North American F-100 Super Sabre
Варианты:
North American - F-100 Super Sabre - 1953 - США
Страна: США
Год: 1953


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (55)
North American F-100 Super Sabre

   В 1949 году компания "North American" в инициативном порядке начала проектирование на основе F-86 Sabre нового самолета под рабочим обозначением Sabre 45 (45 - обозначало крыло стреловидностью 45°), способного в горизонтальном полете летать со сверхзвуковой скоростью. Работы шли в течение двух лет, прежде чем 1 ноября 1951 года ВВС США заключили контракт на постройку двух прототипов, обозначенных YF-100 (позже YF-100A) и 110 серийных F-100A Super Sabre. Первый прототип поднялся в воздух 24 апреля 1953 года и уже в первом полете превысил скорость звука. 29 октября 1953 года случилось сразу два важных события: первый полет выполнил первый серийный истребитель, а на прототипе был установлен новый мировой рекорд скорости полета - 1215,04 км/ч. В США F-100 считают первым в мире серийным сверхзвуковым истребителем, что не совсем верно - первым все-таки стал МиГ-19. Первой Super Sabre получило 479-е авиакрыло дневных истребителей; 29 сентября 1954 года оно достигло операционной готовности. На первых серийных F-100A стояли ТРДФ Pratt & Whitney J57-P-7 тягой на форсаже 66,71 кН, однако последние 36 машин получили ТРДФ J57-P-39 с тягой на форсаже 71,15 кН. Улучшенный вариант тактического истребителя-бомбардировщика должен был получить обозначение F-100B, однако обозначение изменили на YF-107A и построили всего три его прототипа с ТРДФ J75. После того, как самолетами Super Sabre укомплектовали два авиакрыла ВВС США, участились летные происшествия, связанные с инерционным вращением, из-за чего пришлось вносить радикальные изменения в конструкцию крыла и вертикального оперения.
   Совершенствование самолета Super Sabre тем временем продолжалось. В серию пошел истребитель-бомбардировщик F-100C (построено 476) с ТРД J57-P-21, системой дозаправки в воздухе и восьмью подкрыльевыми пилонами. Самым массовым вариантом стал ударный F-100D, в конструкцию которого внесли многочисленные изменения, включая установку крыла с закрылками, оборудование внутренних отсеков для аппаратуры РЭБ, установку системы бомбометания с малых высот, позволявшую использовать ядерное оружие. Всего построили 1274 самолета F-100D. Финальный вариант F-100F с тандемным расположением двух членов экипажа был построен в количестве 339 самолетов. К подвариантам относятся небольшое количество разведчиков RF-100A (конверсия F-100A), один TF-100C (переделан из F-100C, являлся прототипом F-100F) и несколько самолетов управления беспилотными мишенями DF-100F (модернизированные F-100F). Три F-100F под обозначением NF-100F принимали участие в различных испытаниях. Шесть F-100F передали ВВС Дании под временным обозначением TF-100F.
   Помимо США, самолеты Super Sabre состояли на вооружении в Тайване (F-100A), Дании и Франции (F-100D, F-100F), Турции (ранее снятые с вооружения в США). ВВС США широко использовали F-100 во Вьетнаме, несколько машин прошли доработку в самолеты РЭБ и самолеты передовых авианаводчиков. На вооружении авиации Национальной гвардии США F-100 оставались до 1980 года. Многие Super Sabre переоборудовали в беспилотные мишени QF-100.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   North American F-100D Super Sabre

   Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
   Силовая установка: один ТРДФ Pratt & Whitney J57-P-21A тягой 75,60 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10670 м - 1390 км/ч или М=1,3; практический потолок 14020 м; стандартная дальность 966 км
   Масса: пустого 9525 кг; максимальная взлетная 15800 кг
   Размеры: размах крыла 11,82 м; длина с ПВД 14,36 м; высота 4,95 м; площадь крыла 35,77 м2
   Вооружение: четыре 20-мм пушки, бомбы, УР и НАР массой до 3402 кг на внешней подвеске
Sixth F-100C 53-1714 wearing a high-visibility white and orange colour scheme denoting assignment to the Air Force Flight Test Center at Edwards AFB, California. It is pictured flying over sparse terrain near its home base early in its career.
Первым настоящим сверхзвуковым истребителем ВВС США стал F-100 с мощным двигателем J57 с форсажной камерой и превосходной тяговооруженностью. Выбор для самолета фюзеляжа большого удлинения улучшал его аэродинамику на сверхзвуковых скоростях. F-100 развивал максимальную скорость до 1,4 М.
F-100D 54-2128 of the 492nd FBS flying over home territory in uncharacteristicaly fine weather. The squadron colour, in this case blue, was carried on the fin.
John Wainwright flies south on a Special Weapons training deployment.
F-100Ds of the 493rd FBS lined up at Wheelus.
The winter of 1957 was a particulary harsh one at Caumont, but it was business as usual.
F-100D 54-2222 at Chaumont in 1956. This was the CO's aircraft and carried the three squadron colours on the tail.
F-100Ds of the 492nd FBS on the flight line at Wheelus in 1957.
F-100D 55-3644 of the 20th TFW based at RAF Wethersfield, Essex, seen overflying the Alps circa 1960. Note the triple squadron colour applied to the fin representing each squadron in the Wing.
The 356th TFS was part of Tactical Air Command, the badge of which is seen here on the tail of F-100D serial 56-3051. The unit was reactivated as a Super Sabre unit in late 1956, having seen a great deal of combat as the 356th Fighter Squadron flying P-51s from the UK during World War Two, after which it was disbanded in 1946.
Первый прототип «Супер Сейбра» после начала испытаний получил бортовой № FW-754. Видно, как работает автоматический предкрылок
F-100D из 481-й истребительной эскадрильи выполняет разворот с переходом в пикирование на цель. На центральном пилоне подвешен контейнер с фотоаппаратом для фиксации результатов нанесенного удара.
A USAF F-100 Super Sabre making a strafing pass against a Viet Cong concentration in the Mekong Delta, South Vietnam.
F-100Ds of the 493rd FBS over central France in 1958.
Jack Tomes en route to Wheelus in 1959 in 56-3226.
Возможно, одним из наиболее известных вариантов "сотки" стал служивший во Вьетнаме истребитель-бомбардировщик F-100D, "засыпавший" позиции врага ракетами, бомбами и напалмом.
Американские истребители-бомбардировщики F-100D «Супер Сейбр» на одной из авиабаз Южного Вьетнама. Первая половина 1960-х гг.
Данный F-100D несет обозначения 416-й тактической истребительной эскадрильи. Хорошо заметен изменившийся цвет хвостовой части фюзеляжа - следствие высокотемпературного теплового воздействия турбореактивного двигателя J57.
Истребитель-бомбардировщик F-100C из 188-й тиаэ ВВС США проходит над аэродромом Ту Хоа. Южный Вьетнам, начало 1968 г.
Вооруженный 227-кг бомбами Mk 82 самолет F-100D ВВС США направляется к цели. F-100 широко использовались в начале операции "Rolling Thunder", но позднее район их действия ограничили Южным Вьетнамом.
Звено истребителей-бомбардировщиков F-100D из 481-й тиаэ ВВС США над Южным Вьетнамом. Фото 1965-1966 гг.
Super Sabre активно воевали во Вьетнаме. Двухместные F-100F часто использовались в качестве передовых авианаводчиков и самолетов прорыва ПВО с применением тактики "Wild Weasel".
Самолет North American F-100 Super Sabre чаще других машин оказывал поддержку американским войскам во время вьетнамской войны. На фотографии F-100 сбрасывает бомбу на предполагаемое замаскированное укрепление противника.
Истребитель North American F-100 Super Sabre стал символом "внутренней" войны. Во Вьетнаме они выполнили более 300 000 боевых вылетов.
Во Вьетнаме летчики «Супер Сейбров» широко использовали напалмовые баки
A North American F-100 Super Sabre on a bombing mission against Viet Cong positions. Forty F-100s were used in the first Operation Rolling Thunder air attack, which took place at Xom Bong on March 2, 1965. Two of them were lost to enemy ground fire.
«Супер Сейбр» ВВС США уходит после сброса напалма. Южный Вьетнам. Начало 1960-х гг.
Истребитель-бомбардировщик F-100D «Супер Сейбр» ВВС США сбрасывает зажигательные баки с напалмом. Южный Вьетнам, 1968 г.
Удары по партизанам обычно выполнялись с малых и предельно малых высот - чаще всего с применением напалма. На фотографии - F-100 сбросил контейнеры с напалмом в регионе Бак Лю в дельте реки Меконг.
Три F-100D из 614-й эскадрильи "Lucky Devils" перед очередным боевым вылетом. Эскадрилья действовала во Вьетнаме с 18 сентября 1966 года по 31 июля 1971 года, потери составили 13 самолетов.
F-100F из состава 416-й тиаэ ВВС США на южновьетнамском аэродроме Пху Кет, лето-осень 1967 г.
Armourers prepare F-100D, 55-3722, for a combat sortie from Phu Cat Air Base, South Vietnam. The aircraft was hit by 37mm anti-aircraft fire and crashed near Hue on July 14, 1968. The pilot ejected and was rescued.
Ремонтные работы на F-100D ВВС США. Южный Вьетнам, начало 1968 г.
Панорама южновьетнамской авиабазы Бьен Хоа в феврале 1966 г. Справа видны A-1, слева F-100D и на переднем плане - недавно прибывшие F-5 4503-й тиаэ ВВС США
View of the parking area at Bien Hoa in early January 1966 showing two of the workhorses of the USAF during the early years of the Vietnam War: F-100 Super Sabres and A-1 Skyraiders. They made room for the Skoshi Tiger Project in a tightly-packed base.
Two of the famous ‘Century’ series on display at Dobbins are an F-100D on the left, and an F-105G Thunderchief, both in Vietnam-period camouflage.
Среди пилотажных «Супер Сейбров» заметен один с черным хвостом
F-100D из пилотажной авиагруппы ВВС США «Тандербердс», конец 1960-х гг.
В полете T-38 и F-100
Один из первых двухместных «Уайлд Уизлов» - самолет F-100F ВВС США, использовавшийся для борьбы с северовьетнамскими РЛС. Авиабаза Корат, Таиланд, декабрь 1965 г.
Экипаж американского F-100F занимает места в кабине. Одна из авиабаз на территории Южного Вьетнама, начало 1968 г.
France
Another European user of the Super Sabre, France's Armee de I'Air received 88 F-100Ds and 12 F-100Fs; the example illustrated was operating with ECU, the principal operator of the type.
Turkey
F-100
F-100C-20-NA ВВС Турции в экспозиции Музея авиации в Анкаре
A Turkish Air Force F-100F used as a 'chase plane during the meet
Denmark
F-100D-15-NA из 727-й АЭ Королевских ВВС Дании. Авиабаза Каруп, 1963 г.
The Flyvevabnet (Royal Danish Air Force) was one of three European air forces to receive Super Sabres through US Military Aid Programmes. No longer in service, they were operated by ESK 725, 727 and 730 until the arrival of Saab Drakens and GD F-16s. A two-seat F-100F is illustrated.
F-100F-15-NA из 730-й АЭ Королевских ВВС Дании. Великобритания, Иовилтон, 3 июля 1973 г.
Experimantal
В исследовательских целях использовалось несколько самолетов, обозначенных как JF-100C
NASA modified an F-100 Super Sabre to the JF-100 during the 1960s to test a number of flight regimes. It's shown here on the lake bed at Edwards Air Force base.
One of the several F-100s employed as tar­get tugs by Flight Systems Inc under contract to the USAF.
"Flight Systems Incorporated", дочерняя компания "Tracor", переоборудовала часть F-100F в буксировщики мишеней - они окрашивались в бело-голубой цвет и получали гражданскую регистрацию США. Американские опознавательные знаки также были нанесены на часть самолетов, дислоцированных в Германии до середины 1990-х годов.
QF-100
Colourful markings distinguish the QF-100 target drone, some 300 of which are being procured by USAF.
На закате боевой карьеры F-100 самолеты стали переоборудоваться в мишени. Первый опытный самолет-мишень YQF-100 был переоборудован компанией "Sperry Flight Systems" и облетан в 1979 году, затем последовали второй YQF-100, три QF-100 - для ВВС США, три - для Армии США, а также одна мишень QF-100F. После этого настала очередь основной программы - компания "Tracor" выпустила 72 мишени QF-100D, a "Flight Systems" (подразделение "Tracor") - еще 209 QF-100D/F. На фотографии - QF-100D.
Кроме киля, окрашенного в ярко-красный цвет, и дополнительных антенн, беспилотные QF-100 внешне ничем не отличались от F-100D. В 1990-е годы они использовались в ВВС и Армии США.