Boeing-Vertol CH-47 Chinook
Варианты:
Boeing-Vertol - CH-47 Chinook - 1961 - США
Страна: США
Год: 1961
Вертолет

Многоцелевой транспортный вертолет с экипажем из 2-3 человек
Описание:
Boeing Helicopters Model 114, 234 и 414 (H-47 Chinook)
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Фотографии:

Цветные фото (247)

Boeing Helicopters Model 114, 234 и 414 (H-47 Chinook)

В марте 1959 года командование Армии США, рассмотрев предложения от пяти американских вертолетостроительных компаний, выбрало Boeing Vertol Model 114 в качестве наиболее подходящего под требования к перспективному армейскому транспортному вертолету. Вертолет должен быть всепогодным, иметь задний грузовой люк, поднимать до 1814 кг груза в кабине или до 7258 кг на внешней подвеске, брать на борт не менее 40 десантников в полной экипировке и с оружием, иметь возможность перевозить любой из элементов ракетной системы Martin Marietta Pershing, а также быть приспособленным для эвакуации раненых.
   В июне 1959 года был выдан контракт на сборку пяти предсерийных YHC-1B, которые после поступления в войска переименовали в YCH-47A Chinook.
   Model 114 представлял собой фактически увеличенный и более мощный вариант спроектированного этой же компанией вертолета Model 107, отличаясь четырехопорным вместо трехопорного шасси, полностью герметичной по всей длине нижней частью фюзеляжа и наличием наплывов по обоим бортам - за счет этого удалось обеспечить плавучесть машины и возможность посадки и взлета с водной поверхности.
   Первый YHC-1B поднялся в воздух 21 сентября 1961 года, к тому времени компания-разработчик уже получила первый контракт на поставку партии серийных CH-47A.
   В качестве силовой установки были выбраны два двигателя Lycoming T55-L-5 мощностью по 2200 л. с, позже замененных на модель T55-L-7 мощностью 2650 л. с. Поставка CH-47A начата в августе 1962 года, всего были заказаны 354 вертолета.

   К настоящему времени на основе базовой модели разработано и построено целое семейство вертолетов Chinook. Первым из них стал CH-47B, отличавшийся двумя двигателями T55-L-7C мощностью 2850 л. с, несущими винтами с лопастями с увеличенной хордой и усовершенствованным профилем, а также имевший ряд других усовершенствований. Первый из двух прототипов поднялся в воздух в октябре 1966 года, а поставки начаты 10 мая 1967 года. Всего поставлены 108 вертолетов данной модификации.
   Следующим представителем семейства стал CH-47C (экспортное обозначение Model 234 или Model 414), имевший двигатели T55-L-11A мощностью 3750 л. с, усиленную трансмиссию и увеличенный запас топлива. Первая машина поднялась в воздух 14 октября 1967 года, поставки заказчику начаты в начале 1968 года. Поставлены 270 таких вертолетов, из которых 182 позже были модернизированы за счет установки более стойкой к повреждениям топливной системы и композитными лопастями несущих винтов. Девять подобных машин были построены по заказу ВС Канады и получили обозначение CH-147 (поставки начаты в сентябре 1974 года).
   Во время вьетнамской войны были выпущены четыре ACH-47A, представлявшие собой CH-47A с бронированием кабины экипажа и жизненно важных частей вертолета, а также комплексом вооружения из 40-мм автоматического гранатомета М5, установленного в носовой части на вращающейся турели, и размещенных на пилонах 20-мм пушки и 7,62-мм пулемета или блока на 19 неуправляемых ракет. Кроме того, в кабине - по бортам и в задней части - располагались пять турелей с 7,62-мм или 12,7-мм пулеметами. Три таких вертолета активно использовались в интересах сил спецопераций во Вьетнаме, но дальнейшего развития программа не получила.
   Вертолеты семейства Chinook до сих пор являются основными в американской Армии, причем имевшиеся на вооружении вертолеты модификаций CH-47A, CH-47B и CH-47C неоднократно проходили модернизацию. В частности, в рамках одной из программ, разработанной для увеличения ресурса и грузоподъемности этих вертолетов, по одной из машин всех трех модификаций были подвергнуты капитальному ремонту и модернизации - они стали прототипами новой модификации CH-47D. Первый из трех опытных прототипов поднялся в воздух 11 мая 1979 года, а первый серийный CH-47D - 26 февраля 1982 года. Новая модель оснащалась более мощными двигателями T55-L-712 мощностью 4500 л. с, были внедрены еще более десятка усовершенствований - усилена трансмиссия, установлены новые несущие винты и вспомогательная силовая установка, усовершенствованы электронное и гидравлическое оборудование и системы заправки топливом в полете, а также усилена конструкция планера. Компания "Boeing" получила контракт стоимостью более 3,5 млрд долларов на модернизацию 472 ранее построенных вертолетов, первый модернизированный вертолет поставлен заказчику в мае 1982 года.
   Британские ВВС заказали 33 вертолета под обозначением Chinook HC.Mk 1, строившихся по стандарту канадских CH-147, но получивших британские авионику и другое оборудование. Позже их модернизировали до стандарта Chinook HC.Mk 1В. Первый вертолет передан заказчику в августе 1980 года, а затем их парк в Великобритании был доведен до 41 машины. Следующим шагом стала модернизация британских вертолетов до стандарта Chinook HC.Mk 1 А, а 32 машины позднее модернизировали в вариант Chinook HC.Mk 2 (аналог американского CH-47D), в том числе путем установки двигателей T55-L-712F. Дополнительно британские военные заказали 17 вертолетов: два Chinook HC.Mk 2, четыре Chinook HC.Mk 2А, остальные в модификации Chinook HC.Mk 3, схожей с используемым Силами специальных операций ВС США вертолетом MH-47E. Впрочем, машины последней модификации в эксплуатацию сразу не попали - ввиду возникших проблем с авионикой их поместили на складское хранение, но в 2008 году приступили к переоборудованию в вариант HC.Mk 2/2А (поставка первых запланирована на 2010 год).
   В 1970-х годах начата лицензионная постройка вертолетов Chinook в Италии - они поставлялись европейским и ближневосточным заказчикам, права на их выпуск приобрела компания "Elicotteri Meridionali". В июле 2008 года лицензия перешла к компании "AgustaWestland" - для итальянской армии она должна собирать модернизированные CH-47F.
   Экспортный вариант вертолета выпускался компанией "Boeing Vertol" (затем "Boeing Helicopters", позже - просто "Boeing") под обозначением CH-47D International Chinook (Model 414-100), а в последнее время компания сосредоточилась на выпуске вертолетов модификации CH-47F.
   Кроме Канады и Великобритании, вертолеты данного семейства приобрели в разное время Аргентина, Австралия, Египет, Греция, Иран, Италия (CH-47C Plus), Япония (CH-47J, лицензионная сборка компанией "Kawasaki"), Ливия, Марокко, Нидерланды, Сингапур, Южная Корея, Испания, Тайвань и Таиланд.
   Летом 1978 года компания "Boeing" объявила о разработке гражданского варианта Chinook, планировались две базовые модификации: Model 234LR (Long Range) в пассажирском, "комби", или грузовом вариантах, а также Model 234UT (Utility Transport) для решения специальных задач, таких как разведка полезных ископаемых, перевозка негабаритных грузов или выполнение строительно-монтажных работ. Позже был выпущен вертолет Model 234ER (Extended Range) с дополнительными топливными баками, установленными в кабине.
   Программа Model 234LR была начата в ноябре 1978 года после подписания контракта с "British Airways Helicopters" на три машины (позже заказ увеличен до шести), которые предполагалось задействовать для перевозки пассажиров и срочных грузов из Шотландии на морские нефтедобывающие платформы. В пассажирском варианте такой вертолет мог брать до 44 человек.
   На гражданских машинах устанавливались двигатели Avco Lycoming AL 5512, причем в чрезвычайной ситуации оба несущих винта могли работать от одного двигателя. В наплывах фюзеляжа были установлены дополнительные топливные баки большой емкости. Эти же наплывы обеспечивали вертолету достаточно хорошую плавучесть.
   Первый Model 234LR поднялся в воздух 19 августа 1980 года, в программе испытаний были задействованы также еще два вертолета, а в эксплуатацию первая машина поступила 1 июля 1981 года.
   Вертолеты семейства Chinook часто переоборудовались для решения различных задач в интересах сил спецопераций. Так, в начале 1990-х годов "Boeing" выпустила 26 оснащенных двигателями T55-L-714 вертолетов MH-47E для спецназа Армии США, где они работали в тесном взаимодействии с переоборудованными серийными машинами CH-47D SOA (Special Operations Aircraft) и MH-47D SOA. Вертолеты имели бронирование, наступательное и оборонительное вооружение, дополнительный запас топлива и систему дозаправки топливом в полете. Машины также получили новейшую авионику, системы РЭБ и всепогодные навигационные системы (в том числе очки ночного видения, ИК-камеру переднего обзора, инерциальную навигационную систему с приемником сигналов GPS и РЛС APQ-174).
   С конца 1990-х годов "Boeing" вела работы по оснащению вертолета CH-47F двигателями мощностью 5000 л. с, новыми несущими винтами, топливными баками повышенной емкости и новой авионикой. Первый полет новая машина совершила 25 июня 2001 года, она имела двигатели Honeywell T55-714A - на 25% большей мощности по сравнению с двигателями вертолета CH-47D. Предполагается, что Армия США закупит 513 машин новой модификации - из них 452 будут новыми, а остальные модернизированы из имеющихся на вооружении. Последние получили обозначение MH-47G.
   Первое подразделение было полностью перевооружено на модификацию CH-47F в июле 2007 года, а к середине следующего года компания-разработчик получила заказы от Австралии, Канады и Нидерландов. Интерес к данному вертолету проявили Турция и Индия.
   "Boeing" также разработала модернизированный вариант HH-47 в ответ на требования, выпущенные ВВС США к новому вертолету для замены парка MH-53M Pave Low (программа CSAR-X). Предложение было направлено командованию ВВС в ноябре 2005 года, а в ноябре 2006 года "Boeing" была объявлена победителем в тендере на перспективный вертолет. Соперниками "Boeing" выступали вариант на базе S-92 компании "US101" и вертолет разработки "Lockheed Martin". Эти компании подали протест, не согласившись с результатами тендера, - в итоге в ноябре 2007 года ВВС США были вынуждены вновь объявлять свои требования к перспективной машине и по состоянию на август 2009 года решение по выбору того или иного вертолета объявлено не было.
   В августе 2007 года представители "Boeing" объявили о наличии планов по созданию увеличенной версии CH-47F, которая будет отличаться увеличенной дальностью полета и грузоподъемностью. Запуск данной программы может быть осуществлен уже в 2010 году.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Boeing Vertol CH-47C Chinook

   Тип: многоцелевой транспортный вертолет с экипажем из 2-3 человек
   Силовая установка: два ГТД Avco Lycoming T55-L-11A мощностью 3750 л. с. (2796 кВт)
   Характеристики: макс, скорость на уровне моря 286 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте 257 км/час; практический потолок 3790 м; боевой радиус 185 км
   Масса: пустого 9736 кг; максимальная взлетная 17463 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 18,29 м; длина максимальная с вращающимися несущими винтами 30,18 м; высота 5,68 м; площадь, ометаемая несущими винтами, 523,34 м'
   Полезная нагрузка: до 55 десантников, либо 24 носилочных раненых, либо груз в кабине и на внешней подвеске
USA
Лейтенант Гэри Б. Роуш из 242-й вертолетной роты поддержки десанта "Muleskinners" позирует на фоне своего CH-47. Во Вьетнаме Роуш налетал 942 часа в боевых вылетах и выполнил 3000 посадок.
Третий серийный CH-47A демонстрирует возможности Chinook по сбросу десантников. Стандартной нагрузкой машины являлись 33 полностью снаряженных пехотинца, но в последствии их число довели до 44. Во время войны за Фолкленды единственный британский Chinook один раз перевез 81 пехотинца.
В программе разработки YCH-1B были задействованы пять летных прототипов, но первый из них был серьезно поврежден во время аварии при рулежке. Вертолет на переднем плане обильно обвешан датчиками на нижней поверхности фюзеляжа, в носовой части и пилоне винта, позволявшими точно определить характер обтекания машины.
На правом пилоне ганшипа ACH-47A подвешен контейнер XM 18 с 7,62-мм пулеметом, на левом - блок 70-мм НАР XM 159, на обоих пилонах также смонтировано по одной 20-мм пушке. Вертолет на момент съемки сохранил исходную окраску глянцевого грязно-оливкового цвета и полноцветную хорошо заметную маркировку.
Вертолет CH-47 «Чинук» доставил на внешней подвеске поврежденный UH-1B. Южный Вьетнам. Фото начала 1970-х гг.
CH-47 «Чинук» несет на внешней подвеске остов сбитого вертолета AH-1 «Кобра». Фото периода операции «Лам Шон 719». Лаос, 1971 г.
Бойцы 1-й кавалерийской (аэромобильной) дивизии разгружают CH-47A, выполнивший посадку на вершине горы.
Высадка американского пехотного подразделения с вертолета CH-47 «Чинук». Южный Вьетнам, начало 1968 г.
Доставка американским вертолетом CH-47 южновьетнамских десантников. Снимок сделан 1 апреля 1968 г. накануне начала операции «Пегас»
USA CH-47D, CH-47F
20 мая 1982г.: вооруженные силы США получили первый вертолет Boeing Vertol CH-47D Chinook. Первыми эксплуатантами машин стали 101-я и 82-я воздушно-десантные дивизии.
The first of three YCH-47D prototypes photographed on the occasion of its roll-out in March.
A roll-out ceremony was held at Boeing's Ridley Park, Pennsylvania, facility on June 15, 2006 to unveil the first production CH-47F Chinook for the US Army. The aircraft is the first of 452 new CH-47F heavy transport helicopters that will be acquired by the US Army under its Cargo Helicopter modernisation programme. The modernised airframe uses modern manufacturing techniques that will reduce operating and support costs, improve structural integrity and extend the Chinook's service life. A Rockwell Collins Common Avionics Architecture System advanced digital cockpit provides improved situational awareness for the crew whilst improved survivability features include common missile warning and improved countermeasures dispenser systems.
This CH-47F is a new-build aircraft delivered on August 29, 2008 and operated by B Company 'Flippers' of the 3-82 General Support Aviation Battalion based at Fort Bragg, North Carolina.
Тяжелые транспортные вертолеты Chinook достаточно хорошо зарекомендовали себя в горных условиях Афганистана - их применяли воинские контингенты Великобритании, Канады, Нидерландов и США (на снимке). Однако упавшие в горах вертолеты Chinook пришлось вывозить все же российским Ми-26.
Модификация CH-47F практически идентична модели CH-47D (на фотографии), но имеет намного лучшие характеристики.
A US Army CH-47F Chinook from the 82d Combat Aviation Brigade on a training flight operating from Camp Lemonnier, Djibouti, in support of the Combined Joint Task Force Horn of Africa, on October 22, 2016.
3-10th AVN CH-47F Chinook 14-08167 departs Eindhoven Air Base on October 27, 2017 for the final hop to the port of Rotterdam.
Популярности Chinook способствует его эксплуатационная совместимость. На снимке - американский CH-47F доставил припасы австралийским солдатам в Афганистане.
Making its first flight from Boeing's Ridley Park, Pennsylvania, Rotorcraft Systems facility on October 23, 2006 was the first new production CH-47F Chinook for the US Army. The aircraft will be delivered to the Army for operational testing before being deployed in 2007. An $163 million contract was awarded to Boeing on November 1 for new build production CH-47F helicopters for the US Army, with contract completion expected by December 29, 2009. The number of helicopters involved was not specified. The US Army plans to procure a total of 510 CH-47F/MH-47G helicopters, comprising 55 new production CH-47Fs, 397 CH-47Ds remanufactured to CH-47F standard and 58 MH-47Gs.
США. Сегодня больше всего Chinook летает в Армии США. Первоначально она получила 349 вертолетов CH-47A, затем еще 108 улучшенных машин CH-47B, начиная с мая 1967 года. С начала 1968 года были приобретены 270 вертолетов CH-47C, построенных "Boeing", а в 1985 году - 11 вертолетов CH-47C от фирмы "Agusta". Эта версия служила в качестве средних грузовых вертолетов. Во Вьетнаме четыре машины переделали в боевые вертолеты ACH-47A. С 1982 года Армия США получала первые из 472 модифицированных машин CH-47D, переделанных из ранних версий А, В и С. После успешного применения MH-47D для специальных операций изготовили 26 улучшенных машин MH-47E. Оба типа переделали из старых вариантов. В 2010 году Армия США имела в строю до 410 машин CH-47D/F. 293 из них проходят модернизацию по контракту с фирмой "Honeywell".
A Boeing Vertol CH-47C Chinook in service with the US Army.
A CH-47F assigned to the US Army's Task Force Brawler conducts a training exercise from Bagram Airfield, Afghanistan, in March 2018.
25 июня 2001г.: взлетел модернизированный CH-47F с усовершенствованной авионикой и двигателями Honeywell 755.
The first two Tigers were handed over to the Army at Oakey in December 2004, pictured here with the other two operational helicopter types at the time, the S-70A-9 Black Hawk and CH-47D Chinook.
CH-47D Армии США доставил гуманитарный груз - операция "Provide Comfort" проводилась с целью оказания помощи курдам, укрывшимся в горах Северного Ирака.
A CH-47F, operated by B Company 'Flippers' of Fort Bragg-based 3-82 General Support Aviation Battalion, is a remanufactured aircraft delivered on July 31, 2008. It was photographed while hauling a sling load with supplies to an outpost in Southern Afghanistan. The US Army took delivery of its 100th CH-47F on July 22 last year.
Chinook одной из первых модификаций поднимает на внешней подвеске артиллерийское орудие и его боекомплект. Применение CH-47D, способного поднимать даже 155-мм гаубицу M198, значительно повысило мобильность артиллерийских подразделений.
Большая грузоподъемность CH-47D и три точки внешней подвески позволили значительно повысить мобильность подразделений Армии США. Способность вертолета перевозить тяжелые и нестандартные грузы используется и другими видами вооруженных сил. На снимке бойцы спецподразделения ВМС США подцепляют лодку на внешнюю подвеску вертолета во время учений, проходивших в 2008 году. Через несколько секунд CH-47 поднимет ее вместе с экипажем.
The CH-47 appears to have every prospect of becoming the first helicopter to serve for 100 years.
Грубоватые американские солдаты вертолету Chinook дали созвучное прозвище "Shithook". CH-47 стал истинным подарком для дивизий Армии США, только он мог быстро доставить большое количество грузов в удаленные районы.
US Paratroopers assigned to 2nd Battalion, 503rd Infantry Regiment, 173rd Airborne Brigade train on sling load procedures with a CH-47F Chinook Helicopter assigned to Bravo Company, 1st Battalion, 214th Aviation Regiment, 12th Combat Aviation Brigade at the Grafenwoehr Training Area, Germany.
A crew chief assigned the 3rd General Support Aviation Battalion, 82nd Combat Aviation Brigade communicates with soldiers from 1st Battalion, 505th Parachute Infantry Regiment, 3rd Brigade Combat Team before connecting an M1114 Up-Armoured Humvee to the belly of a CH-47F Chinook helicopter during a sling load training event at Saunders pick-up zone on Fort Bragg, North Carolina
A CH-47D Chinook kicks up sand and debris as it lands in a field.
Солдаты инженерно-строительного батальона ВМС США (Seabee) разгружают Chinook в афганской провинции Кандагар, 2017 год. Эта миссия проводилась в рамках операции "Paksazi Mojadad" - постройке поста афганской пограничной службы в округе Шорабак.
A US Army Reserve CH-47 Chinook helicopter crew chief deployed with Task Force Warhawk, 16th Combat Aviation Brigade, 7th Infantry Division supervises loading in Helmand Province, Afghanistan.
CH-47F Chinooks from B Company, 2-149th General Support Aviation Battalion, Task Force Saber, undergo maintenance and inspections at Erbil, Iraq.
Во время операции "Буря в пустыне" песок негативно влиял на динамические системы вертолетов, тем не менее, Chinook надежно отработали всю кампанию. Взлет двух CH-47D Армии США с грузовыми поддонами вызвал настоящую песчаную бурю.
The US Army is expected to upgrade more than 500 CH-47F Chinooks to the Block II configuration, which it says will enhance lift capability and increase commonality with allied fleets.
Boeing's HH-47 version of the Chinook was selected by the USAF as the winner of its combat search and rescue CSAB-X competition in November 2006. However, protests from the other bidders resulted in the USAF reopening the competition. A version of the AgustaWestland AW101 (dubbed HH-71) and Sikorsky S-92 (HH-92) are competing with the HH-47 to replace the Sikorsky HH-60, with the USAF stating it needs 141 new helicopters for this role. A decision on which helicopter has won second time around is expected in October this year.
Soldiers from Task Force Destiny and airmen with the 9th Airlift Squadron unload a US Army CH-47F Chinook from a C-5M at Bagram Air Field, Afghanistan on December 26, 2015.
Pre-flight inspections are made to a CH-47F Chinook at Wheeler Army Airfield in Wahiawa, Hawaii, on March 5, 2017.
A Stockton-based California Army National Guard CH-47F from the 1-126 Aviation Regiment, on the flight line at Los Alamitos.
GE Aviation T408-GE-400s are under test on the CH-47
UK
Из первой партии вертолетов, отправленных на юг, к Фолклендам, один вертолет, ZA707/BP, был оставлен на острове Вознесения для осуществления грузовых перевозок. Позже он все же попал на Фолкленды, куда прибыл 16 июня, два дня спустя после капитуляции аргентинцев.
"Боснийский" комплект доработок британских Chinook HC.Mk 2 включал устройства отстрела ложных целей ALE-40. На снимке - демонстрационный отстрел тепловых ловушек с вертолета 1310-го звена, дислоцированного в Сплите.
In 2021, the UK government announced an extensive investment package to upgrade the sizeable fleet of CH-47 Chinook helicopters
An RAF Chinook fires flares during operations over Mali in support of France’s Operation Barkhane. Chemring Countermeasures UK is responsible for the development and manufacture of countermeasures flares for all UK air arms
A Royal Air Force Chinook helicopter firing flares over Afghanistan
Экипаж «Чинука» традиционно приветствует зрителей «машущей» ладонью
CH-47D "Чинук"
To commemorate 30 years of service with the Royal Air Force, Chinook HC2A ZH895/'HJ' of No.18 Squadron carries special markings on its rear rotor pylon. The helicopter is seen performing its display routine at the RAF Waddington International Airshow in early July 2011.
CH-47D "Чинук"
The Selex Titan 385 ES-HD FLIR Multi-Sensor Turret, mounted on the aircraft closest to the camera, combines high-performance UK mission-specific sensors such as D-NVG into a single line replaceable unit.
Chinook HC4 ZA712 after being unveiled in centenary markings at RAF Odiham on May 14, 2015.
The demi-Pegasus in No.28 Squadron’s badge represents the white horse cut into the chalk of the Wiltshire Downs near Yatesbury where the Squadron was based in its early years. On April 7, 2016, Chinook HC4 ZH777, one of six currently assigned to the Squadron, was unveiled at RAF Benson in Oxfordshire with a Pegasus tail design during a ceremony commemorating 100 years since the squadron's formation at Gosport on November 7, 1915 as a training unit.
Royal Air Force Chinook HC4 ZA683 now bears colourful markings to mark the centenary of No.27 Squadron based at RAF Odiham in Hampshire. The aircraft is shown at Odiham on November 5, 2015, the squadron’s 100th birthday, when it was unveiled to the press. The tail markings feature an elephant motif painted in the squadron's official colours to represent the Martinsyde Elephant (the unit's first aircraft) and its motto ‘Quam celerrime ad astra' meaning ‘With all speed to the stars’. Other more discrete markings were applied in tribute to Flight Lieutenant Geraint Roberts, a former squadron member and of No.230 Squadron based RAF Benson who, along with a colleague from No.33 Squadron, died when their Puma helicopter recently crashed in Kabul, Afghanistan.
Chinook ZA679 one of three deployed to Malta.
IFOR Chinook HC2
Lockheed Martin's AN/ALQ-157 IR countermeasures set, seen here on the rear rotor fairing of an RAF Chinook HC.1, broadcasts IR energy to deceive missile seekers in conjunction with decoy flares. It is used on larger helicopters including the CH-53.
Inter-service co-operation - RAF/1310 Flight Chinook HC.2 ZA680/‘BD' is secured after landing aboard HMS Illustrious in the Adriatic off Italy on February 2, 1996 prior to departing back to Split with various naval personnel (and several aviation journalists!). The Chinooks do occassionally get involved in operations from the carriers and the opportunity was taken in this instance to practice deck landing before returning to shore.
RAF/1310 Flight Chinook HC.2 ZA704/‘EJ’ over typically wintery Bosnian countryside en route from Split to Gornji Vakuf on February 1, 1996 ferrying another load of Army troops en route to their units at various locations around the country.
Великобритания, Голландия, Греция, Испания и Италия. Вертолеты Chinook используются в пяти европейских странах. Первыми эти машины получили ВВС Великобритании (фото). Они заказали 15 CH-47B в 1967 году. Этот заказ был отменен, восстановлен в 1971 году и снова отменен. В 1978 году были заказаны 33 вертолета Chinook HC.Mk 1. Первый из них прибыл в октябре 1981 года. Первой их получила 18-я эскадрилья на авиабазе Одихэм. За ними последовали 7-я эскадрилья и 1310-е звено на Фолклендских островах (позже ставшее 78-й эскадрильей). Еще восемь машин были заказаны в 1983 году. Вертолеты Chinook HC.Mk 1В модифицировали, установив лопасти несущих винтов из стеклопластика. 32 вертолета модернизировали до стандарта HC.Mk 2 (подобного версии CH-47D). Эскадрилья №27 первой получила машины версии Mk 2. В сентябре 1995 года были заказаны еще три вертолета HC.Mk 2, шесть HC.Mk 2А и восемь HC.Mk 3 для сил спецопераций. Парк вертолетов ВВС Великобритании оказался очень ценным для объединенной вертолетной части, а позднее объединенного вертолетного управления НАТО.
Royal Air Force Chinook HC5 ZH901 in a confined landing area on the Salisbury Plain Training Area.
RAF Odiham in Hampshire received the first of eight upgraded Chinook HC5 helicopters from Vector Aerospace at Fleetlands, Hampshire on March 22, 2017. The Chinook HC5 is a Chinook HC3 upgraded with a digital cockpit, and a new digital automatic flight control system, which provides improved handling qualities and aircraft stability that in turn enhances flight safety. A Chinook HC5 can be distinguished from the HC4 and HC6 variants already in RAF service by its fatter fuel tanks.
Three of the RAF's long-grounded Chinook HC.3s seen on March 6, 2006, in a hardened aircraft shelter at the QinetiQ facility at Boscombe Down, Wiltshire. They have been grounded there and hidden from the public gaze for over six years, but are now finally to see daylight again and enter service from 2009.
RAF Odiham houses the UK’s Chinook force
The rugged mountainous terrain of Afghanistan means that battlefield helicopters are in great demand to support ground troops.
Chinook and Merlin aircrew also practised landing on rough and uneven ground.
A wounded soldier is rushed to a waiting RAF Chinook HC2 by members of A Company, The Highlanders, 4th Battalion, The Royal Regiment of Scotland, during Operation Zmaray Suk II in July 2011. The intention of the operation in Helmand Province was to insert security forces into an area used by the Taliban that had seen little activity by ISAF or Afghan security forces. Intercepted radio messages during the fight indicated a force of around 60 insurgents in the area.
One of the challenges of operating in a desert is 'brown out’ - when visibility is reduced by sand being is blown up by the downwash from rotor blades. The exercise gave crews the chance to familiarise themselves with a situation that commonly occurs in Iraq and Afghanistan.
Royal Air Force Chinook HC.Mk 2 fitted with the most recent standard of defensive aids (1999)
Boeing announced on April 15, 2013 that the first Chinook Mk 6 for the RAF had flown. The helicopter (N701UK, c/n M7701) was built at the company's Ridley Township facility near Philadelphia, Pennsylvania, and has undergone test flying at Mesa in Arizona with first flight on March 15. The RAF has 14 Chinook Mk 6s on order, a version of the CH-47F with British-specified equipment. The first is due to be delivered later this year.
Chinook ZA677 is the first example to be equipped with a glass cockpit under Project Julius, emerging from the workshops at Fleetlands, Hampshire, as a HC4 and completing its maiden post-upgrade flight on December 9, 2010.
Hovering at 90ft with any barely any references to put down a load - or undertake a confined area landing - is made easier by the HC6’s D-AFCS.
Chinook HC6 ZK554 undertaking confined area landing training near RAF Odiham.
One of eight 'fat-tank' HC3s undertakes a dust landing on the Salisbury Plain Training Area. D-AFCS de-risks environmental operations issues such as this. The HC3’s planned Julius AFCS upgrade has been held back to complete both the Julius and D-AFCS cockpit enhancements in one hit.
ZK554 is one of 14 Chinook HC6s now in service; the remainder of the 60-aircraft Chinook fleet consists of a mixture of HC3s, HC4s and HC5s.
Dust landing training represents a vital part of the environmental training undertaken by many types within JHC. Here an upgraded Chinook HC4 based at RAF Odiham, home to the UK Chinook force, departs one such area having completed its sortie.
Chinook and Merlin aircrew practised flying in the Atlas Mountains, where peaks reach 14,000ft.
Three RAF Chinook, each wearing respective squadron 100th anniversary markings, seen at Everleigh Drop Zone, Salisbury Plain on September 14, 2016. The helicopters took off from RAF Odiham, Hampshire, and flew a training mission to Salisbury Plain. Aircraft in the formation were Chinook HC4s ZA683 of 27 Squadron (nearest camera) and ZA712 of 18 Squadron both based at Odiham; and ZH777 from 28 Squadron based at RAF Benson, Oxfordshire.
Exercise Jebel Sahara 2008 marked the first time since 2005 that RAF Merlins and Chinooks have exercised together. Held in the North African state of Morocco, the varied terrain of deserts and mountains proved to be ideal for training.
The order came as specially painted 27 Squadron HC4 ZD984 marks 40 years of RAF Chinook operations
Семь Chinook из SFS 7-й эскадрильи в ходе "Бури в пустыне" работали в интересах SAS и другого спецназа. Вертолеты были окрашены в "ночной" камуфляж.
Этот Chinook HC.Mk 1 в специальной темной окраске участвовал в тайной переброске войск при совершении обходного маневра, начатого 24 февраля 1991 года.
Один из вертолетов Chinook из 7-й эскадрильи сохранил обычную пустынную окраску и, согласно неофициальной версии, использовался секретным подразделением, базировавшимся на границе с Саудовской Аравией и нацеленным на арест лично Саддама Хусейна.
The Boeing CH-47 Chinook has been widely used in support of armies worldwide for three decades, although with the notable exception of the US Army, is largely operated as an air force helicopter. This example. RAF Chinook HC.1 ZA675/'F' of 18 Squadron, wears a rather weathered scheme applied for desert operations during the Gulf War.
The first helicopter to wear a special livery was this 7 Sqn Chinook seen at 1989 IAT.
Британские ВВС модернизировали Chinook HC.Mk 1 до модификаций HC.Mk 2 и HC.Mk 2А. Вертолет HC.Mk 2 - на фотографии - аналогичен американскому CH-47D. Поставленные в 1997-1998 годах шесть HC.Mk 2А имеют усиленную носовую часть фюзеляжа, позволяющую устанавливать штангу дозаправки топливом.
An RAF Chinook HC.2 of 27 Squadron lands high in the mountains of Afghanistan during operations to support Operation Ptarmigan, the Royal Marines/45 Commando Group operation which commenced on April 16, 2002 to search and clear a high Afghan valley believed to have been occupied by al-Qaeda and Taliban forces. Note that the helicopter has a full ‘war’ fit of defensive aids, including ALQ-157 IR jammers, Sky Guardian 19 radar warning receivers, AN/ALE-40 chaff/flare dispensers and ALQ-156/AAR-47 missile approach warning system, plus a pintle-mounted M134 minigun in the forward starboard door. The operation concluded on April 18, with troops returning to Bagram. The Chinooks were again in use during 45 Commando’s Operation Snipe, which began on May 2 in an area of southeastern Afghanistan not previously investigated by coalition forces. This resulted in a huge arms cache being discovered in a large cave complex, which was subsequently destroyed with demolition charges.
Chinook HC6s during an insertion of special forces.
The rear crewman’s role is vital and their confidence in performing confined area landings has been boosted because the helicopter can now be moved in 1 foot increments, keeping the swing very low.
Имеющиеся у британских ВВС Chinook HC.Mk 2 (на снимке), 2A и 3 должны пройти модернизацию до стандарта HC.Mk 4/4A и 5, соответственно. Британские Chinook эксплуатируются очень интенсивно. Несмотря на затянувшуюся и очень дорогую разработку, HC.Mk 3 составляют теперь основу парка боевых частей. Вертолет CH-47F должен быть принят на вооружение под обозначением HC.Mk 6.
RAF Odiham confirmed that the final legacy Chinook HC2 recently entered the Project Julius AFCS enhancement programme. The only legacy cockpit aircraft remaining are the HC3s.
All three RAF Chinook HC5s at Gao, and French troops wait to board an RAF Chinook.
The CH-47 Chinook is the largest of the UK's rotary platforms and has been pressed into action on a regular basis to meet the country's operational requirements
The UK’s ‘fleet within a fleet’ of four Chinook variants adds to the MRO requirements, although the maintenance is aided by Boeing personnel
Two Chinook HC6s during insertion of UKSF boat teams.
This RAF Chinook is about to lift-off from the deck of the Charles de Gaulle.
A Royal Air Force Chinook and Army Air Corps Apache AH1 onboard HMS Illustrious.
Two Royal Navy Merlin HC4s taxi on Portland’s runway prior to being refuelled at HeliOps on their return flight to RNAS Yeovilton from HMS Queen Elizabeth (R08) on its initial global cruise. An RAF Chinook HC5 can also be seen in the distance, moments before touchdown
Sea King ASaC7s aboard HMS Ocean (L12) with a US Army CH-47F and three UH-60s when the Royal Navy led US Task Force 50 in the Gulf for the first time in November 2016.
Chinook HC6 ZK552 above the Hampshire countryside near its Odiham base, following its public introduction on June 16 last year.
The Chinook is the now the only heavy-lift helicopter in service with the Royal Air Force. All 14 of the new HC6 variant, seen here, have been delivered to RAF Odiham whilst the legacy fleet has also been upgraded.
The UK’s Chinook presence supporting France’s counter-insurgency operations in the Sahel region dates back to 2018
Окрашенный в оригинальный камуфляж вертолет Chinook английского спецназа с базы Силопи несет двойной груз гуманитарной помощи в горный лагерь беженцев. Эти вертолеты, обладавшие большой дальностью, могли проникать на восток гораздо дальше всех других вертолетов, долетая до лагерей в Хаккари и Юксекова у иранской границы.
Типичная сцена - Chinook перевозит емкости с топливом APFC (Air-Portable Fuel Cell). Своевременная доставка боеприпасов и топлива были жизненно важны для британских войск.
The RAF 18 Squadron Chinook HC6 lifted 46 tonnes of chalk into place before the local community completed the next phase of spreading it on the 200-year-old White Horse landmark at Alton Barnes
На Фолклендах после войны. Вертолеты Chinook остались на Фолклендах и после войны. Вначале они были сведены в отдельный отряд (ChinDet) и базировались в районе Сан Карлоса, но 20 августа 1983 года отряд был реформирован в 1310-е звено, а 1 мая 1986 года оно вместе с 1564-м звеном вертолетов Sea King HAR.Mk 3 вошло в состав новой 78-й эскадрильи. Вертолеты Chinook вошли в состав звена "А" этой эскадрильи. К тому времени эти машины уже базировались на новом аэродроме в Маунт-Плезант. Основная задача звена "А" - перевозка тяжелых и крупногабаритных грузов, в том числе снабжение удаленных постов РЛС и узлов связи (фото), передислокация батарей ЗРК Rapier, транспортировка грузовых контейнеров с судов на берег и обратно, а также переброска армейских подразделений быстрого реагирования, осуществление поисково-спасательных операций и борьба с пожарами. В звене один вертолет находится в активной эксплуатации, а второй - в резерве.
An Apache AH1 with a Chinook carrying an underslung load.
В Косово находился 1-й батальон парашютно-десантного полка британской армии. На снимке - четыре Chinook британских ВВС над Приштиной. Они доставили десантников на КДП аэропорта сразу после того, как его покинули сербы.
Медико-эвакуационный UH-60 доставил груз на блок-пост НАТО в бывшей Югославии. На заднем плане - британский Chinook. Ранее приспособленные для полетов "над верхушками песчаных дюн" UH-60L применялись в операции "Desert Storm". Группировка насчитывала более 60 таких машин.
An RAF 27 Squadron Chinook at St Mary's Hospital on the Isle of Wight in April 2020, during tests of patient transfer to the mainland.
С целью усиления авиагруппы, базировавшейся на "Гермесе", была сформирована 809-я эскадрилья - она перелетела на остров Вознесения, где самолеты погрузили на контейнеровоз "Атлантик Конвейер" для доставки в Южную Атлантику. На снимке видны привлекавшиеся к операции "Corporate" вертолеты Chinook и самолеты Victor, Hercules, Nimrod и VC-10.
Measuring 12ft 5in wide, a Chinook helicopter is a large item of cargo to fit on board a C-17. Note the forward wheels are positioned immediately forward of the cargo ramp.
Disassembled, an RAF Chinook fills the cargo hold. Note the dismantled rotor hubs, gearboxes and rotor pylons in the forefront of the photo.
The three Chinook HC5 helicopters deployed by the Royal Air Force to Gao, Mali, are now fully operational and flying missions for the benefit of the 4,500 strong French-led Barkhane counterterrorism force in the region.
Group Captain Richard Maddison OBE, RAF Odiham's station commander and UK Chinook Force CO, said the HC6’s introduction is going extremely well.
CDF team members, left to right: Flt Lt Christian Hilliker, Master Aircrew Paul Holmes and Sqn Ldr Adam Shave.
British Defence Minister Dr Liam Fox in front of a Chinook at RAF Odiham, Hampshire, on August 22, 2011.
Boeing Chinook HC6 ZK551 (c/n M7702, ex N702UK) seen departing RAF Brize Norton, Oxfordshire, on January 27, 2014. The new helicopter was at the base to conduct loading trials and was one of three Chinook HC6s delivered to the RAF on December 19, 2013. A total of 14 are on order, the first of which flew on March 15, 2013.
The upgraded Honeywell Aerospace T55-L-714A engine is common across the Chinook fleet. In addition to the HC6's improved performance and handling, Vmax for the aircraft is 160 knots and aircrew say it is as "smooth as you like".
RAF Engineers from No.27 Squadron RAF Odiham have begun work rebuilding a Mk6A Chinook Helicopter at RAFO Musannah in preparation for Exercise Saif Sareea 3, held in Oman
Netherlands
CH-47D "Чинук" голландской армии
Chinook нескольких стран принимали участие в косовской кампании, обеспечивая действия миротворцев. Помимо британских и американских CH-47, здесь работали Chinook из Италии и Голландии (на снимке). Греческие CH-47 действовали в Албании.
Adding to the surprise effect by flying at 'tree top level' over the flat landscape of the northern part of the Netherlands, a Cougar and Chinook arrive on the scene for a hostage release operation as part of HWIC Recovery.
As if emphasising the spirit of cooperation between Germany and the Netherlands, this mixed formation comprises Heersflieger NH90 TTHs and CH-47D Chinooks from the Koninklijke Luchtmacht. The transport element is escorted by a Dutch AH-64D Longbow Apache.
Two Dutch CH-47D Chinooks from the Koninklijke Luchtmacht's 298 Squadron demonstrate their utility for assault operations during Falcon Autumn 2018
Позже всех в Европе вертолеты Chinook получили Нидерланды (фото), которые использовали семь бывших канадских машин CH-147, доработанных до стандарта CH-47D и шесть заново построенных вертолетов версии D. Два голландских вертолета CH-47D были потеряны в Афганистане.
Голландский CH-47D готовится переместить армейский автомобиль во время учений. Данные CH-47D (первые семь голландских машин были переоборудованы из канадских CH-147) оснащены усовершенствованным приборным оборудованием, новой носовой РЛС и двигателями T-55-L-714.
A Heersflieger NH90TTH and two Koninklijke Luchtmacht CH-47D Chinooks wait on the ground for troops, while above them a Dutch Apache Longbow keeps an eye out for trouble.
The Royal Netherlands Air Force has received its first new-build CH-47F.
Landing in dusty and austere locations proved particularly demanding in the early years of Dutch CH-47 operations in the Middle East.
A CH-47D lands at Kandahar Airfield in Afghanistan. The Netherlands ended its missions in the country in 2010.
The loadmaster/gunner on the ramp aims his machine gun at ground targets as his Chinook clears the hot landing zone low and fast.
CH-47D D-666 of No.298 Squadron is one of seven Chinooks that entered RNLAF service in 1995/1996 after being remanufactured from ex-Canadian CH-47Cs.
CH-47D serial D-666 known as 'The Beast' carries special markings for the 75th anniversary of 298 Squadron.
Two of the five Royal Netherlands Air Force CH-47D Chinooks that participated in Falcon Autumn 2011 are seen departing for a sortie during the airborne operations exercise.
The UK Joint Helicopter Command's Exercise Pashtun Jaguar 2-11 concluded on August 21, 2011. The mission rehearsal exercise prepares aircrews for operations in Afghanistan. Pashtun Jaguar 2-11 began on July 24 and most of the flying took place over Salisbury Plain, Wiltshire. In addition to Army Air Corps Apache AH1s and Lynx, and RAF Chinooks and Merlin HC3/3As, Royal Navy Sea King HC4s from the service's commando support squadrons took part in the early stages, before they were replaced by RAF Puma HC1s. In the final week the Pumas gave way to two Koninklijke Luchtmacht (Royal Netherlands Air Force) CH-47D Chinooks (D-103 and D-663) from No.298 Squadron based at Gilze-Rijen (seen here).
A CH-47D flies at low level during a mission in Mali.
The Chinook’s primary duty in Mali is air transport, but they are also used for ISR missions.
At Fort Hood the Chinook pilots learn the basics of tactical flying, including picking up sling loads.
Dropping sling loads is a routine mission; the crews use the Hot Blaze exercise in Spain to practise flying in brown-out conditions.
The first CH-47F(NL) seen during its initial hover trials at Summit Airport, Delaware, on December 8, 2010. Together with the second helicopter, it will be involved in a 100-hour flight test programme that lasts until August. The grey colour scheme will be applied to all Dutch transport helicopters in the coming years.
Three CH-47F(NL)s are based at Fort Hood alongside the eight Apaches.
The KLu CH-47F fleet is operated by 298 Squadron based at Gilze-Rijen Air Base; and 302 Squadron at Fort Hood, Texas.
After production of the 14 new CH-47Fs for the DHC, Boeing will remanufacture the six CH-47F(NL)s - including this Fort hood-based example of 302 Squadron - to the same MYII CAAS configuration as the newly-built helicopters.
CH-47F(NL) D-893 undergoing maintenance in the open air at Robert Gray AAF.
One of the six RNLAF CH-47F (NL) variants in action.
Cerberus Guard marked the first operational use of the new CH-47F(NL) in an 11 AMB exercise in the Netherlands.
Australia
CH-47D в полете над пустыней во время операции "Falconer" - австралийского участия во вторжении в Ирак в 2003 году. Австралийская армия располагает шестью CH-47D, для замены которых уже заказано семь Boeing CH-47F.
Характерный вид Chinook является легкоузнаваемым, и его можно отнести к шедеврам вертолетостроения. CH-47 состоит на вооружении двадцати государств и сегодня является наиболее используемым транспортным вертолетом в Афганистане.
A CH-47F leads a CH-47D over Canberra on April 19, 2016 in a symbolic flight before the CH-47D lands at the Australian War Memorial.
Три CH-47A австралийской армии. В 2011 году Chinook несли службу в армиях 20 стран, и их карьера будет продолжаться еще долго.
The Australian Army Aviation Corps looks set to increase its fleet of CH-47F Chinooks to ten aircraft following approval by the US State Department for the potential sale announced by the US Defense Security Co-operation Agency on December 21, 2015.
Австралия первой за пределами США стала применять вертолеты Chinook. 9 апреля 1974 года 12 средних транспортных машин CH-47C (фото) прибыли на борт авианосца "Мельбурн". В составе эскадрильи № 12 они служили до июля 1989 года, затем их списали. Армия получала военные вертолеты, но из-за нехватки грузового авиатранспорта в Армии США австралийцам пришлось вернуть семь CH-47C. Четыре оставшихся вертолета отправили на фирму "Boeing" для доработки в версию CH-47D. Они вернулись на службу в середине 1995 года в эскадрилью 5-го авиаполка. В начале 2000 года в Австралии появились еще два вертолета CH-47D. В дальнейшем машины версии D заменят на семь вертолетов CH-47F.
Boeing has delivered seven CH-47Fs to the Australian Army, including A15-304 pictured here, and has orders for a further three.
Soldiers take cover behind a Bushmaster protected mobility vehicle as a CH-47 Chinook lifts off at Shoalwater Bay Training Area in Central Queensland during Exercise Hamel 2018.
The Australian Army has ten Boeing CH-47F Chinook medium-lift helicopters in service with the 5th Aviation Regiment in Townsville and is introducing a further four examples in 2022-23
The Rotary Wing Group of the Australian Defence Force recently recommenced full operational duties from Kandahar in Afghanistan. At least two Australian Army Air Corps Boeing CH-47D Chinooks from the 5th Aviation Regiment (including A15-104 seen here) based at Townsville, Queensland, have been embedded within the US Army's 159th Combat Aviation Brigade. The helicopters returned to Afghanistan after maintenance following the conclusion of the last deployment in October 2010. The Chinooks completed over 737 flight hours in theatre during the last rotation, carrying approximately 691,000kg (1.52 million lb) of supplies.
Australian Army soldiers of the 8th/9th Battalion, the Royal Australian Regiment, board a CH-47 Chinook during a non-combatant evacuation operation at Shoalwater Bay Training Area as part of Exercise Hamel 2018.
Australian Army soldier Corporal Trent Bayliss, an Aircrewman Technician with the 5th Aviation Regiment, stands in front of a CH-47F during the May 2015 commissioning ceremony at RAAF Base Townsville.
Flight deck operations aboard the HMAS Canberra at sea.
One of the three new Australian Army CH-47F Chinooks delivered to Australia in June 2016 being unloaded from a US Air Force C-17A at RAAF Base Townsville.
Australian Army CH-47D A15-106 from C Squadron of the 5th Aviation Regiment at Townsville, Queensland, is unloaded from a C-17A at Kandahar, Afghanistan, on February 8, 2008. The helicopter is one of two redeployed to the country for a second tour of duty as part of Operation Slipper, the Australian contribution to coalition operations in Afghanistan. Since their previous deployment, which ended in April 2007, the Chinooks have undergone engine upgrades and deep maintenance. They have also been equipped with an enhanced level of ballistic protection, together with advanced communications equipment.
The CH-47Fs were delivered to Australia by a US Air Force C-5 Galaxy. Here Boeing Service Engineering teams prepare one of the CH-47Fs ahead of the delivery flight.
Japan
Kawasaki-built Boeing CH-47JA Chinook, showing this version's radar nose (1999)
CH-47JA, стоящие на вооружении Сухопутных сил самообороны Японии, оснащены РЛС, ИК-станцией переднего обзора AAQ-16 и топливными баками увеличенной емкости, позволившими значительно увеличить дальность полета. Машины пришли на смену KV-107-II.
Япония - одна из двух стран, строящих Chinook по лицензии, фирма "Kawasaki Heavy Industries" выпускает CH-47J (эквивалент версии CH-47D) и CH-47JA (эквивалент версии CH-47SD/Model 414-100) по заказу японских воздушных Сил самообороны (JASDF) для логистического обеспечения наземных РЛС, поиска, спасения и транспортных работ, а также для японских наземных Сил самообороны (JGSDF), использующих их в качестве тяжелых транспортных машин. Парк JASDF распределен по звеньям поиска и спасения, базирующимся в Мисаве, Ируме, Касунге и Нахе. Первые два собранных японцами Chinook были поставлены 26 декабря 1986 года, по одной машине для каждой службы. Им предшествовали два вертолета постройки фирмы "Boeing" (на фото в стандартном камуфляже J6SDF). К 2010 году в Японии имелось 14 CH-47 в воздушных и 54 - в наземных Силах самообороны. Вертолеты стандарта CH-47JA получают оборудование ИК-системы переднего обзора AN/AAQ-16.
Thailand
Таиланд (фото) получил четыре CH-47A в 1972 году. В 1989 году их заменили на пять CH-47D. В 1991 году к ним добавились три модифицированных вертолета CH-47C. В 2008 году Сингапур получил шесть CH-47D и десять машин версии "Super D".
One of the four CH-47As originally supplied to Thailand; recent efforts to acquire additional Chinooks have been blocked by the Carter embargo on arms sales.
South Korea
Южная Корея изначально приобрела 18 CH-47D для Сухопутных войск, а затем предположительно шесть HH-47D - с РЛС и топливными баками увеличенной емкости - в качестве поисково-спасательных для ВВС (на снимке). К концу 2009 года на вооружении ВВС и Сухопутных войск находилось соответственно 18 и 27 вертолетов Chinook.
Libya
Ливия получила с итальянского завода 20 вертолетов, начиная с 1976 года. Шесть машин использовались в ВВС, остальные - в Армии. Эксплуатационная надежность вертолетов этого типа в Ливии оказалась низкой из-за эмбарго США на поставки запчастей. 12 из этих вертолетов были переданы Объединенным Арабским Эмиратам.
Iran
One of the Boeing-built CH-47Cs supplied to the Imperial Iranian Army. A total of 95 was ordered by Iran prior to the revolution, of which Boeing had delivered 38 and at least 14 had been supplied from the Italian production line.
Among the many helicopters seen on April 17, 2008, were 18 Chinooks from the Islamic Republic of Iran Army Aviation. This air arm is reported to have 27 of these tandem-rotor helicopters airworthy at Shahid Vatanpour Army Air Base. Four Chinooks also serve with the IRIAF at Mehrabad. Other helicopter types in the aerial procession were IRIAA Agusta-Bell 205 As, 206As, 214s and AH-1J Cobras, while the Navy was represented by an Agusta-Sikorsky SH-3D Sea King, one Agusta-Bell 206 and a Sikorsky RH-53D.
Иран получил из Италии 95 таких машин (38 построены из комплектов, поставленных "Boeing"). После Армии США это был самый большой парк вертолетов данного типа.
Egypt
The CH-47C Chinook, is one of the most recent additions to the EAF inventory, one of the 15 helicopters of this type procured by the EAF being seen here at Kom Awshim. About half the cost of these helicopters was provided by Foreign Military Sales credits, the Chinooks having been delivered to Egypt by Elicotteri Meridionali last year.
Morocco
Марокко закупила девять CH-47C у фирмы "Agusta". Поставки начались в 1979 году. Семь из них все еще используются в эскадрилье тяжелых вертолетов, базирующейся на авиабазе в Рабат-Сале. Эти машины интенсивно использовались в борьбе с партизанами фронта Полисарио на юге страны.
One of the RMorAF CH-47 C Chinook medium-lift helicopters procured from Elicotteri Meridionali and valuable for the logistic support of isolated outposts along the Moroccan border earthworks.
Eight CH-47Cs based at Rabat form part of the the Royal Moroccan Air Force helicopter transport fleet.
One of the three refurbished former US Army CH-47D Chinooks, CN-ALL, making a test flight before delivery to the Royal Moroccan Air Force. The other two are CN-ALJ and CN-ALK.
Spain
Парк испанской армейской части BHELTRA V из 16 машин Chinook (фото) состоял из вертолетов BV 414, CH-47C и CH-47D. Они базировались в Кольменар-Вьехо. В 2010 году Испания имела примерно 17 CH-47D.
The largest helicopter in Spanish Army service is the Boeing Vertol Chinook. Successive orders have brought the total to 12 (plus one that has been lost) and 12 more, to CH-47D standard, are on order.
Vietnam
В конце 1972 года Южный Вьетнам получил 20 вертолетов CH-47A. Они служили до падения Сайгона. После этого их некоторое время использовали ВВС ДРВ, а в начале 1990-х годов - выставили на продажу.
A Chinook is shown here in the markings of the VNAF. At least 70 Chinooks were transferred from the US Army to the VNAF in Vietnam where losses suffered by both these services were high, approaching a combined total of 200.
Canada
В Канаде в 1974-1991 годах девять CH-47C версии CH-147 служили в 447-й и 450-й эскадрильях. В 2009 году Канада снова стала применять вертолеты Chinook, получив семь таких машин из запасов Армии США. В 2010 году в Канаде в строю оставалось шесть CH-47D (один разбился в Афганистане). Еще 15 машин CH-47F были заказаны.
Boeing CH-147F Chinook 147303 is the first of 15 that will be delivered to the Royal Canadian Air Force. The helicopter is seen arriving at Ottawa International Airport, Ontario on June 25, 2013, officially entering service two days later.
The Royal Canadian Air Force's tenth Boeing CH-147F Chinook (147310, c/n M3060) was delivered on March 13, 2014. The callsign CANFORCE 147 was used during the ferry flight. It flew from the factory at Boeing Helicopters Center 3 South Heliport in Ridley Park, Pennsylvania, to Toronto Lester B Pearson International Airport in Ontario, where it cleared customs and took on additional fuel. The helicopter then proceeded to its base at Garrison Petawawa, Ontario. The Canadian Government ordered 15 CH-147Fs in a CDN5 billion deal in 2009. The first was officially delivered in June 2013 and on average one aircraft has been handed over per month since. All of the CH-147Fs will be assigned to 450 Tactical Helicopter Squadron at Garrison Petawawa.
CH-147F Chinook 147307 on the flight line at Gao, Mali.
Among the overseas purchasers of the Chinook is Canada, which has acquired eight CH-147s for use by two of the Transport Helicopter Squadrons of the CAF.
Italy
The second Aviazone dell'Esercito ICH-47F MM.81779/E.I.702 over Lake Maggiore, northern Italy, before delivery. Clearly visible are the three chaff and flare dispensers on the rear part of port side, part of the SIAP seLf-defence suite.
To mark 40 years of CH-47 Chinook operations by the Aviazione dell'Esercito Italiano (Italian Army Aviation) retired CH-47C airframe MM80824/‘EI-802' has been painted as ‘EI-801', the first delivered on February 16, 1973, and had special markings applied. It is seen at Viterbo on May 17, 2013, home to the 1° Reggimento Aviazione dell'Esercito (1st Regiment Army Aviation) 'Antares', which operates the Italian Chinook fleet.
В 2010 году Испания имела примерно 17 CH-47D. В Армии Италии с 1972 года служили 35 машин, построенные "Agusta", и два вертолета CH-47C, сделанные "Boeing" (фото) в качестве тяжелых транспортных средств.
Итальянская "Elicotteri Meridionali", дочерняя фирма компании "Agusta", приобрела в 1968 году лицензию на производство CH-47C. Основными заказчиками фирмы были Сухопутные войска Италии, закупившие 35 машин (на снимке; еще 2 поставила "Boeing"), и Иран, получивший 38 вертолетов, собранных из американских комплектующих, и 30 - построенных "Agusta".
A REOS CH-47 conducting a mission over Afghanistan.
One of several nearly-new ICH-47F Chinooks that took part in the exercise. Note the M134 six-barrel rotary machine guns in the cabin doors, part of the helicopter's self-defence system.
A CH-47 of the 26th Gruppo REOS.
A Mangusta prepares to lift off to escort an ICH-47F during CAEX 2018-II
A CH-47C from 3° REOS con­ducting a soft boat release mission with the 185° Reggimento Artiglieria Paracadutisti during marginal weather conditions in the Thyrrenean Sea.
Troops duck for cover as they disembark ICH-47F Chinook MM81783/EI 706 of 11° Gruppo Squadroni 'Ercole' somewhere in Sardinia.
A CH-47C embarking soft boats before a soft boat release mission.
An ICH-47F taxiing at Viterbo, with a CH-47C taking off behind. Clearly visible under the Foxtrot’s nose are the new Selex ES LOAM system, a FLIR sensor, and a high-intensity searchlight.
ICH-47F trials aircraft MM81778/‘EI-701' at Vergiate on October 2, 2014 during the official handover ceremony of the first aircraft to the Aviazione dell’Esercito.
The first example of the ICH-47F Chinook was exhibited in late May, 2013 at the AgustaWestland plant in Vergiate, where the Italian production line is located. CSX81778 (c/n M7801) is the first of 16 ordered by the Italian Army, which also has options for a further four. The CH-47F variant is being produced under a joint production contract signed by Boeing and AgustaWestland on July 16, 2008. It differs from the Boeing-built CH-47F by having new communications, navigation and mission systems provided by Selex, including an integrated threat alert system, ballistic protection, passive countermeasures launcher and crashworthy seats for the crew. The Italian order was announced on May 13, 2009, for delivery between 2013 and 2017 and the first is due to fly later this year.
AgustaWestland ICH-47F Chinook CSX81778 making its maiden flight on June 24, 2013, still in its primer.
Greece
Two Hellenic Army Aviation CH-47SDs deployed from Megara, and flown by 4 TEAS, took part in the course and tested a forward looking infrared system.
UAE
Кот-Адду, Пакистан. Австралийский Верховный комиссар в Пакистане Тим Джордж спускается с борта CH-47 Chinook, принадлежащего ОАЭ. ОАЭ располагают 12 вертолетами CH-47C, купленными у Ливии в 2003 году.
Singapore
Republic of Singapore Air Force 127 Squadron ‘Stallion’ is celebrating 20 years of CH-47 Chinook operations this year and has painted commemorative markings on an upgraded CH-47SD featuring a glass cockpit, radar warning receivers and a radome housing a secure datalink.
One of the ten Boeing CH-47SD Chinooks operated by 127 Sqn RSAF at Sembawang is seen here on display at the 2018 Singapore Air Show.
India
The Indian Air Force is acquiring 15 CH-47F(I) Chinook helicopters, which have been tailored to meet local requirements.
Germany
A CH-47F Block II Chinook in German markings
Civil
The latest Aerial Firefighting North America conference at McClellan Field in Sacramento, California, saw the Coulson-Unical Air joint venture debut its CH-47 Chinook N40CU. It is the only heavy helicopter delivery system that can carry an internal 3,000 US gal (11,336 litres) load for firefighting. Modified from CH-47D 89-0169, the aircraft features a RADS-L touchscreen tank control system with onboard diagnostics, a GPS speed and radar altimeter and night-vision goggle-compatible synthetic vision technology. A retractable snorkel also increases safety and ease of ground operations.
MH-47
MC-130P Combat Shadow предназначены и для дозаправки в воздухе самолетов и вертолетов сил специальных операций. 17-я эскадрилья специального назначения, дислоцированная на авиабазе Кадена, Окинава, - одна из трех эскадрилий Командования специальных операций ВВС США, вооруженная такими машинами. На фотографии - MC-130P готовится к заправке CH-47 над Кореей.
An MH-47G Chinook assigned to the 160th Special Operations Aviation Regiment (Airborne) based at Fort Campbell, Kentucky plugged into the aerial refuelling basket of an MC-130 over the Adriatic Sea.
Вариант MH-47D был первым Chinook, стандартно оснащенным заправочной штангой. Машины этого типа состоят на вооружении 3/160-го авиаполка спецназначения в форт Кэмпебел, Джорджия, но на снимке представлен демонстрационный экземпляр фирмы "Boeing".
Chinook production is dominated by the CH-47F variant,with orders to date from the US Army and Royal Netherlands Air Force. The company is also supplying special operations MH-47Gs to the US Army, two of which are pictured here.
US Special Operations Command (SOCOM) has taken delivery of its first MH-47G Block II Chinook, Boeing announced on September 1, 2020. The company has 23 more to deliver under a contract signed with SOCOM in July.
MH-47E оптимизирован для ночных полетов на малых высотах. Кроме участия в спецоперациях, вертолет может быть задействован в качестве передового заправочного пункта.
A US Air Force 160th Special Operations Aviation Regiment (Airborne) MH-47G photographed in 2016.
Бойцы американского спецназа используют канаты для высадки с MH-47 во время учений "Emerald Warrior" 2011 года, проводившихся в Таллахасси, США. Благодаря своим уникальным возможностям Chinook продолжает оставаться основным вертолетом армейской авиации США.
Special warfare combatant craft crewmen from a special boat team, stationed at Naval Base Coronado, California train with an MH-47G assigned to the 4th Battalion, 160th Special Operations Aviation Regiment, based at Joint Base Lewis-McChord, Washington at Moses Lake. Crewmen rig the boat to the MH-47G as it hovers above, and then climb a rope ladder to board the helicopter before moving to the final destination, where they will slide down a rope to the boat before the helicopter disconnects the hoist cables.
An MH-47G assigned to the 4th Battalion, 160th Special Operations Aviation Regiment, based at Joint Base Lewis-McChord, Washington over Moses Lake with an underslung boat known as a special warfare combatant craft.
Marines with the 1st Marine Special Operations Battalion, US Marine Corps Forces, Special Operations Command helocast from a CH-47 helicopter during visit, board, search and seizure (VBSS) training with the 160th Special Operations Aviation Regiment
USAF Special Tactics Operators conducting helocast training from the ramp of an MH-47G Chinook from the 160th Special Operations Aviation Regiment, at Hurlburt Field, Florida, last year
An MH-47G Chinook assigned to the 160th Special Operations Aviation Regiment (Airborne) prepares to land on the aircraft carrier USS Carl Vinson (CVN 70) flight deck.
MH-47 Chinook американской армии подходит к району высадки для десантирования солдат 10-й группы спецназа. MH-47 хорошо оснащен для ночных операций - на нем установлена РЛС следования рельефу местности и инфракрасная система обзора. Последним вариантом этой модели является MH-47G.
The Chinook, seen here during exercises in Lithuania, has been adapted for US Special Forces operations and is the heavy-lift element of the 160th SOAR
Boeing is now on contract to build 15 enhanced MH-47G Chinook helicopters for the US Army's Special Operations Aviation Command.
1 октября 2014г. на аэродроме Ридли Тауншип (шт. Пенсильвания) состоялся первый полет вновь построенного специализированного вертолета MH-47G (ранее проводилась переделка в этот вариант «Чинуков» более ранних версий). Машина предназначена для Командования специальных операций армии США. Одной из характерных особенностей MH-47G стала цифровая система управления полетом. Предусмотрено поставить в течение года 8 таких вертолетов общей стоимостью около 300 млн. USD
The new build Boeing MH-47G Chinook during a test flight at Ridley Park, Pennsylvania, prior to hand over to US Army Special Operations Command.
The CH-47C has been adapted over the years into the MH-47 Echo configuration
A US Army MH-47G Chinook with the 3rd Battalion, 160th Special Operation Aviation Regiment at the Gulfport Combat Readiness Training Center, Mississippi, during a multi-service training exercise called Southern Strike.
A MC-130J of the 67th SOS refuels a MH-47 in Sweden during a Forward Arming and Refueling Point exercise.
Technicians position a US Army Special Forces MH-47 Chinook in the Benefield Anechoic Facility at Edwards AFB, California, during tests to improve its radar antennae performance between May 20-28, 2002. During the tests, the suspended helicopter was rotated whilst electronic warfare experts measured a series of antenna patterns. Radar-absorbent materials were also placed on the helicopter to determine the best positions for radar warning receiver antennae. Working with lead contractor ITT Avionics and the US Army's technology applications programme office, the team was to determine whether improvements to the existing placement of RWR antennae on the Chinook was warranted.
Details
Two 30-round M-130 CMDS (countermeasure dispensing system) on the port side of an MH-47G.
AVR-2A laser detecting set on an MH-47E.
APR-39 AS-3548A antenna located on the port forward nose section of an MH-47G.