Варианты
- Consolidated - B-24 Liberator - 1939 - США
- Consolidated - PB4Y-1/Liberator GR - 1941 - США
- Consolidated - B-41 - 1942 - США
- Consolidated - C-87/C-109 Liberator Express - 1942 - США
- Consolidated - B-24H / B-24J Liberator - 1943 - США
- Consolidated - PB4Y-2 Privateer - 1943 - США
- Consolidated - RY-3 - 1944 - США
C-87/C-109 Liberator Express
Военно-транспортный самолет. Четырехмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением. Шасси убирающееся трехколесное с носовой стойкой. Носовая часть фюзеляжа откидная, для удобства загрузки. Создан на базе тяжелого бомбардировщика B-24 "Либерэйтор". B-24 был спроектирован в КБ "Консолидеитед эйркрафт корпорейшн" под руководством А. Лэддена.
Опытный образец бомбардировщика, XB-24, поднялся в воздух 29 декабря 1939 г. Серийное производство этих самолетов развернули в декабре 1940 г. Опытный образец транспортного варианта, XC-87, переделали из разбитого бомбардировщика B-24D. Эту модификацию строил завод "Консолидеитед" в Форт-Уорте. Пробную переделку танкера XC-109 (из B-24E) осуществили в одном из модификационных центров ВВС. Впоследствии подобные центры вели такую переделку сериями. Всего выпустили 286 C-87 и 281 C-109.
Еще один транспортный вариант этой машины, C-87C (RY-3), строил завод "Консолидеитед" в Сан-Диего. Их собрали 28 экз.
Экипаж - 4 чел., полезная нагрузка до 4000 кг, у танкера C-109 - 9060 л топлива. Двигатели R-1830. Вооружения нет.
Транспортные самолеты на базе B-24 использовались в США с мая 1941 г., в Великобритании - с октября 1942 г.
Выпускались следующие модификации C-87/C-109:
- C-87 на базе B-24D с моторами R-1830-43, для флота строился аналогичный RY-2 с отличиями по оборудованию, в Великобритании C-87 именовался "Либерэйтор" C.VII;
- C-87A, аналогичный C-87, но со спальными местами, выпускался для флота как RY-1;
- C-109, танкер на базе B-24E и B-24D;
- C-87C, транспортный вариант самолета PB4Y-2 "Прайвэтир" на 28 пассажиров с моторами R-1830-94, от C-87 отличался удлиненным фюзеляжем и однокилевым оперением, на флоте именовался RY-3, в Великобритании - "Либерэйтор" C.IX.
С мая 1941 г. в США в эксплуатацию как транспортные поступили бомбардировщики B-24A. Использовались они в основном для перевозки за рубеж различных делегаций (бывали и в Москве). Впоследствии для грузовых перевозок американцы применяли и реквизированные самолеты английского заказа LB-30 и LB-30A. Они летали на линиях, связывавших Америку с Англией, а Также на Тихом океане, совершая рейсы на Гавайи и в Австралию. С 1943 г. их заменили C-87 и C-87A. C-109 перевозили горючее из Индии на базы ВВС армии США в Китае в 1944 г.
Англичане использовали как транспортные с октября 1942 г. бомбардировщики "Либерэйтор" I и II, а затем также самолеты модификаций III и VI. В частности, в октябре 1942 г. - январе 1943 г. "либерэйторы" обслуживали трассу из Шотландии в Москву (аэродром Кратово). Один "Либерэйтор" был переделан в личный самолет премьер-министра У. Черчилля, называвшийся "Коммандо". Он имел салонный интерьер и однокилевое оперение (переделка велась в мастерских авиакомпании BOAC). Самолеты типа C.VII поступили в Великобританию в 1944 г. и с июля летали между метрополией и Дальним Востоком. "Либерэйторы" С.IX в основном эксплуатировались на трансатлантическом маршруте.
C-87C (RY-3) сняли с производства в октябре 1945 г. Последние машины американская морская авиация списала в 1950 г. ВВС Индии эксплуатировали грузовые "либерэйторы" до начала 1970-х гг.
C-87||
Размах:||33,54 м
Длина:||20,22 м
Моторы, количество х мощность:||4x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||25455 кг
Максимальная скорость:||493 км/ч
Практический потолок:||9450 м
Дальность:||4670 км
Описание:
- C-87/C-109 Liberator Express
- Consolidated Model 32 (B-24 Liberator)
Фотографии
-
Мировая Авиация 44
Самолет, названный Diamond Lil, сфотографирован в 1980 году на шоу Конфедеративных воздушных сил, состоящих из старых летательных аппаратов. На 2009 год самолет все еще оставался в летном состоянии в составе этих сил, переименованных уже в Мемориальные воздушные силы. Непривычные иллюминаторы в носовой и хвостовой частях фюзеляжа остались от того времени, когда самолет служил под обозначением C-87 Liberator Express. Несколько B-24 до сих пор остаются в летной готовности, а многие сохранились в музеях и частных коллекциях по всему миру.
-
Авиация и Космонавтика 2003-12 / В.Котельников - B-24 "Либерейтор" (3)
Первый опытный C-87 "Экспресс"
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Consolidated Vultee C-87 Liberator Transport (four Pratt & Whitney R-1830-43 engines)..
-
Мировая Авиация 44
C-87. Самолет для дальних перевозок, разработанный в спешном порядке в связи с необходимостью эвакуации из Голландской Ост-Индии. Запущен в производство в апреле 1942 года под названием Liberator Express.
-
Aeroplane Monthly 1974-10 / Skywriters
Регистрационный номер: EW615 [2] Mr A. E. Smith’s letter refers to some of the Liberators which lay derelict at No 322 MU, Chakeri, India, in 1946, where EW615 is seen here.
-
Aeroplane Monthly 1977-08 / J.Williams - Hush-hush at Heston
Регистрационный номер: EW615 [2] Consolidated Liberator VII (C-87) EW615 was converted for long-range VIP passenger flights and differed from bomber versions in having a faired nose and tail and windows each side of the fuselage.
-
Aviation Historian 6 / H.Carter - Fit for the King
Регистрационный номер: G-AHYF, AL592 Liberator II G-AHYF (formerly AL592) taxies out for another transatlantic flight for BOAC after receiving its civil registration in 1946, and is seen here in the corporation’s restrained post-war polished bare-metal scheme.
-
Aviation Historian 6 / H.Carter - Fit for the King
Регистрационный номер: G-AHYB [3], AM920 [5], F-BEFR [5], F-OASS [5], F-VNNP [5] At the end of December 1945 AM920 was listed as being part of the BOAC fleet and based in Montreal. On August 19, 1946, the Liberator was given its new civil identity, G-AHYB, after which it continued to serve the route between Montreal and Prestwick until the spring of 1950, when it was offered for sale to a new owner in France.
-
Aviation Historian 6 / H.Carter - Fit for the King
Регистрационный номер: G-AHYB [3], AM920 [5], F-BEFR [5], F-OASS [5], F-VNNP [5] Originally given the American military serial 40-2359 (c/n 11), Liberator AM920 was one of 20 bought for the RAF from the US Army Air Corps and delivered during April-August 1941. After a distinguished wartime career with BOAC as AM920, the inelegant but hardworking transport was given the civil registration G-AHYB in 1946.
-
Aviation Historian 28 / B.Livingstone - The Longest Hop (2)
Регистрационный номер: G-AGKT [2], AL619 [2] Consolidated Liberator 32-3 G-AGKT (former RAF serial AL619) at Guildford, Western Australia, shortly after its delivery in early June 1944. The Liberator represented a significant leap forward from the Catalina, then plying the Indian Ocean route, in terms of capacity, speed and range. Nevertheless, the QEA Liberators were configured to be purely functional, not luxurious.
-
Aviation Historian 28 / B.Livingstone - The Longest Hop (2)
Регистрационный номер: G-AGKT [2], AL619 [2] With his distinctive beard and commanding bearing, Capt O.P. Jones (reportedly the first pilot to have covered a million miles by air) poses with Bill Crowther, head of Qantas’s Western Operations Division (fifth from right) and Capt L.R. Ambrose (third from right) among others, beside G-AGKT at Perth.
-
Aviation Historian 28 / B.Livingstone - The Longest Hop (2)
Регистрационный номер: G-AGKU [2], AL547 [2] The hangar and ramp at Guildford in April 1945, including, from left to right: Lancastrian G-AGLS (callsign OKZS), freshly arrived from the UK; Lancaster Mk III A66-1 (built in Manchester for the RAF as ED930), which was used for training Qantas Lancastrian crews with No 7 OTU, and Liberator G-AGKU.
Другие самолёты на фотографии: Avro Lancaster / Type 683 - Великобритания - 1941Avro Lancastrian / Type 691 - Великобритания - 1945
-
Aviation Historian 28 / B.Livingstone - The Longest Hop (2)
Регистрационный номер: VH-EAJ, G-AGTI Liberator G-AGTJ, which flew the type’s final Sydney-Singapore service in late August 1946, was acquired by QEA after having been put up for sale via the Commonwealth Disposals Commission, Qantas re-registering the Liberator with Australian civil registration VH-EAJ after its purchase in April 1947. It served for another three years, along with its fellow former Indian Ocean service Liberator G-AGTI (which became VH-EAI), but both had been broken up by the end of 1950.
-
Aviation Historian 6 / H.Carter - Fit for the King
Регистрационный номер: F-VNNP [5], AM920 [5], F-BEFR [5], F-OASS [5], G-AHYB [3] The last word in Vietnamese luxury - this superb photograph of Consolidated Liberator F-VNNP, complete with whitewalled tyres, shows the much-travelled workhorse in its final colour scheme, while serving as a VIP transport for Bao Dai, the Vietnamese head of state during 1949-55. Following its long career with BOAC as AM920 and G-AHYB, it was one of five sold to French company STA Alpes Provence in April 195, initially being registered as F-BEFR. It was overhauled, appointed to a luxury configuration and put on the French colonial register as F-VNNP. Little is known about its ultimate fate.
-
Aviation Historian 8
Регистрационный номер: F-OASS [5], AM920 [5], F-BEFR [5], F-VNNP [5] Former Vietnamese “royal barge” Liberator F-VNNP in later guise as F-OASS, probably at Le Bourget
-
Air Pictorial 1956-04 / Photo-review
Регистрационный номер: F-OASS [5], AM920 [5], F-BEFR [5], F-VNNP [5] Seen at Le Bourget, F-OASS, a Consolidated-Vultee Liberator C.Mk. VII (c/n. 11; ex AM920; G-AHYB), is normally based at Rabat by the owners, A.C.A.N.A.
-
Моделист-Конструктор Военно-транспортные самолеты Второй мировой войны
C-87A - личный самолет президента Рузвельта (опытный образец C-87) на испытаниях
-
Авиация и Космонавтика 2013-08 / С.Ковалев - Русская миссия Рикенбекера
Транспортный самолет C-87 «Либерейтор Экспресс»
-
Авиация и Космонавтика 2013-08 / С.Ковалев - Русская миссия Рикенбекера
Рикенбекер и пилот У. Ричмонд у своего самолета
-
Aeroplane Monthly 1989-01 / E.Shackleton - Harlingen highlights
The B-24 takes off over Zero and Kate replicas.
Другие самолёты на фотографии: Mitsubishi A6M Reisen - Япония - 1939Nakajima B5N Kate - Япония - 1937North American T-6 Texan / AT-6 Harvard - США - 1935
-
Моделист-Конструктор Военно-транспортные самолеты Второй мировой войны
Регистрационный номер: AL504 [2] "Коммандо" - персональный самолет У. Черчилля
-
Air Enthusiast 1972-02 / H.Taylor - Flying the Consolidated Liberator /Viewed from the Cockpit/
Регистрационный номер: AL504 [2] Liberator II AL504 in its final form as Commando, the Prime Minister's personal transport.
-
Мировая Авиация 69
Танкер C-109 на одном из аэродромов Англии, декабрь 1944 г. Эти машины доставляли горючее на передовые аэродромы во Франции.
"Ford" модернизировала более 200 B-24J и B-24L в транспортный вариант C-109, использовавшийся для перевозок из Индии в Китай топлива для B-29, бомбивших Японию. Емкость топливных баков C-109 вдвое превышала емкость баков стандартного B-24. -
Авиация и Космонавтика 2003-12 / В.Котельников - B-24 "Либерейтор" (3)
C-109 из 2-й транспортной эскадрильи сливает горючее в бензовозы на одном из аэродромов Китая, 1945 г.
-
Aviation Historian 28 / B.Livingstone - The Longest Hop (2)
Регистрационный номер: G-AGKU [2], AL547 [2] Liberator G-AGKU (former RAF serial AL547) at Guildford following its nosewheel collapse, largely a result of a distorted fuselage after a similar incident while serving in North Africa with RAF transport unit No 511 Sqn. Qantas swiftly repaired ’GKU and returned it to service.
-
Aviation Historian 28 / B.Livingstone - The Longest Hop (2)
An official Qantas certificate from January 1946, documenting that the passenger "has flown the Indian Ocean by the ‘Kangaroo’air service, thus entitling him to membership of the rare and elevated Order of the Longest Hop". The certificate, illustrated with a Liberator, reveals that, in this case, the flight took 17hr 45min.
-
Моделист-Конструктор Военно-транспортные самолеты Второй мировой войны
Consolidated C-87 Liberator Express
-
Jane's All the World Aircraft 1946 / 03 - All the world's aeroplanes
The Consolidated Vultee C-87 Liberator Transport.
- Фотографии