Lockheed L-1011 TriStar
Страна: США
Год: 1970


Дальнемагистральный авиалайнер с экипажем из трех/четырех человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (85)
Lockheed L-1011 TriStar

   Широкофюзеляжный авиалайнер Lockheed L-1011 TriStar создавался в соответствии с техническим заданием авиакомпании "American Airlines" на ближне-/среднемагистральный самолет большой вместимости. Сборка первого самолета была начата в начале 1968 года, а его первый полет состоялся 17 ноября 1970 года. TriStar представлял собой свободнонесущий низкоплан со стреловидным (35°) крылом и тремя турбовентиляторными двигателя Rolls-Royce RB.211 тягой по 186,83 кН. Экипаж самолета состоял из 2-4 человек, пассажировместимость составляла 256-400 человек, в зависимости от компоновки салона и шага между креслами. Однако в тот момент компании "Lockheed" и "Rolls-Royce" ввиду значительных финансовых трудностей оказались в затруднительном состоянии, поэтому им пришлось просить о финансовой поддержке свои правительства. В результате задержки американский сертификат типа на авиалайнер был получен только 14 апреля 1972 года, а первый коммерческий полет TriStar состоялся только 26 апреля 1972 года(в авиакомпании "Eastern Air Lines"). В процессе первичной эксплуатации выявились некоторые проблемы, в основном связанные с двигателями, но вскоре самолет завоевал популярность у авиакомпаний и пассажиров.
   За первым серийным вариантом, L-1011-1 с двигателями RB.211-22B или -22C и максимальной взлетной массой 195 048 кг, последовала модификация L-1011-100 с большей дальностью полета, дополнительным запасом топлива, максимальной взлетной массой 204120 кг и силовой установкой включавшей три RB.211-22F тягой по 193,50 кН. Для обеспечения более приемлемых летных характеристик при полетах с аэропортов, расположенных в жарких и горных условиях ("hot-and-high"), был создан вариант L-1011-200 стремя RB.211-524тягой по 213,51 кН, но запас топлива и максимальная взлетная масса остались такими же как у L-1011-100, хотя новая силовая установка обеспечила машине несколько большую дальность полета.
   Последним представителем этого семейства стал самолет большой дальности L-1011-500 Advanced TriStar, который оснащался двигателями RB.211-524B или RB.211-524B4 и имел укороченный фюзеляж (50,05 м вместо 54,46 м). Кроме того, запас топлива был увеличен, и переделана внутренняя компоновка салонов, которые теперь могли вмещать от 246 до 330 пассажиров, а на машинах позднего выпуска крыло в размахе было увеличено с 47,35 м до 50,09 м и оснащалось новыми элеронами. Шесть самолетов L-1011-1, эксплуатировавшихся "Delta Airlines", после переоснащения двигателями RB.211-524B4 и сертификации для максимальной взлетной массы 224985 кг получили обозначение L-1011-250.
   Впрочем, в результате серьезной рецессии, охватившей сектор авиационных перевозок в начале 1980-х годов, в конце 1981 года компания "Lockheed" объявила о прекращении серийного производства авиалайнеров TriStar - данное решение должно было вступить в силу в 1983 году после исполнения всего имеющегося портфеля заказов. Всего было собрано 250 самолетов, на 2001 год более половины из них, включая переоборудованные в грузовые машины, все еще летали на коммерческих маршрутах.
   TriStar также поступил на военную службу - британское Министерство обороны в 1982-1984 годах закупило девять самолетов L-1011-500, восемь из них поступили в 216-ю эскадрилью ВВС. В рамках специально разработанной программы четыре самолета были переоборудованы в самолеты-заправщики/транспортные самолеты TriStar K.Mk 1. Под полом кабины в носовом и хвостовом багажных отсеках были размещены дополнительные топливные баки на 45 360 кг топлива, топливозаправочные агрегаты Flight Refuelling Ltd HDU внизу хвостовой части фюзеляжа и ТВ-система для контроля процесса заправки. В носовой части установили штангу топливоприемника, а в кабине установили кресла для пассажиров. Первый полет модернизированный самолет выполнил 9 июля 1985 года. В середине 1990-х годов в эксплуатации оставались два из четырех K.Mk 1, которые вместе с двумя приобретенными позже TriStar прошли модернизацию в вариант самолета-заправщика/грузового TriStar KC.Mk 1.
   TriStar KC.Mk 1 поднялся впервые в воздух в 1988 году и отличался расположенной по левому борту грузовой дверью и системой обработки грузов. Самолет в грузовом варианте мог перевозить груз на поддонах и 35 пассажиров. Пол кабины был усилен.
   Два самолета под обозначением TriStar C.Mk 2 использовались в качестве военно-транспортных и не имели штанг топливоприемников. Планы по модернизации третьего самолета - с установкой подкрыльевых контейнеров Mk 32B с топливозаправочными агрегатами - реализованы не были, а самолет был поставлен в варианте TriStar C.Mk 2A и отличался военным БРЭО, новым интерьером и заменой вызывавшего нарекания цифрового автопилота на аналоговый вариант (как на K.Mk 1 и KC.Mk1). Все TriStar британских ВВС оснащались станциями предупреждения о радиолокационном облучении ALR-66.
   Один L-1011-500 (принадлежавший ранее "Air Canada") был переоборудован компанией "Marshall" (Кембридж) для американской компании "Orbital Sciences Corporation" в самолет- носитель ракеты Pegasus. Один переоборудованный в VIP-вариант L-1011-500 принадлежал королевскому авиаотряду Иордании.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lockheed L-1011-500 TriStar

   Тип: дальнемагистральный авиалайнер с экипажем из трех/четырех человек
   Силовая установка: три турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce RB.211-524B или RB.211-524B4 тягой по 222,41 кН
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 9145 м - 974 км/ч; экономическая крейсерская скорость на высоте 9145 м - 895 км/ч; начальная скороподъемность 860 м/мин; практический потолок 12 800 м; дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 9905 км
   Масса: пустого 109299 кг; максимальная взлетная 224982 кг
   Размеры: размах крыла 47,35 м; длина 50,05 м; высота 16,87 м; площадь крыла 321,06 м2
   Полезная нагрузка: до 330 пассажиров в контексте максимальной массы полезной нагрузки 41845 кг
Прототип TriStar, N1011, на протяжении всей свой службы оставался у "Lockheed". В марте 1968 года фирма выбрала для установки на L-1011 британские двигатели RB.211, так как S-образный канал воздухозаборника центрального двигателя не позволял устанавливать другие - Pratt & Whitney JT9D или General Electric CF6 - без больших дополнительных затрат. Конструкция же конкурента, DC-10, легко допускала выбор альтернативной силовой установки.
16 ноября 1970г.: вслед за DC-10 в воздух поднялся Lockheed L-1011 TriStar. Его разработка затянулась из-за банкротства фирмы "Rolls-Royce", делавшей для L-1011 двухконтурные двигатели RB-211.
The prototype L-1011 TriStar, N1011, made its first flight on November 16, 1970, powered by three Rolls-Royce RB.211-22 turbofan engines. Lockheed was suffering from its own financial woes at the time, having run into difficulties with its development of the military C-5A transport and AH-56A Cheyenne helicopter projects.
Первый самолет использовался для отработки новых технических решений, некоторые из которых были внедрены на серийных лайнерах. Хотя машина сохранила фюзеляж первоначальной длины, она фактически послужила прототипом для TriStar 500. В своем окончательном виде конструкция "Advanced TriStar" включала много новшеств. Самолет был списан в августе 1986 года.
TriStar 1 (L-1011-385-1). Первый серийный вариант TriStar был предназначен для эксплуатации на внутренних авиалиниях США. Максимальная взлетная масса составляла 195 050 кг. Существовали машины трех основных стандартов (групп), отличавшиеся друг от друга по массе. В 1-ю группу вошли самолеты массой 114 630 кг (номера со 2 по 12), во 2-ю - самолеты массой 112 220 кг (номера с 13 по 51), а 3-ю группу составили самолеты, чьи номера начинались с 52-го - массой 108865 кг. Помимо весовых различий, существовал еще один вариант самолета TriStar I, предназначенный для авиакомпании PSA с дверью в нижней части фюзеляжа. Этот самолет также эксплуатировался авиакомпаниями LTU и "Aero Peru" (на снимке).
The Lockheed L-1011 TriStar and Boeing 747-100 were among the first aircraft to feature re-writable flight recorders.
Represented in this colour illustration is a "first” for the TriStar. The first operator outside the USA was Air Canada which received the first of 10 it has on order on 12 February 1973 and put the type into service on 15 March.
Air Canada was the first company outside of the USA to take delivery of a TriStar and it now operates 10 Dash 1s/100s with six Dash 500s on order.
"Air Canada". Национальный авиаперевозчик Канады приобрел 10 самолетов TriStar 1 и приступил к их эксплуатации в январе 1973 года на линиях, связывающих Канаду и США. Позже самолеты модернизировали до уровня TriStar 100 и поставили на трансатлантические маршруты. Авиакомпания также закупила шесть TriStar 500 и эксплуатировала их до 1993 года, когда на смену пришли Boeing 767.
"Air Lanka". Национальный авиаперевозчик Шри-Ланки начал эксплуатацию TriStar в 1980 году, когда в лизинг у "Air Canada" был взят лайнер TriStar 1. В 1982 году последовала покупка самолета на вторичном рынке, и в том же году компания заказала два новых TriStar 500, которые были поставлены в августе - сентябре 1983 года и использовались, главным образом, для полетов из Шри-Ланки в Лондон. Последний L-1011 снят с эксплуатации в 2001 году.
TriStar 100, "Air Sweden" (на хранении в Таксоне)
Air Transat has just unveiled its new colour scheme on one of its Lockheed L-1011 TriStars, C-FTNC, seen here taxiing at Fort Lauderdale-Hollywood International Airport. The star on the fin reflects its link with French operator STAR (Societe de Transport Aerien Regional) Airlines, note also the airline’s Internet address in the broken red cheat line - a sign of things to come? Air Transat is leasing a TriStar to its French partner STAR, making it only the second French airline to use the L-1011, after Air France.
Lockheed TriStars were the first type of aircraft operated by AirTransat, which went on to fly 23 of them. The fleet's last example carried out its final revenue service for Air Transat on October 12, 2004.
На эксплуатантов, подобных "All Nippon Airways", произвело впечатление совершенство TriStar. Самолет отличали продуманная кабина экипажа и наличие автопилота. Заход на посадку в автоматическом режиме TriStar выполнял лучше, чем Boeing 747.
"All Nippon Airways". Основной японский авиаперевозчик закупил 21 TriStar 1 тремя партиями, первый самолет заказчик получил в декабре 1973 года. Самолеты эксплуатировались, главным образом, на внутрияпонских линиях.
TriStar 50, "American Trans Air"
Rolls-Royce’s RB.211 was the only engine type to power the Lockheed L-1011 TriStar, which made its British debut at the 1972 SBAC show at Farnborough, as seen here. It was painted in what was essentially an Eastern Airlines colour scheme on the fuselage (TriStar N305EA was the fifth of the Eastern order), along with BEA legends on the lower fuselage and BEA’s "Speedjack" on the fin.
TriStar 50 (L-1011-385-1, конверсия). С целью увеличения дальности полета были проведены доработки ранее построенных TriStar 1, в результате чего получился вариант TriStar 50. В ходе модернизации увеличили максимальную взлетную массу машины до 199 580 или 204120 кг. что позволило брать на борт больше топлива, не снижая массы полезной нагрузки. TriStar 50 приобрел возможность выполнять трансатлантические полеты. Модернизацию TriStar 1 в TriStar 50 провел ряд крупных авиакомпаний, включая "British Airways" (на снимке) и TWA. Модернизации были подвергнуты 27 самолетов 3-й группы и несколько лайнеров более ранней постройки.
BEA/"British Airways". Изначально заказанные авиакомпанией BEA девять самолетов Series 1 были в октябре 1974 года поставлены авиакомпании "British Airways", которая позже приобрела еще восемь TriStar 200 и шесть TriStar 500. Несколько самолетов модернизировали до уровня Series 50 или Series 100, они эксплуатировались дочерней компанией "Caledonian".
The port RB.211-22B of a British Airways TriStar during a flight over London - Buckingham Palace is visible at lower right - after the type’s entry into service with the airline in late 1974. Despite early problems with its Hyfil (carbon-fibre composite) blades and weight issues, the RB.211 finally began to deliver on its promise.
"British West Indian Airways". Зарегистрированная в Тринидаде авиакомпания закупила четыре TriStar 500 для использования на линиях, связывающих Карибы с Лондоном. Первый лайнер был поставлен в 1979 году, а последний самолет, L-1011-500, сняли с эксплуатации в 2001 году.
Caledonian TriStar G-BEAL at Salzburg Airport in January 1990.
"Cathay Pacific". Гонконгская "Cathay Pacific" сделала TriStar основой своего парка на дальневосточных маршрутах. Компания закупила всего два новых самолета, но значительная часть машин разных модификаций была куплена у других авиакомпаний. В разное время парк компании насчитывал до 20 самолетов TriStar.
Lockheed L-1011-100 TriStar of Cathay Pacific Airlines, based in Hong Kong and one of the airlines that have collectively ordered more than 300 of these trijet transports.
"Cathay Pacific" приобрела 17 самолетов TriStar, включая данный TriStar 100. Последний TriStar был списан в 1996 году, его сменил A330.
"Court Line". Туроператор "Court Line" приобрел два TriStar 1 (один желтого цвета и один пурпурного) специально для чартерных перевозок на популярные курорты. Первый поступил в марте 1973 года. Компания распалась в августе 1974 года из-за мирового нефтяного кризиса.
Represented in this colour illustration is a "first” for the TriStar. The first European airline to fly the type is the first IT operator of TriStars, this being Court Line, whose first aircraft Halcyon Days (on photo) carries the first British civil registration in the "B” group, G-BAAA. It has been in regular service since the beginning of April 1973 and has now been joined by the second Court TriStar, which is finished in a two-tone pink livery.
TriStar 250 (L-1011-385-1, конверсия). Наиболее радикальной модернизацией стала TriStar 250, которой подверглись только самолеты 3-й группы. Их оснастили дополнительными топливными баками, более ёмкими, чем при модернизации в варианты 100 и 200. Помимо монтажа дополнительных баков, на TriStar 250 установили двигатели RB2H-524B4I тягой по 222.50 кН, усилили конструкцию планера. В результате максимальная взлетная масса возросла до 231 340 кг. В этот вариант переделали только шесть самолетов, все - для авиакомпании "Delta". Первый из них прошел модернизацию в конце 1986 года.
Максимально парк самолетов TriStar компании "Delta" насчитывал 54 машины, включая несколько TriStar 500 (на фотографии).
"Delta Air Lines". "Delta" стала крупнейшим покупателем самолетов TriStar, с октября 1973 года компания приобрела 44 новых лайнера и эксплуатировала их, главным образом, на внутренних линиях США. Еще некоторое количество самолетов данного типа было закуплено у других авиакомпаний. Позже самолеты TriStar 1 дополнили моделью TriStar 500, предназначенной для эксплуатации на трансатлантических линиях, а шесть ранних самолетов доработали до уровня TriStar 250.
TriStar был заметно тише Boeing 747 и DC-10. Акцентируя на этом внимание, первый покупатель, "Eastern Air Lines", именовала самолет "Whisperliners" ("Шепчущий лайнер"). На снимке - второй построенный TriStar, использовавшийся для летных испытаний прежде, чем его передали авиакомпании в 1973 году.
26 апреля 1972г.: началась эксплуатация Lockheed L-1011 TriStar компанией "Eastern Air Lines".
"Eastern Air Lines". Будучи стартовым заказчиком, "Eastern" приобрела 37 самолетов первой серии, но часть из них была сразу продана на вторичный рынок. Один самолет потерпел катастрофу 29 декабря 1972 года в Эверглейдсе. По финансовым причинам в январе 1991 года "Eastern" остановила свою деятельность, полеты самолетов прекратили. Большинство самолетов TriStar впоследствии было продано другим авиакомпаниям, главным образом - компании "Delta".
Gulf Air was still a multi-national enterprise when Sir Tim joined in 1975
"Gulf Air". Межгосударственная авиакомпания Бахрейна, Омана, Катара и ОАЭ закупила семь новых TriStar и еще пять машин - на вторичном рынке. Парк лайнеров был смешанным - в него входили самолеты Series 100 и Series 200. Полеты последних пяти TriStar прекратили в 2001 году.
Gulf Air's first Lockheed TriStar, G-BDCW, now A40-TW, crossing the coast of California during acceptance tests before delivery.
TriStar 100 (L-1011-385-1-14, L-1011-385-1-15). Первой попыткой фирмы "Lockheed" увеличить дальность полета самолета TriStar стала серия 100. Спроектированный на основе базовой модели TriStar 1, самолет серии 100 сохранил те же двигатели RB211-22B. но его взлетная масса увеличилась до 211 380 кг. Это позволило разместить два дополнительных топливных бака в центральной секции фюзеляжа, увеличив дальность полета примерно на 20%. Первый заказ на эту серию поступил в июне 1975 года от авиакомпании "Saudia". В дополнение к 16 вновь построенным самолетам для авиакомпаний "Saudia" и "Gulf Air" было переделано несколько лайнеров TriStar 1 из 3-й группы. Позже несколько самолетов серии 100 доработали до уровня серии 200, у других максимальную взлетную массу увеличили до 150000 кг, после чего они стали именоваться TriStar 100 (Improved).
LTU ("Lufttransport-Unternehmen"). LTU приобрела шесть новых самолетов, в том числе два Series 500. Компания использовала лайнеры для чартерных перевозок между городами Германии и курортами Средиземноморья. Со временем на вторичном рынке было куплено еще семь самолетов, включая лайнер, принадлежавший авиакомпании PSA (на фотографии).
"Pan American" приобрела TriStar одной из последних, закупив в 1978 году 12 машин Series 500 для использования на межконтинентальных линиях. В 1986 году компания "United" приобрела несколько самолетов у "Pan Am" и после недолгой эксплуатации продала их авиакомпании "Delta" и Королевским ВВС Великобритании.
One of the few Lockheed TriStars still in revenue earning service arrived at Budapest Ferihegy Airport in Hungary on March 26, 2011 from La Ceiba Goloson Airport in Honduras. The aircraft was on a charter flight to take a private group to Tahiti. It departed the next day for Papeete, but became unserviceable and had to divert to La Ceiba, stranding the passengers there until they were picked up by an Air Italy Boeing 767. The aircraft, L1011-500 TriStar HR-AVN (c/n 293B-1242, ex TL-ADW) was acquired by Rollins Air in mid-2009, but is still flown in Privilege Jet Airlines colours. Rollins Air, based at La Ceiba in Honduras, is a charter passenger and cargo operator. It has a second TriStar (HR-AWM, c/n 293A-1229, ex N163AT) stored at Al Fujairah in the United Arab Emirates, plus a Boeing 737-232Adv (HR-AVR, c/n 23104, ex N332DL), two BAe Jetstream 31s, an Embraer EMB-120 Brasilia and a Piper Navajo.
TriStar 50, арендованный "Rich International"
Правительственный самолет. Достоинства TriStar 500 легко открыли ему путь в парк правительственных VIP-машин. Три самолета были оборудованы роскошным салоном и дополнительными средствами связи. На фотографии вверху представлен JY-HKJ - персональный самолет короля Иордании Хусейна. Другие правительственные TriStar - это два самолета (HZ-HM5 и HZ-HM6), принадлежавшие VIP-парку национального авиаперевозчика Саудовской Аравии. Один из них, последний построенный TriStar, первоначально поставлен алжирскому правительству под обозначением 7T-VRA.
"ALIA" - "Royal Jordanian Airlines". "Alia" закупила восемь TriStar 500, в числе которых были последние построенные самолеты данного типа. Первый TriStar компания получила в сентябре 1981 года. В 1986 году авиакомпания стала именоваться "Royal Jordanian Airlines". Девятый самолет компании использовался для перевозок членов правительства, пока его не заменил A340-600.
"Saudia". Парк самолетов TriStar авиакомпании "Saudia" состоял из 16 новых машин и двух, купленных у других эксплуатантов. В парк вошли самолеты Series 1, Series 100 и Series 200, но со временем все самолеты довели до уровня Series 200. В 1980 году произошел пожар в салоне самолета, погибло более 300 человек.
Saudi Arabia's airline Saudia is among the largest TriStar users outside of North America, and was the first to order the uprated RB.211-524B engines for its TriStar 200s.
Over the years, wide-bodied VVIP aircraft in the Kingdom of Saudi Arabia have included an A340-213, a 747SP-86, a 747-3G1, two L-1011-500s (including HZ-HM5 with special ‘HM’ registration but seeking to hide its VVIP use under Saudia airline markings), and two MD-11s.
"ТАР Air Portugal". ТАР закупила пять самолетов TriStar 500 для использования на линиях большой протяженности, первый был поставлен в 1983 году. Последний самолет сняли с эксплуатации в 1997 году, лайнеры продали чартерным операторам, таким как "LuzAir".
The Tradewinds Airlines’ TriStar N826CR, c/n 1141, approaching Stansted on 24/12/97 while on an airtest out of Cambridge. The Greensboro, North Carolina, based cargo airline, which was originally known as Wrangler Aviation, will be leasing the ex Gulf Air Tristars A40-TA and A40-TB which were delivered to Shannon for attention by Shannon Aerospace on 21/1/98 and 26/1/98 respectively
"Trans World Airlines". Авиакомпания TWA, один из стартовых заказчиков, приобрела 38 самолетов Series 1 для использования на внутриамериканских трансконтинентальных маршрутах. Несколько самолетов впоследствии доработали до уровня Series 50, и они эксплуатировались на трансатлантических линиях. Один самолет авиакомпании TWA сгорел при пожаре на аэродроме Бостона. Авиакомпания эксплуатировала самолеты данного типа с 1972 по 1997 годы.
TWA was one of the two launching customers for the TriStar, together with Eastern Airlines. The company has recently ordered additional Dash 100s to supplement its original fleet of Dash Is.
Три крупных американских авиаперевозчика приобрели 110 из 161 построенного L-1011-1: "Eastern" купила 37 самолетов, "Delta" - 35 и TWA - 38. Самолеты TWA летали на самых напряженных линиях внутри США, базируясь в Сент-Луисе.
TriStar 100, "Worldways Canada"
View of the first TriStar K Mk 1, ZD950, with refuelling hose and drogue stowed.
A most prestigious contract was awarded to GAMCO in 1997 by the Royal Air Force when it signed a five-year deal, worth US$47 million, with the Abu Dhabi MRO provider for it to undertake unscheduled maintenance on the RAF Lockheed L-1011 TriStar fleet.
View of the first TriStar K Mk 1, ZD950, with refuelling hose and drogue deployed. The refuelling probe is removable and probably will be seldom used in routine RAF service. The finish, with white fuselage, natural metal wings and tail unit and blue trim, is standard for RAF transport aircraft.
9 июля 1985г.: ZD950 стал первым Lockheed TriStar K.Mk 1 переоборудованным компанией "Marshall Engineering" с конфигурацией и танкера, и транспортно-пассажирского самолета.
Examples of the RAF's tanker force: Tristar K.1 ZD943 of 216 Squadron refuels VC10 K.3 ZA140 of 101 Squadron. Although the Tristar has a dual tanker-transport role, the VC 10 can only accommodate a small number of passengers in a forward compartment, the remainder of the cabin being taken up by fuel tanks.
Although blessed with a useful range and endurance, certain missions performed by the Nimrod R.1 require it to exploit its air-air refuelling capability. Here one of the three operational aircraft (XW665) takes on fuel from a 216 Squadron Lockheed Tristar during a routine training sortie.
Самолеты-заправщики британских ВВС оснащены системой дозаправки шланг-конус, совместимой с самолетами авиации ВМС и КМП США. На снимке - F/A-18C авиации ВМС США дозаправляется над Афганистаном от британского TriStar, 2008 год.
A receiver's-eye view of an RAF Tristar extending its refuelling hose. As the Tristar is not equipped with wing tip refuelling pods, it has two centreline hose drum units. Only one is used at any time, with the second as a back-up.
Development Aircraft DA2/ZH588 formates with RAF/216 Squadron Tristar KC.1 ZD948 during air-to-air refuelling trials. Although DA4 has been wearing this overall black scheme for the last 18 months or so, the RAF 43 Squadron ‘Fighting Cock’ emblem on the fin is a recent addition. The aircraft was apparently ‘zapped’ by Squadron personnel while parked overnight in a hardened aircraft shelter at the unit’s base at RAF Leuchars, which will become a Eurofighter Typhoon base from 2008.
Supporting commitments in Afghanistan and Iraq, as well as the British armed forces' involvement in exercises around the world, places a heavy workload on the RAF’s airtransport fleet of C-130 Hercules, C-17As Globemaster IIIs, VC.10s and Tristars. Criticism has been levied at the RAF's ability to meet its taskings: troops anxious to return home from a combat tour of duty have sometimes been delayed for days by unserviceable aircraft, the Tristar being the culpritin many cases.
Three of the fleet are pure transports, which can carry 266 passengers. This is one of only two remaining Tristars in the white scheme, as the RAF has progressively been painting the fleet grey.
На вооружении 216-й эскадрильи британских ВВС, дислоцированной в Бриз Нортон, состоят заправщики Lockheed L-1011 TriStar. Данный KC.Mk I ранее принадлежал "British Airways" и имел регистрацию G-BFCE.
"Три Стар"KC.1 из состава 101-й эскадрильи.
The first Lockheed TriStar, KC1 ZD952, has arrived at Cotswold Airport, Gloucestershire, the former RAF Kemble. It is depicted on February 8, 2014, five days after its final flight in RAF service.
View of TriStar KC1 ZD952 at RAF Brize Norton. This aircraft was withdrawn from use on February 3, 2014 to Cotswold Airport, Wiltshire.
Lockheed TriStar K1 ZD951 (c/n 1165, ex G-BFCD) has received a large representation of No.216 Squadron’s emblem and titles on its tail-mounted engine nacelle, recalling 30 years operating the tanker transport. The aircraft is seen departing its home base at RAF Brize Norton, Oxfordshire, on January 18, 2014 at the start of its flight to Nellis AFB, Nevada, shepherding four No.lX(B) Squadron Tornado GR4s to take part in a Red Flag exercise. No.216 Squadron reformed on the TriStar in November 1984.
View of TriStar KC1 ZD952 at RAF Brize Norton. This aircraft was withdrawn from use on February 3, 2014 to Cotswold Airport, Wiltshire.
Британские ВВС закупили TriStar в 1980-е годы у компаний BA и "Pan Am". Все самолеты имеют почтенный возраст, их замена более крупными Airbus A330 Voyager запланирована на 2013 год.
TriStar KC1 ZD948 with an RAF Typhoon T3 plugged into the basket and a Tornado GR4 in formation.
Three Typhoon FGR4s from No.3(F) Squadron were trade’ for the final TriStar AAR mission flown from Brize Norton on March 24, 2014.
Six of the RAF’s fleet of nine Tristars are tankers as well as transports. As well as refuelling RAF aircraft, they regularly provide this service to other nations, as herewith a Royal Air Force of Oman Jaguar.
Lockheed TriStar C2 ZE705 about to touch down at Bruntingthorpe, Leicestershire, at the end of its last flight with the RAF on March 12, 2014.
Flight crew of TriStar KC1 ZD950 FAGIN 12 following the final AAR mission on March 24, 2014. From left to right: Sgt David O’Boyle (weapon systems operator/WSOp); Flt Sgt Neil Gibson (216 Squadron STANEVAL/WSOp); Master Air Crew Ian Marshall (WSOp); Flt Lt Paul Firth (pilot); Wg Cdr Peter Morgan (OC 216 Squadron/pilot); Flt Lt Dave Sell (pilot); Flt Sgt Jerry Peach (Air Engineer); Senior Aircraftman Leah Thorpe (cabin crew); Sgt Jane McIntosh (WSOp).
Летающий госпиталь. Один TriStar 100 приобрела организация "Operation Blessing", сделав из него самый большой в мире летающий госпиталь. Переоборудованием занимался "Lockheed Aeromod Center" (Таксон), самолет был предназначен для оказания неотложной помощи по всему миру и включал операционную, пред- и послеоперационную палаты, палату для осмотра пациентов, зону подготовки хирургов, кабинеты стоматолога и отоларинголога, приемную и аптеку. Для проведения длительных операций на земле на самолете была смонтирована дополнительная силовая установка и система очистки воды.
The US Space Force is looking at ways to conduct space operations faster than previous timelines have permitted
Поступившие на вторичный рынок самолеты TriStar приобретались авиакомпаниями, которые зачастую конвертировали их в грузовые. Но иногда самолеты использовали для выполнения необычных, специальных задач.
В 1995 году TriStar (фото, вместе с сопровождающим F/A-18D) использовался в эксперименте, проводимом с целью улучшения летных качеств большого транспортного самолета ("Adaptive Performance Optimization study"), снижения расхода топлива на крейсерском режиме путем улучшения управления крылом с помощью бортового компьютера.
НАСА совместно с компанией "Orbital Science" использовала TriStar в различных исследовательских программах. В 1970-х годах Летно-исследовательский центр им. Драйдена проводил исследования инверсионного следа летательных аппаратов (на снимке) на самолетах L-1011 и Boeing 747.
The Northrop Grumman Pegasus horizontal-launch system, which flies out of the US, is a potential rival to its Virgin Orbit counterpart. It operates from Stargazer, a Lockheed L-1011 TriStar
Запуск космического аппарата. TriStar использовался и в качестве платформы для запуска ракеты-носителя Pegasus XL, первоначально испытывавшейся на самолете НАСА NB-52. Ракета-носитель Pegasus, запущенная с TriStar на высоте около 11 580 м, вывела на орбиту небольшой спутник весом 454 кг. Компания "Marshall" выполнила переоборудование TriStar 100, принадлежавшего до этого "Air Canada", и самолет в новом обличий впервые поднялся в воздух 12 июля 1993 года. С августа он прошел испытания с Pegasus и произвел реальный сброс ракеты-носителя 27 июня 1994 года, а 3 апреля 1995 года был выполнен ее первый управляемый запуск с TriStar.
Nasa’s X-34 re-usable launch vehicle has been experimentally mated into the fuselage bay of the modified Lockheed TriStar ‘Stargazer’, originally modified by Marshall Aerospace of Cambridge in 1994 to carry and launch Pegasus satellite launch rockets. The X-34 weighs some 25 tons and will be the heaviest object ever dropped from an aircraft in flight. The photo was taken at Nasa’s Dryden facility in California
Грузовая модификация L-1011F. В конце 1980-х годов TriStar стали конвертировать в грузовые самолеты. Новыми элементами конструкции стали: большая грузовая дверь с левого борта, открывающаяся вверх; удароустойчивые переборки в начале и в конце грузовой кабины; затемнение окон кабины; усиление пола кабины; различные системы загрузки-выгрузки и перемещения грузов. Первый такой самолет (TriStar 1, исполнитель - компания "Pemco") с дверью размером 2,84 х 4,32 м совершил полет 7 мая 1987 года. Компания "Marshall" из Кембриджа является основным поставщиком грузовых модификаций, предлагая самолеты L-1011F, созданные на базе TriStar 200, с грузовым люком 2,94 х 3,94 м. Первым их покупателем стала "American International Airways" (на снимке), а позже самолеты закупали "Arrow Air" и "Millon Air".
Looking somewhat tatty in 2016, Lockheed L-1011-500 TriStar 9Y-TGN sits outside at the Chaguaramas Military Museum near Port of Spain. The capacious interior awaits fitting-out, although the cockpit is largely complete. To get a bird’s-eye view of the airliner on Google Earth, enter 10.683810, -61.614650 in the Search box.