Мировая Авиация 193
-
Алжирские военные эксплуатируют 33 вертолета семейства Ми-8 и 171 вертолет Ми-171.
ВВС Перу располагали шестью Ми-8, но в последнее время приобрели 14 вертолетов Ми-17 и три Ми-171Ш.
Эстонская Береговая охрана эксплуатирует два яркоокрашенных Ми-8Т в качестве поисково-спасательных.
По состоянию на 2012 год, в эксплуатации в строевых частях находились тысячи вертолетов семейства Ми-8/17, включая и данный вертолет ВВС Индии.
Финляндия также оценила надежность и неприхотливость вертолетов семейства Ми-8.
Ми-8ТВ
Советские Вооруженные силы располагали более чем 1000 вертолетов Ми-24 различных модификаций. Среди них были и "пушечные" варианты - один из них, Ми-24ВП, изображен на данном рисунке. Вертолеты эксплуатировались в ГДР, Польше и Чехословакии, а также применялись в Афганистане.
Этот Ми-24В - один из 36 вертолетов данного семейства, стоящих на вооружении Чехии.
Индийские ВВС - один из основных зарубежных эксплуатантов вертолетов семейства Ми-24/35.
Ми-24В
Данный Ми-24 принадлежит Центру испытаний и оценки военной техники и вооружений Армии США, эти машины используются в качестве "вертолетов противника".
Вместительная грузовая кабина Ми-26 имеет длину 12,1 м (с трапом - 15м), ширину - 3,2 м, а высота изменяется от 2,95 до 3,17 м.
Компания "Аэрофлот" занималась как перевозкой пассажиров, так и грузоперевозками - вертолет Ми-26 был здесь совершенно незаменим.
F-4B из 111-й истребительной эскадрильи готовится к взлету с авианосца "Корал Си". Самолет вооружен УР AIM-9D Sidewinder и авиабомбами Mk 82.
F-4B из 21-й истребительной эскадрильи "Freelancers" с авианосца "Мидуэй" сбрасывает авиабомбы на противника. Первым во Вьетнаме в авиации ВМС США появились именно F-4B.
F-4B Phantom II (№152283) из 96-й истребительной эскадрильи (VF-86 ???) применяет НАР Zunl по позициям Вьетконга в Южном Вьетнаме, 1965 год. НАР Zuni стала причиной пожара на "Форрестоле", погибли 134 человека.
F-4 были самыми известными и многочисленными самолетами, принимавшими участие во вьетнамской войне. Они состояли на вооружении подразделений ВВС, ВМС и КМП США.
Словакия и Венгрия также получили Fw 189. Изображен Fw 189A-2 из венгерской ближнеразведывательной эскадрильи 3/1 (Ung.N.A.St), подчинявшейся 4-му Воздушному флоту Люфтваффе и в марте 1944 года дислоцированной в Восточной Польше.
Первый прототип V1 был облетан в июле 1938 года - машину пилотировал сам Курт Танк. Самолет, получивший регистрацию D-OPVN, почти не отличался от серийных машин.
"Рама" взлетает с размокшего во время оттепели ростовского аэродрома. Январь 1943 г.
"Филин" являлся фактически универсальной машиной и завоевал высокую популярность в войсках. Управление самолетом - простое, а остекление большой площади обеспечивало экипажу великолепный обзор, хотя иногда появлялись блики от наклонных панелей остекления носовой части гондолы.
Конструкция Fw 189 выглядела изящной, особенно крыло и хвостовые балки, но в целом машина была весьма надежной, с прочной конструкцией, а о боевой живучести самолета на фронте ходили легенды.
Хотя Fw 189 Uhu не соответствовал традиционной в то время концепции, полагавшей, что тактический разведчик должен быть выполнен по схеме одномоторного высокоплана, ему удалось зарекомендовать себя во время службы.
Появление над линией фронта "рамы" сулило советским солдатам одни неприятности
Fw 189B отличался существенно переработанной гондолой и являлся пятиместным учебно-тренировочным самолетом. До начала выпуска Fw 189A было собрано 10 серийных Fw 189B-1.
Самолет V6 стал первым прототипом Fw 189C и был в целом схож с V1b, но отличался воздушными винтами с изменяемым шагом и вооружением в центроплане крыла - две 20-мм пушки MG FF и четыре пулемета MG 17. Заднюю полусферу защищали два пулемета MG81.
SR-71, № '980 (позывной "TROMP 30"), во время буксировки обратно в ангар, 15 апреля 1986 года. Экипаж в составе подполковника Джерри Глассера и офицера-оператора РЛС Рона Тэбора только что вернулся с задания над Ливией.
После закрытия программы "Senior Crown" майор Том Макклири и подполковник Стэн Гадмандсон 18 января 1990 года перегнали SR-71, № ‘964, с авиабазы Милденхолл в США.
SR-71, № '964 (позывной "MINTY 23", экипаж - капитан Рич Джадсон и офицер-оператор РЛС майор Фрэнк Келли), во время вылета 6 октября 1981 года принимал топливо от самолета заправщика KC-135Q (позывной "EQUAL 61").
Clearing the KC-135Q with full tanks at between 24,000ft - 26,600ft, the SR-71's cold airframe contracts, releasing JP-7 fuel from innumerable leaks. Once back at cruising speed and altitude, the structure expands and restores fuel tank integrity.
From this view point Minty 23 looksom decidedly lopsided as though the rear fuselage has been twisted. This is an optical illusion, not the result of a rapid roll to port!
Ми-14ПЛ под обозначением Ми-14ПЛЭ широко экспортировался в союзные СССР страны, включая ГДР.
Ми-14 имел хорошие амфибийные характеристики.
He 162A-2 "Salamander". Heinkel He 162 появился в результате отчаянной попытки Германии создать очередное "чудо-оружие", но массовый "народный истребитель" испытывал различные проблемы. Данный He 162A-2 принадлежал 3-й эскадрилье I специальной группы 1-й истребительной эскадры (3. Staffel, Einsatzgruppen I./JG 1), на нем летал командир эскадрильи обер-лейтенант Эрих Демат. На хвостовой части можно видеть 16 победных значков, но они одержаны на других типах самолетов.
Серийные самолеты почти не отличались от этого первого прототипа V1, исключая законцовки крыла, элероны большей площади и измененной конструкции корня крыла. V1 отлетал всего 4 дня, после чего разрушился в воздухе.
He 162A-2 из 3-й эскадрильи I истребительной эскадры, дислоцированной в мае 1945 года на аэродроме Лек. К тому времени 50 самолетов были сведены в одну группу, Einsatz-Gruppe I./JG 7, в нее перевели многих опытных летчиков из других подразделений.
Необычное шасси вертолетов Ми-10/10К имело колею более 6м и базу более 8 м. На фотографии - Ми-10К с укороченными опорами.
XBT2D-1. С июня 1945 года по май 1948 года ВМС США получили 25 самолетов XBT2D-1. Эти машины, заказанные по контракту от июля 1944 года, использовались в качестве опытных и для оценочной эксплуатации. Вооружение - две 20-мм пушки и до 3629 кг средств поражения на внешней подвеске. Две машины позже переоборудовали в XBT2D-1N - прототип трехместного ночного штурмовика с РЛС под крылом.
AD-1. Первый серийный Skyraider, AD-1, был облетан 5 ноября 1946 года. Всего выпущено 242 самолета, вооружение и силовая установка которых идентичны варианту XBT2D-1. В результате изменений, внесенных в конструкцию машины, ее максимальная взлетная масса возросла до 8178 кг. Первые подразделения, вооруженные самолетами Skyraider, находились в составе Атлантического флота - штурмовые эскадрильи VA-3B и VA-4B, приписанные в июне 1947 года к авианосцу "Франклин Д. Рузвельт". До своего первого боевого похода самолеты прошли комплекс квалификационных проверок на эскортном авианосце "Сицилия". Последний AD-1 поступил в войска в августе 1949 года.
AD-2. Один XBT2D-1 был переоборудован в прототип более мощной и тяжелой модификации Skyraider - на машину установили двигатель Wright R-3350-26W. Данная модификация позже стала известна как AD-2 - в течение 1948 года ВМС США получили 156 таких самолетов, отличавшихся значительной частью нового оборудования, включая усиленную конструкцию машины, створки ниши уборки колес шасси, модифицированную кабину, а также увеличенный запас топлива. В 1954 году AD-2 был продемонстрирован в варианте самолета для тушения лесных пожаров - огнетушащая смесь находилась в модифицированных баках для напалма емкостью 946 л.
AD-1Q. В ВМС США поступили 35 Skyraider, получивших обозначение AD-1Q и являвшихся двухместным самолетом РЭБ, - установленное на них оборудование было идентично тому, что испытывалось на XBT2D-1Q (последний в семействе XBT2D-1). Изображенный здесь самолет несет авиабомбы, неуправляемые авиационные ракеты, а под крылом - контейнеры РЭБ.
AD-3. Сначала обозначение AD-3 присвоили "турбинному" Skyraider (с ТВД), предложенному в 1947 году и в итоге ставшему XA2D-1, а затем обозначение AD-3 получила третья основная серийная модификация AD. Построено 125 самолетов, отличавшихся новым шасси, фонарем кабины, воздушным винтом и системой охлаждения двигателя.
AD-3N - первый серийный ночной штурмовик семейства Skyraider и основной подвариант AD-3. В сентябре 1949 года - мае 1950 года построено 15 самолетов, из которых два были переоборудованы в противолодочные AD-3S, которые предполагалось применять вместе с самолетами AD-3E - противолодочным вариантом AD-3W. Последний играл роль "следопыта и охотника", а первый выступал "убийцей" и мог применять глубинные бомбы, а также сохранил способность действовать в ночных условиях.
AD-4B. Самолет вначале выпускался путем доработки стандартных AD-4 - усиленная конструкция позволяла применять ядерные боеприпасы бомбометанием с кабрирования. До стандарта AD-4B переоборудовали 28 самолетов AD-4, а еще 165 по данному варианту достроили на заводе. Один AD-4B (№ 132 363) во время перегонки на Атлантический флот сделал остановку 21 мая 1953 года в Далласе. Там, поднявшись в воздух со взлетной массой 12129 кг, он установил мировой рекорд по взлетной массе для однодвигательных самолетов. После поступления на вооружение ВМС США самолета A-4, способного нести ядерные боеприпасы, и специализированного ударного варианта A-5, "ядерные" задачи с AD-4B сняли.
AD-4. Вариант строился в наибольшем количестве и первоначально разрабатывался в восьми различных подвариантах, включая самолет РЭБ AD-4Q, а также модификации AD-4L и AD-4NL для действий в зимних условиях и на Корейском ТВД, соответственно. Внизу изображен первый самолет, получивший обозначение AD-4 (№ 122 853) и отличавшийся наличием автопилота, доработанными посадочным гаком и лобовым остеклением кабины. Выпущено 372 самолета в базовой конфигурации.
AD-4NA (A-1D). Один из наиболее интересных вариантов Skyraider получался из AD-4N путем удаления оборудования, характерного для ночного штурмовика. Самолет применялся в Корее, мог нести дополнительное количество авиабомб и отличался четырьмя 20-мм пушками в крыле. Другой модификацией, специально доработанной под требования корейской войны, стал AD-4L, выпущенный в количестве 63 машин, - в данный стандарт дорабатывались ранние варианты. AD-4L имел четыре пушки и получил противообледенительную систему.
AD-6 (A-1H). "Douglas" выпустила 713 одноместных штурмовиков AD-6, являвшихся усовершенствованным вариантом AD-4B, доработанным для бомбометания с малых высот и оснащенным усовершенствованными бомбодержателями (впервые применены на AD-5). На AD-6 конструкторы вернулись к одноместной высокорасположенной кабине с каплевидным фонарем. AD-6 преимущественно предназначался для решения задач в светлое время суток, так что наличие второго члена экипажа считалось не обязательным. Примечательно, что когда AD-5 из состава ВВС США совершали дневные вылеты в небе Кореи, очень часто второй член экипажа оставался на земле.
AD-4N. Вариант трехместного ночного штурмовика на базе AD-4, построено 307 самолетов. 100 этих машин позже переоборудовали в специализированные AD-4NA (затем A-1D), а 38 самолетов стали AD-4NL. Изображен самолет, на котором Джей Каллум в 1988 году участвовал в авиагонках в Рино (Reno National Championship Air Races). Самолет окрашен в цвета 176-й штурмовой эскадрильи времен вьетнамской войны, к началу которой поздние модификации Skyraider, от A-1D до A-1J, несли унифицированные опознавательные знаки ВС США.
AD-7 - последняя серийная модификация семейства Douglas Skyraider, отличавшаяся от AD-6 силовой установкой (Wright R-3350-26WB вместо R-3350-26WA), усиленным шасси, доработанной моторной рамой и отъемными частями крыла усиленной конструкции. К концу 1962 года самолет получил обозначение A-1J, но строился в небольшом количестве - всего 72 машины. Последний самолет данной модификации покинул завод в Эль-Сегундо 18 февраля 1957 года. В отличие от модификаций A-1E, A-1G и A-1H времен вьетнамской войны вариант A-1J никогда на вооружение ВВС США не поступал. Другой особенностью было то, что у него не было ни одного подварианта.
AD-5N (A-1G). Четырехместный ночной штурмовик - вариант двухместного "дневного" AD-5, отличавшийся поисковой РЛС и поисковыми прожекторами под крылом. В сентябре 1962 года самолет получил обозначение A-1G, построено 239 таких самолетов. На базе планера AD-5 был создан экспериментальный самолет ПЛО - AD-5S, оснащенный магнитометром и испытывавшийся на полигоне в Ки-Уэст, штат Флорида. Еще одним специализированным вариантом стал AD-5Q (затем EA-1F) - четырехместный самолет РЭБ, получавшийся путем переоборудования с использованием специальных комплектов.
AD-5 (A-1E/UA-1E). AD-5, предложенный в 1948 году, является первым усовершенствованным вариантом Skyraider, принятым на вооружение ВМС США после начала корейской войны. Более широкая носовая часть фюзеляжа обеспечивала посадку летчиков плечом к плечу, воздушные тормоза убрали, а также ввели усовершенствованные бомбодержатели. Первый полет состоялся в августе 1951 года, выпущено 212 самолетов. Благодаря специальным комплектам, штурмовик мог быть быстро переоборудован в один из семи подвариантов.
Советские, а теперь и российские Вооруженные силы - крупнейшие эксплуатанты вертолетов данного семейства.
Чешский Ми-17 сфотографирован во время захода на посадку на горную площадку. Видно, что рулевой винт перенесен на левую сторону.
Афганские ВВС эксплуатируют более 70 вертолетов семейства Ми-8/17. Вертолеты данного семейства за последние 30 лет участвовали во многих войнах.
ВВС Алжира - один из последних эксплуатантов старых Ми-24, хотя они располагают и более новыми машинами, включая Ми-24 Mk III/V (Super Hind).
N900MD, второй McDonnell Douglas MD 900, поднялся в воздух 18 декабря 1992 года. Построено 10 опытных машин, из которых семь применялись в программе наземных испытаний.
Доступ в просторную кабину вертолета объемом 4,9 м3 обеспечивается через сдвижные бортовые двери и расположенный сзади под хвостовой балкой большой люк.
Береговая охрана США в марте 1999 года приступила к эксплуатации двух взятых в лизинг MD 900 (на фото) для борьбы с наркотрафиком - операция "New Frontier". Командование вначале намеревалось вооружить и бронировать два своих вертолета HH-65A Dolphin, но затем стало понятно, что машины будут иметь незначительную полезную нагрузку, - в итоге выбор пал на MD 900, которые получили обозначение MH-90. Они, базируясь на базе Мобайл, штат Алабама, и кораблях "Галлатин" и "Сенека", применялись для перехвата в международных водах скоростных лодок наркоторговцев, способных развивать скорость до 111 км/ч. Вертолеты получили подфюзеляжную РЛС в носовой части, мощную спасательную лебедку по правому борту и вооружение в составе 7,62-мм пулемета, установленного в проеме двери, и "ручное" оружие - 12,7-мм снайперскую винтовку Robar - машины стали первыми вооруженными вертолетами в Береговой охране США.
MD 900/902 имеют более безопасную двухдвигательную силовую установку и меньший уровень шумности, что делает привлекательным их использование в городских условиях.
Японская "Aero Asahi" заказала 15 вертолетов MD 900 - первый был поставлен в июле 1995 года. Вертолеты имеют не только высокие характеристики, но высокую стоимость.
Службы безопасности и правопорядка Бельгии, Великобритании и США высоко оценили возможности Explorer, который также может эффективно применяться в качестве медико-эвакуационного вертолета.
Военная модификация базового Explorer, известная как Combat Explorer (на фото), появилась в 1995 году, но крупных заказов на нее пока не поступило - даже несмотря на весьма мощное вооружение машины и наличие современной ИК-системы переднего обзора.
Второй прототип BAe 146 сфотографирован в бело-голубой окраске, он стал первым из машин семейства, совершившим полет за границу - посетил Исландию и Гренландию для испытаний в условиях низких температур. Затем в рамках испытаний самолета в жарком климате состоялся полет в Шарджу (ОАЭ), где и была сделана эта фотография.
Последний серийный вариант BAe 146 - существенно удлиненная модификация машин 300-й серии. На фотографии - первый самолет семейства в полете вместе с самолетом 200-й серии перед поставкой "Air Wisconsin". Компания работала в тесном сотрудничестве с "United Airlines" и некоторое время располагала флотом из 18 самолетов BAe 146 (один Series 100, двенадцать Series 200 и пять Series 300), летавших в цветах "United Express".
Одним из первых заказчиков BAe 146 стала компания "Airpac"- авиаперевозчик с Аляски, осуществлявший грузопассажирские перевозки между Анкориджем и Датч-Харбором, вдоль Алеутских островов. На фотографии - самолет "Airpac" готовится к посадке на ВПП в Датч-Харборе. Обратно в Анкоридж самолеты обычно вывозили королевского краба, известного у нас как камчатский.
Третий BAe 146 проходил испытания окрашенным в цвета стартового заказчика - компании "Dan-Air". В рамках испытаний самолет совершил полеты в Амстердам, Париж и Лондон, в ходе которых отрабатывались различные чрезвычайные ситуации. "Dan-Air" получила первый серийный лайнер 100-й серии 21 мая 1983 года.
На момент покупки ее авиаперевозчиком "US Air", компания "Pacific Southwest Airlines" имела 24 самолета 200-й серии. Новый владелец полностью удалил цветовую схему "Pacific Southwest Airlines" и эксплуатировал машины в натуральной металлической окраске, несмотря на рекомендации производителя не делать этого. Изображен самолет, вылетающий из аэропорта Джона Уэйна, Орандж-Каунти, штат Калифорния.
Попытки создания на базе BAe 146 военной модификации завершились ничем. Второй самолет после эксплуатации в компании "Las Vegas" переоборудовали в грузовой и передали "Pemco Aeroplex" (на левом борту за крылом установили большую грузовую дверь). Затем он предлагался в качестве тактического военно-транспортного самолета (BAe 146STA - от Sideloading Tactical Airlifter) и даже совершил демонстрационные полеты в Азиатско-Тихоокеанский регион.
На фотографии - BAe 146 во время посещения лондонского аэропорта Станстед - хорошо видна штанга с приборами для определения скорости и высоты полета в невозмущенном потоке воздуха перед самолетом.
Неокрашенный второй BAe 146 впервые поднялся в воздух на закате 25 января 1982 года. Работа закрылков и шасси проверялась на безопасной высоте.
Owing to its quiet ALF 502 turbofan engines, the 146 was promoted as the “Whisperjet”. The first three examples were given fitting registrations: the first, G-SSSH, made the type’s maiden flight on September 3, 1981 at Hatfield; the second, G-SSHH (seen here) flew on January 25, 1982, and the third, G-SSCH, on April 2 that year.
В целях изучения характера воздействия обледенения крыла на управляемость BAe 146 проводились соответствующие испытания - прототип совершал полет за самолетом Canberra, с которого распылялась струя воды. Самолет Canberra был предоставлен Экспериментальным центром авиации и авиационного вооружения британских ВВС (A&AEE), расположенным в Боскомб-Дауне.
Старший летчик-испытатель Майкл Гудфеллоу во время испытаний авиалайнера на крейсерском режиме полета. Над приборной доской видны дополнительные приборы.
Каждая из четырех дверей первого BAe 146 была оборудована системой стравливания давления воздуха и была готова к немедленному аварийному покиданию самолета экипажем.
В салоне прототипа во время испытаний можно было увидеть различную фиксирующую аппаратуру и километры дополнительных проводов. На фотографии - инженер за работой.
BAe 146-300A. Самолеты независимых региональных авиаперевозчиков, работающие в общей системе под брендом "United Express", обеспечивают связь между небольшими городами и основными аэропортами (хабами) авиакомпании "United Airlines", владеющей этим брендом. Все самолеты летают в цветах "United Express" и используют единые номера рейсов авиакомпании "United Airlines". Из восьми авиакомпаний-партнеров, работавших в системе "United Express", две эксплуатировали самолет BAe 146 - "Atlantic Southeast Airlines" и "Mesa Airlines". Изображенный здесь самолет, N146UK, был построен в 1988 году и передан "Air Wisconsin", где получил новую регистрацию N611AW и летал до 2006 года.
BAe 146-300
Ми-10 демонстрирует свои уникальные возможности.
Модификация Model 340 была схожа с самолетами 400-й серии, но была заметно меньше, оснащалась менее крупными двигателями и совмещала фюзеляж от Model 320 и крыло от Model 411.
Одной из отличительных особенностей Ми-14ПС стала мощная спасательная лебедка - с ее помощью можно было поднять сразу трех человек.
Изображенный венгерский Ми-9 - достаточно раритетный экземпляр, опознаваемый по большим антеннам.
На нижнем уровне кабины экипажа располагались два летчика, бортинженер и бортэлектрик, а на верхнем - штурман и бортрадист.
T-45A. На рисунке изображен McDonnell Douglas (BAe) T-45A Goshawk из 21-й учебной эскадрильи "Red Hawks" 2-го учебного авиакрыла (авиабаза Кингсвилл), 1995 год. "McDonnell Douglas" влилась в "Boeing" в 1997 году, а компания BAe в 1999 году стала называться "BAE Systems".
Все оставшиеся на сегодня T-45A будут модернизированы до стандарта T-45C по программе RAMP. T-45C, отличающийся модернизированным оборудованием кабины, отлично подходит для подготовки летчиков для самолетов F/A-18E/F.
УТС T-45C Goshawk, приписанный к 1-му учебному авиакрылу (TRAWING 1), готовится к посадке на атомный многоцелевой авианосец "Джон Стеннис" типа "Нимиц". Посадочный гак выпущен и готов к зацепу за трос аэрофинишера.
T-45C, приписанный к 7-му учебному авиакрылу, готовится к взлету с катапульты ABMA "Джордж Буш" (CVN 77). Данные УТС существенно снизили время и затраты на подготовку летчиков морской авиации.
Model 401 (на снимке) и 402 пришли на смену Model 411 и отличались переработанным планером и новыми двигателями. Model 401 - корпоративный самолет.
Model 402B отличался прямоугольными иллюминаторами в пассажирском салоне, a Model 402C лишился концевых баков и имел новое шасси - по типу Model 474A.
Пять овальных иллюминаторов - признак Model 421, "герметизированного" варианта Model 411A. Model 421C Golden Eagle (на снимке) имел крыло большего размаха без концевых топливных баков, более узкий киль, новое шасси и воздушные винты большего диаметра.
Model 404 Titan облетан в начале 1975 года и фактически представлял собой "удлиненный" Model 402B с модифицированным стабилизатором. На снимке - самолет, принадлежавший чилийской полиции.
Reims Model F406 Caravan II. Созданный на базе Cessna Model 404 Titan, 12-местный Caravan II строился только французской "Reims Aviation", отличался схожим с Model 414 фюзеляжем с семью прямоугольными иллюминаторами в пассажирском салоне и вначале оснащался парой ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A мощностью по 500 л.с. F406 NG, анонсированный в октябре 2000 года, оснащался уже ТВД PT6A мощностью по 635 л.с. - его отличительной особенностью был более высоко поставленный стабилизатор.
Лидером в линейке двухмоторных самолетов "Cessna" в середине 1980-х годов был Model 441 Conquest (затем Conquest II), оснащенный парой Garrett AiResearch TPE331.
Model 425 Corsair (затем Conquest I) - вариант Model 421C, оснащенный двигателями P&WC PT6A.
Вертолеты семейства Ми-8/17 стали без преувеличения самыми популярными в истории мирового вертолетостроения. На фотографии - вертолет выпуска улан-удинского авиазавода.
Phantom из "Alpha Strike". "Alpha Strike" - термин, применявшийся ВМС США во время вьетнамской войны для обозначения массированного авианалета с участием самолетов авианосных авиакрыльев. Данные налеты ясно продемонстрировали огромную мощь американской палубной авиации, но летчики тогда подвергались постоянной угрозе быть сбитыми зенитной артиллерией, ЗРК и в боях с истребителями противника. Крупные авианосцы имели две истребительные эскадрильи с Phantom - они прикрывали корабли авианосной группы и ударные самолеты во время налетов, а также сопровождали самолеты-разведчики и штурмовали наземные цели. Этот F-4J из 92-й истребительной эскадрильи "Silver Kings" с авианосца "Констеллейшн" 10 мая 1972 года одержал воздушную победу.
F-4J Phantom из 92-й истребительной эскадрильи "Silver Kings" готовится к взлету с авианосца "Констеллейшн", 1973 год. 92-й и 96-я истребительные эскадрильи побывали во Вьетнаме по 8 раз.