McDonnell F-101 Voodoo
Варианты:
McDonnell - F-101 Voodoo - 1954 - США
Страна: США
Год: 1954


Двухместный дальний всепогодный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (37)
McDonnell F-101 Voodoo
  
  К началу войны в Корее американские ВВС оказались перед необходимостью получить в свое распоряжение более современный истребитель сопровождения. Имевшиеся на тот момент истребители, обладая приемлемой дальностью, по боевым и маневренным возможностям не могли на равных соперничать с самолетами МиГ-15, имевшимися в распоряжении северокорейских и китайских летчиков. А те самолеты, которые могли противостоять МиГ-15 на равных, имели незначительную дальность полета. В итоге была заказана разработка усовершенствованного варианта XF-88 - он получил обозначение F-101 Voodoo. Самолет рассматривался в качестве дальнего истребителя сопровождения для бомбардировщиков Convair B-36 из состава Стратегического авиационного командования ВВС США.
  Но дальность F-101 все же была недостаточной для эффективного решения данной задачи. Поэтому, как только стало ясно, что желаемое выдается за действительное, было принято решение отказаться от заказа F-101 для САК ВВС США, а при удовлетворительных оценочных испытаниях самолета сделать заказ на него для Тактического авиационного командования. Первый F-101A поднялся в воздух 29 сентября 1954 года, продемонстрировав во время первого же полета сверхзвуковую скорость. В итоге в начале 1957 года самолет начал поступать на вооружение. Первым получателем новой машины стало 27-е тактическое истребительное авиакрыло ВВС США.
  Как и F3H Demon, Voodoo появился слишком поздно для корейской войны, а истребительные варианты самолета имели лишь ограниченную карьеру в строевых частях. Зато разведывательные варианты самолета оказались весьма востребованы и приняли активное участие в войне во Вьетнаме, а после замены в этой роли McDonnell Douglas RF-4C служили в авиации Национальной гвардии США до середины 1970-х годов.
  RF-101A и RF-101C были переданы также ВВС китайских националистов, а самолеты CF-101B и CF-101F в конце 1961 года поступили на вооружение Королевских ВВС Канады.
  Десять лет спустя оставшиеся в годном к полетам состоянии канадские Voodoo были обменены на партию прошедших капитальный ремонт самолетов ВС США, а последние канадские Voodoo были списаны только в 1987 году.


Варианты

  F-101A: первый серийный вариант с двумя ТРДФ Pratt & Whitney J57-P-13 сухой тягой по 45,36 кН или тягой на форсаже 6804 кг; вооружение - четыре 20-мм пушки и способность нести ядерные боеприпасы массой 735 кг или 1688 кг; построено 77 самолетов
  NF-101A: новое обозначение одного F-101A для летных испытаний турбореактивных двигателей J79-GE-1 компании "General Electric"
  YRF-101A: новое обозначение двух F-101A, ставших прототипами разведывательного варианта самолета; в целом идентичны F-101A, но с удлиненной носовой частью, где разместились шесть аэрофотоаппаратов
  RF-101A: серийный разведывательный вариант - идентичен прототипам; построено 35 самолетов
  F-101B: серийный вариант двухместного всепогодного перехватчика с большой дальностью полета, новой носовой частью фюзеляжа, вмещавшей двухместную кабину с тандемным расположением пилотов, штангой топливоприемника и усовершенствованной системой управления вооружением, позволявшей применять управляемое ракетное вооружение из двух ракет MB-1 Genie с ядерными БЧ и четырех УР Falcon или шести УР Falcon; построено 407 самолетов
  CF-101B: обозначение канадских ВВС для 56 самолетов F-101B, полученных с июля 1961 года
  RF-101B: новое обозначение ВВС США для бывших канадских CF-101B после переоборудования их в двухместные самолеты-разведчики
  TF-101B: учебно-тренировочный вариант F-101B с двойным управлением и сниженными боевыми возможностями, построено 72 самолета
  F-101C: одноместный вариант истребителя, в целом идентичного F-101A, но с усиленной конструкцией для применения Тактическим авиакомандованием в качестве носителя ядерного оружия; построено 47 самолетов
  RF-101C: разведывательный вариант F-101C, в остальном идентичен RF-101A; построено 166 самолетов
  F-101D: перспективный вариант с двигателями General Electric J79; не строился
  F-101E: перспективный вариант с двигателями General Electric J79; не строился
  F-101F: новое обозначение 153 самолетов F-101B после удаления топливозаправочной штанги и установки ИК-системы обнаружения и усовершенствованной системы управления вооружением
  CF-101F: обозначение Королевских ВВС Канады для 10 самолетов TF-101B, полученных в 1961-1962 годах
  TF-101F: новое обозначение самолетов TF-101B после их переоборудования в вариант F-101F
  RF-101G: новое обозначение самолетов F-101A в авиации Национальной гвардии США - в варианте разведчика
  RF-101H: новое обозначение самолетов F-101C в авиации Национальной гвардии США


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  McDonnell F-101B Voodoo

  Тип: двухместный дальний всепогодный истребитель-перехватчик
  Силовая установка: два ТРДФ Pratt & Whitney J57-P-55 тягой на форсаже по 66,17 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12190 м - 1965 км/ч или М=1,85; практический потолок 16 705 м; дальность 2494 кг
  Масса: пустого 13141 кг; максимальная взлетная 23 768 кг
  Размеры: размах крыла 12,09 м; длина 20,54 м; высота 5,49 м; площадь крыла 34,19 м2
  Вооружение: две ракеты MB-1 Genie с ядерной боевой частью и четыре УР типов AIM-4C, -4D или -4G Falcon, либо шесть УР Falcon
F-101
Единственный прототип JF-101A был девятым экземпляром F-101A с двигателями J57-P-53, предназначенными для модели F-101B. 12 декабря 1957 года в полете из серии испытаний "Файруол" JF-101A разогнался до скорости 1943,43 км/ч, отобрав мировой рекорд скорости у британского самолета Fairey Delta 2.
In July 1958 the 81st FBW was redesignated the 81st Tactical Fighter Wing in preparation for deliveries of its new mount, the McDonnell F-101 Voodoo. This example, 56-0027 of the 81st TFW, was one of those that started replacing the F-84Fs in late 1958.
F-101C, фактически идентичный F-101A, разработали для нанесения ядерных ударов на дальности до 1600 км по целям в Советском Союзе и в Восточной Европе. Для максимального приближения к целям 27-е крыло тактических истребителей перевели на базу ВВС Англии Бентуотерс/Вудбридж. По красным полосам на хвосте Voodoo можно определить, что это самолет 78-й эскадрильи тактических истребителей (TFS) из состава 81-го тактического авиакрыла (TFW).
Single-seat fighter (foreground), two-seat (top) and reconnaissance versions of the McDonnell F-101 Voodoo.
F-101B
Первые F-101B выполняли учебные задачи и часто имели металлический носовой обтекатель, где вместо РЛС размещалась аппаратура обеспечения учебных полетов.
Последние в ВВС США машины типа F-101B до 20 сентября 1982 года применялись в Центре вооружения ПВО на базе Тайндол для осуществления радиоэлектронного противодействия (виден контейнер РЭБ). Несколько ранее в том же году последние F-101B Voodoo сдала 111-я эскадрилья истребителей-перехватчиков Национальной гвардии штата Техас.
Двухместный F-101B Voodoo, вооружавшийся ракетами Genie с ядерной боевой частью, в 1960-е годы стал основой парка истребителей-бомбардировщиков большой дальности в ВВС США и Канады.
178-я эскадрилья перехватчиков авиации Национальной гвардии штата Северная Дакота носила название "Нарру HOOLOGANS" и летала на F-101B и F в 1969-1978 годах. Последние Voodoo были сняты с вооружения Национальной гвардии в 1982 году.
В 1974 году срок службы ракет Genie близился к концу, когда экипаж этого перехватчика F-101B BBC Национальной гвардии штата Мэн выполнил пуск ракеты ATR-2A на учениях.
Создание ядерного оружия открыло новую эру в воздушной войне - теперь одной бомбой можно было уничтожить целый город. Одним из самых необычных образцов ядерного оружия стала ракета Genie, предназначенная для нанесения ударов по большим группам советских бомбардировщиков на максимально возможном удалении от их целей в США.
Почти пятая часть F-101B, находившихся в эксплуатации с 1959 по 1969 год, потерпела аварии в результате множества конструктивных недостатков. Эта была самая многочисленная модификация самолетов Voodoo, построенная в количестве 480 машин.
Полет A-12 в сопровождении истребителя F-101. Разведчик выполняет аварийный слив топлива
Самолет F-101B 29-й эскадрильи перехватчиков, включив свои двигатели Pratt & Whitney J57 на форсаж, готов к взлету с авиабазы Малмстром, штат Монтана. 17 эскадрилий ПВО США получили такие машины, последняя - в 1960 году.
F-101B Voodoos in the markings of the 136th Fighter Interceptor Squadron, 107th FIG, an Air National Guard unit at Niagara Falls AFB, NY. Seven A NG squadrons used the Voodoo, the last flying the type until 1983.
Former Kentucky ANG F-101F 56-0312 at Alconbury's Open Day in August 1986.
Bentwater's F-101B 58-0260 underwent a high level of BDR activity.
Разработанный как дальний перехватчик, Voodoo обладал дальностью полета более 2500 км. ПВО Канады получила 66 самолетов Voodoo и эксплуатировала их до конца 1960-х годов.
F-88, задуманный в качестве дальнего истребителя сопровождения стратегических бомбардировщиков, так и не пошел в производство, но стал прообразом для самолета F-101 Voodoo. Первоначально Voodoo также разрабатывался в качестве дальнего истребителя, но служил в трех других ипостасях: ядерный бомбардировщик, тактический разведчик и истребитель ПВО. В этой роли он служил в Канаде до конца 1980-х годов.
A pair of CF-101Bs (serials 101065 and 101043) in service with No 416 Squadron
No 416 Squadron’s CF-101B serial 101043 in its special scheme for the 60th anniversary, with the inscription "Lynx Squadron Canada”. Note the overall white finish with black trim, compared with the standard overall high gloss grey.
The standard overall high gloss grey on serial 101065 of No 416 Squadron.
Самолеты с двойным управлением, отправленные в Канаду, имели обозначение CF-101F. На снимке: машина, принадлежавшая 425-й эскадрилье. И в F-101F, и в CF-101F оператор РЛС имел ограниченные возможности по пилотированию. Он не мог управлять закрылками, форсажем, выпуском шасси и тормозами.
Данный самолет окрашен в серый цвет самолетов системы ПВО и несет новые национальные опознавательные знаки.
Voodoo из второй партии, переданной Канаде, получили новые национальные опознавательные знаки, включая новый вариант флага и слово "Canada" на фюзеляже.
The F-16 Fighting Falcons from the 388th TFW proved well capable of defending themselves in the course of the exercises, Canadian participation in which included CF-101 Voodoos from three squadrons. As shown some of the CF-101s were flown in a makeshift camouflage with green poster paint applied over the basic finish; it proved surprisingly effective, but ground crews prayed regularly for no rain!
One of the second batch of CF-101Bs supplied to Canada - as revealed by the fairing ahead of the windscreen for the IR detection scanner. This example served with No 416 Squadron at Chatham.
"Hawk One Canada" was the CF-101B specially painted by No 409 Squadron for events commemorating the 60th anniversary of the RCAF in 1984.
One of several photographs provided by Jeff Rankin-Lowe depicts the colourful CF-101F at the London (Ontario) International Air Show in 1984. The inscription "Lark One Canada" on the fuselage was matched by "Alouette Un Canada" on the starboard side.
EF-101B - канадский "самолет-агрессор" со специальной электронной аппаратурой - был почти полностью окрашен в черный цвет и стал последним Voodoo, эксплуатировавшимся канадскими ВВС. До конца 1980-х он нес службу, а затем оказался в музее в Миннесоте.
Canada's 133rd Voodoo, the EF-101B serial 101067 used by No 414 Squadron as an ECM target from CFB North Bay; it is expected to remain in service for another year or two.
RF-101
35 RF-101A, изначально предназначавшихся для Управления стратегической авиации США, в итоге служили в Управлении тактической авиации. При проведении операции "Boom Town" в октябре 1959 года отмечалась временная передача восьми RF-101A тайваньским ВВС.
Two RF-101Cs of the 38th TRS over France in 1959.
RF-101C с конца 1957 года поставлялись в 432-ю авиагруппу тактической разведки. Годом позже их перевели в 363-е крыло тактической разведки, чьи обозначения видны на этом самолете. Самолеты 363-го авиакрыла совершили 82 боевых разведывательных полета над Кубой во время "ракетного кризиса".
RF-101C поставлялись в 432-ю группу тактической разведки в Шоу с конца 1957 года. На следующий год их перевели в 363-е крыло тактической разведки, чьи обозначения видны на этом самолете. В это крыло вошли две эскадрильи (20-я и 29-я TRS) и учебная часть (441-я CCTS). Самолеты из Шоу совершили 82 боевых вылета на разведку во время Кубинского кризиса 1962 года.
RF-101C 56-0072, one of the first to arrive for the 38th TRS.
At an Open House at Ramstein in 1965; RF-101C 56-0072 with its camera doors open for inspection.
The first McDonnell RF-101 Voodoos arrived in South-east Asia in October 1961 and stayed for almost ten years.
Для разведчиков RF-101 полеты в воздушном пространстве ДРВ оказались серьезным экзаменом.
RF-101C был первым реактивным самолетом ВВС США, выполнявшим задания в Юго-Восточной Азии в составе 15-й и 45-й эскадрилий тактической разведки в Сайгоне (отряд "Пайп Стем") и Дон Муанге (отряд "Эйбл Мейбл") с ноября 1961 года. На этих самолетах сразу же появился камуфляж, а опознавательные знаки уменьшили в размере.