
Описание
Страна : Россия
Год : 1963
Дальнемагистральный пассажирский самолет с экипажем из 5 человек
Ил-62
Ил-62 стал первым советским дальнемагистральным пассажирским самолетом, а также первым реактивным гражданским самолетом, созданным и запущенным в серийное производство в ОКБ С. В. Ильюшина. Работы по нему осуществлялись согласно выданным в 1960 году "Аэрофлотом" соответствующим летно-техническим требованиям на машину такого класса.
Ил-62 - цельнометаллический моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением, а также с четырьмя двигателями, закрепленными на пилонах в кормовой части фюзеляжа. Шасси - трехопорное, с двухколесной носовой стойкой и четырехколесными тележками на основных стойках, и с дополнительной хвостовой опорой. Фюзеляж - типа монокок, эллиптического сечения, с пассажирским салоном на 138,168 или 186 и кабиной для пяти членов экипажа. Под полом - четыре багажных отделения. Крыло - трехлонжеронное, моноблочной конструкции, укреплено панелями из прессованных заготовок. Противообледенительная система во время полета защищала от обледенения носки крыла и оперения, воздухозаборники, коки двигателей, передние стекла кабины экипажа и форточки (противообледенительные устройства крыла, оперения, воздухозаборников и коков двигателей - воздушно-тепловые, тогда как передние стекла кабины экипажа и форточки защищены от обледенения электрообогревом).
Первый прототип поднялся в воздух 3 января 1963 года, он был оснащен двигателями АЛ-7 конструкции А. Люльки тягой 73,55 кН, а со второго самолета, который был облетан в апреле 1964 года, стали ставить уже доработанные двигатели НК-8 конструкции Н. Кузнецова тягой 102,97 кН (затем стали устанавливать более мощные НК-8-4). Государственные испытания были завершены в первой половине 1967 года, вскоре "Аэрофлот" заказал партию самолетов в компоновке с салоном на 163 места или 186 мест - в более плотной компоновке. В сентябре 1967 года самолет вышел на линии "Аэрофлота".
В 1970 году появился модернизированный авиалайнер, вначале получивший обозначение Ил-62-200 (затем Ил-62М) с более мощными двигателями Д-30КУ конструкции П. Соловьева, с малым удельным расходом топлива и новым реверсивным устройством, с увеличенным на 5000 л запасом топлива, без гребней на крыле, новой авионикой, контейнерной системой погрузки багажа и прочими усовершенствованиями. Самолет поступил в эксплуатацию в 1974 году, а в 1 978 году появился Ил-62МК - усовершенствованный варианте возросшей до 25 000 кг максимальной полезной нагрузкой при максимальной взлетной массе 167 000 кг, а также имевший более широкие колесные тележки основных стоек шасси с пневматиками более низкого давления, автоматическим выпуском интерцепторов при посадке и салоном, увеличенным до 195 мест.
Поставка всех заказанных 245 лайнеров была завершена к 1990 году, а до 1995 года выпустили еще 25 машин. Кроме "Аэрофлота" данные самолеты поступили в эксплуатацию в различные советские государственные ведомства, а также зарубежные авиакомпании, такие как CSA (Чехословакия), LOT (Польша), "Interflug" (ГДР), "Tarom" (Румыния), "Cubana" (Куба) и CAAC (КНР). На 2011 год в эксплуатации находились 38 самолетов, в том числе один "чистый" Ил-62. Среди операторов - компании "Air Koryo", "Deta Air" и "Cubana". После объединения Германии три самолета Ил-62М/МК бывшей "Interflug" вошли в состав Люфтваффе, но вскоре после этого - проданы.
Самолеты использовались в СССР и для перевозки высших должностных лиц государства, различных министерств и ведомств. Такие машины проходили соответствующее дооборудование. Некоторое время Ил-62 применялся в данной роли и в России, уступив затем место более современным самолетам.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Ил-62М
Тип: дальнемагистральный пассажирский самолет с экипажем из 5 человек
Силовая установка: четыре ТРДД Д-30КУ тягой по 107,87 кН
Летные характеристики: максимальная скорость на высотах 10 000-12 000 м - 900 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высотах 10 000-12 000 м - 820 км/ч; дальность с полезной нагрузкой 5100 кг - 7800 км
Масса: пустого 71600 кг; максимальная взлетная 165 000 кг
Размеры: размах крыла 43,20 м; длина 53,12 м; высота 12,35 м; площадь крыла 279,55 м!
Полезная нагрузка: до 186 пассажиров в контексте максимальной полезной нагрузки 23 000 кг
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 212
Ил-62М. «Linhas Aereas de Angola/TAAG Angola Airlines» эксплуатировала два Ил-62М, второй самолет был получен в мае 1987 года. Вскоре после его поставки связи между бывшей португальской колонией и СССР ослабли, и Ил-62 дополнили купленными на вторичном рынке Boeing 707.
-
Aviation Historian 12 / T.Newdick - A Paris avec les Soviets
Of particular interest to the Western press was the Ilyushin Il-62, virtually a carbon-copy of the British BAC (originally Vickers) VC10. Flight’s report found the four-engined jetliner lacking in sophistication, pointing out that “there is a lot of snap-head riveting in the airframe, the flush-riveting is not flush and the doors are poorly fitted”.
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / В.Морозов - Принцессы пятого океана
Стюардессы "Аэрофлота" на фоне первых Ил-62 и Ан-24. Вторая половина 1960-х гг.
Другие самолёты на фотографии: Антонов Ан-24 - Россия - 1960
-
Aviation Historian 12 / T.Newdick - A Paris avec les Soviets
50 years ago the Soviet Union brought its state-of-the-art airliners to the Paris Air Salon, including the Il-62 and An-22.
Другие самолёты на фотографии: Антонов Ан-22 Антей - Россия - 1965
-
Aviation Historian 12 / T.Newdick - A Paris avec les Soviets
The Il-62’s wing incorporated a “dog-tooth” contour and various twists to improve the four-engined jetliner’s stall characteristics after initial problems with its low-speed behaviour.
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / Р.Вениаминов - Полвека классическому самолету
Тот самый первый серийный Ил-62 в процессе эксплуатации
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / Р.Вениаминов - Полвека классическому самолету
Единственный самолет Ил-62 ВВС РФ на закате своей эксплуатации. Аэродром Энгельс, декабрь 2006 г.
-
Air International 2000-02 / A.Dawes - Aeroflot in retrospect and prospect /Commercial aviation/ (2)
Often unkindly referred to as a copy of the VC-10, adoption of the well-tried layout for the Il-62 did at least enable Ilyushin designers and Aeroflot to join the intercontinental 'club' with this successful design. It remained in production until 1993, with a total of 270 completed.
-
Мировая Авиация 212
В 1970-е и 1980-е годы Ил-62 являлся основным дальнемагистральным самолетом «Аэрофлота». Значительное количество самолетов данного типа продолжали эксплуатировать и в 1990-е годы. «Аэрофлот» окончательно прекратил эксплуатацию Ил-62 в 2002 году.
-
Авиация и Время 2013-01
50 лет назад, 2 января 1963 г., состоялся первый полет советского реактивного дальнемагистрального лайнера Ил-62. Самолетом управлял экипаж В.К. Коккинаки. Первая опытная машина (борт СССР-06156) оснащалась четырьмя турбореактивными двигателями АЛ-7. На втором прототипе, поднявшемся в воздух в следующем году, стояли уже двухконтурные двигатели НК-8. В 1967 г. самолет поступил в эксплуатацию и 15 сентября открыл трансатлантическую трассу Москва-Монреаль. С марта 1970 г. начались транссибирские рейсы на Ил-62, выполняемые Аэрофлотом совместно с зарубежными авиакомпаниями. В 1970 г. был создан усовершенствованный вариант Ил-62М, отличавшийся конструкцией планера, новыми двигателями Д-30КУ и бортовым оборудованием. С 1966 г. по 2009 г. на КАПО им. С.П. Горбунова построили 289 "шестьдесят вторых". Ил-62М до сих пор эксплуатируются в ряде стран, например в Северной Корее, а также на специальных авиапредприятиях России и Украины, занятых перевозками высших должностных лиц государства.
-
Мировая Авиация 208
"Специальный летный отряд "Россия", подчиненный Управлению делами Президента РФ, эксплуатирует сегодня не менее четырех Ил-62М. Еще несколько машин, вероятно, находятся на хранении.
-
Air International 1993-11 / Airscene Headlines
Russia's rarely seen 'Air Force One', Il-62M RA-86561 with ‘Russia’ titles is operated by the government’s 235th Otdyel’ny Otryad Awiazii (Independent Aviation Unit) based at Moscow's Sheremetyevo and Vnukovo airports and is seen here visiting Warsaw in August 1993 when it brought in Russian president Boris Yeltsin. Non-standard features apparent include a communications aerial on top of the fin, a small GPS aerial above the cockpit, two rather than three windows at the extreme rear of the cabin, a long dorsal fairing along the top of the fuselage featuring many small air intakes along each side (the purpose of which is unknown), and a similar long, narrow, fairing under the rear fuselage extending from beneath the trailing edge of the wing through to the twin wheels of the rear hydraulic strut. The aircraft was accompanied by a similarly configured back-up aircraft, RA-86468.
-
Air International 2002-08 / R.Whitford - Fundamentals of Airliner Design /Commercial/ (10)
When the Ilyushin Il-62 was first seen in the West, it was thought that the rear-engine configuration had been chosen simply because Russia did not have the wind tunnel data and the engineering sophistication to hang them from the wings.
-
Авиация и Космонавтика 2014-03 / ??? - 120 лет С.В.Ильюшину /Юбилей/
Самолет КБ Ильюшина Ил-62М
-
Мир Авиации 2005-02
Аэродром Елизово (Петропавловск-Камчатский), 10-14 апреля 2004г. Под крылом самолета - Елизово, в этот момент открывается замечательный вид на вулканы Корякский и Авачинский.
-
АэроХобби 1994-01
Ил-62М компании "Авиалинии Украины".
-
Мировая Авиация 212
Польский национальный авиаперевозчик LOT получил первый из шести Ил-62 в 1972 году, шестой самолет был поставлен в 1976 году. В 1980-е годы Ил-62 заменили на Ил-62М, эксплуатацию которых прекратили в 1991-1992 годах.
-
Мировая Авиация 160
Ил-62М поступил в эксплуатацию в 1974 году, на нем стояли более современные и мощные двигатели конструкции П. Соловьева. Всего было выпущено более 250 самолетов.
-
Авиация и Космонавтика 2018-03 / В.Морозов - Принцессы пятого океана
Стюардессы авиакомпании «Interflug», канувшей в лету вместе с ГДР
-
Мировая Авиация 208
После объединения Германии в состав Люфтваффе вошли несколько Ил-62М бывшей компании "Interflug", эксплуатировавшиеся до этого ВВС ГДР в качестве транспортно-пассажирских. Позже их заменили на три Airbus A310, также принадлежавшие "Interflug".
-
Aviation Historian 34 / M.Wickstead - Czechoslovakia's "Carefully Serving Airline"
In 1968 CSA began operating the Ilyushin Il-62 on its long-haul routes, initially using a pair leased from Aeroflot, although the following year the airline began receiving its own examples. Named Kosice, OK-ABD joined the fleet in December 1971 and is seen here coming in to land in April 1986, four months before its retirement.
-
Air International 1999-05 / Jet Airliner A to Z
Early model Il-62 OK-GBH of CSA was delivered to the Czech national carrier on December 23, 1976 and remained in service until joining then new Czech airline, Espe Air, in 1993, although then passing on to Georgia Air Prague the following year, this company too ceasing operations in November 1996, resulting in the aircraft going into storage at Ostrava.
-
Мировая Авиация 212
После распада СССР образовалось множество мелких авиакомпаний, которые продолжили эксплуатировать принадлежавшие ранее «Аэрофлоту» авиалайнеры. «Orient Avia» была образована в 1994 году и располагала четырьмя Ил-62М, которые базировались в Москве.
-
Air International 2008-08 / A.Lord - Olympic Airport Beijing /Commercial/
North Korea's Air Koryo features among the many international airlines serving Beijing Capital International Airport. One of the carrier's Ilyushin Il-62s is pictured just prior to touchdown, with the original terminal in the background that is now solely used for VIP and government flights. The two aircraft seen on the apron are most likely using it as remote parking stands.
-
Мировая Авиация 208
Северокорейская авиакомпания "Air Koryo" ("Chosonminhang") до недавнего времени эксплуатировала несколько Ил-62М.
-
Мировая Авиация 208
Авиакомпания "United Arab Airlines" была образована в 1961 году путем слияния авиакомпаний Сирии и Египта, сформировавших в 1958 году единое государство - Объединенную Арабскую Республику. Для замены лайнеров Comet компании "Egyptair" в лизинг были взяты Ил-62, позже их сменили Boeing 707.
-
Мировая Авиация 208
В результате распада СССР лайнеры Ил-62 оказались в парке сразу нескольких новых авиакомпаний - бывших республиканских управлений "Аэрофлота". Одна из них - казахстанская "Aral Airlines", просуществовавшая всего один год (1995 год).
-
Авиация и Космонавтика 2016-08
Грузовой Ил-62. Демонстрация авиационной техники на пассажирском и грузовом терминалах Международного аэропорта Казани (27 июня 2016 г.)
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
The prototype Il-62 four-jet airliner (four Kuznetsov NK-8 turbofan engines)
-
Мировая Авиация 212
Подобно большинству самолетов с Т-образным хвостовым оперением, Ил-62 обладает не очень хорошей управляемостью на малых скоростях. Летные данные на малых скоростях полета несколько улучшают предкрылки, занимающие две трети размаха крыла.
-
Авиация и Космонавтика 2001-03 / А.Вульфов - Флагман (Ил-62: история эксплуатации) (1)
Ил-62 на авиасалоне в Ле-Бурже
-
Air Pictorial 1978-01 / D.Oliver - Flight in Russia
An Aeroflot Ilyushin Il-62M as used on the Moscow - London Flight No. 582. This example is seen at Paris. The 'M is a high-density version ol Russia's counterpart ol the VC 10 and can seat up to 198 passengers
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Ilyushin Il-62 four-jet long-range airliner (four Kuznetsov NK-8 turbofan engines)
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Ilyushin Il-62 long-range transport'aircraft (four Kuznetsov NK-8-4 turbofan engines) in Aeroflot service
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Ilyushin Il-62M, the high-density version of this long-range airliner (four Soloviev D-30KU turbofan engines)
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / Р.Вениаминов - Полвека классическому самолету
Правительственная делегация осматривает Ил-62 на заводском аэродроме
-
Авиация и Космонавтика 2001-04 / А.Вульфов - Флагман (Ил-62: история эксплуатации) (2)
На близкий и любимый, на Дальний Восток!
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Ilyushin Il-62M, the high-density version of this long-range airliner (four Soloviev D-30KU turbofan engines)
-
Авиация и Космонавтика 2001-04 / А.Вульфов - Флагман (Ил-62: история эксплуатации) (2)
Обаятельный взгляд Ил-62
-
Мировая Авиация 208
В сентябре 1977 года Ил-62М компании "Аэрофлот" установил мировой рекорд, преодолев дистанцию 5019 км на высоте 9000 м со средней скоростью 979 км/ч. Причем экипаж лайнера был полностью женским.
-
Авиация и Время 2007-02 / Р.Уррибаррес - Посланцы Фиделя (Кубинские авиаторы в Анголе. 1975-1976гг.) (1)
Очередная группа кубинских военнослужащих прибыла под видом туристов в Луанду на борту Ил-62М Аэрофлота
-
Авиация и Космонавтика 2001-04 / А.Вульфов - Флагман (Ил-62: история эксплуатации) (2)
Домодедовская "одиссея" Ил-62-х
-
Air Pictorial 1994-08 / World Airliners
Ilyushin Il-62
-
Авиация и Время 1995-04 / Л.Рудаков - Пути развития пассажирского авиатранспорта в Украине /В небе Украины/
Большинство авиакомпаний Украины располагают самолетами советского производства 70-х годов. Ил-62 компании "Атлант-СВ"
-
Мир Авиации 1998-01 / В.Голубенко - Гражданская авиация Северной Кореи /Справочник/
Грузо-пассажирский Ил-62М (P-618) взлетает в Шереметьево. Рейс Пхеньян-Москва-София, июль 1996г.
-
Мир Авиации 1998-01 / В.Голубенко - Гражданская авиация Северной Кореи /Справочник/
Ил-62М в окраске "Чосон Миньхана" в Шереметьево, лето 1992г.
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Ilyushin Il-62 long-range transport aircraft (four Kuznetsov NK-8-4 turbofan engines) of CAAC, the Chinese state airline
-
Мировая Авиация 208
Ил-62 поставлялся и в Китай - пять авиалайнеров были приобретены Управлением гражданской авиации (CAAC). Позже им на смену пришли лайнеры Boeing 707.
-
Мировая Авиация 135
25 марта 1983г.: правительство США на две недели запретило полеты самолетов кубинской авиакомпании "Cubana" после того, как 4 и 5 марта два кубинских лайнера Ил-62М отклонились от предписанного маршрута.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Ilyushin Il-62 long-range transport aircraft (four Kuznetsov NK-8-4 turbofan engines) in service with LOT Polish Airlines
-
Aeroplane Monthly 1977-02 / G.Endres - Czechoslovakian Air Transport since 1920 (2)
CSA introduced the Ilyushin Il-62 airliner into service on May 1, 1968. Although this example bears CSA trim, it carries the Soviet registration СССР-86666, and was an Aeroflot aircraft.
-
Aeroplane Monthly 1977-02 / G.Endres - Czechoslovakian Air Transport since 1920 (2)
Another Aeroflot Il-62 with Soviet registration but wearing the early CSA livery for the type. CSA began to receive its own Il-62s in 1969.
-
Мировая Авиация 208
Чехословацкая CSA, сегодня принадлежащая Чехии, присвоила своим Ил-62 обозначение "OK Jet". Впоследствии на международных маршрутах их сменили A310.
-
Мир Авиации 2003-04 / Н.Ионкин - Ил-62 в Африке /Наши за бугром/
Ил-62М "Салон" 5A-DKR а/к Cen-Sad на взлете в Уагадугу. 25 октября 2002г.
-
Мир Авиации 2003-04 / Н.Ионкин - Ил-62 в Африке /Наши за бугром/
Ил-62М C5-GNM в новейшей раскраске авиакомпании "Гамбиа Нью Миллениум" в Вашингтоне (аэропорт им. Джона Фостера Далласа) 29 июня 2002г.
-
Мир Авиации 2003-04 / Н.Ионкин - Ил-62 в Африке /Наши за бугром/
Ил-62М TL-ABW авиакомпании "Транс-Эфрикэн Эйрлайн" в Йоханнесбурге 2 июля 2002г.
-
Мир Авиации 2003-04 / Н.Ионкин - Ил-62 в Африке /Наши за бугром/
Ил-62 "без буквы" SU-ARO авиакомпании "Юнайтед Эраб Эйрлайнз" в аэропорту Рим-Фьюмичино 25 июля 1971г.
-
Авиация и Космонавтика 2016-02 / Р.Вениаминов - Полвека классическому самолету
Прощальное фото на память с последним заводским самолетом Ил-62, 24 апреля 1998г.
-
Авиация и Космонавтика 2001-04 / А.Вульфов - Флагман (Ил-62: история эксплуатации) (2)
Ил-62М - пилотская кабина
-
Авиация и Космонавтика 2001-04 / А.Вульфов - Флагман (Ил-62: история эксплуатации) (2)
Рабочее место радиста Ил-62М
-
Авиация и Космонавтика 2001-04 / А.Вульфов - Флагман (Ил-62: история эксплуатации) (2)
Рабочее место штурмана Ил-62М
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Ilyushin Il-62 long-range four-jet airliner
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Ilyushin Il-62 long-range four-turbofan airliner
-
Air International 1999-05 / Jet Airliner A to Z
This three-view drawing of an Ilyushin Il-62M clearly illustrates its similarity with the Vickers VC 10, indeed they have identical fuselage widths. The Il-62 flew approximately 12 months before the VC 10 and is illustrated as an additional side view (upper).
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Ilyushin Il-62M high-density long-range four turbofan transport
- Фотографии