RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 1941

PB4Y-1/Liberator GR

Дальний морской разведчик и патрульно-противолодочный самолет, четырехмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с двухкилевым оперением, убирающимся шасси. Морской вариант тяжелого бомбардировщика B-24. Последний был создан в КБ "Консолидэйтед эйркрафт корпорейшн" под руководством А. Лэддена. Опытный образец бомбардировщика, XB-24, совершил первый полет 29 декабря 1939 г. Серийное производство было развернуто в декабре 1940 г. Самолет строился на заводах "Консолидэйтед" (Сан-Диего, Форт-Уорт), "Дуглас" (Талса), "Норт Америкэн" (Даллас), "Форд мотор" (Уиллоу-Ран). В общей сложности изготовлено 17 104 экз.
Как противолодочный самолет и морской разведчик, "Либерэйтор" состоял на вооружении Королевских ВВС Великобритании с мая 1941 г., ВВС армии США - с февраля 1942 г., ВМФ США - с августа 1942 г., ВВС Канады - с конца 1942 г.
Впервые переделка "Либерэйтора" в патрульно-противолодочный самолет была предпринята в Великобритании в мае 1941 г. Впоследствии там появились следующие специальные модификации:
   - "Либерэйтор" I с моторами R-1830-S3C4-G, РЛС, вооружение 4x20+6x12,7;
   - "Либерэйтор" GR.III на базе бомбардировщика B-24D с моторами R-1830-S4C4-G, установкой РЛС, часть машин оснащалась импульсными прожекторами, вооружение 2x12,7+9x7,69, 8хНУР;
   - "Либерэйтор" GR.V на базе B-24G, антенна РЛС в обтекателе под носовой частью фюзеляжа, некоторые самолеты имели импульсный прожектор, вооружение 9x12,7;
   - "Либерэйтор" GR.VI на базе B-24H, аналогичный GR.V;
   - "Либерэйтор" GR.VIII на базе B-24G, аналогичен GR.VI с мелкими изменениями по оборудованию.
С июля 1941 г. противолодочные "либерэйторы" разместили на базах в Северной Ирландии для патрулирования Атлантики. Береговое командование первоначально применяло для охоты за субмаринами не переделанные бомбардировщики модификаций II, III и IIIA.
В США завод "Консолидэйтед" в Сан-Диего с августа 1942 г. строил специально для морской авиации самолет PB4Y-1, отличавшийся от B-24 оборудованием. PB4Y-1 изготовлялись на базе модификаций D, J, L и М и имели все внешние черты данных вариантов, выделяясь только вооружением. Поздние модификации комплектовались носовой турелью "Эрко", на самолетах ВВС не встречавшейся.
Моторы R-1830-43, с варианта на базе B-24J - R-1830-65. Вооружение всех PB4Y-1 10-11x12,7, бомбы до 5800-5900 кг (у английских модификаций бомбовая нагрузка та же). Экипаж - 7-9 чел.
Всего выпущено 977 экз. PB4Y-1 без транспортных вариантов RY-1 и RY-2.
С сентября 1942 г. эти самолеты появились в Исландии, откуда начали контролировать судоходный маршрут из портов США в Англию. Позднее были размещены также на Ньюфаундленде и в Великобритании. Это позволило полностью "перекрыть" Северную Атлантику.
Активно участвовали в боевых операциях на Тихоокеанском театре, в том числе как дальние разведчики и тяжелые бомбардировщики, в частности, при работе по целям на о. Новая Британия.
B-24 с РЛС использовали для патрулирования моря и побережья США до августа 1943 г. и ВВС армии. Позднее их передали флоту под той же маркой PB4Y-1.
Производство "либерэйторов" прекратили в июне 1945 г. В США PB4Y-1 сняли с вооружения в 1951 г., в Великобритании GR.VIII - в 1947 г.


PB4Y-1||
Размах:||31,5 м
Длина:||20,18 м
Моторы, количество х мощность:||4x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||27300 кг
Максимальная скорость:||485 км/ч
Практический потолок:||9800 м
Дальность:||4560 км

Показать полностью

Описание:

  • PB4Y-1/Liberator GR
  • Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)
  • Air International 1982-03 / Model enthusiast
    Регистрационный номер: AM926   [3]

    Liberator GR I (AM926) of No 120 Sqdn, RAF Coastal Command based at Aldergrove. N Ireland, late 1942.

  • Мировая Авиация 116
    Регистрационный номер: AM926   [3]

    Liberator GR.Mk I. Двадцать патрульных самолетов Consolidated Model 32 были поставлены RAF в 1941 году. Доработанные до стандарта Liberator GR.Mk I, они были переданы 120-й эскадрилье в Альдергруве. С полностью заправленными баками Mk I имел радиус патрулирования 3700 км. Самолет AM926 "F-Freddie" из 120-й эскадрильи нес под фюзеляжем четыре 20-мм пушки и был оснащен РЛС ASU.Mk II.

  • Air International 1982-03 / Model enthusiast
    Регистрационный номер: FL981

    Liberator GR V (FL981) of No 224 Sqdn, RAF Coastal Command. November 1942.

  • Air International 1982-03 / Model enthusiast
    Регистрационный номер: KG869

    Liberator GR VI (KG869) of No 547 Sqdn, RAF Coastal Command, based at Leuchars, Fife, late in 1944.

  • Мировая Авиация 67
    Регистрационный номер: KL642

    Liberator Mk VI из 355-й эскадрильи, воевавшей в Индии. Ее самолеты наносили бомбовые удары по вражеским аэродромам, нефтепромыслам и кораблям, экипажи часто выполняли полеты протяженностью в 3200 км.

  • Мировая Авиация 93
    Регистрационный номер: EW288

    Британский Liberator GR.Mk VI - это B-24J с такой же стрелковой установкой в носовой части. Самолет характеризовался убирающимся подфюзеляжным обтекателем с РЛС ASV в задней части фюзеляжа.

  • Air International 1982-03 / Model enthusiast
    Регистрационный номер: TS520

    Liberator B VI (TS520) of No 223 Sqdn. No 100 Group, based at Oulton, Norfolk, in August 1944.

  • Air International 1982-03 / Model enthusiast

    PB4Y-1 of US Navy Patrol Bomber Sqdn VPB-110 based in Devon (winter 1944).

  • Моделист-Конструктор Морские самолеты палубного и берегового базирования Второй мировой войны

    "Либерэйтор" GR.V канадских ВВС с антенной РЛС в обтекателе под носовой частью фюзеляжа

  • Мировая Авиация 44
    Регистрационный номер: FL927   [4], BZ880   [4]

    Liberator GR.Mk V. После того, как Командование береговой обороны британских ВВС модернизировало самолеты Liberator Mk III и Mk IIIA, они получили обозначение GR.Mk V, а также улучшенные РЛС и прожекторы для ночной охоты на подводные лодки, некоторые несли под крыльями реактивные снаряды.

  • Air Pictorial 1995-01
    Регистрационный номер: FL927   [4], BZ880   [4]

    With reference to reader Bob Brown’s letter above, perhaps he saw the experimental Liberator GR Mk V FL927/G which was fitted with rocket projectiles on the forward fuselage mounted four per side. Tested in 1943, it was not adopted as standard.

  • Авиация и Космонавтика 2003-11 / В.Котельников - B-24 "Либерейтор" (2)
    Регистрационный номер: FL927   [4], BZ880   [4]

    Установка ракет HVAR на "Либерейторе" III

  • Aeroplane Monthly 1999-10 / R.Nesbit - Hunter's Moon /Anti-submarine warfare/ (2)
    Регистрационный номер: BZ880   [4], FL927   [4]

    ROCKET-CARRYING LIBERATOR. Among the interesting weapons experimentals of the last war was the Liberator GR.5 with rocket sponsons just forward of the bomb-bay. The machine depicted is FL927/G with two separate ASV installations and an under-wing Leigh light. The Liberator's rockets were intended for use against surfaced submarines, the A.A. fire of which at one time prevented aircraft getting near enough for the kill. Parallel experiments were those with various 57-mm. gun installations.
    Liberator V BZ880/G (???), seen here with its Leigh Light conspicuously displayed under its starboard wing, served with 86 and 311 Sqns and then went to 1674 Flight. It overshot and suffered a collapsed undercarriage at Aldergrove on April 22, 1945.

  • Air Pictorial 1957-01 / B.Robertson - U.S. Aircraft in the British Services 1914-1955 (5)

    A Liberator G.R.VI with ASV aerials under the wings and on the fuselage; a chin radome; and eight R.P. on stub wing fairings.

  • Фотографии