Описание
Страна : Великобритания
Год : 1947
Двухместный учебно-тренировочный самолет для повышенной летной подготовки
Boulton Paul P.108 Balliol
Фирма "Boulton Paul" спроектировала самолет P.108 Balliol по спецификации Т.7/45 на трехместный учебно-тренировочный самолет с турбовинтовым двигателем (ТВД) для повышенной летной подготовки. Однако планер сделали раньше, чем двигатель, и этот самолет впервые взлетел 30 мая 1947 года с поршневым звездообразным мотором Bristol Mercury мощностью 820 л. с. (611 кВт). Десять месяцев спустя второй прототип полетел уже с турбовинтовым Armstrong Siddeley Mamba мощностью 1000 л. с. (746 кВт). Этот прототип стал первым в мире однодвигательным турбовинтовым самолетом. Позднее и на первый прототип тоже установили ТВД.
Министерство авиации, сначала заказавшее трехместный самолет, затем решило получить двухместный УТС с поршневым мотором Rolls-Royce Merlin. По новой спецификации Т.14/47 с фирмой "Boulton Paul" заключили контракт на четыре прототипа Balliol T.Mk 2, созданного на базе существующего планера Р.108. В конкурсе также участвовал самолет Avro Type 701 Athena, оказавшийся хуже конкурента.
Самолет Balliol успешно прошел эксплуатационные испытания, и с производителем подписали договор на постройку большой серии для замены учебных машин North American Harvard. Однако к 1951 году Министерство авиации вновь решило перейти к обучению курсантов на реактивных машинах, и заказ урезали. В разных источниках данные по количеству построенных Balliol различаются. Обычно считают, что для британских ВВС собрали 175 серийных машин, но 9 или 12 из них передали в ВВС Цейлона. С 1954 по 1956 годы на фирме "Boulton Paul" такой самолет выполнял демонстрационные полеты.
Предсерийные Balliol попали в центральную летную школу, серийные образцы поставили в 7-ю школу летной подготовки. Позже они служили в колледже ВВС в Крэнвелле, затем в 1956 году их заменили самолетами de Havilland Vampire T.Mk 11. Для морской авиации заказали 30 экземпляров Sea Balliol T.Mk 21, последний из них собрали в декабре 1954 года. На Sea Balliol усилили шасси, установили винт меньшего диаметра, тормозной гак для посадки на палубу и изменили бортовое оборудование. Самолетами этого типа оснастили 781-ю и 1843-ю эскадрильи добровольческого резерва ВМФ Англии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Boulton Paul Balliol T.Mk 2
Тип: двухместный учебно-тренировочный самолет для повышенной летной подготовки
Силовая установка: V-образный двигатель Rolls-Royce Merlin 35 мощностью 1245л.с. (928 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 463 км/ч на высоте 2745 м; начальная скороподъемность 546 м/мин; набор высоты 3050 м за 6 мин; практический потолок 9905 м; радиус действия 1062 км
Масса: пустой самолет 3043 кг; максимальная взлетная 3815 кг
Размеры: размах крыла 11,99 м; длина 11,13 м; высота 3,81 м.; площадь крыла 23,23 м
Вооружение: курсовой пулемет Browning калибра 7,7-мм в левой консоли крыла и подкрыльевые направляющие для четырех 27-кг ракет
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 71
Регистрационный номер: WG116 Этот Balliol Т.Mk 2 летал в 7-й школе летной подготовки британских ВВС Англии на авиабазе Коттесмор в начале 1950-х годов.
-
Air Enthusiast 2003-11 / A.Brew - Proud heritage
Регистрационный номер: VL892 [3] VL892 fitted with a Mamba engine, producing a very clean looking aircraft.
-
Air Enthusiast 2003-11 / A.Brew - Proud heritage
Регистрационный номер: VL892 [3] The first prototype Balliol, VL892, in flight with its temporary Mercury engine.
-
Aeroplane Monthly 1998-10 / Personal album. Military
Регистрационный номер: VL892 [3] The first prototype of the Balliol trainer, VL892, was flown with a Bristol Mercury piston engine until a Rolls-Royce Dart propeller turbine was available. Ironically, the Balliol went into production with a Rolls-Royce Merlin. Shown here in January 1947, during one of the worst winters in living memory, VL892 was later reengined with an Armstrong Siddeley Mamba turboprop.
-
Air Enthusiast 1999-03 / A.Brew - Last Throws of the Dice
Регистрационный номер: VL935 The third and last Balliol T.1 prototype, VL935, being erected at Bitteswell, from where the first flight took place.
-
Aeroplane Monthly 1994-04 / H.Scanlan - Over dreaming spires (1)
Регистрационный номер: VR596 [2] Boulton Paul Balliol VR596 was a T.2 evaluated by the A&AEE at Boscombe Down. It crashed at Castle Rising in Norfolk in August 1952.
-
Aeroplane Monthly 1982-03 / J.Perrott - Airborne in the Balliol
Регистрационный номер: VR596 [2] Balliol VR596 was one of 17 pre-production aircraft used for extended service trials.
-
Aeroplane Monthly 1983-06 / ??? - 'Planes and pyramids
Регистрационный номер: VW898 The prototype Boulton Paul Balliol 2, VW898, over Kephren Pyramid in May 1949, during trials with the Tropical Experimental Unit at Khartoum. Note the ferry drop tanks.
-
Aeroplane Monthly 1982-03 / J.Perrott - Airborne in the Balliol
Balliol T.2 WF997 photographed in January 1953. Apart from No 7 FTS, Balliols served at the RAF College, Cranwell and Nos 288 and 238 OCUs.
-
Aeroplane Monthly 1988-10 / M.Hardy - All the Queen's forces
A Balliol pilot's view of the flypast over Odiham.
-
Aeroplane Monthly 1982-03 / J.Perrott - Airborne in the Balliol
A Sea Balliol T.21 performs for Flight’s camera at the 1953 SBAC Show.
-
Aeroplane Monthly 1982-03 / J.Perrott - Airborne in the Balliol
The deep cockpit hood provided an exceptionally good view for the Balliol crew.
-
Aeroplane Monthly 1982-03 / J.Perrott - Airborne in the Balliol
Регистрационный номер: VW900 Balliol T.2 VW900
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v2
Boulton Paul Sea Balliol T.21.
-
Aeroplane Monthly 1982-03 / J.Perrott - Airborne in the Balliol
Регистрационный номер: VR602 VR602 was another pre-production aircraft used for service trials
-
Aeroplane Monthly 1974-01 / Demilitarised
Регистрационный номер: G-ANSF The two seat B.P. Balliol T.Mk.2, G-ANSF built in 1950 and demonstrated at the 1954 SBAC show. Seven others were allocated civil registrations for ferrying to the Ceylon Air Force.
-
Air Enthusiast 2003-11 / A.Brew - Proud heritage
Регистрационный номер: WL723 Sea Balliol WL723 lands on HMS 'Triumph'. It was operated by the Junior Officers Air Conversion course - hence 'JOAC' in the lettering of a then well-known airline on the cowling.
-
Air Pictorial 1958-08 / Photo Review
Регистрационный номер: WG225 On display at Exeter Airport, 28th June, a Boulton Paul Balliol T. Mk. 2 (WG225) now used by No. 3 Civil Anti-Aircraft Co-operation Unit for various training duties.
-
Aeroplane Monthly 1980-01 / R.Williams - The Navy's Northern Reservists (2)
Регистрационный номер: WP328 Sea Balliol T21 WP328/202, taken in 1954/5.
-
Aeroplane Monthly 1982-08 / R.Riding - Middle Wallop 1938-1982
Регистрационный номер: WG215 Balliol WG215 was flown on GCI sorties.
-
Air Pictorial 1958-02 / Air Pictorial's photo-review
Регистрационный номер: WL729 A late-production Boulton Paul Sea Balliol T. Mk. 21 (WL729) advanced trainer of the Fleet Air Arm is rarely illustrated. Note arrester hook under the tail, Only thirty Sea Balliols were supplied to the Royal Navy.
-
Aeroplane Monthly 1982-06 / Skywriters
Регистрационный номер: WN508 Boulton Paul Balliol T.2 WN508 being refuelled at Middle Wallop, circa 1953-54.
-
Air-Britain Aeromilitaria 1979-01
Brigand T.4 VS867 of No.238 Operational Conversion Unit, Colerne, with, in the background a Balliol T.2 used as an interception target and flown by No.288 Squadron before No.238 OCU took over this task.
Другие самолёты на фотографии: Bristol Brigand / Type 164 - Великобритания - 1944
-
Air Enthusiast 1999-11 / D.Watkins - RAF Flying Training and the Vampire
T.11 of 238 OCU, North Luffenham, under maintenance, 1957-1958. Note the Boulton Paul Balliol behind.
Другие самолёты на фотографии: De Havilland Vampire T / Vampire NF / D.H.113 / D.H.115 - Великобритания - 1950
-
Мировая Авиация 194
В одном строю наиболее распространенные в британских ВВС самолеты, снимок конца 1950-х годов. Ведущий - Shackleton MR.Mk 1А WB861 из 240-й эскадрильи, за ним Vampire T.Mk 11, Meteor T.Mk 7, Varsity, Sabre и Balliol.
Другие самолёты на фотографии: Avro Shackleton / Type 696 - Великобритания - 1949Canadair CL-13 Sabre - Канада - 1950De Havilland Vampire T / Vampire NF / D.H.113 / D.H.115 - Великобритания - 1950Gloster Meteor / G.41 - Великобритания - 1943Vickers Varsity - Великобритания - 1949
-
Aeroplane Monthly 1988-09 / M.Hardy - All the Queen's forces (1)
Trainers assembled at Odiham a few days before the Review, showing Austers, Chipmunks, Harvards, Provosts, Balliols and Prentices. Note that all canopies are covered over.
Другие самолёты на фотографии: Auster AOP.6 - Великобритания - 1945De Havilland Canada DHC-1 Chipmunk - Канада - 1946Hunting Percival Provost / P.56 - Великобритания - 1953North American T-6 Texan / AT-6 Harvard - США - 1935Percival Prentice / P.40 - Великобритания - 1946
-
Air International 1983-10
Sri Lanka's Balliol
-
Aeroplane Monthly 1982-03 / J.Perrott - Airborne in the Balliol
Dive brakes restricted terminal velocity in a vertical dive at 350 m.p.h. EAS, the position of the air brakes being carefully selected to avoid changes of trim, tailplane buffeting, or interference with lateral control.
-
Air Enthusiast 1999-03 / A.Brew - Last Throws of the Dice
A model of the P.116 which was based upon the centre section of the Balliol.
-
Air Enthusiast 1999-03 / A.Brew - Last Throws of the Dice
Регистрационный номер: BP112 Artist’s impression of the P.112, based on a photograph of a Balliol T.1, showing the similarity between the designs.
-
Air Enthusiast 1999-03 / A.Brew - Last Throws of the Dice
A retouched photograph of a Balliol T.2 in flight used to portray the P.125 ‘Jet Balliol’.
-
Air Enthusiast 1999-03 / A.Brew - Last Throws of the Dice
General arrangement of the Balliol T.2A, powered by a P&W R1820-S1C3-G 14-cylinder radial.
-
Air Enthusiast 1999-03 / A.Brew - Last Throws of the Dice
General arrangement, P.109
-
Air Enthusiast 1999-03 / A.Brew - Last Throws of the Dice
General arrangement of the P.125, the ‘Jet Balliol’.
- Фотографии