Kawanishi H8K
Страна: Япония
Год: 1940
Летающая лодка

Летающая лодка - разведчик/бомбардировщик
Описание:
H8K
Kawanishi H8K "Emily"
Фотографии

H8K

Летающая лодка, четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Спроектирован в КБ фирмы "Каваниси кокуки" под руководством С. Кикухары. Первый полет опытный образец новой лодки совершил 29 декабря 1940 г. Серийное производство на заводе "Каваниси" в Конане начали в середине 1941 г. Всего построено 167 экз. (в т.ч. 36 транспортных самолетов).
Экипаж 10 чел. Двигатели МК4. Вооружение - в зависимости от модификации.
Н8К приняли на вооружение императорского флота в феврале 1942 г. как "тип 2".
Основные серийные модификации:
   - H8K1 с моторами MK4B, вооружение 7x7,69;
   - H8K2 с моторами MK4Q, измененным вертикальным оперением, вооружение 1x13+5x7,69, позднее 5x20+4x7,69, на поздних сериях внедрена РЛС;
   - H8K2-L, военно-транспортный вариант H8K2 с вооружением 1x20+1x13;
   - Н8КЗ, аналог H8K2 с убирающимися подкрыльными поплавками;
   - H8K4, аналог H8K2 с моторами MK4T.
H8K1 впервые дебютировали на фронте налетом на Пёрл-Харбор в марте 1942 г. В мае участвовали в битве в Коралловом море. В июне 1942 г. бомбили Алеуты. С июля воевали на Новых Гебридах, атаковали Новую Каледонию, Фиджи. Использовались как дальние разведчики, бомбардировщики, самолеты ПЛО и транспортные. В 1944 г. вывозили японских солдат из Рабаула. С конца 1944 г. переведены в основном на ночные вылеты.
H8K4 прекратили строить в начале 1944 г. С вооружения флота самолет официально не снимался, хотя к моменту капитуляции Японии их уцелело всего три штуки.


H8K2||
Размах:||38,0 м
Длина:||28,12 м
Моторы, количество х мощность:||4x1850 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||32500 кг
Максимальная скорость:||466 км/ч
Практический потолок:||8850 м
Дальность:||7800 км

Kawanishi H8K "Emily"

После того, как стало ясно, что разработка летающей лодки, превосходящей H6K, потребует два - три года, командование японских ВМС приняло решение выдать компании "Kawanishi" задание на проектирование такого самолета. Сделано это было фактически одновременно с поступлением H6K на вооружение в 1938 году.
   Опытный экземпляр новой летающей лодки H8K1 совершил первый полет 31 декабря 1940 года. Он представлял собой высокоплан с большим корпусом, оснащенный четырьмя двигателями Mitsubishi MK4A мощностью 1530 л. с. Самолет имел экипаж из 10 человек, был отлично вооружен (пять 20-мм пушек в бортовых, носовой, надфюзеляжной и подфюзеляжной установках, а также три 7,7-мм пулемета по бортам и в подфюзеляжной установке), имел бронирование и вместительные внутрифюзеляжные протектированные топливные баки с системой пожаротушения. Однако плохая остойчивость машины привела к необходимости внести значительные изменения в конструкцию корпуса.
   После доработки были испытаны еще два прототипа, после чего начались войсковые испытания, которые продемонстрировали приемлемые характеристики, и самолет был запущен в серию в конце 1941 года под обозначением Navy Type 2 Flying-Boat Model 11. Позже союзниками ей было присвоено кодовое имя "Emily" ("Эмили").
   Вскоре первые серийные машины оказались в войсках, их дебют состоялся в ночь с 4 на 5 марта 1942 года. Первый вариант H8K1, строившийся в количестве 16 машин, передал эстафету оснащенной более мощными двигателями модификации H8K2 - таких машин было построено 116. На базе данного самолета также была разработана транспортная летающая лодка Type 2 Transport Flying-Boat Seiku.
   Было построено 167 летающих лодок Н8К, которые использовались для выполнения бомбардировочных, разведывательных и транспортных заданий и эксплуатировались вплоть до окончания Второй мировой войны.


Варианты

   H8K1: обозначение трех опытных образцов и 14 первых серийных самолетов с двигателями MK4A; поздние серийные машины оснащались двигателями MK4B той же мощности
   H8K1-L: первый прототип после переделки его в транспортный самолет с двигателями MK4Q
   H8K2: основная серийная модификация с двигателями MK4Q, усиленным вооружением, протектированными топливными баками и РЛС обнаружения надводных целей; построено 112 самолетов под обозначением Navy Type 2 Flying-Boat Model 12
   H8K2-L: серийный транспортный самолет, разработанный на базе H8K1-L; вмещал от 29 до 64 пассажиров; имел сокращенный состав вооружения; запущен в серийное производство под обозначением Navy Type 2 Transport Flying-Boat Seiku ("Чистое небо") Model 32; построено 36 самолетов
   H8K3: обозначение двух опытных образцов с убирающимися стабилизирующими поплавками на концах крыла и убирающейся надфюзеляжной турелью; в остальном - как серийная модель H8K2, однако в производство вариант этот не пошел
   H8K4: новое обозначение опытного самолета H8K3 после установки на него двигателей Mitsubishi MK4T-B Kasei 25b мощностью 1825 л.с.; в производство не пошел


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Kawanishi H8K2

   Тип: дальняя летающая лодка - разведчик/бомбардировщик
   Силовая установка: четыре двигателя Mitsubishi MK4Q Kasei 22 мощностью по 1850 л. с. (1380 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5000 м - 465 км/ч; практический потолок 8760 м; максимальная дальность 7150 км
   Масса: пустого 18 380 кг; максимальная взлетная 32 500 кг
   Размеры: размах крыла 38,00 м; длина 28,13 м; высота 9,15 м; площадь крыла 160 м2
   Вооружение: пять 20-мм пушек (в носовой, надфюзеляжной, хвостовой и двух бортовых стрелковых точках) и четыре 7,7-мм пулемета (в кабине, а также бортовых и подфюзеляжной стрелковых точках), плюс до 2000 кг бомб или глубинных бомб, либо две 800-кг торпеды
H8K2 из 801-й авиагруппы. Йокогамский авиакорпус или авиагруппа (Yokohama Kokutai) - подразделение, вооруженное самолетами H8K и в годы войны на Тихом океане дислоцировавшееся в районах Бенгальского залива, Алеутских и Соломоновых островов. В ноябре 1942 года оно было преобразовано в 801-й кокутай - до конца войны единственное подразделение с летающими лодками.
Летающая лодка H8K2 (Япония) выставлена в открытой экспозиции Морского музея в Токио
With a wingspan of 124ft 8in, a length of 92ft 4in and a height of 30ft, the “Emily’’ makes an impressive outdoor exhibit on the plaza in front of Tokyo’s Museum of Maritime Science. The type had a maximum take-off weight of 71,650 lb, and was powered by four 1,850 h.p. Mitsubishi Kasei 22 radials equipped with water-injection.
The flight-deck glazing is clearly shown here
The flight-deck glazing is clearly shown here
Further detail shots show the extreme nose and tail of T-31. Both ends of the H8K2 carried a 20mm cannon which, together with the cannon and machine-guns bristling from many other points on the airframe, made the “Emily" one of the most difficult Japanese aircraft to shoot down.
A rarely-photographed detail of the “Emily" is the beam gun hatch and blister fairing, with its swivelling gun mount.
The ventral hatch and side windows just forward of the tailplane.
На фотографии прототипа H8K хорошо заметна короткая носовая часть машины. Первые пробеги по воде и подлеты выявили ряд проблем, заставив разработчика внести ряд изменений в конструкцию.
Опытный образец Н8К, летающая лодка "13-Ши", во время первого этапа летных испытаний недалеко от Кобе, начало 1941 г.
"Emily" имела мощное пушечно-пулеметное вооружение и была сложной целью для летчиков союзников. На фотографии ВМС США запечатлены последние минуты существования H8K2 из 951-го (901-го ???) кокутай (авиагруппы), сбитой 2 июля 1944 года.
The Kawanishi "Emily" 22 Flying-boat (four Mitsubishi Kasei 22 engines).
Series of photographs showing a Kawanishi Navy H8K2 being shot down in July 1944.
H8K стал одной из лучших военных летающих лодок в истории авиации. Самолет имел неубирающиеся крыльевые стабилизирующие поплавки - от убирающегося варианта пришлось отказаться с целью экономии массы.
Четырехмоторные дальние разведчики H8K "Эмили" пришли на замену устаревающим H6K "Мэвис".
Транспортная летающая лодка H8K2-L могла брать на борт 64 пассажира и имела экипаж из девяти человек: командир корабля, пилот, второй пилот, штурман/носовой стрелок, два радиста, два бортинженера и хвостовой стрелок.
Эта лодка H8K2, №426, была захвачена ВМС США и проходила после войны испытания. Это единственная сохранившаяся летающая лодка - в 1979 году ее вернули Японии, сейчас она выставлена в музее.
Летающая лодка H8K (один из крупнейших самолетов Второй мировой войны) имела размеры, сравнимые с британской Short Sunderland, хотя при создании H8K ставилась задача превзойти ее. Иллюминаторы в корпусе лодки и установленный под углом носовой блистер говорят о том, что на фотографии прототип транспортной модификации H8K1-L.
На снимке в верхнем левом углу запечатлен выходящий из атаки самолет командира 498-й бомбардировочной эскадрильи майора Честера Колтхэрпа. В центре снимка видны опускающиеся "парафраги" и разрывы вокруг гидросамолета "Эмили". Облако дыма в небе - результат взрыва японской фосфорной бомбы.
Сбитая у побережья Новой Британии японская четырехмоторная летающая лодка "Эмили".
The Kawanishi "Emily" 23 Flying-boat.
Kawanishi H8K2
Kawanishi H8K2 "Emily"