
Описание
Страна : Великобритания
Год : 1958
Вертолет
Five-seat general-purpose helicopter
Westland Scout и Wasp
В 1959 году «Westland» с целью усиления своих позиций на рынке вертолетов приобрела компанию «Saunders-Roe», которая, в свою очередь, в январе 1951 года приобрела компанию «Cierva Autogiro Company», продолжив после этого выпуск легкого вертолета Cierva Skeeter. На основе полученного опыта стало возможным разработать и построить прототипы вертолета P.531, первый из которых был облетан 20 июля 1958 года. В 1959 году от авиакорпуса британской Армии был получен заказ на постройку предсерийных вертолетов P.531-2 Mk 1.
После интенсивных оценочных испытаний был размещен заказ на серийный Scout AH.Mk 1, который начал поступать на вооружение британской Армии в начале 1963 года (150 вертолетов). Дополнительно небольшое количество машин строилось для австралийских ВМС и иорданских ВВС, а также для полиции Бахрейна и Уганды.
Результатом же параллельной разработки модели P.531 стало налаживание выпуска вертолета Wasp HAS.Mk 1 для Королевских ВМС Великобритании (вначале Sea Scout HAS.Mk 1). Он отличался от сухопутного Scout четырехопорным колесным шасси (взамен полозкового) и складывающимися лопастями и пилоном хвостового винта, которые облегчали его базирование на кораблях. Всего для британских ВМС построили 98 Wasp, первые из которых поступили в эксплуатацию в 1963 году (примерно 40 машин оставались в эксплуатации на конец 1983 года). Все машины были сняты с вооружения в 1988 году. Вертолеты также поставлялись ВМС Бразилии, Нидерландов, Малайзии, Новой Зеландии и ЮАР. Данные вертолеты оснащались турбовальными двигателями Rolls-Royce/Bristol Nimbus 103 или 104 мощностью 1050 л. с. и развивали максимальную скорость на уровне моря 193 км/ч.
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 242
Регистрационный номер : XT790 [2] После фолклендской войны Wasp британских ВМС перекрасили в матовый темно-серый цвет, опознавательные знаки стали двухцветными, а все надписи - черными. У некоторых вертолетов для снижения заметности в черный цвет окрасили блестящие металлические детали.
-
Авиация и Время 2001-03 / А.Котлобовский, А.Заболотный - Побитые (Штурмовики IA-58A Pucara в Фолклендской войне)
Регистрационный номер : XS527 Westland Wasp HAS.1 из 829-й АЭ Королевских ВМС с ледокола "Эндюренс". 25 мая этот вертолет повредил аргентинскую подлодку "Санта Фе"
-
Авиация и Время 2001-03 / А.Котлобовский, А.Заболотный - Побитые (Штурмовики IA-58A Pucara в Фолклендской войне)
Регистрационный номер : XT629 Westland Scout AH-1 из 3-й бригады Королевской морской пехоты, сбитый "Пукарой" 28 мая 1982г.
-
Мировая Авиация 238
Регистрационный номер : XP890 Данный Scout AH.Mk 1 дислоцировался на Кипре и использовался в различных операциях в конце 1960-х годов.
-
Мировая Авиация 242
Четырехопорное шасси Wasp отличалось высокой прочностью, все опоры были снабжены амортизаторами Lockheed. Обычно сразу после взлета с корабля летчики резко изменяли шаг лопастей несущего винта, из-за чего вертолет просаживался.
-
Мировая Авиация 242
Регистрационный номер : XT790 [2] Главным оружием Wasp для уничтожения катеров являлись УР Aerospatiale AS.12. Ракета управлялась по проводам, наведение осуществлялось посредством гиростабилизированного оптического прицела.
-
Мировая Авиация 251
Вертолеты Wasp HAS.Mk 1 могли нести две ПКР AS.12 (на фотографии), глубинные бомбы или две торпеды Mk 44.
-
Мировая Авиация 242
Вооруженная Wasp 829-я эскадрилья британских ВМС дислоцировалась на авиабазе Портленд на южном побережье Англии. Вертолеты выполняют групповой полет над знаменитым пляжем Чесил, протянувшимся на 29 км.
-
Мировая Авиация 242
Новая Зеландия получила 19 Wasp (на фото). Вертолетами управляли морские летчики, но обслуживались они на базе 3-й эскадрильи новозеландских ВВС. Базировались Wasp на фрегатах "Вайкато" и "Кентербери".
-
Мировая Авиация 242
С апреля 1981 года десять экс-голландских Wasp (на фото) передали ВМС Индонезии. Вертолеты базировались на экс-голландских фрегатах до 1998 года. ВМС Малайзии эксплуатировали экс-индонезийские Wasp в 1998-2001 годах, это были последние летающие Wasp.
-
Мировая Авиация 238
Регистрационный номер : XT645 Британская Армия использовала Scout для решения широкого круга задач - разведка и наблюдение, обеспечение связи, наведение самолетов штурмовой авиации, обеспечение действий спецназа, поиск и спасание, а также в качестве учебного и легкого транспортного вертолета.
-
Мировая Авиация 238
Scout находились на вооружении 660-й, 661-й, 662-й и 669-й эскадрилий британской армейской авиации, а также на вооружении 666-й эскадрильи территориальной армии.
-
Air Pictorial 1991-09
Регистрационный номер : XV129 Award for winning the Navigation and Timed Arrival contest went to No. 646 Squadron AAC, Maj. Nick Bishop and Capt. G. Keating, with Scout AH.1 XV129. comp, no. 18 with a total score of 1,123 points
-
Air Pictorial 1994-08 / J.Rawlings - A Scout's farewell
Регистрационный номер : XW280 [2] In the attack role the Scout AH.1 carried four Nord SS.11 anti-tank missiles as shown on XW280 (c/n 9735).
-
Air Pictorial 1994-08 / J.Rawlings - A Scout's farewell
Регистрационный номер : XP900, XW284 The Advanced Rotary-Wing Flight at Middle Wallop operated a number of Scouts, these two (XP900 and XW284) being pictured in the mid-1970s.
-
Мировая Авиация 238
Регистрационный номер : XT618 Для британской Армии Scout стал первым вертолетом с ГТД, он зарекомендовал себя отличным разведчиком.
-
Air Pictorial 1994-08 / J.Rawlings - A Scout's farewell
Under a leaden sky, the last mass formation of AAC-operated Scouts make the type’s final fly-past on March 30, 1994, at Middle Wallop.
-
Aeroplane Monthly 1982-08
The formation of Army Air Corps helicopters representing the years 1957-1982 features from top to bottom a Lynx, Scout, Gazelle, Sioux and Skeeter. The photograph was taken by Peter March at Middle Wallop in May, 1982.
Другие самолёты на фотографии: Aerospatiale Gazelle / SA.341/SA.342 - Франция - 1967Bell H-13 Sioux / Model 47 - США - 1945Cierva/Saunders-Roe W.14 Skeeter - Великобритания - 1948Westland Lynx - Великобритания - 1971
-
Мировая Авиация 59
Регистрационный номер : XS463 28 октября 1962г.: первый полет в Уайт-Уолтхэме совершил предсерийный Westland Wasp (XS463), разработанный на базе Saunders-Roe Р.531. Пилот - Рон Геллатли.
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 05 - Air-launched Missiles
Aerospatiale AS.12 air-to-surface missile installation on Wasp helicopter
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 05 - Air-launched Missiles
Aerospatiale AS.12 air-to-surface missile installation on a Wasp helicopter
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Westland Wasp AS Mk.l, during deck trials on H M.S. Nubian
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
Westland Wasp HAS.1.
-
Мировая Авиация 242
Wasp не имел никакого поискового оборудования. Вертолет являлся не более чем платформой для доставки к месту сброса торпеды или глубинной бомбы. Поиск подводной лодки осуществляли корабли или самолеты.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Westland Wasp HAS.Mk 1 of No 829 Squadron, allocated to the frigate HMS Euryalus
-
Мировая Авиация 242
В ходе фолклендской войны вертолеты британских ВМС (включая Wasp с УР AS.12) успешно атаковали и повредили в Гритвикене на Южной Георгии аргентинскую субмарину "Санта Фе".
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Westland Wasp anti-submarine helicopters of the Royal Netherlands Navy, by whom they are designated AH-12A
-
Мировая Авиация 242
ВМС Голландии в 1966-1967 годах получили 12 AH-12A Wasp (на фото), поступивших на вооружение 860-й эскадрильи. AH-12A базировались на фрегатах типа "Ван Слейк".
-
Air Pictorial 1977-08 / J.Rawlings - Greenham Commons
Unusual participant at Greenham was Westland Wasp "236" of No. 860 Squadron, R. Netherlands Navy. R.A.F. Puma behind
-
Air Pictorial 1978-01
Регистрационный номер : N-7037, N-7038 The new Brazilian Navy Wasps at Weston-super-Mare. N-7038 hovering over N-7037. Colour scheme is dark grey with pale grey undersides
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Westland Wasp anti-submarine helicopter, one of 17 built for the South African Navy
-
Мировая Авиация 242
ЮАР стала крупнейшим покупателем Wasp (на фото), закупив двумя партиями в 1963 и 1973 годах 16 вертолетов. Последняя партия состояла из восьми вертолетов, два из которых не поставили из-за эмбарго на поставку вооружения режиму апартеида. Wasp поступили на вооружение 22-го звена, в 1976 году звено переформировали в 22-ю эскадрилью морской авиации.
-
Air Pictorial 1964-09 / ??? - What to see at Farnborough
One of a batch of Westland Wasp anti-submarine helicopters, similar to the Royal Navy's AS.1, being supplied to the South African Navy
-
Air Enthusiast 1973-03 / ??? - Winged springbok: ... then South African Air Force today
One of the original hatch of Westland Wasp helicopters used for ASW duties from destroyers and frigates
-
Air Pictorial 1994-08 / J.Rawlings - A Scout's farewell
Регистрационный номер : G-APVL Looking very similar to the Scout of later years, G-APVL was the first of two P.531-2 prototypes built by Saunders-Roe in 1959.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Westland Scout AH.Mk.1 (685 shp Bristol Siddeley Nimbus shaft-turbine)
-
Aeroplane Monthly 1994-01 / A.Robertson - Mayday!
Регистрационный номер : XR636 Army Air Corps Westland Scout AH.1 XR636 during a demonstration at Middle Wallop on July 31, 1971. The AH.1 was powered by a 1,050 s.h.p. Rolls-Royce Bristol Nimbus 101 or 102 turboshaft engine derated to 658 s.h.p. The range with maximum fuel, pilot and four passengers was 315 miles. The prototype AH.1, XP847, was first flown on March 6, 1961 and the type is still in service with the Army Air Corps.
-
Air Pictorial 1994-08 / J.Rawlings - A Scout's farewell
Регистрационный номер : XP167 Third pre-production Scout XP167 which later went on to rotor-head development trials.
-
Aeroplane Monthly 1994-01 / A.Robertson - Mayday!
A Scout AH.1 of 653 Sqn pictured in January 1974. The Scout entered service with the Army Air Corps in early 1963, replacing the Saro Skeeter.
-
Мировая Авиация 76
Французские ракеты. Nord AS.11 стала первой западной ПТУР, установленной на вертолеты. Управление ракетой - по проводам. Комплекс создан в середине 1950-х годов и оставался в производстве до конца 1980-х годов. Выпущено более 179 000. Масса AS.11 - 30 кг, дальность - 3 км. Ракетами вооружались британские вертолеты Westland Scout (на фото) и французские Alouette III.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 05 - Air-launched Missiles
Aerospatiale AS.11 air-to-surface missiles on a British Army Scout helicopter
-
Мировая Авиация 238
Scout обеспечивали операции британцев в Северной Ирландии - использовались для наблюдения и связи и первыми получили на вооружение ТВ-систему "Heli-Tele". Вертолеты, задние двери и сиденья на которых были демонтированы, действуя парами, доставляли в требуемую точку оперативную группу из восьми военнослужащих. Во время конфликта в Северной Ирландии было потеряно пять вертолетов.
-
Air Pictorial 1994-08 / J.Rawlings - A Scout's farewell
An SS.11 ATGW leaves its outrigger launcher for a target picked out using the roof-mounted sight. No 656 Sqn, AAC fired this type of missile at dug-in Argentinian positions during the Falklands War, with marked effect.
-
Мировая Авиация 238
Регистрационный номер : XR637 С конца 1960-х по конец 1970-х годов вертолеты Scout, способные нести до четырех ПТУР AS.11, были у британской Армии основным авиационным средством возможной борьбы с советскими танками. Для прицеливания использовался стабилизированный прицел Ferranti AF120, установленный на крыше кабины.
-
Мировая Авиация 251
Scout AH.Mk 1 - основной боевой вертолет британской Армии в 1960-1970-х годах.
-
Air Pictorial 1977-08
Регистрационный номер : XW280 [2] First Westland/Aerospatiale Lynx AH.1 for the British Army, XZ172 is seen in company with Scout XW280, the type it will replace in 1978 onwards. The Lynx is now being tested at Middle Wallop
Другие самолёты на фотографии: Westland Lynx - Великобритания - 1971
-
Air Pictorial 1994-08 / J.Rawlings - A Scout's farewell
Регистрационный номер : XR628 [2] Accompanied by an Army Beaver, Scout XR628 was part of a detachment based in Aden in the 1960s. At that time, Scouts carried vertical tail stripes in line with standard British Service markings.
Другие самолёты на фотографии: De Havilland Canada DHC-2 Beaver - Канада - 1947
-
Авиация и Время 1999-04 / А.Заболотный - Британские вертолеты в Фолклендской войне /Авиация в локальных конфликтах/
Вертолеты "Скаут" и "Газель" морской пехоты использовались для эвакуации раненых с поля боя. На снимке: во время вывоза пострадавших при бомбежке в бухте Фицрой
-
Авиация и Время 1999-04 / А.Заболотный - Британские вертолеты в Фолклендской войне /Авиация в локальных конфликтах/
Прямо из бочки - основной способ заправки вертолетов "Скаут" AH.1 морской пехоты на передовом пункте базирования в бухте Тил Инлет
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Westland Scout AH.Mk 1 685 shp Bristol Siddeley Nimbus shaft-turbine engine)
-
Aviation Historian 20 / R.Riding - Three deadly minutes
While the pall of thick black smoke continues to climb and starts drifting northwards, emergency vehicles rush to the scene of the crash; a Westland Scout carrying a hopper of water or fire-retardant returns from the Black Sheds to pick up another load. In marked contrast to air events today, the aircraft display programme continued shortly afterwards.
-
Air Pictorial 1977-11
This year's Army Air Day, held at Middle Wallop on 6th August 1977, began with a massed arrival of ten fixed-wing aircraft (Chipmunks) and sixty-five helicopters. Front row: Basic Fixed-Wing Flight Chipmunks, Canadian A.F. Kiowas, German Army MBB BO 105Cs and Bell UH-1Ds. 2nd row: Gazelles from the Basic Rotary-Wing Flight and No. 2 Flight. 3rd row: Bristow Bell 47Gs, Scouts from the Advanced Rotary-Wing Flight. 4th row: Alouettes of Nos. 6 and 14 Flights, sundry Sioux and Scouts. 5th row: I.F.T.U. Lynx and and R.A.F. No. 230 Squadron Puma landing
Другие самолёты на фотографии: Aerospatiale Gazelle / SA.341/SA.342 - Франция - 1967Aerospatiale Puma / SA.330 - Франция - 1965Bell H-13 Sioux / Model 47 - США - 1945Bell Model 206 Jet Ranger / OH-58 Kiowa - США - 1966Bell UH-1D Iroquois / Model 205 - США - 1961De Havilland Canada DHC-1 Chipmunk - Канада - 1946MBB Bo-105 - Германия - 1967Sud-Aviation Alouette III / SA.316 / SA.319 - Франция - 1959Westland Lynx - Великобритания - 1971
-
Air International 1994-10 / P.Cooper - Forever Farnborough (2)
General view of the SBAC area seen during September 1960 showing, among others, the Gnat, Sea Vixen, Belvedere, Heron, Jet Provost, Comet, EP-9, Scout, Wasp, Whirlwind and Wessex. Note the exhibition area and the chalets, and compare with the area covered by these today.
Другие самолёты на фотографии: Bristol Belvedere / Type 192 - Великобритания - 1958De Havilland Comet 3 / 4 - Великобритания - 1954De Havilland Heron / D.H.114 - Великобритания - 1950De Havilland Sea Vixen / D.H.110 - Великобритания - 1951Folland Gnat - Великобритания - 1955Hunting Percival Jet Provost / P.84 - Великобритания - 1954Percival E.P.9 - Великобритания - 1955Westland Wessex - Великобритания - 1958Westland Whirlwind - Великобритания - 1953
-
Air Pictorial 1994-08 / J.Rawlings - A Scout's farewell
Exports of Scouts were made to Jordan, Bahrain and Australia (shown).
-
Air Pictorial 1994-08 / J.Rawlings - A Scout's farewell
Exports of Scouts were made to Jordan (left), Bahrain (right) and Australia.
-
Air Pictorial 1994-08 / J.Rawlings - A Scout's farewell
The machine gun mount seen here was another ‘Falklands fit’.
-
Air International 1985-12
Регистрационный номер : XR628 [2] When, on 8 June 1982, four Grupo 5 A-4B Skyhawks of the FAA attacked the LSL's Sir Galahad and Sir Tristram at Port Pleasant the crew of 656 Squadron Scout AH Mk 1 XR628 found themselves in the direct path of the attackers. After taking avoiding action the Scout sustained a transmission failure and crash-landed into MacPhee Pond, just south-west of Fitzroy, where this photograph was taken shortly after alighting.
-
Aeroplane Monthly 1994-01 / A.Robertson - Mayday!
Регистрационный номер : XV125 Army Air Corps Westland AH.1 Scout XV125 lying in the snow after its dramatic descent on December 16, 1969. On hitting the ground, the Scout rolled over four times before coming to rest on its side.
-
Air Pictorial 1994-08 / J.Rawlings - A Scout's farewell
A Westland general arrangement drawing of the basic Scout AH.1 before the later addition of bulged cabin doors to improve observation work.
- Фотографии