Airbus A300ST Beluga
Варианты:
Airbus - A300ST Beluga - 1994 - International
Страна: International
Год: 1994


Транспортный самолет с экипажем из 2-3 человек
Описание
Фотографии
Special Aircraft Transport International Company (SATIC) A300-600ST Beluga

   Европейский консорциум "Airbus" включает множество компаний и предприятий, производящих крупные элементы конструкции самолетов почти по всей Европе. Затем эти узлы необходимо доставлять на завод, осуществляющий конечную сборку самолета. Однако в конце 1980-х годов имевшиеся в распоряжении консорциума транспортные самолеты Aero Spacelines Super Guppy 201, занимавшиеся перевозкой таких грузов, практически выработали срок своей эксплуатации и к тому же уже не справлялись с перевозкой более тяжелых и крупногабаритных элементов конструкции авиалайнеров. Тогда "Airbus Industrie" (с 2001 года - "Airbus") разработала новый транспортный самолет, совместив планер A300-600 и силовую установку от A310.
   Самолет получил обозначение A300-600ST Beluga, его разработка была начата в 1990 году, для чего была создана компания SATIC ("Special Aircraft Transport International Company"), а координацию работ осуществляла компания "Latecoere", взявшая на себя задачу разработки и производства грузового отсека, пола, гермоперегородки и задних бортовых люков. В программе также приняли участие компании "SOGERMA-SOCEA" (откидывающийся вверх носовой грузовой люк, боковые секции и герметичный пол над кабиной экипажа), "Hurel-Dubois" (укороченная носовая стойка шасси и герметичная перегородка за кабиной экипажа), SOCATA (нижние грузовые отсеки в хвостовой части фюзеляжа), CASA (секции верхней носовой части фюзеляжа) и "Elbe Flugzeugwerke" (хвостовое оперение).
   Самолет Beluga создан на базе модифицированного A300-600, носовая и верхняя части фюзеляжа которого были перепроектированы таким образом, чтобы создать большую негерметизированную верхнюю грузовую секцию, доступ к которой осуществляется через носовой грузовой люк высотой 7,23 м. Кроме того, было модифицировано хвостовое оперение - киль стал выше, а стабилизатор стал более прочным и получил дополнительные шайбы для улучшения путевой устойчивости.
   Грузовой отсек имеет длину 37,70 м (длина секции с постоянным диаметром - 21,34 м) и максимальный диаметр 7,40 м, а его объем достигает 140 м3. Максимальная масса груза - 47 т. Наличие автоматической системы погрузки позволяет выполнять весь процесс всего за 45 минут.
   Первый A300-608ST (Super Transport) поднялся в воздух 13 сентября 1994 года, в сентябре 1995 года самолет поступил в эксплуатацию. Следом были собраны еще четыре самолета. Beluga привлекается не только к обслуживанию сборочной линии "Airbus", но также выполняет работу и в интересах других заказчиков. В частности, они перевозили компоненты Международной космической станции, различные негабаритные грузы, вертолеты и пр.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   SATIC A300-600ST Beluga

   Тип: транспортный самолет с экипажем из 2-3 человек
   Силовая установка: два ТРДД General Electric CF6-80C2A8 тягой по 262,45 кН
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на оптимальной высоте 780 км/ч; сертифицированный потолок 10 670 м; дальность полета с максимальном полезной нагрузкой 1666 км
   Масса: пустого 86 500 кг; максимальная взлетная 155 000 кг
   Размеры: размах крыла 44,84 м; длина 56,16 м; высота 17,24 м; площадь крыла 260 мг
   Полезная нагрузка: груз массой до 47300 кг
Самолет A300-600ST (Super Transporter) активно предлагается арендаторам для перевозки негабаритных грузов. Пятый самолет Beluga был построен, чтобы разгрузить график чартерных заказов.
13 сентября 1994г.: первый полет SATIC A300-600ST Beluga, предназначенного для перевозки крупномерных сборочных единиц между заводами "Airbus Industrie".
Probably the most radical cargo aircraft conversion is that carried out by SATIC on the A300, which produced the A300B4-608ST Super Transport, otherwise known as the Beluga. The conversion includes removal of the upper fuselage, which is replaced by a bulbous upper lobe with a hinged cargo door at the front, a repositioned cockpit, an enlarged fin and finlets on the tailplane. Four Belugas have been built for use by Airbus Industrie.
Third SATIC A300-608ST Super Transporter was delivered in May 1997 (1999)
На фотографии - третий Super Transporter, совершивший первый полет 9 июня 1998 года. Всего построены пять машин, все они находятся в эксплуатации.
Огромное поперечное сечение фюзеляжа самолета создает возмущение перед хвостовым оперением. Чтобы решить эту проблему, использовали хвостовую часть лайнера A340 и большие концевые шайбы-кили для повышения путевой устойчивости.
Самолет Beluga (№2) сфотографирован заходящим на посадку в Филтоне, Великобритания, во время своего первого визита в июне 1996 года. Два британских завода "Airbus" в Филтоне и Брутоне изготавливают крыло, а самолеты Beluga осуществляют перевозку на завод окончательной сборки в Тулузе.
At the second of two refuelling stops, at Novosibirsk in Russia
Самолет A-300-600ST "Beluga" в новосибирском аэропорту Толмачево (впервые за 23 года)
Airbus BelugaST (A300-600ST) taking off from Toulouse en route to the Kennedy Space Center
A BelugaST over Novosibirsk, Russia, on Airbus Beluga Transport’s first mission, December 21, 2021
The five Belugas in service, seen here at Toulouse, will be replaced on a one-for-one basis by the new XLs between 2019 and 2025.
Airbus Industrie used the A300 airframe as the basis for the Beluga, which is used to transport large components around the various manufacturing sites. In the background are two of the Super Guppy aircraft that the A300-600STs replaced.
An aerial view of Beluga and Hotbird 13G at Kennedy Space Center taken by the Earth-imaging satellite Pleiades Neo
General overview of the large aircraft area of the static park at ILA 2002, dominated by the Airbus A300-608ST Beluga, A340-600 and A318, together with an East Line Il-76 in the foreground.
Conferences and events bring together some of the biggest names in the industry, presenting the latest aircraft and technologies to potential investors, buyers and operators.
The BelugaXL is 6.9m (22ft 6in) longer and 1.7m (5ft 5in) wider than the first-generation aircraft.
The second BelugaXL at Toulouse following roll-out. One of the current-generation BelugaST aircraft the BelugaXL will replace can be seen in the background.
Seen at the official roll-out ceremony at Toulouse on June 23, 1994, the first Airbus A300-600ST Super Transporter is seen in company with the type it will replace, the Boeing 377SG Super Guppy.
Самолет Beluga (на переднем плане) пришел на смену стареющим машинам Super Guppy (на заднем плане). Головной самолет Beluga (серийный №655) запечатлен незадолго до своего первого полета в сентябре 1994 года, он поступил в эксплуатацию в октябре 1995 года после 12 месяцев летных испытаний.
Seen here during roll-out on June 23, 1994, from the Sogerma facility at Toulouse, this view gives a good impression of the size of the Super Transporter. Note the ‘underslung' cockpit to enable straight-in loading and redesigned tail unit with twin auxiliary fins.
На самолете Beluga используется стандартное крыло, двигатели и шасси лайнера A300-600R, это помогло уменьшить затраты на разработку и производство.
The A300-600ST cargo door is the largest ever built for any aircraft, weighing some two tons. Built by Aerostructures at Hamble, UK, it enables loading/unloading in 45 minutes, compared to two to three hours for similar operations with the Super Guppy.
The maiden flight of this Beluga super-transporter used sustainable aviation fuel (SAF) from Airbus’s Broughton plant in the UK
Открывающийся вверх грузовой люк самолета Beluga и вместительный грузовой отсек позволяют брать на борт секции фюзеляжа либо крылья большей части изделий концерна "Airbus", в том числе - крыло лайнера A330.
Самолет Beluga доставил крыло A350 для окончательной сборки в Тулузе. Полностью выполненное из композитов, крыло унифицировано для вариантов A350-800 и -900 и выпускается на заводе "Airbus" в Бротоне на севере Уэльса. Имея площадь 443 м2, оно является самым большим крылом, когда-либо изготовленным для однопалубного широкофюзеляжного самолета.
A330 tails - this one is for Etihad Airways - are among the sections carried by the Belugas. The XL fleet will offer a 30% increase in transport capacity, according to Airbus.
TOP: Airbus carrying out a loading dry run
BOTTOM: Beluga Transport undertaking test loading at Airbus's Marignane base
Loading of the Hotbird 13G satellite underway in Toulouse in France
Hotbirds 13F and 13G were developed with the support of the European Space Agency and others, among them the Centre National d’Etudes Spatiales and the UK Space Agency
A300ST Beluga на авиасалоне "Париж'95"
В ближайшие десятилетия специальные транспортные самолеты A300-600ST Beluga будут продолжать занимать важное место в производственной системе консорциума Airbus
Для доставки киля используется специализированный транспортный самолет A300-600 "Белуга"
Still mostly finished only in primer, the first SATIC Airbus A300-600ST Super Transporter, F-WAST (c/n 655), takes to the air for the first time on September 13, 1994, at Toulouse.
SATIC Super Transporter interior, viewed from nose (1999)
Interior of the A300-600ST during construction - the workmen lend scale and emphasise the size of the cargo compartment which has a volume of 1,400m3, a diameter of 7.4m and usable length of 37.7m enabling carriage of loads up to 45.5 tonnes.
A Beluga being loaded using the Airbus multi-pallet platform.
One of the five Belugas dedicated to transporting oversize cargo for commercially contracted customers, seen here being loaded at Marignane
Радикально перестроенный фюзеляж и хвостовое оперение самолета Beluga с присоединенными стандартными элементами A300-600R прошли всесторонние исследования в аэродинамической трубе.
A model of the SATIC Super Transporter, based on the A300-600R and designed to replace the ageing Super Guppies for carriage of large Airbus sub-assemblies such as those shown here. Construction of the first example is now well under way and delivery of all four on order will be completed by 1998.
Exploded view of the A300-600ST showing workshare on the non-standard components.
Interior of A300-608ST Super Transporter; below floor level are aft cargo hold and bulk cargo compartment (1999)
SATIC A300-608ST Super Transporter built to transport Airbus airframe sections (1998)
SATIC Airbus A300-600ST Super Transporter.