Мировая Авиация 208
-
Компания "Boeing" эксплуатировала этот Sabre Mk 5/6 в качестве самолета сопровождения на испытаниях целых 17 лет (начиная с 1974 года). После отставки самолет был передан авиамузею в Сиэтле.
Большая часть из 60 самолетов Sabre Mk 2 из ВВС США ушли в Корею для восполнения понесенных потерь. Sabre несли серьезные потери от МиГов.
Первым бомбы на противника в операции "Буря в пустыне" сбросили пилоты F-117A, совершавших вылеты с авиабазы Хамис-Мушаит (Саудовская Аравия). Беспрепятственно проникнув вглубь Ирака, они поразили ключевые объекты противника.
F-117A из состава 37-го тактического истребительного авиакрыла были очень дорогими, но зато и высокоэффективными самолетами ВВС США. Местом базирования этих самолетов была выбрана авиабаза Хамис-Мушайт - новая авиабаза в горной местности в юго-западной части Саудовской Аравии. Причем за свою схожесть с авиабазой Тонопа, где дислоцировалось 37-е авиакрыло, она получила кодовое обозначение "Тонопа Восточная" ("Tonopah East").
"Black Jet" над Багдадом. Полковник Барри Хорн, пилот "самолета-невидимки", буквально боготворит свой самолет. "Мы совершили перелет на 45 самолетах из 37-го тактического истребительного авиакрыла с авиабазы Тонопа через Лэнгли в Вирджинии на авиабазу Хамис-Мушаит в Саудовской Аравии. Нашей главной задачей было уничтожение важных, сильно защищенных целей, для чего необходимо было применять авиабомбы с лазерным наведением. Согласно плану, мы должны были вылетать во второй половине дня с тем расчетом, чтобы работать у цели в ночное время. Некоторые цели находились недалеко друг от друга, а другие - на значительном удалении. F-117A требовали намного меньшего обеспечения, чем другие самолеты. Иногда нас прикрывали EF-111A Raven и F-4G Phantom Wild Weasel, но ввиду того, что "Black Jet" мог работать в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, мы не особо зависели от этих самолетов".
19 ноября 1952 года лейтенант Дж.Д. Миддлтон, пилотировавший этот F9F-2 Panther из 781-й истребительной эскадрильи с авианосца "Орискани", вместе со своим ведомым лейтенантом Э. Р. Уильямсом сбили недалеко от авианосца пару МиГов, а еще один МиГ был поврежден лейтенантом Д. М. Роуландсом. Долгое время данный факт был строго засекречен ВМС США, поскольку мог иметь тяжелые международные последствия - данные МиГ-15 были советскими и дислоцировались в районе Владивостока. Пилоты советских машин погибли. Всего F9F-2 одержали в Корее 8 побед.
F9F-2B Panther из 311-й истребительной эскадрильи авиации КМП США (на фотографии) в декабре 1950 года первыми прибыли в Корею на авиабазу Йонпо. К марту 1951 года она перебазировалась в Поханг. Там же с февраля 1951 года дислоцировалась 115-я истребительная эскадрилья КМП.
F9F-5 был самым многочисленным вариантом Panther - построено 595 самолетов. На фотографии - самолет из первой серийной партии, оснащенный экспериментальной топливозаправочной штангой и в 1952 году проходивший испытания с самолетом-заправщиком XAJ-1.
An F9F-5 (BuAer No 125240) testing an experimental in-flight refuelling probe which was later to be adopted by the swept-wing Cougar derivative
Построенный как NA-66, этот AJ955 поступил на вооружение канадских ВВС как Harvard Mk II. В 1943 году самолет принадлежал 2-й школе радистов и носил опознавательные знаки как на снимке.
Южная Африка эксплуатировала самолеты Harvard в 1940-1995 годах. Данный Harvard II принадлежал учебной школе, на снимке он несет блок НАР.
В авиации ВМС США самолет AT-6 получил обозначение SNJ-2. Изображенный самолет впоследствии был потерян - врезался в гору Санта-Роза в Калифорнии.
Этот AT-6A сфотографирован во время службы в школе подготовки стрелков, Харлинген, 1942 год.
После войны на многих AT-6/T-6 в хвостовой части фюзеляжа установили антенны радиопеленгатора, как на этом итальянском самолете.
North American BT-9
Франция активно использовала свои Fennec во время колониальных войн в роли противопартизанских самолетов. Изображенный самолет вооружен пулеметом и блоками НАР.
Из-за проблем с плохой приемистостью двигателя, что было совершенно недопустимо на морских учебных машинах, на T-28B установили новый, более мощный двигатель. Данный самолет принадлежал 2-й учебной эскадрилье ВМС США, приписанной к авиабазе Уайтинг-Филд.
После снятия с вооружения ВС США самолеты T-28 активно продавались на гражданском рынке. Эти три самолета попали в пилотажную группу "Trojan Phlyers" и сфотографированы в 2007 году во время выставки "Holloman Air & Space Expo".
Самые результативные пилоты Tempest из 486-й эскадрильи - слева направо - Стаффорд, Тайлор-Кэннон, Иглсон и Эванс, имевшие на всех 21 сбитую ракету "Фау-1", 10 сбитых самолетов и пять крестов "За летные заслуги".
Tempest Mk II, только что покинувший завод "Hawker" в Лэнгли и оснащенный бомбодержателями, в сентябре 1945 года был передан в Боскомб-Даун (центр A&AEE) для испытаний на боевое применение 454-кг авиабомб.
Пара Tempest Mk V, имеющие "полосы вторжения" (для участников высадки в Нормандии), уходят на боевое задание в Северную Францию. Самолет на малых и средних высотах превосходил Bf 109G и Fw 190A.
Самолеты 486-й эскадрильи новозеландских ВВС, которая вместе с 3-й эскадрильей дислоцировалась в Ньючерч и сдерживала натиск ракет "Фау-1".
MW742 входил в первую серийную партию Tempest Mk II и в конце войны ожидал отправки на Дальний Восток.
501-я эскадрилья получила Tempest Mk V в августе 1944 года, тогда же на ее базе сформировали группу FIU - единственное подразделение с Tempest, предназначенное для перехвата ракет "Фау-1" ночью.
Three Tempest V Srs 2s (seen in service with No 501 Sqdn). The Tempest was essentially an aerodynamically-refined development of Typhoon.
Tempest Mk I имел "чистые" аэродинамические формы и превосходил Mk V, но недоверие заказчика к крыльевым радиаторам поставило крест на будущем данного варианта.
The prototype Tempest I, HM599, as flown in February 1943 with the early framed canopy
HM595 - прототип Mk V, созданный на базе серийного Typhoon. Здесь он изображен в более позднем варианте - с каплевидным фонарем и новым хвостовым оперением.
"Специальный летный отряд "Россия", подчиненный Управлению делами Президента РФ, эксплуатирует сегодня не менее четырех Ил-62М. Еще несколько машин, вероятно, находятся на хранении.
После объединения Германии в состав Люфтваффе вошли несколько Ил-62М бывшей компании "Interflug", эксплуатировавшиеся до этого ВВС ГДР в качестве транспортно-пассажирских. Позже их заменили на три Airbus A310, также принадлежавшие "Interflug".
Северокорейская авиакомпания "Air Koryo" ("Chosonminhang") до недавнего времени эксплуатировала несколько Ил-62М.
Авиакомпания "United Arab Airlines" была образована в 1961 году путем слияния авиакомпаний Сирии и Египта, сформировавших в 1958 году единое государство - Объединенную Арабскую Республику. Для замены лайнеров Comet компании "Egyptair" в лизинг были взяты Ил-62, позже их сменили Boeing 707.
В результате распада СССР лайнеры Ил-62 оказались в парке сразу нескольких новых авиакомпаний - бывших республиканских управлений "Аэрофлота". Одна из них - казахстанская "Aral Airlines", просуществовавшая всего один год (1995 год).
Ил-62 поставлялся и в Китай - пять авиалайнеров были приобретены Управлением гражданской авиации (CAAC). Позже им на смену пришли лайнеры Boeing 707.
Чехословацкая CSA, сегодня принадлежащая Чехии, присвоила своим Ил-62 обозначение "OK Jet". Впоследствии на международных маршрутах их сменили A310.
В сентябре 1977 года Ил-62М компании "Аэрофлот" установил мировой рекорд, преодолев дистанцию 5019 км на высоте 9000 м со средней скоростью 979 км/ч. Причем экипаж лайнера был полностью женским.
F9F-8B Cougar из 81-й истребительной эскадрильи "Crusaders" с авианосца "Интрепид" над Атлантикой (август 1958 года). F9F-8B был оснащен радиосвязной системой Bullpup и мог решать задачи непосредственной авиаподдержки.
Двухместный учебный F9F-8T Cougar отличался удлиненной носовой частью фюзеляжа - в 1962 году он был переобозначен как TF-9J. Прототип YF9F-8T (на фотографии) был облетан 29 февраля 1956 года.
Самолеты Alpha были рассчитаны на трех пассажиров и 211 кг почты и груза.
Нортроп изначально планировал сделать самолет Avion 1 полноценным "летающим крылом", но затем решил установить на нем хвостовое оперение. На фотографии - первый проект, на котором применили толкающий воздушный винт.
Нортроп перепроектировал силовую установку Avion 1, поставив тянущий воздушный винт. В сентябре 1930 года испытания самолета были прекращены.
N-1M стал продолжением работ, начатых по Avion 1, и был уже полноценным самолетом, созданным по схеме "летающее крыло". Вначале он оснащался двумя моторами Lycoming O-145 мощностью по 65 л. с., а затем - двигателями Franklin мощностью по 120 л. с. (на фотографии).
The Northrop N1M in its later form, with no anhedral on the wing tips.
N-9M был схож с N-1M. Единственный оставшийся N-9M был сохранен и сегодня летает в ретроавиагруппе "Planes of Fame".
Второй XP-56 летал в традиционной окраске ВВС Армии США и после инцидента с первым прототипом получил большее по площади хвостовое оперение.
5 июля 1944г.: первый полет планера Northrop MX-324 в варианте пилотируемого "летающего крыла" с ракетным двигателем.
Northrop XP-79 - один из самых необычных истребителей в истории. Предполагалось, что он сможет за один вылет "отрубать хвосты" не менее чем 10 самолетам противника. Изображен один из трех планеров MX-324.
Первый экземпляр XB-35 во время испытательных полетов. Несмотря на поршневые двигатели, инженеры "Northrop" обеспечили максимально эффективное с точки зрения аэродинамики расположение силовой установки XB-35. Этот 42-13603 был разобран в 1950 году.
XB-35 on its maiden flight. Eight-bladed props show up well, as do the naim scanner blister atop the central portion of the wing and smaller port gun blister outboard of the engines.
X-4 проходил программу испытаний в течение пяти лет. Наиболее ценными оказались данные по характеристикам самолетов, построенных по схеме "бесхвостка". Изображенный самолет, 46677, был вторым прототипом и сегодня находится в Музее ВВС США.
CF-101B Voodoo дал канадским летчикам то, что не мог обеспечить их CF-100 Canuck, а именно скорость и мощное вооружение. Отныне пилоты одноместных Sabre перестали быть единственной элитой канадских ВВС. Voodoo превосходил как Sabre, так и любой другой истребитель своего времени.
Данный самолет окрашен в серый цвет самолетов системы ПВО и несет новые национальные опознавательные знаки.
Voodoo из второй партии, переданной Канаде, получили новые национальные опознавательные знаки, включая новый вариант флага и слово "Canada" на фюзеляже.
После закрытия программы CF-105 Arrow канадские военные заинтересовались F-101B Voodoo, который и стал их новым перехватчиком.
УР Genie была уникальным авиационным средством поражения, предназначавшимся в первую очередь для поражения групповых воздушных целей. Ядерные БЧ для этих ракет находились на хранении в США.
Данный CF-101B из 425-й эскадрильи на время учения "Maple Flag", проводившегося в Колд-Лейк, получил временный камуфляж, который затем легко смыли. Перед фонарем кабины виден тепловизор инфракрасной поисково-следящей системы - признак принадлежности ко второй партии Voodoo.
Этот 23331 - один из 370 самолетов Sabre Mk 5, поставленных канадским ВВС начиная с февраля 1954 года. Позже данный самолет эксплуатировался Армией США как мишень.
ВВС ЮАР летали в Корее на F-86, взятых в аренду у ВВС США, нов 1954 году ЮАР приобрела свои Sabre Mk 6. Они прослужили до 1980 года.
Пилотажная группа "Golden Hawks" канадских ВВС летала на Sabre Mk 5 в 1959-1963 годах, так же как и три другие канадские пилотажные группы - "Prairie Pacific Team", "Sky Lancers" и "Fireballs".
Основные эксплуатанты Canadair Sabre в НАТО - британские ВВС и Люфтваффе (на фото, в цветах 71-й истребительной эскадрильи "Richthofen").
Основные эксплуатанты Canadair Sabre в НАТО - британские ВВС (на фото) и Люфтваффе.
Этот SE-ADI - первый самолет Delta 1C, приступивший к полетам в шведской авиакомпании "AB Aerotransport". Он получил собственное имя "Holland". Гонки 1934 года на Кубок Мак-Робертсона для него оказались неудачными.
Bandeirante мог стать идеальным самолетом для небольших авиакомпаний на местных авиалиниях в США, но против его закупки выступали американские самолетостроительные компании. Компания "Air Spirit" эксплуатировала шесть EMB-110P1A для полетов в районе Далласа и Форт-Уорта. Данная машина имела большую заднюю грузовую дверь и переднюю дверь с трапом для пассажиров.
Данный EMB-110P1A принадлежит нигерийской авиакомпании "Skypower Express", на 2012 год в эксплуатации находилось две машины. Самолет несет бразильскую регистрацию, но после поставки в Лагос он получил местный номер 5N-AXM. Самолеты Bandeirante поставлялись разным мелким авиакомпаниям по всему миру и ценились за простоту и неприхотливость в эксплуатации.
В авиакомпаниях Bandeirante имел обычно такую типовую компоновку салона: три кресла в ряд, одно - по левому борту и два кресла - по правому борту, между ними - узкий проход. Корпоративный вариант - две группы кресел в "клубном" варианте (лицом друг к другу), что обеспечивало большую свободу и комфорт пассажирам.
Уругвай приобрел шесть EMB-110 в 1975-1978 годах и использовал их в качестве транспортных, один из них привлекался к проведению картографирования и некоторых других работ. Сегодня в строю остались только три самолета, они эксплуатируются транспортной авиацией ВВС Уругвая для местных перевозок и несут гражданские или военные опознавательные знаки.
ВМС Чили получили шесть EMB-111AN и три EMB-110CN в 1976-1977 годах. Пять оставшихся в строю машин используются в качестве морских патрульных и транспортных.
Бразилия получила 11 вариантов Bandeirante, большей частью - пять вариантов и 124 самолета - транспортные и многоцелевые. Также на вооружение приняты морской патрульный P-95 (на фото), самолет для наблюдения и картографирования местности R-95, экспериментальный XC-95B и самолет для калибровки навигационного оборудования EC-95.
Бразилия получила 11 вариантов Bandeirante, большей частью - пять вариантов и 124 самолета - транспортные и многоцелевые. Также на вооружение приняты морской патрульный P-95, самолет для наблюдения и картографирования местности R-95 (на фото), экспериментальный XC-95B и самолет для калибровки навигационного оборудования EC-95.
Колумбия приобрела два EMB-110P в 1992 году, они используются в качестве транспортных и связных.
EMBRAER EMB-110 Bandeirante стал одним из самых успешных легких турбовинтовых самолетов. Компания "Brit-Air" из Северо-Западной Франции приобрела три самолета EMB-110P1A, отличавшихся удлиненным фюзеляжем и передней пассажирской входной дверью, но в 1993 году заменила их на Saab 340.
Морской патрульный вариант EMB-111, названный P-95, был принят на вооружение в 1978 году и имел существенные отличия - более мощные двигатели PT6A-34 и концевые топливные баки, что позволило увеличить емкость топливной системы до 2545 л и обеспечить продолжительность полета до 8 часов. Бразилия - самый крупный эксплуатант EMB-111: 12 самолетов P-95A и десять P-95B.
Бразильские военные активно использовали разные варианты Bandeirante. На фотографии - специализированный поисково-спасательный вариант SC-95B.
YC-95 - прототип Bandeirante. В последующем самолет приобрел модифицированные иллюминаторы и остекление кабины, а также удлиненный фюзеляж.
P-95A Bandeirulha. 1-я эскадрилья "Orungan" 7-й авиагруппы получила на вооружение морской патрульный вариант самолета Bandeirante в 1977 году. Самолеты эскадрильи дислоцировались в Сальвадоре и патрулировали северо-восточное побережье Бразилии и территориальные воды. В перспективе планируется перевооружить эскадрилью на P-3AM Orion. Бразильские самолеты Bandeirulha (сокращение от "BandeirantePatrulha") принимали участие и в вооруженном конфликте - в мае-июне 1982 года, два самолета были арендованы Аргентиной, вступившей тогда в вооруженное противостояние с Великобританией за обладание Фолклендскими островами. Впрочем, непосредственного участия в боевых действиях данные самолеты не принимали и вскоре были возвращены Бразилии, где решали задачи более мирного характера.
EMB-111 Bandeirante Patrulha
Этот F-82G "Dottie Мае" воевал в Корее в составе 4-й истребительной (всепогодной) эскадрильи, выполняя также и задачи штурмовки наземных целей.
North American P-82 Twin Mustang
Третий X-15 (№66672) получил обозначение X-15A-3 и использовался для установления "секретного", неофициального мирового рекорда высоты. 15 ноября 1967 года он разбился.
Изображенный третий X-15 был облетан Нилом Армстронгом 20 декабря 1961 года. Этот ГЗЛА совершил 65 полетов и достиг максимальной скорости М=5,65.
Один из ранних B-26, окрашенный по схеме Olive Drab / Neutral Gray (оливково-зеленый/нейтрально-серый), принятой в ВВС Армии США в 1942 году.
Код "PN" позволяет отнести этот B-26B к 449-й бомбардировочной эскадрилье 322-й группы, которая стала первой группой B-26, переброшенной на Европейский ТВД.
A Martin B-26B-25-MA Marauder (foreground) with a B-26C-5-MO behind, both aircraft being from the 322nd Bombardment Group flying in Europe in 1943.
Первый Marauder (40-1361) строился по стандарту серийного самолета, но фактически стал прототипом. Фотография сделана вскоре после первого полета 25 ноября 1940 года.
B-26B-50-MA из 558-й бомбардировочной эскадрильи 387-й группы. 387-я группа выполнила 29 заданий в составе 8-й ВА, а в августе 1944 года была передана в 9-ю ВА и переброшена из Великобритании во Францию.
Этот B-26B Shootin, 42-95857, из 556-й бомбардировочной эскадрильи 387-й группы сбрасывает бомбы на цели в оккупированной Европе. 9-я ВА активно использовала Marauder, поддерживая продвижение союзных войск после высадки в Нормандии.
Большая часть Marauder была построена на заводе в Балтиморе, но 1210 самолетов B-26C выпущены на заводе компании в Омахе, штат Небраска. Данные невооруженные самолеты - вероятно, учебные.
Серийный вариант A-17 имел модифицированные обтекатели шасси.
H8K2 из 801-й авиагруппы. Йокогамский авиакорпус или авиагруппа (Yokohama Kokutai) - подразделение, вооруженное самолетами H8K и в годы войны на Тихом океане дислоцировавшееся в районах Бенгальского залива, Алеутских и Соломоновых островов. В ноябре 1942 года оно было преобразовано в 801-й кокутай - до конца войны единственное подразделение с летающими лодками.
Транспортная летающая лодка H8K2-L могла брать на борт 64 пассажира и имела экипаж из девяти человек: командир корабля, пилот, второй пилот, штурман/носовой стрелок, два радиста, два бортинженера и хвостовой стрелок.
Летающая лодка H8K (один из крупнейших самолетов Второй мировой войны) имела размеры, сравнимые с британской Short Sunderland, хотя при создании H8K ставилась задача превзойти ее. Иллюминаторы в корпусе лодки и установленный под углом носовой блистер говорят о том, что на фотографии прототип транспортной модификации H8K1-L.
На фотографии прототипа H8K хорошо заметна короткая носовая часть машины. Первые пробеги по воде и подлеты выявили ряд проблем, заставив разработчика внести ряд изменений в конструкцию.
Опытный образец Н8К, летающая лодка "13-Ши", во время первого этапа летных испытаний недалеко от Кобе, начало 1941 г.
"Emily" имела мощное пушечно-пулеметное вооружение и была сложной целью для летчиков союзников. На фотографии ВМС США запечатлены последние минуты существования H8K2 из 951-го (901-го ???) кокутай (авиагруппы), сбитой 2 июля 1944 года.
The Kawanishi "Emily" 22 Flying-boat (four Mitsubishi Kasei 22 engines).
Эта лодка H8K2, №426, была захвачена ВМС США и проходила после войны испытания. Это единственная сохранившаяся летающая лодка - в 1979 году ее вернули Японии, сейчас она выставлена в музее.
YA-13 вначале проходил испытания с гражданской регистрацией X12291. Как видно, бомбы подвешиваются на держателях между обтекателями шасси.
В целях улучшения характеристик YA-13 на него установили двигатель Pratt & Whitney R-1830-7 мощностью 950 л. с. и трехлопастный воздушный винт. Новый вариант получил обозначение XA-16 - самолет сфотографирован во время летных испытаний в авиакорпусе Армии США в 1935 году.
F-86K для НАТО постройки "Fiat". F-86K - "упрощенный" вариант F-86D, имевший преимущественное пушечное, а не ракетное вооружение, и с более простой системой управления вооружением. F-86K предназначался для выпуска на заводе "Fiat" в Казелле - сборка осуществлялась из комплектов, поставляемых "North American Aviation". 221 самолет из 341, полученного ВВС стран НАТО, был построен итальянской "Fiat". Первые поставки осуществлены ВВС Италии (на фотографии) в 1955 году (последний списан в 1973 году), остальные переданы Франции, Нидерландам, Норвегии и ФРГ. Венесуэла получила 51 самолет от Люфтваффе в 1966 году, часть из них позже попала в ВВС Гондураса.
F-86F постройки "Mitsubishi". Японские ВВС - третий крупнейший эксплуатант Sabre. Получено 608 самолетов F-86D/F. Три сотни из них - вариант F-86F-40, построенный по лицензии компанией "Mitsubishi" в Нагое. Самолеты поставлены в 1956-1961 годах и эксплуатировались до 1980-х годов, в последнее время как учебные. Компания "Mitsubishi" в 1961-1962 годах переоборудовала 18 самолетов в вариант RF-86F (на фотографии), они принадлежали 510-й эскадрилье и в 1979 году были заменены на RF-4E Phantom.
Sabre производства "Commonwealth Aircraft Corporation". Завод компании "Commonwealth Aircraft Corporation" в Фишерменс-Бенд, Мельбурн, выпустил 112 самолетов Sabre с двигателями Rolls-Royce Avon, строившихся в 4 вариантах. В 1953-1961 годах самолеты поступили в пять эскадрилий австралийских ВВС (на фото; 3-я, 75-я, 76-я, 77-я и 69-я эскадрильи) и 2-ю группу переучивания летного состава. Последний самолет списан в 1971 году.
Десять Sabre Mk 32 были переданы малайзийским ВВС в 1969 году (на фото) и еще шесть в 1971 году - наряду с двумя нелетными экземплярами для использования в качестве учебных пособий. Все самолеты эксплуатировались в 11-й эскадрилье до 1975-1976 годов, когда им на смену пришли Northrop F-5A, a Sabre были переданы новой 12-й эскадрилье, летавшей на них несколько месяцев, - затем их списали.
Пять были проданы Индонезии, которая свои первые 18 Sabre Mk 32 (на фото) получила в дар от Австралии в апреле 1972 года. Они прибыли в страну в 1973 году и эксплуатировались в 14-й эскадрилье до 1980-х годов (заменены на A-4 Skyhawk).
North American NA-68 изначально строился как экспортный истребитель для Таиланда, но в итоге попал в ВВС Армии США под обозначением P-64 и стал учебно-тренировочным самолетом.
Один из самолетов NA-50, поставленных в Перу и названных "Torito", что можно перевести как "бычок". Любители исторических самолетов переоборудовали три AT-6 Texan в реплики NA-50/64.