Подвешенный на бомбардировщике B-1B контейнер Sniper XR ATP имеет высокие характеристики.
Sniper обеспечивает самолетам B-1B высокие возможности по обнаружению и классификации целей.
Истребители Messerschmitt Bf 109E-4/Trop из состава I группы 27-й истребительной эскадры оказали большое влияние на ход воздушной войны в небе Северной Африки. Весной 1947 года они превосходили на ТВД любые британские истребители.
Британские специалисты готовят к вылету легкий бомбардировщик Bristol Blenheim Mk I из 1 13-й эскадрильи. Обычно легкие бомбардировщики применялись против небронированных целей и скоплений пехоты.
Fiat CR.32. 160-я эскадрилья 12-й авиагруппы 50-го авиакрыла итальянских ВВС имела на вооружении самолеты CR.32 и Breda Ва.65, которые использовались в качестве штурмовиков. Впрочем - не особо удачно.
F-16A Fighting Falcon. Данный F-16A Block 15 из состава 14-й эскадрильи ВВС Пакистана принадлежал пакистанскому флайт-лейтенанту Халиду Мехмуду. Считается, что в двух боях в 1988 году он сбил три афганских самолета.
Южная Корея. На вооружении южнокорейских ВВС состоят 180 самолетов F-16C/D модификаций Block 32 и Block 52: в 1986 году поставлены 40 самолетов Block 32 ("Peace Bridge I"); в рамках второго этапа программы ВВС с июня 1997 года получили 120 самолетов Block 52 Viper-108 машин были собраны компанией "Samsung Aerospace" под обозначением KF-16; в 2003-2004 годах компания "Samsung Aerospace" передала заказчику еще 20 самолетов Block 52 ("Peace Bridge III"). Южнокорейские ВВС первыми из иностранных заказчиков получили возможность установки на своих F-16 станции ответных помех AN/ALQ-165. Самолеты размещены на четырех авиабазах: Чхунджу (19-е истребительное авиакрыло; 155-я и 159-я истребительные эскадрильи - самолеты KF-16; 161-я и 162-я истребительные эскадрильи - самолеты F-16C/D Block 32), Сосан (20-е истребительное авиакрыло; 120-я, 121-я, 123-я и 157-я истребительные эскадрильи - самолеты F-16C/D Block 52), Кунсан (38-е тактическое истребительное авиакрыло; 111-я истребительная эскадрилья - самолеты F-16C/D Block 52) и Чхонджу (29-я авиагруппа по доводке машин и разработке тактических приемов их использования - самолеты KF-16).
Индонезия. В августе 1986 года индонезийские ВВС заказали 12 самолетов F-16A/B Block 15OCU (программа "Peace Bima-Sena"), поставки которых осуществлены в 1989-1990 годах. К марту 1996 года Индонезия разместила заявки на приобретение еще девяти F-16A Block 15, но в июле 1997 года контракт был отменен - возникли политические осложнения в отношениях между Индонезией и США. Вашингтон ввел эмбарго на поставки вооружений и военной техники в Индонезию, которое было снято только в 2005 году. Сегодня остающиеся в эксплуатации индонезийские самолеты F-16 выполняют полеты только в дневное время суток и входят в состав 3-й эскадрильи 3-го авиакрыла, базирующегося на авиабазе Исвахуди.
Совершающий полет над Афганистаном F-16C, принадлежащий ВВС США, оснащен прицельным контейнером AN/AAQ-28(V) Litening AT, обеспечивающим применение собственных УАБ с лазерным наведением, выработку данных целеуказания для боеприпасов с приемниками GPS и получение разведданных в реальном масштабе времени.
Истребители F-16 Block 52 составляют основу ВВС Сингапура. Изображенный здесь самолет несет УР класса "воздух-воздух" AIM-9P Sidewinder.
Тайвань. 150 самолетов F-16A/В Block 20 - это основа воздушной мощи ВВС Тайваня. В ноябре 1992 года подписано соглашение по программе "Peace Fenghuang" по поставке Тайваню F-16A/B Block 20 фактически представлявших собой модель Block 15OCU, доведенную до стандарта MLU. Новые машины шли на замену F-104 и F-5E, одновременно приобретались и 60 истребителей Mirage 2000-5. Поставки завершены в 1997 году, но 18 самолетов остались на авиабазе Льюк ВВС США, где обеспечивали подготовку тайваньских летчиков, причем к 2009 году их число сократилось до 14. В июле 2006 года Тайвань решил приобрести еще 66 самолетов F-16A/B, но США предложили взамен F-16C/D. Тайваньские F-16A/B Block 20 оснащены БРЛС Westinghouse AN/APG-66(V)3 и станцией ALR-56M предупреждения о радиолокационном облучении, могут нести подвесные контейнеры с аппаратурой Sharpshooter и Pathfinder. Самолеты находятся в составе 4-го (21-я, 22-я и 23-я тактические истребительные группы; авиабаза Цзяи) и 5-го тактических истребительных авиакрыльев (12-я тактическая разведывательная эскадрилья - ее самолеты оснащены контейнерами с разведаппаратурой AN/VDS-5,17-я, 26-я и 27-я группы; авиабаза Хуалянь).
Таиланд. Королевские ВВС Таиланда получили 54 F-16A/B Block 15OCU и Block 15ADF в рамках четырех этапов программы "Peace Naresuan". Первые 12 самолетов Block 15OCU переданы в 1998 году ("Peace Naresuan I"), в 1990-1991 годах - следующие шесть машин ("Peace Naresuan II"), в 1995-1996 годах - еще 18 самолетов ("Peace Naresuan III"), а в августе - октябре 2002 года и июле 2003 года - поставлены 16 Block 15ADF и два Block 10OCU, предназначенные на запчасти ("Peace Naresuan IV"). В 2005 году Таиланд получил семь Block 15OCU из Сингапура, взамен на разрешение использовать авиабазы и полигоны Таиланда для подготовки сингапурских военных. Все F-16 находятся в составе 1-го авиакрыла на авиабазе Корат (102-я эскадрилья - самолеты Block 15ADF, 103-я эскадрилья - самолеты Block 15OCU) и 4-го авиакрыла на авиабазе Такпи (413-я эскадрилья - самолеты Block 15OCU).
Изготовление фюзеляжа было поручено заводу "Dassault" в Аржантёй, недалеко от Парижа. 7 июня 1982 года первый элемент конструкции нового Mirage 2000C-01 (фото) был отправлен по шоссе в Бордо (Мериньяк), где к нему пристыковали консоли крыла, изготовленные "Aerospatiale" в Нанте.
"Thomson-CSF" поставляла БРЛС RDM, a SNECMA - двигатели M53-5. Первый полет он совершил 20 ноября 1982 года, самолет пилотировал Гай Мито-Морар.
Третий прототип стал первым Mirage 2000, оснащенным многоцелевой бортовой импульсно-доплеровской РЛС Thomson-CSF RDM. На заднем плане - четвертый прототип.
"Dassault" построила этот "прозрачный" полноразмерный макет Mirage 2000C для наглядного отображения всех систем самолета.
В ноябре 2007 года пара F-22A с авиабазы Элмендорф выполнила первый перехват "вероятного противника", в роли которого выступил российский Ту-95МС. На фотографии видно, что Raptor несет подвесные топливные баки.
AH-1Z - наиболее совершенный представитель всего легендарного семейства ганшипов. Его боевой потенциал столь же высок, сколь и грозен его внешний вид. Вертолет оснащен самой совершенной аппаратурой и мощным вооружением.
AH-1W из авиации КМП США несет ПТУР AGM-114 Hellfire, 70-мм НАР и встроенную 20-мм пушку. Вертолеты SuperCobra активно использовались в Ираке (на снимке) и Афганистане.
F-22A Raptor. По состоянию на август 2009 года, ВВС США получили около 145 самолетов, из них два потеряны в ходе различных инцидентов. Заказчик должен получить еще 42 самолета. Таким образом, парк Raptor станет самым малочисленным из всех истребителей, находившихся когда-либо на вооружении ВВС США.
F-22 отличается высокой маневренностью. Отклонение носка крыла, выпуск закрылков, отклонение элеронов, стабилизаторов и рулей направления регулируются и согласуются системой автоматического управления (СМ).. На снимке: элевоны - в режиме рулей высоты, носок крыла отклонен, рули направления отклонены до упора вправо. САУ также управляет отклонением вектора тяги двигателей.
На снимке видно ограниченное число образующих плоскостей планера. Боковые поверхности носовой части фюзеляжа, кромки воздухозаборников и килей расположены вдоль одной плоскости. Это сделано для уменьшения ЭПР самолета.
В начале работ по программе создания перспективного истребителя общее количество потребных истребителей завоевания превосходства в воздухе оценивалось в 750 самолетов. Впоследствии оно сократилось до 187, в то время как на Raptor были возложены и ударные функции.
Многие эксперты склонны рассматривать F-22A как последний пилотируемый истребитель - на смену ему, вероятно, придет уже беспилотный боевой авиационный комплекс.
Первые F-22A прибыли на авиабазу Элмендорф 8 августа 2007 года. Суровые климатические условия, как оказалось, оказывают негативное влияние на работоспособность стелс-покрытия самолетов, что требует более объемного техобслуживания.
Истребителю пятого поколения F-22A приходится тесно сотрудничать с боевыми самолетами предыдущих поколений.
В ноябре 2007 года пара F-22A с авиабазы Элмендорф выполнила первый перехват "вероятного противника", в роли которого выступил российский Ту-95МС. На фотографии видно, что Raptor несет подвесные топливные баки.
F-22A Raptor - элитный истребитель ВВС США, о котором только могут мечтать летчики других стран. Хотя он уже не одинок, в России появляется свой истребитель пятого поколения.
Управление вектором тяги дает возможность существенно повысить маневренные возможности самолета. Так, например, установленный на истребителе F-22A двигатель Pratt & Whitney F119-PW-100 имеет сопла, отклоняемые в вертикальной плоскости.
F-22A Raptor. В настоящее время F-22A находятся на вооружении четырех боевых эскадрилий, базирующихся на авиабазах Лэнгли (штат Вирджиния), Элмендорф (Аляска), Холломэн (Нью-Мексико) и Хикэм (Гавайи). Кроме того, данные самолеты эксплуатируются учебной эскадрильей с авиабазы Тиндалл (Флорида) и центром боевого применения на авиабазе Неллис (Невада). Пилоты базирующейся на Аляске 90-й истребительной эскадрильи "Pair O'Dice" 3-го тактического авиакрыла в ноябре 2007 года первыми осуществили перехват и сопровождение российских бомбардировщиков Ту-95МС. В случае необходимости истребители могут быть быстро переброшены в любую "горячую точку" региона (например, в Корею) или в Европу, для чего летчикам с Аляски необходимо будет совершить девятичасовой перелет через Северный полюс.
Двигатель General Electric GE90-115B, установленный на авиалайнере Boeing 777-300ER, развивает максимальную тягу 511,42 кН.
На новейшем европейском истребителе Eurofighter Typhoon установлены ТРДДФ Eurojet EJ200, созданные с применением так называемой блиск-технологии (BUSK, лопатки компрессора изготавливаются единым целым вместе с диском), способные выдерживать большие рабочие температуры и отличающие ся высокой тяговооруженностью.
83-я эскадрилья британских ВВС одной из первых получила самолеты Lancaster Mk I.
Lancaster готовится к вылету. Рядом с ним стандартные бомбовые кассеты SBC, каждая содержала до 236 зажигательных бомб калибром 1,8 кг. В годы войны самолеты Бомбардировочного командования сбросили более 80 млн таких бомб, из них 50 млн - на счету Lancaster.
Lancaster Mk I, R5740, с кодом "KM-O" был одним из первых бомбардировщиков этого типа, поступивших в 44-ю эскадрилью. Июль 1942 года, авиабаза Уоддингтон.
Бомбардировщики Lancaster из состава 83-й эскадрильи на авиабазе Скэмптон готовятся к рейду на Бремен в ночь с 25 на 26 июня 1942 года.
Такие противокорабельные бомбы CSB калибром 3084 кг были применены Lancaster во время налета на Гдыню. Диаметр бомбы - 114,3 см.
Летчики 106-й эскадрильи на фоне бомбардировщика Lancaster Mk I ED593 "Admiral Prune II", на котором летал командир эскадрильи уинг-коммандер Гай Гибсон (14-й слева), позже командир 617-й эскадрильи. Снимок датирован 1942 годом.
Islander стал классическим транспортным самолетом местных авиалиний. Изображенный здесь BN-2B компании "Loganair" является типичным представителем семейства этих машин, обслуживавших региональные маршруты.
Снимаемые с вооружения Армии США вертолеты AH-1F стали весьма востребованы на международном рынке вооружений. Заинтересованность в них, например, выразил Таиланд.
Начиная с 1979 года, израильские AH-1 Tzefas принимали участие во многих операциях, в том числе и в 1982 году - против сирийских войск.
Во Вьетнаме экипажи во время выполнения заданий часто попадали под сильный обстрел с земли. AH-1G находились тогда на вооружении более чем 20 подразделений, почти 300 вертолетов были потеряны в боях.
Изначально заказанные для британских ВВС 14 самолетов Jetstream были переоборудованы по стандарту Т.Mk 2 для эксплуатации в авиации британских ВМС. Характерное отличие - бульбообразная носовая часть фюзеляжа.
В общей сложности с ноября 1992 года по июль 1997 года 14 заказчикам было поставлено 97 самолетов Jetstream 41.
British Aerospace (Scottish Aviation) Jetstream 1
Разработанный на базе двигателя T406, турбовинтовой двигатель AE2100 оснащен шестилопастным воздушным винтом марки Dowty и установлен на самолетах Saab 2000 и C-130J.
Самолеты Hawk весьма широко экспортировались, особенно популярной машина стала в странах Персидского залива.
Учебно-боевые самолеты Hawk британских ВВС в настоящее время окрашены по той же схеме, что и на фотографии. Броская окраска должна снизить риск столкновения учебных машине воздухе.
British Aerospace Hawk T.Mk 1
Nene Viking. По заказу Министерства снабжения Великобритании 107-й серийный самолет был оснащен турбореактивными двигателями Rolls-Royce Nene, а также отличался усиленной обшивкой крыла, металлическими рулями высоты и шасси иного типа (с четырьмя одноколесными основными стойками). Изменения коснулись также топливной системы и кабины пилотов. 6 апреля 1948 года пилот Дж. Саммерс поднял Type 618 Nene Viking с аэродрома Уисли - это был первый британский реактивный транспортный самолет, поднявшийся в небо. Самолет развивал максимальную скорость 753 км/час, а на крейсерской скорости 632 км/час преодолевал 555 км. 25 июля 1948 года (в честь 39-летия полета Луи Блерио через Ла-Манш) самолет Nene Viking с 24 пассажирами на борту совершил перелет из Лондона в Виллакубле, под Парижем, всего за 34 мин 7 с, т.е. почти в два раза быстрее, чем стандартный поршневой Viking компании BEA. Был также побит рекорд скорости, установленный на линии Лондон - Париж самолетом Supermarine Spitfire. Испытания успешно продолжались несколько лет, в 1954 году Nene Viking вновь оснастили поршневыми двигателями (модель Mk 1В), присвоили имя "Lord Dundonald" и передали в качестве грузового компании "Eagle Aviation". Списан самолет был в 1962 году.
Gloster Gauntlet Mk II. Считавшийся устаревшим Gauntlet в первые месяцы войны в Северной Африке еще находился на вооружении одной австралийской (на рисунке - самолет 3-й эскадрильи) и трех британских эскадрилий. Южноафриканские ВВС эксплуатировали самолеты в Восточной Африке вплоть до 1942 года.
Командование британских ВВС на Ближнем Востоке было вынуждено оборонять огромное пространство, располагая преимущественно устаревшими самолетами. Одним из них был и Vickers Valentia, запечатленный здесь над Гелиополисом, недалеко от Каира (Египет).
Наиболее активно Viking эксплуатировала авиакомпания "British European Airways", заменившая им свои Douglas DC-3.
"British West Indian Airways" эксплуатировала восемь Viking Mk 1, имевших крыло с работающей обшивкой. Данный самолет позже эксплуатировался британской "Eagle Aviation".
Первый Mk IB достался "Indian National Airways", всего же компания приобрела шесть таких машин, а еще девять купила "Air India". Компании позже вошли в состав "Indian Airlines Corporation".
Снятые с эксплуатации в BEA самолеты Viking были проданы небольшим британским авиаперевозчикам. Например, изображенный здесь G-AHOY принадлежал "Hunting", "Eagle", "Pegasus", "Autair" (на снимке), "Claydon Aviation" и "Invicta".
Viking стал первым послевоенным пассажирским и грузовым авиалайнером, и на его базе для британских ВВС была разработана модификация Vickers Valetta - для перевозки личного состава и различных грузов. Прототип Valetta совершил первый полет 30 июня 1947 года. Он отличался от Viking 1В усиленным полом кабины, большими грузовыми дверями по правому борту, новым шасси, усовершенствованной топливной системой и более мощными двигателями Bristol Hercules 230. Самолет Valetta C.Mk 1 (фото) мог перевозить до 34 военнослужащих, 20 десантников или сбрасываемый груз. В мае 1949 года самолет поступил в 204-ю эскадрилью в Эль-Кабрите (Египет) и постепенно сменил в Транспортном командовании британских ВВС машины Douglas Dakota, хорошо зарекомендовав себя во время конфликта в Малайе, где самолеты этого типа сбросили более 2000 т груза для снабжения британских войск, воевавших в джунглях.
Valetta C.Mk 2 был схож с модификацией Mk 1, но предназначался для VIP-перевозок, имел кабину на 9-15 пассажиров и, благодаря увеличенному запасу топлива, имел большую дальность полета. Учебная модификация, Valetta T.Mk 3 (фото), поступила на вооружение британских ВВС в 1950 году для подготовки штурманов. Самолет имел ряд надфюзеляжных астрокуполов; было построено 40 таких машин. В 1966 году самолеты Valetta были сняты с эксплуатации в транспортных эскадрильях британских ВВС.
Авиаперевозчики рассчитывают, что авиалайнеры следующего поколения будут иметь на 25%лучшую топливную эффективность. Новое поколение двигателей представлено GEnx ("General Electric") и Trent 1000 ("Rolls-Royce"), одним из основных отличий которых стала замена традиционной системы отбора сжатого воздуха от двигателя более эффективной системой, шире использующей возможности электрооборудования. Еще более радикальный дизайн имеет двигатель PW1000G ("Pratt & Whitney", на снимке), созданный на базе технологии "Geared Turbofan" - системы привода вентилятора через редуктор (справа), которая позволяет существенно снизить скорость вращения вентилятора по сравнению со скоростью вращения турбины. Двигатель уже выбран для установки на самолеты Bombardier CSeries и Mitsubishi MRJ. "Rolls-Royce" же сделал ставку на совершенствование своих трехвальных двигателей.
Результаты анализа операции "Tet" были использованы и для создания AH-1J, вооруженного трехствольной пушкой M197.
Авиаперевозчики рассчитывают, что авиалайнеры следующего поколения будут иметь на 25%лучшую топливную эффективность. Новое поколение двигателей представлено GEnx ("General Electric") и Trent 1000 ("Rolls-Royce"), одним из основных отличий которых стала замена традиционной системы отбора сжатого воздуха от двигателя более эффективной системой, шире использующей возможности электрооборудования. Еще более радикальный дизайн имеет двигатель PW1000G ("Pratt & Whitney", на снимке), созданный на базе технологии "Geared Turbofan" - системы привода вентилятора через редуктор (справа), которая позволяет существенно снизить скорость вращения вентилятора по сравнению со скоростью вращения турбины. Двигатель уже выбран для установки на самолеты Bombardier CSeries и Mitsubishi MRJ. "Rolls-Royce" же сделал ставку на совершенствование своих трехвальных двигателей.
В 1999 году новозеландская компания "Integrity Aircraft" предложила вариант самолета Trislander, оснащенный одним турбовинтовым двигателем TFE331, но проект реализован не был.
В апреле 2008 года прошла информация о том, что компании "BAE Systems" и HAL обсуждают возможность лицензионного выпуска дополнительных 57 самолетов Hawk AJT, предназначенных для Индии.
11 октября 1980г.: Мишель Порта поднял в воздух первый прототип двухместного Mirage 2000B. Построенный на средства "Dassault", Mirage 2000B-01 (пятый прототип Mirage 2000) уже в первом полете превысил скорость звука. В следующем году B-01 использовался для испытаний ракеты ASMP.
На центральной точке подвески - макет КРВБ ASMP с ядерной боевой частью, испытывавшейся на Mirage 2000B-01 в рамках программы Mirage 2000N.
17 июля 1949 года в воздух поднялся Vickers Varsity T.Mk 1 (фото), учебный самолет для подготовки пилотов, штурманов и бомбардиров для многодвигательных самолетов, созданный на замену Wellington T.Mk 10. Внешне похожий на Viking и Valetta, он был фактически новым самолетом, с увеличенными размахом крыла (на 1,83 м) и фюзеляжем. Самолет имел подфюзеляжный обтекатель, где располагался бомбардир, бомбоотсек для 11,30-кг практических бомб, трехстоечное шасси и оснащался двигателями Bristol Hercules 264 мощностью 1950 л. с. Британские ВВС приобрели 160 самолетов Varsity, последний был снят с эксплуатации в 1976 году (он до конца 1980-х годов находился в распоряжении Royal Aircraft Establishment).
Один Varsity был переоборудован в личный самолет короля Иордании Хусейна (фото), на нем сняли место бомбардира. Два гражданских Varsity в середине 1960-х годов использовались в исследовательских целях компанией "Smith's Industries".
ATFLIR стал стандартным средством для самолетов Super Hornet.
Разработанный на базе двигателя T406, турбовинтовой двигатель AE2100 оснащен шестилопастным воздушным винтом марки Dowty и установлен на самолетах Saab 2000 и C-130J.
Изображенный на снимке самолет, G-ADDB, строился как Swallow, но в мае 1935 года появился уже в модернизированном виде, как прототип модификации Swallow 2. Одна из основных задач модернизации заключалась в сокращении сроков постройки машины.
Для истребителя пятого поколения F-35 Lightning II компания "Pratt & Whitney" разработала двигатель FT35, имеющий тягу на форсаже 7 55,65 кН и устанавливаемый на все три модификации данного самолета - F-35A, F-35B и F-35C.