Мировая Авиация 194
-
В одном строю наиболее распространенные в британских ВВС самолеты, снимок конца 1950-х годов. Ведущий - Shackleton MR.Mk 1А WB861 из 240-й эскадрильи, за ним Vampire T.Mk 11, Meteor T.Mk 7, Varsity, Sabre и Balliol.
До конца холодной войны почти все фотографии Ту-95 были сделаны в воздухе во время перехватов советских самолетов западными истребителями. Перехваты Ту-95 выполняли самые разные самолеты - от старых Crusader до современных Raptor и Typhoon.
Серебряный юбилей СВВП. 20 мая 1994г.: экипажи Harrier на авиабазе британских ВВС Уиттеринг отметили 25-летие эксплуатации СВВП в ВВС Великобритании. Здесь в 1969 году сформировали подразделение No.233 OCU (Operational Conversion Unit), первой получившей инновационные истребители-бомбардировщики и разведчики. В мае 1969 года на самолете в ходе трансатлантических гонок на приз газеты "Дейли Мэйл" был обновлен рекорд перелета из Лондона в Нью-Йорк - 5 часов 57 минут. Harrier GR.Mk 1 (на фото) занял видное место в ВВС Великобритании, дислоцировались они, главным образом, в Германии.
Позже был разработан GR.Mk 3 с более мощным двигателем Pegasus и улучшенным БРЭО. Самолет отличался вытянутой носовой частью фюзеляжа, а на киле смонтировали приемник предупреждения об облучении.
"Royal Jordanian Airlines" эксплуатировала TriStar многие годы. Изображен L-1011-385-3 TriStar 500. На замену TriStar авиакомпания приобрела самолеты Airbus A310 и A340.
TriStar ZD750 - один из первых самолетов, купленных британскими ВВС у "British Airways". Изначально в ВВС самолет летал в окраске прежних авиакомпаний, но после модернизации в заправщик его перекрасили в белый цвет. Накануне операции "Буря в пустыне" два TriStar ВВС Великобритании окрасили в розовый цвет. В настоящее время все заправщики полностью окрашены в серый цвет.
На эксплуатантов, подобных "All Nippon Airways", произвело впечатление совершенство TriStar. Самолет отличали продуманная кабина экипажа и наличие автопилота. Заход на посадку в автоматическом режиме TriStar выполнял лучше, чем Boeing 747.
Самолеты-заправщики британских ВВС оснащены системой дозаправки шланг-конус, совместимой с самолетами авиации ВМС и КМП США. На снимке - F/A-18C авиации ВМС США дозаправляется над Афганистаном от британского TriStar, 2008 год.
На вооружении 216-й эскадрильи британских ВВС, дислоцированной в Бриз Нортон, состоят заправщики Lockheed L-1011 TriStar. Данный KC.Mk I ранее принадлежал "British Airways" и имел регистрацию G-BFCE.
Британские ВВС закупили TriStar в 1980-е годы у компаний BA и "Pan Am". Все самолеты имеют почтенный возраст, их замена более крупными Airbus A330 Voyager запланирована на 2013 год.
"British Airways" стала одним из двух крупнейших эксплуатантов L-1011-1. Компания также заказала лайнеры серии -500, впоследствии все дни отошли британским ВВС.
"Cathay Pacific" сняла с эксплуатации свои TriStar в октябре 1996 года, заменив их Airbus A330-300. В 1980-1990 годы "Cathay Pacific" располагала самым многочисленным за пределами США парком TriStar.
Интерьер салона бизнес-класса на TriStar компании "Gulf Air" удобен как для приема пищи, так и для проведения совещаний. "Gulf Air" эксплуатировала L-1011 с 1976 года по 1998 год.
Интерьеры TriStar компании "Gulf Air" имеют различную конфигурацию салонов. На снимке - салон бизнес-класса со столиком и телефоном.
Одна из лучших фотографий P-51 периода Второй мировой войны. Три самолета на переднем плане - P-51D, за ними - P-51B с фонарем исходного образца. Все истребители принадлежат 357-й эскадрилье 361-й истребительной группы.
Этот P-51K-5-NT принадлежал капитану Леонарду Кэрсону из 326-й эскадрильи 357-й истребительной группы. Кэрсон с 18,5 победами являлся самым результативным летчиком группы. Изображенный самолет - четвертый Mustang Кэрсона, все они носили имя Nooky Booky.
P-51D-15-NA. На этом P-51D летал лейтенант Артур С. Канди из 352-й эскадрильи 353-й истребительной группы. Истребитель Канди несет типичную для 352-й эскадрильи маркировку с черными опознавательными полосами. С ноября 1944 года по март 1945 года Канди одержал в воздушных боях шесть побед, три из них в один день - 2 марта 1945 года. Канди погиб 11 марта 1945 года из-за возгорания мотора над Северным морем.
С целью улучшения обзора из кабины, недостаточного на ранних вариантах Mustang, у P-51B (43-12102) срезали гаргрот и установили каплеобразный фонарь. Эта машина стала предшественницей P-51D и P-51K.
По крайней мере один P-51D (44-14017) был оснащен тормозным гаком для посадок на авианосец. Снимок сделан лейтенантом Р. М. Илдером на борту авианосца "Шангри-Ла". Позже истребитель доработали в ETF-51D, установив хвостовое оперение от P-51H. ВМС США Mustang не эксплуатировали.
This P-51D (44-14017) although retained by the USAAF, was fitted with an arrester hook and was landed on the USS "Shangri La" by Lt R M Elder in December 1944.
Ту-95 первых модификаций являлись бомбардировщиками и могли нести только свободнопадающие ядерные или термоядерные бомбы. В 1960-е годы возросло стратегическое значение ракет, поэтому часть ранее построенных бомбардировщиков доработали в ракетоносцы.
Первые варианты Ту-95 отличались застекленной носовой частью фюзеляжа, ниже находился обтекатель радиолокационного бомбардировочного прицела. Штанги системы дозаправки в воздухе эти машины не имели. Ту-95 первых модификаций отличаются элегантностью и чистотой аэродинамики.
Ту-95/95МС: турбовинтовой бомбардировщик. Ту-95 остается на сегодня единственным турбовинтовым стратегическим бомбардировщиком. Первый полет самолет выполнил еще в 1952 году, а сегодня - вместе с Ту-160 - составляет основу воздушной компоненты стратегических ядерных сил России. Созданный в 1970-1980 годах, Ту-95МС может нести 10 крылатых ракет (шесть в отсеке, четыре - под крылом), а Ту-95МС-16 - даже 16 ракет (шесть в отсеке, десять - под крылом).
Некоторые западные обозреватели посчитали ошибкой установку на Ту-95 турбовинтовых двигателей, но именно такая силовая установка обеспечила самолету длительную карьеру, которая продолжается и сейчас. Ту-95 и B-52 правильнее сравнивать скорее с линейными кораблями, нежели с другими бомбардировщиками.
В таком облике Ту-95 впервые предстал перед западными наблюдателями. Контуры фюзеляжа не искажены антеннами, блистерами и обтекателями.
В конечном итоге, Ми-28 стал поступать на вооружение российской армии в ощутимом количестве. Целевое оборудование Ми-28А (на фотографии) не столь совершенно, как у ночного Ми-28Н.
Над втулкой несущего винта Ми-28Н установлена РЛС миллиметрового диапазона.
К 1999 году было построено примерно 15 вертолетов Ми-34. Стоимость одной машины в штатной комплектации составляла около 350 000 долларов США.
На Ми-38 использован ряд систем, разработанных для вертолета Ми-28, в частности винты и редукторы. К 2012 году построено два прототипа Ми-38, отличающиеся силовой установкой.
TS371 - первый прототип W.34/TF.Mk 1. Его собрали в Йовиле в октябре 1946 года. Прототип потерпел катастрофу 15 октября 1947 года. На прототипах стояли моторы Eagle, самые мощные и последние поршневые авиадвигатели компании "Rolls-Royce". Впервые в Великобритании моторы были снабжены восьмилопастными соосными винтами противоположного вращения.
Один из семи предсерийных Wyvern TF.Mk 1 с подвешенной под фюзеляжем 46-см торпедой. Все TF.Mk 1 были оснащены моторами Eagle.
Носовая часть и капот на TF.Mk 2 были переделаны под установку ТВД Armstrong Siddeley Python, так как он был значительно больше двигателя Clyde. Мотор Clyde работал на шестилопастный соосный винт, а Python - на восьмилопастный.
S.Mk 4 с кодировкой "J" из авиагруппы авианосца "Игл". На самолетах подвешены дополнительные баки, а под плоскостями установлены направляющие для ракет. Wyvern принадлежат 813-й эскадрилье, законцовки килей окрашены в голубой и белый цвета.
S.Mk 4 из 813-й эскадрильи в полете строем, 1953 год. В этой эскадрилье Wyvern в августе 1953 года заменили самолеты Firebrand. Годом позже Wyvern на авианосце "Альбион" убыли в Средиземное море.
Wyvern на авианосце. На верхнюю палубу Wyvern поднимали самолетоподъемником. Перед взлетом самолет крепили к катапульте.
Wyvern на авианосце. До запуска катапульты двигатель выводился на режим полного газа, затем срабатывала паровая катапульта.
Wyvern S.Mk 4 с красным коком и эмблемой 827-й эскадрильи на борту фюзеляжа складывает крыло и законцовки, авианосец "Игл", лето 1955 года.
Единственный двухместный тренировочный T.Mk 3 заказали одновременно с TF.Mk 2. В кабине инструктора был установлен перископ. Самолет оставался собственностью "Westland" и разбился в ноябре 1950 года.
Photographed in January 1950, the one and only Wyvern trainer, T.3 VZ739, first flew on February 11 the same year and was retained by Westland for trials, becoming the station hack when orders were not forthcoming.
12 июня 1994г.: двухдвигательный дальнемагистральный Boeing 777 выполнил полет продолжительностью 3 ч 48 мин - первый из 4800 полетов, запланированных по программе летных испытаний.
Eurofighter 2000 поднялся в небо. 27 марта 1994г.: из-за проблем с отработкой электро-дистанционной системы управления первый полет состоялся на два года позже запланированного срока. Первый полет одноместный прототип DA-1 истребителя Eurofighter 2000 выполнил в германском Манчинге, самолет с германской маркировкой пилотировал германский летчик-испытатель. Второй самолет и первый британский прототип выполнил первый полет 6 апреля. Программа EF2000 являлась важнейшей европейской военной программой - в ней принимали участие Великобритания, Германия, Италия и Испания.
В 2011 году самолеты Typhoon британских ВВС первыми выполнили бомбометание по ливийским целям. В тот раз применялись бомбы Paveway II EPW.
На M.3 Falcon стоял мотор de Havilland Gipsy Six мощностью 200 л. с. Размах крыла самолета составлял 10,67 м, максимальная скорость - 290 км/ч, нормальная дальность полета - 900 км.
M.6 Hawcon был экспериментальным самолетом, собранным из компонентов Falcon и Hawk. На M.6 испытывались крылья с толщиной профиля 15% (вверху) и 25% (внизу).
Miles M.14 Magister Mk I из Школы первоначального обучения летчиков ВВС Великобритании, 1940 год.
Miles Magister Mk I, задняя кабина которого оснащена складывающимся колпаком для обучения полетам по приборам.
13 сентября 1994г.: первый полет SATIC A300-600ST Beluga, предназначенного для перевозки крупномерных сборочных единиц между заводами "Airbus Industrie".
Эскадрилья №57, базировавшаяся в Хонингтоне, 1 января 1959 года получила самолеты B.Mk 1A. 1 декабря 1965 года ее перевели в Мархэм для подготовки к работе в качестве заправщиков на самолетах K.Mk 1A. Заправщики K.Mk 2 она получила в конце 1975 года. Эта часть интенсивно использовалась в операции "Corporate" на Фолклендских островах. Ее расформировали 30 июня 1986 года.
30 ноября 1994г.: Victor выполнил финальный полет на базе RAF Мархэм. Самолет перелетел в оксфордский Аэрокосмический музей.
Чарльз Линдберг получил только один самолет Mohawk, вторую машину так и не собрали.
The Miles "Mohawk" Two-seat Light Monoplane (200 h.p. Menasco "Buccaneer" engine).
Lindbergh flying the Miles M.12 Mohawk, built by Miles Aircraft to his own specification in 1936.
M.9A Master Mk I из авиационного училища ВВС Великобритании, 1940 год. В этот период Master был лучшим учебным самолетом в мире.
С мотором жидкостного охлаждения и огромным радиатором Master Mk I смотрелся необычно. Большинство самолетов Master эксплуатировалось в Силэнде, Халлавингтоне и Монтроузе.
Этот Monarch, G-AFLW, изначально использовался компанией "Rolls-Royce", он оставался в пригодном к полетам состоянии у частных лиц до 1990-х годов.
Размах крыла самолета Messenger в VIP-варианте составлял 11,02 м, максимальная скорость 187 км/ч, дальность полета 418 км. Этот G-AJEY разбился во Франции в июне 1947 года.
Размах крыла M.33 Monitor составлял 17,15м, максимальная скорость 579 км/ч, практический потолок 8840 м. Самолет мог имитировать бомбометание с пикирования, разгоняясь до скорости 664 км/ч.
Miles M.28 "Mercury" был отличным самолетом, на его основе были спроектированы самолеты Messenger и Gemini.
Этот AZ104 - первый из 525 построенных Miles M.19 Master Mk II. Самолет изображен с подвешенными под крылом практическими бомбами.
На Master Mk II и Mk III (на фотографии) стояли звездообразные моторы воздушного охлаждения.
Martinet TT.Mk I в один полет могли брать до шести мишеней в виде флагов или рукавов.
M.50 стал первым спроектированным в Великобритании специализированным буксировщиком мишеней. Эти самолеты использовались в ВВС и авиации ВМС Великобритании.
Miles M.50 Queen Martinet.
Построили только два прототипа учебно-тренировочного M.37. Обратите внимание на прекрасный обзор из задней кабины.
В отличие от других британских истребителей (прежде всего Spitfire) M.20 спроектирован в расчете на быстрое и простое производство. Шасси выполнили неубираемым.
The first Miles M.20 in its original markings; it later carried the serial number AX834.
Учебный M.15 с открытыми кабинами обладал неудовлетворительными летными данными.
Второй экземпляр самолета M.18 доработали в летающую лабораторию для изучения способов увеличения подъемной силы крыла, но потом вернули в оригинальный вид.
The Miles M.18 (JN703) fitted with slotted flaps and leading-edge slats as used on the Supermarine S.24/37.
Подразделения Aeriennes de la Gendarmerie располагают 30 однодвигательными Ecureuil.
Военное вертолетное авиационное училище, Великобритания. По заказу Министерства обороны Великобритании для единой (Армия, ВВС, ВМС) вертолетной школы в Шоубери компания "Eurocopter" разработала учебный вариант гражданского AS 350B2 - AS 350BB. В училище поступили вертолеты двух модификаций: Squirrel HT.Mk 1 (на снимке) и совместимый с очками ночного видения Squirrel HT.Mk 2. HT.Mk 2 базировались в Миддл Уэллоп и состояли на вооружении 670-й эскадрильи авиации Армии Великобритании.
Бразилия является крупнейшим эксплуатантом Ecureuil, а компания "Helibras" (ныне входит в "Eurocopter") построила по лицензии более 300 таких вертолетов, включая примерно 150 гражданских HB 350BA, НВ 350B2 и HB 350F2 под наименованием Esquilo. Они использовались в полиции, правительственных и медицинских организациях, а также для патрулирования континентального шельфа. Несколько вариантов разработано для вооруженных сил. ВВС заказали 16 транспортных CH-50 Esquilo (HB 550U2), 20 учебных TH-50 (на фото), способных наносить удары по земле (HB 550U2), 11 вооруженных CH-55 (HB 555U2), два VIP-вертолета VH-55 (HB355F2).
ВВС Парагвая получили два HB 350B Esquilo (на снимке), ВМС - еще два.
Австралия. Прежде чем военный AS 350L/L1 представили на рынке, было получено несколько заказов на AS 350B в гражданском варианте. Австралия закупила 24 вертолета AS 350B, доработанные впоследствии до AS 350BA. Шесть таких машин использовались как палубные в ВМС Австралии (на снимке), остальные поступили в вертолетное училище австралийской Армии, на них велась первоначальная подготовка летчиков для вертолетов всех типов.
VW135 - третий (R.5/46) прототип Shackleton. Самолет очень близок к стандартному варианту MR.Mk 1, но без носовых и хвостовых стрелковых точек. В Береговое командование машина не передавалась.
В конце 1950-х годов в Адене базировались Shackleton MR.Mk 2 из 37-й эскадрильи британских ВВС. Эскадрилья выполняла задачи по защите перевозок нефти в Персидском заливе и Красном море, а также в примирении враждующих между собой арабских племен.
Shackleton MR.Mk 3 выполнил первый полет в 1955 году, в строевые части первые MR.Mk 3 поступили в 1957 году. Данная модификация отличалась шасси с носовой опорой, дополнительными баками на законцовках крыла, новым остеклением кабины и наличием убираемой РЛС ASV.Mk 21.
До начала политического осложнения отношений между Великобританией и ЮАР самолеты Shackleton регулярно дорабатывались, получив более совершенное оборудование, включая аппаратуру РЭБ. Но двигатели Viper, штатные для модификации Phase 3, на них так и не установили.
На снимке хорошо видны различия между вариантами MR.Mk 1 (на переднем плане) и MR.Mk 2. Прототип MR.Mk 1, сочетавший крыло и шасси от Lincoln с новым фюзеляжем, выполнил первый полет 9 марта 1949 года.
42-я эскадрилья принимала участие в борьбе с партизанами в Омане в 1957 году. С самолетов Shackleton на повстанцев сбрасывали 9-кг осколочные бомбы и листовки.
В чрезвычайных ситуациях Транспортное командование британских ВВС использовало Shackleton для перевозок людей и грузов. Этот снимок MR.Mk 2 сделан на одном из британских аэродромов, вероятно Блэкбуш, во время погрузки войск для перевозки в район Суэца, 1956 год.
Дольше всего, до августа 1973 года, Shackleton эксплуатировались в 8-й эскадрилье, дислоцированной в Лоссимуте. Эти 12 самолетов были модернизированы в вариант ДРЛО из противолодочных MR.Mk 2. Самолеты получили собственные имена в честь популярных телефильмов от "Magic Roundabout" до "The Herbs".
Avro Shackleton AEW.2
Shackleton MR.Mk 3 (№1716) стал первым из восьми Shackleton ВВС ЮАР, поставленных в 1957 году. На самолет нанесены самые первые опознавательные знаки ВВС ЮАР, вскоре после поставки опознавательные знаки поменяли.
Южноафриканские Mk 3 имели ряд незначительных внешних отличий от британских машин - в частности, астролюк был перенесен из носовой части фюзеляжа в середину. На снимке - второй поставленный ЮАР Shackleton со спасательной шлюпкой под фюзеляжем.
Shackleton MR.Mk 2. Изображен самолет варианта MR.Mk 2 из 205-й эскадрильи Дальневосточных ВВС Великобритании, которая базировалась в Чанги, Сингапур. Эскадрилья была сформирована в 1929 году в Силитаре на основе дальневосточного звена. Более 30 лет на вооружении эскадрильи состояли летающие лодки. Свой первый Shackleton эскадрилья получила в мае 1958 года и эксплуатировала эти машины (сначала Mk 1А, затем Mk 2) до вывода частей британских ВВС из Сингапура в октябре 1971 года.
Shackleton Mk 3
15 февраля 1994г.: семиместный двухдвигательный легкий вертолет Eurocopter ЕС 135 выполнил первый полет в Мюнхене, Германия.
"Modern Air Transport". Американская чартерная компания MAT, основанная в 1946 году, приступила к эксплуатации 139-местных Convair 990 в январе 1967 года. Компания тогда была близка к банкротству из-за больших расходов на эксплуатацию реактивной техники, но от разорения удалось спастись, и полеты восьми 990-х возобновились. Самолеты доработали в вариант вместимостью 149 пассажиров. MAT внесла ряд важных изменений в самолет, которые позволили летать через Атлантику с полной загрузкой. Компания также выполняла трансполярные полеты, один из ее 990-х стал первым в мире пассажирским самолетом, пролетевшим в 1968 году над Южным полюсом. Из-за финансовых сложностей полеты Convair 990 в октябре 1975 года прекратились. В 1967 году один ее самолет взяла в аренду "Air France".
Испанская "Spantax" стала последней компанией, эксплуатировавшей Convair 990. Первый самолет она купила в 1967 году у компании "American", регулярные полеты начались с 1 апреля. Десять самолетов Coronado использовались для чартерных перевозок по Европе, иногда эти лайнеры арендовала компания "Iberia". Convair 990 работал в "Spantax" до 1987 года, когда последний летавший самолет поставили на хранение в Пальме. Хранившиеся борта постепенно разобрали на запчасти.
"Swissair". В 1958 году компания "Swissair" совместно с "Scandinavian Airlines System" (SAS) заказала девять самолетов Model 30 (990), из этого количества швейцарцы планировали арендовать два борта. Все заказанные самолеты (Model 30-6) были оптимизированы для дальних полетов. Между тем в 1959 году американская "Capitol Air" заказала шесть улучшенных Convair 880M, но, когда сборка лайнеров началась, заказ аннулировала. "Swissair" собиралась приобрести семь самолетов, но лишь два получили швейцарскую регистрацию. 9 марта 1962 года "Swissair" первой в мире выпустила на линию 990. Эти самолеты выполняли полеты на Ближний Востока, в Индию и на Дальний Восток. Первые Convair 990, прозванные "Coronado", могли перевозить 90 пассажиров, самолеты более поздней постройки - 116. Все семь Convair 990 компании "Swissair" прошли в 1964 году модернизацию в 990A. "Swissair" приступила к выводу из эксплуатации 990-х в середине 1970-х годов, поначалу отдавая самолеты в лизинг. Два самолета изначально находились в аренде у компании SAS, затем их отдали в лизинг "Thai Airways International", остальные самолеты арендовали "Air Afrique", "Air Ceylon", "Balair", "El Al" и "Ghana Airways". В конечном итоге все самолеты продали, за исключением одного, переданного в Транспортный музей города Люцерн. "Swissair" являлась основным эксплуатантом Convair 880 и Convair 990.
"American Airlines". Первым и крупнейшим эксплуатантом Convair 990, парк которого состоял из самолетов только одного типа, стала компания "American Airlines". "American" в числе первых выпустила на линии Boeing 707, но проявила интерес и к 990-му в силу его высоких расчетных характеристик. Заказ на 25 самолетов "American" разместила в 1958 году, когда уже начала работать с Boeing 707. Дебют первых 990-х в цветах "American Airlines" состоялся в 1961 году, но из-за технических проблем полеты пришлось приостановить. Регулярные рейсы Convair 990 в "American Airlines" начали выполнять в марте 1962 года. Характеристики самолета оказались ниже расчетных, в силу чего "American" сократила заказ с 25 до 20 лайнеров. Официально эксплуатация началась 18 марта 1962 года. К 1964 году все самолеты прошли доработку до уровня 990A, но уже в 1965 году авиакомпания приступила к распродаже своих 990-х. В 1972 году последний самолет был продан "Spantax".
"Aerolineas Peruanas S. А.". Компания 23 декабря 1963 года взяла в лизинг один 119-местный 990-й, второй был арендован в марте 1965 года. Самолеты выполняли рейсы в Южной и Центральной Америке; эти полеты выполнялись на паритетной основе с Convair 880 "Northeast Airline". Третий Convair 990 закупили в июне 1968 года, самолеты сняты с эксплуатации в 1971 году.
"Lebanese International Airways". В 1965-1966 годах компания LIA купила у "American Airlines" два Convair 990. Планировалась покупка третьего, но она реализована не была. Предполагалась совместная с "American Airlines" эксплуатация лайнеров, но оба самолета уничтожили израильские коммандос в аэропорту Бейрут 28 декабря 1968 года. Компании пришлось свернуть свой бизнес.
"Middle East Airlines". Компания MEA купила у "American" шесть Convair 990 в 1969 году. Они заменили Comet IV и Caravelle и эксплуатировались вместе с Boeing 707. В 1972 году 707-е окончательно вытеснили Convair 990.
21 апреля 1994г. выполнил первый полет демонстратор концепции Bell 407, который рассматривали как замену популярного JetRanger. Конструктивно вертолет был похож на Bell 407, но отличался доработанной хвостовой балкой и расширенным фюзеляжем. К январю 1995 года на него было получено более 60 заказов.
22 ноября 1994г.: совершил полет MD 600N, разработанный на основе Hughes 500 и оснащенный двигателем Allison мощностью 800 л. с. и системой NOTAR, компенсирующей вращающий момент несущего винта.
Sagem Armament Air-Sol Modulaire (AASM) Hammer. AASM представляет собой модульную систему наведения класса "воздух-поверхность", которую возможно монтировать на обычных бомбах. Комплект состоит из оперения большой площади, ракетного ускорителя и ГСН различного типа. Базовым вариантом является ГСН с использованием GPS/INS ("Metric"), но также имеется GPS/ИНС/ИК ГСН ("Decametric"), в разработке находится ГСН с полуактивным лазерным наведением. В 2011 году такие КАБ использовались в операции против Ливии. На экспорт комплект предлагается под наименованием "Hammer".
Один M.8 готовился принять участие в гонках Шлезингера в Йоханнесбурге, но до начала состязаний самолет подготовить не успели, он поднялся в воздух в конце 1937 года.
AS 355 Ecureuil 2. Этот G-BOSK в 1989 году поступил в полицейское подразделение Metropolitan Police Force Air Support Unit (ASU). Оборудование вертолета по современным меркам выглядит скупо, но в то время оно было очень совершенным. Два двигателя на AS 355 повышают безопасность полетов, что особенно важно при эксплуатации в урбанизированной местности.
ВВС Великобритании. В 1996 году два AS 355F1, взятые в лизинг у гражданского оператора, поступили на вооружение 32-й (Королевской) эскадрильи британских ВВС, заменив Wessex в качестве VIP-транспорта. Позже в лизинг взяли еще один вертолет (на снимке).
Франция. Большинство вооруженных сил предпочли закупать вариант вертолета с самой мощной силовой установкой - AS 355 Twin Squirrel (Ecureuil 2). AS 355M разработан в 1988-1989 годах, первым покупателем стала Франция, разместившая заказ на 50 машин для ВВС. Франция закупила в общей сложности 52 Ecureuil 2, включая восемь с ТВаД Allison 250-C20F. Остальные 44 машины поставлены с ТВаД Turbomeca TM 319 Arrius-1M. Экспортный вариант обозначается AS 355M2. AS 555M спроектирован согласно французским требованиям к вооруженному патрульному и эскортному вертолету. "Aerospatiale" сертифицировала для применения с AS 555 несколько ракетных систем, а также ПТУР HOT и TOW. Во Франции используются AS 355AN, вооруженные 20-мм пушкой GIAT M621 и способные нести пулеметные контейнеры MATRA или FN. AS 555AN (на фото) поступают в части транспортных вертолетов, но более известны AS 555AN из подразделения EHOM 00/068, дислоцированного во Французской Гайане, способны нести блоки НАР Ariane. Французская Армия собиралась приобрести 100 Ecureuil, но закупила лишь 18 AS 555UN для обучения летчиков полетам по приборам. Подразделения Aeriennes de la Gendarmerie располагают 30 однодвигательными Ecureuil.
Колумбия. ВМС Колумбии закупили неустановленное количество AS 555 Fennec, оснащенных поисковыми РЛС, установленными в подфюзеляжном обтекателе. Предположительно, вертолеты предназначены для борьбы с надводными и подводными целями, выполнения поисково-спасательных задач. ARC 203, на снимке внизу, является третьим Fennec, переданным Колумбии. Снимок сделан на борту корабля "Алмиранте Падилла" в Пуэрто-Рико в июле 1999 года. Вертолет тогда принимал участие в международных учениях "Unitas'99".
ВМС Бразилии получили 16 UH-12 (HB 550BA) и девять UH-12B (HB 355F2) (на фото).
Аргентина. 1-я вертолетная эскадрилья морской авиации ВМС Аргентины оснащена AS 555MN. Вертолеты не имеют вооружения, но оборудованы поисковыми РЛС. На лыжах шасси закреплены надувные баллонеты. Машины регулярно выполняют полеты с кораблей ВМС Аргентины.
Учебный и связной самолет Miles M.7 Nighthawk спроектирован на основе Falcon M.3B Six.
На момент начала войны в британских ВВС имелось 12 самолетов M.16 Mentor. Они использовались как учебные и связные в 24-й эскадрилье и некоторых других подразделениях.
M.77 Sparrowjet для гражданского сектора рынка первых послевоенных лет оказался чрезмерно сложным, а военных не устраивали его невысокие летные данные.
Фоторазведчик F-6K, замененный более скоростными самолетами, поставлен коротать оставшийся ему век в дальний угол аэродрома. На снимке хорошо видно место установки в фюзеляже фотоаппарата.
M.5 Sparrowhawk отличался элегантным обликом. Прототип G-ADNL получил приз за скорость в гонках на Королевский кубок 1935 года.
7 апреля 1994г.: совершил первый полет Harrier T.Mk 10, спроектированный на основе TAV-8B и предназначенный для подготовки летчиков GR.Mk 7.
25 октября 1994г. выполнил первый полет прототип Bell Model 430 с четырехлопастным несущим винтом, силовой установкой увеличенной мощности и удлиненным под размещение девяти человек фюзеляжем. Model 430 является развитием Bell 230.
17 января 1994г.: выполнил первый полет прототип самолета ДРЛОиУ Saab 340, разработанный на основе шведского пассажирского самолета. Фюзеляж под установку РЛС Ericsson ERIEYE удлинили.
В начале 1993 года шведские ВВС выбрали Saab 340 в качестве платформы для самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), на который установили импульсно-доплеровскую РЛС Ericsson PS-890 Erieye. Самолет получил обозначение Saab 340AEW&C (на фото), на его фюзеляже хорошо виден большой 9-метровый обтекатель РЛС бокового обзора с фазированной антенной решеткой, а на нижней поверхности фюзеляжа были размещены дополнительные кили. В удлиненном хвостовом обтекателе разместили ВСУ Sundstrand.