Описание
Страна : США
Год : 1946
Одноместный штурмовик корабельного и берегового базирования
Варианты
- Douglas - AD / A-1 Skyraider - 1946 - США
- Douglas - AD-3W - 1949 - США
Douglas AD и А-1 Skyraider
Главный конструктор "Douglas El Segundo" Эдвард Хайнеман, недовольный самолетами семейства XBTD, решил спроектировать более простую машину. В итоге 18 марта 1945 года в воздух поднялся XBT2D-1, ставший впоследствии AD-1 Skyraider и прослуживший долгую и яркую карьеру. Причем AD-1 стал самым большим одноместным боевым самолетом, находившимся тогда в серийном производстве. Самолет представлял собой свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом, с шасси с хвостовым колесом и полностью адаптированный к эксплуатации на авианосцах. В составе силовой установки был использован звездообразный двигатель Wright R-3350 - меньший, чем R-4360, примененный на конкурирующих образцах. Хотя внутренний объем был достаточно большой, вооружение размещалось лишь на внешней подвеске - например, крыло, у которого для облегчения базирования на авианосцах внешние секции были выполнены складывающимися, получило по семь точек подвески под каждой консолью. Опыт боев Второй мировой войны показал, что одной из наиболее важных характеристик самолета данного класса является способность применять широкую номенклатуру средств поражения. Машина оказалась настолько удачной, что до завершения серийного выпуска в 1957 году были собраны 3180 самолетов.
Опоздав на Вторую мировую войну, AD-1 успел к началу войны в Корее, где его большая боевая нагрузка и способность находиться в воздухе по 10 часов резко контрастировали с малой боевой нагрузкой и незначительной продолжительностью полета первых реактивных самолетов, применявшихся в конфликте. Оказался востребованным Skyraider и во Вьетнаме. Модификации с AD-1 по AD-4 отличались друг друга незначительно, но AD-5 имел более широкую пилотскую кабину, что позволило разместить в ней двух человек, а также оснащался РЛС APS-20A, а часть машин - еще и заднюю, вторую, кабину для двух-трех операторов средств РЭБ. На базе AD-5 были также созданы медицинский, грузовой, транспортный варианты, а также буксировщик воздушных мишеней. AD-6 и AD-7 представляли собой улучшенные одноместные модификации, значительная часть одноместных машин использовалась французскими ВВС в ходе боевых действий в Алжире. В течение 1962 года оставшиеся самолеты семейства AD получили новое обозначение - A-1 разных модификаций. И во Вьетнаме 1-я авиагруппа специального назначения Тактического авиационного командования ВВС США весьма успешно использовала самолеты вариантов A-1E, A-1H и A-1J.
Варианты
XBT2D-1N: два из 25 прототипов и опытных самолетов XBT2D-1, модифицированные в прототипы трехместных ночных штурмовиков с двумя операторами РЛС, расположенными в отсеке за высокорасположенной пилотской кабиной; РЛС находилась в гондоле под левой консолью крыла, а под правой - поисковый прожектор
XBT2D-1P: одноместный прототип самолета XBT2D-1 для аэрофоторазведки
XBT2D-1Q: один двухместный XBT2D-1, переоборудованный в постановщик помех; РЛС и дипольные отражатели располагались в гондолах, а оператор систем РЭБ находился внутри фюзеляжа
AD-1: серийный вариант со звездообразным ПД R-3350-24W мощностью 2500 л.с. (1864 кВт), вооруженный двумя 20-мм пушками и возможностью подвески до 3629 кг различных боеприпасов (построено 242 самолета)
AD-1Q: двухместный самолет - постановщик помех, созданный на базе XBT2D-1Q (построено 35 машин)
XAD-1W: один самолет XBT2D-1, переоборудованный в прототип трехместного самолета раннего обнаружения, с двумя операторами РЛС, находившимися в основной кабине за пилотом, и поисковым радаром в громадном обтекателе под фюзеляжем
XAD-2: один самолет XBT2D-1, переоборудованный в прототип усовершенствованного штурмовика; вначале обозначался как BT2D-2 и оснащался звездообразным ПД R-3350-26W мощностью 2700 л.с. (2014 кВт)
AD-2: улучшенная модель штурмовика, с обтекателями ниш шасси, увеличенным запасом топлива и другими небольшими изменениями (построено 156 самолетов)
AD-2D: неофициальное обозначение дистанционно-управляемых ЛА для получения радиоактивных проб после проведения ядерных испытаний
AD-2Q: двухместный вариант самолета AD-2 для радиопротиводействия (построена 21 машина)
AD-2QU: один самолет AD-1Q, переоборудованный в буксировщик мишеней
XAD-3: варианте газотурбинным двигателем GETG-100. Также предлагались варианты с двумя двигателями Allison 500, либо Westinghouse 24С или 19XB, либо даже двухтурбинные силовые установки разработки компании "Douglas"
AD-3: обозначение модели AD-2 с удлиненными амортизаторами шасси, перепроектированным фонарем кабины пилота, улучшенным воздушным винтом и т.д. (построено 125 машин)
AD-3E и AD-3S: противолодочные варианты; AD-3E - поисковый самолет, а AD-3S - ударный; два AD-3W были переоборудованы в AD-3E и два AD-3N - в AD-3S; хотя на испытаниях был подтвержден высокий потенциал системы, в последующем программа пошла по иному пути - один AD-3S был переоборудован в поисково-ударную машину с РЛС APS-81 в гондоле под левой консолью крыла, с увеличенным запасом средств поражения
AD-3N: трехместный вариант ночного штурмовика AD-3 (построено 15 машин)
AD-3QU: буксировщик мишеней; машины поставлялись как самолеты РЭБ AD-3Q, но имели оборудование Mk 22 для буксировки мишеней (построено 23 машины)
AD-3W: трехместный вариант AD-3 для раннего обнаружения воздушных объектов с системами, за основу которых были взяты системы самолета XAD-1W (построена 31 машина)
AD-4: основная серийная модель Skyraider; оснащена звездообразным ПД R-3350-26WA мощностью 2700 л.с. (2014 кВт) и автопилотом; усовершенствован фонарь кабины пилота (построено 372 машины)
AD-4B: специализированный вариант AD-4 с возможностью применения ядерного оружия; использовалась техника бомбометания "через плечо"; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек (28 самолетов переоборудованы из AD-4, а вновь построено 165 машин)
AD-4L: вариант AD-4, оснащенный противообледенительной системой; вооружение на крыле было увеличено до четырех 20-мм пушек (переоборудованы 63 самолета)
AD-4N: трехместный вариант ночного штурмовика AD-4 с оборудованием серии "S" для поиска подводных лодок (построено 307 машин)
AD-4NA: обозначение 100 самолетов AD-4N, с которых было снято оборудование ночного штурмовика, чтобы дать возможность нести более тяжелую бомбовую нагрузку (применялись в Корее); вооружены четырьмя 20-мм пушками; в 1962 году получили новое обозначение - A-1D
AD-4NL: вариант AD-4N, идентичный AD-4L (переоборудовано 36 машин)
AD-4Q: двухместный вариант AD-4 для радиопротиводействия (построено 39 самолетов)
AD-4W: трехместный вариант AD-4 - самолет раннего обнаружения; 50 машин были переданы ВМС Великобритании под обозначением Skyraider AEW.Mk 1, а 118 оставшихся у ВМС США самолетов получили оборудование для раннего обнаружения подводных лодок (построено 168 самолетов)
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Douglas AD-7 (A-1J) Skyraider
Тип: одноместный штурмовик корабельного и берегового базирования
Силовая установка: один звездообразный ПД Wright R-3350-26WB Duplex Cyclone мощностью 2800 л. с. (2088 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6095 м - 552 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1830 м - 314 км/ч; начальная скороподъемность 985 м/мин; практический потолок 7740 м; дальность с максимальной боевой нагрузкой 1448 км
Масса: пустого 5486 кг; максимальная взлетная 11340 кг
Размеры: размах крыла 15,25 м; длина 11,84 м; высота 4,78 м; площадь крыла 37,19 м2
Вооружение: четыре 20-мм пушки M3 в крыле, плюс до 3629 кг авиационных средств поражения на одном подфюзеляжном и 14 подкрыльевых узлах подвески
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 2008-05 / А.Богданов, А.Котлобовский - Адью, Алжир! (3)
Штурмовик Douglas AD-4 Skyraider из эскадрильи EC 20 ВВС Франции. 1960г.
-
Aviation Historian 22 / A.Delalande - All the president's men
Douglas AD-4N Skyraider BuAer No 126956 (c/n 7756), coded “45” in GPG service and registered TR-KMP, was one of the first batch delivered to Gabon, in February 1976. After a period in France as F-AZDQ, it went to the USA, where it is displayed at the USS Alabama Museum in Mobile, Alabama.
-
АвиаМастер 2003-01 / М.Жирохов - Чадская эпопея Муаммара Каддафи /Горячая точка/
AD-4NA "Скайрейдер" ВВС Чада.
-
Aviation Historian 33 / A.Grandolini - On the wings of the Hansa (1)
By mid-1965, following a number of friendly-fire incidents, all AVRK AD-4Ns, including Bu No 125762 seen here, received an oblique identification band - red outlined in blue, Cambodia’s national colours - around the rear fuselage to distinguish them from South Vietnamese and American Skyraiders.
-
АвиаМастер 2006-08 / М.Жирохов, Ч.Кампонг - Опаленные джунгли Камбоджи /Из истории воздушных войн/ (1)
"Скайрейдер" кхмерских королевских ВВС, 1970г.
-
Авиация и Время 1995-05 / А.Чечин, Н.Окалелов - Корейский дебют "Скайрейдера" /Аэроархив/ (1)
AD-4Q (сер. N 124056) из состава CAW-17, авианосец Franklin D.Roosvelt, 1948г.
-
АэроХобби 1994-04 / А.Чернышев - Огонь над Вьетнамом /Авиация в локальных конфликтах/ (5)
A-1H из состава 83-й авиагруппы спецназначения, которой командовал генерал Нгуен Као Ки (будущий вице-президент Южного Вьетнама), авиабаза Тан Сон Нхут, 1965г.
-
История Авиации 2003-02 / Д.Кондратков - Расплавленное небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (10)
A-1H (сер. N 137456, код AK-409) из состава VA-176, пилот - младший лейтенант Уильям Т.Паттон, который 9 октября 1966г. огнем 20-мм пушек сбил МиГ-17.
-
История Авиации 35 / А.Булах - Тухлая солонина /Дискуссионный клуб/ (2)
Американский легкий бомбардировщик-штурмовик A-1H "Скайрейдер" младшего лейтенанта Уильяма Т.Паттона из состава эскадрильи VA-176 с авианосца "Интрепид". 9 октября 1966 г. в воздушном бою Уильям Т.Паттон сбил огнём 20-мм пушек вьетнамский МиГ-17.
-
Мировая Авиация 112
Данный A-1H принадлежал коммандеру Биллу Филипсу, когда он был командиром 52-й штурмовой эскадрильи, приписанной к авианосцу "Тикондерога". В период 1964-1966 годов 52-я эскадрилья совершила две командировки во Вьетнам.
-
Авиация и Время 1995-05 / А.Чечин, Н.Окалелов - Корейский дебют "Скайрейдера" /Аэроархив/ (1)
AD-6 (сер. N 139758) эскадрильи VA-16, авианосец Lake Chaplain, 1957г.
-
Авиация и Время 1995-05 / А.Чечин, Н.Окалелов - Корейский дебют "Скайрейдера" /Аэроархив/ (1)
AD-6 (сер. N 135243) эскадрильи VA-52 Knight Riders, авианосец Ticonderoga, 1963г.
-
Авиация и Время 1995-05 / А.Чечин, Н.Окалелов - Корейский дебют "Скайрейдера" /Аэроархив/ (1)
AD-5 (сер. N 132636) ВВС Южного Вьетнама, 1966г.
-
Мировая Авиация 22
A-1G Skyraider. Этот A-1G в серо-белой окраске американских ВМС является типичным представителем самолетов из подразделений SOS, занимавшихся непосредственной поддержкой наземных войск во Вьетнаме. A-1G, у которого наблюдатель сидел рядом с пилотом также широко использовался в ходе спасательных операций, прикрывая вертолеты HH-3 и HH-53 ВВС США.
-
Мировая Авиация 22
Штурмовик A-1H из эскадрильи VA-176 "Bumblebee" ("шмель") с ее эмблемой на киле. Самолеты этого подразделения ВМС США одержали довольно необычную для штурмовиков воздушную победу, сбив в октябре 1966 года северовьетнамский истребитель МиГ-17.
-
Авиация и Космонавтика 2019-08 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (4)
В полете A-1H «Скайрейдер» из эскадрильи VA-152 ВМФ США с авианосца «Орискани». Побережье Вьетнама, середина 1960-х гг.
-
Aeroplane Monthly 1998-09 / F.Mormillo - High country - low turnout
Steve Hinton flying the Cinema Air Jet Center AD-4N Skyraider which is on loan to The Air Museum “Planes of Fame” Grand Canyon.
-
Авиация и Космонавтика 2019-09 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (5)
В полете пара A-1H из эскадрильи VA-176 ВМФ США с авианосца «Интрепид». Юго-Восточная Азия, середина 1960-х гг.
-
Aeroplane Monthly 1998-09 / F.Mormillo - High country - low turnout
Mike de Marino flying the “Planes of Fame” F6F-5 Hellcat along with the Cinema Air Skyraider, piloted by Steve Hinton.
Другие самолёты на фотографии: Grumman F6F Hellcat - США - 1942
-
Авиация и Космонавтика 2021-09 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (25)
Штурмовик A-1H «Скайрейдер» из эскадрильи VA-25 ВМФ США над Тонкинским заливом. Фото января-марта 1968 г.
-
Мировая Авиация 113
Одним из самых впечатляющих экспонатов коллекции является грозный AD-4N Skyraider, который, как и многие другие военные самолеты, имеет впечатляющий послужной список. Этот самолет, прежде чем попасть в собрание Салиса, успел послужить в ВВС Франции и Габона.
-
Мировая Авиация 215
Регистрационный номер: G-RADR Этот самолет AD-4NA, G-RADR, бывший G-RAID (BuNo. 126 922), ныне является собственностью Тима Манна. Это один из нескольких Skyraider, окрашенных в цвета эскадрильи VA-176. В 1960 году самолет поступил на вооружение ВВС Франции, а ранее эксплуатировался Корпусом морской пехоты США; из Франции машина попала в Габон.
-
Авиация и Космонавтика 2019-08 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (4)
Посадка «Скайрейдера» A-1H на палубу «Мидуэя». Тонкинский залив, осень 1965 г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (6)
Посадка «Скайрейдера» на палубу авианосца «Мидуэй». Тонкинский залив, осень 1965 г.
-
Мировая Авиация 196
16 февраля 1955 года ВМС США выпустили документ MIL-C-18263 (AER), предписывающий всем подразделениям, имеющим самолеты Skyraider, сменить темно-синюю окраску своих машин на серый цвет на верхних поверхностях и белый - на нижних. Этот A-1H в новой окраске из эскадрильи VA-54 был сфотографирован на борту авианосца "Филиппин Си". После окончания Второй мировой войны большинство старых авианосцев было выведено в резерв из-за значительного сокращения расходов на ВМС. Но многие из них были расконсервированы всего несколько лет спустя, чтобы принять участие в войнах в Корее и Вьетнаме.
-
Мировая Авиация 199
Выруливает A-1H из эскадрильи VA-115 "Arabs", авианосец "Ханкук", район Вьетнама, июнь 1967 года. На внутренних пилонах подвешены 127-мм НАР Zuni, на внешних - блоки НАР калибра 70 мм.
-
Авиация и Космонавтика 2019-08 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (4)
«Скайрейдеры» A-1H и A-1E на палубе американского авианосца «Мидуэй». Тонкинский залив, осень 1965 г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-08 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (4)
«Фантомы» и «Скайрейдеры» на палубе американского авианосца «Мидуэй». Тонкинский залив, осень 1965 г.
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F-4 Phantom II - США - 1958
-
Авиация и Космонавтика 2020-08 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (15)
A-4C, F-8 и A-1 на палубе авианосца «Бон Омм Ричард».Тонкинский залив. Вторая половина 1960-х гг.
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas A-4 Skyhawk - США - 1954Vought F8U / F-8 Crusader - США - 1955
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
Douglas AD-1 Skyraider
-
Мировая Авиация 32
Самолет Douglas A-1 Skyraider оказывает помощь сухопутным войскам США. Такие задачи A-1 выполнял эффективно благодаря возможности длительного патрулирования, небольшой скорости и значительной боевой нагрузке.
-
Авиация и Космонавтика 2021-07 / М.Никольский - Скоростные вертолеты для армейской авиации США
Поисково-спасательный вертолет HH-53 в сопровождении пары «Скайрейдеров» направляется на очередное задание. Южный Вьетнам, вторая половина 1960-х гг.
Другие самолёты на фотографии: Sikorsky CH-53 / S-65 Sea Stallion - США - 1964
-
Авиация и Космонавтика 2021-04 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (21)
Штурмовик A-1 «Скайрейдер» ВВС США
-
Aeroplane Monthly 1991-08 / F.Mormillo - Skyraiders galore
An overdue but welcome entrant to the warbird circuit is the Douglas A-1 Skyraider. Frank B. Mormillo's photograph features Jay Cullum's AD-4N (foreground) and David Price's AD-6 in Vietnam War USAF camouflage shortly after filming scenes for the movie Flight of the intruder. They were photographed during the ferry flight from Long Beach Harbor to Chino Airport after their return from Hawaii, in the hands of Kevin Eldridge and Steve Hinton.
-
Авиация и Космонавтика 2020-02 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (9)
Майор Бернард Фишер у своего «Скайрейдера» на аэродроме Плейку, 1966 г.
-
Авиация и Космонавтика 2019-07 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (3)
Американский пилот одной из эскадрилий спецопераций ВВС США во Вьетнаме на фоне A-1H. Середина 1960-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2020-02 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (9)
Американский штурмовик A-1H на аэродроме Плейку, 1966 г.
-
Мировая Авиация 215
Фотография экс-габонского AD-4NA сделана в 2000 году на авиабазе Нэллис, самолет принадлежит Роберту Хекендорфу из Денвера. Машина летает вместе с O-1, A-37 и O-2 из "команды Вьетнамской войны".
-
Мировая Авиация 215
Машина "Naked Fanny" принадлежит компании "Able Dog LLC" из Монтаны. Ранее самолет состоял на вооружении ВВС Франции, использовался в Алжире, Мозамбике и Чаде. Восстановлен в 1989 году,
-
Авиация и Космонавтика 2023-12 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (42)
Трофейный A-1H в военном музее Ханоя. Окраска экспонатов далека от оригинальной
-
Мировая Авиация 215
Регистрационный номер: F-AZDQ Этот AD-4NA (BuNo. 126956) поступил на вооружение ВВС Франции в 1960 году, в 1978-1984 годах он состоял на вооружении в Габоне. В настоящее время самолет несет окраску эскадрильи VMC-1 и является собственностью Дж. Берре.
-
Мировая Авиация 215
Регистрационный номер: F-AZED Когда этот самолет BuNo.126 922 принадлежал знаменитому Жану Салису, он имел регистрацию F-AZED. В 1985-1991 годах самолет базировался во Франции.
-
Air Enthusiast 1998-09 / F.Mormillo - Tanker 55
Planes of Fame President Steve Hinton and crew chief Kyle Rohman flying 44-35323 in company with Dick Bertea’s Douglas AD-4N Skyraider during The Air Museum’s November 1997 monthly ‘Special’, this one commemorating the warbirds of the Korean War.
Другие самолёты на фотографии: Douglas A-26 / B-26 Invader - США - 1942
-
Мировая Авиация 201
Основной базой Skyraider КМП в Корее был аэродром K-47 Чунчон, где с 1953 года базировалась эскадрилья VMA-121. На протяжении всей войны это подразделение было задействовано в ударных операциях.
-
Мировая Авиация 201
Использовавшийся ВМФ и КМП США для различных целей, Skyraider пользовался заслуженной популярностью и был самым грозным из ударных самолетов, принимавших участие в конфликте. Он мог нести бомбы любого калибра и назначения, НАР и даже торпеды.
-
Aeroplane Monthly 1986-01 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (1)
Одноместный штурмовик AD-6 вобрал в себя боевой опыт американской палубной ударной авиации, полученный в годы Второй Мировой войны на Тихом океане. Этот самый крупный боевой одноместный самолёт с поршневым двигателем имел массу положительных качеств - достаточно высокую скорость (свыше 500 км/ч), высокую прочность и живучесть конструкции, а также весьма внушительную боевую нагрузку составлявшую почти три тонны бомб и реактивных снарядов, что в то время делало «Скайрейдер» почти идеальным противопартизанским самолётом.
Not all South Vietnamese Skyraiders were camouflaged. Note the napalm canisters in the foreground. -
Мировая Авиация 22
Семь эскадрилий VNAF были вооружены штурмовиками Skyraider. Большинство из них несли бело-серую окраску. Однако авиаторы нередко наносили на фюзеляжи своих машин полосы со сложными орнаментами, чтобы отличать их от самолетов других эскадрилий.
-
Авиация и Космонавтика 2019-08 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (4)
Стратегический разведчик «Локхид» U-2 на южновьетнамской авиабазе Тан Шон Нят. Фото 1965 г. На заднем плане видны «Скайрейдеры» ВВС Южного Вьетнама и B-57B ВВС США
Другие самолёты на фотографии: Lockheed U-2 - США - 1955Martin B-57 Canberra - США - 1953
-
Авиация и Время 2017-03 / Н.Околелов - Созданный для стратегической разведки (самолет Lockheed U-2)
U-2B на авиабазе Бьенхоа. Южный Вьетнам, 1964 г.
Другие самолёты на фотографии: Lockheed U-2 - США - 1955Martin B-57 Canberra - США - 1953
-
Авиация и Космонавтика 2019-11 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (7)
В полете южновьетнамский штурмовик A-1H. Вторая половина 1960-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2019-12 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (8)
Штурмовик A-1E VNAF, 1973-1975 гг
-
Мировая Авиация 51
ВВС Южного Вьетнама получили большое количество Skyraider, которые принимали активное участие в боевых действиях в Камбодже вплоть до окончания войны. На снимке: три AD-6 Skyraider несут легкие фугасные бомбы и баки с напалмом, применявшиеся для поражения больших скоплений личного состава противника.
-
Мировая Авиация 215
С 1962 года многие сотни Skyraider были переданы ВВС США, а более 180 самолетов получили ВВС Южного Вьетнама, где ими вооружили шесть эскадрилий. Снимок одноместных A-1H Skyraider сделан в мае 1966 года над дельтой Меконга, самолеты вооружены 45-кг осколочными бомбами и баками с напалмом
-
Авиация и Космонавтика 2019-07 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (3)
Звено A-1E ВВС Южного Вьетнама. Начало 1960-х гг.
-
Aeroplane Monthly 1986-02 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (2)
A Skyraider of the Vietnamese Air Force 522nd Squadron stationed at Tan Son Shut. The Chinese character on the nose is based on the ace in a pack of cards.
-
Мировая Авиация 215
Необычный камуфляж должен был свести к минимуму вероятность визуального обнаружения Skyraider. Для самолетов, круглосуточно использовавшихся как штурмовики и машины передовых авианаводчиков над Лаосом и Камбоджей, это было очень важно. На фотографии - самолет 83-й специальной оперативной группы ВВС Южного Вьетнама. Ранее этот A-1H состоял на вооружении авиации ВМС США.
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (1)
A-1H «Скайрейдер» из 514-й аэ VNAF. Середина 1960-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (1)
Бравый южновьетнамский пилот на фоне своего "Скайрейдера"
-
Мировая Авиация 215
Регистрационный номер: F-AZFN В США, Великобритании и Франции имеется довольно большое количество пригодных к полетам Skyraider, принадлежащих частным лицам. Помимо самолетов, купленных в Габоне и Чаде, коллекционеры в 1970-е годы приобретали машины на базе хранения ВВС Франции. В частные руки также перешло несколько самолетов ВВС Южного Вьетнама, перелетевших в Таиланд. Самолет F-AZFN ранее использовался в Чаде, позже он прошел ремонт во Франции. На нем нанесены опознавательные знаки ВВС Франции. Машина принимала участие в нескольких авиашоу "Летающие легенды", проводившихся в Даксфорде.
-
Авиация и Космонавтика 2020-01 / М.Путников - Аэрошоу Meeting de l'Air 2019
Регистрационный номер: F-AZHK
-
Aviation Historian 22 / A.Delalande - All the president's men
Регистрационный номер: TR-KMO, TR-KMP [2] Jacques Borne in TR-KMP and Pierre Grosjean in TR-KMO during a GPG Skyraider patrol. Originally BuAer No 126922, TR-KMO went to France after its GPG retirement and on to the UK as G-RAID, as which it flew with The Fighter Collection from 1993. Now owned by Kennet Aviation at North Weald, this hardy survivor still flies today on the UK register as G-RADR.
-
Aviation Historian 22 / A.Delalande - All the president's men
North American T-6s of the GPG taxy out for a demonstration flight during a national parade at Libreville. In the background are five Skyraiders and the GPG’s Embraer EMB-110 Bandeirante.
Другие самолёты на фотографии: Embraer EMB-110 Banderiante - Бразилия - 1968North American T-6 Texan / AT-6 Harvard - США - 1935
-
Aviation Historian 22 / A.Delalande - All the president's men
The Gabonese Presidential Guard (GPG) fleet beside the hangars at Libreville in the early 1980s, before the retirement of the unit’s Douglas Skyraiders in 1982.
Другие самолёты на фотографии: Aerospatiale Puma / SA.330 - Франция - 1965Beechcraft Model 45 / T-34 Mentor - США - 1948Fouga CM.170 Magister - Франция - 1952North American T-6 Texan / AT-6 Harvard - США - 1935Piper Navajo PA-31 / Chieftain / Cheyenne - США - 1964Sud-Aviation Alouette III / SA.316 / SA.319 - Франция - 1959
-
Aviation Historian 22 / A.Delalande - All the president's men
The pilots of the GPG and Escadrille Nationale Tchadienne (ENT) Skyraiders used against rebel FROLINAT forces in Chad in July 1977 pose beside an AD-4N at Faya-Largeau. From left to right: Pierre Grosjean (ENT); Rene Gras (GPG); Michel Fayolle (ENT) and Jacques Borne (GPG). Grosjean joined the GPG permanently in 1978.
-
Мировая Авиация 55
A-1 Skyraider
-
Мировая Авиация 189
Радикальной модернизацией Skyraider стал вариант AD-5, превративший штурмовик в двухместный бомбардировщик. AD-5 ВМС и ВВС США широко применялись во Вьетнаме, где особенно востребованной оказалась большая продолжительность полета самолета.
-
История Авиации 2002-01 / Д.Кондратков - Расплавленное небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (4)
К началу 1966г. война в Индокитае уже велась "по всем правилам" и потому спасательные вертолеты HH-3 приходилось высылать только в сопровождении "Скайрейдеров".
Другие самолёты на фотографии: Sikorsky CH-3 Jolly Green Giant - США - 1963
-
Мировая Авиация 112
A-1E изначально создавался как противолодочный самолет, он имел экипаж из двух человек - пилота и оператора специальных систем. Но над Вьетнамом (на фото) самолету пришлось действовать как штурмовику, зачастую - только с пилотом на борту.
-
Авиация и Космонавтика 2023-01 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (36)
Американский штурмовик «Скайрейдер» в полете над Южным Вьетнамом. Начало 1970-х гг
-
Авиация и Космонавтика 2019-12 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (8)
Американский штурмовик A-1E атакует наземную цель в Южном Вьетнаме, январь-февраль 1966 г.
-
Мировая Авиация 22
Уже освободивший свои пилоны двухместный A-1E пикирует через легкую облачность, чтобы обстрелять бойцов Вьетконга из четырех 20-мм пушек.
-
Мировая Авиация 30
Большой, медлительный и маломаневренный штурмовик A-1 Skyraider оказался идеальным противопартизанским самолетом. Их использовали ВВС Южного Вьетнама, ВВС и ВМС США.
-
Мировая Авиация 26
Воздушные операции во Вьетнаме проводились как противоповстанческая кампания против Вьетконга. Для беспорядочных вылетов против неуловимого противника, скрывающегося под покровом джунглей, устаревшие винтовые самолеты вроде A-1 Skyraider были более эффективны, чем скоростные реактивные машины.
-
Авиация и Космонавтика 2019-07 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (3)
A-1E уходит, сбросив напалм. Южный Вьетнам, середина 1960-х гг.
-
Мировая Авиация 22
На фоне впечатляющего заката штурмовик Douglas A-1E возвращается над рисовыми полями на свою базу, после удара по позициям Вьетконга на полуострове Ка May. Skyraider оказался идеальным самолетом для борьбы с партизанами, способным нести большую боевую нагрузку и наносить точные удары. Причем эти самолеты могли патрулировать над районом цели много часов.
-
Мировая Авиация 215
Дебют восстановленного в Чино неокрашенного A-1E состоялся в 1997 году на шоу в ознаменование 40-летия CAF ("Confederate Air Force") в Мидленде. Самолет получен из Таиланда.
-
Авиация и Космонавтика 2020-02 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (9)
Американский штурмовик A-1E на аэродроме Плейку, 1966 г.
-
Мировая Авиация 215
До 1975 года EA-1E находился на хранении на авиабазе Мемфис, в 1975 году самолет купил Гарри Доан, а в 1991-1993 годах машина прошла реставрацию в Чино по заказу "Antique Airplanes". Это один из нескольких пригодных к полетам самолетов, ранее состоявших на вооружении ВМС США.
-
Aeroplane Monthly 1986-05 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (5)
An ECM-equipped EA-1F Skyraider from VAW-13 about to be launched from the USS Oriskany.
-
Мировая Авиация 53
Skyraider показал себя не просто как отличный штурмовик, а как многоцелевой самолет, способный решать широкий круг задач. Одним из многих вариантов стал самолет постановки радиопомех EA-1F.
-
Мировая Авиация 22
Одним из нововведений войны во Вьетнаме была объемно-детонирующая бомба BLU-76/B Pave Pat II, способная поражать большие площади. На снимке: один из таких боеприпасов под крылом штурмовика Skyraider, стоящего на собранной из стальных полос взлетной полосе авиабазы Нахон Фаном.
-
Aeroplane Monthly 1986-01 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (1)
The two-seater Douglas A-1E Skyraiders of the South Vietnamese Air Force were usually flown by joint USAF-Vietnamese pilots.
-
Мировая Авиация 171
C-47 VNAF на стоянке с вьетнамским A-1 Skyraider. Самолеты ранее принадлежали ВВС США и были переданы VNAF.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
Air Enthusiast 2003-05 / W.Thompson - Skoshi Tiger
Панорама южновьетнамской авиабазы Бьен Хоа в феврале 1966 г. Справа видны A-1, слева F-100D и на переднем плане - недавно прибывшие F-5 4503-й тиаэ ВВС США
View of the parking area at Bien Hoa in early January 1966 showing two of the workhorses of the USAF during the early years of the Vietnam War: F-100 Super Sabres and A-1 Skyraiders. They made room for the Skoshi Tiger Project in a tightly-packed base.Другие самолёты на фотографии: North American F-100 Super Sabre - США - 1953Northrop F-5A Freedom Fighter - США - 1963
-
Air Enthusiast 2006-05 / Round-Out
Fantastic view of Bangkok on May 10,1971. Visible are five C-47s/DC-3s in various states of ‘health'; Carvair LN-NAA; seven Pilatus Turbo-Porters; a Volpar Beech 18; seven dismantled T-28 Trojans and what could be a Skyraider in the hangar.
Другие самолёты на фотографии: Aviation Traders ATL.98 Carvair - Великобритания - 1961Beechcraft Model 18 / C-45 Expeditor - США - 1937Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935North American T-28 Trojan - США - 1949Pilatus PC-6 Porter / Turbo Porter - Швейцария - 1959
-
Aviation Historian 33 / A.Grandolini - On the wings of the Hansa (1)
An extremely rare colour photograph showing the various types in service with the AVRK in 1968. Lined up on the taxiway at Pochentong are a total of seven Douglas C-47s; two Ilyushin Il-14s; four MD.315 Flamants; four T-28D Trojans, ten AD-4N Skyraiders and two MiG-17Fs - an extraordinary mix of Western and Soviet aircraft types
Другие самолёты на фотографии: Dassault MD-311/MD-315 Flamant - Франция - 1947Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935North American T-28 Trojan - США - 1949Ильюшин Ил-14 - Россия - 1950МиГ МиГ-17 / МиГ-17Ф - Россия - 1950
-
Мировая Авиация 191
Первый Skyraider носил обозначение XBT2D-1 Dauntless II. Впервые показанный самолет произвел впечатление на наблюдателей огромным размером своего винта, законцовка лопасти которого в верхней точке находилась на расстоянии более 4,8 м от земли. Летчик-испытатель в каске - Лаверн Браун, получивший известность благодаря своим воздушным трюкам в фильме, где он изображал героя комиксов 1930-х годов "Tailspin Tommy".
-
Мировая Авиация 191
Самолеты после XBT2D-1 Dauntless II не оснащались коком винта. Это незначительное внешнее изменение было сделано фирмой "Douglas" для максимального снижения массы машин по сравнению с основным конкурентом - Martin Mauler. Позднее обозначение BTD сменили на AD, что отражало новое назначение самолета - штурмовик.
The Prototype Douglas XBT2D-1 Single-seat Naval Attack which is now in production as the AD-1. -
Авиация и Время 1995-05 / А.Чечин, Н.Окалелов - Корейский дебют "Скайрейдера" /Аэроархив/ (1)
Опытный самолет XBT2D-1
-
Мировая Авиация 193
XBT2D-1. С июня 1945 года по май 1948 года ВМС США получили 25 самолетов XBT2D-1. Эти машины, заказанные по контракту от июля 1944 года, использовались в качестве опытных и для оценочной эксплуатации. Вооружение - две 20-мм пушки и до 3629 кг средств поражения на внешней подвеске. Две машины позже переоборудовали в XBT2D-1N - прототип трехместного ночного штурмовика с РЛС под крылом.
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
The Prototype Douglas XBT2D-1 Single-seat Naval Attack Monoplane (2,400 h.p. Wright R-3350-24 engine).
-
Мировая Авиация 195
Установить в хвостовой части фюзеляжа фотоаппаратуру массой 18 кг было возможно всего за 20 минут (на фотографии - XBT2D-1P).
-
Мировая Авиация 193
AD-1. Первый серийный Skyraider, AD-1, был облетан 5 ноября 1946 года. Всего выпущено 242 самолета, вооружение и силовая установка которых идентичны варианту XBT2D-1. В результате изменений, внесенных в конструкцию машины, ее максимальная взлетная масса возросла до 8178 кг. Первые подразделения, вооруженные самолетами Skyraider, находились в составе Атлантического флота - штурмовые эскадрильи VA-3B и VA-4B, приписанные в июне 1947 года к авианосцу "Франклин Д. Рузвельт". До своего первого боевого похода самолеты прошли комплекс квалификационных проверок на эскортном авианосце "Сицилия". Последний AD-1 поступил в войска в августе 1949 года.
-
Мировая Авиация 191
AD-1 в темно-синей окраске, являвшейся стандартом для морских самолетов того времени. На машинах раннего выпуска створки не полностью закрывали основные стойки шасси, оставляя колеса уязвимыми для поражения.
-
Мировая Авиация 193
AD-2. Один XBT2D-1 был переоборудован в прототип более мощной и тяжелой модификации Skyraider - на машину установили двигатель Wright R-3350-26W. Данная модификация позже стала известна как AD-2 - в течение 1948 года ВМС США получили 156 таких самолетов, отличавшихся значительной частью нового оборудования, включая усиленную конструкцию машины, створки ниши уборки колес шасси, модифицированную кабину, а также увеличенный запас топлива. В 1954 году AD-2 был продемонстрирован в варианте самолета для тушения лесных пожаров - огнетушащая смесь находилась в модифицированных баках для напалма емкостью 946 л.
-
Мировая Авиация 196
Пикирующий AD-2 Skyraider демонстрирует один из предлагавшихся (но так и не выбранных) вариантов вооружения для Skyraider. На внешних пилонах под крылом подвешено 12 НАР HVAR (High-Velocity Aircraft Rockets), а на внутренних - две 298-мм ракеты класса "воздух-поверхность" Tiny Tim.
-
Мировая Авиация 191
Несмотря на размеры самолета, установленный на AD-2 Skyraider (на снимке) двигатель Wright R-3350-14 мощностью 2300 л. с. (1715 кВт) обеспечивал ему высокие характеристики.
-
Мировая Авиация 189
Конструкция первых Skyraider не выдерживала жестких посадок на авианосцы, но на AD-2 (на снимке) ее усилили. На фотографии хорошо виден отклоненный тормозной щиток большой площади.
-
Мировая Авиация 196
Skyraider раннего выпуска без тактических обозначений и и характерных следов выхлопа за капотом двигателя во время испытательного полета. Он несет вторую схему камуфляжа, выбранную для семейства Skyraider - серый ("gull-grey") цвет на верхних поверхностях и белый - на нижних.
-
Авиация и Время 1995-05 / А.Чечин, Н.Окалелов - Корейский дебют "Скайрейдера" /Аэроархив/ (1)
Самолет РЭБ AD-1Q. Под крылом подвешен контейнер с РЛС AN/APS-4
-
Мировая Авиация 193
AD-1Q. В ВМС США поступили 35 Skyraider, получивших обозначение AD-1Q и являвшихся двухместным самолетом РЭБ, - установленное на них оборудование было идентично тому, что испытывалось на XBT2D-1Q (последний в семействе XBT2D-1). Изображенный здесь самолет несет авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты, а под крылом - контейнеры РЭБ.
-
Мировая Авиация 201
AD-4N, созданный для ночных атак и противолодочных операций, отличался контейнером РЛС под крылом и кабиной оператора в задней части фюзеляжа. В Корее самолет использовался для ночных ударов по шоссе и железным дорогам.
-
Авиация и Время 1995-05 / А.Чечин, Н.Окалелов - Корейский дебют "Скайрейдера" /Аэроархив/ (1)
Самолеты 5-й авиагруппы на борту авианосца "Вэлли Фордж". На переднем плане - AD-2Q Skyraider, декабрь 1951г.
-
Мировая Авиация 195
23 самолета Skyraider заказали в варианте буксировщика мишеней AD-3QU, но в итоге все самолеты собрали в двухместном варианте РЭБ AD-3Q.
-
Мировая Авиация 193
AD-3. Сначала обозначение AD-3 присвоили "турбинному" Skyraider (с ТВД), предложенному в 1947 году и в итоге ставшему XA2D-1, а затем обозначение AD-3 получила третья основная серийная модификация AD. Построено 125 самолетов, отличавшихся новым шасси, фонарем кабины, воздушным винтом и системой охлаждения двигателя.
-
Авиация и Время 1996-01 / А.Чечин, Н.Окалелов - Корейский дебют "Скайрейдера" /Аэроархив/ (3)
AD-3 (серийный номер 122737) "Hefty Betty" (порядочная Бетти) эскадрильи VA-923 вернулся на авианосец "Орискани". Октябрь 1951г.
-
Мировая Авиация 193
AD-3N - первый серийный ночной штурмовик семейства Skyraider и основной подвариант AD-3. В сентябре 1949 года - мае 1950 года построено 15 самолетов, из которых два были переоборудованы в противолодочные AD-3S, которые предполагалось применять вместе с самолетами AD-3E - противолодочным вариантом AD-3W. Последний играл роль "следопыта и охотника", а первый выступал "убийцей" и мог применять глубинные бомбы, а также сохранил способность действовать в ночных условиях.
-
Мировая Авиация 195
Ударный AD-3S (на фотографии) дополнял поисковый противолодочный AD-3E. Для потопления обнаруженных субмарин также планировалось использовать штурмовики AD-4N. Помощь в поиске подводных лодок самолетам AD-3E оказывали AD-4W.
-
Авиация и Время 1995-05 / А.Чечин, Н.Окалелов - Корейский дебют "Скайрейдера" /Аэроархив/ (1)
AD-4 с подвешенными 225-кг бомбами и 127-мм НУРС "Холли Мозес". Авианосец "Вэлли Фордж", июль 1950г.
-
Авиация и Время 1995-06 / А.Чечин, Н.Окалелов - Корейский дебют "Скайрейдера" /Аэроархив/ (2)
AD-4 с подвешенными НУРС HVAR, "Тайни Тим" и 500-фт бомбой
-
Мировая Авиация 199
Типичной боевой нагрузкой Skyraider являлись неуправляемые ракеты и 454-кг бомбы.
-
Мировая Авиация 193
AD-4B. Самолет вначале выпускался путем доработки стандартных AD-4 - усиленная конструкция позволяла применять ядерные боеприпасы бомбометанием с кабрирования. До стандарта AD-4B переоборудовали 28 самолетов AD-4, а еще 165 по данному варианту достроили на заводе. Один AD-4B (№ 132 363) во время перегонки на Атлантический флот сделал остановку 21 мая 1953 года в Далласе. Там, поднявшись в воздух со взлетной массой 12129 кг, он установил мировой рекорд по взлетной массе для однодвигательных самолетов. После поступления на вооружение ВМС США самолета A-4, способного нести ядерные боеприпасы, и специализированного ударного варианта A-5, "ядерные" задачи с AD-4B сняли.
-
Мировая Авиация 201
VMA-121 стала первой в морской пехоте эскадрильей с самолетами Able Dog, переброшенной в Корею. На фюзеляже самолета изображено огромное количество отметок о боевых вылетах.
Успешное применение Skyraider в Корее, где он в основном использовался для непосредственной поддержки, и разработка новой тактики применения обеспечили самолету длительную боевую карьеру. -
Мировая Авиация 193
AD-4. Вариант строился в наибольшем количестве и первоначально разрабатывался в восьми различных подвариантах, включая самолет РЭБ AD-4Q, а также модификации AD-4L и AD-4NL для действий в зимних условиях и на Корейском ТВД, соответственно. Внизу изображен первый самолет, получивший обозначение AD-4 (№ 122 853) и отличавшийся наличием автопилота, доработанными посадочным гаком и лобовым остеклением кабины. Выпущено 372 самолета в базовой конфигурации.
-
Мировая Авиация 193
AD-4NA (A-1D). Один из наиболее интересных вариантов Skyraider получался из AD-4N путем удаления оборудования, характерного для ночного штурмовика. Самолет применялся в Корее, мог нести дополнительное количество авиабомб и отличался четырьмя 20-мм пушками в крыле. Другой модификацией, специально доработанной под требования корейской войны, стал AD-4L, выпущенный в количестве 63 машин, - в данный стандарт дорабатывались ранние варианты. AD-4L имел четыре пушки и получил противообледенительную систему.
-
Мировая Авиация 193
AD-6 (A-1H). "Douglas" выпустила 713 одноместных штурмовиков AD-6, являвшихся усовершенствованным вариантом AD-4B, доработанным для бомбометания с малых высот и оснащенным усовершенствованными бомбодержателями (впервые применены на AD-5). На AD-6 конструкторы вернулись к одноместной высокорасположенной кабине с каплевидным фонарем. AD-6 преимущественно предназначался для решения задач в светлое время суток, так что наличие второго члена экипажа считалось не обязательным. Примечательно, что когда AD-5 из состава ВВС США совершали дневные вылеты в небе Кореи, очень часто второй член экипажа оставался на земле.
-
Air Pictorial 1957-01 / Air Pictorial's photo-review
YET ANOTHER SKYRAIDER variant is this first production AD-7 (BuAer. 142010a) finished in "gull grey". Delivery commenced 1st August 1956.
-
Мировая Авиация 193
AD-4N. Вариант трехместного ночного штурмовика на базе AD-4, построено 307 самолетов. 100 этих машин позже переоборудовали в специализированные AD-4NA (затем A-1D), а 38 самолетов стали AD-4NL. Изображен самолет, на котором Джей Каллум в 1988 году участвовал в авиагонках в Рино (Reno National Championship Air Races). Самолет окрашен в цвета 176-й штурмовой эскадрильи времен вьетнамской войны, к началу которой поздние модификации Skyraider, от A-1D до A-1J, несли унифицированные опознавательные знаки ВС США.
-
Aeroplane Monthly 1988-11 / M.Oakey - Grapevine
Регистрационный номер: OO-FOR Bigger than your average warbird: Eric Vormezeele's Douglas AD-4N Skyraider OO-FOR made its UK display debut at West Mailing's 7th Great Warbirds Air Display on August 29, 1988.
-
Мировая Авиация 193
AD-7 - последняя серийная модификация семейства Douglas Skyraider, отличавшаяся от AD-6 силовой установкой (Wright R-3350-26WB вместо R-3350-26WA), усиленным шасси, доработанной моторной рамой и отъемными частями крыла усиленной конструкции. К концу 1962 года самолет получил обозначение A-1J, но строился в небольшом количестве - всего 72 машины. Последний самолет данной модификации покинул завод в Эль-Сегундо 18 февраля 1957 года. В отличие от модификаций A-1E, A-1G и A-1H времен вьетнамской войны вариант A-1J никогда на вооружение ВВС США не поступал. Другой особенностью было то, что у него не было ни одного подварианта.
-
Aviation Historian 27 / S.Rivas - South of the Border
One of the COAN Corsairs taxies past a row of parked US Navy Douglas Skyraiders at NAS Atlanta in the early summer of 1957, before embarking on the epic 11-aircraft ferry flight from Georgia to Argentina via Texas, Mexico, Nicaragua, Panama, Ecuador and Peru. Note the anchor insignia on the Corsair’s upper wing surfaces.
Другие самолёты на фотографии: Vought F4U Corsair - США - 1940
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
A US Navy Douglas AD-5 Skyraider landing on HMS Victorious.
-
Авиация и Космонавтика 2019-07 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (3)
Штурмовики A-1H и A-4B на палубе авианосца «Интерпид» в Тонкинском заливе. Начало 1960-х гг.
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas A-4 Skyhawk - США - 1954
-
История Авиации 39 / В.Антипин, А.Булах, Д.Кондратков - Небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (2)
На палубе авианосца CVA-19 «Хэнкок» в ходе его первого похода к берегам Индокитая можно было видеть наряду с таким будущим ветераном вьетнамской кампании как штурмовик «Скайрейдер» и, готовившихся к списанию, истребители «Демон».
Другие самолёты на фотографии: McDonnell F3H Demon - США - 1951
-
Авиация и Время 2008-05 / А.Богданов, А.Котлобовский - Адью, Алжир! (3)
Лучшим противопартизанским самолетом оказался Skyraider
-
Авиация и Космонавтика 2013-05 / К.Кузнецов, Г.Дьяконов - Главный калибр (3)
Палубный штурмовик «Скарейдер» и атомная бомба BOAR.
-
Авиация и Космонавтика 2013-07 / К.Кузнецов, Г.Дьяконов - Главный калибр (5)
Штурмовик «Скайрейдер» с атомной ракетой BOAR.
-
Мировая Авиация 199
Одноместный A-1H из подразделения VA-165 "Boomers" перед взлетом с авианосца "Интрепид", 20 мая 1966 года, недалеко от побережья Вьетнама.
-
Мировая Авиация 201
Skyraider из эскадрильи VA-702 взлетает с авианосца "Кирсардж", чтобы нанести удар по целям в Корее. Одним из достоинств самолета была его способность действовать с борта небольших авианосцев.
-
Авиация и Космонавтика 2012-06 / В.Ильин - Палубный штурмовик Макдоннелл-Дуглас A-4 (1)
Дуглас AD (A-1) "Скайрейдер"
-
Мировая Авиация 189
AD-2 Skyraider с тремя 454-кг бомбами взлетает с авианосца "Вэлли Фордж", Корея. Самолеты применялись для нанесения ударов по наземным целям, но майор Джордж Линнемейер из КМП США отличился 15 июня 1953 года - сбил северокорейский По-2.
-
Авиация и Время 1996-01 / А.Чечин, Н.Окалелов - Корейский дебют "Скайрейдера" /Аэроархив/ (3)
AD-4Q (серийный номер 124055, пилот л-нт Джо Каги) эскадрильи VF-194 с авианосца "Боксер" после отказа двигателя совершил вынужденную посадку на воду. 16 июля 1953г.
-
Мировая Авиация 201
Пилот вооруженного бомбами Skyraider с авианосца "Боксер" (CVA-21) готовится атаковать два важных моста через реку Чангин
-
Aeroplane Monthly 1984-05 / R.Riding - Unscheduled arrival
Douglas AD-4N Skyrider 124156, owned and operated by Jimmie MacMillan of Breckenridge, Texas. Photograph by MICHAEL O'LEARY
-
Aeroplane Monthly 1991-05 / R.Paver - Tico 1991
Регистрационный номер: NX91945 Harry Doan’s Douglas AD-4NA Skyraider NX91945 over Eastern Florida, with Doan at the controls. The aircraft is one of four former Armee de I’Air Skyraiders imported into the USA by the late Jack Spanich in the late Seventies, and is based at Daytona Beach in Eastern Florida.
-
Авиация и Космонавтика 2013-07 / К.Кузнецов, Г.Дьяконов - Главный калибр (5)
Штурмовик «Скайрейдер» с атомной ракетой BOAR.
-
Авиация и Космонавтика 2021-09 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (25)
Штурмовик A-1H «Скайрейдер» из эскадрильи VA-25 ВМФ США над Тонкинским заливом. Фото января-марта 1968 г.
-
Мировая Авиация 189
На фоне аэродинамически "чистых" реактивных современников очень шумный, вечно грязный из-за потеков масла Skyraider, что называется, не смотрелся. На фотографии - A-1H из 22-й эскадрильи сил специальных операций, вооруженный кассетными бомбами, блоками НАР и контейнерами с пулеметами. Самолет выглядит несколько угловатым.
-
Авиация и Время 2020-02 / С.Брадич - Бронированный "Бородавочник" (Штурмовик Fairchild-Republic A-10)
Среди предшественников A-10 были поршневой штурмовик A-1 Skyraider и «противопартизанский» самолет OV-10 Bronco
-
АэроХобби 1994-01 / А.Чернышов - Огонь над Вьетнамом /Авиация в локальных конфликтах/ (2)
Штурмовик A-1H эскортирует спасательный вертолет HH-53 над Северным Вьетнамом.
Другие самолёты на фотографии: Sikorsky CH-53 / S-65 Sea Stallion - США - 1964
-
Aeroplane Monthly 1986-06 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (6)
Odd bedfellows. Two Skyraiders from the 6th SOS escort an HH-3E of the 37th ARRS on a rescue mission.
Другие самолёты на фотографии: Sikorsky CH-3 Jolly Green Giant - США - 1963
-
Aeroplane Monthly 1986-07 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (7)
An AC-119K gunship over Laos, escorted by A-1 Blood, Sweat and Tears from the 1st SOS.
Другие самолёты на фотографии: Fairchild C-119 Flying Boxcar - США - 1947
-
Aeroplane Monthly 1991-08 / F.Mormillo - Skyraiders galore
Jay Cullum's AD-4N (foreground) and David Price's AD-6 in Vietnam War USAF camouflage shortly after filming scenes for the movie Flight of the intruder. They were photographed during the ferry flight from Long Beach Harbor to Chino Airport after their return from Hawaii, in the hands of Kevin Eldridge and Steve Hinton respectively.
-
Aeroplane Monthly 1991-08 / F.Mormillo - Skyraiders galore
Steve Hinton flying David Prices AD-6 in its more usual garb, the Korean War US Navy markings of VA-145.
-
Мировая Авиация 196
Ударные варианты Skyraider хорошо проявили себя во время войны в Корее, благодаря своей способности нести большую боевую нагрузку и часами находиться над полем боя. Способность Skyraider с высокой точностью наносить удары бомбами или ракетами (на снимке) позволила сохранить множество жизней американских военных.
-
История Авиации 39 / В.Антипин, А.Булах, Д.Кондратков - Небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (2)
Штурмовик A-1 "Скайрейдер" из состава палубной штурмовой эскадрильи VA-152 в полёте над авианосцем "Корал Си" в Южно-Китайском море осенью 1960 года.
-
Авиация и Космонавтика 2020-07 / Ю.Кузьмин - Дозаправка в воздухе: от первых опытов к первому в мире беспилотному заправщику
A-1 «Скайрейдер» с подвесным контейнером заправляет палубный штурмовик A-4 «Скайхок»
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas A-4 Skyhawk - США - 1954
-
Aviation Historian 3 / J.Winchester - Broken Arrow
The USS Ticonderoga departs Hawaii for its WestPac on October 9, 1965. Ranged forward are Douglas Skyraiders, A-4 Skyhawks and Vought F-8 Crusaders, with Douglas A-3 Skywarriors and a sole Grumman E-1B Tracer of VAW-11 ranged aft. It was on this tour that Lt (jg) Doug Webster was lost along with Skyhawk “472”.
Другие самолёты на фотографии: Douglas A-3 Skywarrior - США - 1952Grumman E-1 / WF-2 Tracer - США - 1956McDonnell Douglas A-4 Skyhawk - США - 1954Vought F8U / F-8 Crusader - США - 1955
-
Авиация и Космонавтика 2020-06 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (13)
Авианосец «Интрепид» у берегов Вьетнама, сентябрь 1966 г. На палубе видны штурмовики A-1 «Скайрейдер» и A-4 «Скайхок», а также вертолет ПСС
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas A-4 Skyhawk - США - 1954Sikorsky H-3 / S-61 Sea King - США - 1959
-
Авиация и Космонавтика 2021-02 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (20)
Вид с авианосца «Орискани» на горящий «Форрестол», 29 июля 1967 г.
-
Авиация и Космонавтика 2020-02 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (9)
А это явно постановочное фото майора Фишера и спасенного им ведомого Майерса сделано уже после 10 марта 1966 г.
-
Aeroplane Monthly 1990-11 / M.Oakey - Grapevine
At North Weald on the weekend of September 15-16, 1990, three Douglas Skyraiders recently sold by Robs Lamplough were put onto low-loaders by Newbreed International and taken to Tilbury docks for shipment to a new owner in the USA.
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (1)
Один из первых A-1H, поступивших в 514-ю аэ VNAF. Начало 1960-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (1)
Главнокомандующий VNAF генерал Нгуен Као Ки проводит смотр эскадрильи «Скайрейдеров». Середина 1960-х гг. Этот генерал лично совершил несколько десятков боевых вылетов против партизан на различных типах самолетов и вертолетов, чем впоследствии страшно гордился.
-
История Авиации 39 / В.Антипин, А.Булах, Д.Кондратков - Небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (2)
Тренировочные полёты экипажей южновьетнамских штурмовиков A-1 «Скайрейдер» на боевое применение с полной боевой нагрузкой на американской авиабазе «Эглин» (Флорида, США).
-
Авиация и Космонавтика 2019-10 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (6)
Поисково-спасательный вертолет HH-43 «Хаски» из 38-й американской эскадрильи ПСС на авиабазе Дананг. На заднем плане виден штурмовик A-1H ВВС Южного Вьетнама. Фото 1965-1966 гг.
Другие самолёты на фотографии: Kaman H-43B / HH-43F Huskie - США - 1958
-
Aeroplane Monthly 1986-01 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (1)
A South Vietnamese Air Force Douglas A-1H Skyraider armed with 250 lb bombs.
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (1)
Пара A-1H лейтенантов Нгуен Ван Ку и Пхам Пху Куока из 514-й аэ VNAF уходит над р. Меконг после авиаудара по президентскому дворцу в Сайгоне. 11 ноября 1962г.
-
Мировая Авиация 197
ВВС Франции направили в Алжир на помощь T-6G, оказавшемуся слишком уязвимым от огня с земли, самолеты T-28 Trojan (названы французами Fennec) и AD-4N/NA Skyraider (эксплуатировались с 1960-1962 годов).
-
Мировая Авиация 197
Skyraider отлично зарекомендовал себя в Алжирской кампании 1955-1962 годов. На фотографии - AD-4NA из состава EC 1/20 "Aures-Nemencha", дислоцировавшейся в 1960-1963 годах в Боне (ныне Аннаба) и Буфарике.
-
Aviation Historian 33 / A.Grandolini - On the wings of the Hansa (1)
Камбоджа получила несколько бывших французских Skyraider; весьма вероятно, что камбоджийский Skyraider в 1964 году сбил O-1 ВВС США над территорией, контролируемой кхмерами.
The AVRK received ten AD-4N Skyraiders from France, delivered in crates by sea between December 1964 and February 1965. The Cambodians requested a minimum of four additional airframes by the end of 1967 but to no avail. Instead, the French delivered additional spare parts as well as seven new engines the same year. The AD-4Ns operated alongside two former VNAF A-1Hs (AD-6s) that defected to Cambodia. -
Aviation Historian 33 / A.Grandolini - On the wings of the Hansa (1)
A poor-quality but rare photograph of Su Sampong (holding propeller tip) in front of one of the AVRK Sky raiders delivered during November 1964 - October 1965, an action vehemently protested by the American government, which reportedly had expressed an interest in acquiring them for use in neighbouring Vietnam.
-
Aviation Historian 22 / A.Delalande - All the president's men
Регистрационный номер: TR-KMP [2] Former Armee de I’Air pilot Jacques Borne joined the GPG in September 1975, and is seen here at the controls of Skyraider "45"/TR-KMP. Note the "ship’s door" in the fuselage, into which Rene Gras clambered after having forced-landed his own Skyraider at Zouar in July 1977.
-
Aeroplane Monthly 1991-08 / F.Mormillo - Skyraiders galore
Регистрационный номер: F-AZFO, F-AZFP John Muszala (foreground,) and Bill Muszala flying ex-Chad Air Force AD-4Ns F-AZFO and F-AZFP (BuNos 126935 and 126959 respectively) from Long Beach Harbor to Chino. Note the newly-applied American civil registrations, and also the missing doors from the radar operators' compartments - stolen by natives in Chad.
-
Aeroplane Monthly 1991-08 / F.Mormillo - Skyraiders galore
The ex-Chad Skyraiders being flown by their new owners, former Marine Corps pilots Dick Bertea (foreground) and Don Hanna, after being restored by the Muszalas' Pacific Fighters crew at Chino.
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (1)
Звено A-1E одной из эскадрилий специальных операций ВВС США над Южным Вьетнамом. Начало 1960-х гг.
-
Мировая Авиация 199
AD-5 Тренировочного командования авиации Резерва ВМС США. Обозначение "7T" наносилось на вертикальное оперение самолетов 89-го резервного авиакрыла, дислоцированного в Сиэтле, Вашингтон. Учебные самолеты окрашивались в белый и оранжевый цвета, флот эксплуатировал такие самолеты в 1950-1960 годах.
-
Air Enthusiast 1997-01 / J.Smith - Everything that can be done...
A-1 Skyraiders provided the ‘Sandy’ service, arguably one of the most dangerous roles of the war.
-
Aeroplane Monthly 1986-01 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (1)
South Vietnam from the cockpit of a Douglas A-1E Skyraider.
-
История Авиации 2001-06 / Д.Кондратков - Расплавленное небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (3)
"Скайрейдеры" наносят штурмовой удар по позициям южно-вьетнамских партизан.
-
Мировая Авиация 195
EA-1F в тренировочном полете в районе авиабазы ВМС США Куонсет Пойнт на острове Род Айленд, сентябрь 1962 года. EA-1F (ранний AD-5Q) предназначался для постановки помех и был спроектирован на основе планера AD-5N.
-
АвиаМастер 2006-08 / М.Жирохов, Ч.Кампонг - Опаленные джунгли Камбоджи /Из истории воздушных войн/ (1)
"Скайрейдер" южновьетнамских ВВС на боевом курсе с полным комплектом вооружения
-
Air Pictorial 1955-11 / The journal of a roving spotter
DOUGLAS AD-5 SKYRAIDER. Mounting a 10,500-lb. bomb load, the AD-5 Skyraider represents the ultimate in multi-purpose, carrier-borne (single) piston engine monoplanes. Unlike the earlier AD-1 to 4 (AD-4W is also the Royal Navy A.E.W. Mk.1) and the AD-6 (improved AD-4), the AD-5 has a completely revised internal layout as well as a new (side-by-side seating) canopy and altered-shape fin and rudder. In July 1953 the AD-5 entered production in three long-range forms - AD-5W special radar search; AD-5N night operations "killer" and AD-5 day attack-bomber. The last-mentioned type is "multiplex" (many roles), and may be speedily converted to any one of a dozen types from a 12-seat transport (or 6 V.I.P.s), to a casualty evacuation 4-stretcher ambulance.
Salient features: Essentially "square-cut", the AD-5 has a broad equi-taper low wing on which sits a severe "slab-sided" fuselage dominated by a broad up-curved single fin and rudder. The powerful Wright Cyclone 18 radial appears dwarfed by comparison.
Illustration shows AD-5 in day attack form. -
Мировая Авиация 193
AD-5N (A-1G). Четырехместный ночной штурмовик - вариант двухместного "дневного" AD-5, отличавшийся поисковой РЛС и поисковыми прожекторами под крылом. В сентябре 1962 года самолет получил обозначение A-1G, построено 239 таких самолетов. На базе планера AD-5 был создан экспериментальный самолет ПЛО - AD-5S, оснащенный магнитометром и испытывавшийся на полигоне в Ки-Уэст, штат Флорида. Еще одним специализированным вариантом стал AD-5Q (затем EA-1F) - четырехместный самолет РЭБ, получавшийся путем переоборудования с использованием специальных комплектов.
-
Мировая Авиация 215
EA-1E, ранее принадлежавший Дону Хенрику, ныне стал собственностью "Midwest Wild Relics Refuge Inc.". До продажи самолет находился в музее Корпуса морской пехоты США в Куантико.
-
Air Enthusiast 1999-11 / K.Conboy, J.Morrison - Plausible Deniability
South Vietnamese Air Force Douglas A-1G Skyraider preparing to depart on a mission over North Vietnam with an SOG resupply canister destined for an agent team. Such high-speed resupply methods were developed because of the vulnerability of the C-123 to North Vietnam’s formidable air defence system.
-
Мировая Авиация 193
AD-5 (A-1E/UA-1E). AD-5, предложенный в 1948 году, является первым усовершенствованным вариантом Skyraider, принятым на вооружение ВМС США после начала корейской войны. Более широкая носовая часть фюзеляжа обеспечивала посадку летчиков плечом к плечу, воздушные тормоза убрали, а также ввели усовершенствованные бомбодержатели. Первый полет состоялся в августе 1951 года, выпущено 212 самолетов. Благодаря специальным комплектам, штурмовик мог быть быстро переоборудован в один из семи подвариантов.
-
История Авиации 2002-01 / Д.Кондратков - Расплавленное небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (4)
Несмотря на изрядную (к середине 60-х) устарелость конструкции, A-1 нес внушительный арсенал авиационных средств поражения, а довольно приличная маневренность и живучесть делали этот самолет почти незаменимым в противопартизанских операциях.
-
Air Pictorial 1956-12 / P.Bowers - U.S. Navy Aircrafts on Display
Douglas AD-5 (132646) multi-purpose version of the Skyraider. The AD-5N illustrated is a night-attack machine.
-
Air Pictorial 1961-10 / Photo Review
This much-modified Douglas AD-5Q is in service with the Pacific Missile Range. Note the belly tank, covered rear cockpit and various bumps and radomes in ventral and dorsal positions
-
Air International 2014-05 / K.Paloulian - Pearl of the Med /Military/
A rare picture of the transient parking area of Souda taken in 1958 with a West German HU-16B and a US Navy Skyraider parked together
Другие самолёты на фотографии: Grumman UF/HU-16/JR2F/G-64 Albatross - США - 1947
-
Мировая Авиация 199
Четверка AD-5Q из эскадрильи VAW-33, эксплуатировавшей эти Able Dog с 1949 года по 1968 год. Данный вариант Skyraider предназначался для постановки помех.
-
Авиация и Космонавтика 2023-12 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (42)
A-1E VNAF на а. Утапао в Таиланде, 1975-1976 гг.
-
Aeroplane Monthly 1986-07 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (7)
A-1E Skyraider pilot
-
История Авиации 2001-05 / Д.Кондратков - Расплавленное небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (2)
A-1E (сер. N132688) из состава 602-й эскадрильи специальных операций одного из лучших американских пилотов-штурмовиков капитана Ричарда Хида (позднее стал бригадным генералом) после вынужденной посадки на авиабазе Бьен Хоа.
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (1)
Штурмовик A-1H, поврежденный после вынужденной посадки на полевой аэродром Куй Нхон. Первая половина 1960-х гг.
-
История Авиации 2002-01 / Д.Кондратков - Расплавленное небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (4)
Вынужденная посадка на брюхо "Скайрейдера", получившего серьезные повреждения от зенитного огня, завершилась благополучно.
-
Мировая Авиация 201
Аварийная посадка в Пхохане AD-4 Skyraider из VMA-121. Обратите внимание на отметки боевых вылетов под фонарем кабины.
-
Авиация и Космонавтика 2024-08 / М.Никольский - Современные тяжелые вертолеты
Вертолет CH-54 в ходе войны во Вьетнаме эвакуирует подбитый штурмовик A-1
Другие самолёты на фотографии: Sikorsky CH-54 / S-64 Skycrane - США - 1962
-
АэроХобби 1994-03 / А.Чернышев - Огонь над Вьетнамом /Авиация в локальных конфликтах/ (4)
CH-54 эвакуирует поврежденный штурмовик A-1
Другие самолёты на фотографии: Sikorsky CH-54 / S-64 Skycrane - США - 1962
-
Авиация и Время 1995-06 / А.Чечин, Н.Окалелов - Корейский дебют "Скайрейдера" /Аэроархив/ (2)
Палубная команда сбрасывает в море поврежденный "Скайрейдер"
-
Авиация и Время 1996-01 / А.Чечин, Н.Окалелов - Корейский дебют "Скайрейдера" /Аэроархив/ (3)
AD-4 (серийный номер 128925) эскадрильи VA-65 столкнулся на посадке с истребителем F4U-4 "Корсар". Авианосец "Бон Омм Ричард", 22 января 1952г.
Другие самолёты на фотографии: Vought F4U Corsair - США - 1940
-
Авиация и Время 2003-02 / И.Сеидов - Ночные сражения в небе Кореи (3)
От действий "ночников" экипажи "Скайрейдеров" потерь не понесли, а сами сбили один По-2
-
Aeroplane Monthly 1978-06 / ??? - Carrier calamities
A Douglas AD-1 Skyraider making a spectacular departure from USS Boxer (CV-21) on October 11, 1947.
-
Мировая Авиация 201
Из-за поврежденного при грубой посадке топливного бака этого Skyraider возник пожар. Загорелся и деревянный настил палубы авианосца "Эссекс"(CVA-9). Пилот успел покинуть кабину.
-
Авиация и Время 1996-01 / А.Чечин, Н.Окалелов - Корейский дебют "Скайрейдера" /Аэроархив/ (3)
AD-4 (серийный номер 123933, пилот л-нт Филиппс) эскадрильи VA-195 возвратился с боевыми повреждениями после налета на один из мостов южнее Вонсаня. Авианосец "Принстон", 30 апреля 1951г.
-
Авиация и Время 1996-01 / А.Чечин, Н.Окалелов - Корейский дебют "Скайрейдера" /Аэроархив/ (3)
Летчик Суливан рассматривает фрагмент обшивки своего "Скайрейдера", поврежденного зенитным огнем
-
Aviation Historian 22 / A.Delalande - All the president's men
Регистрационный номер: TR-KFR Skyraider “38”, registered TR-KFR, suffered engine failure while on its delivery flight to Gabon from Chateaudun in northern France, and had to be put down by its pilot, Pierre Grosjean, in Togo. Grosjean was uninjured and was recovered by helicopter but the stripped airframe was ultimately abandoned in situ.
-
История Авиации 2001-06 / Д.Кондратков - Расплавленное небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (3)
Обломки "Канберр" и "Скайрейдеров" на авиабазе Бьен Хоа после серии взрывов 16 мая 1965г.
-
Air International 1983-11 / L.Berns - Full of Eastern Promise /Veteran & Vintage/
Contrasting with the immaculate condition of the "home products" in the North Korean museum is the wreckage of a US Navy AD Skyraider and F9F Panther. No information is given to show where these wrecks were recovered.
Другие самолёты на фотографии: Grumman F9F Panther - США - 1947
-
Air Pictorial 1968-11 / ??? - Recent Kits
New 1/72nd-scale model from Airfix: Douglas A-1J Skyraider;
-
Мировая Авиация 196
A-1H Skyraider
-
Air Pictorial 1955-11 / The journal of a roving spotter
DOUGLAS AD-5 SKYRAIDER. Data: Manufacturer: Douglas Aircraft Co., El Segundo, Calif. Power: one 2,700-h.p. Wright Cyclone R-3350-26WA. Accommodation: 3-12 seats. Dimensions : Span 50 ft. 0 1/4 in.; length 40 ft. 0 5/8 in. ; height 15 ft. 9 5/8 in.; weights empty 12,313 lb.; loaded 18,799 lb. Performance: maximum speed (estimated) 365 m.p.h.; cruising 300 m.p.h.; combat radius 500 miles. Armament : Misc. wing-mounted stores and four 20-mm. cannon.
Тип фотографий
- Все фото (212)
- Боковые проекции (14)
- Цветные фото (76)
- Ч/б фото (101)
- Кабина (1)
- Обломки (16)
- Модели, рисунки, схемы, чертежи (4)