North American OV-10 Bronco
Страна: США
Год: 1965


Двухместный противопартизанский самолет и легкий штурмовик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (43)
North American OV-10 Bronco

  В начале 1960-х годов КМП США сформулировал требования к самолету для борьбы с партизанами (COIN), получившему рабочее название LARA (Light Armed Reconnaissance Airplane). В требованиях также оговаривалась возможность использования самолета в качестве передового авианаводчика и как наблюдательного. Закупкам предшествовал конкурс, где "North American" представила самолет NA-300, который и стал в августе 1964 года победителем. По первому контракту построили семь прототипов, первый из них поднялся в воздух 16 июля 1965 года с двумя ТВД Garrett T76. По результатам испытаний размах крыла увеличили на 3,05 м, а мотогондолы с ТВД T76 сместили чуть дальше от фюзеляжа самолета, чтобы снизить уровень шума в кабине. Прототип с крылом увеличенного размаха выполнил первый полет 15 августа 1966 года. На седьмом прототипе использовали альтернативную силовую установку из двух ТВД Pratt & Whitney Canada T74 (военное обозначение ТВД - PT6A).
  Изначально North American (позже Rockwell) OV-10 Bronco отличался необычной компоновкой: высокоплан двухбалочной схемы с прямым крылом постоянной хорды, стабилизатор с рулем высоты соединял законцовки установленных на балках килей. Два члена экипажа размещались в гондоле-фюзеляже тандемом, фонарь большой площади остекления обеспечивал круговой обзор из кабины. В хвостовой части фюзеляжа оборудовали отсек для перевозки двух раненых на носилках в сопровождении одного санитара или же пяти парашютистов.
  Вооружение OV-10 включало четыре фиксированных пулемета M60C калибра 7,62 мм, по два пулемета в каждом обтекателе-спонсоне. Под спонсонами монтировалось четыре пилона грузоподъемностью 272 кг каждый, еще один пилон грузоподъемностью 544 кг разместили под фюзеляжем, а два аналогичных - под крылом.
  Первую партию из 114 самолетов OV-10A заказал КМП США, поставки начались в августе 1967 года. В КМП самолеты использовались для передового авианаведения и для сопровождения вертолетов, а также как легкие вооруженные разведчики. Первыми во Вьетнаме в июле 1968 года появились OV-10A эскадрильи VMO-2. Самолеты Bronco использовали КМП, ВМС и ВВС США. OV-10 быстро показал свое превосходство над другими самолетами - передовыми авианаводчиками.
  Шесть машин, близких к варианту OV-10B, поставили ФРГ, где они эксплуатировались в качестве буксировщиков мишеней. Позже Западная Германия закупила еще 12 OV-10B(Z) с ТРД General Electric J85-GE-4 тягой по 13,12 кН, установленными на пилонах над крылом. На вооружении эти самолеты состояли недолго.
  Компания "Rockwell" разработала несколько модификаций Bronco, в целом очень похожих на OV-10A. В 1971-1974 годах 32 самолета OV-10C поставили ВВС Таиланда, уцелевшие самолеты Таиланд списал в 2000 году. Венесуэла получила 18 самолетов, снятых с вооружения ВВС США, в апреле 1991 года. Летом 2001 года на вооружении ВВС Венесуэлы еще оставались некоторое количество OV-10E. Вариант OV-10F состоит на вооружении ВВС Индонезии. В 1981 году ВВС Марокко получили шесть отремонтированных OV-10A, ранее служивших в КМП США. Дополнительно заказанная партия самолетов для КМП США включала и 24 OV-10A, предназначенных для ВВС Филиппин.
  ВВС США, основываясь на опыте войны во Вьетнаме, видели OV-10 должным образом оснащенным, чтобы самолет мог стать идеальным ночным передовым авианаводчиком и легким штурмовиком. Вариант OV-10A был вполне эффективен, но действовать по коммуникациям противника ночью он не мог. В начале 1970-х годов 15 самолетов OV-10A прошли модернизацию по программе ВВС США "Pave Nail". На самолетах установили специальное оборудование, включавшее лазерный дальномер-целеуказатель, приемник системы LORAN и преобразователь координат LORAN. После возвращения из Вьетнама эти OV-10A Pave Nail вернули в исходную конфигурацию.
  ВМС США несколько раньше ВВС провели аналогичную модернизацию. В 1970 году два OV-10A доработали в прототипы YOV-10D NOGS (Night Observation/Gunship System) с расширенными возможностями по работе ночью и в сложных метеоусловиях. Под фюзеляжем с удлиненной носовой частью монтировалась турель с тепловизионной системой обзора передней полусферы и лазерным дальномером/целеуказателем. В задней части фюзеляжа снизу смонтировали турель с 20-мм пушкой, под крыло добавили еще два пилона для подвески вооружения. К моменту завершения испытаний этих прототипов США покинули Вьетнам, но в 1974 году ВМС заключили с компанией "Rockwell" контракт на разработку и серийное производство OV-10D. Согласно данному контракту в 1979-1980 годах в вариант OV-10D NOS (Night Observation Surveillance) доработали 17 OV-10A Корпуса морской пехоты.
  Самолеты OV-10D применялись против Ирака в ходе операции "Буря в пустыне" 1991 года, два самолета были потеряны в боях. 14 уцелевших машин и 23 OV-10A планировалось модернизировать в единую конфигурацию OV-10D+: усилить конструкцию планера для выполнения взлета и посадки с авианосца, улучшить навигационное оборудование и систему управления вооружением. Сроком завершения модернизации определили конец 1993 года, но план на 1994 год уже предусматривал снятие самолетов с вооружения с передачей части машин гражданским организациям. Несколько самолетов поставили Южной Корее.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  North American (Rockwell) OV-10A Bronco

  Тип: двухместный противопартизанский самолет и легкий штурмовик
  Силовая установка: два ТВД Garrett T76-G-416/417 мощностью по 715 л. с. (533 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 452 км/ч; практический потолок 7315 м; боевой радиус с макс. боевой нагрузкой 367 км
  Масса: пустого снаряженного 3161 кг; максимальная взлетная 6552 кг
  Размеры: размах крыла 12,19 м; длина 12,67 м; высота 4,62 м; площадь крыла 27,03 м2
  Вооружение: баки с напалмом, 227-кг бомбы Mk 82 разных вариантов, НАР калибра 70 и 127 мм, контейнеры с пулеметами и пушками, дымовые и осветительные бомбы общей массой до 1633 кг
USA
Построили семь прототипов YOV-10A, на снимке - второй прототип с бомбами Mk 82 на спонсонах. Кроме прототипов собрали еще две машины для статических испытаний. Размах крыла прототипов был существенно меньше, чем у серийных самолетов.
Самолет Northrop American OV-10 Bronco дополнил O-2 в качестве передового авианаводчика. Bronco имел более мощное вооружение, бронезащиту и протектированные топливные баки. Встроенное вооружение самолета состояло из четырех 7,62-мм пулеметов. На фотографии: OV-10A из 19-й эскадрильи TASS с авиабазы Бьен Хоа в полете над Южным Вьетнамом.
Этот снимок OV-10A был сделан 15 августа 1968 года во время первого боевого вылета в составе ВВС США. Шесть самолетов были отправлены в Бьен-Хоа для 90-дневных боевых испытаний в 19-й эскадрилье TASS. Помимо передового авианаведения ударных самолетов, OV-10 из ВВС также занимались корректировкой огня армейской артиллерии.
Авианаводчик OV-10
Предназначенный для всех видов вооруженных сил OV-10 Bronco поступил на вооружение только американских ВВС и КМП (на переднем плане). Способный применяться как легкий штурмовик, Bronco чаще использовали для передового авианаведения и наблюдения за противником.
North American OV-10 Bronco
Various colour schemes have been adopted for OV-10s. The US Navy aircraft, borrowed from the USMC, make use of an overall field green scheme, with gull grey undersurfaces and a white top wing surface, to aid visibility from the air when the aircraft is operating low down in the forward air controller role.
Various colour schemes have been adopted for OV-10s. The US Marine Corps scheme is similar to the US NAVY but the upper wing surface carries a white panel bordered by olive, and there is also a white panel on the lop tailplane surface.
В дополнение к бортовым пулеметам OV-10 мог нести подвесное вооружение, включая разнообразные блоки НАР на пилонах.
Вариант OV-10A и после Вьетнама продолжал службу в ВВС США, используясь в эскадрильях тактической поддержки (TASS) в качестве самолетов передового авиационного наведения. OV-10 базировались в Западной Германии (601-е авиакрыло TCW в Сембахе с 20-й TASS и 704-й TASS) и Южной Корее (19-я TASS/51-го смешанного авиакрыла в Осане), а также в континентальной части США, включая авиабазы Шоу (21-я TASS/507-го крыла TACW) и Дэвис-Монтан (27-я TASS/602-го TACW). Позднее Bronco появились и на авиабазе Патрик во Флориде. Наиболее часто самолеты несли тактический камуфляж, называемый European One. В конце 1980-х годов задачи передового авиационного наведения были переложены на самолеты Fairchild OA-10A.
A Cessna O-2 and an OV-10A over the Nakhon Phanom range, May 1970.
Rockwell OV-10 Broncos such as this were deployed for the Combat Dragon 2 experiment, but will not be appearing in the OA-X experiment this summer.
European-based OV-10A of the 601st TCW at a UK airshow, early 1980.
Three USAF OV-10As at Ubon in Thailand in April 1971.
Marshalling an OV-10A at Ubon, Thailand. The sponson weapon pylons, the centre-line station and the removable fuselage tailcone are visible.
OV-10s wearing ‘Spraylat’ and stored at the yard of Air Pro/Western International at Davis-Monthan, Arizona, October 1994.
Civil
'Demobbed' OV-10A N97LM at Boise, Idaho, October 1996.
Несколько OV-10A продолжали эксплуатироваться государственными организациями США. Данный самолет использовался на Аляске Бюро по управлению земельными ресурсами. Bronco использовало также Бюро по контролю за оборотом табака, алкоголя, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ США.
Передовой авианаводчик OV-10A стал идеальным самолетом наблюдения за пожарами и управления противопожарными силами. На снимке - самолет департамента лесного хозяйства штата Калифорния.
OV-10A N401DF '310' of the California Department of Forestry at Hemet Valley, 1997.
Acquired in 1993, former US Marine Corps OV-10A BuNo 155401, N409DF/330 (c/n 305-12), is under the management of Cal Fire for the US Department of Agriculture Forest Service. Maintained and operated under contract by DynCorp International, Broncos are used for aerial command and control on fires throughout California. During AFF 2018, nearly half of the 14 Broncos in Cal Fire service were conducting training flights in preparation for the upcoming fire season.
С ноября 1994 года агентство НАСА использовало этот OV-10A для изучения вихревых следов. Самолет, принадлежавший Центру им. Лэнгли (НАСА), базировался в международном аэропорту Мемфиса, с его помощью велось изучение вихревых следов, образовывавшихся при взлете различных авиалайнеров. Исследования проводились совместно с лабораторией им. Линкольна
Thailand
Various colour schemes have been adopted for OV-10s. The Royal Thai Air Force has borrowed USAF camouflage patterns, using brown and two shades of green for its OV-10C with gull grey undersurfaces. USAF OV-10As in Vietnam, however, are gull grey overall with white on the upper surface of the wing.
Externally, the Thai OV-10Cs were similar to the OV-10A; Don Muang June 1971.
Detail view of a Thai OV-10C.
OV-10C "Бронко"
Indonesia
Индонезия стала одним из четырех зарубежных покупателей Bronco, получив по каналам военных поставок 16 машин. Ее самолеты, близкие по конструкции к варианту OV-10A, получили обозначение OV-10F. В 2000-х годах уцелевшие самолеты служили в подразделении Skwadron Udara 1, действуя в качестве передовых авианаводчиков для штурмовиков Hawk Mk 109/209.
Штурмовики "Бронко" - один из самых весомых аргументов индонезийских военных в разговорах с повстанцами.
Phillipines
OV-10 "Бронко" филиппинских ВВС
Venezuela
Rockwell OV-10E Bronco 7970 of the Venezuelan Military Aviation was one of two lost during practice for a military parade on November 22, 2012. The aircraft featured a non-standard extended nose and four-blade propellers.
Cockpit detail of a Venezuelan OV-10.
Venezuela operates both OV-10A (including 1990, ex 68-3795) and OV-10Es, the aircraft reportedly having been upgraded to a common standard
Morocco
One of the six ex-US Marine Corps OV-10A Broncos supplied to the RMorAF in 1981 photographed at Marrakech-Menara.
Venezuelan OV-10A 1990 (ex 68-3795).
Germany
The German OV-10Bs were unique as they were unarmed and all but one was equipped with a single seat in the cockpit, a winch operator residing in the cabin: 99+30 at Lubeck, 1989.
Западная Германия приобрела 18 самолетов Bronco для службы в качестве буксировщиков мишеней для эскадрильи, располагавшейся в Любеке. Первые шесть машин были построены в варианте OV-10B, а остальные 12 - в варианте OV-10B(Z) (первые были переделаны в него позднее). Этот новый вариант отличался наличием ТРД General Electric J85-GE-4 в гондоле над центропланом, дававшим дополнительные 13,13 кН тяги. Фирма "North American Rockwell" изготовила один самолет (на снимке), совершивший первый полет 3 сентября 1970 года. В дальнейшем оснащение машин ТРД проводила фирма "Rhein Flugzeugbau". Bronco несли службу до 1990 года, когда на смену им пришли 10 самолетов Pilatus PC-9B.
OV-10D
Самым совершенным вариантом самолета Bronco был OV-10D, созданный для КМП США. Он получил под носовой частью турельную установку с оборудованием систем FLIR для ночных полетов и лазерного дальномера. Первые два доработанных опытных YOV-10D были оснащены съемной трехствольной 20-мм пушкой M97 на турели (на снимке), что потребовало демонтажа спонсонов. На серийных OV-10D подобная пушка не использовалась.
На варианте OV-10D предусматривалась возможность установки турели с одной трехствольной 20-мм пушкой с боезапасом 1500 снарядов. КМП США использовал самолеты данного типа до 1995 года.
Rockwell International OV-10D Bronco.
This is a previously unpublished image of OV-10G Bronco N3634U (former BuNo 155492) taken shortly before 2011 when it was upgraded to OV-10G+ standard for the Combat Dragon II demonstration.
The distinctive feature of the OV-10D variants was the longer nose, illustrated at Cherry Point, October 1998 on a Marines' example from VMO-1.
United States Special Operations Command (SOCOM) OV-10G+ Bronco 155492 returning from a test flight on May 28, 2015 at Naval Air Station Rota, Spain. It had been shipped to Spain by sea along with OV-10G+ 155481. The aircraft were loaned from NASA for trials in the Combat Dragon II light air support programme with a view to operating in Afghanistan. Testing ended on September 30, 2013, but the aircraft were retained by SOCOM and little was heard of them until their appearance at Rota.