RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : США

Год : 1959

Одноместный многоцелевой тактический истребитель

Варианты

Lockheed F-104 Starfighter

<...>
   В конце 1958 года командование ВВС ФРГ приняло решение закупить модернизированный вариант F-104G Starfighter, отличавшийся современной прицельно-навигационной системой и более мощными двигателями J79-GE-11A тягой 70,28 кН. Затем на самолет поступили заказы и от других стран НАТО, а лицензионный выпуск самолетов был организован в Бельгии, Германии, Италии и Нидерландах, с участием компаний из США и Канады. Последняя выбрала CF-104 в качестве своего нового истребителя.
   Новые F-104G, CF-104 и RF-104G Starfighter были приобретены Бельгией (101 самолет), Канадой (200), Данией (40), Германией (749 самолетов для Люфтваффе и авиации Бундесмарине), Грецией (45), Италией (125), Голландией (120), Норвегией (19), Испанией (18), Тайванем (67) и Турцией (46). Выпуск самолетов был также организован в Японии - компания "Mitsubishi" в 1962-1967 годах собрала 210 машин варианта Model 683B, в местных ВВС они получили обозначение F-104J и были списаны только в марте 1986 года.
   Большинство Starfighter с 1979 года стали заменять на более современные истребители, но часть машин была передана Соединенными Штатами своим союзникам и странам НАТО. Главными получателями самолетов стали Греция, Норвегия, Тайвань и Турция, но к концу 1990-х годов все самолеты были сняты с вооружения.
   С 1956 года для ВВС США было выпущено 26 учебно-тренировочных самолетов F-104B и 21 самолет F-104D, отличавшихся двухместной кабиной с тандемной схемой размещения пилотов. После завершения их выпуска компания "Lockheed" приступила к производству учебно-тренировочных вариантов F-104G для НАТО и Японии: 38 самолетов CF-104D для Канады, 30 F-104F и 137 TF-104G для Германии, 20 F-104DJ для Японии и 29 TF-104 - в рамках программы военной помощи (Дания - 4 самолета, Греция - 6, Норвегия - 2, Испания - 3, Турция - 6, Тайвань - 8).
   Компания "Lockheed" также построила 191 самолет TF-104G для НАТО, из которых 68 машин были собраны в Европе из машино-комплектов, поставленных "Lockheed", а еще 16 самолетов были поставлены ВВС Италии компанией "Fiat". Благодаря этому общее количество выпущенных F-104 достигло 359 машин. TF-104G сохранил вооружение и авионику одноместной версии, включая РЛС F-15A NASARR, за исключением 20-мм пушки Vulcan, вместо которой машина получила больший запас топлива. Единственным эксплуатантом F-104 на сегодня является пилотажная группа "The Starfighters F-104 Demo Team".
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lockheed F-104G Starfighter

   Тип: одноместный многоцелевой тактический истребитель
   Силовая установка: один ТРДФ General Electric J79-GE-11A тягой на форсаже 70,28 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10975 м - 2338 км/ч или М=2,20; начальная скороподъемность 16765 м/мин; практический потолок 17 680 м; боевой радиус с максимальной нагрузкой при решении ударной задачи 483 км
   Масса: пустого 6387 кг; максимальная взлетная 13054 кг
   Размеры: размах крыла без ракет на законцовках крыла 6,68 м; длина 16,69 м; высота 4,11 м; площадь крыла 18,22 м2
   Вооружение: одна 20-мм шестиствольная пушка M61A1 Vulcan, плюс до 1955 кг авиационных средств поражения; в базовом варианте - одна 10/20-килотонная ядерная бомба B57 или одна 100/500-килотонная ядерная бомба B61, две ПКР Kormoran или Penguin, две УР "воздух-поверхность" AGM-65 Maverick, а также авиабомбы калибров 907, 454, 340, 227 и 113 кг, кассетные авиабомбы семейства CBU и блоки НАР серии LAU для 127-мм и 70-мм НАР, и также две УР "воздух-воздух" ближнего боя AIM-9 Sidewinder на концах крыла

Показать полностью

Описание:

  • Lockheed F-104 Starfighter
  • Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter
  • Мировая Авиация 78

    Прозванный "ракетой с человеком на борту", истребитель Lockheed F-104 оказался очень спорным самолетом. 18 мая 1958 года F-104A установил мировой рекорд скорости 2260 км/час на большой высоте.

  • Мировая Авиация 149

    Учебное подразделение Люфтваффе неоднократно меняло обозначение - 4510-е учебное авиакрыло, затем 58-е тактическое истребительное учебное авиакрыло, а с 1977 года - 58-е тактическое учебное авиакрыло.

  • Мировая Авиация 176

    ВВС США не купили ни одного F-104G, но самолеты использовались ими для подготовки неамериканских летчиков - в основном из Люфтваффе.

  • Мировая Авиация 25

    ВВС Западной Германии располагали самым большим в мире парком Starfighter. Именно они стали первыми покупателями модификации F-104G. На снимке представлен самолет из JBG34 - последнего авиакрыла Люфтваффе, вооруженного F-104.

  • Мировая Авиация 134

    17-я эскадрилья. Знаки 17-й эскадрильи появились на Jaguar в июне 1975 года, самолеты поступали на смену Phantom FGR.Mk 2. К февралю 1976 эскадрилья была полностью перевооружена на Jaguar.17-я эскадрилья входила в состав авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Брюгген, ее самолеты решали ударные задачи, в том числе предназначались для нанесения ударов с применением тактических ядерных боеприпасов. 16 августа 1984 года эскадрилья получила первый Tornado GR.Mk 1, перевооружение было завершено к 1 марта 1985 года. На фото - самолет 17-й эскадрильи в полете с немецким F-104G.

    Другие самолёты на фотографии: SEPECAT Jaguar - International - 1969

  • Air International 1987-11 / Talkback

    Special paint schemes to mark squadron anniversaries are becoming increasingly commonplace in Europe. From Heilbronn, in West Germany, Markus Ziegler provides this photo of a Luftwaffe F-104G, 20 + 49, painted to mark the 25th anniversary in July 1987 of Luftwaffenschleuse 11, a maintenance and overhaul unit at Manching.

  • Мировая Авиация 165

    Германские Люфтваффе заинтересовались системами безаэродромного старта (Zero Length Launch - ZELL) как средством, позволяющим рассредоточить свои Starfighter, выведя их из-под возможного удара. Предусматривалось, что в случае возникновения угрозы F-104G с ядерным вооружением будут вывозиться автотранспортом к заранее установленным стартовым рампам. Старт самолета должен осуществляться при помощи мощного ускорителя Rocketdyne, отделявшегося после достижения F-104G требуемой скорости. Посадку предполагалось осуществлять на импровизированные ВПП (включая прямые участки автобанов), оснащенные системой торможения (SATS). Система ZELL уже была всесторонне опробована во время работ в США с F-100 Super Sabre, но разработка была в конечном итоге остановлена после того, как Германия потратила на нее свыше 25 млн долларов. Самолет "DA+102" (на фото) стал третьим Starfighter, построенным "Lockheed" для Люфтваффе, и был приписан к JBG 31. Он использовался при первых испытаниях системы F-104G ZELL, проводившихся на авиабазе Эдвардс с июня 1963 года. Американские и германские пилоты проводили испытания системы ZELL в Лехфельде с 4 мая 1966 года, причем без единого происшествия. Гигантский твердотопливный ускоритель NAA Rocketdyne развивал тягу не менее 533,81 кН. Первые несколько секунд после старта F-104 летели по баллистической траектории, пока их скорость не достигала 278 км/ч, и становились эффективными органы управления.

  • Авиация и Время 2016-04 / А.Чечин - Американская мечта. Истребитель F-104 Starfighter

    F-104 ZELL взлетает со специальной установки при помощи порохового стартового ускорителя. Июнь 1963 г.

  • Мировая Авиация 165

    Концерн MBB давно занимался вопросами увеличения маневренности истребителей. Использование статически неустойчивых самолетов с электродистанционной системой управления (ЭДСУ) позволяло значительно улучшить этот показатель. F-104CCV являлся летающей лабораторий MBB, предназначенной для отработки ЭДСУ будущих истребителей, таких как Eurofighter. Неустойчивость Starfighter увеличивали постепенно, сначала добавляя балласт в носовую часть, чтобы изменить положение центра тяжести. Для дальнейшего снижения устойчивости над фюзеляжем машины, перед крылом, установили горизонтальное оперение от другого F-104. Данные, собранные в ходе испытаний, использовались при разработке истребителя EFA, а также при создании экспериментального сверхманевренного самолета Rockwell/MBB X-31. Самолет CCV (на фото) был переделан из перехватчика F-104G постройки компании "Fokker". Его первый полет с трехканальной ЭДСУ состоялся в 1977 году, а дестабилизатор над фюзеляжем был установлен в 1980 году. Путем добавления балласта неустойчивость машины довели до 20%. В общей сложности она совершила 120 испытательных полетов, достигнув к моменту их завершения расчетной скорости М=1,3 и 1204,58 км/ч. Отличительной чертой CCV была длинная инструментальная штанга с датчиками, обеспечивающими точные измерения по всем трем осям. На фюзеляж нанесли калибровочные отметки, облегчавшие наблюдение с земли и самолетов сопровождения. F-104CCV был позднее передан Техническому музею в Кобленце.

  • Авиация и Время 2016-04 / А.Чечин - Американская мечта. Истребитель F-104 Starfighter

    Экспериментальный самолет F-104G-CCV в разное время нес различные бортовые номера
    The Lockheed F-104G Starfighter modified by MBB as a flying test bed for CCV technology with a canard surface mounted behind the cockpit and above the fuselage.

  • Мировая Авиация 165

    The F-104 modified for CCV research, showing its final configuration, with laser gyro in the fuselage pod.

  • Мировая Авиация 24

    Недостаток средств позволил модернизировать лишь небольшую часть парка F-104ASA (на снимке) до стандарта ASAM.

  • Мировая Авиация 25

    Италия намеревалась сохранить на службе свои F-104ASA до поступления на вооружение истребителей EF2000, но в конечном итоге Starfighter были отправлены в отставку до появления в частях новых Typhoon. Модернизации вооружения и бортового оборудования позволяли поддерживать боевые возможности самолета на приемлемом уровне, но его пилотам следовало избегать ближнего воздушного боя, в котором F-104 проигрывал более маневренным современным истребителям. Попади пилот в схватку, великолепные разгонные характеристики и высокая скороподъемность Starfighter были его единственным шансом выйти из ближнего боя.

  • Air International 2007-04 / M.English - Lockheed F-104 Starfighter /Aircraft profile/

    For their air superiority role, Italian Starfighters were given an overall grey camouflage scheme and low-visibility markings - as shown here on F-104S ASA-M 9-42 MM6912 of 9° Stormo. Starfighters had officially been withdrawn from operational service with the Italian Air Force in October 2004, but a handful remained in service to undertake trials work. Final retirement of the type on July 27, 2005, marked the end of Starfighter operations worldwide.

  • Мировая Авиация 163

    Для участия в операции "Allied Force" были выделены итальянские Starfighter, они были дислоцированы на авиабазах Амендола и Червиа, но участия в боях не принимали.

  • Air International 1979-02 / ??? - Aeritalia... cornerstone of italian aerospace

    Although production of the F-104S Starfighter is now to all intents and purposes complete, the overhaul and modification of this type will provide Aeritalia's Caselle Nord plant with a considerable workload for the next decade. Illustrated above are two F-104S Starfighters of the 21° Gruppo, 53° Stormo based at Cameri. All F-104S Starfighters of the Aeronautica Militare will have their air-air capabilities upgraded by Aeritalia in a programme occupying several years.

  • Мировая Авиация 214

    На фотографии самолет из 22-й группы 51-го полка, несущий первоначально применявшийся крупный код подразделения. Он выполняет совместный полет с другим самолетом этой же группы, но уже без крупного цифрового кода.

  • Мировая Авиация 159

    На снимке начала 1960-х годов - истребители-бомбардировщики F-104G производства FIAT из состава 9-й авиагруппы, которая первой в Италии освоила самолеты Starfighter. С июля 1964 года стал наноситься типовой камуфляж НАТО.

  • Мировая Авиация 214

    F-104 поставлялись ВВС Италии в естественной металлической окраске, но затем они получили серо-зеленый камуфляж, а после были окрашены в полностью серый цвет.

  • Мировая Авиация 25

    Несмотря на принятие на вооружение самолетов Tornado и АМХ, ВВС Италии продолжали модернизацию своего парка F-104, продолжая летать на них и в 21 веке. В последние годы службы эти самолеты вели воздушное патрулирование совместно с истребителями Tornado F.Mk 3, которые обеспечивали их дополнительной радиолокационной информацией при выполнении перехвата воздушных целей.

  • Мировая Авиация 214

    F-104S из 12-й группы 36-го полка в полете вместе с Tornado IDS из 156-й группы 36-го полка.

    Другие самолёты на фотографии: Panavia Tornado IDS (GR) - International - 1974

  • Мировая Авиация 176

    Итальянский F-104S и турецкий TF-104G в полете вместе с A-7D авиации Национальной гвардии США и итальянским Tornado IDS. Италия - последний эксплуатант Starfighter - списала их в 2004 году.

    Другие самолёты на фотографии: Panavia Tornado IDS (GR) - International - 1974Vought A-7 Corsair II - США - 1965

  • Мировая Авиация 214

    По программе ASA бортовую РЛС довели до стандарта R-21G/M1 Setter - добавились возможность скачкообразного изменения несущей частоты, индикатор движущейся цели и режим обнаружения и наведения на фоне земли.

  • Air International 1996-03 / R.Whitford - Fundamentals of Fighter Design (2)

    There are exceptions to every rule. Lockheed opted for a straight wing for its F-104 Starfighter, rather than the delta and swept wings of contemporary supersonic fighters. Among the penalties incurred with this choice were the need for ‘blown’ flaps (air tapped off the engine and exhausted over the flap to energise the airflow) for high AoA conditions (such as landing) and a remarkably thin wing having a dangerously sharp leading edge.

  • Мировая Авиация 25

    Итальянские Starfighter были наиболее совершенными перехватчиками среди всех F-104. Благодаря ряду доработок эти самолеты могли нести ракеты "воздух-воздух" AIM-7 Sparrow или Aspide средней дальности и всеракурсные ракеты AIM-9L Sidewinder.

  • Авиация и Время 2016-04 / А.Чечин - Американская мечта. Истребитель F-104 Starfighter

    F-104S ASA из 9-й авиагруппы ВВС Италии. Великобритания, авиабаза Коттесмор, 9 июня 1997 г.

  • Мировая Авиация 214

    Самолет 9-го полка из Граццанизе несет эмблему подразделения - вставшего на дыбы коня. Подразделение носит имя аса Франческо Баракка.

  • Мировая Авиация 214

    18-я группа 37-го полка, дислоцированная в Трапани, продолжает эксплуатировать F-104S - они решают задачи ПВО и вооружены УР Aspide 1A и AIM-9L.

  • Air International 1999-05 / Airscene

    To protect its air bases, the Italian Air Force moved a number of F-104S Starfighters to strategic airfields to provide a Quick Reaction Alert capability. At Gioia del Colle six 37’ Stormo F-104S-ASA-Ms from Trapani in Sicily await the call, most armed with a pair of AIM-9 Sidewinders.

  • Мировая Авиация 159

    С двумя установленными на крыле УР AIM-7 Sparrow (фото) истребитель F-104S итальянского производства обладал возможностями всепогодного перехватчика, такие же самолеты экспортировались в Турцию.

  • Мировая Авиация 214

    28-я группа, входящая в состав 3-го полка вместе с 132-й группой, эксплуатирует самолеты RF-104G, с 1977 года они применяют контейнеры Orpheus.

  • Мировая Авиация 214

    18-я группа 37-го полка - одно из пяти подразделений ВВС Италии, вооруженных F-104S. Данный F-104S ранее служил в 9-й группе 4-го полка в Гроссето.

  • Мировая Авиация 25

    Специальные схемы окраски в ВВС Италии. Левый и правый борта F-104S из 21-го дивизиона (Gruppo) 53-го полка (Stormo), окрашенные в честь встречи пилотов НАТО "TigerMeet-1996" в Камери.

  • Air International 1988-12 / Talkback

    Home-based at Carneri, this attractively finished F-104S of the 21° Gruppo CIO headed the mass flypast of the “tigers” at the public airshow that ended the event.

  • Мировая Авиация 25

    Специальные схемы окраски в ВВС Италии. 75-летие 5-го полка 23-го дивизиона.

  • Мировая Авиация 25

    Специальные схемы окраски в ВВС Италии. 22-й дивизион, 51-й полк - Истрана, провинция Тревизо

  • Мировая Авиация 25

    Специальные схемы окраски в ВВС Италии. Специальная окраска 51-го полка, 1995 год (на правом борту самолета цвета 22-го полка)

  • Мировая Авиация 25

    Специальные схемы окраски в ВВС Италии. Праздничная окраска базировавшегося в Виллафранка 3-го полка 28-го дивизиона

  • Air International 1984-12 / P.Jackson - High Guardians of the Lowlands

    The RF-104G D-8112, photographed by Jan A H van den Oever, was representative of No 306's previous recce equipment, operational status with the RF-16A having been attained in October 1984.

  • Air Enthusiast 1973-07 / ??? - A Diamond for the Dutch

    Став одними из покупателей в первой "сделке века", Нидерланды последовали примеру многих своих союзников по НАТО, заменив свои F-104 на F-16 Fighting Falcon в ходе второй "сделки века". Как это уже было в США, в начале своей службы в Европе F-104 имели очень высокий уровень аварийности. Голландцы потеряли 35,8% своего парка Starfighter.
    The F-104G Starfighter is currently the most important aircraft in the KLu inventory. The Tactical Air Command includes two F-104G-equipped strike squadrons. Nrs 311 and 312, in its order of battle, these being equipped for the delivery of either conventional or nuclear weapons. A third F-104G unit, Nr 306, fulfils the Tac-R role, and two others, Nrs 322 and 323, operate as interceptors. Starfighters of the last-mentioned units are seen here (Nr 322 Squadron).

  • Авиация и Время 2016-04 / А.Чечин - Американская мечта. Истребитель F-104 Starfighter

    F-104G Королевских ВВС Нидерландов. Нидерланды,авиабаза Уден-Фолькель, конец 1970-х годов

  • Мировая Авиация 25

    F-104G на снимке, несущий ракеты Sidewinder, принадлежал к одной из двух эскадрилий ВВС Дании (???), решавших задачи ПВО.

  • Мировая Авиация 214

    Голландский F-104G в специальной окраске во время авиашоу по поводу 65-летия голландских ВВС (1978 год). Голландские ВВС располагали пятью строевыми подразделениями, вооруженными F-104.

  • Мировая Авиация 25

    Четверка голландских F-104G из базировавшихся в Фолкеле 311-й и 312-й эскадрилий. На эти подразделения были возложены тактические задачи.

  • Air Enthusiast 1973-07 / ??? - A Diamond for the Dutch

    The F-104G Starfighter is currently the most important aircraft in the KLu inventory. The Tactical Air Command includes two F-104G-equipped strike squadrons. Nrs 311 and 312, in its order of battle, these being equipped for the delivery of either conventional or nuclear weapons. A third F-104G unit, Nr 306, fulfils the Tac-R role, and two others, Nrs 322 and 323, operate as interceptors. Aircraft of Nr 306 Squadron on the flight line at Volkel are seen here.

  • Мировая Авиация 214

    Бельгийский F-104G постройки компании SABCA рядом с греческими Starfighter. В бельгийских ВВС самолеты стояли на вооружении 1-го авиакрыла в Бовешене (всепогодные перехватчики), 10-го авиакрыла в Клейне-Брогеле (тактическое ударное) и группе переподготовки летчиков (подразделения на обеих базах). В период 1963-1983 годов в авариях и катастрофах было потеряно 37% всех FAB/Blu F-104.

  • Мировая Авиация 214

    Бельгийские, канадские (439-я эскадрилья «Sabre-toothed Tiger»), греческие (335-я эскадрилья «Tiger») и итальянские (21-я группа 53-го полка) Starfighter несли в разное время «тигровый» камуфляж. Этот F-104G принадлежал 31-й эскадрилье «Tiger» 10-го авиакрыла ВВС Бельгии, дислоцировавшегося в Клейн-Брогеле в период с апреля 1964 года по начало 1983 года. Также в крыло входила и 23-я эскадрилья.

  • Air International 2006-11 / Talkback

    Beauvechain Air Base hosted this year's Belgian Defence Days on September 2-3, 2006 and to mark the occasion, the 1 Wing Historical Centre unveiled its two most recent restoration projects: Lockheed F-104G Starfighter FX-47, seen here, and Hawker Hunter F.6 IF-65. The Starfighter is resplendent in the silver and white scheme in which it entered active service with the Belgian Air Force in May 1964 - it was withdrawn from use in January 1982.

  • Мировая Авиация 107

    Первыми перехватчиками F-104, попавшими на Тайвань, были истребители ВВС США, временно отправленные туда для поддержки чанкайшистов в ходе кризиса на острове Кемой в 1958 году. В 1970-е годы Тайвань получил из США 67 таких самолетов и стал одной из последних стран, принявших их на вооружение.

  • Мировая Авиация 163

    Тайвань стал крупнейшим эксплуатантом Starfighter, заменив их затем на Ching-Kuo, F-16 и Mirage 2000. На фото - пара камуфлированных F-104G

  • Мировая Авиация 214

    22 мая 1998 года на авиабазе Чуанканг в отставку торжественно был отправлен последний F-104 тайваньских ВВС. Здесь дислоцировалось первое подразделение F-104 (8-я тактическая истребительная эскадрилья). К 1990-м годам ВВС имели три подразделения с F-104. В 1993 году 427-е тактическое истребительное авиакрыло получило F-CK-1 Ching-Kuo, в 1997 году в 499-е авиакрыло поступили Mirage 2000-5, а 8 мая 1998 года 12-я тактическая разведывательная авиаэскадрилья списала последние два TF-104.

  • Мировая Авиация 161

    F-104G ВВС Тайваня