Мировая Авиация 78
-
Первыми серийными машинами Whitley были самолеты версии Mk I со звездообразными моторами Armstrong Siddeley Tiger IX мощностью 810 л.с.(604 кВт).
Один из первых серийных "Уитли" в период заводских испытаний. На самолет уже нанесен военный камуфляж и опознавательные знаки, но еще нет буквенных идентификационных кодов. Снимок 1938г.
Этот Whitley Mk V из 78-й эскадрильи целиком окрашен в черный цвет, как и другие машины, принимавшие участие в ночных рейдах на Германию в первые месяцы войны. Самолеты из 78-й эскадрильи участвовали в первом налете на Берлин.
В 1943 году бомбардировщикам Whitley поручили буксировку планеров. На снимке Whitley Mk V из 21-й учебной авиагруппы, тянущий планер Horsa над авиабазой Брайз-Нортон. Whitley буксировали планеры только в учебных полетах, а в боевых вылетах для этого применялись бомбардировщики Halifax.
Whitley стал первым британским бомбардировщиком, оснащенным тяжелым оборонительным вооружением. На нем установили хвостовую стрелковую башню с четырьмя пулеметами, которая поворачивалась с помощью педального привода (машина на снимке оснащена еще и фотопулеметом). Начиная с версии Mk IV, на Whitley ставили башни с моторным приводом.
Три эскадрильи Whitley Mk V и VII летали в Береговом командовании свыше трех лет. На рисунке изображен самолет с кодом Z9190 из состава 502-й эскадрильи. Считается, что машины из этой части в ноябре 1941 года впервые успешно нанесли удар по подводной лодке, обнаруженной с помощью бортового радара.
Базировавшаяся в Северной Африке 376-я группа тяжелых бомбардировщиков 9-й Воздушной армии США летала на бомбежку аэродромов и оборонительных сооружений стран Оси. Позже эта часть из Италии наносила удары по объектам в Германии.
Messerschmitt Bf 109G. Этот истребитель Bf 109G-2/Trop из 6-й эскадрильи 2-й группы 51-й истребительной эскадры "Molders" в июне 1943 года базировался в Каза-Цеппера в штабе ПВО Сардинии. Перед прибытием на средиземноморский ТВД 2-я группа 51-й истребительной эскадры воевала в СССР, а позже сражалась в Германии, Австрии, на Балканах и в Венгрии.
Dewoitine D.520. Трофейные французские истребители этого типа служили в немецких и итальянских ВВС. Этот D.520 из 164-й эскадрильи 160-й отдельной истребительной группы базировался в Реджио-ди-Калабрия в мае 1943 года. Летчикам союзников итальянские D.520 попадались очень редко.
Когда в 1984 году были сбиты два иранских истребителя Phantom, стало ясно, что с заменой перехватчиков Lightning на машины F-15 способности Саудовской Аравии по защите своего воздушного пространства резко возросли.
Эти саудовские истребители F-15C из 3-й эскадрильи несут ракеты AIM-9P Sidewinder и AIM-7 Sparrow. В ходе операции "Щит пустыни" эта часть находилась на базе Дахран совместно c F-15 из 1-го крыла тактических истребителей ВВС США.
Саудовский истребитель F-15C взлетает для дежурства в воздухе в ходе операции "Щит пустыни". В 1990 году F-15C Eagle ВВС Саудовской Аравии при поддержке F-15C ВВС США стали первым рубежом защиты монархии от возможного вторжения Ирака.
Звездный час саудовских ВВС настал 24 января 1991 года, когда капитан Аль-Шамрани (фото) на F-15C сбил пару иракских истребителей Mirage F1EQ.
Прозванный "ракетой с человеком на борту", истребитель Lockheed F-104 оказался очень спорным самолетом. 18 мая 1958 года F-104A установил мировой рекорд скорости 2260 км/час на большой высоте.
СССР использовал возможности, возникающие во время арабо-израильских войн 1960-х и 1970-х годов для сбора разведданных по шестому флоту США. Этот Ту-16РМ перехвачен истребителем F-8 Crusader ВМФ США. На Ту-16 нанесены египетские опознавательные знаки, но считается, что на самом деле это фоторазведчик с советским экипажем.
Лэйси стал одним из лучших английских пилотов начала войны, летая на истребителе Hurricane в 501-й эскадрилье. Из 28 достоверно сбитых им самолетов 23 были сбиты на Hurricane
Югославия. Заказ на 12 истребителей Hurricane Mk I разместили в 1938 году, первые две машины поставили в декабре. Вскоре последовал второй заказ еще на 12 Mk I, их поставка началась в феврале 1940 года. Примерно в это же время в Югославии началась лицензионная сборка Hurricane на белградском заводе "PSFAZ Rogozarski" и на предприятии "Fabrika Aeroplana I Hidroplana Zenun". К началу немецкого вторжения на Балканы в апреле 1941 года в югославских ВВС было 38 Hurricane (фото), включая 15 собранных в Югославии машин. В течение недели большинство из них было сбито или уничтожено на земле.
После войны в ВВС НОАЮ недолго служили истребители Hurricane Mk IV, переданные из 351-й эскадрильи британских ВВС, в которой летали югославские пилоты.
A late-production Hurricane IIC serving with the Yugoslav Partisan Forces in 1945.
Румыния в конце 1938 года заказала 12 истребителей Hurricane Mk I (фото). Все они были получены, но после того, как Румыния стала союзницей Германии, англичане прекратили поставку запчастей. В 1940 году, после модернизации Германией румынских ВВС, Hurricane, вероятно, попали в учебные и запасные эскадрильи.
Канада. Первыми канадскими Hurricane стали 20 собранных в Британии истребителей версии Mk I, поставленных в конце 1938 года для обучения в Канаде пилотов британских ВВС. Затем на заводе "Canadian Car and Foundry Со." организовали постройку Hurricane для ВВС и ВМС Великобритании. Первый из 1451 собранного канадцами самолета (фото) поставили в 1940 году. Хотя большую их часть отправили за границу, канадские ВВС оставили несколько машин (включая ряд самолетов версии Mk X) для своей ПВО.
Трофейные самолеты. В ходе боев самолеты неизбежно попадали во вражеские руки с обеих сторон. Примерно в январе 1941 года на Ближний Восток попал истребитель в тропическом варианте Hurricane Mk I с кодом V7670 ВВС Англии. Его тут же захватили (и возможно облетали) наступающие немецкие войска. К концу года в ходе операции "Crusader" союзники вернули этот Hurricane и сфотографировали его (фото).
Турция приобрела первую партию из 24 истребителей Hurricane Mk I в сентябре - октябре 1939 года. В середине войны Турция получила еще несколько списанных из английских ВВС машин версии Mk II, включая самолет версии Mk IIC в тропическом варианте с кодом HV608 (фото), сфотографированный вскоре после доставки в январе 1943 года.
Португалия. Согласно подписанному во время войны с Португалией договору Великобритания за использование британскими ВВС баз на Азорских островах гарантировала поставку португальским ВВС нескольких партий самолетов. Среди них были 40 Hurricane Mk IIC (фото), модернизированных фирмой "Hawker". Их поставили уже после войны вместе с большим количеством запчастей. Эти истребители прослужили до 1951 года.
Hurricanes began to arrive in Portugal in 1943; "517” was the first Mk IIC assigned to an operational fighter unit, the "VX Squadron" at Ota.
Персия (ныне Иран). Персия заказала 18 истребителей Hurricane Mk I в 1939 году, но из-за задержек с разработкой тропических воздушных фильтров до начала войны поставили только один самолет, а еще один - в 1940 году. Ни один из них не был оснащен фильтром, поэтому поставка остальных заказанных машин была отложена до окончания войны. Однако во время войны англичане все же передали Персии еще 10 самолетов. В 1946-1947 годы к ним добавились 16 Mk IIC (фото) и два двухместных учебных самолета.
Республика Ирландия получила во время Второй мировой войны различными путями, по крайней мере, 19 Hurricane Mk I и IIC, включая самолет с номером "93" (фото). Позже два из них обменяли в Великобритании на три более старые машины.
В 1943-1944 годах были поставлены семь машин версии Mk I и шесть Mk IIC (фото). Некоторые из них оставались в строю до 1947 года.
Советский Союз. По некоторым данным Англия и Канада поставили в СССР начиная с 1941 года 2952 Hurricane, включая 1557 Mk IIB (на снимке) и 1009 Mk IIC. В основном это были новые самолеты, отправленные из Англии. Лишь несколько сотен из них были получены в английских ремонтных частях на Ближнем Востоке и перевезены по железной дороге через Персию в СССР.
Итальянские истребительные подразделения получили MC.202 как раз вовремя - незадолго до начала налетов союзников на Сицилию и Италию. Этот истребитель Macchi МС.202 Folgore летал в составе 369-й эскадрильи 22-го полка (369 Squadriglia, 2 Gruppo, 52 Stormo CT), базировавшегося в Неаполе-Каподичино в июле 1943 года.
Европейский клуб "двух Махов". В конструкции всех трех первых сверхзвуковых европейских истребителей применены варианты треугольного крыла. Истребитель Dassault Mirage IIIA (фото) получил чистое дельтовидное крыло и подвижные полуконические центральные тела в воздухозаборниках. Впервые взлетевший в мае 1958 года, истребитель стал первым в Западной Европе, развившим скорость 2MB горизонтальном полете. Современником Mirage III стал шведский Saab J 35 Draken с крылом в форме двойной дельты. В октябре 1955 года его прототип превысил скорость 1 М. Способный развивать скорость 2 М истребитель приняли на вооружение в 1959 году. В то же время в Британии фирма "English Electric" разработала истребитель Lightning. В его компоновке попытались объединить преимущества треугольного крыла с достоинствами крыла большой стреловидности. 25 ноября 1958 года опытный летательный аппарат P.1b достиг скорости 2 М. Самолеты этого типа ввели в строй в 1960 году.
Для двигателей BMW/Rolls-Royce BR710B самолета Nimrod MRA.Mk 4 используются воздухозаборники большего размера, чем на предыдущих вариантах. Все машины MRA.Mk 4 будут окрашены по новейшей схеме серых оттенков.
На верхней и нижней поверхностях стабилизатора этого самолета Nimrod MR.Mk 2Р добавили небольшие кили, а над кабиной экипажа установили штангу дозаправки в полете. Следует заметить, что контейнеры радиоразведки на законцовках крыла добавили позже наряду с увеличенными килями, и что этот самолет несет ракеты AIM-9.
Hawker Siddeley (BAe) Nimrod R.Mk 1
В середине 1980 годов в советских ВВС летали примерно 285 Ту-16 всех вариантов. Сильно устаревшие бомбардировщики Ту-16А (на рисунке) все еще оставались в строю и планировались для применения обычных свободнопадающих бомб.
Ту-16 первых серий.
В советской дальней авиации и авиации ВМФ насчитывалось примерно поровну самолетов Ту-16. ВМФ также получил бомбардировщики-торпедоносцы Ту-16Т, внешне немного отличавшиеся от бомбардировочной модификации. Но вскоре от этого варианта отказались, а ставшие ненужными машины стали переделывать для других задач, включая ПЛО и спасение на море.
В 1950-е годы некоторые Ту-16 переделали в заправщики, обозначенные Ту-16З. На ранних заправщиках использовалась система дозаправки "от крыла к крылу" - вытягиваемый из правой законцовки крыла шланг захватывался конусом заправляемой машины и вводился в горловину в законцовке ее левой консоли. С 1963 года Ту-16Н оснащались системой "зонд-конус" в бомбовом отсеке и обычно использовались для дозаправки в полках, оснащенных бомбардировщиками Ту-22 и Ту-22М.
Разработка Ту-16 (на снимке его прототип "88") велась под двигатели М-209 КБ А. А. Микулина (позже АМ-3 и РД-3). Двигатель АМ-3 прошел летные испытания на самолете Ту-4ЛЛ. В конце 1948 года по проекту "Н" были заказаны два прототипа изделия "88". Первый из них впервые взлетел 27 апреля 1952 года с экипажем под командованием Н. С. Рыбко.
Первый основной вариант Ту-16А пошел в серию с 1954 года. Он был оборудован системой оборонительного вооружения ПВ-23, сопряженной с РЛС ПРС-1 "Аргон" под килем. Носовой стрелковой установкой ПУ-88 с одной длинноствольной 23-мм пушкой АМ-23 и боекомплектом в 100 снарядов управлял один из пилотов с помощью коллиматорного прицела.
Защитное вооружение Ту-16 А состояло из надфюзеляжной стрелковой установки ДТ-В7 со спаренной 23-мм пушкой АМ-23 (боекомплект 1000 снарядов), подфюзеляжной установки ДТ-Н7С со спаренной пушкой АМ-23 (700 снарядов), кормовой стрелковой установки ДК-7 со спаренной пушкой АМ-23 (1000 снарядов) и курсовой пушки АМ-23, огонь из которой вел пилот.
Ту-16 наносит удар бомбами ФАБ-250. Снимок предположительно сделан над Афганистаном.
В бомбоотсек версии Ту-16А (атомный) можно было подвешивать ядерные бомбы пяти типов. В другом варианте в этом отсеке размещалось до 9000 кг обычных свободнопадающих бомб.
Единственным иностранным заказчиком самолетов Sea Harrier стал индийский ВМФ, получивший 23 Sea Harrier FRS.Mk 51. Этот самолет из первой партии в шесть машин попал в эскадрилью INAS 300 "White Tigers".
Даже в варианте FRS.Mk 1 самолет Sea Harrier настолько резко увеличил возможности ВМС, что с предыдущими машинами их даже не стоит сопоставлять. Но дальнейший анализ потенциала ПВО в возможных операциях показывал, что этот вариант Sea Harrier начал устаревать.
Самолет Sea Harrier FA.Mk 2 с удачной РЛС Blue Vixen и ракетами AMRAAM стал намного более мощным перехватчиком, чем его ранняя версия FRS.Mk 1.
British Aerospace Sea Harrier FRS.Mk 1
Европейский клуб "двух Махов". В конструкции всех трех первых сверхзвуковых европейских истребителей применены варианты треугольного крыла. Истребитель Dassault Mirage IIIA получил чистое дельтовидное крыло и подвижные полуконические центральные тела в воздухозаборниках. Впервые взлетевший в мае 1958 года, истребитель стал первым в Западной Европе, развившим скорость 2MB горизонтальном полете. Современником Mirage III стал шведский Saab J 35 Draken (фото) с крылом в форме двойной дельты. В октябре 1955 года его прототип превысил скорость 1 М. Способный развивать скорость 2 М истребитель приняли на вооружение в 1959 году. В то же время в Британии фирма "English Electric" разработала истребитель Lightning. В его компоновке попытались объединить преимущества треугольного крыла с достоинствами крыла большой стреловидности. 25 ноября 1958 года опытный летательный аппарат P.1b достиг скорости 2 М. Самолеты этого типа ввели в строй в 1960 году.
Первые опыты фирмы "Convair" в области треугольного крыла закончились неудачей, но все же она смогла создать серийный сверхзвуковой истребитель F-102 Delta Dagger.
Первым настоящим сверхзвуковым истребителем ВВС США стал F-100 с мощным двигателем J57 с форсажной камерой и превосходной тяговооруженностью. Выбор для самолета фюзеляжа большого удлинения улучшал его аэродинамику на сверхзвуковых скоростях. F-100 развивал максимальную скорость до 1,4 М.
В 1992 году на авиашоу в Фарнборо был показан проект УР 9М120 в версиях 9М120М или 9М121 "Вихрь-М" (также сообщалось о версии АТ-Х-16 или АТ-16). Вероятно, у новой ПТУР средней дальности с лазерным наведением и трубчатой ПУ радиус действия больше, чем у УР 9М120. Длина ПТУР 2,8 м, масса 45 кг. Предполагается, что УР 9М120М, часто подвешиваемая в контейнерах на пилонах ударного вертолета Ка-50 (фото), может пробивать броню толщиной более 1000 мм. Считается, что масса боеголовки УР около 8 кг. Ракета оснащается сложными неконтактными и контактными взрывателями и может использоваться также против воздушных целей.
ПТУР ATGW-3LR Trigat/PARS 3 LR. Эта ракета малой дальности с ИК ГСН первоначально разрабатывалась совместно Францией, Германией и Великобританией по проекту "Euromissile". Позднее к ним присоединились Бельгия и Нидерланды. Первые опытные пуски варианта средней дальности провели в августе 1991 года, затем началась разработка многочисленных модификаций. При реорганизации европейской промышленности проект передали фирме "Diehl BGT-Defence". Этими ПТУР собирались вооружать вертолеты Tiger, которые должны были поступить на вооружение в 1999 году. На самом деле французские и испанские вертолеты Tiger будут вооружены ракетами "Spike-ER", а немецкие вертолеты - ракетами Trigat / PARS 3 LR с 2010 года.
УР HOT. Принятая на вооружение в начале 1970-х годов УР НОТ (околозвуковая ракета с оптическим управлением в трубчатом контейнере) - совместная разработка Франции и Германии. Сейчас УР НОТ длиной 1,28 м выпускается фирмой MBDA с тандемной боеголовкой. Она проектировалась для пусков с бронетехники или вертолетов. Главным недостатком УР НОТ была ее малая скорость. Даже при пуске с вертолета ракета пролетала свою максимальную дальность 4,3 км почти за 17 с. Улучшенная версия УР НОТ 2 с мощной БЧ обладает более высокой бронепробиваемостью. Скорость УР НОТ 2 также выше, чем у первой модели. Затем появилась улучшенная УР НОТ 2Т, способная пробивать активно-реактивную броню. С 2009 года выпускается УР НОТ 3, предназначенная для различных ЛА, включая вертолет Eurocopter Tiger (на снимке).
Super Mystere В2. Вслед за истребителем Mystere IVB быстро вошел в строй улучшенный самолет Super Mystere В2. Во Франции истребители этого типа прослужили совсем мало. Вскоре ВВС Франции пересели на Mirage III, который мог летать со скоростью 2 М. Машины Super Mystere В2 перевели в ударные. В 1970-е годы этот самолет служил в части ЕС 12.
С 1955 года создавалась разведывательная версия Ту-16Р, оборудованная контейнером с датчиками и АФА в бомбовом отсеке. Его можно опознать по двум обтекателям пассивных антенн радиотехнической разведки, размещенным в блистерах под фюзеляжем перед отсеком вооружения и за ним. Также была возможна подвеска контейнеров под крылом.
Морские варианты Ту-16 для радиоэлектронной разведки трудно распознать, так как большей частью их переделали из бомбардировщиков, и они были очень похожи. Однако представленный на этой фотографии Ту-16Е отличается от Ту-16КРМ отсутствием у него подкрыльевых контейнеров с электроникой. Ту-16Р был другим вариантом, имевшим контейнеры как у КРМ, но оснащенным увеличенным хвостовым обтекателем вместо кормовой стрелковой установки. В течение 30 лет такие самолеты следили за учениями НАТО и США по всей Северной Атлантике и северной части Тихого океана, собирая разведывательные данные по западным РЛС и системам связи и получая тысячи фотографий боевых кораблей.
Несколько ракетоносцев Ту-16К-16 переделали в морские разведчики Ту-16Е (код НАТО - "Badger-D"). Они могли применяться как машины электронной разведки и обеспечивать наведение противокорабельных ракет большой дальности на маршевом участке. Ту-16К-16 был очень похож на Ту-16К-10, но имел увеличенный обтекатель под носовой секцией и три дополнительных обтекателя антенн под фюзеляжем.
Ту-16 было выпущено много, сотни из них дожили до 1990-х годов. После окончательного списания самолетов ряд машин переделали в беспилотные мишени М-16: в испытательном центре в Ахтубинске они, возможно, имитировали для летчиков-испытателей полноразмерные скоростные самолеты типа Boeing B-52.
Ту-16Е был вариантом Ту-16 для радиоэлектронной разведки, впервые идентифицированным НАТО в конце 1980-х годов. Он опознается по двум подфюзеляжным обтекателям, расположенным по торцам его отсека вооружения намного ближе друг к другу, чем на Ту-16КРМ.
На пилонах под крылом этой машины подвешены свободнопадающие бомбы ФАБ-250. По установленному в носовой части обтекателю антенны можно предположить, что это самолет РЭБ Ту-16П, и, возможно, проводится тренировка экипажа.
Египетские и иракские Ту-16 в боях. В Шестидневной войне 1967 года эскадрилья египетских Ту-16КС была уничтожена на земле. Их заменили на 20 машин Ту-16КСР (фото), с которых во время войны Судного дня 1973 года было запущено 25 ракет по израильским объектам. Один Ту-16 был потерян, но пять ракет смогли преодолеть мощную израильскую ПВО. В 1977 году Ту-16 воевали в недолгом пограничном конфликте с Ливией. Ирак получил несколько советских Ту-16 и китайских Н-6. В 1980-е годы с них пускали ракеты по Ирану. Большинство машин были уничтожены во время войны в Персидском заливе 1991 года.
Кабина пилотов и носовая секция фюзеляжа. На остекленных носовых обтекателях египетских Ту-16КСР-2-11 стояли приметные антенны "Рица". Это часть системы наведения ракет КСР-11. Через плоскую панель остекления в нижней части носового обтекателя штурман мог визуально наводить самолет с помощью бомбового прицела. В аварийной ситуации оба пилота катапультировались вверх, а все остальные члены экипажа - вниз. Все кабины экипажа герметизированы.
Защитное вооружение. Самолет Ту-16 вооружался шестью 23-мм спаренными пушками АМ-23, установленными в надфюзеляжной, подфюзеляжной и кормовой стрелковых установках и одной неподвижной курсовой пушкой, закрепленной по правому борту. Турели с электроприводами управлялись дистанционно. Надфюзеляжная установка могла наводиться штурманом-оператором, подфюзеляжная - стрелком-радистом, ведущим наблюдение из обоих бортовых блистеров. Кормовой стрелок (командир огневых установок) наводил заднюю стрелковую установку и мог управлять всеми тремя турельными пушечными установками. На модификациях самолета носовую пушку часто снимали для освобождения места для нового оборудования, либо для удержания центра тяжести в допустимых пределах. Для ведения экипажем прицельного огня в задней полусфере в условиях плохой видимости самолеты оснащались системой орудийной наводки с прицельной радиолокационной станцией ПРС-1 "Аргон".
Ракета КСР-2 "Радуга" (код НАТО AS-5 "Kelt") класса "воздух-поверхность" была разработана в начале 1960-х годов как развитие ракеты КС-1 "Комета". Ту-16 мог наносить удары самонаводящимися крылатыми ракетами КСР-2 с дальности 160-170 км от намеченной цели. Длина ракеты - 8,65 м, размах крыла - 4,5 м, масса - 4000 кг. Она могла оснащаться ядерной БЧ либо 850-кг обычной фугасно-кумулятивной боеголовкой ФК-2. Ракета оснащалась реактивным двигателем тягой 11,90 кН на форсаже или 6,93 кН для крейсерского полета.
Силовая установка АМ-3/РД-3. Двигатель АМ-3/РД-3 сконструирован в конце 1940-х годов. Группу конструкторов возглавлял С.Ф.Зубец, курировал С.К.Туманский, заместитель начальника в конструкторском бюро А.А.Микулина. Под маркой М-209 этот двигатель впервые заработал в 1950 году. К январю 1952 года обладавший большими резервами двигатель развил тягу 66,18 кН. В РД-3 стоял восьмиступенчатый осевой компрессор со степенью сжатия 6,4. Двигатель был большим, простым и доказал свою надежность и легкость в управлении. На ранние Ту-16 ставили двигатели АМ-ЗА тягой в 85,0 кН, на поздние самолеты - двигатели Туманского РД-ЗМ-500 повышенной тягой 93,0 кН. Копию этого двигателя под индексом WP8 выпускала в Китае фирма "Wopen" для большого парка китайских Xian Н-6.
Ту-16К-10-26. Самолеты Ту-16К-10-26 служили главным образом в советской и российской авиации ВМФ. В середине 1990 годов в авиации Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского и Северного флотов наряду с аналогично вооруженными самолетами Ту-16К-16-26 находилось до 100 таких машин из 220, построенных в 1959-1963 годах.
Ту-16
A300B4-2C. Аэробус A300B4 был поставлен компании "Deutsche Lufthansa AG" 23 марта 1979 года. Для улучшения взлетных характеристик машины серии В4 оснастили носовыми щитками Крюгера в передней кромке корневой части крыла. Это позволяло их эксплуатировать с большей взлетной массой и, соответственно, увеличенным запасом топлива.
Когда компания "Iberia" отменила свой первый заказ на аэробусы A300B4-2C/-103, чартерная компания "Germanair" в июне 1975 года стала первой, начавшей эксплуатацию машин этой версии. В итоге "Germanair" приобрела четыре самолета в варианте на 314 пассажиров для использования на популярных отпускных линиях. Одним из них был самолет с кодом D-AMAY, поставленный в апреле 1976 года и названный "Ludwig I". В 1979 году "Germanair" вошла в концерн "Hapag-Lloyd". Самолет на рисунке изображен в раскраске этой компании.
В 1977 году, после сертификации авиалайнеров A300 по стандарту ETOPS, их смогли закупать такие авиакомпании, как "Air Seychelles", для которых требовались самолеты, способные официально эксплуатироваться над водой на большие расстояния. Аэробус A300B4-2/303 с кодом F-BVGM был арендован у компании "Air France".
Компания "Pan American World Airlines" в декабре 1984 года заказала 12 аэробусов A300B4-203 (позднее купили один бывший в употреблении самолет) для авиалиний США - Карибы. В этой компании также эксплуатировались аэробусы A310.
Транспортные аэробусы A300. A300 продолжают использовать для грузовых перевозок. По количеству применяемых машин они уступают только Boeing 747. Специализированные компании по перевозке грузов заинтересовались транспортными версиями -600R. Летом 1991 года "Federal Express" заказала 25 машин A300F4-600R. Позже заказ увеличили до 35 самолетов, а первый получен 27 апреля 1994 года. В сентябре 1998-го "United Parcel Services" заказала 30 аэробусов A300F4-620R, в январе 2001-го - еще 60 машин, хотя затем заказ был урезан до 53 самолетов. В дополнение к заново построенным транспортным машинам "Elbe Flugzeugwerke" в Дрездене (позже EADS EFW), "British Aerospace Aviation Service" в Бристоль-Филтоне и "Sogerma" в Бордо и Тулузе переделали множество бывших пассажирских A300 в транспортные. В 2009 году больше всего грузовых A300 летали в "Channel Express", DHL, FedEx и TNT. Разработанный на базе A300 самолет колоссальных размеров Beluga перевозит грузы между европейскими предприятиями концерна "Airbus".
Аэробус A300B4-203 (F) с кодом OO-TZD разделил участь сотен таких же машин. С 1984 года он регулярно эксплуатировался в компании "PanAm"; через 14 лет его переделали в грузовой для службы в бельгийской транспортной компании TNT. Теперь он стоит на хранении.
Фирма "Avro" разработала самолет RJ100 в качестве прямой замены машин BAe 146-300. Самолеты серии RJ пользуются такой же популярностью, как и их предшественники. На бывшие в употреблении, но пригодные к полетам BAe 146 все еще есть спрос на рынке. В парке авиакомпании "SAM Colombia" состоят только самолеты RJ100, всего до девяти машин.
Европейский клуб "двух Махов". В конструкции всех трех первых сверхзвуковых европейских истребителей применены варианты треугольного крыла. Истребитель Dassault Mirage IIIA получил чистое дельтовидное крыло и подвижные полуконические центральные тела в воздухозаборниках. Впервые взлетевший в мае 1958 года, истребитель стал первым в Западной Европе, развившим скорость 2MB горизонтальном полете. Современником Mirage III стал шведский Saab J 35 Draken с крылом в форме двойной дельты. В октябре 1955 года его прототип превысил скорость 1 М. Способный развивать скорость 2 М истребитель приняли на вооружение в 1959 году. В то же время в Британии фирма "English Electric" разработала истребитель Lightning (фото). В его компоновке попытались объединить преимущества треугольного крыла с достоинствами крыла большой стреловидности. 25 ноября 1958 года опытный летательный аппарат P.1b достиг скорости 2 М. Самолеты этого типа ввели в строй в 1960 году.
На этом истребителе Spitfire Mk XIV Лэйси никого не сбил. Он летал на нем осенью 1945 года, когда служил командиром 17-й эскадрильи в Селетаре, Сингапур. Летая на Spitfire последних модификаций (Mk VIII), он сбил всего один самолет (Ki-43 Oscar в Бирме).
Строевой Су-7БКЛ с включенным форсажем начинает разбег
На основе прототипа С-1 ОКБ Сухого разработало два семейства серийных боевых самолетов. Оба они оснащались мощными двигателями АЛ-7. Ударные истребители-бомбардировщики серии Су-7 (на снимке) развивали максимальную скорость свыше 2 М.
Истребитель EAP обладал хорошими пилотажными характеристиками на всех углах атаки. При больших углах атаки нижняя входная кромка регулируемого воздухозаборника с переменным входным сечением опускалась вниз для обеспечения подачи невозмущенного потока воздуха на этих режимах полета.
F-15D Eagle
Reggiane Re 2001 CN2. Этот Re 2001 служил в 82-й эскадрилье 21-й группы 51-го полка итальянских ВВС. После службы на Сицилии и в Италии 21-я группа, как и многие другие итальянские части, перешла на сторону союзников в сентябре 1943 года.
Бомбардировщик Martin Marauder Mk I впервые попал к англичанам в августе 1942 года в составе 14-й эскадрильи. Эта базировавшаяся в Египте авиачасть летала бомбить морские цели у берегов Сицилии и Италии.
Невооруженные фоторазведчики Lockheed F-5E Lightning из 90-го фоторазведывательного авиакрыла использовались для разведки перед высадкой в Сицилии в 1943 году.
Производство самолетов ATP прекратилось в конце 1993 года, затем этот самолет повторно выпустили на рынок под маркой Jetstream 61. Из поставленных 58 ATP два экземпляра получила авиакомпания "Biman Bangladesh Airlines". Один из них показан на фотографии.