Мировая Авиация 207
-
Отработка дозаправки истребителей Су-27. В отличие от Ил-76 заправщик не оснащен кормовой стрелковой установкой, а место стрелка занимает оператор дозаправки. Также в отличие от Ил-76, самолет Ил-78 оснащен системой слива топлива в полете.
Известность F-86 получил в небе Кореи. Изображен F-86E капитана Роберта Дж. Лава из 335-й эскадрильи 4-го авиакрыла истребителей-перехватчиков. Р. Лав завершил войну в Корее с шестью победами.
Первый прототип XP-86 полностью окрасили в светло-серый цвет, испытания самолет проходил на авиабазе Мурок. Окраска, однако, снижала скорость полета, поэтому серийные машины вообще не красили.
Главным отличием серийных истребителей от прототипа стала установка ТРД General Electric J47. Вооружение самолета состояло из шести установленных в носовой части фюзеляжа 12,7-мм пулеметов.
An example of the first generation of swept-wing combat aircraft, the North American F-86A. The wing has 35 deg leading-edge sweep, 12 per cent thickness and 0.5 taper ratio.
F-86H стал последним вариантом Sabre для ВВС США, на этих машинах стоял более мощный ТРД J73. Джо Линч (на фотографии) вспоминал свои ощущения от первого полета на F-86H, и что самолет летел, словно мяч, по которому ударили ногой от души.
В ответ на заявку ВВС США на учебный самолет с превосходными летными характеристиками NAA построила два экземпляра двухместного самолета TF-86F "Transonic Trainer" со сдвоенным управлением. На снимке - второй такой самолет с номером 53-1228. Первый полет самолет выполнил 5 августа 1954 года. Острой необходимости в учебном варианте Sabre не было, поэтому спарку в серию не передавали.
North American QF-86F Sabre
Hs 129B-2/R2. Изображен самолет, принимавший участие в боях на Курской дуге летом 1943 года. Одна из четырех эскадрилий, 8.Staffel/ SchG 1, действовала на центральном секторе фронта, где в июле 1943 года являлась единственным противотанковым подразделением на Восточном фронте, вооруженным Hs 129B.
На предсерийных Hs 129A-0 стояли моторы жидкостного охлаждения Argus As 410A-1, мощности которых не хватало. Предсерийные машины после неудовлетворительных эксплуатационных испытаний передали в учебную часть.
One of the pre-series Hs 129A-0 CAS aircraft presumably photographed during the evaluation trials. The somewhat ferocious nose decoration seen on this particular aircraft (GM + OG) is not believed to have been associated with a particular unit.
Второй предсерийный Hs 129B-0. Летные данные Hs 129B-0 были выше, чем у Hs 129A, но скорость и маневренность военных не устраивали.
Прицел Revi C 12/C из-за тесноты в кабине пришлось установить снаружи перед лобовым остеклением фонаря.
Зимой 1944-1945 годов Hs 129B-3/Wa были вооружены всего два фронтовых подразделения. Установка мощной пушки Panzerabwehrkanone 40 крайне негативно отразилась на летных данных и управляемости самолета, но если снаряд этой пушки попадал под прямым углом, то пробивал броню любого танка.
На этом Hs 129 со снятым мотором хорошо видно, насколько проста конструкция самолета. Кабина очень тесная, сам самолет также имеет небольшие размеры.
В начале 1943 года британские ВВС применяли A-36A Invader в Тунисе. Самолеты сохранили опознавательные знаки и серийные номера ВВС Армии США. Изображен A-36A из 1437-го стратегического разведывательного звена.
Mustang Mk I. AM101 (364-й Mustang I, построенный для Великобритании) в январе 1942 года поступил на вооружение 26-й эскадрильи, дислоцированной на базе Гэтвик. Самолет принимал участие в боевых вылетах "Rhubarb" и "Poplar" (фоторазведка побережья Франции). В лунные ночи 26-я эскадрилья также привлекалась к выполнению заданий "Ranger", работая в основном по железнодорожной сети Эскадрилья приняла участие в операции "Jubilee".
FD472 - самолет из первой партии Mustang Mk IA, поставленной британским ВВС в 1942 году. Самолет вооружен четырьмя 20-мм пушками, на выхлопных патрубках установлены пламегасители, типичные для данной модификации.
P-51B из 353-й истребительной эскадрильи 354-й истребительной группы 9-й Воздушной армии. На самолете установлен фонарь Малколма. На этом самолете BONNIE "B" II в конце 1944 года летал капитан Бирбоу.
Большинство Mustang с моторами Allison оснащались разведывательными фотоаппаратами F24. Фотокамера монтировалась за креслом летчика, панорамная съемка велась через остекление по левому борту.
Вторая эскадрилья получила первые Mustang I в апреле 1942 года и летала на них до января 1945 года. Изначально эскадрилья выполняла полеты на разведку РЛС на побережье Франции.
400-я эскадрилья прибыла в Великобританию 25 февраля 1940 года. В июле 1942 года эскадрилью перевооружили на Mustang, на которых она воевала до 1944 года, когда они были заменены на самолеты Spitfire и Mosquito.
The Mustang I as modified for R.A.F. use, with oblique camera ports behind the pilot.
Все 150 самолетов P-51A предназначались для Великобритании, но последние 55 построенных самолетов после Перл-Харбора остались в США. По требованию британских ВВС на P-51A установили четыре 20-мм пушки.
На Mk IA вместо крыльевых 12,7-и 7,62-мм пулеметов, типичных для Mk I, установили четыре 20-мм пушки, а два фюзеляжных 12,7-м пулемета не ставились вообще.
Лейтенант Гордон X. Макдэниел летал на этом P-51D "MARY MAC" в составе 318-й истребительной эскадрильи 325-й истребительной группы 15-й Воздушной армии. В одном боевом вылете 14 марта 1945 года на P-51D летчик сбил шесть Fw 190.
North American P-51D Mustang
Южная Африка. ЮАР обладали самыми мощными ВВС на юге Африки. Вертолеты играли в ВВС ЮАР ключевую роль и особенно ярко проявили себя во время войны в Намибии. ВВС ЮАР закупили более 100 Alouette III, им на смену пришли AW109, BK117 и более крупный Oryx, разработанный на основе SA.330 Puma.
Королевские ВВС Малайзии. Большинство поставленных ВВС Малайзии Alouette III эксплуатируется и сегодня. В 2012 году ВВС располагали 21 вертолетом данного типа. Машины стоят на вооружении нескольких подразделений, которые дислоцированы в Баттеруорт, Лабуан, Кучинг и Куала-Лумпур, а также тренировочной эскадрильи из Килуанг.
ВВС Туниса. Вертолетная составляющая ВВС Туниса довольно велика. Вертолетный парк включает восемь Alouette II и Alouette III, наряду с 22-мя Agusta-Bell AB205, 15-ю Sikorsky S-61, восьмью Bell UH-1H/N и шестью Eurocopter Ecureuil.
Королевские ВВС Иордании. Изображен один из 15 Alouette III, дислоцированных в Аммане. Силы безопасности Иордании использовали эти вертолеты с 1970-х до конца 1990-х годов. В 2004 году для замены Alouette III были закуплены EC635.
Вооруженные силы Индии. Alouette III выпускался по лицензии компанией "Hindustan Aeronautics" (HAL) под наименованием Chetak. В ВВС эти машины использовались как легкие транспортные вертолеты. ВМС Индии приобрели десять Chetak, часть из которых эксплуатировалась в береговой охране. В перспективе Chetak планируется заменить вертолетом индийской конструкции Dhruv.
УР класса "воздух-поверхность" AS12 приняли на вооружение в 1960-е годы, сейчас ее используют лишь некоторые эксплуатанты Alouette III. SA.316B способен нести четыре такие ракеты. Ракета может комплектоваться боеголовками трех типов: бронебойной, кумулятивной и осколочной. Боевая часть ракеты срабатывает после пробития брони толщиной до 20 мм. Наиболее удачно УР AS12 использовались с британских вертолетов Wasp, повредивших аргентинскую подводную лодку "Санта Фе". На смену УР AS12 в большинстве стран пришли ПТУР HOT.
Launching a Hot missile from an Alouette III helicopter
В настоящее время во Франции Alouette используют только ВМС, но по мере поступления новых NH90 их снимают с вооружения. ВМС Франции эксплуатируют 17 Alouette II и Alouette III, вертолеты использовались с авианосца "Шарль де Голль", выполняли учебные и другие задачи.
На вооружение сухопутных сил и ВВС Пакистана поступило порядка 30 вертолетов Alouette III. Машины эксплуатировались с 1967 года как многоцелевые, связные, санитарно-эвакуационные и поисково-спасательные. Alouette III имелись и в ВМС Пакистана, морские машины базировались в Карачи.
На вооружении вертолетной эскадрильи полиции Мавритании состоят три HAL Chetak, ранее принадлежавших ВВС Индии. На фотографии - мавританский Chetak выполнил посадку на эсминец ВМС США "Орли Берк" во время учений по противодействию пиратам.
SA.316B обладал выдающимися характеристиками, что было продемонстрировано в 1960 году, когда Alouette III с семью человеками на борту выполнил посадку и взлетел с Монблана (высота над уровнем моря 4810 м). Через два месяца тот же самый вертолет с двумя членами экипажа и грузом массой 250 кг выполнил взлет и посадку в Гималаях на высоте 6004 м над уровнем моря - ранее такое достижение для вертолета считалось невозможным. Вертолет нес символику государства Бопутатсвана.
Aerospatiale Alouette III вошел в число самых продаваемых легких вертолетов мира - почти 1500 построенных машин эксплуатировалось 190 военными и гражданскими операторами из 92 стран. Еще 400 вертолетов построили по лицензии индийская HAL (под обозначением Chetak) и румынская "ICA-Brasov" (под обозначением IAR 316). На фотографии: Alouette III ВВС ЮАР сопровождает Puma.
SA.316B Alouette III играл важную роль в боевых действиях между старой, расистской, ЮАР и ее противниками, имевших место в период с конца 1960-х по 1990-е годы. На вооружении 16-й, 17-й и 31-й эскадрилий ВВС ЮАР состояло 60 вертолетов SA.316B в транспортном, противопартизанском, связном и поисково-спасательном вариантах. Главным противником ЮАР являлась Ангола, позволявшая организации SWAPO (South-West Africa People’s Organisation) и ее военному крылу PLAN (People’s Liberation Army of Namibia) размещать базы на своей территории. ВВС ЮАР наносили по этим базам удары. В одной из операций в 1976 году восемь вертолетов Alouette III разрушили важнейшую систему ирригации местного сельского хозяйства. Alouette III регулярно перевозили по всему региону военизированные (паравоенные) формирования, поддерживали огнем южноафриканские сухопутные войска. Вертолеты Alouette также использовались Анголой.
SA.316B Alouette III
На фотографии хорошо видна разница между FJ-1 (слева) и FJ-2. Изначально FJ-1 рассматривался как "промежуточный" тип до поступления более совершенных вариантов.
На A3J-2 (A-5B), как и на A3J-1 позднего выпуска, стояли более мощные двигатели J79-GE-8, а в конструкцию был внесен ряд важных изменений, включая установку предкрылков, увеличение площади закрылков, за счет чего стало возможным увеличить максимальную взлетную массу на 60% - до 36287 кг. Также увеличили емкость внутренних топливных баков.
Пара RA-5C Vigilante из RVAH-3 (Vigilante RAG) - это два из 43 бомбардировщиков A-5A, модернизированных в разведчики RA-5C. В RA-5C доработали еще 18 A-5B; всего построено и конвертировано 140 самолетов RA-5C (79 построено заново).
RA-5C № 156 608 из эскадрильи RVAH-7, снимок сделан во время последнего дальнего похода эскадрильи. Последний в карьере катапультный взлет Vigilante выполнил с авианосца "Рейнджер" 21 сентября 1979 года в Ки-Уэсте. Этот же самолет 14 ноября выполнил и последнюю посадку с зацеплением гаком аэрофинишера. Последний полет был выполнен 20 ноября: самолет перелетел из Ки-Уэста в Дэвис-Монтан, где был поставлен на хранение.
Первый серийный RA-5C и первый вновь построенный разведчик Vigilante (в прототипы модернизировали A-5B). Машина № 150823 "позирует" для фотосъемки. На самолете подвешены четыре 1514-литровых сбрасываемых бака. На практике такой вариант внешней подвески практически не использовался, так как для выполнения большинства заданий вполне хватало емкости внутренних баков. На фотографии хорошо видны выпущенные предкрылки, улучшавшие маневренность на малых скоростях полета.
RA-5C поздней постройки. Заход на посадку выполнялся с очень большими углами атаки. На фотографии хорошо виден центральный контейнер с целевой аппаратурой на нижней поверхности фюзеляжа. За счет установки контейнера изменения в конструкции A-5A при доработке в разведчик удалось свести к минимуму.
Развитие Vigilante. В качестве замены устаревших самолетов English Electric Canberra ВВС Австралии рассматривали McDonnell Douglas F-4 Phantom, BAC TSR.2, Dassault Mirage IV и North American A-5 (на рисунке), пока в 1963 году не заказали 18 General Dynamic F-111A и шесть RF-111A (позже дополненных 24 самолетами F-111C).
Отделение NAA в Колумбусе пыталось заинтересовать ВВС США несколькими своими проектами на основе Vigilante. В 1960 году наиболее вероятным потенциальным заказчиком представлялось Командование ПВО, и большинство проектов выполнили как раз под его требования. Самым продвинутым из них был Retaliator, оснащенный одним ЖРД для повышения скоростных и высотных данных. Проект отвергли, но через 10 лет его переработали в NR-349 (на рисунке) с тремя двигателями GE J79, третий двигатель разместили между двумя штатными, но выше. Вооружение - УР "воздух-воздух" с радиолокационным наведением. Работы не вышли из стадии проектирования.
YP-38, P-38. Следом за прототипом построили 13 предсерийных YP-38 (на фотографии) с моторами Allison V-1710-27/-29 мощностью 1150 л.с. Оснащенные турбонагнетателями GE В-2 новые моторы отличались от моторов XP-38 новыми воздухозаборниками, а на бортах балок были установлены радиаторы большей площади. Вооружение изменили, установив вместо 20-мм пушки пушку калибра 37 мм и два 7,62-мм пулемета вместо двух 12,7-мм. Первыми серийными машинами стали 29 P-38, отличавшихся от YP-38 вооружением из четырех 7,62-мм пулеметов и одной 37-мм пушки, также смонтировали бронезащиту и бронестекло. В 1942 году P-38 как полностью небоеготовый обозначался RP-38.
P-38J, P-38L (включая P-38K). На P-38J (на фото) компания "Lockheed" адаптировала новую силовую установку, воздухозаборник радиатора мотора разместили между заборниками маслорадиатора внизу мотогондолы. Воздухозаборники на хвостовых балках также изменили. Изменения позволили повысить мощность. Построено 2970 самолетов P-38J, но на первых 10 машинах вместо воздухозаборников в мотогондолах находились дополнительные баки, финальная партия из 210 P38J-25-LO отличалась двумя важными новинками: элеронами с приводами и тормозными закрылками с электромоторами, которые позволили разрешить проблему потери управляемости в скоростном пикировании. Тормозными закрылками оснастили и большее количество уже построенных P-38.
Lightning Mk I (P-322). Поставкам самолетов Lightning для ВВС Армии США предшествовал заказ на 667 самолетов от англо-французской закупочной комиссии. Эти самолеты оснащались моторами V-1710-C15 мощностью 1090 л. с. без турбонагнетателей, так как англичане и французы хотели унифицировать самолет по двигателю с заказанным в это же время Curtiss H-81A (P-40). Считалось, что воздушные бои в Европе будут вестись на средних высотах, где турбонагнетатель не являлся необходимостью. Отличия между французскими и британскими машинами заключались в оборудовании кабин и вооружении. После падения Франции в 1940 году Британия заказала еще 143 Lightning Mk I в дополнение к "оригинальным" 524 Lightning Mk II, оснащенным моторами V-1710-F5L/-F5R с турбонагнетателями. Однако неудовлетворительные испытания в Боскомб-Дауне и споры по поводу контракта с "Lockheed" привели к тому, что поставлено было всего три Lightning, остальные 140 машин поступили в ВВС Армии США как P-322. Все они, за исключением 20, были оснащены моторами Allison и использовались как учебные. Lightning Mk II построили в единственном экземпляре, и он использовался компанией "Lockheed". Оставшиеся самолеты британского заказа собрали как F-38F/G для ВВС Армии США.
XP-38. Первым самолетом Lightning был единственный XP-38, №37-457, выполнивший первый полет 27 января 1939 года. На самолете стояли моторы Allison V-1710-11/-15 мощностью по 1150 л.с. с турбонагнетателями GB B-1. Карьера XP-38 была непростой. 11 февраля при попытке установления рекорда скорости при пересечении США самолет разбился из-за отказа мотора в районе Митчелл-Филд, Нью-Йорк. Вооружение не монтировалось, но была предусмотрена установка одной 20-мм пушки и четырех 12,7-мм пулеметов.
The new (and, until very recently, secret) Lockheed single-seater twin-engined monoplane fighter, which as already recorded in Flight, met with an accident when landing at Mitchell Field after a very fast cross-country flight. The general layout is similar to that of the Fokker G-I. A tricycle undercarriage is used and the engines are liquid-cooled Allisons of 1,000 h.p each giving a reported top speed of nearly 400 m.p.h. These are fitted with exhaust-driven superchargers and would appear to have a very low cooling drag. The pilot has wheel control, which indicates that the machine will not be used for advanced aerobatics. This is not the first twin-engined single-seater fighter on record, the Boulton and Paul concern having produced a machine with two Lynx engines many years ago. A noteworthy characteristic of the Lockheed is its thin wing section. The nature of the high-lift devices installed has not yet been revealed; possibly some sort of Fowler flap is employed.
P-38D, P-38E. 36 построенных P-38D отличались от других P-38 наличием кислородной системы пониженного давления, протектированными баками и убираемой посадочной фарой. Все самолеты доработали в учебно-боевые RP-38D. Затем построили 210 серийных P-38E с 20-мм пушкой (на снимке). На P-38E улучшили приборное оборудование кабины, гидро- и электросистемы. Самолет по-прежнему не являлся полностью боеготовым, большая часть обозначалась RP-38E.
The first major production version of the Lightning, the P-38E, 210 examples of which were built.
P-38H. На 375 P-38H стояли моторы V-1710-89/-91 мощностью по 1425 л.с. с автоматически створками маслорадиаторов, позволившими решить проблему перегрева моторов. В остальном P-38H не отличался от P-38G-10-LO, хотя вместо турбонагнетателей B-13 стояли B-33.
P-38M. По результатам экспериментов с модернизацией нескольких P-38F/L в ночные истребители с РЛС "Lockheed" разработала P-38M "Night Lightning", двухместный вариант P-38L с контейнерной РЛС AN/APS-6. Заказали 75 конверсий, но первый самолет был готов уже после окончания войны.
Война во Вьетнаме застала F-100D, состоящие на вооружении ВВС США, в неокрашенном виде. Но вскоре после начала войны самолеты получили известную трехцветную "вьетнамскую" камуфляжную окраску.
Двухместный учебно-тренировочный F-100F получил во Вьетнаме известность как удачный передовой авианаводчик и противорадиолокационный самолет (Wild Weasel). Super Sabre стал самолетом-первопроходцем, участвовавшим в разработке концепции Wild Weasel. Первый пуск противорадиолокационной УР AGM-45 Shrike по реальной цели состоялся в апреле 1965 года, а первый боевой вылет в операциях "Iron Hand" по поиску и уничтожению ЗРК был выполнен 1 декабря 1965 года.
Первые два YF-100 Super Sabre построили как прототипы. Надпись "YF-100" перед испытаниями в ВВС США с обшивки смыли.
Один из 203 построенных F-100A. В строевые части первые F-100A поступили в сентябре 1954 года, однако за первые два месяца эксплуатации произошло шесть катастроф, что привело к временному прекращению полетов истребителей данного типа.
Проблемы с управляемостью F-100A заставили конструкторов установить киль большей площади, такие же кили стояли на F-100C. F-100C оснащался системой дозаправки в воздухе.
F-100F являлся двухместной модификацией F-100D, но с уменьшенными возможностями в части боевого применения. Тем не менее в военных действиях во Вьетнаме самолет удачно выполнял новую для себя роль противолокационной машины.
Фюзеляж на F-100F был удлинен на 0,91 м - для размещения тандемной кабины пилотов с дублированным управлением и с моноблочным двустворчатым фонарем кабины. Всего собрали 339 таких машин.
North American QF-100 Super Sabre
OV-10E на момент поставки являлся одним из самых совершенных в Южной Америке противопартизанских самолетов. В данном регионе 16 самолетов Bronco получили только ВВС Венесуэлы. Первые самолеты поступили в подразделение Escuadron de Bombardeo 40 в мае 1973 года.
В дополнение к бортовым пулеметам OV-10 мог нести подвесное вооружение, включая разнообразные блоки НАР на пилонах.
На варианте OV-10D предусматривалась возможность установки турели с одной трехствольной 20-мм пушкой с боезапасом 1500 снарядов. КМП США использовал самолеты данного типа до 1995 года.
Rockwell International OV-10D Bronco.
Два Су-24 подходят к Ил-78 для приема топлива или отработки "сухого контакта". Минимальная дистанция приближения к заправщику самолета любого типа составляет 13 м.
Уникальной особенностью Ил-78 является средний контейнер с аппаратурой дозаправки, смонтированный по левому борту в хвостовой части фюзеляжа. По скорости одновременной перекачки топлива из всех трех контейнеров Ил-78 превосходит западные аналоги.
На вооружении ВВС Индии состоит шесть Ил-78МКИ. Ил-78 экспортировался в очень ограниченном количестве, однако, самолеты такого же типа состоят на вооружении главного противника Индии - Пакистана.
В ВВС Индии Ил-78 именуется MARS (Mid-Air Refuelling System). Ил-78МКИ спроектирован на основе Ил-78МЭ специально для ВВС Индии. Самолеты, построенные в Узбекистане, оборудованы израильскими системами перекачки топлива.
В дополнение к штатным крыльевым бакам в грузовой кабине Ил-78 обычно монтируют два дополнительных бака цилиндрической формы (на фотографии - баки в отсеке Ил-78 ВВС Индии). На снимке хорошо видны откидные бортовые сиденья, обычные для Ил-76. Самолет традиционно отличается эксплуатационной простотой и надежностью.
787-8 компании "All Nippon Airways". ANA внесла заметный вклад в разработку авиалайнера, а второй построенный самолет окрасили в цвета данной авиакомпании. В июле 2011 года ANA выполнила несколько ознакомительных полетов на 787-м. Первый самолет передали авиакомпании 25 сентября 2011 года, через два дня он приземлился в Ханеда. Изображен самолет JA801A, выполнивший первый рейс с пассажирами 26 октября 2011 года.
Первый 787-й выполнил первый полет 15 декабря 2009 года в аэропорту Эверетта. Летчики Майк Каррикер и Рэнди Невилл подняли машину в небо в 10:27 по местному времени.
На стадии аванпроекта 7E7 радикально отличался от привычных изделий "Boeing", однако в результате 787-й сохранил привычный для авиалайнеров фирмы внешний облик, изменения бы ли внесены в носовую часть фюзеляжа и хвостовое оперение. ZA001 (регистрационный номер N787BA) - прототип 787-го и первый из шести предсерийных самолетов.
Dreamliner ZA005, пятый предсерийный 787, в испытательном полете с аэродрома Боинг-Филд. Первые четыре самолета оснастили двигателями Rolls-Royce Trent 1000. Этот самолет стал первым из двух построенных лайнеров с ТРДД General Electric Gen-X.
Митинг трудящихся завода в Эверетте по случаю передачи первого 787-го лидерному заказчику ANA, на заднем плане стоит испытательный самолет ZA002.
Кабина 787-го выполнена на самом современном уровне с использованием четырех больших многофункциональных индикаторов. Оба летчика также снабжены головными индикаторами, на которые в перспективе планируется выводить изображение от инфракрасных обзорных систем.
Огромное внимание "Boeing" уделила комфорту пассажиров, причем это касается не только интерьера, но различных систем жизнеобеспечения и системы снижения влияния турбулентности.
Hawker Typhoon Mk IB постройки "Gloster Aircraft" в окраске 198-й эскадрильи, 1943 год. 10 апреля 1943 года 198-я эскадрилья выполнила первый боевой вылет операции "Rhubarb" по целям на другом берегу Ла-Манша. В июле 1944 года эскадрилья передислоцировалась во Францию.
Снимок Typhoon Mk IB сделан во время испытаний неуправляемых ракет в Боскомб Дауне. Позже этот самолет вернули в 183-ю эскадрилью "Gold Coast", которая летала на Typhoon с ноября 1942 года по июнь 1945 года. Этот самолет, EK497, был сбит 1 января 1945 года самолетом P-51 ВВС Армии США. Пилот Typhoon флаинг-офицер Д. Вебер погиб.
The Hawker Typhoon IB Rocket Fighter (Napier Sabre IIA engine).
Такая картина в небе была обычной для отступающих германских частей. По запросу командира сухопутных войск союзников самолет Typhoon выпускает неуправляемые ракеты по позициям германской артиллерии. Ракетный залп Typhoon можно было считать эквивалентным бортовому залпу артиллерии фрегата.
"Нормандская пастораль" - сборка ракет для "Тайфунов".
Пожалуй, самым эффективным оружием Typhoon стали 27-кг ракеты (реактивные снаряды) с фугасной боевой частью. Оружейники британских ВВС снаряжают ракеты, на заднем плане Typhoon из 175-й эскадрильи в ожидании очередного боевого вылета, конец сентября 1944 года.
Самолеты Typhoon 2-й тактической Воздушной армии наносили опустошающие удары с воздуха по отступающим германским войскам. Невзирая на тяжелые потери от огня зениток, летчики атаковали противника ракетами и бомбами, обстреливали из бортовых пушек.
Последним серийным вариантом стал P-38L, построено 3923 (включая 113 постройки "Vultee") с моторами V-1710-111/-113, как на P38J-25-LO, подкрыльевыми держателями для ракет HVAR и усиленными бомбодержателями. Поскольку P-38 все чаще использовались в качестве легкого бомбардировщика, на P-38J и P-38L предусмотрели возможность монтажа РЛС "Mickey" (P-38J) или прозрачной носовой части (на фото, P-38L). Экипаж обоих таких вариантов состоял из двух человек.
На этом снимке самолета P-38 "Друп Снут" хорошо видна кабина штурмана-бомбардира в носовой части фюзеляжа
Последним серийным вариантом стал P-38L, построено 3923 (включая 113 постройки "Vultee") с моторами V-1710-111/-113, как на P38J-25-LO, подкрыльевыми держателями для ракет HVAR и усиленными бомбодержателями. Поскольку P-38 все чаще использовались в качестве легкого бомбардировщика, на P-38J и P-38L предусмотрели возможность монтажа РЛС "Mickey" (на фото, P-38J) или прозрачной носовой части (P-38L). Экипаж обоих таких вариантов состоял из двух человек.
Бомбардировщиками B-26, поставленными непосредственно из США, эскадрильи ВВС Свободной Франции перевооружили незадолго до окончания войны. Изображен B-26G-25 (44-68165) из GВ I/32 "Bourgogne", Сент-Дизье, 1945 год. Зеленая полоса на фюзеляже и зеленый номер на вертикальном оперении обозначают принадлежность к 34-й бомбардировочной эскадре. Вместо американской звезды в опознавательный знак "вписана" кокарда ВВС Франции.
Летающая лаборатория ТРД Atar. Авиакосмическая промышленность Франции на протяжении многих лет использовала для испытаний двигателей различные летающие лаборатории. В 1950 году на снятый с вооружения ВВС Франции B-26G-10-MA (43-34584) установили ТРД Atar. Двигатель размещался в хвостовой части, а воздухозаборники сделали ближе к носовой части.
Этот FK375/"D" "Dominion Revenge" - один из 19 Marauder Mk IA 14-й эскадрильи британских ВВС, базировавшейся в 1942 году в Файяде, Египет. Mk IA этой эскадрильи использовались для ведения морской разведки и борьбы с судоходством.
Один из 100 Marauder Mk II (B-26C-30), сохранивший серийный номер ВВС Армии США. Самолеты варианта Mk II были вооружены четырьмя 12,7-мм пулеметами в носовой части фюзеляжа и отличались крылом увеличенного размаха.
Второй в британских ВВС эскадрильей, перевооруженной на Marauder, стала 39-я. Она получила, наряду с эскадрильями ВВС ЮАР, вариант Mk III (эквивалент B-26F/G). Союзнические эскадрильи действовали в интересах партизан Тито в составе Балканских ВВС.
"04" на вертикальном оперении обозначает принадлежность самолета к группе GB I/22. Внизу - средиземноморское побережье Франции.
B-26C с эмблемой группы GB I/22 "Maroc" ВВС Свободной Франции из 1-й тактической Воздушной армии США. Снимок сделан во время одного из первых боевых вылетов самолетов с аэродрома в юго-восточной части Франции.
Летчики 31-й бомбардировочной эскадры ВВС Свободной Франции выполняют предполетный осмотр самолета перед боевым вылетом на цели в Италии, Северная Африка, 1943 год.
Летающая лаборатория ТРД Atar. Авиакосмическая промышленность Франции на протяжении многих лет использовала для испытаний двигателей различные летающие лаборатории. В 1950 году на снятый с вооружения ВВС Франции B-26G-10-MA (43-34584) установили ТРД Atar. Двигатель размещался в хвостовой части, а воздухозаборники сделали ближе к носовой части.
O-47A из 126-й наблюдательной эскадрильи Национальной гвардии штата Висконсин. Такая окраска была введена для всех самолетов авиакорпуса Армии и Национальной гвардии США в середине 1940 года.
Один 7,62-мм пулемет установили в правой консоли крыла O-47, еще один такой же пулемет находился на турели в задней кабине.
F-5A, F-5B и конверсии. Один P-38E доработали, а 180 самолетов P-38G построили как разведчики F-5A с пятью фотокамерами в носовой части. Последующий F-5B (на фото, P-38J) совмещал фотоаппаратуру F-5A с планером P-38J-5-LO, был оснащен автопилотом Sperry и стал последним серийным разведчиком; построено 200 (четыре переданы ВМС США как FO-1). Все последующие разведчики являлись конверсиями ранее построенных P-38.
F-4, F-4A. 99 P-38E собрали в варианте невооруженного фоторазведчика F-4 (на фото) с четырьмя фотоаппаратами K-17, размещенными в измененной носовой части. Большинство самолетов использовалось как учебные RF-4. F-4A от F-4 отличался в деталях; построено 20, но в 1943 году их также доработали в RF-4A.
Финальный вариант разведчика - F-5G (на фото), это был P-38L с измененными обводами носовой части для обеспечения большего объема фотоотсека; модернизировано несколько самолетов.
F-86D - вариант всепогодного перехватчика Sabre, вооруженный подфюзеляжной пусковой установкой НАР "воздух-воздух", аналогичной используемой на многих истребителях ВВС США других типов.
Интеграция ТРД Avon на истребитель Sabre оказалась непростой задачей. CAC Sabre (также известны как Avon Sabre) австралийского производства оставались на вооружении ВВС Малайзии до 1980 года. Самолет постройки "Commonwealth" вооружен двумя 20-мм пушками.
Изначально в британских ВВС Mustang использовали в качестве тактического разведчика. После вступления США в войну ВВС очень широко применяли Mustang в боевых действиях, в том числе и как разведчик. На фотографии: один из последних вариантов разведчика - F-6D-25.