Мировая Авиация 164
-
Ка-26 создавался преимущественно для сельскохозяйственных задач, но нашел применение и в других областях. На фотографии - вариант с оборудованием для распыления ядохимикатов.
Вьетнамские военные получили 18 противолодочных вертолетов Ка-28 (на фотографии), а также 10 вертолетов Ка-32С, которые используются для поиска, спасания и решения других задач.
Транспортно-боевой вертолет Ка-29 может нести мощное вооружение - на данном вертолете подвешены четыре 20-зарядных блока НАР с ракетами С-8.
Многоцелевые Ка-32 предназначены для решения самого широкого круга задач и весьма востребованы в разных регионах планеты. Один из крупных эксплуатантов Ка-32 - Республика Корея, которая приобрела их для Министерства обороны, морской полиции (на фотографии) и для тушения лесных пожаров и осуществления трелевки леса.
Вертолеты играли важную роль в ходе военного противостояния правительства и контрас в Никарагуа. Советские многоцелевые Ми-8 и боевые Ми-24 помогли сандинистам успешно бороться с поддерживаемыми Вашингтоном отрядами контрас.
В годы холодной войны советское влияние в регионе существенно выросло - особенно в части поставки оружия. На фотографии - перуанский солдат ведет огонь из автомата Калашникова с борта Ми-8 во время пограничного конфликта с Эквадором.
Ряд Ми-24 получил 12,7-мм четырехствольный пулемет ЯкБ-12,7 (в подвижной установке УСПУ-24), созданный по схеме Гатлинга - как и американский GAU-19.
30-мм двухствольная пушка ГШ-30К размещалась на вертолетах в установке У-280 по правому борту вертолета и обеспечивала последнему огромную огневую мощь.
После фолклендской войны парк Victor получил новую окраску, которая продержалась до завершения карьеры Victor в 1993 году. На фотографии - самолет из 55-й эскадрильи передает топливо паре Buccaneer S.Mk2 из 208-й эскадрильи.
Самолеты-заправщики существенно повысили боевой потенциал авиации британских ВМС. На фотографии: Victor K.Mk 1A из 57-й эскадрильи передает топливо на Buccaneer S.Mk 2 из 801-й эскадрильи и Sea Vixen FAW.Mk 2 из 893-й эскадрильи (обе приписаны к авиагруппе авианосца "Викториес").
Самолеты-заправщики существенно повысили боевой потенциал авиации британских ВМС. На фотографии: Victor K.Mk 1A из 57-й эскадрильи передает топливо на Buccaneer S.Mk 2 из 801-й эскадрильи и Sea Vixen FAW.Mk 2 из 893-й эскадрильи (обе приписаны к авиагруппе авианосца "Викториес").
F4F-3 (2-я иаэ, АВ "Лексингтон"), май 1942 года. В августе 1941 года для самолетов авианосной авиации была введена схема "серо-голубой/светло-серый", а с июня была введена новая эмблема - звезда с красным кругом и красно-белые полосы на руле направления.
F4F-4 (5-я иаэ, АВ "Саратога"), август 1942 года. В мае 1942 года ввели менее заметные опознавательные знаки, а руль направления закрасили. В июле 1942 года вышла директива, запрещавшая указывать на машинах номер эскадрильи - до этого имелся код "5-F-12".
F4F-4 (29-я эскортная иаэ, АВ "Санти"), ноябрь 1942 года. Самолеты, назначенные для участия в операции "Torch" (вторжение союзников в Северную Африку), отличались опознавательными знаками в желтой окружности. На машине сохранился номер эскадрильи.
FM-2 (4-я смеш. аэ, АВ "Уайт Плейнс"), июнь - октябрь 1944 года. Данный самолет воевал на Тихом океане, но окрашен по необычной схеме - темно-серый / блестящий белый на опознавательных знаках, т.н. "атлантическая" схема. На машине - новый опознавательный знак, звезда и полоса, введенный в августе 1943 года, и белый треугольник с номером корабельной авиагруппы на руле направления.
FM-2 (13-я смешанная аэ, АВ "Анцио"), апрель 1945 года. Самолет окрашен в схему, характерную для Тихоокеанского ТВД, - "ASW Scheme II" утвержденную в октябре 1944 года для самолетов, действующих в Северной Атлантике.
FM-2 (93-я смешанная аэ, АВ "Петроф Бей"), апрель 1945 года. Очень темно-синий блестящий цвет, также известный как "полуночный синий", был введен в октябре 1944 года - применялся к самолетам палубной авиации, кроме привлекавшихся к задачам ПЛО (например, в Атлантике). Лист клевера - знак корабельной авиагруппы.
F4F-3 (212-я иаэ КМП, Гуадалканал), сентябрь - ноябрь 1942 года. Самолеты авиации КМП США берегового базирования обычно окрашивались по схеме авиации ВМС того же периода. Кольцевой обтекатель капота белого цвета - вероятно, личный символ пилота или командира эскадрильи.
F4F-3 (224-я иаэ КМП, Гуадалканал), сентябрь - ноябрь 1942 года. Красный кольцевой обтекатель капота и знаки на фюзеляже - отличительные знаки пилота, в остальном - все стандартно для того периода времени. Номер эскадрильи - отсутствует.
Martlet Mk I (804-я аэ, авиабаза Скибрэ), декабрь 1940 года. Самолет окрашен в традиционные цвета авиации британских ВМС: верхние поверхности - темный серо-голубой, нижние - бледный серовато-зеленый. Бледно-серовато-зеленая полоса в хвостовой части - знак истребителя - появилась в конце 1940 года.
Martlet Mk III (805-я аэ, Ливийская пустыня), сентябрь 1941 года. Часть самолетов 805-й аэ, берегового базирования, получила "пустынную" окраску сверху, тогда как нижние поверхности остались голубого цвета. Опознавательный знак на фюзеляже, типа "А1", и однобуквенный индивидуальный код.
Martlet Mk II (888-я аэ, АВ "Серчер"), ноябрь 1942 года. Опознавательные знаки и надпись "U.S. NAVY" применили к самолетам авиации британских ВМС во время операции "Torch" для облегчения опознавания американскими солдатами. На киле - эмблема 888-й аэ поверх опознавательного знака.
Wildcat Mk VI (882-я аэ, АВ "Серчер"), март 1945 года. Данный Wildcat Mk VI имеет окраску темный серо-голубой / зеленовато-серый / бледный серовато-зеленый, как на ранних машинах, и опознавательные знаки на фюзеляже (типа "C1") и киле (новый, введен в 1942 году). Буквы и цифры кода - меньшего размера.
Авиация британских ВМС получила в общей сложности около 1000 самолетов Wildcat, включая машины, предназначенные для ВМС Франции и ВВС Греции, а также несколько сотен самолетов, поставленных по ленд-лизу. Часть из них под обозначением Martlet использовалась преимущественно при эскортировании конвоев в Атлантике, тогда как другие были приписаны к авианосцам, действовавшим в Средиземном море и Индийском океане. На фотографии 1944 года - Wildcat Mk V из 882-й эскадрильи с авианосца "Серчер".
Первые Wildcat сборки "Eastern Aviation Division", подразделения компании "General Motors", были поставлены с августа 1942 года по сентябрь 1943 года, выпуск составил 1060 самолетов. 312 самолетов Wildcat Mk V - вариант F4F-4 с меньшим количеством пулеметов - были поставлены Великобритании. На фотографии - самолеты из авиагруппы эскортного авианосца Атлантического флота.
По предложению консультативного комитета НАКА (NACA) серийные F4F-3 (на фото) и последующие варианты получили измененный руль направления и поднятый на 50,8 см стабилизатор.
F4F-4 из 29-й эскортной истребительной эскадрильи (VGF-29) сфотографирован на борту эскортного авианосца "Санти" (CVE-29), вероятно - в Атлантике, незадолго до операции "Torch". Необходимость базирования Wildcat на эскортных авианосцах заставила создать вариант XF4F-8 (FM-2), на котором реализовали меры по снижению массы.
ВМС Франции заказали 91 самолет варианта G-36A, с мотором Wright Cyclone. Первый из них (NX-G1, на фотографии) поднялся в воздух 10 мая 1940 года, в день, когда германские войска вторглись во Францию. В целом идентичный варианту F4F-3, с нескладывающимся крылом, G-36A отличался наличием шести 7,5-мм пулеметов Darne. Все самолеты были переданы британцам под обозначением Martlet Mk I.
Операция "Torch", высадка союзников в Северной Африке в ноябре 1942 года, была одной из первых операций Wildcat на Европейском ТВД. На фотографии - F4F-4 из 41-й истребительной эскадрильи готовится к взлету с палубы авианосца "Рейнджер".
К концу 1943 года F4F-4 были выведены из фронтовых частей, а оставшиеся немногие машины были привлечены на территории США к подготовке будущих пилотов Wildcat, которым в бой предстояло идти на FM-2. Крупный код на фюзеляже свидетельствует, что на фотографии - учебные машины, а красная звезда и полоса идентифицируют снимок примерно июлем - октябрем 1943 года.
A quartet of US Navy F4F-4 Wildcats on the prowl somewhere over the Pacific. The red surround to the ‘star and bar’ helps date this as between July and October 1943.
Авиация британских ВМС изучала возможность применения реактивных снарядов на ряде своих истребителей, включая Wildcat. Испытания в Боскомб-Дауне проводились на нескольких машинах, включая этот Wildcat Mk IV с тремя 11-кг PC под каждой консолью крыла. В течение 1942-1944 годов испытывались британские направляющие типа Mk I (на фотографии) и американские типа Mk V, но PC с Wildcat в британской военно-морской авиации не применялись.
F4F-3S Wildcatfish представлял собой попытку создать на базе Wildcat гидросамолет-истребитель по типу японского A6M2 "Rufe". Была заказана партия из 100 машин, но низкие ТТХ - например, максимальная скорость всего 428 км/ч - привели к тому, что их построили как обычные учебные F4F-3.
The sole example of the F4F-3S float fighter, development of which was abandoned as a result of inadequate speed performance.
Конструкция F4F претерпела существенные изменения за время, прошедшее с момента первого полета XF4F-2 (на фото) в сентябре 1937 года и до первого полета XF4F-8 в 1943 году.
XF4F-3 (на фото) сохранил хвостовое оперение первого прототипа, но оно было большей площади.
F4F-3 Wildcat. Изображен самолет F4F-3 из 121-й истребительной эскадрильи авиации КМП США - на нем с сентября 1941 года по февраль 1942 года летал Брюс Портер (эскадрилья дислоцировалась в Тафуне, Самоа). Затем Портер летал на самолетах Wildcat в 441-й и 111-й истребительных эскадрильях КМП, после чего в марте 1943 года вернулся в 121-ю эскадрилью (место дислокации - Гуадалканал), которая на тот момент была оснащена F4U-1. Именно на Corsair Портер сбил свои три истребителя Zero, плюс две победы засчитаны как вероятные. К концу войны на Тихом океане Портер стал асом - сбил еще два бомбардировщика на F6F-5N Hellcat (542-я (ночная) истребительная эскадрилья КМП; Окинава). 121-я эскадрилья одержала за войну 160 побед - лучший показатель среди всех эскадрилий, вооруженных самолетами Wildcat.
F4F-4 Wildcat
На фотографии - опытный самолет Gannet T.Mk 2 (WN365) в окраске учебной машины (алюминиевый с желтыми полосами). Перед кабиной инструктора виден выдвижной перископ.
WE488, третий опытный Gannet, в полете с одним работающим двигателем. Антенна РЛС - выдвинута, хорошо видна двухместная вторая кабина, которая на серийных машинах не ставилась.
Этот Gannet AS.Mk 1 из первой производственной партии, он принадлежит 812-й эскадрилье, в 1956 году приписанной к авианосцу "Игл".
19 сентября 1949г.: совершил полет прототип Fairey Gannet (VR546) - первый самолет с силовой установкой в виде спарки двигателей, приводивших во вращение соосные воздушные винты.
Первый опытный Gannet поступил на авиабазу ВМС Форд, а 19 июня 1950 года - передан для испытаний на авианосец "Илластриес", став первым турбовинтовым самолетом, совершившим посадку и взлет с палубы авианосца.
AS.Mk 4(COD) обычно имел экипаж из двух человек, в задней кабине находился пассажир. К каждому авианосцу был приписан один такой самолет. В 1961 году первым стал "Арк Ройял".
ВМС ФРГ приобрели 16 самолетов Gannet, на фотографии - T.Mk 5, поставленный заказчику первым. В 1958 году поставки были завершены.
В ходе конфликта Гватемалы и Белиза на стороне последнего приняли участие британские войска, включая вертолеты и звено Harrier GR.Mk 3 из состава ВВС.
He 111H-2. Изображенный Wk Nr 3340 ("Желтый B") принадлежал 9-й эскадрилье 53-й бомбардировочной эскадры "Legion Condor". На крыле хорошо видны три белые полосы - для облегчения опознавания своими истребителями и удержания позиции в строю во время крупномасштабных дневных налетов, предпринятых Люфтваффе в битве за Британию, например, на Лондон 15 сентября 1940 года. Указывается также, что такой знак, вероятно, обозначал принадлежность к III группе эскадры. Изображенный самолет получил повреждения в тот день и совершил вынужденную посадку в Арментье, два летчика были ранены. Скорее всего, самолет был атакован Spitfire из 66-й истребительной эскадрильи.
Этот окрашенный в черный цвет He 111H сфотографирован в период ночных налетов на Лондон ("Night Blitz"). Позже отмечалось, что He 111H хорошо зарекомендовали себя в качестве самолетов-лидировщиков.
Эскадрилья самолетов He 111H-16 возвращается из очередного налета, советско-германский фронт. H-16 стал третьей "стандартной" серийной модификацией (после H-3 и H-6), он оснащался двигателями Jumo 211F-2.
На пути к цели бомбардировщики сопровождали истребители Bf 109B, но они уходили домой раньше тяжелых самолетов по причине меньшего запаса топлива, оставляя бомбардировщики без защиты, чем часто пользовались британские истребители.
A Staffel of He 111H-16s returning from a sortie.
He 111 V19 (D-AUKY) использовался в качестве прототипа для He 111H, первый полет он совершил в январе 1938 года. Впервые на нем сочетались скругленная носовая часть и двигатели Jumo 211.
Слева: специалисты по вооружению подвешивают на He 111H-6 две практические торпеды LT F5b. Самолеты данного типа использовались чаще как бомбардировщики, но машины 26-й эскадры в Норвегии применялись и в роли торпедоносцев. H-6 участвовали и в испытаниях Fritz-X и BV 246 Hagelkorn.
В первой половине прошлого столетия ВВС стран Южной Америки имели на вооружении преимущественно старые самолеты, переданные более развитыми странами. Однако к 1980-м годам многие латиноамериканские страны закупили современные машины, как эти эквадорские Kfir.
A trio of Kfir C-2s from Escuadron 2113, led by Myr Plto Avc Jorge Gabela
Пушка может ставиться не только на ганшипы, но и на легкие вертолеты, особенно те, что используются в качестве вертолетов сопровождения. Даже Gazelle может вооружаться 20-мм пушкой.
Несмотря на свои почтенный возраст, 12,7-мм пулемет Browning M2 продолжает служить верой и правдой. На фотографии - HH-60 Pave Hawk, вооруженный двумя M2 (стволы видны по бортам).
Опыт последних конфликтов показал предпочтительность крупнокалиберных пулеметов, но востребованы и 7,62-мм пулеметы. Как на этом HH-60H, вооруженном пулеметом M240. Ирак, 2010 год.
Было выпущено несколько сотен вертолетов семейства Ка-25, основным вариантом при этом был противолодочный Ка-25ПЛ.
AW109 LUH - скоростной военный вертолет, хорошо приспособленный для работы в жарких условиях и на большой высоте. Машина может вооружаться ПТУР TOW и Hellfire, 70-мм НАР и 7,62-мм/12,7-мм пулеметами. Живучесть обеспечивается протектированными топливными баками, бронекреслами и средствами самообороны.
Рекорд. 18 августа 2008 года Скотт Каспрович и Стив Шейк завершили кругосветный перелет на вертолете Grand, продолжавшийся 11 дней 7 часов 2 минуты. Летчики побили существовавший на тот момент рекорд, улучшив его почти на 6 суток. Средняя скорость во время перелета - 137 км/ч, включая время, затраченное на остановки, а средняя скорость на маршруте - 276 км/ч. Особенно впечатляет, что это был обычный серийный вертолет. Во время перелета летчики побывали в 18 странах, преодолев 38893 км, а на участке Нью-Йорк-Лондон они установили новый рекорд скорости (им потребовалось немногим более 40 часов).
Самый последний представитель 109-го семейства - модель GrandNew, прекрасно подходящий на роль медико-эвакуационного и VIP транспортного.
Военные 109-е. Военные и военизированные A/AW109 поступили на вооружение: Албании (ВВС); Аргентина (Армия); Австралия (ВМС); Бангладеш (ВМС); Бельгия (Армия и ВВС); Бенин; КНР (CA109 - лицензионный вариант, собираемый компанией "Changhe Aircraft Industries Group"); Чили (карабинеры); Гана; Греция (ВВС); Италия (Армия); Новая Зеландия (ВВС, заменили ими старые Bell 47); Латвия; Малайзия (Армия и Агентство морской безопасности Малайзии / MMEA); Мексика; Нигерия; Парагвай (ВВС - президентский транспортный); Перу; ЮАР; Швеция (на фото); Великобритания (ранее - для спецназа, использовались вертолеты, захваченные в Аргентине; сегодня вертолеты эксплуатируются в Школе летчиков-испытателей и в качестве VIP транспортного); Венесуэла и Береговая охрана США (MH-68A Stingray, их сменили MH-65C). Сегодня все новые военные версии вертолета созданы на платформе LUH.
Военные 109-е. Военные и военизированные A/AW109 поступили на вооружение: Албании (ВВС); Аргентина (Армия); Австралия (ВМС); Бангладеш (ВМС); Бельгия (Армия и ВВС); Бенин; КНР (CA109 - лицензионный вариант, собираемый компанией "Changhe Aircraft Industries Group"); Чили (карабинеры); Гана; Греция (ВВС); Италия (Армия); Новая Зеландия (ВВС, заменили ими старые Bell 47; на фотоснимке); Латвия; Малайзия (Армия и Агентство морской безопасности Малайзии / MMEA); Мексика; Нигерия; Парагвай (ВВС - президентский транспортный); Перу; ЮАР; Швеция; Великобритания (ранее - для спецназа, использовались вертолеты, захваченные в Аргентине; сегодня вертолеты эксплуатируются в Школе летчиков-испытателей и в качестве VIP транспортного); Венесуэла и Береговая охрана США (MH-68A Stingray, их сменили MH-65C). Сегодня все новые военные версии вертолета созданы на платформе LUH.
С дальностью полета 3646 км CRJ100LR стал лидером семейства 100 Series. Стартовый заказчик самолета - "Lauda Air".
"Air Nostrum" имеет соглашение с испанской "Iberia" - ее самолеты летают в цветах "Iberia Regional". Ее самолет CRJ200ER, как на фотографии, эксплуатируется наряду с CRJ900. Было также заказано 35 самолетов CRJ1000.
"Skywest" эксплуатирует CRJ100, CRJ200 (на снимке), CRJ700 и CRJ900 в цветах "Delta Connection" и "United Express".
Кроме авиакомпаний самолеты CRJ 100/200 покупали также крупные корпорации, привлеченные их экономичностью и низким уровнем шумности.
Вначале кабина CRJ200 имела по два многофункциональных и основных дисплея полетной информации. Имелись также системы обнаружения сдвига ветра и раннего предупреждения столкновения с землей.
"Jazz", региональный оператор "Air Canada", летает только на машинах "Bombardier", включая и 16 машин CRJ705 (на снимке) и 48 - CRJ100/200. CRJ705 имеют двухклассную компоновку на 75 мест.
Компания "Lufthansa CityLine" летает в цветах "Lufthansa Regional", является крупнейшим эксплуатантом CRJ и имеет парк из 8 CRJ100, 8 CRJ200, 20 CRJ700 и 12 CRJ900 (на фотографии).
На данном Ка-50 хорошо вида оптико-электронная система, оборудование которой установлено в носовой части. 30-мм пушка смещена вправо и может отклоняться на 15° по азимуту (по другим данным - на 11°) и на 30° по углу возвышения.
Ка-52 даже внешне существенно отличается от своего предшественника - боевого вертолета Ка-50, его экипаж включает двух человек, расположенных плечом к плечу.
Самолеты 55-й и 57-й эскадрилий на британской авиабазе на острове Вознесения. Круглые сутки они обеспечивали топливом самолеты британской группировки в ходе войны за Фолкленды.
Для обеспечения действий своей авиации с о. Вознесения англичане использовали 16 заправщиков "Виктор" K.Mk 2
Lusty Linda (XL231) - один из восьми самолетов 55-й эскадрильи, принявших участие в войне в Персидском заливе в 1991 году. Его экипаж выполнил 16 самолето-вылетов, как указывают знаки на фюзеляже справа от трапа.
После фолклендской войны парк Victor получил новую окраску, которая продержалась до завершения карьеры Victor в 1993 году. На фотографии - самолет из 55-й эскадрильи передает топливо паре Buccaneer S.Mk2 из 208-й эскадрильи.
Первый самолет-заправщик Victor - второй серийный B.Mk 1 (XA918), вышедший на испытания как B(k)Mk 1. Самолет вначале получил два подкрыльевых агрегата, но испытывался и с тремя топливозаправочными агрегатами.
Handley Page Victor BK.Mk 1 three-point flight refuelling tanker aircraft, trailing its hoses
Самолеты-заправщики существенно повысили боевой потенциал авиации британских ВМС. На фотографии: Victor K.Mk 1A из 57-й эскадрильи передает топливо на Buccaneer S.Mk 2 из 801-й эскадрильи и Sea Vixen FAW.Mk 2 из 893-й эскадрильи (обе приписаны к авиагруппе авианосца "Викториес").
39-й самолет Victor B.Mk 1 (XH618) после переоборудования, включая установку дополнительных средств РЭБ, стал B.Mk 1A. Затем одним из 14 самолетов B(K).Mk 1A (позже - K.Mk 1) с двумя подкрыльевыми агрегатами FR.20B и FR.17 в бомбоотсеке.
M134 Minigun имеет боевую скорострельность 4000 выстрелов в минуту и представляет собой превосходное средство огневой поддержки. Впервые его применили во Вьетнаме. На фотографии - огонь ведется из пулемета, установленного на вертолете HH-3E Jolly Green Giant, 1968 год.
В августе 1951 года было решено построить 15 вертолетов для войсковых испытаний, проводившихся на Черном море. На фотографии - Ка-10М.
Ка-15 стал первым массовым вертолетом в СССР. На Ка-15М установлено два мировых рекорда скорости, а Ка-18 получил в 1958 году на выставке в Брюсселе золотую медаль.
Аргентина - одна из немногих стран, использовавших тяжелые бомбардировщики после Второй мировой войны. Во время путча 1963 года принадлежавшие ВВС бомбардировщики Lincoln бомбили отряды повстанцев.
Опытный экземпляр KB-5 Chuchuliga III (LZ-CIP) оснащался двигателем Piaggio мощностью 460л. с. Самолет пережил даже Вторую мировую войну.
Этот японский поплавковый разведчик и легкий бомбардировщик Каваниши E7K2 сфотографирован вместе с Nakajima E8N1 Type 95 Reconnaissance Seaplane. Позже, во время серийного выпуска, самолет E7K2 (Seaplane Model 2) получил обозначение Seaplane Model 12.
Самолет E15K имел многообещающую, но слишком сложную конструкцию - это и подвело проект.
На рисунке - вариант H6K5. Самолеты "Mavis" лучше всего подходили на роль дальнего морского разведчика, правда, если рядом не было истребителей противника.
Kawanishi H6K5 'Mavis'
H8K стал одной из лучших военных летающих лодок в истории авиации. Самолет имел неубирающиеся крыльевые стабилизирующие поплавки - от убирающегося варианта пришлось отказаться с целью экономии массы.
Kawanishi H8K2 "Emily"
Этот японский поплавковый разведчик и легкий бомбардировщик Каваниши E7K2 сфотографирован вместе с Nakajima E8N1 Type 95 Reconnaissance Seaplane. Позже, во время серийного выпуска, самолет E7K2 (Seaplane Model 2) получил обозначение Seaplane Model 12.
Перспективный российский вертолет Ка-62 позиционируется в качестве многоцелевого скоростного вертолета в классе 6,5 т. Комфортабельная кабина вмещает до 14 пассажиров.
Винтокрыл Ка-22 совмещал в себе достоинства вертолета (возможность взлетать и садиться вертикально) и самолета (горизонтальный полет на большей, чем у вертолетов того периода скорости).
Установленная на Apache 30-мм пушка обладает большой разрушительной силой. Прицеливание облегчает нашлемная система целеуказания.
Karhu 48В имел поплавковое шасси и в целом внешне напоминал Piper J-4 Cub. Максимальная масса машины - 1310 кг, размах крыла -11,53 м.
Проект Kawanishi H3K1 был создан в Великобритании, но японские авиаконструкторы получили благодаря ему богатый опыт - особенно в проектировании и постройке цельнометаллических самолетов.
Европа выпускает две высокоэффективные и оснащенные ТГСН УР пятого поколения - AIM-132 ASRAAM и IRIS-T (изображена здесь на демонстраторе Gripen NG Demo). Новые ТГСН обладают высокой степенью помехозащищенности, особенно опасна для противника в воздушном бою ракета IRIS-T.