Мировая Авиация 121
-
Dauphin популярен для бизнес и VIP-перевозок. На фотографии - Eurocopter AS 365N2 в окраске японской "Hankyu Airlines".
Оснащенный РЛС AS 565SB является эффективным легким морским вертолетом. Фотоснимок сделан во время проведения испытательных пусков с вертолета ракет AS15TT.
Пограничная охрана Германии использует с конца 1998 года тринадцать EC 155B, оснащенных специальным оборудованием.
Aerospatiale AS 365N2 Dauphin 2
Armstrong Whitworth Whitley. Whitley Mk V из 78-й эскадрильи, дислоцированной в Крофте, графство Йоркшир, и принимавшей участие в ночных налетах с первых дней войны.
B-2A Spirit - ключевые особенности. При правильном планировании полета B-2 малозаметен не только для РЛС, но также в акустической, тепловой и визуальной областях спектра. Разработчикам удалось снизить заметность самолета в электромагнитной области, сохранив при этом высокое аэродинамическое качество, что хорошо известно. Но менее известно, как удалось снизить акустическую, визуальную и тепловую заметность. Большинство использованных на B-2 технологий разработаны в 1980-е годы, но до сих пор являются секретными. Масса конструктивных особенностей самолета скрыта под его обшивкой, отчего невозможно в полной мере оценить возможности Spirit. Тем не менее, общественности стали доступны некоторые неофициальные документы ВВС США, раскрывающие часть супер-секретов "черных" систем B-2.
Футуристический облик B-2 объясняется широким использованием технологий снижения заметности. "Northrop" первой использовала в планере криволинейные поверхности для минимизации отражения сигнала РЛС.
В 1942 году на вооружение Бомбардировочного командования поступило несколько новых типов самолетов, включая North American B-25C, переименованные в британских ВВС в Mitchell IIB. В марте 1943 года в составе командования имелись две эскадрильи Mitchell IIB, 15 эскадрилий Vickers Wellington и три Lockheed Ventura.
Do 24T-2 из 7-й морской поисково-спасательной эскадрильи, XI округ (7.Seenotstaffel/SBK XI), Эгейское море, 1942 год. На самолет нанесены белые опознавательные полосы Средиземноморского театра военных действий.
Большинство лодок Do 24 было изготовлено "Dornier". На фотографии - второй прототип Do 24 V4.
Do 24 VI с дизелями Jumo 205 фактически стал третьим прототипом, первый полет он выполнил 10 января 1938 года.
Do 24 - типичная для "Dornier" летающая лодка цельнометаллической конструкции с высокорасположенным подкосным крылом и боковыми спонсонами, прозванными "жабрами".
Доступ к моторам всегда являлся проблемой для техников. Обслуживание двигателей на Do 24 облегчалось наличием больших откидных панелей капотов.
С целью усиления авиагруппы, базировавшейся на "Гермесе", была сформирована 809-я эскадрилья - она перелетела на остров Вознесения, где самолеты погрузили на контейнеровоз "Атлантик Конвейер" для доставки в Южную Атлантику. На снимке видны привлекавшиеся к операции "Corporate" вертолеты Chinook и самолеты Victor, Hercules, Nimrod и VC-10.
Самолеты Sea Harrier из 800-й эскадрильи и Harrier GR.Mk 3 из 1-й эскадрильи с полной боевой нагрузкой на палубе авианосца "Гермес". За войну пилоты эскадрильи выполнили более 1100 боевых вылетов и сбили не менее 17 самолетов противника, потеряв двух летчиков.
Hunter стал лучшим самолетом Кэмма, на фотографии - прототип
Hurricane остался в тени славы Spitfire, но, тем не менее, являлся выдающимся истребителем. Быстрый запуск Hurricane в серию позволил Британии подготовиться к войне.
Важную роль в рейдах, начатых по приказу Гитлера в апреле 1942 года, сыграла бомбардировочная эскадра KG 2, на фотографии - один из ее Do 217E-4.
С залитой дождем палубы авианосца "Гермес" в клубах воды и пара взлетает FRS.Mk 1. Установленный на корабле под углом 6,5° трамплин позволял Sea Harrier взлетать с полными заправкой и боевой нагрузкой.
В фолклендскую войну британские Sea Harrier неожиданно для многих нанесли поражение аргентинским истребителям, которым в теории уступали по всем параметрам. Присутствие носителей СВВП вблизи Фолклендов позволило использовать авиацию с очень большой интенсивностью.
Sea Harrier из 801-й эскадрильи над Порт-Стэнли вскоре после капитуляции аргентинцев. Эскадрилья несла боевое дежурство в Порт-Стэнли до тех пор, пока не удлинили ВПП местного аэродрома, после чего Sea Harrier сменили истребители Phantom британских ВВС.
На внешних подкрыльевых пилонах СВВП Sea Harrier авиации британских ВМС подвешены УР AIM-9L Sidewinder. Во время фолклендской войны британские Sea Harrier сбили УР AIM-9L около двух десятков аргентинских самолетов.
На снимке камеры ИЛС видно как выпущенная с Sea Harrier ракета AIM-9L поразила аргентинский истребитель. Ракету называли "Nine Lima", она показала себя исключительно эффективным оружием, которым и было сбито 17 аргентинских самолетов.
EB-57B - один из 22 самолетов, в 1960-е годы модернизированных в учебно-тренировочные самолеты РЭБ. 134-я эскадрилья истребителей-перехватчиков авиации Национальной гвардии штата Вермонт сменила F-102 на EB-57 в 1974 году после чего стала именоваться 134-я эскадрилья оценки оборонительных систем. "Green Mountain Boys" - последний EB-57B эскадрильи, снятый с вооружения в конце 1981 года.
B-57 из 363-й тактической разведывательной группы легко узнаваемы по красно-белым клеткам на вертикальном оперении и красной маркировке, группа дислоцировалась на авиабазе Шоу и первой в ВВС США получила B-57. Разведчики RB-57A поступили на вооружение группы в 1954 году.
Обшивка цвета натурального металла характерна для B-57A ранней постройки. Данный самолет сфотографирован в испытательном полете недалеко от завода в Миддл-Ривер. Внешне он неотличим от Canberra B.Mk 2, но на B-57A стояли двигатели Sapphire производства "Wright".
B-57B из 345-й бомбардировочной группы (тактической), дислоцировавшейся на авиабазе Лэнгли и первой из четырех групп в 1955 году получившей B-57B.
Из двигателя B-57B (бортовой номер 53-3888) вырывается столб дыма от порохового стартера, используемого для запуска двигателя. Фотоснимок сделан во Вьетнаме на авиабазе Бьенхоа в 1965 году. 53-3888 стал первым реактивным бомбардировщиком ВВС США, сбросившим во Вьетнаме бомбы на противника - 19 февраля 1965 года по цели восточнее Сайгона.
340-кг авиабомбы M117 на тележке подкатили к B-57. О боевом применении B-57 во вьетнамской войне известно очень мало, поскольку действовали они над Лаосом, Камбоджей и Северным Вьетнамом, а такие полеты не афишировались. Малоизвестный факт - B-57 применялись во Вьетнаме в течение пяти с половиной лет, а потом два года здесь летали B-57G.
Даже Martin B-57 Canberra ранней постройки выполняли боевые вылеты ночью с целью нарушения снабжения партизан. На смену B-57 во Вьетнаме пришли такие истребители-бомбардировщики, как F-100 и F-4.
Майор Агусто Плэнчон проводит финальную проверку 340-кг бомб, подвешенных на его B-57 (авиабаза Фанрань). На начальном этапе войны американцы не встречали противодействия в воздухе, поэтому удары по наземным целям авиация США наносила без оглядки на возможность использования неприятелем истребителей.
B-57G Canberra из 13-й бомбардировочной эскадрильи были оснащены современными системами, позволявшими самолетам эффективно действовать ночью. До конца своего пребывания во Вьетнаме в 1957 году самолеты Canberra выполнили почти 50 000 боевых вылетов.
Этот 52-1418 был первым из 403 самолетов B-57, построенных компанией "Glenn L. Martin" в 1953-1957 годах, и один из восьми самолетов американской постройки, которые были фактически копиями британских Canberra B.Mk 2.
На фотографии хорошо виден бомбоотсек B-57A с вращающимся бомбодержателем, разработанным "Martin" для XB-51, и по два пилона под каждой плоскостью крыла, на которые также возможна подвеска бомб.
Два B-57B над дельтой Меконга, середина 1960-х годов. Если не считать первой переброски во Вьетнам 36 самолетов, на ТВД никогда не было более 21 бомбардировщика 8-й и 13-й эскадрилий, базировавшихся на южно-вьетнамских аэродромах, включая Бьенхоа, Тансоннат и Дананг.
В 1959 году США передали Пакистану 25 самолетов B-57B, снятых с вооружения расформированной 345-й бомбардировочной группы. Внешним отличием этих самолетов была более заостренная носовая часть фюзеляжа, в которой была установлена всепогодная бомбардировочная система RB-1A Georgia Peach. В ВВС Пакистана бомбардировщики поступили на вооружение 7-й и 8-й эскадрилий, которые принимали участие в ожесточенных боях войн 1965 и 1971 годов. В ходе этих войн ВВС Индии использовали English Electric Canberra как бомбардировщики и разведчики, аналогичным образом ВВС Пакистана применяли самолеты американской постройки Martin B-57.
Машин варианта B-57E построили 67 единиц. Самолет спроектирован на основе B-57C с двойным управлением и оснащен оборудованием для буксировки мишеней. Верхние поверхности самолетов для лучшей заметности окрашены в оранжевый цвет. На переднем плане - самолет (сер. № 55-4269) с подтянутым полотнищем-мишенью
В годы войны во Вьетнаме 16 самолетов B-57B доработали в B-57G (стоимость модернизации - 49 млн долларов). Данный вариант, оснащенный ТВ-системой для низких уровней освещенности, ИК-системой переднего обзора и лазерным дальномером, использовался в Юго-Восточной Азии в течение двух лет.
Несколько B-57 доработали в летающие лаборатории. Одной из наиболее радикально доработанных лабораторий стал самолет на снимке, получивший новую остроконечную носовую часть фюзеляжа с аппаратурой наведения ракеты Bomarc. Самолет был задействован в ракетной программе компании "Boeing".
Обломки "Канберр" и "Скайрейдеров" на авиабазе Бьен Хоа после серии взрывов 16 мая 1965г.
31 октября 1964 года части Вьет Конга атаковали Бьенхоа, в результате налета погибли четверо военнослужащих США, сгорели стоявшие вне укрытий самолеты B-57 Canberra. Ответной реакции со стороны Вашингтона в этот раз не последовало, хотя позже на аналогичные рейды США отвечали массированными бомбежками Северного Вьетнама.
B-57G Canberra Tropic Moon III. Изображен B-57G в стандартном трехцветном "азиатском" камуфляже ВВС США из 13-й тактической бомбардировочной эскадрильи 8-го тактического истребительного авиакрыла, базировавшейся на авиабазе Убон, Таиланд, в 1970-1972 годах. Самолеты эскадрильи несли на килях код "FK". Ранее эскадрилья была вооружена B-57B, a B-57G поступили в эскадрилью после ее переформирования в сентябре 1970 года. В июне 1972 года все самолеты эскадрильи были сданы в 117-ю тактическую бомбардировочную эскадрилью 190-й тактической бомбардировочной группы авиации Национальной гвардии штата Канзас. Данный самолет эксплуатировался до 1974 года, когда 117-ю эскадрилью переформировали в 117-ю эскадрилью оценки оборонительных систем и перевооружили на EB-57B.
К 2010 году Typhoon полностью вытеснили из британских ВВС Tornado F.Mk 3. Typhoon несут боевое дежурство в южной части Великобритании.
Eurofighter Typhoon
Благодаря великолепным качествам самолетов конструкции Кэмма, двухместному Hart и Fury, парк британских ВВС на 84% состоял из самолетов фирмы "Hawker". На фотографии - Hart.
THE HAWKER "HART": This Day Bomber with Rolls-Royce "F" engine is now in use in the Royal Air Force. The machine to be seen at Hendon is of interest in that the engine is steam-cooled.
Вариант HAP предназначен для огневой поддержки Сухопутных войск и сопровождения транспортных вертолетов. В отличие от противотанкового, он не имеет надвтулочного прицела - взамен установлен гиростабилизированный прицел SFIM/TRT STRIX на крыше кабины.
Eurocopter Tiger UHT
Jagdstaffel 3. Данный D.VII - один из необычно окрашенных германских военных самолетов. На нем летал Бруно Лёрцер, одержавший 44 победы. Броская окраска самолета преследовала определенную цель. Лучший германский ас Манфред фон Рихтгофен считал, что самолет командира должен легко идентифицироваться в крупных боевых порядках.
Jagdstaffel 13. Зеленые носы и голубые фюзеляжи характерны для D.VII из 13-й эскадрильи. Изображен самолет Генриха Пиля. На капоте мотора появились дополнительные щели для лучшего охлаждения - в воздухе произошло несколько пожаров из-за того, что перегрев двигателя часто приводил к детонации боекомплекта пулеметов.
Jagdstaffel 15. Фюзеляжи всех D.VII из 15-й эскадрильи окрашивались в голубой и красный (носовые части) цвета. Изображен самолет командира эскадрильи Йозефа Вельтьенса (35 побед) с нарисованной на бортах фюзеляжа крылатой стрелой белого цвета. В годы Второй мировой войны Вельтьенс был личным эмиссаром Германа Геринга в Финляндии.
Jagdstaffel 35b. Рудольф Старк командовал Jagdstaffel 35b (35-я баварская истребительная эскадрилья) и сбил 11 самолетов. Его D.VII имел камуфляж типа "лозинг", состоящий из многоугольников, составляющих полосы. Вертикальное оперение окрашено в белый цвет, вокруг фюзеляжа, поверх разноцветных полосок, нанесена широкая полоса лилового цвета, такого же цвета шеврон нарисован на верхнем крыле. Позже в лиловый цвет перекрасили и хвостовое оперение.
Jagdstaffel 43. Йозеф Раш одержал на этом D.VII семь побед. На фюзеляже нанесена личная эмблема аса - трезубец. В июле 1918 года он сам стал жертвой Айвена Хинда (40 побед), летавшего на Sopwith Camel, но Раш смог воспользоваться парашютом. Летчики союзников в то время летали еще без парашютов.
Морская авиация Нидерландов. После войны Энтони Фоккер сумел вывезти эшелон готовых D.VII и деталей к ним на свою родину, в Голландию, где организовал их производство. D-20 - один из 20 самолетов, поступивших на вооружение голландской морской авиации (Marine Luchvaartdienst). На самолет нанесены голландские опознавательные знаки - круги оранжевого цвета.
Бельгийские ВВС. После окончания войны D.VII поступили также на вооружение бельгийских ВВС. Изображен самолет германской постройки с камуфляжем типа "лозинг". В июле 1919 года истребитель принадлежал 9-й эскадрилье (Брюссель). D.VII в качестве истребителей и учебно-тренировочных самолетов эксплуатировались в бельгийских ВВС до 1931 года.
O-BEBE. D.VII использовался и как гражданский самолет. С окраской руля направления как у военных машин и камуфляжем типа "лозинг" эта машина стала первым самолетом с бельгийской гражданской регистрацией: пулеметы демонтированы, а лобовой козырек кабины несколько изменен. Частные лица и организации Бельгии приобрели еще девять D.VII.
ВВС Чехословакии. В Австро-Венгрии выпуск D.VII поручили фирме "MAG", но до окончания войны ни одной серийной машины сдано не было. Позже "MAG" собрала порядка 50 самолетов, отличавшихся более угловатыми радиаторами. Изображен самолет ВВС Чехословакии, где его использовали для тренировок летчиков.
SA 360 (на фотографии) и SA 361 легко идентифицировать по одному двигателю и шасси с хвостовой опорой.
Вертикальный взлет P.1127 - Кэмм всегда смотрел в будущее.
Франция заказала AS 532A2 Cougar Mk II для использования в качестве боевого поисково-спасательного. Вертолет получил наименование Cougar RESCO (Recherche et Sauvetage en Combat). На фотографии - французский EC725.
AS 332L2 способен выполнять полет в течение 2 часов при отказе основного электрогенератора.
Eurocopter AS 332L Super Puma
В начале 21-го века спрос на BK117 не упал. Вертолет особенно хорошо зарекомендовал себя в качестве "воздушной скорой помощи".
Подобно BK117, EC145 стал популярен у медико-эвакуационных служб благодаря вместительной кабине и наличию задних дверей.
Handley Page Halifax. Первой в британской авиации Halifax получила в ноябре 1940 года 35-я эскадрилья "Madras Presidency", на базе которой он проходил эксплуатационные испытания. Изображен самолет, не вернувшийся на базу из рейда на Нюрнберг 28-29 августа 1942 года.
Halifax B.Mk II серии I из 102-й эскадрильи выруливает на взлет перед очередным рейдом на Германию, лето 1942 года.
Вертолеты AS 350B нашли спрос по всему миру. В Азии, в числе прочих, их использует японская компания "Asahi Helicopter".
Aerospatiale AS 350B Ecureuil
Расположение членов экипажа бок о бок удобно для обучения технике пилотирования, но пилоты редко удовлетворяются освоением одного лишь R22.
Вид R22 спереди, в кабине находятся курсант и инструктор. Большая площадь остекления обеспечивает отличный обзор из кабины.
Приборное оборудование вертолета с поршневым двигателем для первоначального обучения R22 состоит лишь из самых необходимых приборов. Вертолет идеален для этого.
Низкий уровень шумности и надежная двухдвигательная силовая установка в сочетании с современным дизайном сделали EC135 популярным вертолетом для эксплуатации в урбанизированной местности.
Наборы для самостоятельной постройки самолетов стали очень популярны с появлением комплектов для сборки реактивных машин. Этот Bede BD-10 удачным назвать сложно, но идею "дворового истребителя" подхватила американская компания "Viper Aircraft".
Ожидается, что EC175 будет востребован для обслуживания нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе. Стартовые заказчики EC175 специализируются как раз в данном сегменте.
Несмотря на свой эксцентричный облик, Facetmobile FMX-4 не нацистская "летающая тарелка", а самолет с несущим корпусом для самостоятельной сборки.
Разработанный в Канаде Крисом Хейнцем, цельнометаллический Zenair CH.701 выпускается в виде наборов для сборки и может комплектоваться колесным или поплавковым (на снимке) шасси.
Среди американцев популярен проверенный временем Pietenpol Air Camper - высокоплан с открытой кабиной и мотором Continental мощностью 65 л. с.
Lancair IVP с гермокабиной, возможно, является пиком развития самолетов для любительской сборки. Машина обладает хорошими летными данными и оснащается турбовинтовым двигателем.
Одним из наиболее экзотичных наборов американского производства является четырехместная амфибия Seawind, изготовленная полностью из стекловолокна, с убираемым шасси и установленным на киле двигателем.
НАСА эксплуатировало в Космическом центре имени Линдона Б. Джонсона, авиабаза Эллингтон, старый WB-57C. Самолет имел аппаратуру для забора в верхних слоях атмосферы мельчайших космических объектов (типа метеоритной пыли). Его также использовали для разведки погоды.
RB/WB-57F Canberra
Два двигателя обеспечивают большую безопасность полетов, Ecureuil 2 может нести целевое оборудование большей массы. На снимке - AS 355N.
Двухместный Typhoon внешне отличается от одноместного развитым гаргротом. На фотографии - два самолета T.Mk 1 из 29-й эскадрильи британских ВВС в одном строю со спаркой из 17-й эскадрильи.