Westland Whirlwind
Варианты:
Westland - Whirlwind - 1953 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1953
Вертолет

Транспортный и поисково-спасательный вертолет с экипажем из трех человек и рассчитанный на восемь пассажиров
Описание
Фотографии
Westland Whirlwind

   В ноябре 1950 года «Westland» подписала соглашение с «Sikorsky» о лицензионном выпуске вертолета S-55 для британских ВС и армий ряда других стран. Вертолет получил обозначение Whirlwind. Первый вертолет британской сборки поднялся в воздух в ноябре 1952 года. Британские ВВС первоначально приобрели вертолет для поисково-спасательных операций и как связные. Последовавший затем вариант Whirlwind HAR.Mk 4 отличался более мощной силовой установкой, что позволило повысить возможности машины в условиях жаркого климата и горной местности. Это позволило в итоге активно применять вертолет во время операций в Малайе в 1950-е годы. Британские ВМС также приобретали Whirlwind и противолодочный Whirlwind HAS.Mk 7.
   В ходе эксплуатации выяснилось, что Whirlwind имеет недостаточно мощную силовую установку, слишком большую массу, а также имеет определенные конструктивные ограничения из-за большого носового отсека, где размещался звездообразный двигатель (на машинах первой серии ставились два варианта американского двигателя, а на машинах второй серии - двигатели Alvis Leonides Major). Для гражданского рынка «Westland» разработала вариант третьей серии, который оснащался уже турбовальным двигателем General Electric T58, строившимся по лицензии в Великобритании под обозначением Bristol Siddeley Gnome H.1000. Прототипы с американским и британским двигателями были облетаны, соответственно, в феврале и сентябре 1959 года.
   В целях упрощения установки двигателя без переделки планера вертолета специалисты «Westland» сохранили его расположение, а также редуктор и трансмиссию от базового поршневого варианта. В итоге турбовальный Whirlwind превратился в достаточно привлекательную машину, способную решать различные задачи. Начиная с середины 1960-х годов, вертолеты с турбовальными двигателями выпускались в основном путем переоборудования бывших поршневых вертолетов - данные машины приобретались британскими ВМС и ВВС.
   В дополнение к этому следует отметить, что вертолету Whirlwind сопутствовал и хороший экспортный успех - он поставлялся военным заказчикам не менее 16 стран мира.


Варианты
  
   Whirlwind Srs 1: первоначальный гражданский серийный вариант с двигателем R-1340-40 Wasp мощностью 600 л.с. или Cyclone R-1300-3 мощностью 700 л.с.
   Whirlwind Srs 2: гражданский вариант с двигателем Alvis Leonides Major Mk 155 мощностью 780 л. с. или Mk 755 мощностью 750 л. с.
   Whirlwind Srs 3: гражданский вариант, в целом схожий с вариантами Srs 1 и 2, но с турбовальным двигателем General Electric T58 мощностью 1050 л .с. на прототипе и с лицензионным его вариантом Bristol Siddeley Gnome H.1000 на серийных вертолетах
   Whirlwind HAR.Mk 1: вариант для британских ВМС с двигателем R-1340-40
   Whirlwind HAR.Mk 2: вариант для британских ВВС, аналогичный варианту HAR.Mk 1
   Whirlwind HAR.Mk 3: вариант для британских ВМС, аналогичный HAR.Mk 1, но с двигателем R-1300-3
   Whirlwind HAR.Mk 4: вариант для британских ВМС для службы в Малайзии с двигателем R-1340-57 мощностью 600 л. с., приспособленным для использования в условиях тропиков и высокогорья
   Whirlwind HAR.Mk 5: вариант с силовой установкой вертолета Whirlwind Srs 2; три вертолета изготовлено для Королевских ВМС Великобритании и четыре - для Австрии
   Whirlwind HAS.Mk 7: вариант для британских ВМС с той же силовой установкой, что и Whirlwind Srs 2; первый вертолет для противолодочных операций
   Whirlwind HCC.Mk 8: два вертолета с двигателями Alvis Leonides Major Mk 160 мощностью 740 л. с. и компоновкой для перевозки VIP-персон (вертолет вошел в состав британского королевского летного отряда)
   Whirlwind HAR.Mk 9: вариант Whirlwind HAS.Mk 7 с газотурбинным двигателем Gnome H.1000 для поисково-спасательных операций и ледовой разведки
   Whirlwind HAR.Mk 10: вариант для британских ВМС с двигателями Gnome H.1000; несколько вертолетов переоборудованы из вариантов HAR.Mk 2 и HAR.Mk 4 с сохранением силовой установки
   Whirlwind HCC.Mk 12: два вертолета с турбовальными двигателями Gnome H.1400 и VIP-компоновкой для королевского летного отряда
   Whirlwind HAR.Mk 21: десять вертолетов S-55, поставленных британским ВМС с двигателями Pratt & Whitney Wasp R-1340-40 мощностью 600 л. с.
   Whirlwind HAR.Mk 22: 15 вертолетов S-55, поставленных британским ВМС в варианте с двигателями Wright R-1300-3 мощностью 700 л.с.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Westland Whirlwind HAR.Mk 10

   Тип: транспортный и поисково-спасательный вертолет с экипажем из трех человек и рассчитанный на восемь пассажиров
   Силовая установка: один ТВаД Bristol Siddeley Gnome H.1400 мощностью 1050 л. с. (783 кВт)
   Летные характеристики: крейсерская скорость 167 км/ч; статический потолок 4815 м
   Масса: максимальная взлетная 3629 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 16,15 м; длина с вращающимися винтами 18,94 м; высота 4,04 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 204,95 м2
Whirlwind HCC.Mk 12. Для полетов королевы построили два специальных HCC.Mk 12. Они отличались специальным VIP-салоном на четырех пассажиров с шумоизоляцией, а также двойным управлением. Но если принц Филип часто садился в кабину, то королева редко пользовалась одномоторным Whirlwind. Королевский вертолет летал нерегулярно, пока британские ВВС не заменили его более безопасным двухдвигательным Wessex.
No.110 Squadron Whirlwind HAR.4 XJ414 high over Malaya.
Engine repairs underway on a strip near Kuala Lumpur.
Tail rotor adjustment on a 155 Squadron Whirlwind in the camouflage scheme.
В 1968-1976 годах вертолеты Whirlwind HAR. Mk 9 из 829-й эскадрильи осуществляли операции в Антарктике с борта патрульного судна ледового класса «Эндуранс». Данные машины несли характерную заметную окраску.
The colour plate was taken by RODNEY C. H. FOYNTON during trials at Calshot, with Keith Sissons in the cockpit. A Royal Navy Westland Whirlwind is in pursuit in the picture. Leisure Sport, the owners of the S-5, have recently completed a full-size replica of a Fokker Dr.l Triplane which is due to fly shortly.
Whirlwind HAS.Mk 7 из 705-й эскадрильи морской авиации, использовавшиеся на базе ВМС Калдроуз как учебные. Mk 7 поступил в эксплуатацию в 1957 году, став первым специальным противолодочным вертолетом, но его быстро заменили на более крупный и тяжелый Westland Wessex. В 1960-х годах машина продолжала применяться как транспортная, а как учебно-тренировочная находилась в строю до декабря 1974 года.
Two of No 84 Squadron "A" Flight's quartet of Whirlwind HAR Mk 10s that primarily fulfil the SAR role from RAF Akrotiri. It will be noted that each of the helicopters is marked (on the tail rotor arm) with the symbol of one of the four suits of playing cards.
Привычная для начала 1980-х годов картина для прибрежных вод Великобритании: желтый поисково-спасательный Westland Whirlwind британских ВВС.
Эти HAR.Mk 10 и HC.Mk 10, вставшие в строй в ноябре 1961 года, были первыми в британских ВВС газотурбинными Whirlwind. Они использовались для поисково-спасательных операций и как тактические транспортные вертолеты малой дальности.
The Whirlwinds of "B" Flight carry no RA F insignia but sport the Scorpion emblem of No 84 Squadron on a pale blue field on each side of the fuselage nose.
На Кипре вертолеты Westland Whirlwind из 84-й эскадрильи действовали в интересах сил ООН, размещенных между турецкими и греческими войсками. В 1981 году эскадрилью перевооружили вертолетами Wessex.
This Sixties photograph of XR486 in service with the Queen's Flight was taken at the London Heliport at Battersea - it is undated, but must have been before February 15, 1967, the date the Pontin’s Brantly B.2A G-ASHD in the background was written off.
Whirlwind XR486 photographed by BILL FISHER after restoration at Tattershall this year.
The first of the Spanish Whirlwinds is preserved at Cuatro Vientos, near Madrid, but the example seen here, possibly the third, initially serialled Z-3 and later Z.1B-21 and ZD.1B-21, perches delicately on the roof of the "spaceship disco", or KU discotheque, on the outskirts of Benidorm, a popular and lively beach resort on the Costa Blanca in eastern Spain.
The Author - the moustache did not last long, it made him look old!
Westland Whirlwind XA862.
XJ433 is a Westland-Sikorsky Whirlwind H.A.R. Mk. 2
Flying off Penang in Westland Whirlwind HAR.4 XJ426 in the all-new yellow. Taken by a 155 Squadron pilot, it was used as the basis of the unit’s Xmas card for 1959.
Westland WS.55 XG588 about to lift a “survivor”, complete with dinghy, using the author's net.
Four Whirlwinds of 155 Squadron on return from an 'op'.
Британские "Уирлвинды" взлетают с палубы авианосца "Тизиас"
Troop training at Dusan Tua, Kuala Lumpur - the jump was a long one!
В Малайе впервые в истории в значительных масштабах были использованы вертолеты, в полной мере продемонстрировавшие свою незаменимость при ведении боевых действий в джунглях. На ТВД британцы перебросили вооруженные вертолетами Whirlwind 848-ю эскадрилью ВМС и 155-ю эскадрилью ВВС.
Troops out, refuel, all with the rotors running. Whirlwind HAR.4 XD182 of 110 Squadron in the overall yellow scheme.
Awaiting the start of an operation with the Australian Army at Lasah Strip, 1959.
Four crews take a break during a trooplift operation with an Australian regiment from the strip at Lasah. The Author is kneeling, third from left.
French Indo-China WS-55, utilising R.A.F. serial WJ600.
A Whirlwind HAS.22, WV202, as used by the Fleet Air Arm.
SQUADRON-SERVICE HAR. Mk. 5. One of the first illustrations of an all-yellow air rescue Westland Whirlwind HAR. Mk. 5 (XK987) which shows the wider tail rotor arm and "broken back" This HAR Mk.5 belongs to St. Mawgan, Cornwall-based No. 22 Squadron.
J. E. Wilkie's vintage Whirlwind HAS.7 G-AYXT is based at Blackpool.
The Whirlwind Mk. VII is the first British-built helicopter designed specifically for anti-submarine warfare, Note the large weapons bay in the underside of the fuselage.
Tipsy Trainer 1 G-AFVN of the Montgomery Flying Group preparing to leave Baginton just as an Alvis Leonides-powered Sikorsky S-55 hovers in the background under test by Johnny Williams. Registered in July 1939, the Tipsy is still extant.
Whirlwind HAS.Mk 7 из 829-й морской эскадрильи отрабатывает действия по спасению на море. Основной задачей подразделения было обучение экипажей противолодочных машин, но оно также выполняло поисково-спасательные операции в заливе Портленда.
A Westland S-55 Whirlwind of the Joint Experimental Helicopter Unit lifts a DHC-1 Chipmunk during a demonstration at the REME depot at Arborfield, Berks in 1958.
Army Beaver XP774 lands on an unidentified carrier whilst an S-55 keeps a watchful eye.
The open but semi-retractable anti-submarine weapons bay on the Westland Whirlwind AS. Mk. 7 (XK941);
Westland S.55, G-AOHE (c/n. WA/126), at Burnaston en route to its Antarctic whale-spotting duties as replacement for S.55, G-ANJS, lost at sea off the Brazilian coast 5/11/55.
The demonstration Westland Whirlwind Srs. 2, a civilianised AS. Mk. 7.
Westland-Sikorsky WS-55 G-ANUK alights in front of County Hall in 1955. Even if all eight trips a day were full, BEA would still make a loss of ?322.
Of course! The inspiration for Harold the Helicopter: a superb photograph of float-equipped Westland-Sikorsky WS-55 G-ANUK at London’s Waterloo Air Terminal in 1955, against a backdrop of railway arches and the Royal Festival Hall.
In 1955 there were active proposals for a floating helicopter platform on the Thames. BEA’s S-55 Whirlwind G-ANFH is seen during noise measurement tests in connection with that scheme.
Внешне схожий с S-55, вертолет Westland WS-55 Series 1 в 1951-1960 годах был построен в количестве 45 машин. В 1956-1957 годах авиакомпания BEA применяла его на линии Ватерлоо-Лондон-Хитроу.
Westland WS55 Srs 1 G-ANFH;
Westland Whirlwind Series 3, fitted with power hoist and cargo hook
Another Westland helicopter to be seen at Farnborough is the Gnome-powered Whirlwind.
From No. 2 F T.S., Shawbury, Whirlwind HAR.10 XP163
The Royal Navy's Lee-on-Solent Gnome Whirlwind rescue helicopter performing a mock rescue at Calshot Spit in 1976.
Строившийся первоначально как Westland WS.5S Whirlwind Series 1, вертолет G-AODA в 1964 году был переоборудован "Bristow Вертолеты" в вариант Series 3 - с турбовальным двигателем. На фотографии он изображен с устройством Marconi MMW.
One of two Gnome-engined Westland Whirlwind Series 3s handed over to the Brazilian Navy on 21th March
A Whirlwind HAR Mk 10 of No 84 Squadron's “B" Flight during a rapid turnaround at the DANCON Charlie Company camp at Limnitis, a Turkish enclave.
A Whirlwind HAR Mk 10 of No 84 Squadron's “B" Flight taking-off from the otherwise unused Nicosia Airport for a resupply flight to DANCON observation posts in the buffer zone
A Whirlwind approaches the small gravel-covered helipad of one of the DANCON observation posts. Situated on hilltops that are virtually inaccessible to anything but a helicopter (or a goat), the observation posts supplied by "B” Flight demand a high level of helicoptering skill from its crews.
A selection of photographs taken during the Sixties when XR486 was in Queen’s Flight service. Note the undercarriage flotation gear.
Westland Whirlwind Series 3 (1,050 shp Bristol Siddeley Gnome shaft-turbine engine)
Whirlwind HAR.10 XP335 from the Rotary Wing Flight, Ternhill, demonstrates load-lifting during a display
Westland-built turbine-powered development of the S-55, flown by the RAF as the Whirlwind HAR.10 search and rescue aircraft.
The 45min flypast at RAF Finningley on July 29, 1977, as part of the Queen's Silver Jubilee review, was led by this ensign-towing Whirlwind with Gazelle escorts.
The flypast began (and ended) with the R.A.F Ensign being flown past the Queen, carried by Whirlwind HAR.10 XR453 of No. 2 F.T S., flanked by C.F.S. Gazelle HT.3s XX406 and XW898. In the background twenty-two Jet Provost T.5As in "25" formation (from No 1 F.T.S. and R.A.F. College Cranwell) start their run-in
STATIC PARK - This view covers the entire static display and shows the three main lines of aircraft: (foreground) Lightnings, VC10, Harriers, Victors and Phantoms; (centre) Vulcans, Jaguars, Canadian A.F. CF-104, R.A.A.F. F-111C and R.N.Z.A.F. Hercules, facing a row of Puma, Wessex, Whirlwind and Gazelle helicopters; and (behind) Shackleton, Argosy, five Nimrods, four Hercules facing Communications aircraft (Andover, Pembroke, Devon) and trainers, with four Buccaneers and five Canberras at the end of the line
The graveyard at Lagos-Ikeja in 1974. Left to right: former Schreiner Airways DC-7 PH-SAE, DC-3 and Whirlwind.
Result of engine failure over the jungle. Despite the look of the blades, an examination of the terrain gives testament to a pretty neat piece of flying. The Whirlwind was stripped of major components and then left to rot.
Whirlwind HAR.Mk 10. Данный вертолет Whirlwind HAR.Mk 10 принадлежал 22-й эскадрилье британских ВВС, которая в 1962 году прошла перевооружение с поршневых Whirlwind HAR.Mk 2 на газотурбинные HAR.Mk 10. Последнюю модель в ноябре 1981 года сменили вертолеты Westland Wessex. Этот XP395 вместе с XP329 (тоже HAR.Mk 10) находится сегодня в частной коллекции в Таттершел Торпе.
Westland Whirlwind S-55 Helicopter