
Варианты
- Bell - H-13 Sioux / Model 47 - 1945 - США
- Agusta - A-103 / A-104 Helicar - 1959 - Италия
- Continental Copters - El Tomcat - 1959 - США
- Meridionali - EMA 124 - 1970 - Италия
- Agusta - A-115 - 1971 - Италия
H-13 Sioux / Model 47
Bell Model 47 (H-13, HTL и HUL)
Прототип вертолета Bell Model 47 впервые поднялся в воздух 8 декабря 1945 года. По сути, это была дальнейшая разработка третьего опытного экземпляра Model 30. А 8 марта 1946 года машина прошла полную сертификацию как первый гражданский вертолет в мире. Он выпускался фирмой "BELL"до 1973 года, и строился по лицензии компаниями "Agusta", "Kawasaki" и "Westland".
В 1948 году ВВС США закупили для эксплуатационной оценки 28 усовершенствованных Model 47А с 6-цилиндровым оппозитным двигателем Franklin O-335-1 мощностью 157 л.с. (117 кВт). Из этой партии 15 машин получили обозначение YR-13, еще три, подготовленные к эксплуатации на Аляске - YR-13A, а 10 - HTL-1, их отослали в ВМС для оценки в качестве учебных. Потребовалось очень немного времени, чтобы понять, что это отличный вертолет. Вскоре начали поступать заказы.
В 1948 году Армия США приобрела 65 машин под обозначением H-13B, позднее всем армейским вариантам Model 47 дали общее название Sioux. В 1952 году 15 из них доработали под внешнюю перевозку двух носилок и обозначили H-13C. Двухместные H-13D оборудовались шасси лыжного типа вместо четырехколесного, и на них устанавливался двигатель Franklin O-335-5; они тоже имели возможность перевозить носилки. Затем появились в целом аналогичные трехместные учебные H-13E с двойным управлением. Вертолеты H-13G отличались наличием небольшого руля высоты, а H-13H - 6-цилиндровым оппозитным двигателем Avco Lycoming VO-435 мощностью 250 n.c. (186 кВт). Несколько H-13H и два вертолета H-13J с двигателем VO-435 мощностью 240 л. с. (179 кВт) числились в ВВС и использовались для нужд президента США. Два H-13H переделали для испытаний, они получили увеличенный диаметр несущего винта. 6-цилиндровый оппозитный двигатель Franklin 6VS-335 мощностью 225 л.с. (168 кВт) и обозначение H-13K. В 1962 году армейским вертолетам H-13E, H-13G, H-13H и H-13K в обозначении дали префикс "О"- наблюдательные, разведывательные. Машины H-13H и H-13J в ВВС получили префикс "U" - общего назначения. Позднее закупались трехместные OH-13S для замены OH-13H и двухместные TH-1ST для обучения полетам по приборам.
ВМС США сначала закупили 12 машин HTL-2 и 9 - HTL-3, но первым основным вариантом стал HTL-4. Затем закупили HTL-5 с двигателем Franklin O-335-5 и учебно-тренировочный HTL-6 с небольшим цельноповоротным стабилизатором в качестве руля высоты. HUL-1 приобретался для использования на борту ледоколов. Окончательным вариантом стал HTL-7, двухместный вертолет с всепогодным оборудованием и двойным управлением, пригодный и для обучения. В 1962 году HTL-4, HTL-6. HTL-7 И HUL-1 были соответственно обозначены TH-13L, TH-13M, TH-13N и UH-13P.
Вертолет Model 47 использовался в вооруженных силах 39 стран для выполнения различных задач. Существовало также и несколько опытных вариантов, вероятно, самыми значимыми из них были Model 201 (рабочее обозначение XH-13F) и Model 207 Sioux Scout. На Model 201 устанавливался один турбовальный газотурбинный двигатель Continental XT51-T-3 мощностью 280 л.с. (209 кВт), лицензионный вариант французского двигателя Turbomeca Artouste. Вертолет Model 207 оснащался поршневым двигателем с турбонагнетателем Avco Lycoming TVO-435-A1A.
Параллельно с производством военных вертолетов фирма "BELL" и ее лицензиаты выпускали и гражданские машины различного назначения. Самыми первыми были Model 47В, эквивалент военных YR-13 и HTL-1, с двигателем 6ALV-335 мощностью 175 л. с. (131 кВт) и с двухместной закрытой кабиной. Выпускался также Model 47B-3 с открытой кабиной сельскохозяйственного и общего назначения.
Затем появился Model 47D с 6-цилиндровым оппозитным двигателем Franklin 6V4-178-832 мощностью 178 п. с. (133 кВт), первый вариант с цельноформованным остеклением фонаря кабины и прозванный "аквариум для золотых рыбок". В 1949 году появился Model 47D-1 с открытой хвостовой балкой как на H-13C.
Более серьезное изменение появилось на Model 47G, в котором сочетались трехместная кабина от Model 47D-1 с двигателем Franklin 6V4-200-C32AB мощностью 200 л. с. (149 кВт). Замена на двигатель Avco Lycoming VO-435-A1B такой же мощности привело к созданию Model 47G-2, в основном аналогичному H-13H. В связи с установкой двигателя VO-435 мощностью 240 л.с. (179 кВт) изменилось обозначение вертолета на Model 47G-2A, а в 1963 появился Model 47G-2A-1 с более широкой кабиной, усовершенствованными лопастями и большей емкостью топливных баков. На машину устанавливались и другие двигатели, в том числе Franklin 6VS-335-A c турбонаддувом (Model 47G-3). Avco Lycoming TVO-435 (Model 47G-3B), TVO-435-B1A с турбонаддувом (Model 47G-3B-l), TVO-435-G1A с турбонаддувом (Model 47G-3B-2), Avco Lycoming VO-540-B1B3 (трехместный Model 47G-4A), HVO-435-81A (трехместный Model 47G-5 и 5A). Двухместный сельскохозяйственный вариант Model 47G-5 был известен как Ag-5. В 1955 году появились варианты Model 47G класса люкс под обозначениями Model 47Н и 47H-1 Bellairus с шумозащищенной кабиной для летчика и двух пассажиров, а также гражданский вариант VIP-транспорта ВВС H-13J -Model 47J Ranger, выпускавшийся в моделях J-1, J-2, J-2A и J-3 SuperRanger и J-3B-1.
Когда фирма "BELL" прекратила производство Model 47, с конвейера сходил последний вариант Model 47G-5. Компании "Agusta" и "Kawasaki" выпускали вертолеты похожие на гражданские Bell Model 47, но добавляли и свои варианты, самыми известными из которых стали Agusta А 115, четырехместный Kawasaki KH-4 и Kawasaki KHR-1. Последний представлял собой одноместный вариант KH-4 для испытаний трехлопастного с жестким креплением лопастей несущего винта. Кроме того, переоборудованием Model 47 занимались, по меньшей мере, три американских компании, в том числе "Continental Copters El Tomcat", выпустившая одноместный сельскохозяйственный вертолет Carson Super С-4 с очень хорошими характеристиками (модели от Tomcat Mk I до Mk V), фирма "Texas Helicopters" с ее сельскохозяйственными одноместными вертолетами M-74 Wasp и M79T Hornet с турбовальным ГТД Allison 250-C20B. Несколько вариантов с турбовальными двигателями выпустила и компания "Soloy".
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Bell Model 47G-5
Тип: 2-3-местный вертолет общего назначения
Силовая установка: 6-цилиндровый оппозитный двигатель Avco Lycoming VO-43S-B1A мощностью 265л.с.(198 кВт)
Характеристики: максимальная скорость 196 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 137 км/ч на 1525 м; начальная скороподъемность 262 м/мин; практический потолок 3200 м; статический потолок 1800 м с учетом влияния земли и 410 м без влияния земли; дальность полета 412 км
Масса: пустого 786 кг; максимальная взлетная 1293 кг
Размеры: диаметр несущего винта 11.32 м; общая длина 13,17 м; длина фюзеляжа 9.90 м; высота 2,82 м; ометаемая площадь 100,56 м
Описание:
- H-13 Sioux / Model 47
- Agusta-Bell АВ 47
Фотографии
-
Мировая Авиация 167
Этот новозеландский Bell Model 47G-3-B1 (OH-13) - первый вертолет национальных ВВС. Шесть B47G-3B-1 (NZ3701-NZ3706) были получены в 1965 году, а в 1968 году были приобретены семь B47G-3B-2 (NZ3707-NZ3713) - их поставили в 1970 году. Пять B47G-3B-2 оставались в эксплуатации даже в 2011 году.
-
Мировая Авиация 48
Компания "Westland" активно строила Model 47 по лицензии. На фотографии Model 47G-3B-1 с классической хвостовой балкой открытой конструкции, использованной на многих вариантах Model 47. Британская армия выбрала Model 47G-3B-1 для замены Saro Skeeter.
-
Air International 2013-05 / News
Регистрационный номер : N67021 Bell 47G-2 N67021 (s/n 3000) is registered to Scott's Helicopter Services based at Le Seur, Minnesota. The helicopter displayed on SB47's stand at Heli-Expo had an RR300 installed to promote the engine as a retrofit for existing Bell 47s.
-
Aviation Historian 5 / E.Wild - West Africa Wins Again ... or pigs can fly
Taxying in with inboard engines stopped is Sierra Leone Airways de Havilland D.H.114 Heron 9L-LAD, one of two ultimately operated by the airline. In the foreground is one of a pair of Bell 47G helicopters operated in Sierra Leone by Autair, and behind that is the Beech H18, with tricycle undercarriage, operated by De Beers from the city of Bo, 155 miles (250km) south-east of Freetown.
Другие самолёты на фотографии: Beechcraft Model 18 / C-45 Expeditor - США - 1937De Havilland Heron / D.H.114 - Великобритания - 1950
-
Aviation Historian 5 / E.Wild - West Africa Wins Again ... or pigs can fly
The helicopter’s unique abilities were of great use in Sierra Leone, serviceable runways being comparatively few and far between. Here the author’s wife and son enjoy a local flight in one of the Bell 47Gs, with Autair’s Franz Astner at the controls.
-
Мировая Авиация 12
Agusta-Bell АВ 47, принадлежавший Люфтваффе и переданный в 1973 году вооруженным силам Мальты, был первым вертолетом на службе формирующихся вооруженных сил этого островного государства в Средиземном море. Все пять экземпляров были выведены из эксплуатации к 2008 году.
-
Air International 2008-07 / News: Headline, Military, Civil, Airshow, Accidents
Регистрационный номер : AS7201 The Armed Forces of Malta (AFM) donated the first aircraft it acquired to the Aviation Museum at Ta'Qali on May 30, 2008. Agusta-Bell AB-47G2 AS7201 (c/n 225, ex 9H-AAE) was originally delivered to the Luftwaffe, and Germany later handed it and three others over to the Malta Land Forces (MLF). MLF's Helicopter Flight started operations from St Patrick's Barracks in Pembroke in 1972, before moving to Hal Far and then to Luqa. In the early 1990s, the helicopter flight was renamed Air Squadron and then Air Wing. Two of the other AB-47G-2s were sold on, and the retirement of AS7201 leaves just AS7204 on the books, although it has not flown for several years. The type will be replaced by the Eurocopter UH-72A Lakota in service.
-
Мировая Авиация 222
Регистрационный номер : N1342X Часть гражданских Bell 47 позже были отремонтированы и получили военную окраску. Ряд машин имитирует медико-эвакуационные вертолеты Армии США периода корейской войны.
-
Авиация и Космонавтика 2019-07 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (3)
Пилот вооруженного двумя пулеметами M60 вертолета OH-13 позирует на фоне своей машины. Южный Вьетнам, первая половина 1960-х гг.
-
Air Enthusiast 1972-10 / J.Fricker - The tree-top warriors
A Bell 47G at Dhamial.
-
Мировая Авиация 167
Британские военные эксплуатировали вертолеты Sioux, построенные компаниями "Agusta" и "Westland". Машины стояли на вооружении армейской авиации (получил обозначение AH - от "Army Вертолеты"; на снимке), морской пехоты и ВВС.
-
Air Enthusiast 2003-03 / J.Forsgren - West African swedes
Регистрационный номер : 9L-LRD, 9L-LRN Autair's Bell 47Gs 9L-LRD and -LRN during Robert McNamara's visit.
-
Мировая Авиация 167
Bell 47 привлекался НАСА к программе "Аполлон". В 1965 году этот "космический" Bell 47 участвовал в испытаниях лунного исследовательского модуля LLRV (Lunar Landing Research Vehicle), предназначенного для подготовки астронавтов к применению реального Apollo Lunar Module.
-
Aeroplane Monthly 1973-07
The Army’s "Blue Eagles" team seen rehearsing in the vicinity of the Needles during an outing from HQ at Middle Wallop. Apart from this technicolour pollution demonstration these Westland-built Siouxs are employed on spotting and reconnaissance duties.
-
Aeroplane Monthly 1982-08
The formation of Army Air Corps helicopters representing the years 1957-1982 features from top to bottom a Lynx, Scout, Gazelle, Sioux and Skeeter. The photograph was taken by Peter March at Middle Wallop in May, 1982.
Другие самолёты на фотографии: Aerospatiale Gazelle / SA.341/SA.342 - Франция - 1967Cierva/Saunders-Roe W.14 Skeeter - Великобритания - 1948Westland Lynx - Великобритания - 1971Westland Wasp / Scout - Великобритания - 1958
-
Aeroplane Monthly 1993-05 / S.Harding - RNZAF Historic Flight
The Historic Flight’s Harvard and Tiger Moth join two Central Flying School CT4 Airtrainers and a Bell Sioux helicopter in a flypast over Wigram. The Historic Flight is under CFS supervision, and its aircraft share a hangar with the New Zealand-built Airtrainers, the design of which is based on the Australian Victa Airtourer.
Другие самолёты на фотографии: De Havilland Tiger Moth / D.H.82 - Великобритания - 1931North American T-6 Texan / AT-6 Harvard - США - 1935PAC CT/4 Airtrainer - Новая Зеландия - 1972
-
Мировая Авиация 48
Первый вариант Bell Model 47В (на переднем плане) и Sikorsky S-51. Обе компании быстро завоевали лидирующие позиции на рынке вертолетов. Model 47В являлся первым серийным вертолетом всего семейства Model 47 и отличался дверями и лобовым стеклом автомобильного типа.
Другие самолёты на фотографии: Sikorsky R-5 / HO2S / HO3S / S-51 - США - 1943
-
Aeroplane Monthly 1994-03
Регистрационный номер : NC4H Bell 47B NC4H hovers over the top of American Airlines DC-4 NC09440 at La Guardia, New York, in 1946.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-4 / C-54 / R5D Skymaster - США - 1942
-
Air Enthusiast 2003-11 / G.Salerno - Over the Poles
A Bell HTL-7 of HC-4 during a glacier survey in Greenland.
-
Air Enthusiast 2003-11 / N.Price - All the president's planes
A Bell VH-13J Sioux 57-2728 in 'flying' pose at Dayton.
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
A Bell Model 47 Helicopter with the transparent cabin enclosure which will be used on the YR-13 Military version.
-
Air International 1995-08 / D.Allport - Army Aviation (1)
The first nine Bell YR-13As for the US Army, together with four Bell HTL-1s for the USN, lined up prior to hand-over at Bell Aircraft Corporation's Niagara Falls plant in Buffalo, New York, on April 11, 1947 - at the time this was the largest ever single delivery of rotary-winged aircraft. Based on the civil Model 47A, these were the first of thousands eventually produced, mostly for military applications. The early faired-in tail boom seen here was dispensed with on subsequent models in favour of the now familiar open lattice boom structure.
-
Aeroplane Monthly 1988-05 / ??? - And there's more where these came from...
Bell H-13 Sioux lined up at Bells Niagara Falls, New York plant before delivery to the US Army.
-
Авиация и Космонавтика 2008-02 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (4)
Регистрационный номер : NC1H Полет на Белл 47D с брошенной ручкой управления
-
Мировая Авиация 167
Конструкция кабины Bell 47 обеспечивает пилоту и наблюдателю (пассажирам) превосходный обзор.
-
Aviation Historian 16 / K.Honey - In the Land of Black Gold
Регистрационный номер : N136B Some might say the only way to travel by helicopter - one of the more unusual tasks for Silver City was the transporting of helicopters to remote strips, including Bell 47 N136B, whose seats are being used to good advantage here!
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
Авиация и Космонавтика 2008-02 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (4)
Серийный легкий вертолет Белл 47D-1
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Bell Model 47G-2A-1 Trooper (240 hp Lycoming VO-435 engine)
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер : N7995J Bell Model 47G-5A three-seat helicopter (265 hp Lycoming VO-435-B1A engine)
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Bell Model 47G-3B-2A three-seat utility helicopter
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Bell TH-13T instrument trainer (270 hp Lycoming TVO-435-25 engine)
-
Air Pictorial 1969-06 / P.March - Central Flying School
Регистрационный номер : XT144 Introduced in 1966 the Sioux AH.1 (XT144 illustrated) has now been replaced at Ternhill by the HT.2
-
Aeroplane Monthly 1986-01 / 1986 UK Aircraft Collections and Museums Guide
Регистрационный номер : XT242 Westland Sioux XT242
-
Авиация и Время 2008-03 / А.Богданов, А.Котлобовский - Адью, Алжир! (1)
Вертолеты "Белл-47" вели разведку в интересах танкистов
-
Aeroplane Monthly 1984-12 / ??? - Ancient and Modern
Регистрационный номер : XT131 Skeeter XL814 and, Sioux XT131 of the Army Historical Aircraft Flight passing the stone circle in May 1982
Другие самолёты на фотографии: Cierva/Saunders-Roe W.14 Skeeter - Великобритания - 1948
-
Aeroplane Monthly 1974-06
A Sioux staircase. The Army’s Blue Eagles team of Westland-built Sioux helicopters hover for Air Visual’s camera.
-
Air International 1984-06 / J.Serrano - Spain's Rotary Soldiers
Регистрационный номер : ET-104 One of the six original Bell-built OH-13S trainers HE.7B-28, ET-104, still in service.
-
Авиация и Время 2008-05 / А.Богданов, А.Котлобовский - Адью, Алжир! (3)
Эвакуация раненого с помощью Bell-47G
-
Мировая Авиация 167
Символ Кореи. Символом корейской войны стал вертолет H-13, попавший даже на заставку сериала "M*A*S*H" - черной комедии, снятой по мотивам произведения Ричарда Хукера. MASH, или Mobile Army Surgical Hospital, - название армейских мобильных госпиталей, действовавших в Армии США с 1945 по 2006 год. Оснащенные необходимым оборудованием и имевшие в своем составе высококвалифицированных хирургов, они располагались в непосредственной близости от линии фронта с целью быстрейшего оказания медпомощи раненым. В Корее медикам активно помогали вертолеты H-13, оборудованные специальными эвакуационными капсулами (на фото).
-
Мировая Авиация 167
H-13 Sioux заслужил в годы корейской войны прозвище "Ангел милосердия" - летчики этих маленьких вертолетов спасли огромное количество жизней, сумев вовремя доставить раненых с поля боя на операционный стол госпиталя. Корея стала звездным часом вертолетов.
-
Авиация и Космонавтика 2021-04 / М.Никольский - Винтокрылая "Кобра" (1)
Вертолет OH-13 в санитарном варианте с двумя носилками для перевозки раненых, Корея, 1952 г.
-
Air Pictorial 1955-05 / Air Pictorial's photo-review
The prototype Bell XH-13F jet-powered model of one of the Model 47 Series. The engine is a Continental XT-51-T3 of 400 e.h.p., turboprop version of the Turbomeca Artouste Il built under licence.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Agusta-Bell 47G-4A helicopter (280 hp Lycoming VO-540 engine)
-
Авиация и Время 2008-02 / А.Котлобовский - Эхо старой вражды (2)
Вертолет AB-47 Национальной гвардии Кипра
-
Air International 1996-07 / R.Sacchetti - The wings of Malta
Technicians ‘recovering’ an AB.47G. Note the AFM badge on the fuel tank and one of the two AMI AB.212AMs detached to Malta in the background.
-
Авиация и Космонавтика 2017-10 / В.Морозов - Авиация Австрии: 1919-2017гг. (1)
Экипаж австрийского вертолета AB-47G, налетавший 1000 ч, отмечает это знаменательное событие. Начало 1960-х гг.
-
Авиация и Космонавтика 2017-10 / В.Морозов - Авиация Австрии: 1919-2017гг. (1)
Вертолеты AB-47G в составе ВВС Австрии. 1960-е гг.
-
Aeroplane Monthly 1982-08 / R.Riding - Middle Wallop 1938-1982
Middle Wallop today, with Gazelles and Sioux at their dispersal points, in April this year.
Другие самолёты на фотографии: Aerospatiale Gazelle / SA.341/SA.342 - Франция - 1967
-
Aeroplane Monthly 1987-05 / Personal album
Three South Yemen Air Force Westland-Bell 47G-B3 Sioux parked out at Khormaksar on May 27, 1968.
-
Aeroplane Monthly 1987-05 / Personal album
South Arabian Air Force Westland-Bell 47G-B3 Sioux, serial number 405, seen at Khormaksar, Aden on November 15, 1967.
-
Aeroplane Monthly 1987-05 / Personal album
Westland-Bell Sioux helicopter, serial number 404, of the South Arabian Air Force. This picture was taken at Khormaksar, Aden late in 1967.
-
Aeroplane Monthly 1991-02 / Skywriters
Регистрационный номер : XT511 Army Air Corps Westland Agusta-Bell 47G-3B-1 XT511 at Lippitts Hill in June 1967.
-
Air Pictorial 1977-12
Регистрационный номер : G-BJAM Selection of the ever-increasing number of personalised registrations: Sioux G-BJAM (J. D. Apthorp and N. J. Balcombe, Luton);
-
Aeroplane Monthly 1990-12 / B.Elliott - The flying squad (3)
Регистрационный номер : G-BBRG Bell 47G G-BBRG hired from Alan Mann Helicopters and seen at Elstree in the late Seventies.
-
Aeroplane Monthly 1989-08 / M.Oakey - Grapevine
Регистрационный номер : G-ASYW Redhill-based Bristow Helicopters has restored its first Bell 47, G-ASYW. The aircraft is now available for display work.
-
Aeroplane Monthly 1990-11 / B.Elliott - The flying squad (2)
During 1967, Home Office-sponsored helicopter trials were made with three brand new Bell 47Gs. The Met trials were carried out from Lippitts Hill in Essex.
-
Aviation Historian 4 / J.Forsgren - Keeping the Peace
One of the seven Bell OH-13s flown by the Italian and Norwegian pilots of the Unogil Air Service. The helicopters flew comparatively little during the crisis, being somewhat ill-suited to the hot-and-high conditions in which much of the flying was conducted.
-
Aviation Historian 4 / J.Forsgren - Keeping the Peace
Another photograph of the ramp at Beirut International Airport in 1958, including a Bell OH-13 and Bird Dog of Unogil, which operated alongside airline “heavy metal”. Note the Jordan International Airlines Douglas DC-4 (JY-ABD), Iranair DC-4 and MEA Vickers Viscount in the background.
Другие самолёты на фотографии: Cessna L-19 / O-1 Bird dog / Model 305 - США - 1950Douglas DC-4 / C-54 / R5D Skymaster - США - 1942Vickers Viscount - Великобритания - 1948
-
Aviation Historian 4 / J.Forsgren - Keeping the Peace
Nine Cessna Bird Dogs and one Bell OH-13 of the Air Service component of the United Nations Observation Group In Lebanon (Unogil) share the ramp with a Middle East Airlines Douglas DC-3 (and one other DC-3) at Beirut International Airport during the Lebanon crisis of 1958.
Другие самолёты на фотографии: Cessna L-19 / O-1 Bird dog / Model 305 - США - 1950Douglas DC-3 / C-47 Skytrain/С-53 Skytrooper / Dakota - США - 1935
-
Air International 1995-09 / D.Allport - Army Aviation (2)
The first of many! Probably the most well-known Army helicopter of all time, the ubiquitous Bell UH-1 Iroquois, or Huey as it has become more commonly known, has served with military forces around the world in just about every role imaginable. Seen here is 55-4459/'I', the first of three prototype XH-40 Hueys (later designated XHU-1s), on its first flight on October 20, 1956, accompanied by a Bell 47/OH-13 chase helicopter.
Другие самолёты на фотографии: Bell UH-1 Iroquois / Model 204 - США - 1956
-
Air Enthusiast 2006-03 / D.Willis - Military Auster A to Z /Production and industry/ (2)
As the T.Mk.7 was identical to the AOP.6, except for the provision for dual controls, it could be used operationally. WE591 in company with US Army Cessna L-19 Bird Dogs and Bell OH-13 Sioux.
Другие самолёты на фотографии: Auster AOP.6 - Великобритания - 1945Cessna L-19 / O-1 Bird dog / Model 305 - США - 1950
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v4
Kawasaki KH-4 four-seat helicopter (270 hp Lycoming TVO-435 engine)
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Kawasaki KH-4 four-seat helicopter (270 hp Lycoming TVO-435-B1A engine)
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Kawasaki KH-4 four-seat helicopter in the insignia of the Police Force of Thailand
-
Air Pictorial 1956-12 / Air Pictorial's photo-review
SQUARE DANCING, CLOWNS and a "caller" were some of the amusing devices employed by U.S. Army Aviation to give the ,1956 (Oklahoma City) National Air Show visitors "rotary-wing indoctrination". Two Sikorsky H-19Ds (R.A.F. Whirlwind Mk . 5 type), and a Bell H-13E "clown" (photo).
-
Air International 1986-02 / R.Beaudet - Thirty-five Years With the Fleet
Регистрационный номер : CF-GXA, CF-GXG As CCG confidence in helicopter operations grew in the early fifties, more Bell 47s were added to the fleet. The then chief test pilot, Bill Glennie, is seen here at the door of the first Bell, CF-GXA, as CF-CXG hovers overhead.
-
Air International 1986-02 / R.Beaudet - Thirty-five Years With the Fleet
The first of the Canadian Coast Guard helicopters, Sikorsky S-51 CF-DOY, was lost accidentally on its first deployment in the Arctic, being replaced a year later by the Bell 47D-1 CF-GXA.
-
Air International 1986-02 / R.Beaudet - Thirty-five Years With the Fleet
Регистрационный номер : CF-CAE The Bell 47G-2 CF-CAE on the helicopter deck of a CCG ship operating in the Far North.
-
Мировая Авиация 167
Bell 47D-1 был представлен в 1949 году, он отличался большей кабиной. Как и большинство вертолетов Model 47 и все машины модификации H-13, эта модель могла оснащаться поплавковым шасси (на снимке). Впрочем, Bell 47D обычно оснащались колесным шасси, а с 1951 года - лыжным.
-
Авиация и Космонавтика 2008-02 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (4)
Регистрационный номер : NX41860 Летчик-испытатель Флойд Карлсон демонстрирует на вертолете Белл 47 подъем семи человек
-
Авиация и Космонавтика 2008-05 / Е.Ружицкий - История вертолетных рекордов (7)
Рекордный вертолет Белл 47G-3 с убирающимся полозковым шасси
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Bell Model 47G-4 equipped with 50-ft spray-boom for agricultural work
-
Air Pictorial 1958-07
This Bell 47G-2 helicopter is equipped with Hawk Spraykits for agricultural duties. The bulges on the fuselage are tanks for fertilisers, etc.
-
Air Pictorial 1977-12 / N.Thelwell - U.K. Agricultiral Aircraft Operators
Регистрационный номер : G-AYMY One of BEAS Helicopters' Bell 47G-5s, G-AYMY, about to land on a portable helicopter pad for replenishment during crop-spraying
-
Air Pictorial 1977-12 / N.Thelwell - U.K. Agricultiral Aircraft Operators
Регистрационный номер : G-AZBR Benair Helicopter Services use five Bell 47Gs lor agricultural work. Shown here in its blue and while scheme is G-AZBR
-
Air Pictorial 1977-12 / N.Thelwell - U.K. Agricultiral Aircraft Operators
Bells being prepared for spraying season by our associate Company, Helicopter Maintenance Limited
-
Air Pictorial 1957-12 / Air Pictorial's photo-review
CANUCK SKYHOOKS. A 20-ft. EM (electromagnetometer) "bird", designed by the Finnish engineer Vaino Ronka, is used to detect base ore deposits in Canada by Aeromagnetic Surveys Ltd. of Toronto in conjunction with Kenting Helicopters Ltd. of Oshawa; both companies being in the group controlled by Hunting Associates Ltd. Kenting purchased the first helicopter for commercial use in Canada in 1947. Helicopters used in EM-bird tests are (photo) a Bell Model 47D and a Bristol Type 171 Mk. 4 (CF-HVX).
-
Авиация и Космонавтика 2021-04 / М.Никольский - Винтокрылая "Кобра" (1)
Ракетно-пулеметный контейнер, подвешенный на вертолете H-13
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
The Wing Ding, an experimental version of the Bell Model 47 with wings
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Carson Helicopters four-seat conversion of Bell Model 47G
-
Aviation Historian 7 / B.Ronge - Sabena's Cityhoppers
Регистрационный номер : OO-UBA The first of Sabena’s helicopters, Bell 47D OO-UBA (c/n 179), was used for the airline’s postal service from 1950, and was re-registered as OO-SHX in 1952. It was sold in 1954 to a new owner in Sweden, where it was registered SE-HAI. It later went to India, where it became VT-DVT. It was destroyed in a non-fatal fuel-starvation incident in February 1969.
-
Aeroplane Monthly 1977-11 / M.Hooks - British Airways Helicopters 1947-1977
Регистрационный номер : G-AKFA One of two Bell 47B-3s employed by BEA, G-AKFA was damaged beyond repair at Gatwick on January 4, 1955.
-
Air Enthusiast 1997-03 / B.Elliott - Bears in the Air
In 1948 the NYPD acquired a single Bell 47D. This machine was so successful that in June 1950 it was traded in and the first three (illustrated) of six more similar helicopters were bought.
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
The Bell Model 47 Two-seat Helicopter (175 h.p. Franklin engine).
-
Air Pictorial 1955-08 / Air Pictorial's photo-review
Newest version of the well-known Bell Model 47 is the streamlined 47H, demonstrated during the Paris Show for the first time in Europe.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Agusta-Bell 47J-3B-1 (270 hp Lycoming TVO-435-B1 engine)
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Agusta-Bell 47J-3B1 (270 hp Lycoming TVO-435-B1 engine)
-
Air Pictorial 1956-11
Регистрационный номер : N2464B BELL 47J RANGER is the commercial development of the U.S. Navy's HUL-1, now in production at the Fort Worth Division. The Ranger has a 5-ft. wide rear seat which comfortably takes three passengers. Powered by a 260-h.p. Lycoming VO-435-21, the Model 47J is the successor to Model 47H Bellarius (U.S. Army H-13H) of November 1954. Maximum speed at sea-level is the same for weights, 1,942 lb. to 2,565 lb., though the rate of climb alters from 1,320 ft./min. to 805 ft./min. The early production Model 47J illustrated (N2464B) is now on a three-months' (17,000 miles) tour of fifteen Central and South American countries. Finished in silver, it is given the name "El Picaflor Plateado" - the Silver Hummingbird.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v2
Bell Model 47J-2A Ranger.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Регистрационный номер : N3939B Bell Model 47J-2A Ranger (260 hp Lycoming VO-540-B1B engine)
-
Aeroplane Monthly 1990-06 / Personal album. Civil
Регистрационный номер : G-APTH [2] Agusta Bell 47J G-APTH in BEA livery called in at Elstree in 1959.
-
Aeroplane Monthly 1977-11 / M.Hooks - British Airways Helicopters 1947-1977
Регистрационный номер : G-APTH [2] Agusta-Bell 47J G-APTH was supplied to BEA in 1959. It was powered by a 240 h.p. Lycoming VO-435-A1D engine.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Bell Model 47J-2 Ranger (260 hp Lycoming VO-540 engine)
-
Air Enthusiast 2003-11 / N.Price - All the president's planes
A Bell VH-13J Sioux presidential helicopter takes off from the lawns at the White House.
-
Мир Авиации 2005-02 / В.Мартианов - Шестой континент, пятый океан... /Страницы истории/ (2)
HUL-1 в Мирном, 29 января 1958 года. Машина была окрашена строго по правилам в оранжевый цвет...
-
Мир Авиации 2005-02 / В.Мартианов - Шестой континент, пятый океан... /Страницы истории/ (2)
... но богатейшие и освященные Второй мировой традиции американского nose-art все-таки взяли свое.
-
Air International 1986-02 / R.Beaudet - Thirty-five Years With the Fleet
Регистрационный номер : CF-CAV Several variants of the Bell 47 have served with the CCG. This is the Model 47J CF-CAV at Prescott, accompanied by Bill Glennie.
-
Air International 1986-02 / R.Beaudet - Thirty-five Years With the Fleet
The telescopic hangar is demonstrated aboard the "C D Howe ” at Queen's Wharf Quebec City, in 1958.
-
Air Pictorial 1977-11
This year's Army Air Day, held at Middle Wallop on 6th August 1977, began with a massed arrival of ten fixed-wing aircraft (Chipmunks) and sixty-five helicopters. Front row: Basic Fixed-Wing Flight Chipmunks, Canadian A.F. Kiowas, German Army MBB BO 105Cs and Bell UH-1Ds. 2nd row: Gazelles from the Basic Rotary-Wing Flight and No. 2 Flight. 3rd row: Bristow Bell 47Gs, Scouts from the Advanced Rotary-Wing Flight. 4th row: Alouettes of Nos. 6 and 14 Flights, sundry Sioux and Scouts. 5th row: I.F.T.U. Lynx and and R.A.F. No. 230 Squadron Puma landing
Другие самолёты на фотографии: Aerospatiale Gazelle / SA.341/SA.342 - Франция - 1967Aerospatiale Puma / SA.330 - Франция - 1965Bell Model 206 Jet Ranger / OH-58 Kiowa - США - 1966Bell UH-1D Iroquois / Model 205 - США - 1961De Havilland Canada DHC-1 Chipmunk - Канада - 1946MBB Bo-105 - Германия - 1967Sud-Aviation Alouette III / SA.316 / SA.319 - Франция - 1959Westland Lynx - Великобритания - 1971Westland Wasp / Scout - Великобритания - 1958
-
Jane's All the World Aircraft 1947 / All the world's aeroplanes
The Bell Model 47 Helicopter.
Тип фотографий
- Все фото (104)
- Боковые проекции (1)
- Цветные фото (20)
- Ч/б фото (82)
- Схемы (1)