
Описание
Страна : США
Год : 1956
Вертолет
Вертолет общего назначения с одним членом экипажа
Варианты
- Bell - UH-1 Iroquois / Model 204 - 1956 - США
- Bell - UH-1D Iroquois / Model 205 - 1961 - США
- Bell - Model 212 / UH-1N - 1968 - США
- Bell - Model 214 - 1974 - США
- Bell - Model 214ST - 1977 - США
- Bell - Model 412 / UH-1Y - 1979 - США
Bell Model 204 (UH-1A/B/C/E/F/K/L/M/P Iroquois)
В 1954 году Армия США провела конкурс для ускорения создания нового вертолета общего назначения, в том числе для эвакуации раненых и обучению полетам по приборам. В феврале 1955 года победителем признали Bell Model 204. Новый вертолет сначала был известен в Армии США как H-40, но когда он поступил в эксплуатацию, то получил обозначение HU-1 и официальное название Iroquois. Но его прозвали Huey (по обозначению HU-1). В 1962 году при изменении схемы обозначений для всех ВС он стал обозначаться UH-1.
Первый армейский заказ составлял три прототипа XH-40 для испытаний и оценки. Первый из прототипов с турбовальным ГТД Avco Lycoming XT53-L-1 мощностью 700 л.с. (522 кВт) взлетел 20 октября 1956 года и мог перевозить 5 военнослужащих в кабине и еще некоторое количество во внешних контейнерах. Еще до первого полета прототипа было заказано 6 опытных машин YH-40 для эксплуатационных испытаний. Все они поступили в августе 1958 года и имели ряд изменений по сравнению с прототипами XH-40. Среди нововведений были более мощный турбовальный ГТД T53-L-1A, 860 л.с. (641 кВт) и удлиненный на 0,305 м фюзеляж для увеличения объема кабины. С принятием Армией собственной системы обозначений первые два варианта стали соответственно XHU-1 и YHU-1. К этому моменту уже приняли решение, что машина пойдет в серию, и в июне 1959 года армия получила 9 предсерийных вертолетов под обозначением HU-1.
Затем последовали 182 вертолета начального серийного варианта HU-1A (UH-1A с 1962 года), который строился с весны 1959 года с турбовальным T53-L-1A пониженной до 770 л.с. (574 кВт) мощности. В эту партию вошли 14 вертолетов, доведенных до стандарта TH-1A, предназначенных для обучения полетам по приборам и имевших двойное управление и оборудование для слепого полета. Один HU-1A позднее переоборудовали в XH-1A для испытаний гранатомета калибра 40 мм, установленного 8 носовой турельной установке.
Впервые UH-1A разместили за пределами США во время войны в Корее. В начале 1960-х годов HU-1A активно использовались в Южном Вьетнаме.
Вертолет изготавливался из легких сплавов, имел полумонококовый фюзеляж гондольно-балочного типа, неубирающееся шасси из пары полозьев и типичный несущий винт фирмы "BELL". Пилотируемый двумя членами экипажа, HU-1A мог перевозить шесть человек или двое носилок.
После HU-1A появился доработанный HU-18 (UH-1B), их построили 1010 единиц, в том числе 4 YUH-1B для эксплуатационных испытаний. Первые машины этой серии оснащались двигателем T53-L-5 мощностью 960 л. с. (716 кВт), позднее T53-L-9/ 9А/11 мощностью 1100 л.с. HU-1B являлся тактическим вертолетом с большими возможностями. Увеличенная кабина вмещала экипаж из 2 человек и 7 бойцов с полным вооружением или трое носилок и двух сопровождающих, или 1361 кг груза. Лопасти несущего винта имели увеличенную хорду, втулку несущего винта приподняли на 0,33 м.
Поставки HU-1B осуществлялись с марта 1961 года по 1965 год, на машину можно было устанавливать два электрически управляемых пулемета калибра 7,62 мм и кассеты с 24 70-мм неуправляемыми ракетами класса "воздух-поверхность". Применялись различные типы экспериментального вооружения, в том числе носовая турель с 40-мм гранатометом М5 и система XM30 с двумя боковыми пушками калибра 30 мм.
В сентябре 1965 года начал поступать в войска UH-1C с усовершенствованным несущим винтом Model 540 с шарнирной навеской и по-прежнему с лопастями с широкой хордой. В сочетании с двигателем T53-L-11 это обеспечивало некоторое увеличение скорости и повышенную маневренность. Другие изменения включали киль большей хорды и с другой кривизной профиля, создававший боковую силу, снижавшую нагрузку на рулевой винт, улучшенные рули высоты и большую емкость топливной системы. Вооружение UH-1C было таким же, как у UH-1B. Общий выпуск составил 749 вертолетов.
Несколько UH-1C позднее оснастили двигателями T53-L-13 мощностью 1400 л.с. (1044 кВт), они стали обозначаться UH-1M. Их также оборудовали пусковыми установками под шесть ракет AGM-22A класса "воздух - поверхность" (обозначение французской AS11 в США). Некоторые машины использовались для испытаний системы Hughes INFANT (система ночного видения и прицеливания) с телекамерой, которая может работать в условиях низкой освещенности, и поисковыми прожекторами, применяющимися вместе с установленной системой вооружения М21.
Гражданские и строившиеся по лицензии варианты
Model 204B: строился в небольших количествах для гражданского использования и военного экспорта. В основном аналогичен UH-1B, вместимость 10 человек, увеличен диаметр несущего винта (от UH-1F) и двигатель T5311A
Model 533: в 1959 году научно-исследовательское управление транспортной службы Армии США запустило программу оптимизации систем несущих винтов и изучения способов уменьшения лобового сопротивления для вертолетов. В результате первый YH-40 модифицировали в Model 533 с кривизной аэродинамического профиля киля для разгрузки рулевого винта, аэродинамическим обтекателем колонки несущего винта, конформными воздухозаборниками двигателя, шарнирными дверями и посадочными полозьями с малым лобовым сопротивлением, модифицированной системой управления несущим винтом. Первый полет вертолета 10 августа 1962 года с двигателем T53-L-13 показал значительное увеличение скорости. Более поздние доработки включали установку двух ТРД Continental T69-T-9 тягой 7.56 кН в гондолах, закрепленных по бокам фюзеляжа, что обеспечило скорость 338 км/ч, и небольшого стреловидного крыла для разгрузки несущего винта, что увеличило скорость до 357 км/ч или с ТРД J69-T-29 до 380 км/ч; окончательным нововведением стала пара ТРД (14,68 кН) Pratt & Whitney JT12A-3 тягой 14,68 кН в гондолах на законцовках крыла малого удлинения, что в мае 1969 года позволило достигнуть скорости 508,5 км/ч
HueyTug: специальная разработка UH-1C с турбовальным Avco Lycoming T55-L-7 мощностью 2650 л. с. (1976 кВт), вращавшим модернизированный несущий винт диаметром 15.24 м. Как опытный летающий кран HueyTug мог поднимать внешний груз массой 2172 кг, например гаубицу M101 калибра 105 мм. HueyTug не запустили в производство, но проект оказался очень важен для разработки более поздних вертолетов фирмы "BELL" повышенной грузоподъемности
Fuji-Bell Model 204B и UH-1B: выпускался по лицензии фирмой "Fuji" в Японии по сублицензии от "Mitsui", японского лицензиата "Bell". Вертолет оснащался собиравшимися фирмой "Kawasaki" гражданским KT5311A и военным KT53-K-13A двигателями
Fuji-Bell Model 204B-2: отличался от Model 204B тянущим рулевым винтом и двигателем KT5313B мощностью 1400 л.с. (1044 кВт)
Fuji ХМН: экспериментальная машина с размахом крыла 6.78 м; выполнил первый полет 11 февраля 1970 года
Agusta-Bell AB 204: строился в больших количествах для гражданского и военного применения
Военные варианты
UH-1E: вариант для морской пехоты США с двигателем T53-L-11 разрабатывался на базе UH-1B. характеризовался боковым подъемником для солдат и спасаемых, тормозом несущего винта, специальной авионикой, а с октября 1965 года несущим винтом типа Model 540. Поднялся в воздух в июле 1963 года, общий выпуск составил 212 вертолетов, в том числе 20 машин учебного варианта для подготовки экипажей TH-1E
UH-1F: вариант для ВВС США, первоначально обозначавшийся H-48, в основном аналогичный UH-1B, но с турбовальным ГТД General ElectricT58-GE-3 мощностью 1290 л.с. (962 кВт), увеличенным диаметром несущего винта до 14,63 м и вместимостью, помимо летчика, до 10 пассажиров или 1814 кг груза. Поднялся в воздух в феврале 1964 года, выпущено 146 вертолетов, в том числе 26 TH-1F, подвариант для обучения полетам по приборам и работе с подъемником
HH-1K: 27 машин для проведения воздушных морских спасательных операций для ВМС США на основе UH-1E с турбовальным T53-L-13
TH-1L и UH-1L: учебный вариант и вариант общего назначения на основе UH-1E с двигателем T53-L-13.90 вертолетов приобрели ВМС
UH-1P: 20 переоборудованных UH-1F для ведения психологической войны, использовались 1-й эскадрильей специальных операций ВВС США
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Fuji-Bell Model 204B-2
Тип: вертолет общего назначения с одним членом экипажа
Силовая установка: турбовальный ГТД Kawasaki KT5313B мощностью 1400 Л.с. (1044 кВт)
Характеристики: горизонтальная крейсерская скорость 204 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 588 м/мин; практический потолок 5790 м; статический потолок 4635 м при учете влияния земли и 3200 м без влияния земли; дальность полета 383 км
Масса: пустого 2177 кг; максимальная взлетная 3856 кг
Размеры: диаметр несущего винта 14.63 м; общая длина 13,61 м. длина фюзеляжа 12,31 м; высота 3,77 м до верха втулки несущего винта; ометаемая площадь 168,10 м
Полезная нагрузка: до 9 пассажиров или носилки, или груз
Описание:
- Bell Model 204 (UH-1A/B/C/E/F/K/L/M/P Iroquois)
- Agusta-Bell AB 204
Фотографии
-
Мировая Авиация 17
Этот невооруженный вертолет UH-1B Huey окрашен по схеме "А" 1-го батальона 1-й пехотной дивизии. Его отличительным знаком была эмблема на киле. В целом, такая схема окраски характерна для первых транспортных UH-1B Huey.
-
Мировая Авиация 38
Вооруженный вертолет, ганшип, UH-1B "Hog" из 1-й аэромобильной бронекавалерийской дивизии СВ США. Штатное вооружение включает 70-мм НАР, многоствольные 7,62-мм пулеметы Minigun и 40-мм гранатометы. Изображенный вертолет вооружен управляемыми по проводам ПТУР SS.11.
-
Мировая Авиация 38
Вертолеты UH-1 предназначались, прежде всего, для использования в качестве транспортных, огневой поддержки и санитарных. Но они также обеспечивали действия спецназа. Например, этот камуфлированный UH-1B использовался для специальных операций в Лаосе.
-
Мировая Авиация 99
Компания "Bell" и Армия США быстро расширили возможности базового H-1. Впервые Армия получила вертолет с мощной силовой установкой, способный нести достаточную боевую нагрузку, а также перевозить войска. Но скоро стало ясно, что при установке вооружения ранним Huey, как этому UH-1A, не хватает мощности, необходимой для влажного и высокогорного климата джунглей Вьетнама.
-
Мировая Авиация 48
Первый TH-1L ВМС США был поставлен в 1969 году после заключения первичного контракта 16 мая 1968 года.
-
Мировая Авиация 12
Регистрационный номер : D4-BW Австрийские ВВС с 1963 года получили 26 вертолетов АВ 204B. В 1999 году их сменили S-70 Black Hawk фирмы "Sikorsky".
-
Мировая Авиация 27
Запас мощности силовой установки вертолета UH-1 позволил создать для Армии США целое семейство модификаций с различными вариантами вооружения, в том числе - с ПТУР SS.11.
-
Air Enthusiast 2007-05 / F.Mormillo - Wings and Rotors /History on the wing/
The Huey hovering over the ramp at French Valley.
-
Air Enthusiast 2007-05 / F.Mormillo - Wings and Rotors /History on the wing/
Wings and Rotors UH-1B 62-2084 over Lake Skinner, near French Valley Airport.
-
Мировая Авиация 99
YHU-1B и HU-1B (UH-1B с 1962 года). Четыре YHU-1B с двигателем T53-L-5 мощностью 960 л.с. имели несущий винт с лопастями с увеличенной хордой, более просторную заднюю кабину на 8 военнослужащих (против пяти на HU-1A), узлы крепления вооружения, дистанционное управление вооружением и прочее. После четырех прототипов, прошедших оценочные испытания в 1960 году, Армия США получила 1014 серийных HU-1B, на поздних машинах стояли двигатели T53-L-11 мощностью 1100 л.с. Они поставлялись в 1961-1965 годах, часть - в Австралию и Норвегию, первые транспортные и ганшипы прибыли во Вьетнам в мае 1963 года. Один вертолет в 1963 году использовали для испытаний под обозначением NUH-1B.
-
Мировая Авиация 38
UH-1B "Hog" в полете с полной боевой нагрузкой. Подобные машины сопровождали "чистые", невооруженные, вертолеты UH-1 с десантом. Усиление ПВО противника заставило американцев использовать для сопровождения транспортных вертолетов специализированные ударные вертолеты HueyCobra.
-
Мировая Авиация 43
Вертолет UH-1B из 3-й эскадрильи "Морские волки" буквально скользит над дельтой Меконга. Вертолетчики выискивали засады вьетконговцев, а затем неожиданно атаковали врага.
-
Мировая Авиация 43
Вооруженный ракетами UH-1B сопровождает легкий патрульный катер на одной из многочисленных рек Южного Вьетнама. При проведении операции "Game Warden" ВМС отвечали за блокирование путей снабжения противника в дельте Меконга.
-
Авиация и Космонавтика 2023-01 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (36)
UH-1H над Лаосом. Операция «Лам Шон 719», 1971 г.
-
Мировая Авиация 99
UH-1E. Интерес КМП США к Huey привел к выпуску в 1962 году требований на вертолет огневой поддержки на базе UH-1B. В итоге КМП получил 192 UH-1E с двигателями T53-L-11, увеличенным запасом топлива и другим БРЭО. Позднее на многие из них установили лопасти несущего винта с широкой хордой. На снимке - первые два UH-1E, заводские номера 151266 и 151267 (на переднем плане), их поставили в феврале 1964 года. Позднее выпустили 20 учебных TH-1E.
-
Мировая Авиация 27
Ранние модели вертолета "Huey" доказали правильность концепции "вертикального охвата" - вертолетных десантно-штурмовых операций. Транспортные машины дополняли вооруженные вертолеты "Hog". Однако опыт их боевого применения выявил необходимость специализированного боевого вертолета, которым стал AH-1, разработанный на основе "Huey". На фотографии: вертолет UH-1 и боевой вертолет AH-1J Корпуса морской пехоты США.
Другие самолёты на фотографии: Bell AH-1J / AH-1T SeaCobra - США - 1969
-
Авиация и Космонавтика 2021-05 / М.Никольский - Винтокрылая "Кобра" (2)
Прототип "Кобры" в совместном полете с вертолетами UH-1
Другие самолёты на фотографии: Bell AH-1 HueyCobra / Model 209 - США - 1965Bell UH-1D Iroquois / Model 205 - США - 1961
-
Мировая Авиация 26
Американские войска во Вьетнаме широко использовали вертолеты. Их основными задачами были десантные (быстрая высадка подразделений у вражеских объектов под огневым прикрытием), транспортные и санитарно-эвакуационные.
-
Авиация и Космонавтика 2019-07 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (3)
Вертолет UH-1B армии США в Южном Вьетнаме. Начало 1960-х гг. На вертолет нанесены слабоконтрастные опознавательные знаки и надписи.
-
Авиация и Космонавтика 2021-04 / М.Никольский - Винтокрылая "Кобра" (1)
Вооруженный UH-1 во Вьетнаме (обратите внимание на АК-47 в руках летчика). Во Вьетнаме UH-1 в варианте «ганшипа» получил прозвище «Кобра»
-
Air Enthusiast 2007-05 / F.Mormillo - Wings and Rotors /History on the wing/
Rocket pods and M60 machine-guns carried by the Wings and Rotors' UH-1B.
-
Мировая Авиация 17
Член экипажа вертолета огневой поддержки UH-1B из 25-й пехотной дивизии "Tropic Lightning" лично проверяет зону высадки. Huey вооружен пулеметом М60 и блоком 70-мм неуправляемых ракет.
-
Мировая Авиация 34
Во время войны во Вьетнаме UH-1 стал широко известен как непревзойденный десантный, санитарно-спасательный вертолет и вертолет поддержки.
-
Мировая Авиация 43
Вооруженный UH-1B из HAL-3 садится на палубу авианосца "Харнет Каунти" во время проведения операции "Game Warden". Вертолет несет обозначения ВМС, но фактически он принадлежит 197-й авиационной вертолетной роте Армии США - подразделению, проводившему обучение личного состава HAL-3.
-
Мировая Авиация 38
Регистрационный номер : N8514F В ходе операции "Frequent Wind", эвакуации в 1975 году из Сайгона, были использованы все имеющиеся вертолеты. На фотографии - UH-1B авиакомпании "Air America" выполняет посадку на авианосец. "Air America" была создана ЦРУ США для "работы" в Лаосе.
-
Авиация и Космонавтика 2019-05 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (1)
Вертолет UH-1B авиакомпании «Эйр Америка»
-
Мировая Авиация 99
UH-1C. Поздние UH-1B, ставшие вариантом "С", оснащались новым улучшенным несущим винтом и имели больший запас топлива. В 1965-1967 годах Армия США получила 767 таких вертолетов, часть из них отправили в Австралию и Норвегию.
-
Мировая Авиация 48
Небольшое число TH-1F поставлялось в ВВС США для спасательных работ и обучения полетам по приборам. На фотографии вертолет 37-й эскадрильи поиска и спасения во время учений 1979 года "Глобальный щит".
-
Aviation Historian 6 / P.Davidson - Off the Beaten Track...
Continuing the castaway theme is a Bell UH-1 helicopter “looking for survivors” - the identity of the machine is unknown.
-
Изд-во Schiffer / S.Markman & B.Holder - One-of-a-kind research aircraft
This Bell 204 NASA helicopter is used as a carrier testbed aircraft, shown here carrying a model of the X-29 research aircraft.
Другие самолёты на фотографии: Grumman X-29 - США - 1984
-
Изд-во Schiffer / S.Markman & B.Holder - One-of-a-kind research aircraft
Another aircraft model, this time an F-5, is carried by the Bell 204 helicopter.
Другие самолёты на фотографии: Northrop F-5A Freedom Fighter - США - 1963
-
Air International 1995-08 / M.English - Naval Air Test and Evaluation Museum. Patuxent River /Veteran & Vintage/
First flown on October 19, 1956, more Hueys have been produced than any other helicopter, with over 14,000 deliveries to date. This particular aircraft, BuNo 157842, spent its entire life as a trainer at Pensacola, Florida. It amassed almost 7,000 flying hours before being transferred to NAVAIRWARCENACDIV, Patuxent River, Rotary Wing Aircraft Test Directorate, for use in stationary vibration testing trials.
-
Air Enthusiast 2007-05 / F.Mormillo - Wings and Rotors /History on the wing/
UH-1B flight crew: (left to right) Shayne Meder, Pat Rodgers, Frank Tresendrider and (centre foreground) Craig Clay.
-
Мировая Авиация 99
Лицензионное производство. Итальянская "Agusta-Bell" и японская "Fuji" выпускали Model 204 по лицензии для военных и гражданских потребителей. Первая собирала стандартные вертолеты АВ 204B (фото) и специальный противолодочный АВ 204AS. "Fuji" получила сублицензию от "Mitsui", японского дистрибьютора "Bell", на сборку 90 UH-1B и 35 Model 204B. У вертолетов "Fuji" хвостовой винт находился по правому борту.
-
Мировая Авиация 27
Из всех лицензионных вариантов вертолета Model 204 дальше всех от оригинала ушел AB-204AS итальянской постройки, предназначенный для борьбы с подводными лодками и способный базироваться как на земле, так и на кораблях. Вертолет может нести глубинные бомбы и противолодочные торпеды, а мощная лебедка позволяет использовать его для спасательных работ.
-
Мировая Авиация 27
UH-1H состоял на вооружении ВВС и армейской авиации Венесуэлы. Предположительно, к 2009 году в летном состоянии осталась только одна такая машина. На фотографии представлен единственный UH-1B ВВС Венесуэлы, получивший в 1990-е годы специальную декоративную окраску.
-
Мировая Авиация 27
ВВС Парагвая располагали небольшим вертолетным парком, основу которого составляли UH-1, но в 2009 году у них остался единственный UH-1H. Три UH-1B, включая машину на фотографии, Парагваю передали США для борьбы с наркомафией.
-
Авиация и Космонавтика 2020-02 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (9)
UH-1B/C из 9-й аэ ВВС Австралии, 1966-1968 гг.
-
Авиация и Космонавтика 2017-11 / В.Морозов - Авиация Австрии: 1919-2017гг. (2)
Вертолет AB-204B ВВС Австрии. Тренировка по спасению в горах. Начало 1970-х гг.
-
Мировая Авиация 12
AB204 использовались в шведской армии и ВВС под обозначением НКР 3.
-
Мировая Авиация 101
Bell 204C Министерства природных ресурсов Онтарио, Канада. В 1995 году он использовался для обеспечения тушения лесных пожаров.
-
Мировая Авиация 101
Департамент лесов Калифорнии использовал Bell 204 для борьбы с пожарами. На внешней подвеске они несли большие емкости с водой или противопожарными реагентами. Впервые такое оборудование применили именно на Model 204 - простое до элегантности устройство в США назвали "helibucket".
-
Мировая Авиация 101
В 2010 году этот Bell 204B использовался как учебное пособие факультетом планеров и силовых установок колледжа "Antelope Valley" в Калифорнии. Факультет также использует Rockwell Aero Commander и Rutan LongEZ.
-
Мировая Авиация 15
Первый из многих прототипов, №55-4459 стал самым первым вертолетом Bell 204, получившим в армии США обозначение XH-40. Год спустя, во Вьетнаме, машина получила широкую известность как UH-1 Huey.
-
Air International 1995-09 / D.Allport - Army Aviation (2)
The first of many! Probably the most well-known Army helicopter of all time, the ubiquitous Bell UH-1 Iroquois, or Huey as it has become more commonly known, has served with military forces around the world in just about every role imaginable. Seen here is 55-4459/'I', the first of three prototype XH-40 Hueys (later designated XHU-1s), on its first flight on October 20, 1956, accompanied by a Bell 47/OH-13 chase helicopter.
Другие самолёты на фотографии: Bell H-13 Sioux / Model 47 - США - 1945
-
Мировая Авиация 99
XH-40 и YH-40. Три прототипа XH-40 (на снимке - третий, №55-4461) построили после того, как в 1955 году Bell Model 204 выиграл конкурс Армии США на новый вертолет общего назначения. H-40 с ТВаД Lycoming XT53 мощностью 825 л.с. предназначался для эвакуации раненых, обучения полетам по приборам и для использования в качестве машины общего назначения. За этими тремя вертолетами (первый полетел 22 октября 1956 года) последовали шесть YH-40 для эксплуатационных испытаний, в 1957 году их облетывали Армия и ВВС США. От исходных они отличались среди прочего удлиненной на 30 см кабиной и увеличенным клиренсом.
-
Авиация и Космонавтика 2008-05 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (7)
Первая модель легкого вертолета UH-1A "Ирокез"
-
Мировая Авиация 99
HU-1A (UH-1A с 1962 года). В 1956 году согласно новой системе обозначений авиации Армии США вертолет H-40 переименовали в HU-1 (отсюда прозвище "HUey", применявшееся ко всем вертолетам Iroquois). С 1959 года в Армию пошли серийные UH-1A, первые 14 из 182 машин получили двигатель T53-L-1A мощностью 700 л.с., остальные - T53-L-5 номинальной мощностью 960 л.с., пониженной до 770 л.с. HU-1A стал первым вариантом, попавшим на войну, - в октябре 1962 года он поступил на вооружение тактической транспортной роты общего назначения во Вьетнаме. Часть вертолетов в полевых условиях модифицировали под эскортные - они вооружались НАР и пулеметами в различных сочетаниях. В 1962 году 14 машин переоборудовали в учебные TH-1A для обучения полетам по приборам, а один - в летающую лабораторию XH-1A для испытаний вооружения. На снимке - первый UH-1A (№ 57-6095).
-
Мировая Авиация 99
UH-1M. Дальнейшая модернизация Huey привела к появлению UH-1M - модернизированного UH-1C, оснащенного системой ночного видения и прицеливания INFANT, созданной компанией "Hughes" и состоявшей из двух установленных в носовой части ИК поисковых устройств и двух ИК прожекторов по обеим сторонам кабины. 36 вертолетов UH-1C оснастили двигателями T53-L-13 и вооружением, совместимым с системой INFANT. Первые машины прибыли во Вьетнам в октябре 1969 года и оставались там на протяжении всей войны, затем часть из них в начале 1980-х годов передали Сальвадору, но без оборудования INFANT. Часть из находившихся на хранении вертолетов Армии США переоборудовали в беспилотные мишени QUH-1M.
-
Авиация и Космонавтика 2021-04 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (21)
Затяжная война требовала все больше техники. Вертолеты UH-1«Хыо» в цеху окончательной сборки фирмы «Белл».Фото 1966-1967 г.
-
Мировая Авиация 15
Одна из первых опубликованных фотографий вертолета XH-40 Iroquois. Прототип завис над танками M60A1 (слева) и M47, Форд-Худ, штат Техас. Во Вьетнаме вертолет Huey сам станет "летающим танком".
-
Мировая Авиация 15
Окрашенный в тускло-оливковый цвет вертолет №56-6726, один из шести YH-30 (в серийном производстве эти вертолеты стали обозначаться HU-1A), перевозит на внешней подвеске джип M551. Снимок сделан во время летных испытаний.
-
Мировая Авиация 15
Широко известная в свое время, ракета MGM-29A Sergeant с ядерной боеголовкой ныне почти забыта. Зато попавшие в кадр вертолет HU-1A и самолет C-130A Hercules (на заднем плане) стали этапными машинами в истории авиации
Другие самолёты на фотографии: Lockheed C-130 Hercules - США - 1954
-
Мировая Авиация 15
Вертолет HU-1A (в дальнейшем - UH-1A) на летных испытаниях, проводимых управлением авиации армии США. Снимок отлично передает конструктивные отличия, характерные для вертолетов фирмы "Bell".
-
Мировая Авиация 15
Вертолет №60-3547 начали строить как XH-40, но завершили как первый HU-1B. В 1962 году обозначение HU-1B изменили на UH-1B.
-
Мировая Авиация 15
Три армейских вертолета Bell HU-1B в окраске "повышенной заметности" (фюзеляж и хвостовая балка - белые; киль, полоса на балке и кабина - красные). Одна из первых официальных фотографий вертолетов Hu-1B армии США.
-
Мировая Авиация 17
Вертолеты UH-1 состояли и на вооружении корпуса морской пехоты США. На фотографии - два вертолета варианта Gunship из 1-й вертолетной роты огневой поддержки (HC-1) сопровождают патрулирующий реку катер на воздушной подушке PACV.
-
Мировая Авиация 94
"Bell" разработала целое семейство боевых и транспортных вертолетов, завоевавших популярность в Армии США. На переднем плане - AH-1G, в центре UH-1B и на заднем плане UH-1D. Все три вертолета спроектированы на базе самой первой модели UH-1.
Другие самолёты на фотографии: Bell AH-1 HueyCobra / Model 209 - США - 1965Bell UH-1D Iroquois / Model 205 - США - 1961
-
Aeroplane Monthly 1986-08 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (8)
The North Vietnamese supply centre at Tchepone in Laos was captured by the AVRN in an assault using 120 UH-1s.
-
Авиация и Космонавтика 2021-05 / М.Никольский - Винтокрылая "Кобра" (2)
По американским вертолетам в Южном Вьетнаме стреляло все, что могло стрелять. На фото - боец армии Северного Вьетнама целится из карабина в вертолеты UH-1
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 05 - Air-launched Missiles
Bell UH-1B Iroquois helicopter armed with two pods each containing three TOW missiles. A stabilised sight for tracking targets during missile launchings is visible at right
-
Мировая Авиация 38
"God of Hell Fire" - грозное название вертолета, действовавшего в Кхе-Сан. Данная машина перевозила людей и грузы, наносила удары по наземным целям. Вертолеты Huey часто работали по вызовам наземных войск, обеспечивая им огневую поддержку.
-
Мировая Авиация 17
ВМС США с самого начала войны имели подразделения "Морских волков", которые по принципам комплектования были эквивалентны армейским "Воздушным кавалеристам".
-
Aeroplane Monthly 1986-02 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (2)
Один из символов войны - вертолет UH-1 - поначалу выглядел довольно бледно в тяжелых климатических условиях индокитайского ТВД. Очевидными недостатками машины были отсутствие мощного штатного вооружения и недостаточная мощность двигателей.
A UH-1A of the UTTHCO fitted with locally-fabricated weapons pack on field tests at the Royal Thai Army Artillery centre prior to deploying to Vietnam in September 1962. -
Авиация и Космонавтика 2008-05 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (7)
Легкий многоцелевой вертолет UH-1 "Ирокез"
-
Авиация и Космонавтика 2021-05 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (22)
Вооруженные вертолеты UH-1 до появления «Хью Кобр» были основными штурмовиками армейской авиации
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
UH-1B Iroquois armed with 30-in machine-guns and 2 75-in rockets;
-
Мировая Авиация 17
Двери кабины обычно держали в открытом положении для лучшего обзора местности. Подобно многим вертолетам, UH-1 был крайне уязвим даже к стрельбе из оружия малого калибра.
-
Мировая Авиация 27
Пока по заказу Армии США велось проектирование специализированного боевого вертолета AH-1 Huey Cobra, вертолеты UH-1 ранней постройки оснащались различными управляемыми системами вооружения, в том числе - французскими ПТУР SS.11. На фотографии: испытательный пуск SS.11 на полигоне в штате Алабама.
-
АэроХобби 1994-03 / А.Чернышев - Огонь над Вьетнамом /Авиация в локальных конфликтах/ (4)
UH-1B ведет огонь 70-мм НУРС
-
Мировая Авиация 244
К 1964 году H-21 в основном заменили вертолетами Bell UH-1 Iroquois с турбовальными двигателями. Тем не менее они оставались единственными армейскими вертолетами, способными перевезти целое отделение пехоты. Поэтому в операциях позднего периода машины действовали смешанными группами, в которых вооруженные UH-1 сопровождали транспортные H-21 (на снимке).
Другие самолёты на фотографии: Piasecki H-21 Shawnee - США - 1952
-
Aeroplane Monthly 1986-02 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (2)
A US Army UH-1 attempts to recover another one, downed during the intense fighting at Ap Bac on the Plain of Reeds in January 1963.
-
Aeroplane Monthly 1986-08 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (8)
A US Navy UH-1 flies near an inshore patrol craft on the Cua Lon river.
-
Aeroplane Monthly 1986-07 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (7)
A Navy UH-1B provides cover for river patrol boats on Cho Gao Canal
-
АэроХобби 1994-03 / А.Чернышев - Огонь над Вьетнамом /Авиация в локальных конфликтах/ (4)
Экипаж "Ирокеза" доставил пленного вьетконговца
-
Aeroplane Monthly 1986-08 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (8)
A crewman reloading the M-60 flexgun on a Navy UH-1B from HAL-3.
-
Авиация и Космонавтика 2019-11 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (7)
Вертолеты UH-1B/C 1-й кавалерийской дивизии США в период битвы в долине Йа Дранг. Ноябрь-декабрь 1965 г.
-
Мировая Авиация 17
Союзники США также использовали вертолеты Huey. На фотографии - вертолет ВВС Австралии готовится к переброске за линию фронта австралийского подразделения.
-
Авиация и Космонавтика 2023-01 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (36)
UH-1H над Лаосом. Операция «Лам Шон 719», 1971 г.
-
Мировая Авиация 38
Личный состав проводит техническое обслуживание "флотских" вертолетов UH-1B из 3-й ударной вертолетной эскадрильи (HAL-3), операция "Game Warden", 1968 год.
-
Мировая Авиация 30
Вертолеты CH-21 и UH-1B армейской авиации США. Устаревший CH-21 применялся во Вьетнаме всего два года, тогда как UH-1 стал символом этой войны.
Другие самолёты на фотографии: Piasecki H-21 Shawnee - США - 1952
-
Aeroplane Monthly 1986-02 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (2)
H-21s of the 93rd Transportation Company return home after a heliborne operation near Rach Gia in Kien Giang Province in May 1963. In the background are six UH-1B gunship escorts.
Другие самолёты на фотографии: Piasecki H-21 Shawnee - США - 1952
-
Мировая Авиация 99
XH-48A и UH-1F. Для обслуживания стартовых позиций ракет ВВС США в 1963 году выбрали Model 204 - прототип получил обозначение XH-48A. Первый полет состоялся в феврале 1964 года (UH-1F, №63-13141 - на снимке), машина отличалась от ранних вертолетов ТВаД General Electric T58-GE-3 мощностью 1000 л.с. Способный перевозить 10 пассажиров, UH-1F поступил в эксплуатацию в конце 1964 года, ВВС получили 120 вертолетов. Небольшое их количество поступило во Вьетнам, где их переоборудовали в ганшипы - они принадлежали 20-й эскадрилье спецопераций, но обозначение осталось прежним. Последние заказанные 26 вертолетов TH-1F применялись для обучения экипажей полетам по приборам и проведению спасательных операций.
-
Мировая Авиация 99
TH-1L и UH-1L. На снимке - один из 90 учебных TH-1L для совершенствования подготовки летчиков в окраске ВМС США (первый поступил на авиабазу Пенсакола в конце 1969 года). У этих вертолетов был такой же фюзеляж и двигатель, как у HH-1K. Также построили восемь аналогичных UH-1L в качестве машин общего назначения для ВМС.
-
Мировая Авиация 99
UH-1P. Во Вьетнаме ВВС США переоборудовали некоторое количество UH-1F в UH-1P для ведения психологических операций. По некоторым данным, существовал вариант HH-1P - возможно, это были переоборудованные UH-1P, использовавшиеся как спасательные.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v2
Регистрационный номер : N73910 Bell Model 204B.
-
Мировая Авиация 101
Один из первых Bell 204 в полете над штаб-квартирой "Bell Helicopter Company" в Форт-Уорте, штат Техас. Гражданские 204 не получили такого распространения, как военные Huey.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Оснащенный поплавками Bell 204 используется на нефтепромыслах на континентальном шельфе, хотя вертолеты крайне редко оснащались таким шасси.
Pontoon-equipped Model 204B; -
Aviation Historian 3 / J.Pote - Anything, Anywhere, Anytime Professionally (2)
Регистрационный номер : N8513F Bell 204B N8513F was one of the first examples of the type acquired by Air America, in September 1965. It would go on to see a great deal of action in Vietnam and Laos throughout the conflict before being evacuated from Saigon aboard the USS Denver on April 29, 1975.
-
Air Enthusiast 1999-11 / K.Conboy, J.Morrison - Plausible Deniability
Air America Captain R W Hitchman with the first group of helicopter students from the 34th Squadron, spring 1971. In the background is one of the ‘Hueys’ used for their conversion training. Members of the squadron went on to become qualified in the Sikorsky S-58T and Hughes OH-6 Cayuse for CIA covert operations in Laos.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Model 204B with experimental four-blade rigid rotor;
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Bell UH-1B Iroquois of No. 9 (Search and rescue) Squadron, R.A.A.F.
-
Air Pictorial 1961-10
No. 90 (Search and Rescue) Squadron of the R.A.A.F. is to be equipped with Bell HU-1B helicopters. Delivery is expected to be complete before the end of next year.
-
Авиация и Космонавтика 2020-02 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (9)
Совместный полет над побережьем Южного Вьетнама вооруженного UH-1B/C из 9-й аэ и DHC-4 «Карибу» из 35-й аз. RAAF, октябрь 1966 г.
Другие самолёты на фотографии: De Havilland Canada DHC-4 Caribou - Канада - 1958
-
Авиация и Космонавтика 2020-02 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (9)
Вертолеты UH-1B/C из 9-й аэ ВВС Австралии на авиабазе Вунг Тау. Южный Вьетнам, 1966 г.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v1
Регистрационный номер : 4D-BA Agusta-Bell 204B
-
Авиация и Космонавтика 2017-11 / В.Морозов - Авиация Австрии: 1919-2017гг. (2)
Регистрационный номер : 4D-BT Вертолет AB-204B ВВС Австрии с бортовым номером 4D-BT на учениях 1970-х гг. Именно этот вертолет 23 мая 1978 г. из-за потери ориентировки экипажем нарушил чехословацкую границу в районе ж/д станции Суходол-над-Лужице
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Agusta-Bell AB.204B ASW anti-submarine helicopter of the Italian Navy
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Agusta-Bell 204AS anti-submarine helicopter in the insignia of the Italian Navy
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Agusta-Bell 204AS anti-submarine helicopter of the Italian Navy, with AN APN-195 search radar in radome above the cabin
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 05 - Air-launched Missiles
AB 204AS helicopter adapted for ground launching Marte missile
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 05 - Air-launched Missiles
AB 204AS helicopter adapted tor ground launching Marte missile
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 05 - Air-launched Missiles
Test firing a Marte missile from an AB 204AS helicopter in flight
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Fuji-Bell 204B assembled by Fuji for Japan Ground Self-Defence Force
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Last of 90 Fuji-Bell UH-1B helicopters delivered to the Japan Ground Self-Defence Force
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Fuji-Bell UH-1B helicopter of the Japan Ground Self-Defence Force
-
Air International 1985-09 / ??? - Reluctant Samurai (2)
Fuji delivered 90 of these Bell UH-1Bs to JGSDF between 1962 and 1971, followed by 90 HU-1Hs. They are operated primarily by the regional Homen-Herikoputatais (Army Helicopter Squadrons).
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Fuji-Bell 204B-2 medium helicopter, demonstrating the carriage of externally-slung cargo
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Fuji XMH experimental winged helicopter, modified from a Fuji-Bell UH-1B
-
Мировая Авиация 101
Bell 204 в базовой конфигурации эксплуатировались во всех климатических поясах планеты. "Oslo Helicopter Service" использовала Bell 204 в арктических условиях.
-
Air International 1981-04
Reader Odd G Nilsen, of Oslo, writes to say that the reference in the "Model Enthusiast"’ column of AIR International/December 1980 (page 290), to Esci’s model of the UH-1D representing a Royal Norwegian Air Force machine is incorrect. The Royal Norwegian Air Force has only the UH-1B version of the Bell helicopter (as illustrated here), serving in Lebanon and not in the Sinai as mentioned. The UH-1B does not have the UN flag on the fuselage, but only the Royal Norwegian Air Force insignia plus the letters UN under the cabin windows and under the fuselage.
-
Air International 1984-06 / J.Serrano - Spain's Rotary Soldiers
One of the last three Bell HU-1B "Bravos" serving in FAMET, and soon to be retired, serial HU.8-9, ET-205.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Agusta-Bell AB 204-B as supplied to the Royal Netherlands Navy
-
Air Enthusiast 2007-05 / F.Mormillo - Wings and Rotors /History on the wing/
The cockpit of the Wings and Rotors' Huey.
-
Aeroplane Monthly 1986-03 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (3)
A U.S. Navy gunship helicopter banks in for a low reconnaissance run over a suspected Viet Cong staging area in the Mekong Delta, South Vietnam. Such recce flights helped keep the waters and canals of the delta open to trade and deny their use to the enemy.
-
Aeroplane Monthly 1986-08 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (8)
A UH-1B from HAL-3 fires rockets at a suspected Viet Cong position along the Bassac river.
-
Aeroplane Monthly 1986-03 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (3)
The door gunner's view from a UH-1 helicopter. By the end of 1964 the US Army had 250 UH-1s in Vietnam.
-
Air Enthusiast 2003-03 / G.Winkle - Big Deuce
Recovering a downed UH-1 'Huey' in Vietnam.
Другие самолёты на фотографии: Sikorsky CH-37 / S-56 Mojave - США - 1953
-
Aeroplane Monthly 1986-08 / P.Chinnery - The Air War over Vietnam (8)
An Air Force HH-53 carrying a disabled Air America UH-1 to an airfield in South Vietnam.
Другие самолёты на фотографии: Sikorsky CH-53 / S-65 Sea Stallion - США - 1964
-
Авиация и Космонавтика 2023-01 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (36)
Вертолет CH-47 «Чинук» доставил на внешней подвеске поврежденный UH-1B. Южный Вьетнам. Фото начала 1970-х гг.
Другие самолёты на фотографии: Boeing-Vertol CH-47 Chinook - США - 1961
-
Авиация и Космонавтика 2019-07 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (3)
Типичные боевые повреждения вооруженного UH-1B армии США. Южный Вьетнам, середина 1960-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2002-08 / М.Никольский - Зарубежные вертолеты продольной схемы (1)
Уничтоженные 3 января 1963г. вертолеты UH-1 (на переднем плане) и H-21 (на заднем)
Другие самолёты на фотографии: Piasecki H-21 Shawnee - США - 1952
-
Aeroplane Monthly 1982-10 / S.Simms - New Mexico dump
Bell UH-1B 0-10782, a US Army utility helicopter lies rotorless and with its back broken.
-
Авиация и Космонавтика 2023-01 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (36)
Американский UH-1H горит на месте вынужденной посадки. Лаос, февраль-март 1971 г.
-
Авиация и Космонавтика 2023-01 / В.Морозов - Воздушная война во Вьетнаме (36)
Пара вертолетов UH-1H, уничтоженных в ходе операции «Лам Шон 719».
-
Aeroplane Monthly 1984-11 / B.Wallond, R.Selkirk - Falklands aftermath
Two wrecked Bell UH-1 helicopters of the Argentine Air Force at Moody Brook.
-
Мировая Авиация 48
Bell UH-1B Iroquois
Тип фотографий
- Все фото (131)
- Боковые проекции (6)
- Цветные фото (37)
- Ч/б фото (74)
- Кабина (4)
- Обломки (9)
- Схемы (1)