Описание
Страна : Великобритания
Год : 1966
Одноместный ударный самолет/разведчик вертикального/короткого взлета и посадки
Hawker Siddeley (BAe) Harrier
История самолета Harrier началась в 1957 году с подписания соглашения между сэром Сидни Кэммом из компании "Hawker Aircraft" и доктором Стэнли Хукером из "Bristol Aero-Engines" - эта фирма в 1959 году объединилась с "Armstrong Siddeley Motors", в результате образовалась компания "Bristol Siddeley Engines". Соглашение предусматривало совместную разработку тактического истребителя с ТРДД Bristol BE.53 (с 1959 года - BS.53). Новый двигатель предназначался для создания вертикальной составляющей силы тяги на режиме взлета. ТРДД BE.53 имел четыре поворотных сопла, позволявших изменять направление вектора тяги. А уже вокруг двигателя BE.53, окрещенного Pegasus, Сидни Кэмм разработал небольшой цельнометаллический планер. Отличиями этого планера стало очень большое отрицательное V крыла и горизонтального оперения, большие боковые воздухозаборники полукруглого сечения и кабина, рассчитанная на одного пилота. Шасси было непривычным - велосипедной схемы: одна одноколесная носовая опора и одна короткая двухколесная основная опора. Обе опоры установлены тандемом в фюзеляже. Небольшие вспомогательные опоры, обычные для шасси такой схемы, разместили в законцовках крыла.
Первый из шести прототипов Hawker P.1127 выполнил первое зависание 21 октября 1960 года. 12 сентября впервые был выполнен переход из режима висения в горизонтальный полет. На режиме висения и малых скоростях в горизонтальном полете управление самолетом осуществлялось поворотом специальных сопел, расположенных в носовой, хвостовой частях фюзеляжа и на законцовках крыла. В сопла подавался сжатый воздух, отбираемый от компрессора двигателя. Поворот сопел выполнял летчик отклонением ручки управления и педалей.
После подтверждения правильности выбранной концепции с компанией "Hawker Siddeley" заключили контракт на постройку девяти предсерийных самолетов Kestrel F(GA).Mk 1, предназначенных для оценки возможности использования аппарата в качестве истребителя-бомбардировщика. Первый из девяти самолетов выполнил первый полет 7 марта 1964 года. Испытания проводились с апреля 1965 года по апрель 1966 года в специально сформированной из представителей вооруженных сил трех стран (ВВС Великобритании, Люфтваффе ФРГ, ВВС, ВМС и КМП США) эскадрилье, дислоцированной в Британии. Проигрывались различные сценарии боевого применения Kestrel.
Ранее, в феврале 1965 года, британское правительство заказало еще шесть опытных самолетов, которые впервые получили наименование Harrier. Первый из них поднялся в воздух 31 августа 1966 года. Вскоре официально стало считаться, что вместо многоцелевого СВВП Hawker Siddeley P.1154 со скоростью полета М=2 для ВВС и ВМС Великобритании будет выпускаться Harrier только для британских ВВС. Одноместный Harrier GR.Mk 1 разрабатывался в вариантах истребителя-бомбардировщика и разведчика, двухместный Harrier T.Mk 2 предназначался для обучения и тренировок летчиков одноместных самолетов. Британские ВВС в конечном итоге заказали 118 одноместных и 23 двухместные машины, позже авиация флота тоже закупила четыре спарки. Серийный одноместный СВВП выполнил первый полет 28 декабря 1967 года, первая серийная спарка - 24 апреля 1969 года.
Первый из 61 самолета Harrier GR.Mk 1 был официально принят на вооружение британских ВВС 1 апреля 1969 года, машины передали в подразделение №233 OCU (Operational Conversion Unit, часть боевой переподготовки), располагавшееся в Уиттеринге. В 1970 году британские ВВС получили первую из 23 спарок Harrier T.Mk 2. На всех СВВП первых модификаций стояли двигатели Pegasus Mk 101 тягой 84,52 кН. Уцелевшие за этот начальный период самолеты (вместе с построенными дополнительно 17 одноместными) позже модернизировали в варианты Harrier GR.Mk 1A и Harrier T.Mk 2A путем установки двигателей Pegasus Mk 102 тягой 91,19 кН. Позже их доработали (вместе с 40 новыми одноместными) в варианты Harrier GR.Mk 3 и Harrier T.Mk 4, установив двигатели Pegasus Mk 103 тягой 95,64 кН. Самолеты поступили на вооружение четырех строевых эскадрилий, одна из них дислоцировалась в Британии и три - в ФРГ. В британских ВВС Harrier чаще использовались не как СВВП, а как самолеты с коротким взлетом и посадкой, что позволяло нести увеличенную полезную нагрузку. В состав БРЭО входили инерциальная навигационная система, лазерный дальномер-целеуказатель, приемник предупреждения о радиолокационном облучении. Лазерный дальномер и приемник предупреждения об облучении изначально ставили на машины выпуска 1976 года и позднее, но потом внедрили и на самолеты более ранней постройки. Предусматривалась возможность установки системы дозаправки в воздухе. Одно- и двухместные машины могли нести одинаковую боевую нагрузку, хотя масса пустых спарок была больше, чем у одноместных самолетов.
Обозначение варианта Harrier T.Mk 4 (в авиации ВМС - Harrier T.Mk 4N) изменили на Harrier T.Mk 4A после установки в носовой части фюзеляжа лазерного дальномера-целеуказателя (LRMTS), как у GR.Mk 3.
В 1988 году началось перевооружение на вариант Harrier GR.Mk 5; последний Harrier первого поколения сняли с вооружения британских ВВС в конце 1995 года. В конце 2000 года на вооружении авиации британских ВМС оставались семь двухместных Harrier T.Mk 8, модернизированных для обеспечения совместимости с Sea Harrier FA.Mk 2 из самолетов T.Mk 4N и T.Mk 4A.
Почти одновременно с началом поступления Harrier в британские ВВС, КМП США заказал 12 самолетов, заказ вскоре увеличили до 110 машин, включая восемь двухместных.
В КМП США самолеты получили обозначение McDonnell Douglas AV-8A (одноместные) и TAV-8A (двухместные). На самолетах стояли двигатели Pegasus Mk 103, был изменен состав прицельно-навигационного оборудования - добавлены некоторые системы от Harrier GR.Mk 3; в состав вооружения ввели УР класса "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder. Летчики КМП США отрабатывали ведение воздушных боев с изменением вектора тяги, за счет чего самолет мог маневрировать так, как никакой другой летательный аппарат того времени. В КМП США AV-8 вооружили одну тренировочную и три строевые эскадрильи. Со временем AV-8A модернизировали в AV-8C, доработав планер и бортовые системы.
Кроме Великобритании и КМП США, стандартные Harrier получили только ВМС Испании и Таиланда. В Испании самолеты получили наименование Matador; Испания получила девять одноместных AV-8S (VA.1) и две спарки TAV-8S (VAE.1), которыми вооружили одну эскадрилью, приписанную к легкому авианосцу "Дедало". После закупки Испанией более совершенных AV-8B Harrier II уцелевшие СВВП выставили на продажу. В результате в 1997 году Таиланд закупил семь одноместных и две двухместные машины для авианосца "Chakri Naruebet" в ожидании поставок новых AV-8B.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Hawker Siddeley (BAe) Harrier GR.Mk 3
Тип: одноместный ударный самолет/разведчик вертикального/короткого взлета и посадки
Силовая установка: один ТРДД с изменяемым вектором тяги Pegasus Mk 103 тягой 96,26 кН
Летные характеристики: максимальная скорость на малой высоте 1186 км/ч; начальная скороподъемность 8840 м/мин; практический потолок 15 605 м; радиус действия по профилю полета "большая-малая-большая высота" с боевой нагрузкой массой 1996 кг - 667 км
Масса: пустого 5579 кг; максимальная взлетная 11431 кг
Размеры: размах крыла 7,70 м; длина с лазерным дальномером 14,27 м; высота 3,63 м; площадь крыла 18,68 м2
Вооружение: нормальная максимальная масса боевой нагрузки 2268 кг, максимальная масса в перегрузку 3269 кг на внешних подвесках под крылом и фюзеляжем: два контейнера с 30-мм пушками Aden, бомбы разного типа и калибра, блоки НАР, разведывательные контейнеры
- Описание
Фотографии
-
Air Enthusiast 2006-05 / The Roundels File
Регистрационный номер: XV755 Harrier GR.I XV755 of 1 Squadron, Wittering, Cambs, 1970. Gloss finish of Dark Green and Dark Sea Grey with Light Aircraft Grey under surfaces. Red/white/blue roundels in six positions. The badge of RAF Wittering appeared above the fin flash.
-
Air Enthusiast 2006-05 / The Roundels File
Регистрационный номер: XW767 Harrier GR.I XW767 'F'of 3 Squadron, Wildenrath, circa 1972-1974, in exercise markings. Matt finish with a combination of tactical red/blue and red/white/blue roundels.
-
АС 1991-01 / Н.Валуев - "Харриер" - птица из "белой книги" /Авиационный мир/ (1)
Регистрационный номер: XW922 Harrier GR.1 No. 233 OCU RAF, Уитеринг, Великобритания, 1977 (233-я эскадрилья переподготовки королевских ВВС).
-
АС 1991-01 / Н.Валуев - "Харриер" - птица из "белой книги" /Авиационный мир/ (1)
Harrier GR.1 пилота Air Cdr Петера Вильямсона, командира базы в Уитеринге, No.1 sqdn RAF на учениях в Норвегии, октябрь 1971г. (1-я эскадрилья королевских ВВС).
-
Air Enthusiast 1971-08 / Model enthusiast
First Hawker Siddeley AV-8A (Harrier GR Mk 50), BuAer 158384, of the US Marine Corps;
-
Aviation Historian 10 / L.Nordeen - Bird of Prey
One of the fourth batch of AV-8As to be delivered, BuNo 159239 made its first flight on April 11, 1974, and operated with VMA-231; note the ‘‘Ace of Spades" motif on the nose. It was retired in 1986 and is currently on display at the San Diego Air & Space Museum.
-
АС 1991-01 / Н.Валуев - "Харриер" - птица из "белой книги" /Авиационный мир/ (1)
AV-8A Harrier VMA-542 USMS, USS Guam, январь 1972г. (542-я эскадрилья легких штурмовиков корпуса морской пехоты США, десантный вертолетоносец "Гуам").
-
АС 1991-01 / Н.Валуев - "Харриер" - птица из "белой книги" /Авиационный мир/ (1)
AV-8C VMA-513 USMC, USS Tarawa, апрель 1985г. (513-я эскадрилья легких штурмовиков корпуса морской пехоты США, десантный вертолетоносец "Тарава").
-
АС 1991-01 / Н.Валуев - "Харриер" - птица из "белой книги" /Авиационный мир/ (1)
AV-8S Matador Esquadrilla 008 Arma Aerea de Armada, авиабаза Рота, Испания, 1989г. (8-я эскадрилья авиации ВМФ Испании).
-
АС 1991-02 / А.Аксенов, Н.Валуев - "Харриер" - птица из "белой книги" /Авиационный мир/ (2)
Регистрационный номер: XZ989 Harrier GR.3 комэска П.Сквайра до аварии 8 июня 1980г.
-
Air International 1987-05 / Model enthusiast
A Harrier GR Mk 3 of No 3 Squadron, RAF, for which a revised "Matchbox" kit is now available.
-
Авиация и Время 2000-02 / А.Заболотный - "Харриер" - хищная птица Фолкленд /Авиация в локальных конфликтах/
Регистрационный номер: XV778 Этот BAe Harrier GR.Mk3 из 1-й АЭ ВВС Великобритании после окончания боев остался в составе авиагруппы Фолклендских островов
-
Air Enthusiast 2006-05 / The Roundels File
Регистрационный номер: ZD668 Harrier GR.3 ZD668 'J' of 4 Squadron, Gutersloh, circa 1987. Matt finish with tactical roundels in six positions. The fin markings were initially applied to commemorate the Squadron's 75th anniversary, but they spread to other aircraft.
-
Мировая Авиация 57
Уцелевший прототип YAV-8A "704" и стандартный AV-8A "718" (на фотографии) находятся в пригодном к полетам состоянии в НАСА. Самолеты окрашены в традиционные для НАСА бело-голубые цвета.
-
Aviation Historian 7 / J.Farley - Swiss Movement
John Farley demonstrates the Harrier cockpit to a Swiss Air Force pilot. The air arm comprised a mix of professional personnel and part-timers, the ratio being about a third full-timers to two-thirds reservists, with some 800 aircraft of various types on strength.
-
Air Enthusiast 2006-05 / The Roundels File
Регистрационный номер: XV279 [2] Development batch Harrier GR.I XV279 oozes the nostalgia of the type's early service days complete with three-colour roundels. It remains in the care of the RAF and is seen here at Wittering, Cambs, on February 21, 2006. It is still used for ground crew tow-training.
-
Мировая Авиация 64
Этот один из первых серийных самолетов с надписью "Hawker Siddeley Harrier" в носовой части вооружался ракетами MATRA и пушкой ADEN при выполнении задач непосредственной поддержки
-
Aviation Historian 29 / K.Hayward - The one that got away
A Hawker Siddeley Harrier GR.1 of No 233 Operational Conversion Unit is prepared for a sortie from a field base in Germany in the early 1970s.
-
Мировая Авиация 64
Длительное сотрудничество Королевских ВВС с государством Белиз (бывший Британский Гондурас) началось с передачи шести GR.Mk 1А в период с ноября 1975 года по апрель 1976 года.
-
Мировая Авиация 57
Регистрационный номер: XV753 [2] На семи узлах подвески, включая три подфюзеляжных, Harrier способен нести до 2268 кг боевой нагрузки. В набор вооружения входят кассетные бомбы Hunting BL755 или блоки НАР на 19 ракет MATRA SNEB калибра 68 мм.
-
Мировая Авиация 194
Серебряный юбилей СВВП. 20 мая 1994г.: экипажи Harrier на авиабазе британских ВВС Уиттеринг отметили 25-летие эксплуатации СВВП в ВВС Великобритании. Здесь в 1969 году сформировали подразделение No.233 OCU (Operational Conversion Unit), первой получившей инновационные истребители-бомбардировщики и разведчики. В мае 1969 года на самолете в ходе трансатлантических гонок на приз газеты "Дейли Мэйл" был обновлен рекорд перелета из Лондона в Нью-Йорк - 5 часов 57 минут. Harrier GR.Mk 1 (на фото) занял видное место в ВВС Великобритании, дислоцировались они, главным образом, в Германии.
-
Мировая Авиация 64
В августе 1973 года Harrier GR.Mk 1A 20-й эскадрильи принимал участие в учениях "Grimm Crusade". После семи лет службы эта авиачасть была расформирована в 1977 году, когда Королевским ВВС в Германии пришлось сократить число эскадрилий Harrier до двух.
-
Aviation Historian 7 / J.Farley - Swiss Movement
Регистрационный номер: G-VSTO [13], XV742 [13] With Switzerland’s mountainous terrain, and airfields embedded in deep valleys, the Harrier appeared to be a natural choice for the nation’s air force - but the remarkable V/STOL fighter did not qualify for inclusion in the procurement process, according to Switzerland’s rather odd production cut-off stipulations.
-
Aviation Historian 7 / J.Farley - Swiss Movement
Регистрационный номер: G-VSTO [13], XV742 [13] Harrier GR.1 XV742 was lent to Hawker Siddeley by the Ministry of Defence for its demonstration tour to Switzerland in 1971, for which it had to be given a civil registration - resulting in the out-of-sequence but appropriate G-VSTO. Here John Farley positions the Harrier over a magnificent Alpine background to be photographed from the company ’s HS.125.
-
Aviation Historian 7 / J.Farley - Swiss Movement
Регистрационный номер: G-VSTO [13], XV742 [13] John Farley performing his dynamic and very carefully worked-out demonstration at Agno airfield on June 11, 1971.
-
Aviation Historian 7 / J.Farley - Swiss Movement
Регистрационный номер: G-VSTO [13], XV742 [13] The view from the top of what came to be known locally as “Monte Farley” after the Harrier display. With a steep mountain directly beside the runway, Agno was the ideal environment to display the Harrier’s V/STOL capabilities.
-
Aviation Historian 7 / J.Farley - Swiss Movement
Регистрационный номер: G-VSTO [13], XV742 [13] The Harrier was displayed at Agno as part of Switzerland’s 1971 International Salon d’Aviation. The airfield, five miles south-west of Lugano, offered a runway 4,000ft (1,200m) in length and 100ft (30m) wide, the mountains surrounding it providing a natural amphitheatre, which the author exploited to the full.
-
Aviation Historian 7 / J.Farley - Swiss Movement
Регистрационный номер: G-VSTO [13], XV742 [13] On June 12 the Harrier was due to display at a show at nearby Grenchen. Although the show was cancelled owing to bad weather, the author nevertheless performed two display flights there in the Harrier - the only aircraft to do so.
-
Aviation Historian 7 / J.Farley - Swiss Movement
Регистрационный номер: G-VSTO [13], XV742 [13] John Farley (centre) beside G-VSTO on a drizzly day in Switzerland in June 1971 with Hawker Siddeley Marketing Manager Bill Bedford (left) and Air Cdre Eric Burch more CBE, who, in 1968, was appointed to lead the project to introduce the Harrier into RAF service. Bedford had been the test pilot for the first flight of the P.1127, forerunner of the Harrier.
-
Aviation Historian 10 / C.Farara - Sell it to the Marines
The handover ceremony of the first AV-8A at Dunsfold on January 6, 1971, at which AV-8A BuNo 158385 displayed briefly before an engine surge forced it to retire for the day.
-
Aviation Historian 29 / K.Hayward - The one that got away
From struggling to retain interest from its home government, the P.1127/Kestrel, following its development into the unique Harrier, became a highly desirable item and attracted orders from other countries, most notably the USA, the type entering service with the US Marine Corps as the slightly modified AV-8A in the spring of 1971.
-
Aviation Historian 10 / C.Farara - Sell it to the Marines
Fourth production AV-8A BuNo 158387 of VMA-513 is demonstrated by Capt Arthur Hall, a USAF pilot on exchange with the USMC, at Beaufort, South Carolina, in the spring of 1971. The unit’s operations were based at “Hoot’s Halfacre ”, the first half of the name deriving from VMA-513's owl insignia, the second from the space occupied by the squadron's hangar.
-
Мировая Авиация 57
На авиашоу 1968 года в Фарнборо были продемонстрированы проходивший оценочные испытания в КМП США СВВП Harrier и один из первых тренировочных Т.Mk 2. По результатам испытаний американцы заказали 110 самолетов. Все они были построены в Англии, так как по экономическим причинам налаживать производство СВВП в США посчитали нецелесообразным. Тесные взаимоотношения с фирмой McDonnell Douglas самым благоприятным образом отразились на совершенствовании СВВП Harrier.
Другие самолёты на фотографии: BAe Harrier T Mk.2 / T Mk.4 - Великобритания - 1969
-
Aviation Historian 10 / L.Nordeen - Bird of Prey
Five factory-fresh AV-8As of VMA-513 on the flightline at MCAS Beaufort in the first half of 1971. The first AV-8A arrived in the USA on January 21, 1971, and the last was delivered in November 1976. TOP A pair of "Aces” of VMA-231 fly along the distinctive North Carolina coastline near the unit’s base at Cherry Point in 1974.
-
Мировая Авиация 58
AV-8A: поставки и служба. 6 января 1971г.: в Дансфорде (Суррей) на аэродроме фирмы "Hawker Siddeley" представители КМП США официально приняли первый Hawker Siddeley AV-8A Harrier. Это был первый боевой СВВП, принятый на вооружение американской авиации.
-
Мировая Авиация 66
AV-8A авиации КМП несли такой же камуфляж, как и их британские собратья - пятна темно-зеленого и темно-серого цветов на верхних поверхностях. Нижние поверхности окрашивались в светло-серый цвет. Лишь в 1980 году в окраску внесли некоторые изменения - "приглушили" цвет слишком заметных опознавательных знаков.
-
Мировая Авиация 66
AV-8A КМП в основном базировались на универсальных десантных кораблях класса LHA и LPH, но иногда попадали и на борт авианосцев. Эти AV-8 сфотографированы на борту корабля "Сайпан" (LHA-21). Стандартная авиагруппа десантного корабля насчитывала восемь Harrier.
-
Aviation Historian 10 / L.Nordeen - Bird of Prey
Tigers at sea - AV-8As of VMA-542 operate from the Iwo Jima-class amphibious assault ship USS Guam (LPH-9) during trials of the Sea Control Ship concept in the mid-1970s. Note the fixed in flightrefuelling probe fitted for long-range operations.
-
Aviation Historian 10 / C.Farara - Sell it to the Marines
An AV-8A Harrier pilot of US Marine Corps unit VMA-542 prepares for a mission.
-
Aviation Historian 12
An AV-8A Harrier of VMA-513 on the ramp at MCAS Beaufort, South Carolina, where Fairey field service engineer Kenneth Smith spent a happy month in 1972.
-
Aviation Historian 10 / L.Nordeen - Bird of Prey
A VMA-513 Harrier displays its Sidewinder air-to-air missiles. The AIM-9E was fitted with a scanning infrared sensor, which scanned independently as there was no radar equipment for it to be slaved to; the advantage was that the AV-8A did not have to be directly behind its adversary, as the missile locked on to its own targets.
-
Aviation Historian 10 / L.Nordeen - Bird of Prey
A pair of "Aces” of VMA-231 fly along the distinctive North Carolina coastline near the unit’s base at Cherry Point in 1974.
-
Мировая Авиация 66
Эскадрилья VMA-231 "Aces" стала третьим и последним боевым подразделением КМП, вооруженным AV-8A. Ближе всего к участию в реальных боевых действиях она оказалась в 1983 году, когда была развернута на борту десантного корабля "Тарава" для участия в миротворческой миссии в Ливане.
-
Мировая Авиация 66
В КМП основной задачей Harrier была непосредственная поддержка войск в входе высадки на берег. На снимке: четыре AV-8A из VMA-513, вооруженные контейнерами с НАР Zuni и зажигательными бомбами Mk 77. AV-8A могли также вести воздушный бой, для чего на внешние пилоны подвешивались ракеты "воздух-воздух" Sidewinder.
-
Aeroplane Monthly 1980-05
An unconventional formation shot by JIM LARSEN, depicting the inverted Sorrell Hiperbipe SNS-7 N774HB, flown by Mark Sorrell, in company with US Marine Corps AV-8A Harrier 158963 near Seattle, Washington, in July 1979.
Другие самолёты на фотографии: Sorrell Aviation SNS-6 / SNS-7 Hiperbipe - США - 1973
-
Aviation Historian 10 / L.Nordeen - Bird of Prey
The cutting edge of Marine Corps hardware in 1971; an AV-8A of VMA-513 formates with an A-4 Skyhawk of VMA-324 and an F-4 Phantom of VMFA-251, all up from their common base at MCAS Beaufort.
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas A-4 Skyhawk - США - 1954McDonnell Douglas F-4J / F-4S Phantom II - США - 1964
-
Мировая Авиация 86
Испанские Harrier несли комбинированный камуфляж: верхние поверхности окрашивались в светло-серый цвет, а нижние - в белый. Знаки национальной принадлежности располагались в четырех местах.
-
Мировая Авиация 86
Для борьбы с воздушными целями AV-8S вооружался УР Sidewinder - первоначальная модификация AIM-9N была заменена на модель "Р", которую можно видеть на машине "885". АПУ на две ракеты, введенное в британских ВМС, существенно повысило возможности Harrier в фолклендской войне, но редко использовалось в испанском флоте.
-
Air Pictorial 1977-02
Hawker Siddeley AV-8A Matador (Harrier) No. 5 ol the Spanish Navy's 8a Escuadrilla near St. Louis while Spanish air and ground crews were receiving training last year from McDonnell Douglas
-
Air International 1995-01 / S.Huertas - Wings of the Armada
AV-8A and AV-8B Harrier II of the Arma Aerea de la Armada
Другие самолёты на фотографии: BAe Harrier GR Mk.5 - Великобритания - 1979
-
Мировая Авиация 57
В Испании Harrier состоял на вооружении единственной эскадрильи - Escuadrilla 008. Ее личный состав проходил обучение в США с декабря 1976 года. Эскадрилья дислоцировалась на военно-морской базе Рота и была приписана к авианосцу "Дедало".
-
Мировая Авиация 86
Для эксплуатации AV-8S авианосец "Дедало" прошел модернизацию, например, кормовая часть деревянной верхней палубы, где самолеты должны были выполнять вертикальную посадку, была покрыта металлическими плитами.
-
Мировая Авиация 86
Авиация Королевских ВМС Таиланда. Выбор командованием Королевских ВМС Таиланда для постройки своего авианосца испанской верфи означал, что, вероятнее всего, авиагруппа корабля будет включать самолеты AV-8S. И вскоре оставшиеся у испанцев семь AV-8S и два TAV-8S были проданы в Таиланд, составив костяк его авианосной авиации. Поставленные в сентябре 1997 года, самолеты вошли в состав 302-й эскадрильи, приписанной к авианосцу "Чакри Нарубет" и дислоцированной в Утапао. Базовую подготовку летчики прошли в США в 1995 году. По причине отсутствия запчастей Harrier к 2009 году практически полностью вышли из строя.
-
Air Enthusiast 2003-01 / G.Pitchfork - 'Cold war' tac recce
Регистрационный номер: XZ132 Harrier GR.3 XZ132 taxies in at Gutersloh after 4 Squadron's final photo-recce sortie on May 31, 1989.
-
Air Enthusiast 2003-01 / G.Pitchfork - 'Cold war' tac recce
A Harrier recce pod in the process of being unloaded. Note the film magazines are colour-coded blue, red, green and yellow, to identify the respective camera positions. When operating from forward deployment sites in the field the magazines would be collected from the Harrier and taken to the RIC by a motorcycle, which could cover the woodland ground faster and thus save precious time.
-
Air Enthusiast 2006-05 / The Roundels File
Регистрационный номер: XV808 GR.3 XV808 of 233 Operational Conversion Unit kicking up the dust during a typically spectacular display at Duxford, Cambs, in 1986. The GR.3 became more familiar with its Ferranti Laser Ranging and Marked Target Seeking (LRMTS) equipment fitted into the distinctively-shaped nose.
-
Aviation Historian 5 / B.Dunnell - Falklands confidential
Регистрационный номер: XZ963 Hawker Siddeley Harrier GR.3 XZ963 aboard HMS Hermes during the conflict. This aircraft saw combat against Argentinian helicopters and ground positions before being lost as a result of small-arms fire on May 30, 1982. The pilot, Sqn Ldr Jerry Pook, ejected into the sea and was rescued by a Royal Navy Sea King.
-
Мировая Авиация 194
Позже был разработан GR.Mk 3 с более мощным двигателем Pegasus и улучшенным БРЭО. Самолет отличался вытянутой носовой частью фюзеляжа, а на киле смонтировали приемник предупреждения об облучении.
-
Мировая Авиация 57
Некоторые Harrier GR.Mk 3 из эскадрильи № IV (АС) в последние годы службы летали с цветными килями. Первым броскую окраску получил киль самолета командира по случаю 75-летия эскадрильи. Считалось, что яркая окраска килей снизит вероятность столкновения самолетов на малых высотах.
-
Мировая Авиация 154
Регистрационный номер: XV753 [2] Когда с самолетов (как с этого GR.Mk 3) снимали подфюзеляжные контейнеры с 30-мм пушками Aden, то вместо них для сохранения путевой устойчивости монтировали длинные и узкие кили.
-
Мировая Авиация 57
Регистрационный номер: XV783 Две дислоцированные в Германии эскадрильи с СВВП Harrier (на снимке - GR.Mk 3 из 3-й эскадрильи) являлись важной частью сил НАТО на центрально-европейском направлении. СВВП в период угрозы можно было легко рассредоточить по замаскированным площадкам. В 1982 году в ассортимент подвесного вооружения включили корректируемые бомбы CPU-123/В Paveway II.
-
Air International 1980-09
British Aerospace Harrier GR Mk 3 tactical fighters of No 1 Squadron from RAF Wittering on exercise.
-
Мировая Авиация 57
Пара СВВП Harrier GR.Mk 3 из 3-й эскадрильи в полете над Германией. Самолет ведомого окрашен по экспериментальной камуфляжной схеме в зеленый цвет. Данная схема позже стала стандартной окраской СВВП GR.Mk 5.
-
Мировая Авиация 57
Три СВВП Harrier GR.Mk 3 из 3-й эскадрильи британских ВВС. 3-я эскадрилья была последней британской эскадрильей СВВП, сформированной в Германии.
-
Air Enthusiast 2006-05 / The Roundels File
Superb comparison shot with a 4 Squadron GR.7 in the foreground joined by one of the unit’s GR.3s. The GR.7 wears the then new but now obsolete two-tone green paintwork, while the GR.3 sports wrap-round grey/green camouflage. No.4 received its first GR.7 in September 1990, with nine of the new variants being on strength by the end of the year. The last GR.3 sortie with the unit was flown in December 1990 while 4 Squadron was still based in West Germany as part of the RAF Germany Harrier Force.
Другие самолёты на фотографии: BAe Harrier GR Mk.5 - Великобритания - 1979
-
Мировая Авиация 131
Французские ракеты "воздух-поверхность". 68-мм НАР Thomson-Brandt SNEB 68 Type 250 использовались в ВВС Великобритании (Harrier GR.Mk 3, фото) и Франции (Mirage F.1).
-
Мировая Авиация 57
Harrier GR.Mk 3 из 3-й эскадрильи выполняет залповый пуск неуправляемых ракет SNEB. Во время фолклендской войны такие ракеты использовались с достаточно большим эффектом, но с вооружения базирующихся в Европе частей их сняли довольно рано. В конце 1980-х годов учебные пуски таких ракет выполняло только дислоцированное в Белизе 1417-е звено.
-
Air Enthusiast 2006-05 / The Roundels File
Регистрационный номер: XZ971 From the late 1970s until July 1993 the RAF operated Harrier GR.3s in Belize with 1417 Flight. The unit had a ‘sailfish’ badge, here seen applied to XZ971 at Wittering in July 1993 after its return ferry flight
-
Air Enthusiast 2006-05 / The Roundels File
Badge of 233 Operational Conversion Unit as applied to a GR.3. The Harrier Conversion Unit became 233 OCU on October 1, 1970. The unit was originally formed at Pembrey, Wales, on September 1, 1952, and its badge depicts a Welsh Wildcat.
-
Air Enthusiast 2006-05 / The Roundels File
During late 1992, 233 OCU at Wittering was assigned the 20(R) Squadron numberplate - this unit still operates as the Harrier OCU. No.20 had earlier operated GR.ls at Wildenrath in West Germany from 1970 to 1977. The unit's badge is seen applied to a GR.3. It depicts an eagle, wings elevated and perched on a sword in front of a rising sun.
-
Air Enthusiast 2006-05 / The Roundels File
Old-style 4 Squadron flash as used on the unit's GR.3s and T.4s.
-
Мировая Авиация 57
Боевое крещение в Южной Атлантике первыми прошли СВВП Harrier из 1-й эскадрильи (снимок сделан на острове Вознесения). Самолеты наносили удары по позициям аргентинских войск на Фолклендских островах.
-
Мировая Авиация 121
С целью усиления авиагруппы, базировавшейся на "Гермесе", была сформирована 809-я эскадрилья - она перелетела на остров Вознесения, где самолеты погрузили на контейнеровоз "Атлантик Конвейер" для доставки в Южную Атлантику. На снимке видны привлекавшиеся к операции "Corporate" вертолеты Chinook и самолеты Victor, Hercules, Nimrod и VC-10.
Другие самолёты на фотографии: Boeing-Vertol CH-47 Chinook - США - 1961Handley Page Victor / H.P.80 - Великобритания - 1952Hawker-Siddeley Nimrod MR.1 / R.1 / MR.2 / HS.801 - Великобритания - 1967Lockheed C-130 Hercules - США - 1954Vickers VC-10 - Великобритания - 1962
-
Авиация и Космонавтика 2016-09 / В.Морозов - Корабли под бомбами: ВВС Аргентины против Королевского флота Великобритании (1)
Доставка авиационной техники в зону боевых действий при помощи гражданских контейнеровозов
Другие самолёты на фотографии: BAe Sea Harrier - Великобритания - 1978
-
Мировая Авиация 57
Самолеты Harrier GR.Mk 3 из 1-й эскадрильи временно на период учений в Норвегии перекрашены по зимней камуфляжной схеме. Пушечные контейнеры и подкрыльевые баки также окрашены в белый цвет.
-
Air Enthusiast 2006-05 / The Roundels File
A brace of 1(F) Squadron GR.3s in temporary arctic camouflage returning from Norway in 1988. The white paint was water-soluble so that the jets could be returned to their grey/green temperate scheme relatively easily.
-
Авиация и Космонавтика 2016-03 / М.Никольский - Частные "агрессоры" (1)
Самолет «Харриер» из коллекции компании AeroGroup
-
Air International 1994-08 / D.Richardson - Burning Desire for Power
Arguably one of the world’s most revolutionary (no pun intended) turbofans, the Rolls-Royce Pegasus 11-61 (F402-RR-408), seen here on the build-line at Bristol. This two-shaft turbofan powers all versions of the Harrier, providing both lift and propulsive thrust through four swivelling exhaust nozzles.
-
Мировая Авиация 64
Регистрационный номер: XV276 Первый предсерийный экземпляр "Харриера".
До начала масштабного выпуска Harrier было построено шесть предсерийных Р.1127RAF. Первым из них был XV276, получивший камуфляжную окраску вскоре после поступления в Королевские ВВС. -
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Single-seat Hawker Siddeley Harrier of No. 1 Squadron RAF in snow camouflage scheme
-
Мировая Авиация 68
Регистрационный номер: XV279 [2] 31 августа 1966г.: в Даксфорде (графство Суррей) пилот Билл Бэдфорд поднял в воздух Р.1127 - первый из шести прототипов СВВП Hawker Siddeley Harrier.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 05 - Air-launched Missiles
Martel missile on the underwing launcher of a Harrier V/STOL aircraft
-
Авиация и Время 2007-01 / В.Абидин - Задача - взлететь вертикально! (3)
Один из предсерийных "Харриеров". Сегодня машины этого типа остались единственными в мире боевыми СВВП
-
Air Pictorial 1977-09 / J.Rawlings - R.A.F. Germany
The Hamer Force has the help of the Royal Engineers in operating from "off-base" sites - here a No 4 Squadron machine taxies across a bridge provided by the Sappers
-
Air Pictorial 1977-08 / J.Rawlings - Flight Commander on a Harrier Squadron
Регистрационный номер: XV810 No. 20 Squadron Hawker Siddeley Harrier GR.3 XV810 "XX" (C.O.'s aircraft) about to take off from a strip at Borken during Exercise "Heath Fire", summer 1976
-
Air Pictorial 1977-08 / J.Rawlings - Flight Commander on a Harrier Squadron
Регистрационный номер: XV801 Взлет "Харриера" GR.1 20-й эскадрильи королевских ВВС в лесном массиве близ г.Боркен, ФРГ.
Harrier GR.3 XV801 "Y" taking off from a dispersed site. Actually this is the view one gets when on the ground at the top left corner of the strip depicted above -
Jane's All the World Aircraft 1974 / 05 - Air-launched Missiles
SRAAM launchers under wings of a Hawker Siddeley Harrier V/STOL fighter
-
Air Pictorial 1977-08 / J.Rawlings - Flight Commander on a Harrier Squadron
One of the squadron's Harriers is airborne after an STO from the "absurdly small strip"
-
АС 1991-01 / Н.Валуев - "Харриер" - птица из "белой книги" /Авиационный мир/ (1)
Взлет "Харриера" GR.1 с площадки на одном из лондонских вокзалов.
-
Air Pictorial 1977-11 / R.Bedford - Ski-Jump Trials
Регистрационный номер: XV281 [2] Harrier XV281 comes off the ramp at Bedford on 23rd August 1977 carrying two 100-gal. drop tanks and two BL-755 duster bombs. The ramp is here set at 6 deg. but this has already been increased to 9 and will eventually go up to 20 deg.
-
Air Pictorial 1977-11 / R.Bedford - Ski-Jump Trials
Регистрационный номер: XV281 [2] Two views, in quick succession, of Harrier XV281 launching from the Bedford ramp on 11th August 1977, loaded with three 1,000-lb. bombs
-
Air Pictorial 1969-06
Hawker Siddeley Harrier V/STOL - Pegasus
-
Air Pictorial 1977-04
Регистрационный номер: XV136 Hawker Siddeley Harrier XV136 with "ROYAL NAVY" titles for the occasion, during trials with H.M.S. "Hermes" in the English Channel in February. Four aircraft took part in the tests: single-seat XV136 and XV281 from A.& A.E.E. Boscombe Down; and two-seat XW175 from R.A.E, Bedford and Hawker's G-VTOL
-
Air Pictorial 1977-09 / J.Rawlings - R.A.F. Germany
An enemy would first have to pass the Bloodhound Mk. 2s of No. 25 Squadron, R.A.F. Missiles of the Wildenrath Flight shown here, with a Harrier behind
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Hawker Siddeley Harrier GR. Mk 3 of No 20 Squadron, from RAF Wildenrath, over Sardinia
-
Air Pictorial 1968-11 / ??? - Farnborough Report
Two Harrier GR.1s leave their visiting cards on a target spotted by a third, recce., Harrier during an R.A.F. tactical demonstration
-
Air Pictorial 1977-09 / J.Rawlings, R.Lindsay - R.A.F. Royal Review
R.A.F. GERMANY FORMATION - Phantom FGR. 2s of Nos. 19 and 92 Sqns, leading Buccaneers of Nos. 15 and 16 Sqns., Harriers of Nos. 3 and 4 Sqns., and Jaguars of Nos. 2, 14, 17, 20 and 31 Sqns. Every combat unit in the Command is represented here
Другие самолёты на фотографии: Blackburn Buccaneer / B-103 - Великобритания - 1958McDonnell Douglas Phantom FG.Mk I / FGR.Mk II - США - 1964SEPECAT Jaguar - International - 1969
-
Air Enthusiast 1971-11 / R.Braybrook - Decline and Fall? /Fighters in the RAF/ (3)
The shape of the ’seventies, for RAF fighter pilots, is well represented in this picture of a Hawker Siddeley Harrier GR Mk 1 accompanied by a McDonnell Phantom FGR Mk 2.
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas Phantom FG.Mk I / FGR.Mk II - США - 1964
-
Aviation Historian 10 / C.Farara - Sell it to the Marines
America’s first encounter with the Harrier was during the Daily Mail Transatlantic Air Race, held to commemorate the 50th anniversary of Alcock and Brown’s flight in 1919. Here XV741 alights at the corner of FDR Drive and East 26th Street in New York City after a 6hr 11 min flight from London’s St Pancras station on May 5, 1969.
-
Aviation Historian 7 / J.Farley - Swiss Movement
Регистрационный номер: G-VSTO [13], XV742 [13] Twin towers of hot exhaust gas stream from G-VSTO’s rear nozzles as John executes part of his display routine at Agno. The day after his solo demonstration at Grenchen, the author flew three displays at Agno before heading back to the UK via Zurich.
-
Aviation Historian 7 / J.Farley - Swiss Movement
Регистрационный номер: G-VSTO [13], XV742 [13] With airbrake fully deployed, the author brings G-VSTO alongside the HS.125 the company used as a support aircraft. Note the 100gal fuel tanks the Harrier carried throughout the tour. During the excursion to Switzerland G-VSTO made a total of 13 flights with virtually no maintenance other than filling up with fuel.
-
Aviation Historian 7 / J.Farley - Swiss Movement
Регистрационный номер: XV742 [13], G-VSTO [13] As well as making the trip to Switzerland as G-VSTO in 1971, XV742 was used the same year for trials on the deliberately-cratered runway at West Freugh in Scotland, to evaluate the type’s ability to operate from a heavily damaged airfield. The aircraft was lost during a weapons exercise while serving with No 233 OCU in October 1983.
-
Aviation Historian 10 / C.Farara - Sell it to the Marines
Регистрационный номер: XV742 [13], G-VSTO [13] Harrier XV742 was used extensively by USMC pilots during the early days of the AV-8A procurement process and is seen here in Marine Corps markings carrying an 8,000 lb bomb load during trials. It was given the civil registration G-VSTO in 1971 for demonstration flights in Switzerland, as recalled by John Farley in TAH7.
-
Air Enthusiast 1971-07 / R.Braybrook - The Fight for the ground. Ground Attack /Fighter Spectrum/ (2)
Регистрационный номер: XV742 [13], G-VSTO [13] -
Jane's All the World Aircraft 1972 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер: XV742 [13], G-VSTO [13] Hawker Siddeley Harrier Mk 50 (AV-8A) in US Marine Corps insignia, with 8,000 lb external weapons load
-
Aviation Historian 10 / L.Nordeen - Bird of Prey
Harriers of VMA-513 in the Mojave Desert during Exercise Battle Cry, a six-week deployment to China Lake during 1972.
-
Aeroplane Monthly 1979-10 / News Spotlight
This line-up at the US Naval Air Test Center, Patuxent River, Maryland, comprises three versions of the AV-8 attack aircraft. The two white aircraft are McDonnell Douglas AV-8B prototypes undergoing flight testing, at far left and in the centre are British Aerospace AV-8As, and on the right is a TAV-8A Harrier two-seater.
Другие самолёты на фотографии: BAe Harrier GR Mk.5 - Великобритания - 1979BAe Harrier T Mk.2 / T Mk.4 - Великобритания - 1969
-
Air Pictorial 1977-01 / A.Heape - Iruma Air Show
One of the few British types on display - in this case by courtesy of the U.S. Marine Corps - was Hawker Siddeley AV-8A Harrier 158966 of Squadron VMA-513 whose home base is Cherry Point, North Carolina
-
Air Pictorial 1976-10 / ??? - Farnborough Report
G-VTOL was partnered by AV-8A Harrier 159374, destined for the U.S. Marine Corps
-
Air International 1982-08 / Fighter A to Z
US Marine Corps equivalent of the Harrier GR Mk 3, the AV-8A.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Hawker Siddeley AV-8A Harriers in service with US Marine Corps Squadron VMA 231
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v2
BAe (HS) AV-8A Harrier.
-
Мировая Авиация 66
AV-8A из эскадрильи VMA-542 "Flying Tigers" производит пуск 127-мм HAP Zuni на полигоне.
-
Aeroplane Monthly 1978-06
A McDonnell Douglas F-4N Phantom II of VME A T-101 leads TA-4F and A4M Skyhawks of VMAT-102 and an AV-8A Harrier
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas A-4 Skyhawk - США - 1954McDonnell Douglas F-4 Phantom II - США - 1958McDonnell Douglas TA-4 Skyhawk - США - 1965
-
Aviation Historian 10 / L.Nordeen - Bird of Prey
AV-8A BuNo 159232 of VMA-231 aboard the Tarawa-class amphibious assault ship USS Saipan (LHA-2) in Norway during Exercise Teamwork 80 in August 1980. The unit embarked in USS Iwo Jima for its return voyage, stopping off at Yeovilton to cross-train with Royal Navy Sea Harriers before arriving in the USA in November 1980.
-
Aviation Historian 10 / C.Farara - Sell it to the Marines
Sir Arnold Hall, Chairman and Managing Director of Hawker Siddeley, and Frederick Corfield, Minister of Aviation Supply, exchange paperwork during the handover ceremony of the first AV-8A at Dunsfold on January 6, 1971, at which AV-8A BuNo 158385 displayed briefly before an engine surge forced it to retire for the day.
-
Aviation Historian 10 / C.Farara - Sell it to the Marines
The third and fourth AV-8As, BuNos 158386 and 158387, on the production line at Kingston. The former made its first flight on February 3, 1971, and was delivered to its new owners in the USA on March 15. The latter followed it into the air on February 16 and arrived at the US Navy Test Pilots’ School at Pax River on March 12.
-
Air Pictorial 1977-10
The Spanish Navy has ordered five more Hawker Siddeley AV-8A Matadors (Harriers) to supplement the five AV-8As and two two-seat TAV-8As serving with the 8a Escuadrilla. Shown aboard the Spanish carrier "Dedalo" is AV-8A Matador 008-4
-
Air International 1995-01 / S.Huertas - Wings of the Armada
AV-8A VA.1-7/‘01-810’ hovers over the Principe de Asturias flight deck during a vertical landing on April 7, 1994. This particular aircraft was lost at sea south of the Balearic Islands on May 13 during Dynamic Impact exercises. The pilot, Lt Federico Garcia ejected safely and was promptly rescued by an AB-212.
-
Air Pictorial 1977-02
SPANISH HARRIERS - Last November the Spanish Navy's helicopter-carrier Dedalo sailed to the U.S.A. to collect her new fixed-wing aircraft complement of Hawker Siddeley Matadors (Spanish name for the Harrier). She returned the same month carrying five AV-8A Matadors and two TAV-8A two-seaters and has since been reclassified as an aircraft-carrier. The Matadors now equip the 8a Escuadrilla, whose shore base is Rota, Cadiz, where these photos were taken by Javier Taibo - AV-8A "3" (photo) and TAV-8A "8". AV-8A "2" was written off in the U.S.A.. but it is understood that four more have been ordered via the U.S.A.
-
Aeroplane Monthly 1977-01 / News Spotlight
The first of six Hawker Siddeley AV-8As ordered through the USA for the Spanish Navy is seen at Lambert St Louis International airport during flight trials. Two TAV-8As are also on order.
-
Air International 1995-01 / S.Huertas - Wings of the Armada
The AV-8As and TAV-8As are unique in that they are the only Arma Aerea de la Armada aircraft sporting squadron insignia.
-
Авиация и Космонавтика 2001-07 / М.Никольский - Развитие авиации корабельного базирования после Второй мировой войны
СВВП "Харриер" авиации ВМС Тайланда и Испании в полете
-
Air Pictorial 1977-04
The R.A.F.'s Jaguar build-up was completed on 1st March 1977 when No. 20 Squadron re-formed at Bruggen, Germany - Jaguar GR.1 XZ374 (illus.) with an ex-No.20 Harrier GR.3 peeling off ... to be absorbed by Nos. 3 and 4 Squadrons at Gutersloh
Другие самолёты на фотографии: SEPECAT Jaguar - International - 1969
-
Авиация и Космонавтика 2016-09 / В.Морозов - Корабли под бомбами: ВВС Аргентины против Королевского флота Великобритании (1)
«Си Харриер» и «Харриер» в полете над «Гермесом»
Другие самолёты на фотографии: BAe Sea Harrier - Великобритания - 1978
-
Авиация и Время 2000-02 / А.Заболотный - "Харриер" - хищная птица Фолкленд /Авиация в локальных конфликтах/
Смешанная пара "Си Харриер" FRS.1 и "Харриер" GR.3 в патрульном полете
Другие самолёты на фотографии: BAe Sea Harrier - Великобритания - 1978
-
Air Pictorial 1987-09 / P.Hatch - The Royal Air Force Today
The R.A.F.'s first Harrier GR.5, ZD324, flanked by two Harrier GR.3s of No. 233 O.C.U.. Wittering, on 1st July 1987
Другие самолёты на фотографии: BAe Harrier GR Mk.5 - Великобритания - 1979
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Harrier GR. Mk 1 with laser rangefinder in modified nose
-
Мировая Авиация 121
Самолеты Sea Harrier из 800-й эскадрильи и Harrier GR.Mk 3 из 1-й эскадрильи с полной боевой нагрузкой на палубе авианосца "Гермес". За войну пилоты эскадрильи выполнили более 1100 боевых вылетов и сбили не менее 17 самолетов противника, потеряв двух летчиков.
Другие самолёты на фотографии: BAe Sea Harrier - Великобритания - 1978
-
Мировая Авиация 57
СВВП Harrier GR.Mk 3 британских ВВС и СВВП Sea Harrier FRS.Mk 1 британских ВМС на палубе авианосца "Гермес" во время фолклендской войны, 1982 год. Sea Harrier предназначались для решения задач ПВО, СВВП Harrier GR.Mk 3 осуществляли непосредственную авиационную поддержку сил вторжения. Несколько GR.Mk 3 было сбито.
Другие самолёты на фотографии: BAe Sea Harrier - Великобритания - 1978
-
Авиация и Время 2000-02 / А.Заболотный - "Харриер" - хищная птица Фолкленд /Авиация в локальных конфликтах/
"Харриеры" GR.3, "Си Харриеры" FRS.1 и "Си Кинг" на палубе авианосца "Гермес"
Другие самолёты на фотографии: BAe Sea Harrier - Великобритания - 1978Sikorsky H-3 / S-61 Sea King - США - 1959
-
Мировая Авиация 49
Sea Harrier и Harrier GR.Mk 3 базировались крыло к крылу на кораблях британского оперативного соединения. Аргентинская пресса дала Sea Harrier прозвище "La Muerta Negra" - "Черная смерть".
Другие самолёты на фотографии: BAe Sea Harrier - Великобритания - 1978
-
Авиация и Космонавтика 2016-09 / В.Морозов - Корабли под бомбами: ВВС Аргентины против Королевского флота Великобритании (1)
Английские «Харриеры» GR.3 и «Си Харриеры» на палубе «Инвинсибла»
Другие самолёты на фотографии: BAe Sea Harrier - Великобритания - 1978
-
Aviation Historian 41 / C.Gibson - Beyond Black Buck?
The alternative - when the “appreciation” of the prospective Vulcan mainland operation was prepared in late May 1982, the Paveway II laser-guided bomb was being readied for action over the Falklands, and saw use fitted to the RAF’s Harrier GR.3s during the conflict. Here a Paveway II has been fitted to the outer pylon of a No 1 Sqn Harrier GR.3 aboard HMS Hermes.
-
Мировая Авиация 16
Harrier GR.Mk 3 ВВС Великобритании на палубе авианосца.
-
Aeroplane Monthly 1977-04 / News Spotlight
A laser-nosed Hawker Siddeley Harrier aboard the anti-submarine carrier HMS Hermes during Sea Harrier proving trials in the English Channel which took place during the first two weeks of February.
-
Авиация и Время 2000-02 / А.Заболотный - "Харриер" - хищная птица Фолкленд /Авиация в локальных конфликтах/
"Харриеры" на борту "Атлантик Конвейера"
Другие самолёты на фотографии: BAe Sea Harrier - Великобритания - 1978
-
АС 1991-02 / А.Аксенов, Н.Валуев - "Харриер" - птица из "белой книги" /Авиационный мир/ (2)
"Харриер" GR.3 из состава 3 эскадрильи RAF в Вильденрате, ФРГ.
-
Air Pictorial 1977-09 / J.Rawlings - R.A.F. Germany
Регистрационный номер: XV738 [2] Taking off from a field strip, XV738 is the first production Harrier, now reissued to No. 3 Squadron as a GR.3 with LRMTS nose and PWR fin.
-
Aeroplane Monthly 1980-10 / Plane Crazy
H.S. Harrier of 233 OCU, Wittering, looking for parking space at the Leicester Air Display, August 26, 1979.
-
Air Pictorial 1986-01 / M.English - "Mallet Blow"
Harrier GR 3 of No. 3 Squadron, RAF Gutersloh, Germany, armed with a single practice bomb carrier on its centre pylon - briefly skylined on its run in to attack the target
-
Air Enthusiast 1972-11 / Airscene
Ferranti LRMTS (Laser Ranger and Marked Target Seeker) equipment is to be fitted in a development Harrier early 1973 for full testing and integration with the inertial navigation and attack systems (INAS), and the system will probably be adopted as a retrofit on all RAF Harriers. An aerodynamic test bed for the new nose shape is illustrated here.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Hawker Siddeley Harrier GR. Mk 1 with laser rangefinder in modified nose
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Hawker Siddeley Harrier GR. Mk 1 with laser rangefinder in modified nose
-
Air Pictorial 1977-02 / I.Stott - R.A.F.'s Biggest Tactical Fighter Meet
Регистрационный номер: XV751 Updated Harrier GR.3 XV751 of No. 20 Squadron, also over from Germany
-
Air Pictorial 1977-08 / J.Rawlings - Flight Commander on a Harrier Squadron
No. 20 Squadron Harriers on the apron at Wildenrath The nearest aircraft has the LRMTS nose and PWR fin; furthest is in all-round camouflage
-
Air International 1983-01 / M.Hirst - Sight for blind men /Avionics analysed/ (1)
Royal Air Force Harriers (illustrated) and Jaguars have laser ranger and marked target seeker (LRMTS) sensors in the nose. During close air-support operations, a controller on the ground aims a laser at the target he wants to be destroyed. The gimballed optics in the LRMTS lock-on to the marked target and laser pulses are emitted and times to provide ranging data.
-
АС 1991-02 / А.Аксенов, Н.Валуев - "Харриер" - птица из "белой книги" /Авиационный мир/ (2)
"Харриер" GR.3 на полевом аэродроме.
-
Мировая Авиация 164
В ходе конфликта Гватемалы и Белиза на стороне последнего приняли участие британские войска, включая вертолеты и звено Harrier GR.Mk 3 из состава ВВС.
-
Air Pictorial 1977-09 / J.Rawlings - R.A.F. Germany
Laser-nosed Harrier of No. 4 Squadron, Gutersloh, under camouflage netting during an exercise away from base in June 1976.
-
Air Pictorial 1987-09 / P.Hatch - The Royal Air Force Today
R.A.F. Germany operates two squadrons of Hawker Siddeley Harrier GR.3s from Gutersloh. This aircraft of No. 3 Squadron is seen in a "hide" during an off-base exercise
-
Air Enthusiast 2006-07 / Round-Out
Регистрационный номер: XV738 [2] Andy Thomas has also commented on grey Harriers, but of a much earlier era. GR.3 XV738 of 4 Squadron was noted at Lossiemouth in March 1984 wearing an experimental two-tone grey scheme. Can any reader add more?
-
Air Pictorial 1977-09 / J.Rawlings, R.Lindsay - R.A.F. Royal Review
STATIC PARK - This view covers the entire static display and shows the three main lines of aircraft: (foreground) Lightnings, VC10, Harriers, Victors and Phantoms; (centre) Vulcans, Jaguars, Canadian A.F. CF-104, R.A.A.F. F-111C and R.N.Z.A.F. Hercules, facing a row of Puma, Wessex, Whirlwind and Gazelle helicopters; and (behind) Shackleton, Argosy, five Nimrods, four Hercules facing Communications aircraft (Andover, Pembroke, Devon) and trainers, with four Buccaneers and five Canberras at the end of the line
Другие самолёты на фотографии: Aerospatiale Gazelle / SA.341/SA.342 - Франция - 1967Aerospatiale Puma / SA.330 - Франция - 1965Armstrong Whitworth Argosy / A.W.650 - Великобритания - 1959Avro Shackleton / Type 696 - Великобритания - 1949Avro Vulcan / Type 698 - Великобритания - 1952Blackburn Buccaneer / B-103 - Великобритания - 1958De Havilland Dove / D.H.104 - Великобритания - 1945English Electric / BAC Lightning - Великобритания - 1957English Electric / BAE Canberra - Великобритания - 1949General Dynamics F-111 Aardvark - США - 1964Handley Page Victor / H.P.80 - Великобритания - 1952Hawker-Siddeley Andover / HS.748 - Великобритания - 1960Hawker-Siddeley Nimrod MR.1 / R.1 / MR.2 / HS.801 - Великобритания - 1967Lockheed C-130 Hercules - США - 1954Lockheed F-104G Starfighter - США - 1959McDonnell Douglas Phantom FG.Mk I / FGR.Mk II - США - 1964Percival Pembroke / Sea Prince / P.66 - Великобритания - 1952SEPECAT Jaguar - International - 1969Vickers VC-10 - Великобритания - 1962Westland Wessex - Великобритания - 1958Westland Whirlwind - Великобритания - 1953
-
АС 1991-01 / Н.Валуев - "Харриер" - птица из "белой книги" /Авиационный мир/ (1)
Основная, подкрыльная и передняя стойки шасси.
-
Aviation Historian 10 / C.Farara - Sell it to the Marines
Регистрационный номер: XV743 [2] CLOCKWISE FROM TOP LEFT Cdr Bob Thomas, who led the US Naval Preliminary Examination (NPE) team at Dunsfold in January 1969; Lt Tom Casey, seen here taking advice from HSA test pilot John Farley; Maj Bill Schieren, another member of the NPE team, beside XV743, which was lost later the same month while being flown by a USAF pilot; Capt Mike Ripley, who was killed in AV-8A BuNo 158386 in June 1971.
-
Aviation Historian 10 / C.Farara - Sell it to the Marines
“The father of the AV-8A’’ - Lt-Gen Thomas H. Miller was one of America’s most distinguished naval aviators, having served as a USMC combat pilot in three major conflicts; he flew Wildcats and Corsairs in the Pacific War, Corsairs in Korea and commanded F-4 unit VMFA-513 in Vietnam. Miller was the driving force behind the USMC’s adoption of the Harrier.
-
Aviation Historian 10 / L.Nordeen - Bird of Prey
The "office" of the AV-8A was essentially the same as that of the RAF’s Harrier GR.1, as seen here with the seat removed. A Ferranti inertial navigation system (INS) display is mounted directly ahead of the control column and worked in conjunction with the Smiths head-up display (HUD) mounted atop the central instrument panel. The throttle and nozzle levers are located on the cockpit’s port side.
-
АС 1991-01 / Н.Валуев - "Харриер" - птица из "белой книги" /Авиационный мир/ (1)
Интерьер кабины "Харриера" GR.1
-
Aeroplane Monthly 1983-06 / W.Clarke - Drawing a bead (5)
A Harrier cockpit with the pilot's display unit (PDU) of the Smiths Industries head-up display and weapon-aiming system (HUDWAS). This system was used with great success during the Falklands war.
-
Мировая Авиация 57
Регистрационный номер: XV740 Harrier GR.Mk 3. Изображенный самолет GR.Mk 3 входил в состав 1-й эскадрильи, дислоцированной в Уиттеринге. Там же базировалась и 233-я эскадрилья, на базе которой велась подготовка летчиков для СВВП Harrier. В 1-й эскадрилье машины Harrier GR.Mk 3 в марте 1989 года заменили на самолеты более совершенной модификации GR.Mk 5, а позже эскадрилью перевооружили на Harrier II GR.Mk 7.
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Artist's impression of versions of the Advanced Harrier for (front to back) the US Marine Corps, minus the 20 mm underfuselage gun packs and five weapons pylons that it would normally carry; the RAF, with 30 mm gun packs and undernose sensor; Royal Navy and US Navy
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Artist’s impression of the Advanced Harrier for the US Marine Corps, minus the 20 mm under gun packs and five weapon pylons that it would normally carry
-
Aeroplane Monthly 1982-09
Hawker Harrier
-
Aeroplane Monthly 1990-01 / Sopwith tribute
A Hawker Siddeley (now BAe) Harrier of No 20 Sqn.
-
Мировая Авиация 57
Harrier GR.Mk 3
-
Air International 1978-09 / R.Baybrook - Combat Aircraft Spectrum
British Aerospace Harrier
-
Мировая Авиация 154
Hawker Siddeley/McDonnell Douglas AV-8S
-
Jane's All the World Aircraft 1972 / 01 - Aircraft
Hawker Siddeley Harrier GR.Mk 1, with additional side view (bottom) of Harrier T.Mk 2 two-seat operational training version
Другие самолёты на фотографии: BAe Harrier T Mk.2 / T Mk.4 - Великобритания - 1969
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Hawker Siddeley Harrier GR. Mk 3 single-seat V/STOL close-support and reconnaissance aircraft
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Hawker Siddeley Harrier GR. Mk 3 single-seat V/STOL close-support and reconnaissance aircraft
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Hawker Siddeley Harrier GR.Mk 3 single-seat V/STOL close-support and reconnaissance aircraft with laser rangefinder in nose. This will be fitted retrospectively to all GR.Mk 3s.
-
Air International 1982-08 / Fighter A to Z
The Harrier GR Mk 3
-
Air Enthusiast 1971-08 / Model enthusiast
The two plan views and bottom side view show Harrier GR Mk 1 of No 4 Squadron, RAF, based at Wildenrath, Germany; squadron badge on nose shown enlarged, lower left. Scrap views, upper left and lower right, show forward and rear fuselage of Harrier T Mk 2 XW175. RAF finishes are matt, USMC finishes are high gloss.
-
Air Enthusiast 2006-05 / The Roundels File
Harrier GR.l XV755 of 1 Squadron, Wittering, Cambs, 1970. Gloss finish of Dark Green and Dark Sea Grey with Light Aircraft Grey under surfaces. Red/white/blue roundels in six positions. The badge of RAF Wittering appeared above the fin flash. The upper and lower views show the camouflage pattern and the placement of underwing serials. These were progressively removed from RAF tactical aircraft from 1984.
-
АС 1991-02 / А.Аксенов, Н.Валуев - "Харриер" - птица из "белой книги" /Авиационный мир/ (2)
Harrier GR.3, вид снизу.
Тип фотографий
- Все фото (187)
- Боковые проекции (13)
- Цветные фото (67)
- Ч/б фото (84)
- Кабина (3)
- Модели, рисунки, схемы, чертежи (20)