Bell UH-1 Iroquois / Model 204 (Agusta-Bell AB.204 (International))
Варианты:
Bell - UH-1 Iroquois / Model 204 - 1956 - США
Страна: США
Год: 1956
Вертолет

Вертолет общего назначения с одним членом экипажа
Описание:
Bell Model 204 (UH-1A/B/C/E/F/K/L/M/P Iroquois)
Agusta-Bell AB 204
Фотографии:

Цветные фото (33)

Bell Model 204 (UH-1A/B/C/E/F/K/L/M/P Iroquois)

В 1954 году Армия США провела конкурс для ускорения создания нового вертолета общего назначения, в том числе для эвакуации раненых и обучению полетам по приборам. В феврале 1955 года победителем признали Bell Model 204. Новый вертолет сначала был известен в Армии США как H-40, но когда он поступил в эксплуатацию, то получил обозначение HU-1 и официальное название Iroquois. Но его прозвали Huey (по обозначению HU-1). В 1962 году при изменении схемы обозначений для всех ВС он стал обозначаться UH-1.
  Первый армейский заказ составлял три прототипа XH-40 для испытаний и оценки. Первый из прототипов с турбовальным ГТД Avco Lycoming XT53-L-1 мощностью 700 л.с. (522 кВт) взлетел 20 октября 1956 года и мог перевозить 5 военнослужащих в кабине и еще некоторое количество во внешних контейнерах. Еще до первого полета прототипа было заказано 6 опытных машин YH-40 для эксплуатационных испытаний. Все они поступили в августе 1958 года и имели ряд изменений по сравнению с прототипами XH-40. Среди нововведений были более мощный турбовальный ГТД T53-L-1A, 860 л.с. (641 кВт) и удлиненный на 0,305 м фюзеляж для увеличения объема кабины. С принятием Армией собственной системы обозначений первые два варианта стали соответственно XHU-1 и YHU-1. К этому моменту уже приняли решение, что машина пойдет в серию, и в июне 1959 года армия получила 9 предсерийных вертолетов под обозначением HU-1.
  Затем последовали 182 вертолета начального серийного варианта HU-1A (UH-1A с 1962 года), который строился с весны 1959 года с турбовальным T53-L-1A пониженной до 770 л.с. (574 кВт) мощности. В эту партию вошли 14 вертолетов, доведенных до стандарта TH-1A, предназначенных для обучения полетам по приборам и имевших двойное управление и оборудование для слепого полета. Один HU-1A позднее переоборудовали в XH-1A для испытаний гранатомета калибра 40 мм, установленного 8 носовой турельной установке.
  Впервые UH-1A разместили за пределами США во время войны в Корее. В начале 1960-х годов HU-1A активно использовались в Южном Вьетнаме.
  Вертолет изготавливался из легких сплавов, имел полумонококовый фюзеляж гондольно-балочного типа, неубирающееся шасси из пары полозьев и типичный несущий винт фирмы "BELL". Пилотируемый двумя членами экипажа, HU-1A мог перевозить шесть человек или двое носилок.
  После HU-1A появился доработанный HU-18 (UH-1B), их построили 1010 единиц, в том числе 4 YUH-1B для эксплуатационных испытаний. Первые машины этой серии оснащались двигателем T53-L-5 мощностью 960 л. с. (716 кВт), позднее T53-L-9/ 9А/11 мощностью 1100 л.с. HU-1B являлся тактическим вертолетом с большими возможностями. Увеличенная кабина вмещала экипаж из 2 человек и 7 бойцов с полным вооружением или трое носилок и двух сопровождающих, или 1361 кг груза. Лопасти несущего винта имели увеличенную хорду, втулку несущего винта приподняли на 0,33 м.
  Поставки HU-1B осуществлялись с марта 1961 года по 1965 год, на машину можно было устанавливать два электрически управляемых пулемета калибра 7,62 мм и кассеты с 24 70-мм неуправляемыми ракетами класса "воздух-поверхность". Применялись различные типы экспериментального вооружения, в том числе носовая турель с 40-мм гранатометом М5 и система XM30 с двумя боковыми пушками калибра 30 мм.
  В сентябре 1965 года начал поступать в войска UH-1C с усовершенствованным несущим винтом Model 540 с шарнирной навеской и по-прежнему с лопастями с широкой хордой. В сочетании с двигателем T53-L-11 это обеспечивало некоторое увеличение скорости и повышенную маневренность. Другие изменения включали киль большей хорды и с другой кривизной профиля, создававший боковую силу, снижавшую нагрузку на рулевой винт, улучшенные рули высоты и большую емкость топливной системы. Вооружение UH-1C было таким же, как у UH-1B. Общий выпуск составил 749 вертолетов.
  Несколько UH-1C позднее оснастили двигателями T53-L-13 мощностью 1400 л.с. (1044 кВт), они стали обозначаться UH-1M. Их также оборудовали пусковыми установками под шесть ракет AGM-22A класса "воздух - поверхность" (обозначение французской AS11 в США). Некоторые машины использовались для испытаний системы Hughes INFANT (система ночного видения и прицеливания) с телекамерой, которая может работать в условиях низкой освещенности, и поисковыми прожекторами, применяющимися вместе с установленной системой вооружения М21.


Гражданские и строившиеся по лицензии варианты

  Model 204B: строился в небольших количествах для гражданского использования и военного экспорта. В основном аналогичен UH-1B, вместимость 10 человек, увеличен диаметр несущего винта (от UH-1F) и двигатель T5311A
  Model 533: в 1959 году научно-исследовательское управление транспортной службы Армии США запустило программу оптимизации систем несущих винтов и изучения способов уменьшения лобового сопротивления для вертолетов. В результате первый YH-40 модифицировали в Model 533 с кривизной аэродинамического профиля киля для разгрузки рулевого винта, аэродинамическим обтекателем колонки несущего винта, конформными воздухозаборниками двигателя, шарнирными дверями и посадочными полозьями с малым лобовым сопротивлением, модифицированной системой управления несущим винтом. Первый полет вертолета 10 августа 1962 года с двигателем T53-L-13 показал значительное увеличение скорости. Более поздние доработки включали установку двух ТРД Continental T69-T-9 тягой 7.56 кН в гондолах, закрепленных по бокам фюзеляжа, что обеспечило скорость 338 км/ч, и небольшого стреловидного крыла для разгрузки несущего винта, что увеличило скорость до 357 км/ч или с ТРД J69-T-29 до 380 км/ч; окончательным нововведением стала пара ТРД (14,68 кН) Pratt & Whitney JT12A-3 тягой 14,68 кН в гондолах на законцовках крыла малого удлинения, что в мае 1969 года позволило достигнуть скорости 508,5 км/ч
  HueyTug: специальная разработка UH-1C с турбовальным Avco Lycoming T55-L-7 мощностью 2650 л. с. (1976 кВт), вращавшим модернизированный несущий винт диаметром 15.24 м. Как опытный летающий кран HueyTug мог поднимать внешний груз массой 2172 кг, например гаубицу M101 калибра 105 мм. HueyTug не запустили в производство, но проект оказался очень важен для разработки более поздних вертолетов фирмы "BELL" повышенной грузоподъемности
  Fuji-Bell Model 204B и UH-1B: выпускался по лицензии фирмой "Fuji" в Японии по сублицензии от "Mitsui", японского лицензиата "Bell". Вертолет оснащался собиравшимися фирмой "Kawasaki" гражданским KT5311A и военным KT53-K-13A двигателями
  Fuji-Bell Model 204B-2: отличался от Model 204B тянущим рулевым винтом и двигателем KT5313B мощностью 1400 л.с. (1044 кВт)
  Fuji ХМН: экспериментальная машина с размахом крыла 6.78 м; выполнил первый полет 11 февраля 1970 года
  Agusta-Bell AB 204: строился в больших количествах для гражданского и военного применения


Военные варианты

  UH-1E: вариант для морской пехоты США с двигателем T53-L-11 разрабатывался на базе UH-1B. характеризовался боковым подъемником для солдат и спасаемых, тормозом несущего винта, специальной авионикой, а с октября 1965 года несущим винтом типа Model 540. Поднялся в воздух в июле 1963 года, общий выпуск составил 212 вертолетов, в том числе 20 машин учебного варианта для подготовки экипажей TH-1E
  UH-1F: вариант для ВВС США, первоначально обозначавшийся H-48, в основном аналогичный UH-1B, но с турбовальным ГТД General ElectricT58-GE-3 мощностью 1290 л.с. (962 кВт), увеличенным диаметром несущего винта до 14,63 м и вместимостью, помимо летчика, до 10 пассажиров или 1814 кг груза. Поднялся в воздух в феврале 1964 года, выпущено 146 вертолетов, в том числе 26 TH-1F, подвариант для обучения полетам по приборам и работе с подъемником
  HH-1K: 27 машин для проведения воздушных морских спасательных операций для ВМС США на основе UH-1E с турбовальным T53-L-13
  TH-1L и UH-1L: учебный вариант и вариант общего назначения на основе UH-1E с двигателем T53-L-13.90 вертолетов приобрели ВМС
  UH-1P: 20 переоборудованных UH-1F для ведения психологической войны, использовались 1-й эскадрильей специальных операций ВВС США


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fuji-Bell Model 204B-2

  Тип: вертолет общего назначения с одним членом экипажа
  Силовая установка: турбовальный ГТД Kawasaki KT5313B мощностью 1400 Л.с. (1044 кВт)
  Характеристики: горизонтальная крейсерская скорость 204 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 588 м/мин; практический потолок 5790 м; статический потолок 4635 м при учете влияния земли и 3200 м без влияния земли; дальность полета 383 км
  Масса: пустого 2177 кг; максимальная взлетная 3856 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 14.63 м; общая длина 13,61 м. длина фюзеляжа 12,31 м; высота 3,77 м до верха втулки несущего винта; ометаемая площадь 168,10 м
  Полезная нагрузка: до 9 пассажиров или носилки, или груз

Agusta-Bell AB 204

Установив контакт с компанией "Bell" путем покупки лицензии на выпуск вертолета Bell Model 47, компания "Agusta" в дальнейшем построила несколько сотен экземпляров Bell Model 204B - аналога вертолета UH-1B армии США. Это многоцелевой вертолет итальянского производства под обозначением Agusta-Bell AB 204 использовался в гражданских и военных целях. У него было 11 посадочных мест, включая пилота, а также оснащение для перевозки грузов внутри фюзеляжа или на внешней подвеске. Вертолеты оснащались различными типами турбовальных двигателей: Lycoming T53-L-11A мощностью 1100 л. с. (820 кВ); Rolls-Royce (изначально Bristol Siddeley) Gnome Н.1000 или Н.1200 мощностью 1000 или 1200 л. с. (746 или 895 кВ соответственно) и General Electric T58-GE-3 мощностью 1290 л.с. (962 кВ). Большая универсальность применения обеспечивалась тем, что полозья шасси могли заменяться поплавками при операциях на воде или в болотистой местности.
  Первый AB 204B поднялся в воздух в мае 1961 года. Были созданы четыре базовых модификации с двигателем Gnome: AB 204B-11 с двигателем Н.1000 и диаметром несущего винта 13,41 м; AB 204B-12 с двигателем Н.1000 и диаметром несущего винта 14,63 м; AB 204B-21 с двигателем Н.1200 и диаметром несущего винта 13,41 м; и AB-204B-22 с двигателем Н. 1200 и диаметром несущего винта 14,63 м.
  "Agusta" разработала также модификацию AB 204AS для борьбы с подводными лодками. Диаметр несущего винта у этой модификации был увеличен на 1,22 м, что позволило повысить максимальную взлетную массу на 49 кг и в целом улучшить летные характеристики. Также были установлены бортовая РЛС Ekso или APQ-195, гидролокатор, оборудование для полетов в сложных метеоусловиях, система автоматической стабилизации и вооружение в виде двух торпед Mk 44 (или Mk 46) или ракет класса "воздух-поверхность". Запас топлива увеличили для продления сроков патрулирования.
  Выпуск AB 204 продолжался до 1974 года и составил 238 машин. Около дюжины стран приобрели AB 204 для военных целей, но к концу 2008 года осталось всего несколько эксплуатантов этих машин, включая армию Турции и Королевские ВВС Саудовской Аравии. А самым крупным покупателем были ВВС Швеции. Шведская армия использовала AB 204 (под местным обозначением НКР ЗС) в двух эскадрильях средних транспортных вертолетов, в то время как схожие с ними вертолеты НКР 3В применялись в поисково-спасательных операциях.
  AB 204AS уже сняты с вооружения итальянских и испанских ВМС, но несколько экземпляров сохранились на службе в турецкой морской авиации.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Agusta-Bell AB 204AS

  Тип: противолодочный и противокорабельный вертолет
  Силовая установка: турбовальный двигатель General Electric T58-GE-3 мощностью 1290 л. с. (962 кВ)
  Летные данные: максимальная крейсерская скорость 167 км/ч на уровне моря; радиус действия 111 км для патрулирования с гидролокатором в течение 1 часа 40 минут
  Масса: пустого 2939 кг; максимальная взлетная 4309 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 14,63 м; общая длина 17,37 м с вращающимися винтами и длина фюзеляжа 12,67 м; высота 3,84 м; площадь ометания несущего винта 168,11м2
  Вооружение: смотри основной текст
US
Запас мощности силовой установки вертолета UH-1 позволил создать для Армии США целое семейство модификаций с различными вариантами вооружения, в том числе - с ПТУР SS.11.
The Huey hovering over the ramp at French Valley.
Wings and Rotors UH-1B 62-2084 over Lake Skinner, near French Valley Airport.
YHU-1B и HU-1B (UH-1B с 1962 года). Четыре YHU-1B с двигателем T53-L-5 мощностью 960 л.с. имели несущий винт с лопастями с увеличенной хордой, более просторную заднюю кабину на 8 военнослужащих (против пяти на HU-1A), узлы крепления вооружения, дистанционное управление вооружением и прочее. После четырех прототипов, прошедших оценочные испытания в 1960 году, Армия США получила 1014 серийных HU-1B, на поздних машинах стояли двигатели T53-L-11 мощностью 1100 л.с. Они поставлялись в 1961-1965 годах, часть - в Австралию и Норвегию, первые транспортные и ганшипы прибыли во Вьетнам в мае 1963 года. Один вертолет в 1963 году использовали для испытаний под обозначением NUH-1B.
UH-1B "Hog" в полете с полной боевой нагрузкой. Подобные машины сопровождали "чистые", невооруженные, вертолеты UH-1 с десантом. Усиление ПВО противника заставило американцев использовать для сопровождения транспортных вертолетов специализированные ударные вертолеты HueyCobra.
Вертолет UH-1B из 3-й эскадрильи "Морские волки" буквально скользит над дельтой Меконга. Вертолетчики выискивали засады вьетконговцев, а затем неожиданно атаковали врага.
Вооруженный ракетами UH-1B сопровождает легкий патрульный катер на одной из многочисленных рек Южного Вьетнама. При проведении операции "Game Warden" ВМС отвечали за блокирование путей снабжения противника в дельте Меконга.
UH-1E. Интерес КМП США к Huey привел к выпуску в 1962 году требований на вертолет огневой поддержки на базе UH-1B. В итоге КМП получил 192 UH-1E с двигателями T53-L-11, увеличенным запасом топлива и другим БРЭО. Позднее на многие из них установили лопасти несущего винта с широкой хордой. На снимке - первые два UH-1E, заводские номера 151266 и 151267 (на переднем плане), их поставили в феврале 1964 года. Позднее выпустили 20 учебных TH-1E.
Ранние модели вертолета "Huey" доказали правильность концепции "вертикального охвата" - вертолетных десантно-штурмовых операций. Транспортные машины дополняли вооруженные вертолеты "Hog". Однако опыт их боевого применения выявил необходимость специализированного боевого вертолета, которым стал AH-1, разработанный на основе "Huey". На фотографии: вертолет UH-1 и боевой вертолет AH-1J Корпуса морской пехоты США.
Американские войска во Вьетнаме широко использовали вертолеты. Их основными задачами были десантные (быстрая высадка подразделений у вражеских объектов под огневым прикрытием), транспортные и санитарно-эвакуационные.
Вертолет UH-1B армии США в Южном Вьетнаме. Начало 1960-х гг. На вертолет нанесены слабоконтрастные опознавательные знаки и надписи.
Rocket pods and M60 machine-guns carried by the Wings and Rotors' UH-1B.
Член экипажа вертолета огневой поддержки UH-1B из 25-й пехотной дивизии "Tropic Lightning" лично проверяет зону высадки. Huey вооружен пулеметом М60 и блоком 70-мм неуправляемых ракет.
Во время войны во Вьетнаме UH-1 стал широко известен как непревзойденный десантный, санитарно-спасательный вертолет и вертолет поддержки.
Вооруженный UH-1B из HAL-3 садится на палубу авианосца "Харнет Каунти" во время проведения операции "Game Warden". Вертолет несет обозначения ВМС, но фактически он принадлежит 197-й авиационной вертолетной роте Армии США - подразделению, проводившему обучение личного состава HAL-3.
В ходе операции "Frequent Wind", эвакуации в 1975 году из Сайгона, были использованы все имеющиеся вертолеты. На фотографии - UH-1B авиакомпании "Air America" выполняет посадку на авианосец. "Air America" была создана ЦРУ США для "работы" в Лаосе.
Вертолет UH-1B авиакомпании «Эйр Америка»
UH-1C. Поздние UH-1B, ставшие вариантом "С", оснащались новым улучшенным несущим винтом и имели больший запас топлива. В 1965-1967 годах Армия США получила 767 таких вертолетов, часть из них отправили в Австралию и Норвегию.
Небольшое число TH-1F поставлялось в ВВС США для спасательных работ и обучения полетам по приборам. На фотографии вертолет 37-й эскадрильи поиска и спасения во время учений 1979 года "Глобальный щит".
Continuing the castaway theme is a Bell UH-1 helicopter “looking for survivors” - the identity of the machine is unknown.
This Bell 204 NASA helicopter is used as a carrier testbed aircraft, shown here carrying a model of the X-29 research aircraft.
Another aircraft model, this time an F-5, is carried by the Bell 204 helicopter.
UH-1B flight crew: (left to right) Shayne Meder, Pat Rodgers, Frank Tresendrider and (centre foreground) Craig Clay.
Italy
Лицензионное производство. Итальянская "Agusta-Bell" и японская "Fuji" выпускали Model 204 по лицензии для военных и гражданских потребителей. Первая собирала стандартные вертолеты АВ 204B (фото) и специальный противолодочный АВ 204AS. "Fuji" получила сублицензию от "Mitsui", японского дистрибьютора "Bell", на сборку 90 UH-1B и 35 Model 204B. У вертолетов "Fuji" хвостовой винт находился по правому борту.
Из всех лицензионных вариантов вертолета Model 204 дальше всех от оригинала ушел AB-204AS итальянской постройки, предназначенный для борьбы с подводными лодками и способный базироваться как на земле, так и на кораблях. Вертолет может нести глубинные бомбы и противолодочные торпеды, а мощная лебедка позволяет использовать его для спасательных работ.
Other
UH-1H состоял на вооружении ВВС и армейской авиации Венесуэлы. Предположительно, к 2009 году в летном состоянии осталась только одна такая машина. На фотографии представлен единственный UH-1B ВВС Венесуэлы, получивший в 1990-е годы специальную декоративную окраску.
ВВС Парагвая располагали небольшим вертолетным парком, основу которого составляли UH-1, но в 2009 году у них остался единственный UH-1H. Три UH-1B, включая машину на фотографии, Парагваю передали США для борьбы с наркомафией.
UH-1B/C из 9-й аэ ВВС Австралии, 1966-1968 гг.
Вертолет AB-204B ВВС Австрии. Тренировка по спасению в горах. Начало 1970-х гг.
AB204 использовались в шведской армии и ВВС под обозначением НКР 3.
Bell 204C Министерства природных ресурсов Онтарио, Канада. В 1995 году он использовался для обеспечения тушения лесных пожаров.
Департамент лесов Калифорнии использовал Bell 204 для борьбы с пожарами. На внешней подвеске они несли большие емкости с водой или противопожарными реагентами. Впервые такое оборудование применили именно на Model 204 - простое до элегантности устройство в США назвали "helibucket".
В 2010 году этот Bell 204B использовался как учебное пособие факультетом планеров и силовых установок колледжа "Antelope Valley" в Калифорнии. Факультет также использует Rockwell Aero Commander и Rutan LongEZ.