал на самолетах Wildcat в 441-й и 111-й истребительных эскадрильях КМП, после чего в марте 1943 года вернулся в 121-ю эскадрилью (место дислокации - Гуадалканал), которая на тот момент была оснащена F4U-1. Именно на Corsair Портер сбил свои три истребителя Zero, плюс две победы засчитаны как вероятные. К концу войны на Тихом океане Портер стал асом - сбил еще два бомбардировщика на F6F-5N Hellcat (542-я (ночная) истребительная эскадрилья КМП; Окинава). 121-я эскадрилья одержала за войну 160 побед - лучший показатель среди всех эскадрилий, вооруженных самолетами Wildcat.
F4F-4 Wildcat
WE488, третий опытный Gannet, в полете с одним работающим двигателем. Антенна РЛС - выдвинута, хорошо видна двухместная вторая кабина, которая на серийных машинах не ставилась.
На фотографии - опытный самолет Gannet T.Mk 2 (WN365) в окраске учебной машины (алюминиевый с желтыми полосами). Перед кабиной инструктора виден выдвижной перископ.
19 сентября 1949г.: совершил полет прототип Fairey Gannet (VR546) - первый самолет с силовой установкой в виде спарки двигателей, приводивших во вращение соосные воздушные винты.
Первый опытный Gannet поступил на авиабазу ВМС Форд, а 19 июня 1950 года - передан для испытаний на авианосец "Илластриес", став первым турбовинтовым самолетом, совершившим посадку и взлет с палубы авианосца.
Этот Gannet AS.Mk 1 из первой производственной партии, он принадлежит 812-й эскадрилье, в 1956 году приписанной к авианосцу "Игл".
ВМС ФРГ приобрели 16 самолетов Gannet, на фотографии - T.Mk 5, поставленный заказчику первым. В 1958 году поставки были завершены.
AS.Mk 4(COD) обычно имел экипаж из двух человек, в задней кабине находился пассажир. К каждому авианосцу был приписан один такой самолет. В 1961 году первым стал "Арк Ройял".
В ходе конфликта Гватемалы и Белиза на стороне последнего приняли участие британские войска, включая вертолеты и звено Harrier GR.Mk 3 из состава ВВС.
He 111H-2. Изображенный Wk Nr 3340 ("Желтый B") принадлежал 9-й эскадрилье 53-й бомбардировочной эскадры "Legion Condor". На крыле хорошо видны три белые полосы - для облегчения опознавания своими истребителями и удержания позиции в строю во время крупномасштабных дневных налетов, предпринятых Люфтваффе в битве за Британию, например, на Лондон 15 сентября 1940 года. Указывается также, что такой знак, вероятно, обозначал принадлежность к III группе эскадры. Изображенный самолет получил повреждения в тот день и совершил вынужденную посадку в Арментье, два летчика были ранены. Скорее всего, самолет был атакован Spitfire из 66-й истребительной эскадрильи.
Этот окрашенный в черный цвет He 111H сфотографирован в период ночных налетов на Лондон ("Night Blitz"). Позже отмечалось, что He 111H хорошо зарекомендовали себя в качестве самолетов-лидировщиков.
He 111 V19 (D-AUKY) использовался в качестве прототипа для He 111H, первый полет он совершил в январе 1938 года. Впервые на нем сочетались скругленная носовая часть и двигатели Jumo 211.
Эскадрилья самолетов He 111H-16 возвращается из очередного налета, советско-германский фронт. H-16 стал третьей "стандартной" серийной модификацией (после H-3 и H-6), он оснащался двигателями Jumo 211F-2.
На пути к цели бомбардировщики сопровождали истребители Bf 109B, но они уходили домой раньше тяжелых самолетов по причине меньшего запаса топлива, оставляя бомбардировщики без защиты, чем часто пользовались британские истребители.
A Staffel of He 111H-16s returning from a sortie.
Слева: специалисты по вооружению подвешивают на He 111H-6 две практические торпеды LT F5b. Самолеты данного типа использовались чаще как бомбардировщики, но машины 26-й эскадры в Норвегии применялись и в роли торпедоносцев. H-6 участвовали и в испытаниях Fritz-X и BV 246 Hagelkorn.
В первой половине прошлого столетия ВВС стран Южной Америки имели на вооружении преимущественно старые самолеты, переданные более развитыми странами. Однако к 1980-м годам многие латиноамериканские страны закупили современные машины, как эти эквадорские Kfir.
A trio of Kfir C-2s from Escuadron 2113, led by Myr Plto Avc Jorge Gabela
Пушка может ставиться не только на ганшипы, но и на легкие вертолеты, особенно те, что используются в качестве вертолетов сопровождения. Даже Gazelle может вооружаться 20-мм пушкой.
Опыт последних конфликтов показал предпочтительность крупнокалиберных пулеметов, но востребованы и 7,62-мм пулеметы. Как на этом HH-60H, вооруженном пулеметом M240. Ирак, 2010 год.
Несмотря на свои почтенный возраст, 12,7-мм пулемет Browning M2 продолжает служить верой и правдой. На фотографии - HH-60 Pave Hawk, вооруженный двумя M2 (стволы видны по бортам).
Было выпущено несколько сотен вертолетов семейства Ка-25, основным вариантом при этом был противолодочный Ка-25ПЛ.
AW109 LUH - скоростной военный вертолет, хорошо приспособленный для работы в жарких условиях и на большой высоте. Машина может вооружаться ПТУР TOW и Hellfire, 70-мм НАР и 7,62-мм/12,7-мм пулеметами. Живучесть обеспечивается протектированными топливными баками, бронекреслами и средствами самообороны.
Военные 109-е. Военные и военизированные A/AW109 поступили на вооружение: Албании (ВВС); Аргентина (Армия); Австралия (ВМС); Бангладеш (ВМС); Бельгия (Армия и ВВС); Бенин; КНР (CA109 - лицензионный вариант, собираемый компанией "Changhe Aircraft Industries Group"); Чили (карабинеры); Гана; Греция (ВВС); Италия (Армия); Новая Зеландия (ВВС, заменили ими старые Bell 47); Латвия; Малайзия (Армия и Агентство морской безопасности Малайзии / MMEA); Мексика; Нигерия; Парагвай (ВВС - президентский транспортный); Перу; ЮАР; Швеция (на фото); Великобритания (ранее - для спецназа, использовались вертолеты, захваченные в Аргентине; сегодня вертолеты эксплуатируются в Школе летчиков-испытателей и в качестве VIP транспортного); Венесуэла и Береговая охрана США (MH-68A Stingray, их сменили MH-65C). Сегодня все новые военные версии вертолета созданы на платформе LUH.
Военные 109-е. Военные и военизированные A/AW109 поступили на вооружение: Албании (ВВС); Аргентина (Армия); Австралия (ВМС); Бангладеш (ВМС); Бельгия (Армия и ВВС); Бенин; КНР (CA109 - лицензионный вариант, собираемый компанией "Changhe Aircraft Industries Group"); Чили (карабинеры); Гана; Греция (ВВС); Италия (Армия); Новая Зеландия (ВВС, заменили ими старые Bell 47; на фотоснимке); Латвия; Малайзия (Армия и Агентство морской безопасности Малайзии / MMEA); Мексика; Нигерия; Парагвай (ВВС - президентский транспортный); Перу; ЮАР; Швеция; Великобритания (ранее - для спецназа, использовались вертолеты, захваченные в Аргентине; сегодня вертолеты эксплуатируются в Школе летчиков-испытателей и в качестве VIP транспортного); Венесуэла и Береговая охрана США (MH-68A Stingray, их сменили MH-65C). Сегодня все новые военные версии вертолета созданы на платформе LUH.
Рекорд. 18 августа 2008 года Скотт Каспрович и Стив Шейк завершили кругосветный перелет на вертолете Grand, продолжавшийся 11 дней 7 часов 2 минуты. Летчики побили существовавший на тот момент рекорд, улучшив его почти на 6 суток. Средняя скорость во время перелета - 137 км/ч, включая время, затраченное на остановки, а средняя скорость на маршруте - 276 км/ч. Особенно впечатляет, что это был обычный серийный вертолет. Во время перелета летчики побывали в 18 странах, преодолев 38893 км, а на участке Нью-Йорк-Лондон они установили новый рекорд скорости (им потребовалось немногим более 40 часов).
Самый последний представитель 109-го семейства - модель GrandNew, прекрасно подходящий на роль медико-эвакуационного и VIP транспортного.
Кроме авиакомпаний самолеты CRJ 100/200 покупали также крупные корпорации, привлеченные их экономичностью и низким уровнем шумности.
"Air Nostrum" имеет соглашение с испанской "Iberia" - ее самолеты летают в цветах "Iberia Regional". Ее самолет CRJ200ER, как на фотографии, эксплуатируется наряду с CRJ900. Было также заказано 35 самолетов CRJ1000.
"Skywest" эксплуатирует CRJ100, CRJ200 (на снимке), CRJ700 и CRJ900 в цветах "Delta Connection" и "United Express".
С дальностью полета 3646 км CRJ100LR стал лидером семейства 100 Series. Стартовый заказчик самолета - "Lauda Air".
Вначале кабина CRJ200 имела по два многофункциональных и основных дисплея полетной информации. Имелись также системы обнаружения сдвига ветра и раннего предупреждения столкновения с землей.
"Jazz", региональный оператор "Air Canada", летает только на машинах "Bombardier", включая и 16 машин CRJ705 (на снимке) и 48 - CRJ100/200. CRJ705 имеют двухклассную компоновку на 75 мест.
Компания "Lufthansa CityLine" летает в цветах "Lufthansa Regional", является крупнейшим эксплуатантом CRJ и имеет парк из 8 CRJ100, 8 CRJ200, 20 CRJ700 и 12 CRJ900 (на фотографии).
На данном Ка-50 хорошо вида оптико-электронная система, оборудование которой установлено в носовой части. 30-мм пушка смещена вправо и может отклоняться на 15° по азимуту (по другим данным - на 11°) и на 30° по углу возвышения.
Ка-52 даже внешне существенно отличается от своего предшественника - боевого вертолета Ка-50, его экипаж включает двух человек, расположенных плечом к плечу.
Lusty Linda (XL231) - один из восьми самолетов 55-й эскадрильи, принявших участие в войне в Персидском заливе в 1991 году. Его экипаж выполнил 16 самолето-вылетов, как указывают знаки на фюзеляже справа от трапа.
Самолеты 55-й и 57-й эскадрилий на британской авиабазе на острове Вознесения. Круглые сутки они обеспечивали топливом самолеты британской группировки в ходе войны за Фолкленды.
Для обеспечения действий своей авиации с о. Вознесения англичане использовали 16 заправщиков "Виктор" K.Mk 2
39-й самолет Victor B.Mk 1 (XH618) после переоборудования, включая установку дополнительных средств РЭБ, стал B.Mk 1A. Затем одним из 14 самолетов B(K).Mk 1A (позже - K.Mk 1) с двумя подкрыльевыми агрегатами FR.20B и FR.17 в бомбоотсеке.
Первый самолет-заправщик Victor - второй серийный B.Mk 1 (XA918), вышедший на испытания как B(k)Mk 1. Самолет вначале получил два подкрыльевых агрегата, но испытывался и с тремя топливозаправочными агрегатами.
Handley Page Victor BK.Mk 1 three-point flight refuelling tanker aircraft, trailing its hoses
M134 Minigun имеет боевую скорострельность 4000 выстрелов в минуту и представляет собой превосходное средство огневой поддержки. Впервые его применили во Вьетнаме. На фотографии - огонь ведется из пулемета, установленного на вертолете HH-3E Jolly Green Giant, 1968 год.
В августе 1951 года было решено построить 15 вертолетов для войсковых испытаний, проводившихся на Черном море. На фотографии - Ка-10М.
Ка-15 стал первым массовым вертолетом в СССР. На Ка-15М установлено два мировых рекорда скорости, а Ка-18 получил в 1958 году на выставке в Брюсселе золотую медаль.
Аргентина - одна из немногих стран, использовавших тяжелые бомбардировщики после Второй мировой войны. Во время путча 1963 года принадлежавшие ВВС бомбардировщики Lincoln бомбили отряды повстанцев.
Опытный экземпляр KB-5 Chuchuliga III (LZ-CIP) оснащался двигателем Piaggio мощностью 460л. с. Самолет пережил даже Вторую мировую войну.
Этот японский поплавковый разведчик и легкий бомбардировщик Каваниши E7K2 сфотографирован вместе с Nakajima E8N1 Type 95 Reconnaissance Seaplane. Позже, во время серийного выпуска, самолет E7K2 (Seaplane Model 2) получил обозначение Seaplane Model 12.
Самолет E15K имел многообещающую, но слишком сложную конструкцию - это и подвело проект.
На рисунке - вариант H6K5. Самолеты "Mavis" лучше всего подходили на роль дальнего морского разведчика, правда, если рядом не было истребителей противника.
Kawanishi H6K5 'Mavis'
H8K стал одной из лучших военных летающих лодок в истории авиации. Самолет имел неубирающиеся крыльевые стабилизирующие поплавки - от убирающегося варианта пришлось отказаться с целью экономии массы.
Kawanishi H8K2 "Emily"
Перспективный российский вертолет Ка-62 позиционируется в качестве многоцелевого скоростного вертолета в классе 6,5 т. Комфортабельная кабина вмещает до 14 пассажиров.
Винтокрыл Ка-22 совмещал в себе достоинства вертолета (возможность взлетать и садиться вертикально) и самолета (горизонтальный полет на большей, чем у вертолетов того периода скорости).
Установленная на Apache 30-мм пушка обладает большой разрушительной силой. Прицеливание облегчает нашлемная система целеуказания.
Karhu 48В имел поплавковое шасси и в целом внешне напоминал Piper J-4 Cub. Максимальная масса машины - 1310 кг, размах крыла -11,53 м.
Проект Kawanishi H3K1 был создан в Великобритании, но японские авиаконструкторы получили благодаря ему богатый опыт - особенно в проектировании и постройке цельнометаллических самолетов.
Европа выпускает две высокоэффективные и оснащенные ТГСН УР пятого поколения - AIM-132 ASRAAM и IRIS-T (изображена здесь на демонстраторе Gripen NG Demo). Новые ТГСН обладают высокой степенью помехозащищенности, особенно опасна для противника в воздушном бою ракета IRIS-T.