RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 1965

Двухместный противопартизанский самолет и легкий штурмовик

North American OV-10 Bronco

   В начале 1960-х годов КМП США сформулировал требования к самолету для борьбы с партизанами (COIN), получившему рабочее название LARA (Light Armed Reconnaissance Airplane). В требованиях также оговаривалась возможность использования самолета в качестве передового авианаводчика и как наблюдательного. Закупкам предшествовал конкурс, где "North American" представила самолет NA-300, который и стал в августе 1964 года победителем. По первому контракту построили семь прототипов, первый из них поднялся в воздух 16 июля 1965 года с двумя ТВД Garrett T76. По результатам испытаний размах крыла увеличили на 3,05 м, а мотогондолы с ТВД T76 сместили чуть дальше от фюзеляжа самолета, чтобы снизить уровень шума в кабине. Прототип с крылом увеличенного размаха выполнил первый полет 15 августа 1966 года. На седьмом прототипе использовали альтернативную силовую установку из двух ТВД Pratt & Whitney Canada T74 (военное обозначение ТВД - PT6A).
   Изначально North American (позже Rockwell) OV-10 Bronco отличался необычной компоновкой: высокоплан двухбалочной схемы с прямым крылом постоянной хорды, стабилизатор с рулем высоты соединял законцовки установленных на балках килей. Два члена экипажа размещались в гондоле-фюзеляже тандемом, фонарь большой площади остекления обеспечивал круговой обзор из кабины. В хвостовой части фюзеляжа оборудовали отсек для перевозки двух раненых на носилках в сопровождении одного санитара или же пяти парашютистов.
   Вооружение OV-10 включало четыре фиксированных пулемета M60C калибра 7,62 мм, по два пулемета в каждом обтекателе-спонсоне. Под спонсонами монтировалось четыре пилона грузоподъемностью 272 кг каждый, еще один пилон грузоподъемностью 544 кг разместили под фюзеляжем, а два аналогичных - под крылом.
   Первую партию из 114 самолетов OV-10A заказал КМП США, поставки начались в августе 1967 года. В КМП самолеты использовались для передового авианаведения и для сопровождения вертолетов, а также как легкие вооруженные разведчики. Первыми во Вьетнаме в июле 1968 года появились OV-10A эскадрильи VMO-2. Самолеты Bronco использовали КМП, ВМС и ВВС США. OV-10 быстро показал свое превосходство над другими самолетами - передовыми авианаводчиками.
   Шесть машин, близких к варианту OV-10B, поставили ФРГ, где они эксплуатировались в качестве буксировщиков мишеней. Позже Западная Германия закупила еще 12 OV-10B(Z) с ТРД General Electric J85-GE-4 тягой по 13,12 кН, установленными на пилонах над крылом. На вооружении эти самолеты состояли недолго.
   Компания "Rockwell" разработала несколько модификаций Bronco, в целом очень похожих на OV-10A. В 1971-1974 годах 32 самолета OV-10C поставили ВВС Таиланда, уцелевшие самолеты Таиланд списал в 2000 году. Венесуэла получила 18 самолетов, снятых с вооружения ВВС США, в апреле 1991 года. Летом 2001 года на вооружении ВВС Венесуэлы еще оставались некоторое количество OV-10E. Вариант OV-10F состоит на вооружении ВВС Индонезии. В 1981 году ВВС Марокко получили шесть отремонтированных OV-10A, ранее служивших в КМП США. Дополнительно заказанная партия самолетов для КМП США включала и 24 OV-10A, предназначенных для ВВС Филиппин.
   ВВС США, основываясь на опыте войны во Вьетнаме, видели OV-10 должным образом оснащенным, чтобы самолет мог стать идеальным ночным передовым авианаводчиком и легким штурмовиком. Вариант OV-10A был вполне эффективен, но действовать по коммуникациям противника ночью он не мог. В начале 1970-х годов 15 самолетов OV-10A прошли модернизацию по программе ВВС США "Pave Nail". На самолетах установили специальное оборудование, включавшее лазерный дальномер-целеуказатель, приемник системы LORAN и преобразователь координат LORAN. После возвращения из Вьетнама эти OV-10A Pave Nail вернули в исходную конфигурацию.
   ВМС США несколько раньше ВВС провели аналогичную модернизацию. В 1970 году два OV-10A доработали в прототипы YOV-10D NOGS (Night Observation/Gunship System) с расширенными возможностями по работе ночью и в сложных метеоусловиях. Под фюзеляжем с удлиненной носовой частью монтировалась турель с тепловизионной системой обзора передней полусферы и лазерным дальномером/целеуказателем. В задней части фюзеляжа снизу смонтировали турель с 20-мм пушкой, под крыло добавили еще два пилона для подвески вооружения. К моменту завершения испытаний этих прототипов США покинули Вьетнам, но в 1974 году ВМС заключили с компанией "Rockwell" контракт на разработку и серийное производство OV-10D. Согласно данному контракту в 1979-1980 годах в вариант OV-10D NOS (Night Observation Surveillance) доработали 17 OV-10A Корпуса морской пехоты.
   Самолеты OV-10D применялись против Ирака в ходе операции "Буря в пустыне" 1991 года, два самолета были потеряны в боях. 14 уцелевших машин и 23 OV-10A планировалось модернизировать в единую конфигурацию OV-10D+: усилить конструкцию планера для выполнения взлета и посадки с авианосца, улучшить навигационное оборудование и систему управления вооружением. Сроком завершения модернизации определили конец 1993 года, но план на 1994 год уже предусматривал снятие самолетов с вооружения с передачей части машин гражданским организациям. Несколько самолетов поставили Южной Корее.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   North American (Rockwell) OV-10A Bronco

   Тип: двухместный противопартизанский самолет и легкий штурмовик
   Силовая установка: два ТВД Garrett T76-G-416/417 мощностью по 715 л. с. (533 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 452 км/ч; практический потолок 7315 м; боевой радиус с макс. боевой нагрузкой 367 км
   Масса: пустого снаряженного 3161 кг; максимальная взлетная 6552 кг
   Размеры: размах крыла 12,19 м; длина 12,67 м; высота 4,62 м; площадь крыла 27,03 м2
   Вооружение: баки с напалмом, 227-кг бомбы Mk 82 разных вариантов, НАР калибра 70 и 127 мм, контейнеры с пулеметами и пушками, дымовые и осветительные бомбы общей массой до 1633 кг

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 43

    4-я эскадрилья (VAL-4) летала на OV-10A Bronco и выполняла боевые задачи над дельтой Меконга. Самолет использовался как легкий штурмовик, а также как воздушный пост наведения ударных самолетов, базировавшихся на авианосцах, находящихся в акватории Южно-Китайского моря прямо напротив дельты Меконга.

  • Air International 1981-08 / Model enthusiast

    North American Rockwell OV-10A Bronco 67-14641 serving with the 601st Tactical Control Wing, two squadrons of which (the 20th and 704th TASS) fly this type at Sembach, West Germany. The badge on the nose is that of No 315 Squadron of the Koninklijke Luchtmacht (Royal Netherlands Air Force), acquired during an exchange visit.

  • Air International 1981-08 / Model enthusiast

    OV-10A BuNo 155413 of VMO-6, US Marine Corps. Known as the "Tomcats", this unit has detachments at various bases in the Pacific area.

  • Air International 1981-08 / Model enthusiast

    OV-10A Bronco BuNo 155488 of VMO-4, US Marine Reserve, Atlanta, Ga; note overall olive drab finish, compared with olive and white used by VMO-6.

  • Air International 1981-08 / Model enthusiast

    OV-10A Bronco 67-14699 in all-grey finish, with white wing tips, serving with the 20th TASS, one of the Sembach-based squadrons of the 601st Tactical Control Wing.

  • Air International 1981-08 / Model enthusiast

    OV-10A BuNo 155480 serving at the Naval Air Test Center, Patuxent River. Md, with high-visibility markings

  • Air International 1981-08 / Model enthusiast
    Регистрационный номер: D-9546

    OV-10B target tug (drogue in under-fuselage pod, no wing sponsons) used by civil-manned Schiessplatzstaffel (firing-range squadron) at Lubeck, West Germany.

  • Мировая Авиация 68

    Rockwell OV-10 Bronco. Первыми OV-10 успешно применили американцы в Юго-Восточной Азии. Это один из лучших самолетов, изначально разработанных для борьбы с повстанцами. ВВС Марокко получили шесть принадлежавших ранее КМП США самолетов OV-10A в 1981 году,

  • Air International 1981-08 / Model enthusiast

    Side view of OV-10F Bronco No 101 of No 3 Squadron of the Tentara Nasional Indonesia - Angkatan Udara (Indonesian Armed Forces - Air Force) in armed counter-insurgency role.

  • Air International 1981-08 / Model enthusiast

    OV-10E Bronco of the Fuerzas Aereas Venezolanas, as used by three Escuadrilla of the Escuadron de Bombardeo 40.

  • Мировая Авиация 207

    OV-10E на момент поставки являлся одним из самых совершенных в Южной Америке противопартизанских самолетов. В данном регионе 16 самолетов Bronco получили только ВВС Венесуэлы. Первые самолеты поступили в подразделение Escuadron de Bombardeo 40 в мае 1973 года.

  • Авиация и Время 2004-01 / А.Котлобовский, М.Жирохов - Над всей Венесуэлой безоблачное небо

    Этот OV-10A Bronco из 15-й АГСО был сбит над Каракасом 27 ноября 1992г.

  • Мировая Авиация 139

    OV-10E Bronco. В мае 1973 года ВВС Венесуэлы получили первый из 16 OV-10E, поступивших на вооружение дислоцированной в Барселоне бомбардировочной эскадрильи N. Парк машин в 1991 году пополнился 10 снятыми с вооружения ВВС США OV-10A. В ноябре 1992 года Bronco приняли участие в провалившемся мятеже, при этом два самолета сбили зенитным огнем, а два стали жертвами F-16 из 16-й авиагруппы.

  • Air Enthusiast 2006-07 / D.Willis - V for Variety /Air forces/ (2)
    Регистрационный номер: N97LM

    'Demobbed' OV-10A N97LM at Boise, Idaho, October 1996.

  • Мировая Авиация 139
    Регистрационный номер: N646

    Несколько OV-10A продолжали эксплуатироваться государственными организациями США. Данный самолет использовался на Аляске Бюро по управлению земельными ресурсами. Bronco использовало также Бюро по контролю за оборотом табака, алкоголя, огнестрельного оружия и взрывчатых веществ США.

  • Air International 2000-04 / R.Francillon - Civilian Broncos /Commercial aviation/
    Регистрационный номер: N95LM   [4]

    N95LM, one of the six OV-10As operated by the Bureau of Land Management, banks away over the Santa Barbara Channel between the southern California coast and the Channel Islands during a sortie in support of MAFFS tankers of the Air National Guard and Air Force Reserve in May 1996.

  • Air International 2000-04 / R.Francillon - Civilian Broncos /Commercial aviation/
    Регистрационный номер: N95LM   [4]

    Colourful markings applied to the OV-10As used as lead aircraft by the Bureau of Land Management facilitate their spotting by air tanker pilots flying in the smoke and haze near forest fires.

  • Air International 2000-04 / R.Francillon - Civilian Broncos /Commercial aviation/
    Регистрационный номер: N95LM   [4]

    A BLM Bronco and a MAFFS-configured C-130E of the 115th AS, 146th AW, California ANG, fly in trail formation over the Santa Inez Mountains in Southern California during MAFFS training in 1996.

    Другие самолёты на фотографии: Lockheed C-130 Hercules - США - 1954

  • Мировая Авиация 139
    Регистрационный номер: N401DF   [3]

    Передовой авианаводчик OV-10A стал идеальным самолетом наблюдения за пожарами и управления противопожарными силами. На снимке - самолет департамента лесного хозяйства штата Калифорния.

  • Air International 2000-04 / R.Francillon - Civilian Broncos /Commercial aviation/
    Регистрационный номер: N401DF   [3]

    Carrying the full markings of the California Department of Forestry, OV-10A N401DF '310' is an ex-USMC Bronco, BuNo 155457 and is seen here at its Hemet/Ryan Field base on October 10, 1997. Note the 'Ryan Air Attack' script under the cockpit and also the CDF TS-2A Tracker N417DF ‘76’ behind.

    Другие самолёты на фотографии: Grumman S-2 Tracker / TF-1 Trader - США - 1954

  • Air Enthusiast 2006-07 / D.Willis - V for Variety /Air forces/ (2)
    Регистрационный номер: N401DF   [3]

    OV-10A N401DF '310' of the California Department of Forestry at Hemet Valley, 1997.

    Другие самолёты на фотографии: Grumman S-2 Tracker / TF-1 Trader - США - 1954

  • Air International 2018-05 / Airscene
    Регистрационный номер: N409DF

    Acquired in 1993, former US Marine Corps OV-10A BuNo 155401, N409DF/330 (c/n 305-12), is under the management of Cal Fire for the US Department of Agriculture Forest Service. Maintained and operated under contract by DynCorp International, Broncos are used for aerial command and control on fires throughout California. During AFF 2018, nearly half of the 14 Broncos in Cal Fire service were conducting training flights in preparation for the upcoming fire season.

  • Мировая Авиация 165
    Регистрационный номер: N524NA

    С ноября 1994 года агентство НАСА использовало этот OV-10A для изучения вихревых следов. Самолет, принадлежавший Центру им. Лэнгли (НАСА), базировался в международном аэропорту Мемфиса, с его помощью велось изучение вихревых следов, образовывавшихся при взлете различных авиалайнеров. Исследования проводились совместно с лабораторией им. Линкольна

  • Мировая Авиация 165

    Индонезия стала одним из четырех зарубежных покупателей Bronco, получив по каналам военных поставок 16 машин. Ее самолеты, близкие по конструкции к варианту OV-10A, получили обозначение OV-10F. В 2000-х годах уцелевшие самолеты служили в подразделении Skwadron Udara 1, действуя в качестве передовых авианаводчиков для штурмовиков Hawk Mk 109/209.

  • АвиаМастер 2004-05 / М.Жирохов, А.Котлобовский - Небесные войны Индонезии /Горячая точка/ (4)

    Штурмовики "Бронко" - один из самых весомых аргументов индонезийских военных в разговорах с повстанцами.

  • Air Enthusiast 2006-07 / D.Willis - V for Variety /Air forces/ (2)
    Регистрационный номер: 99+30

    The German OV-10Bs were unique as they were unarmed and all but one was equipped with a single seat in the cockpit, a winch operator residing in the cabin: 99+30 at Lubeck, 1989.

  • Мировая Авиация 165
    Регистрационный номер: D-9545   [3]

    Западная Германия приобрела 18 самолетов Bronco для службы в качестве буксировщиков мишеней для эскадрильи, располагавшейся в Любеке. Первые шесть машин были построены в варианте OV-10B, а остальные 12 - в варианте OV-10B(Z) (первые были переделаны в него позднее). Этот новый вариант отличался наличием ТРД General Electric J85-GE-4 в гондоле над центропланом, дававшим дополнительные 13,13 кН тяги. Фирма "North American Rockwell" изготовила один самолет (на снимке), совершивший первый полет 3 сентября 1970 года. В дальнейшем оснащение машин ТРД проводила фирма "Rhein Flugzeugbau". Bronco несли службу до 1990 года, когда на смену им пришли 10 самолетов Pilatus PC-9B.

  • Мировая Авиация 165

    Самым совершенным вариантом самолета Bronco был OV-10D, созданный для КМП США. Он получил под носовой частью турельную установку с оборудованием систем FLIR для ночных полетов и лазерного дальномера. Первые два доработанных опытных YOV-10D были оснащены съемной трехствольной 20-мм пушкой M97 на турели (на снимке), что потребовало демонтажа спонсонов. На серийных OV-10D подобная пушка не использовалась.

  • Мировая Авиация 207

    На варианте OV-10D предусматривалась возможность установки турели с одной трехствольной 20-мм пушкой с боезапасом 1500 снарядов. КМП США использовал самолеты данного типа до 1995 года.
    Rockwell International OV-10D Bronco.

  • Air International 2013-08 / News
    Регистрационный номер: N3634U

    This is a previously unpublished image of OV-10G Bronco N3634U (former BuNo 155492) taken shortly before 2011 when it was upgraded to OV-10G+ standard for the Combat Dragon II demonstration.

  • Air Enthusiast 2006-07 / D.Willis - V for Variety /Air forces/ (2)

    The distinctive feature of the OV-10D variants was the longer nose, illustrated at Cherry Point, October 1998 on a Marines' example from VMO-1.

  • Air International 2015-07 / News

    United States Special Operations Command (SOCOM) OV-10G+ Bronco 155492 returning from a test flight on May 28, 2015 at Naval Air Station Rota, Spain. It had been shipped to Spain by sea along with OV-10G+ 155481. The aircraft were loaned from NASA for trials in the Combat Dragon II light air support programme with a view to operating in Afghanistan. Testing ended on September 30, 2013, but the aircraft were retained by SOCOM and little was heard of them until their appearance at Rota.

Тип фотографий

  • Все фото (117)
  • Боковые проекции (13)
  • Цветные фото (50)
  • Ч/б фото (37)
  • Кабина (6)
  • Рисунки, схемы, чертежи (11)